Урок русского языка в 4 классе
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)
Предлагаю конспект урока русского языка в 4 классе "Правописание безударных окончаний склоняемых частей речи" по программе "Планета знаний"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka.docx | 47.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 4 классе (УМК «Планета знаний»)
Тема урока: «Правописание безударных падежных окончаний склоняемых частей речи».
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Цели:
Цели урока:
1. Образовательные: а) обобщить и систематизировать знания учащихся о склоняемых частях речи, их морфологических признаках; б) установить глубину и прочность усвоения пройденного материала учащимися; в) повторить алгоритмы проверки безударных окончаний имён существительных и имён прилагательных;
2. Развивающие: а) развивать практические умения: работать по алгоритму в группах; б) развивать орфографическую зоркость, словесно– логическое мышление; в) развивать творческие способности детей (воображение, наблюдательность, память);
3. Воспитательные: а) воспитывать толерантность – терпимость к чужому мнению; внимательное, доброжелательное отношение к ответам других детей; б) воспитывать любовь и уважение к родному языку.
Задачи:
- (направленные на достижение личностных результатов обучения) формирование уважения к иному мнению, к иной точке зрения, развитие самостоятельности
- (направленные на достижение метапредметных результатов обучения) формирование умения работать с информацией, ясно и чётко излагать свою точку зрения, доказывать её, связно выражать свои мысли, давать полные аргументированные ответы, знакомство с профессией журналиста; воспитание любви к родному краю.
- (направленные на достижение предметных результатов обучения) тренировка умения изменять прилагательные по вопросам, правильно писать безударные падежные окончания имен прилагательных и существительных
Оборудование:
Учебник “Русский язык”4 класс. Л. Я. Желтовская.
Карточки.
Компьютеры.
Презентация.
Опорные понятия, термины - имя прилагательное, род, окончание имен прилагательных. Формы контроля - инивидуальная работа, работа в парах, разноуровневая работа, самопроверка, взаимопроверка.
Используемые методы, приемы, формы - словесный, беседа по уточнению знаний, создание ситуации успеха, создание ситуации эмоционального комфорта, фронтальная работа, работа в паре, побуждающий диалог, индивидуальная и самостоятельная работа.
Формируемые УУД:
регулятивные - саморегуляция: самоконтроль готовности к уроку и самоорганизация внимания, осуществлять контроль результатов ранее полученных знаний, определять цели учебной деятельности, составлять план действий с учетом конечного результата, констатировать необходимость продолжения действий;
коммуникативные - слушать и понимать речь учителя, вести диалог, аргументированно отвечать, слушать товарищей, участвовать в коллективном обсуждении проблемы, отображать свои чувства и мысли в речевом высказывании;
познавательные - находить ответы на вопросы, используя ранее изученную информацию, умение ориентироваться в своей системе знаний, умение осознанно строить речевое высказывание, формулировать информационный запрос, выдвигать предположения, находить, анализировать и выбирать рациональные пути решения проблемы, извлекать необходимую информацию из различных источников, умение осознанно строить речевое высказывание;
личностные - проявлять интерес к новому содержанию, осознавая неполноту своих знаний, осознание значимости полученных знаний и необходимости саморазвития; формирование положительной учебной мотивации; стимулирование готовности слушать собеседника и вести диалог; учитывать разные мнения и приходить к общему решению в рамках совместной деятельности; умение адекватно оценивать свою деятельность
Предметные УУД:
- выделять окончания у имен прилагательных и у имен существительных.
- развитие навыка орфографической зоркости; ассоциативного мышления;
- формирование потребности грамотного письма.
1. Орг. момент
(самоопределение к деятельности)
- Проверьте своё рабочее место.
К работе всё готово.
А настроение?
Всем удачи, садитесь.
Эмоциональный настрой.
- Мне бы хотелось, чтобы для вас девизом сегодняшнего урока стали слова древнего китайского мудреца Конфуция: «Учитесь так, словно вы постоянно ощущаете нехватку знаний, и так, словно вы постоянно боитесь растерять свои знания».
( Слайд 1)
Я желаю всем удачи!
2 Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности. Словарная работа.
- Ребята, что вы ждёте от урока?
- А я жду от вас грамотных ответов, активности на уроке.
Словарная работа
П.ЛЬТО, М.ТЕЛЬ, СНЕ., В.ЮГА, ИЗМОРО.Ь, П.ГОДА
Что общего в словах?
(Имена существительные )
Разделите на группы ( по родам и склонениям)
Какие существительные к какому склонению относятся? ( слайд)
Какой темой объединить можно эти слова? ( зима)
Чтение отрывка из стихотворения Пушкина. (слайд)
- С кем поэт сравнивает зиму?
