Технологическая карта урока по русскому языку на тему: "Слово и его значение" (4 класс)
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)
Технологическая карта урока по русскому языку на тему: "Слово и его значение" (4 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
slovo_i_ego_znachenie.docx | 46.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Предмет: русский язык.
Класс: 4 «А».
Тема урока: «Слово и его значение»
Тип урока: урок совершенствования способов действий.
Цель урока: совершенствование способов действий при изучении темы: «Слово и его значение»
Характеристика этапов урока
Структура урока | Методы и приемы работы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Планируемые результаты | ||
Предметные | Метапредметные | Личностные | ||||
1. Мотивация к учебной деятельности. | Словесный (слово учителя) Наглядный (демонстрация) | Здравствуйте, ребята, садитесь. Меня зовут Дарья Константиновна, и сегодня я проведу у вас урок русского языка. Проверьте готовность к уроку. У вас должно быть на парте: тетрадь, учебник, пенал. Прежде чем начать урок, я расскажу вам несколько фактов о русском языке, которые вы еще не знаете. 1. Считается, что в русском языке около 500 тысяч слов; 2. Полагают, что словарный запас учащегося первого класса в школе равен 3500 слов; 3. А уже к 4 классу словарный запас может достичь до 10000 слов; Известно, что 1,5 тыс. слов - в среднем хватает на простую разговорную речь, 2,5-3 тыс. слов - это словарный запас обычного человека, 4-5 тыс. - словарный запас человека, заботящегося о своем развитии, в том числе языковом. И сегодняшний урок еще больше поможет нам узнать о русском языке и словарном запасе. | Приветствуют учителя. Проверяют готовность к уроку. | Р.: осуществлять волевую саморегуляцию. | Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи. | |
2.Актуализация опорных знаний и способов действий. | Наглядный (демонстрация) Словесный (слово учителя) Словесный (беседа) Практический (упражнение) Словесный (беседа) Наглядный (демонстрация) | Организует словарную работу Итак, ребята, прошу внимание на доску. Сейчас я буду показывать вам различные иллюстрации, а вашей задачей будет отгадать, что изображено на экране и записать это слово в тетрадь. Безударные гласные подчеркните. Организует взаимопроверку Давайте выполним проверку вашей словарной работы. На экране показаны правильные ответы. Обменяйтесь с соседом по парте и оцените его работу. За каждый правильный ответ ставьте «+», если допущена ошибка – «-». Читает стихотворение. Сейчас я вам прочитаю отрывок из стихотворения знаменитого советского писателя Вадима Сергеевича Шефнера. Много слов на земле…. Есть дневные слова, - В них весеннего неба сквозит синева. Есть ночные слова, о которых мы днём Вспоминаем с улыбкой и со стыдом. Есть слова – словно раны, слова – словно суд, С ними в плен не сдаются и в плен не берут. Словом можно убить, словом можно спасти, Словом можно полки за собой повести... Итак, ребята, понравилось ли вам этот отрывок из стихотворения? О чем он? Какое у него настроение? Как вы думаете для чего человеку нужно иметь большой словарный запас? Как словарь твоего языка может понадобиться тебе в жизни? Молодцы. Посмотрите, пожалуйста, на доску. Перед вами слова, какие пропущенные буквы нужно вставить? Объясните почему. Какой мы можем сделать вывод из данной работы? Итак, ребята, какую же тему мы будем продолжать изучать на сегодняшнем уроке? А теперь давайте поставим цель. А теперь давайте поставим задачи, которые помогут нам при достижении нашей цели. | Календарь Солдат Береза Воробей Компьютер Малина Ракета Топор Яблоко Самолет Осуществляют взаимопроверку. Отвечают на вопросы. Вставляют пропущенные буквы: Посветить -посвятить Примерять -примирять Полоскать – поласкать Делают вывод: лексическое значение слова влияет на правописание. Определяют тему урока: Слово и его значение. Определяют цель урока: Закрепить знания о лексическом значении слов. Формулируют задачи урока: 1. Находить непонятные слова в тексте; 2. Определять ЛЗ слов в тексте. | П.: осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; Р.:оценивать правильность выполнения действия; К.: осуществлять взаимный контроль К.: владеть диалогической речью; П.: строить логическое рассуждение; П.: осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; П.:осуществлять обобщение Р.: принимать и сохранять учебную задачу; Р.: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. | Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи. | |
