Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Примечания |
1.Организационный момент. Цель этапа: Создание благоприятного психологического климата в классе, настрой на позитивное восприятие учебного материала.
|
- Громко прозвенел звонок – Начинается урок. - Работаем старательно, слушаем внимательно.
- Зарядим друг друга положительной энергией:повернитесь друг другу, улыбнитесь и пожелайте удачи себе и своим соседям.
- У нас сегодня необычный урок:у нас исследовательская лаборатория слова! Вы станете на время мастерами и садоводами и мы будем исследовать слово. Все наши исследования мы будем записывать в журнал наблюдений-тетрадь. Добро пожаловать!
|
Мы пришли сюда учиться, не лениться, а трудиться.
Мы хороший дружный класс. Всё получится у нас |
|
2.Минутка чистописания. Цель: формирование графически правильного, четкого и достаточно скорого письма.
|
- Прежде ,чем начать работу- сделаем гимнастику для наших рабочих инструментов-рук!
- А теперь открываем наши журналы наблюдений и записываем число и место проведения работы.
- Д,д..де, ди, да, до. Дерево, деревья
- Выберите слово ,в котором все согласные мягкие,обьясните свой выбор. Выполните его фонетический разбор.
- Составьте предложение и подчеркните в нем основу. Определите части речи.
- Можно и так составить предложение-Дерево богато корнями, а человек-друзьями.
- Что я произнесла? Предлагаю сделать эту пословицу девизом нашего урока.
|
Выполняют гимнастику для пальцев
Пишут в тетради.
Фонетический разбор слова деревья Пишут предложение. |
Фронтальная работа |
3.Актуализация знаний (введение в тему урока) Цель: воспроизведение ранее полученных знаний необходимых для «открытия» нового знания. | - Какие части растения вы знаете? (Слайд 1) Учитель загадывает загадку: (Слайд 2) Я у дуба, я у зуба, Я у слов и у цветов. Я упрятан в темноту Я не вверх, а вниз расту. (Корень) - О каких значениях корня говорится в тексте загадки? -Сколько значений у слова корень?
-Какой вывод можно сделать?
- ( Слайд №3)
- Как вы думаете, какое значение корня будет нас интересовать на уроке русского языка?
Слайд №4 | Корень, стебель, листья, цветок, плод.
Корень есть у растений и у слова
Слово «корень»-многозначное
Ответы детей.
|
Фронтальная работа
Фронтальная работа
|
4. Постановка темы и цели урока.
Проблемные вопросы. Цель: определение темы урока, постановка перед учащимися учебной проблемы.
|
-Что бы вы хотели узнать на этом уроке? -Обозначим проблемные вопросы.
1) Что такое корень? (Слайд 5 ) 2) Роль корня в слове. 3) Как выделить в слове корень? 4) Однокоренные слова . - Признаки однокоренных слов .
Тема нашей работы в исследовательской лаборатории?? | На уроке нас будет интересовать корень слова.
… о корне слова,…(ответы детей)
Корень слова. |
Фронтальная работа
|
5.Работа над новым материалом. Цель: научить находить в родственных словах общую часть (корень слова),упражнять в группировке слов по основанию – однокоренные слова, используя два признака(общность формы и смысла).
2
| (Слайд 6 ) - Прочитайте стихотворение . Распределите выделенные слова в группу. - Кто догадался , что есть общее в этих словах? - Запишите эти слова в свой журнал наблюдений через запятую.
-Как называются слова в каждой группе? -Почему? - Может, кто-то из вас догадался, как называется общая часть в родственных словах? - У родственных слов есть другое название –…Отгадайте загадку... -Посмотрите на проблемные вопросы урока, найдите и прочитайте это слово. - Итак, сформулируйте вывод о том, какие слова называются однокоренными. - Прочитайте вывод в учебнике. - Выделим корень в словах, он выделяется вот таким значком.
- У вас на партах лежат карточки для работы в паре. Вспомним правила.
- Выполните задание. Проверьте друг друга.
- Теперь проверьте себя.
Слайд №7
|
Сад-садовник-садовые-садик
Общая часть-сад.
Учащиеся пишут.
Слова в каждой группе называются родственными. В них есть общая часть. Они близкие по значению. Общая часть в родственных словах называется корнем.
Однокоренные
Родственные слова называются однокоренными, у которых одинаковый корень. Читают вслух правило – с.80
Дети выделяют корень в словах.
Дети пишут в тетради.
|
Фронтальная работа
на доске таблица с проблемными вопросами урока
Учитель показывает на доске.