Образуйте от слова зима однокоренные слова.
Сделайте морфологический разбор слова зима—имя сущ.,: нариц., неодуш. , ж. род,1 скл., ед. ч., И. п.
(СЛАЙД)
Спишите, поставьте знаки препинания. Дайте характеристику предложения. Разберите по членам предложения и частям речи
- На берёз_ лежат пушистые шапки снега ветки пригнулись к земле от такой тяжест_ .
Проанализируйте орфограммы и сформулируйте тему урока
Выберите правильный вариант и обоснуйте свой ответ.
Написание ударных гласных в окончаниях существительных 1 и 2 склонений
Написание безударных окончаний в словах
Написание безударных окончаний существительных 1 и 2 склонений
Цели урока
- Научиться без ошибок писать безударное падежное окончание имени существительного в единственном числе
- Подготовка к ВПР.
- Все ли грамматические признаки нужно вспомнить, чтобы верно написать окончание имён существительных?
Чтобы правильно писать безударное окончание существительного надо:
Шаг 1
Поставить существительное в начальную форму
Шаг 2
Определить склонение.
Шаг 3
Определить падеж.
Шаг 4
Вспомнить окончание существительного этого склонения в нужном падеже.
- Проверь себя:
На берёз е (1 скл., П.п.) лежат пушистые шапки снега, ветки пригнулись к земле от такой тяжест и
( 3 скл., Р.п.) .
Чтобы правильно писать безударное окончание существительного надо:
Шаг 1
Ставлю существительное в начальную форму.
Шаг 2
Определяю склонение.
Шаг 3
Определяю падеж.
Шаг 4
По слову-помощнику проверить окончание существительного
(1скл.- рука, 2скл.- плечо, 3скл.- грудь)
- Какая орфограмма объединяет все эти слова? (Непроверяемая безударная гласная в корне)
- В какой части слова находится эта орфограмма? (В корне)
- А как мы поступим, если слово с безударной гласной не относится к словарным словам? (Если слово с безударной гласной не относится к словарным словам, значит, его можно проверить)
- Как проверить безударную гласную в слове? (Ударением)
- В каких частях слова может находиться безударная гласная? (В приставке, корне, суффиксе и окончании.)
- Как нужно действовать, чтобы не ошибиться в написании безударной гласной? (Повторение изученных правил.)
- О проверке безударных гласных каких частей речи и в какой части слова мы говорили на прошлых уроках? (В окончаниях имён существительных и имён прилагательных)
На уроке вы будете оценивать свою работу, заполнив листочки самооценки. Побудь учителем минутку, поставь оценку, но не в шутку.
№ | Задание | Успешность |
1 | Словарная работа | + или - |
2 | Работа в парах | + или - |
3 | Исследовательская работа (в парах) | + или - |
4 | Выборочный диктант | + или - |
5 | Игра «Заказ» | + или - |
6 | Групповая работа | + или - |
7 | Графический диктант | + или - |
8 | Игра «Найди место» | + или - |
Самооценка | Оценка: |
4.Формулирование учащимися темы и целей урока. Постановка учебной задачи.
(Слайд 3-4)
- Минутка чистописания
(Слайд 5)
- Работа в парах. (Слайд 6)
Исправь ошибки.
По дороги к бабушки Петя успел нарвать много землянике. Набрал целаю корзину грибков. Молоденькии берёзки нежно шелестели листвой ему вслед.
Где возникло затруднение? Почему?
Какие цели вы бы поставили к сегодняшнему уроку? Обоснуйте свой ответ. (Ответы учащихся) (Проверять безударные падежные окончания существительных и прилагательных)
- Для чего нам это надо?
- Сегодня на уроке мы должны повторить, какие действия нам необходимо выполнить для решения орфографических задач в безударных окончаниях имён существительных и имён прилагательных.
- Как, на ваш взгляд, должна звучать тема нашего урока
5. Закрепление правил правописания безударных окончаний имён существительных и имен прилагательных.
Повторение алгоритма проверки безударных окончаний имён существительных.
(Слайд 7)
Проведите исследование в парах: исключите лишнее слово (по склонению) допишите его в предложение, просклоняйте существительные на листочках, сравните окончания, расставьте ударение.
Ветер сорвал с (чего?) …., …., …., последний лист.
Осина, сосна, клен.
Березка, ясень, бук.
Малина, смородина, сирень.
- И начнём мы нашу работу с повторения алгоритма проверки безударных окончаний имён существительных.
- Назовите действия, которые следует выполнять, чтобы правильно решать орфографические задачи в безударных окончаниях имён существительных.
- Поставить слово с безударным окончанием в начальную форму для того, чтобы определить склонение.
