Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка
статья по русскому языку

Терентьева Марина Петровна

Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка. Материал для родителей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка

В данной статье рассмотрены упражнения и приѐмы для развития орфографической зоркости.

Грамотное письмо – не просто движение пишущей руки, а особая речевая деятельность. Чем развитее ребѐнок, чем богаче его словарь и синтаксис, чем правильнее его произношение, тем легче даѐтся ему правописание. Орфографическая зоркость это умение замечать орфограммы, то есть те случаи при письме, где при едином произношении возможен выбор написания.

Необходимо учитывать факторы формирования орфографической зоркости, а это:

-зрительный фактор. Срабатывает при запоминании непроверяемых написаний.

Ученые-психологи доказали, что стоит ребенку один раз неправильно написать слово, как он запомнит его и зрительно, и рука зафиксирует неверный графический образ слова. Отложится в памяти так крепко, что затем надо будет раз сто написать это слово, чтобы ликвидировать ошибку.

 - Слуховой фактор. Пишущий человек, как известно, всегда отталкивается от слышимого. Поэтому он должен хорошо слушать и слышать то, что говорит учитель или, что он сам себе проговаривает. Поэтому учитель должен развивать фонематический слух.

 - Рукодвигательный фактор. Любого орфографического навыка можно достичь только при помощи упражнений, т.е. при ритмичном движении пишущей руки. Вот почему на уроке необходимо как можно больше писать. Сама рука, двигаясь по строке, создает графический образ того или иного слова, «запоминает» и затем пишет его уже автоматически.

 - Проговаривание. Большую роль в формировании орфографического навыка играет, орфографическое проговаривание.

Проговаривание – так, как надо писать.

Профессор М. Р. Львов выделяет шесть этапов, которые должен пройти школьник для решения орфографической задачи:

увидеть орфограмму в слове;

определить ее вид: проверяемая или нет, если да, то к какой грамматикоорфографической теме относится, вспомнить правило;

определить способ решения задачи в зависимости от типа (вида) орфограммы;

определить «шаги», ступени решения и их последовательность, т. е. составить алгоритм решения задачи;

решить задачу, т. е. выполнить последовательные действия по алгоритму;

написать слово в соответствии с решением задачи и осуществить в более обобщенном виде те же этапы представляет .

В начальном обучении русскому языку велико значение упражнений.

К упражнениям К.Д.Ушинский предъявлял следующие требования:

Они «должны быть по возможности, самостоятельными, т.е. действительными упражнениями, а не кажущимися только». «Упражнения ...должны быть систематическими», т.е. «всякое новое упражнение должно находиться в связи с предыдущим, опираться на них и делать шаг вперѐд». «Пусть дети приобретают понемногу, но не теряют ничего из приобретѐнного и пользуются им для приобретения нового»; «чем больше развивается дар слова в детях, тем меньше должен помогать им учитель, тем самостоятельнее должны быть упражнения». «Упражнения должны быть логические... Это даѐт возможность находить главную мысль, привязать к ней второстепенную, схватить самую систему изложения, а не заучивать фразы и слова в том порядке, в каком они стоят». «Упражнения... должны быть устные и письменные, и при том устные должны предшествовать письменным» .

Орфографическая зоркость развивается постепенно, в процессе разнообразных занятий, при чтении, при письме диктантов, при списывании, если оно осложнено соответствующими заданиями. Для успешного развития орфографической зоркости очень важна установка самих учащихся на работу.

Приѐмы, в наибольшей степени, развивающие орфографическую зоркость:

Списывание.

Алгоритм списывания, который можно и нужно применять в организации списывания на  уроках:

  • Внимательно прочитай предложение. Повтори предложение, не заглядывая в текст.
  • Подчеркни в предложении все орфограммы.
  • Прочитай предложение орфографически.
  • Повтори еще раз предложение, орфографически проговаривая все звуки.
  • Закрой текст. Начинай писать, диктуя себе по слогам (орфографически) и подчеркивая орфограммы.
  • Сверь списанное с текстом, особое внимание обрати на орфограммы .

Чтобы вызвать и поддержать желание заниматься списыванием дома, я предлагаю по желанию, выписывать из любимых книг наиболее понравившиеся отрывки. Кроме того рекомендую детям и родителям так называемое «устное списывание». В течение 5-10 минут ребѐнок орфографически читает текст вслух, затем мама называет любое слово из прочитанного орфоэпически, а ребѐнок диктует его запись орфографически.