Фронтальная работа
Работа в паре |
6. Физкультминутка Цель: переключить внимание с одного вида деятельности на другой, улучшить обменные процессы, способствовать повышению внимания и активности детей на последующем этапе урока.
| (Слайд 8) Вновь у нас физкультминутка, Наклонились, ну-ка, ну-ка! Распрямились, потянулись, А теперь назад прогнулись. (Наклоны вперёд и назад.) Разминаем руки, плечи, Чтоб сидеть нам было легче, Чтоб писать, читать, считать И совсем не уставать. (Рывки руками перед грудью.) Голова устала тоже. Так давайте ей поможем! Вправо-влево, раз и два. Думай, думай, голова. (Вращение головой.) Хоть зарядка коротка, Отдохнули мы слегка.
|
Выполняют движения.
Наклоны
Рывки руками перед грудью.
Наклоны, повороты головы
Дети садятся за парты.
|
|
7. Составление алгоритма. Задание «Ловушка» Цель: включить учащихся в выведение способа действий по определению однокоренных слов | (Слайд 9 ) Упражнение №6 (с.81) Работа в паре: Докажите своё мнение. -Прочитайте песенку Водяного из мультфильма. - Можно ли считать родственными выделенные слова? В ходе обсуждения учитель фиксирует признаки однокоренных слов, выделенные детьми: 1) Корень – главная значимая часть слова, пишется одинаково. 2) В нём заключено общее значение однокоренных слов. Один корень должен иметь одно значение. - Сделаем вывод: для определения однокоренных слов надо учитывать два признака: общий корень и общее значение слов. - Выпишите однокоренные слова и обозначьте корень. -Какими словами можно дополнить этот ряд? - Что нужно учитывать для определения однокоренных слов? - Как будем действовать, определяя однокоренные слова? -Составим алгоритм: 1шаг – определить корень по одинаковому написанию. (Слайд 12) 2 шаг – проверить, одинаковое ли значение имеет корень в словах.
|
Дети пишут в тетради.
Читают – с.81, №6
Доказывают свои точки зрения:
- вод- одинаковый корень - вод- со значением вода, -вод- со значением дружить.
для определения однокоренных слов надо учитывать два признака: общий корень и общее значение слов.
вода, подводная, подводник, … | Самостоятельная работа.
Коллективное обсуждение
Фронтальная работа.
на доске тоже открывается алгоритм |
8. Закрепление. Проверка способа.
Цель: различать группы родственных слов по частям речи.
| - Используя выведенный алгоритм, определите и докажите: являются ли слова однокоренными. Предлагаю работу в группе: получите бригадиры задание... Как вы понимаете задание? ( каждая группа получила задание образовать однокоренные слова от другой части речи) 1гр-зимовать 2гр-игрушечный 3гр-дело
- Работает наш способ? Помогает определять однокоренные слова?
- Какой вывод можно сделать?
- Запишите свои выводы в свой журнал наблюдений. - Проверьте.
|
Доказывают, опираясь на алгоритм (лексическое значение слов, одинаков ли корень)
Алгоритм помогает определить однокоренные слова.
Однокоренные слова могут быть разными частями речи.
|
Работа в группах.
|
9. Закрепление знаний. Цель-вторичное закрепление полученных знаний,умение логически обосновывать свои выводы. | - Давайте вспомним девиз нашего урока. Мы не забыли про наше дерево- и сейчас мы его оденем в слова: корень у дерева - «лес».
- Подберите однокоренные слова.
-Запишите свои наблюдения в тетрадь. Выделите корень. -Проверьте себя. Слайд №10 |
Лес-лесок-лесник-лесной-полесок-перелесок.
| Фронтальная работа.
На доске слайд с проверкой работы. |
10. Подведение итогов урока. Цель: выяснить чему научились дети на уроке, что узнали нового.
| -В чём разница между нашими знаниями в начале урока и в конце урока? -Какой прирост в знаниях мы получили?
- Что нового вы поняли на этом уроке?
| Знали, что в русском языке есть родственные слова, в которых общая часть.
Родственные слова называются однокоренными, общая часть называется корнем, как выделяется корень.
Однокоренные слова обладают двумя признаками: общий (одинаковый) корень, общее лексическое значение. |
|
11. Рефлексия. Цель: анализируя, осознавать свои возможности, делать свой собственный выбор, самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности.
| (Слайд 16 ) -Покажите человечка, как для вас прошел урок.
|
|
«смайлики» |
12. Домашнее задание. Цель: повторить и закрепить ранее изученный материал. | (Слайд 17) Записать словарные слова на букву «о» из словаря учебника , №5 с. 81 (по выбору 3 любых слова). -Спасибо за работу. Урок закончен. (Слайд18)
|
запись в дневниках |
|