Изменение глаголов по лицам и числам
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)
Предварительный просмотр:
Предмет: русский язык
Класс: 4
Тема урока: Изменение глаголов по лицам и числам (спряжение).
Тип урока: изучение нового материала и первичное закрепление.
Цели предметные: уточнить и обобщить сведения о глаголе, познакомить с изменением глаголов по лицам и числам, формировать умение распознавать лицо и число глагола, определить все или глаголы изменяются по лицам и числам;
формировать умение спрягать глаголы в настоящем и будущем времени.
Личностные:
- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к занятиям русским языком, к школе;
– интерес к предметно-исследовательской деятельности, предложенной в учебнике и учебных пособиях;
Регулятивные:
– принимать и сохранять учебную задачу;
– в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи;
Познавательные:
– строить сообщение в устной форме;
– находить в материалах учебника ответ на заданный вопрос;
Коммуникативные:
– воспринимать другое мнение и позицию;
– формулировать собственное мнение и позицию;
– договариваться, приходить к общему решению (во фронтальной деятельности под руководством учителя);
– строить монологическое высказывание;
– ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
– учитывать другое мнение и позицию;
– договариваться, приходить к общему решению (при работе в группе, в паре).
Оборудование:
Учитель: карточки с заданиями; карточки для работы с текстами, интерактивная доска.
Ученик: учебник, рабочая тетрадь, карточки с цифрами 1, 2, 3.
Ход урока
Организационно-мотивационный этап II. Актуализация знаний Сообщение темы урока IV. Осознание и осмысление новой учебной информации V. Физминутка VI. Первичное закрепление VII. Итог урока IX. Рефлексия Х. Домашнее задание | Слайд 2 – Ребята, я, очень рада видеть ваши добрые лица и лучистые глазки. Давайте улыбнёмся, оглянемся вокруг и подарим частичку своего хорошего настроения друг другу. Помните – улыбаясь, мы улучшаем свое здоровье и делаем прекраснее окружающий нас мир. - Урок я хочу начать со стихотворения. Что без меня предметы? Лишь названья. А я приду – все в действие придет. Летит ракета. Люди строят здания. Цветут сады. И хлеб в полях растет. - О какой части речи говорится в стихотворении? - Расскажите, что вы знаете о глаголе? Слайд 3 Глагол - часть речи; - отвечает на вопросы что делать? что сделать? - обозначает действие предмета; - изменяется по временам (настоящее, прошедшее, будущее) и числам (единственное и множественное); - в прошедшем времени изменяется по родам; - имеет неопределённую форму; - в предложении чаще всего является сказуемым. - Молодцы, вы показали хорошие знания. И вот вам новое задание. Слайд 4 - Прочитайте стихотворение А. Плещеева. Уж таять снег, бежать ручьи, В окно повеяло весною Засвистеть скоро соловьи И лес одеться листвою! Чиста небесная лазурь Теплей и ярче солнце стало Пора метелей злых и бурь Опять надолго миновала. А. Плещеев - Всё ли вам нравится в этом стихотворении? - А что необходимо сделать, чтобы оно зазвучало правильно? (изменить окончания глаголов) - На что надо обратить внимание, изменяя окончания? - Кто догадался, какова тема нашего урока? Что будем учиться делать на уроке? - Давайте исправим ошибки, допущенные в стихотворении. Слайд 5 Работа по вариантам - Прочитайте ещё раз стихотворение. - Назовите глаголы, которые в нём встретились. - Выпишите их в тетрадь и определите время и число. 1 вариант – выписывает глаголы в настоящем времени (тает, бегут); 2 вариант – в будущем времени (засвищут, оденется); 3 вариант – в прошедшем времени (повеяло, стало, миновала). Работа в группах Цифровой диктант Каждой группе даётся карточка под №1 с пронумерованными глаголами. 1 группа – выберите из данных глаголов глаголы настоящего времени и запишите через запятую только номера глаголов. 2 группа – аналогично, записывает номера глаголов будущего времени. 3 группа – номера глаголов прошедшего времени. 4 группа – выписать номера глаголов в неопределённом времени. 1 – пишу 7 – загорали 2 – нарисуешь 8 – бегать 3 – прочитали 9 – подумаем 4 – поём 10 – катались 5 – смотреть 11 – рассмотрим 6 – отдыхаете 12 – латать Наст. вр. – 1 4 6 (1 группа) Буд. вр. – 2 9 11 (2 группа) Прош. вр. – 3 7 10 (3 группа) Н.ф. - 5 8 12 (4 группа) Проверка Звучит фонограмма припева песни С. Ротару «Родина моя» - Какие местоимения прозвучали в отрывке песни? (я, мы, ты, он она) - Какие это местоимения? (личные) - Назовите их парами по лицам. - А теперь будем при помощи личных местоимений задавать вопросы к глаголам и записывать вновь полученные глаголы в тетрадь, выделяя в них окончания. Слайд 6 (Таблица «Изменение глагола по лицам и числам» - гиперссылка) - В каком времени стояли глаголы, которые мы изменяли? (в настоящем) - Как изменяли глаголы? (по лицам и числам) - Какая часть слова менялась при изменении глаголов по лицам и числам? (окончание) - Сейчас мы проспрягали глаголы. Так кто сделает вывод – что такое спряжение? Слайд 7 Вывод: изменение окончаний глаголов по лицам и числам называется спряжением. Чтение правила в учебнике на стр. 75. Почитали? Пописали? И, наверно вы устали? Ну, тогда все дружно встали. Слайд 8 Электронная физминутка для рук и ног Л.