Время для списывания я отвожу на каждом уроке, на отдельных уроках оно может сводиться к одному предложению. Причѐм, списывание может дополняться грамматическими заданиями.

Особое внимание уделяю выборочному списыанию, что является подготовительной работой к обучению выборочным диктантам. Установкой к выборочному списыванию могут быть следующие задания:

  • Выпиши предложения, выражающие основную мысль текста;
  • побудительное, вопросительное, повествовательное; предложение, соответствующее схеме и т.д
  • Выпиши слова-синонимы, антонимы, родственные слова.
  • Выпиши слова с определѐнным видом орфограмм; распредели слова из текста по группам, в зависимости от вида орфограмм.
  • Выпиши слова с пропущенными буквами, определи, в какой части слова пропущена буква;
  • Выпиши слова определѐнной части речи.
  • Выпиши словосочетания .

Комментированное письмо.

Перед учеником-комментатором ставится задача – объяснить орфографическое действие наиболее полно, чтобы оно стало понятно другим.

Письмо с проговариванием.

Объединяет весь класс, постепенно все ребята начинают работать в хорошем темпе. Проговаривание – своего рода предупреждение ошибок.

Письмо с пропуском орфограмм.

Ученикам дается разрешение пропускать букву, если не знаешь, какую написать.

Какографические упражнения.

Предусматривают исправления учениками умышленного допущенных в текстах ошибочных написаний .

Скоростное письмо.

Самым эффективным приемом для выработки скоростного письма является списывание на время. Методика его проведения такова:

1.Чтение текста хором с учителем (орфоэпическое).

2.Самостоятельное чтение хором.

3.Объяснение орфограмм (коллективно).

4.Считают количество предложений в тексте.

5.Чтение по предложениям.

6.Орфографическое чтение.

7.По команде учителя запись текста на время (1-2 мин.).

8.Подсчитать количество записанных слов, записать на полях.

9.Проверка написанного.

Письмо по памяти.

Письмо по памяти я провожу по следующей схеме:

1.Чтение (орфоэпическое) текста, работа по содержанию.

2.Орфографическое чтение учителя, детьми, орфографический разбор.

3.Упражнение в запоминании.

4.Орфографическое чтение слов с орфограммами.

5.Запись.

6.Проверка.

Диктанты

Предупредительный диктант.

 Объяснительный диктант

 Выборочный диктант

Свободный диктант

 Самодиктант

Зрительно-слуховые диктанты

Цель – предупреждение ошибок. На доске записывается текст. Этот текст выразительно читается, затем выделяются наиболее интересные с точки зрения орфографии слова, объясняется их правописание, отдельные слова проговариваются. Затем учащимся предлагается «сфотографировать» отдельные слова и увидеть их внутренним зрением (закрыть глаза и написать). Текст на время закрывается, и дети еще раз отвечают на вопросы, проговаривают трудные слова. Класс настроен написать текст без ошибок. Попутно оттачивая зрительную память .

Диктант с постукиванием.

Во время диктанта учитель постукивает по столу в тот момент, когда произносит слово с орфограммой. Это постукивание заставляет ученика думать.

Диктант «Проверяю себя».

Выполняя этот диктант, учащиеся могут спрашивать у учителя, как пишется то или иное слово.

Словарный диктант.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка.

Из опыта работы Рожковой Ирины Николаевны,  учителя начальных классов первой квалификационной категории, гимназии №75 города Казани           О...

Статья на тему" Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка"

В данной статье раскрывается проблема, которая волнует учителей как начальной, так и основной школы: слабая сформированнность орфографичесокй зоркости, что приводит к неумению учащихся замечать встрет...

Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка.

Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка....

Материалы из опыта работы: «Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка в начальных классах».

Работа содержит доклад «Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка в начальных классах»; практические задания, направленные на формирование орфографической зоркос...

Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка.

В современной методике прочно утвердилось представление об орфографическом навыке как автоматизированном "правилосообразном" действии, предиологающим знание орфографических правил и умение применять и...

Презентация - обобщение опыта работы по теме "Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка у младших школьников"

Презентация к работе по обобщению опыта "Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка у младших школьников"...

«Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка"

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ на тему: «Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка». К проекту прилагается презентация....