- Определить падеж слова с безударным окончанием.
- Вспомнить окончание существительного этого склонения в нужном падеже.
- Для проверки: подобрать слово того же склонения, но с ударным окончанием.
- Поставить в форму того же падежа, что и проверяемое слово, слово с ударным окончанием.
- Записать то же окончание в безударную позицию.
На доске опорная схема:
- Нач. ф. → род → → скл.
- Падеж.
- □
- Проверочное слово.
- Пров. слово → падеж
- □
- Какие слова – подсказки вы можете назвать для 1-го склонения? (Земля, рука, лиса и т.д.)
- Для 2-го? (Слон, окно и т.д.)
- Для 3-го? (Степь и т.д.)
6.Выборочный диктант. Игра «Заказ».
Работа по карточкам.
- А теперь давайте поиграем. Игра называется «Заказ». Я вам заказываю имя прилагательное в определённом роде и падеже. Ваша задача найти такое прилагательное, назвать его и объяснить написание окончания.
Для этого вспомним алгоритм проверки безударных окончаний имён прилагательных.
( Слайд 8)
- Найти существительное, к которому относится прилагательное.
- Поставить вопрос от существительного к прилагательному и по ударному окончанию вопроса узнать окончание прилагательного.
В син_м мор_ , у соседн_й опушк_, по хорош_й дорог_,ранн_й зимой, около упавш___ дуба, на письмен_м столе, ранн_м утр_м, по широк_й улиц_.
Требуется:
- имя прилагательное среднего рода в творительном падеже (ранним утром);
- имя прилагательное женского рода в родительном падеже (у соседней опушки);
- имя прилагательное женского рода в дательном падеже (по широкой улице, по хорошей дороге);
- имя прилагательное мужского рода в родительном падеже (около упавшего дуба);
- имя прилагательное среднего рода в предложном падеже (в синем море);
- имя прилагательное женского рода в творительном падеже (ранней зимой);
- имя прилагательное мужского рода в предложном падеже (на письменном столе);
Физминутка (Слайд 9)
Музыкальная физминутка
7. Групповая работа
- А теперь попробуйте поиграть в игру, которая называется "Мозаика". Вы, конечно же, знаете, что такое мозаика. В нашей игре роль цветных стёклышек будут играть прилагательные. Вот их как много! И какие все разные!
(Детям раздаются карточки, на которых напечатана сказка с пропущенными прилагательными)
На _____ _____ планете жили ______ _____ человечки, у них были ______ глаза, ____ волосы, ____ уши. Зато очень ____ характер. Домики у человечков были ____, с _____ крышами. Возле каждого домика сидела _____ собачка. Собачки на этой _____ планете были вместо кур, потому что _____ домики охраняли ____ дракончики и страусы. Они сидели на ____ верёвочках и рычали. На ____ ____ деревьях пели ____ песни ____ мухи. В ____ лесах водились ____ слонята, ____ цыплята, ____ ёжики и ящерицы. А на ____ черепахах ____ ездили в гости.
Правитель ____ планеты был человеком ____ и ____, он жил в ____ ____ дворце с ____ окнами и ____ дверями. У него были ____ слуги.
Раз в ____ саду возле ____ дворца выросло ____ растение.
- Вы можете заполнить пропуски, какими угодно прилагательными (из нашей мозаики).
8. Графический диктант.
- Определи падеж словосочетания зелёный лист.
Как-то раз с большого клёна оторвался лист зеленый
И пустился вместе с ветром путешествовать по свету.
Закружилась голова у зелёного листа.
Ветер нёс его и нёс, бросил только на мосту.
В тот же миг весёлый пёс шмыг - к зелёному листу,
Лапой - хвать зелёный лист, дескать, поиграем.
“Не хочу” - парашютист головой качает…
Ветер вмиг с листом зелёным над землёй взметнулся снова,
Но шалун - листок упал…
Я пишу в саду под клёном стих о том листе зелёном.
9. Итог урока.
Заполните таблицу ( На карточках)
Игра «Найди место». (Дифференцированно)
-Ребята, я предлагаю заполнить таблицу. Вы должны разложить под падежами окончания прилагательных в этом падеже и числе.