Г. Масько. - Проверим вашу внимательность. Назовите, какие действия вы сейчас выполняли? (шагали, приподнимались, качались, подпрыгивали, кружились, наклонялись, подтягивались) - А какие действия упоминались в песне? (прыгать, танцевать, не видеть, не замечать, сверкает, греет, целовались, похлопали, потопали, держались, не бойся, не говори, поднимайте) Игра «Узнай лицо» - У каждого из вас на столе лежат карточки с цифрами 1, 2, 3. Я буду называть глаголы, которые вы сейчас назвали, только изменив их, а вы будете показывать карточку, соответствующую лицу глагола. Прыгаю, приподнимаешься, качаюсь, подпрыгивают, кружимся, наклоняетесь, подтягиваешься, танцуем, замечу, сверкает, греет, хлопаю, топаете, держимся. - Как вы определяли лицо глагола? - А теперь мы будем изменять глаголы не только по лицам, но и по числам. Как называется изменение окончаний по лицам и числам? Слайд 9 Работа с интерактивной таблицей «Спряжение глаголов» и доской. Один ученик спрягает глагол у доски, второй у интерактивной доски. Меняются местами, сравнивают результат. Класс выполняет работу в тетрадях. Работа в группах - У каждой группы на столах лежит карточка №2. Прочитайте текст на карточке. Выпишите глаголы. Определите время, лицо и число. Проверка. Слайд 10 - Для того, чтобы узнать как вы усвоили урок, проведём небольшое тестирование. Я буду называть задание, а вы показывать карточку с правильным утверждением.
- Чему научились на уроке? - Что вам особенно понравилось? - Что вызвало затруднения? - И в заключении я предлагаю вам ещё раз поработать в группах. Возьмите карточку под номером 3. Прочитайте высказывания известных людей и скажите, как вы их понимаете. 1 группа – 3 группа «Глагол - самая огнепышущая, самая живая часть речи. В глаголе струится самая алая, самая свежая, артериальная кровь языка. Да ведь и назначение глагола - выражать само действие». (А. Югов.) 2 группа – 4 группа «...По моему глубокому убеждению, вся разительность прозы - в глаголе, ибо глагол - это действенность характера». (Ю. Бондарев.) Слайд 11 Домашнее задание по выбору:
Спасибо за урок! | Эмоционально положительный настрой на урок Создание ситуации успеха, доверия Мотивационный компонент урока Нацеливание на работу. Повторение ранее полученных знаний Постановка проблемы Формулирование темы и целей урока Воспитание чувства взаимопомощи Развитие концентрации и устойчивости внимания Подготовка к изучению нового материала Снять утомляемость, поддержать положительный эмоциональный настрой Задание на развитие внимания Закрепить умение изменять глаголы по лицам и числам (спрягать) Закрепление умения работать в группе Дифференцированное задание Проверить концентрацию внимания учащихся на протяжении всего урока |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/18/picture-206457-1361181860.jpg)
Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем времени
Минутка чистописания, знакомство с новым словарным словом, объяснение нового материала, работа по учебнику, самостоятельная работа....
Урок русского языка 3 класс Изменение глаголов по лицам и числам
Урок русского языка по системе развивающего обучения Л.В Занкова, поможет учащимся уточнить и обобщить сведения о глаголе, познакомит с изменением глаголов по лицам и числам, сформирует умение распозн...
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/24/picture-104528-1548334405.jpg)
Презентация "ИЗМЕНЕНИЕ ГЛАГОЛОВ ПО ЛИЦАМ И ЧИСЛАМ"
Презентация к уроку русского языка в 4 классе УМК "Школа России"...
Урок русского языка в 4 классе по теме "Изменение глаголов по лицам и числам"
урок русского языка...
![](/sites/default/files/pictures/2016/07/03/picture-800848-1467574467.jpg)
Тема урока. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение глаголов)
Тема урока. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение глаголов) Цели предметные: Ø уточнить и обобщить сведения о глаголе, познакомить с изменением...
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/16/picture-832277-1476645770.jpg)
Фрагмент урока русского языка в 4 классе. Тема: Изменение глаголов по лицам и числам (спряжение).
Данный конспект позволит подготовиться к уроку русского языка по теме "Спряжение"....
![](/sites/default/files/pictures/2014/06/11/picture-454174-1402469959.jpg)
Русский язык. 3 класс. Изменение глаголов по лицам. Второе лицо глагола.
Данная презентация разработана для объяснения учителем нового материала. Система задания подводит учащихся к самостоятельному выводу по теме....