3. Усвоение новых знаний и способов действий по изученному материалу. | Практический (упражнение) Словесный (беседа) Словесный (беседа) Практический (упражнение) Словесный (слово учителя) Наглядный (демонстрация) Практический (упражнение) | Открываем учебник на странице 43 №59. Прочитайте, что нам нужно сделать, задания под текстом читать тоже нужно. Перечислите все, что мы должны сделать. Итак, давайте вместе разбираться в задании. Кто хочет сделать первое предложение? Выходи к доске, а остальные работают в тетрадях. Не забудьте написать число и классная работа. Обязательно подчеркните в корне слова букву, написание которой надо запомнить. Отлично первое предложение сделали, давайте же проверим, правильно ли вы все сделали. Если что-то не так, исправляйте! Молодцы. Какой мы можем сделать вывод из данного упражнения? А теперь прочитайте правило в учебнике на странице 42. Следующее упражнение на странице 43 №61. Прочитайте, что нам нужно сделать, задания под текстом читать тоже нужно. Перечислите все, что мы должны сделать. Прочитайте, пожалуйста, слова. Все ли слова вам понятны? Какие из данных слов уже вышли из употребления, а какие появились в современном языке совсем недавно? Спишите любые 10 слов, располагая их по алфавиту. Не забудьте подчеркнуть орфограммы в словарных словах. Какой вывод мы можем сделать из данного упражнения? Организует физминутку А сейчас, ребята, положите свои ручки и встаньте со своих мест. Тихо все, ребята, встали, Руки дружно все подняли, Развели их в стороны, Посмотрели, ровно ли, Опустили разом вниз, Тихо, тихо все садись. Посмотрите в окно, пусть ваши глаза немного отдохнут. А теперь внимание на меня, продолжаем работу. Открываем страницу 44 «страничка для любознательных». Все уже заметили новое слово, которое вы еще не изучали? Назовите его. Скажите, а посещаете ли вы библиотеки? Как часто? Слово библиотека – греческого происхождения. Оно состоит из 2 греческих слов: «библион» - книга, «теке» - короб, хранилище. Запомните происхождение данного слова, и вы никогда не ошибетесь в написании слов библиотека, библиотекарь, библиотечный. Сейчас я вам предлагаю рассмотреть фотографии самых крупных библиотек в мире. Возможно, вы тоже когда-нибудь сможете в них побывать. Запишите данные слова в словарь и выделите орфограмму. Организует работу в группах Следующее упражнение 63 на странице 45 вы будете выполнять в группах по 4 человека. Рассмотрите рамочки, что в заголовке у каждой рамочки? Прочитайте, что нам нужно сделать, задания под текстом читать тоже нужно. Перечислите все, что мы должны сделать. Сейчас я вам раздам листы с этим же упражнением, но немного измененным. Ваша задача соотнести слова, которые представлены в рамочках, с их лексическим значением. Всем понятно задание? Начинайте. Итак, давайте узнаем ЛЗ слов, которые вы нашли. Молодцы. Какой вывод мы можем сделать из данного упражнения? | Выполняют упражнение. Находят ЛЗ слова в парах в словаре. Исправляют ошибки, если они есть. Делают вывод: Лексическое значение слова — это то, что обозначает это слово. ЛЗ можно найти в толковом словаре. Выполняют упражнение. Делают вывод: в лексике существуют устаревшие и новые слова. Повторяют движения за учителем. Записывают словарные слова в словарь. Выполняют упражнение в группах. Делают вывод: в русский язык могут приходить слова из других языков. | Выявлять слова, значение которых требует уточнения Уточнять значение слова с помощью толкового словаря | П.:осуществлять запись (фиксацию)выборочной информации.П.:осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков Р.:самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия. П.:осуществлять обобщение. П.: осуществлять поиск необходимой информации; П.:осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации; П.:осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; К.: владеть диалогической речью; П.:проводить сравнение; П.:осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; П.: осуществлять обобщение | Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи. |