Окончания прилагательных мужского и среднего рода ед. числа ( уровень 3)
Падеж | И.п. | Р.п. | Д.п | В.п. | Т.п. | П.п. |
Вопрос | Какой? Какое? | Какого? | Какому? | Какой? Какое? | Каким? | О каком? |
Окончания |
Окончания прилагательных женского рода ед.числа (уровень 1)
Падеж | И.п. | Р.п. Д.п. П.п. | В.п. | Т.п. |
Вопрос | Какая? | Какой? | Какую? | Какой? |
Окончания |
Окончания прилагательных множественного числа (уровень 2)
Падеж | И.п. В.п. | Р.п. В.п. П.п. | Д.п | Т.п. |
Вопрос | Какие? | Каких? | Каким? | Какими? |
Окончания |
Проверка (Слайды 10- 12)
Окончания прилагательных мужского и среднего рода ед.числа ( уровень 3)
Падеж | И.п. | Р.п. | Д.п | В.п. | Т.п. | П.п. |
Вопрос | Какой? Какое? | Какого? | Какому? | Какой? Какое? | Каким? | О каком? |
Окончания | -ый-ий -ой -ое-ее | -ого -его | -ому -ему | -ый-ий -ой -ое-ее | -им -ым | -ом -ем |
Окончания прилагательных женского рода ед.числа (уровень 1)
Падеж | И.п. | Р.п. Д.п. П.п. | В.п. | Т.п. |
Вопрос | Какая? | Какой? | Какую? | Какой? |
Окончания | -ая -яя | -ой -ей | -ую -юю | -ой(-ою) -ей(-ею) |
Окончания прилагательны х множественного числа (уровень 2)
Падеж | И.п. В.п. | Р.п. В.п. П.п. | Д.п | Т.п. |
Вопрос | Какие? | Каких? | Каким? | Какими? |
Окончания | -ые -ие | -ых -их | -ым -им | -ыми -ими |
Взаимопроверка самостоятельной работы. Лист самооценки.
- После урока я проверю, на сколько ваша самооценка совпадает с результатами самостоятельной работы и соответствует действительности.
10. Д/З.
(Слайд 13)
1 уровень – упр.185, с.64, повторить таблицу
Списать с/с, вставить окончания имен прилагательных, обозначить падеж
2 уровень
Составить с данными с/с текст на тему «Весна», повторить таблицу на стр.64
3 уровень
Сочините сказку:
- про Имя прилагательное
11. Рефлексия. (Слайд 14)
-Назовите тему урока, вспомните, какие цели вы ставили.
- Какие цели достигли.
- Над чем будем продолжать работать?
- Какие задания вызвали трудности?
- Над какими заданиями вы хотели ещё поработать?
-Кто доволен своей работой на уроке? За что вы себя похвалите?
Давайте вернёмся к таблице. У вас стоял вопрос.
-Узнали? Можете поставить + в графе «Узнал».
Аннотация
Тема «Падежные формы склоняемых частей речи. Правописание безударной гласной в окончании существительных и прилагательных» курса русского языка 4 –го класса.
Тип урока:
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Используемые учебники и учебные пособия:
Учебник русского языка для 4 класса, авторы Л. Я. Желтовская, О.Б. Калинина
Используемое оборудование:
Технические средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор, принтер, экран.
Материал урока, представленного в данной разработке, нацелен на освоение обучающимися не только предметных, но и личностных, метапредметных результатов и может быть использован учителями начальных классов в целях формирования деятельностных способностей обучающихся в соответствиис требованиями федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования (ФГОС НОО).
Открытый урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС, системно-деятельностного подхода.
Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с.Томылово Кузоватовского района Ульяновской области
Урок русского языка в 4 классе (УМК «Планета знаний»)
Тема урока:
«Правописание безударных падежных окончаний склоняемых частей речи».
Учитель начальных классов 1 квалификационной категории
Л.В.Дыдыгина
2014-2015 учебный год
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"
" 4 класс Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...
Урок русского языка. 3 класс. Тема "Роль имени прилагательного в речи" УМК "Школа России" Учебник "Русский язык". Авторы В.П.Канакина, В.Г.Горецкий.
Урок составлен по требованиям ФГОС. Использоваллись технологии личностно-ориентированного обучения, ИКТ. Дифференцированный подход при закреплении материала и в домашнем задании помогут учащимся по си...
Презентация к уроку русского языка 1 класс "Согласные буквы русского языка"
Этот материал содержит презентацию к уроку руского языка в 1 классе по программе "Школа 2100"...
Урок русского языка (2 класс, УМК Л.В. Занкова) Лингвистическая тема: «Текст. Тема текста» Этнокультурная тема: «Обычаи русского народа. Праздник Масленица»
Урок русского языка, 2 класс, 3 четверть, система Л. В. Занкова, лингвистическая тема: «Текст. Тема текста», этнокультурная тема: «Обычаи русского народа. Праздник Масленица» - урок ...
Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема " Буква Е,е. Работа над словом"
Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема "Буква Е,е. Работа над словом"....
Презентация к уроку русского языка 1 класс «Однозначные и многозначные слова. Слова, близкие и противоположные по значению. Словари русского языка»
Презентация к уроку....
Урок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"
рок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"...