| Практический (упражнение) Наглядный (демонстрация) | Организует работу в парах Сейчас вы будете работать в парах. У вас на партах лежат листы с кроссвордом. Ваша задача прочитать лексическое значение, а в сам кроссворд написать слово, которое его обозначает. В конце работы мы проверим, как вы выполнили данное упражнение. Закончили? Давайте проверим, правильные ответы вы можете увидеть на экране. Начинаем «по горизонтали». Если все правильно, поставьте рядом с этим словом «+», если есть ошибки – поставьте «-». | Выполняют упражнение. | Оценивать уместность использования слов в тексте | П.:осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков Р.:осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату. | Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи. |
5.Информация о домашнем задании. | Словесный (беседа) | Итак, ребята, напомните мне, пожалуйста, что же такое лексическое значение? Где разъясняются лексические значения? Какова тема нашего занятия была сегодня? А какова цель? Достигли ли мы ее? Где нам могут пригодиться знания, которые мы сегодня получили? Хорошо. | Отвечают на вопросы | К.: владеть диалогической речью. | Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи. | |
6.Рефлексия учебной деятельности. | Наглядный (демонстрация) | Учитель: Руки подняли и помахали. Дети: Это деревья шумят. Учитель: В стороны руки и помахали. Дети: Это к нам птицы летят. Учитель: Быстро присели, руки сложили. Дети: В норке зверюшки сидят. Учитель: Встали и тихо за парты все сели. Дети: Дети учиться хотят Учитель: Руки подняли и помахали. Дети: Это деревья шумят. Учитель: В стороны руки и помахали. Дети: Это к нам птицы летят. Учитель: Быстро присели, руки сложили. Дети: В норке зверюшки сидят. Учитель: Встали и тихо за парты все сели. Дети: Дети учиться хотят Посмотрите, пожалуйста, на экран. Перед вами устойчивые высказывания. Как вы заметили, их очень много. Ваша задача сейчас выбрать 3 фразеологических оборота, которыми вы можете оценить свою работу. Спасибо вам большое за урок, мне было приятно с вами работать. До свидания. | Оценивают свою деятельность на уроке. | Р.: осуществлять самооценку деятельности. | Адекватное понимание причин успешности/ неуспешности учебной деятельности. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока по русскому языку по теме "Слово и слог" 1 класса с использованием образовательной платформы Учи.ру
Данный урок был составлен в целях повышения квалификации по теме "Цифровая грамотность: базовый курс по развитию компетенций XXI века" с использованием образовательной платформы Учи.ру....
Технологическая карта урока по русскому языку УМК "Начальная школа 21 века" 2 класс Тема: "Слова, называющие предмет"
Цель урока: формирование понятия у обучающихся б именах существительных, и умение определять их по значению и вопросам. Задачи урока Дидактические: 1.Формировать понимание какие слова относятся к имен...
Технологическая карта урока по русскому языку "Прилагательные, близкие и противоположные по значению"(2 класс,УМК "Школа России)
Цель урока: создание условий для расширения и углубления знаний об именах прилагательных, близких и противоположных по значениюЗадачи урока:Дидактические:Знать понятия «антонимы», «с...
Технологическая карта урока по русскому языку, УМК "Начальная школа XXI века", 2 класс, тема: "Слова - антонимы""
Цель урока: создание условий для ознакомления с понятием «антонимы»; способствовать формированию умения осуществлять подбор антонимов, использовать антонимы в тексте.Задачи урока:Дида...
Технологическая карта урока по русскому языку УМК "Начальная школа 21 века" 2 класс Тема: "Слова, называющие предмет"
Цель урока: формирование понятия у обучающихся б именах существительных, и умение определять их по значению и вопросам.Задачи урокаДидактические:1.Формировать понимание какие слова относятся к именам ...
Технологическая карта урока по русскому языку: "Глаголы близкие и противоположные по значению" (УМК "Школа России"., 2 класс)
Тема урока: «Глаголы близкие и противоположные по значению»Тип урока: «открытие» нового знания.Цель урока: формирование понятия о глаголах-синонимах и глаголах-антонимах; ...
Технологическая карта урока по русскому языку по теме «Слово» (2 класс), УМК «Школа России»
Тип урока: общеметодологическая направленностьЦель урока: закрепление умений обучающихся и систематизация грамматических понятий: слово, однокоренные слова, многозначные слова, синонимы, антонимы...
- Мне нравится (1)