Рабочая программа по русскому родному языку
рабочая программа по русскому языку (2 класс)

Рабочая программа

по русскому родному языку, ФГОС НОО

для 2 класса

2020/2021 учебный год

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_russkomu_rodnomu_yazyku_2_klass.docx60.76 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение к основной образовательной программе

начального общего образования

Российская Федерация

Тюменская область

Ханты-Мансийский автономный округ – Югра

Нижневартовский район

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Излучинская общеобразовательная начальная школа»

Рассмотрено на педагогическом совете школы

Протокол от 22.05.2020г. № 5

Согласовано

Заместитель директора

по УР

_______ С.В. Бондаренко

«__»__________2020 г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор

МБОУ «Излучинская ОНШ»

        Е.В.Шагвалеева Приказ

от 05.06.2020 г. № 262

                                                                           

                                                                                                             

Рабочая программа

по русскому родному языку, ФГОС НОО

для 2 класса

2020/2021 учебный год

Составитель:

Морозова Ольга Викторовна,

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

пгт. Излучинск

2020 г.

Пояснительная записка

Программа по русскому родному языку для 2 класса разработана в соответствии с требованиями:

- Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012

№ 273 (в ред. Федеральных законов от 08.06.2020 № 165-ФЗ);

- Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 6

октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального

государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в ред. Приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012 № 1060, от 29.12.2014 № 1643, от 18.05.2015 № 507, от 31.12.2015 №1576);

- Постановление Главного государственного санитарного врача России от 29

декабря 2010 г. № 189, 2.4.2.2821-10 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10

«Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (в ред. изменений № 3 от 22.05.2019 №8);

- Основной образовательной программы начального общего образования Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

«Излучинская общеобразовательная начальная школа».

- Положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ по отдельным учебным предметам, курсам, в том числе внеурочной деятельности по реализации ФГОС НОО.

   Программа учебного курса «Русский родной язык» для 2 класса  составлена на основе примерной программы по  русскому родному языку  к учебно-методическому комплексу «Школа России» (Сборник рабочих программ 1-4 классы «Школа России» / М.:  Просвещение, 2011 г.), научный руководитель А. А. Плешаков, авторы: С. В. Анащенкова,  М. А. Бантова,  М. В. Бойкина, С. И. Волкова,  В. Г. Горецкий, М. Н. Дементьева, Л. М. Зеленина, В. П. Канакина, Л. Ф. Климанова, М. И. Моро, А. А. Плешаков, Н. И. Роговцева, С. В. Степанова, Н. А. Стефаненко, Т. Е. Хохлова,    к учебнику  ««Русский родной язык. 2 класс», авторы: О. М. Александрова, О. Л. А. Вербицкая, С. И. Богданов, Е. И. Казакова, М. И. Кузнецова, Л. В. Петленко, В. Ю. Романова. -  М.: Просвещение, 2019 г.». Данное учебное пособие включено в Федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию в начальной школе (Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 28 декабря 2018 г. № 345 «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (в ред. Приказов Минпросвещения России от 08.05.2019 № 233, от 22.11.2019 № 632, от 18.05.2020 № 249)).

Курс русского родного языка направлен на достижение следующих целей:

  • расширение представлений о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; формирование познавательного интереса, любви, уважительного отношения к русскому языку, а через него – к родной культуре; воспитание уважительного отношения к культурам и языкам народов России; овладение культурой межнационального общения;
  • формирование первоначальных представлений о национальной специфике языковых единиц русского языка (прежде всего лексических и фразеологических единиц с национально-культурной семантикой), об основных нормах русского литературного языка и русском речевом этикете;
  • совершенствование умений наблюдать за функционированием языковых единиц, анализировать и классифицировать их, оценивать их с точки зрения особенностей картины мира, отраженной в языке;
  • совершенствование умений работать с текстом, осуществлять элементарный информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
  • совершенствование коммуникативных умений и культуры речи, обеспечивающих владение русским литературным языком в разных ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи; развитие потребности к речевому самосовершенствованию;
  • приобретение практического опыта исследовательской работы по русскому языку, воспитание самостоятельности в приобретении знаний.

  1. Планируемые результаты освоения

учебного предмета «Русский родной язык»

Личностные УУД:

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

У учащихся будут сформированы:

  • ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей(на уровне, соответствующем возрасту);
  • осознание роли речи в общении людей;
  • понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств; внимание к мелодичности народной звучащей речи;
  • устойчивой учебно-познавательной мотивации учения, интереса к изучению курса развития речи;
  • чувство прекрасного – уметь чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию речи; 
  • интерес к изучению языка.

У учащихся будут сформированы:

  • ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей (на уровне, соответствующем возрасту);
  • осознание роли речи в общении людей;
  • понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств; внимание к мелодичности народной звучащей речи;
  • устойчивой учебно-познавательной мотивации учения, интереса к изучению курса развития речи.
  • чувство прекрасного – уметь чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию речи;
  • интерес к изучению языка.

  • формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области языкознания; 
  • воспитание уважительного отношения к творчеству как своему, так и других людей; 
  • развитие самостоятельности в поиске решения различных речевых задач; 
  • формирование духовных и эстетических потребностей; 
  • воспитание готовности к отстаиванию своего мнения; 
  • отработка навыков самостоятельной и групповой работы. 

У учащихся будут сформированы:

  • ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей (на уровне, соответствующем возрасту);
  • осознание роли речи в общении людей;
  • понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств; внимание к мелодичности народной звучащей речи;
  • устойчивой учебно-познавательной мотивации учения, интереса к изучению курса развития речи;
  • чувство прекрасного – уметь чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию речи;
  • интерес к изучению языка.

Регулятивные УУД:

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Обучающиеся научатся:

  • определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
  • проговаривать последовательность действий на уроке;
  • учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника; 
  • учиться работать по предложенному учителем плану

Учащиеся научатся на доступном уровне: адекватно воспринимать оценку учителя;

  • вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу;
  • в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно.
  • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Учащиеся научатся:

  • Проговаривать последовательность действий на уроке. 
  • Учиться работать по предложенному учителем плану. 
  • Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
  • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. Основой для формирования этих действий служит соблюдение технологии оценивания образовательных достижений. 

Учащиеся научатся на доступном уровне:

  • адекватно воспринимать оценку учителя;
  • вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу;
  • в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно;
  • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Обучающиеся научатся:

  • ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); 
  • находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
  • преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

Учащиеся научатся:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы;
  • моделировать различные языковые единицы (слово, предложение);
  • использовать на доступном уровне логические приемы мышления (анализ, сравнение, классификацию, обобщение)
  • выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов.
  • вычитывать все виды текстовой информации: по факту, подтекстовую, концептуальную;
  • пользоваться словарями, справочниками;
  • строить рассуждения.

Учащиеся научатся:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. 
  • Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках. 
  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса. 

Учащиеся научатся:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы;
  • моделировать различные языковые единицы (слово, предложение);
  • использовать на доступном уровне логические приемы мышления (анализ, сравнение, классификацию, обобщение)
  • выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов.
  • вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
  • пользоваться словарями, справочниками;
  • строить рассуждения.

Коммуникативные УУД:

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Обучающиеся научатся:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
  • слушать и понимать речь других;
  • выразительно читать и пересказывать текст;
  • договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
  • учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя).

Учащиеся научатся:

  • вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы,  уточнять непонятное);
  • договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;
  • участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;
  • строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;
  • выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью;
  • быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе.
  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевых ситуаций;
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
  • владеть (в соответствии с возрастными особенностями) монологической и диалогической формами речи.

Учащиеся научатся:

  • Уметь донести свою позицию до собеседника; 
  • Уметь оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста). 
  • Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.
  • Уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста. 
  • Учиться согласованно работать в группе: а) учиться планировать работу в группе; б) учиться распределять работу между участниками проекта; в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы; г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Учащиеся научатся:

  • вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное);
  • договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;
  • участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;
  • строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;
  • выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью;
  • быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе;
  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевых ситуаций;
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
  • владеть монологической и диалогической формами речи.

Предметные результаты:

1 класс

2 класс

3 класс

  1. класс

Обучающиеся научатся: 

распознавать слова, обозначающие предметы традиционного русского быта (дом, одежда), понимать значение устаревших слов по указанной тематике; 

  • использовать словарные статьи для определения лексического значения слова; 
  • понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными темами; 
  • произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного); 
  • осознавать смыслоразличительную роль ударения; 
  • различать этикетные формы обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации; 
  • владеть правилами корректного речевого поведения в ходе диалога; 
  • использовать в речи языковые средства для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации общения; 
  • владеть различными приемами слушания научно-познавательных и художественных текстов об истории языка и культуре русского народа; 
  • анализировать информацию прочитанного и прослушанного текста: выделять в нем наиболее существенные факты. 

 

Обучающиеся будут знать: 

  • антонимы, синонимы, пословицы, загадки, фразеологизмы;
  • изобразительно-выразительные средства языка: сравнения, олицетворение, эпитеты;
  • типы текстов: повествование, описание

уметь: распознавать слова, обозначающие предметы традиционного русского быта, понимать значение устаревших слов по указанной тематике; 

  • использовать словарные статьи для определения лексического значения слова; 
  • понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными темами; 
  • произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного); 
  • осознавать смыслоразличительную роль ударения; 
  • определять прямое и переносное значение слова;
  • распознавать типы текстов;
  • устанавливать связь предложений в тексте;
  • выделять многозначные слова, фразеологизмы в тексте.
  •  восстанавливать деформированный текст;
  • устанавливать связи между словами в словосочетании и предложении;
  • составлять планы различных видов.

Обучающиеся будут знать: 

  • изобразительно-выразительные средства языка: метафора, антонимы, синонимы, пословицы, загадки, фразеологизмы;
  • типы текстов: рассуждение, повествование, описание;
  • стили речи: разговорный и книжный (художественный и научный);
  • структуру текста рассуждения

 уметь:

распознавать и понимать значение устаревших слов по указанной тематике; 

  • использовать словарные статьи для определения лексического значения слова; 
  • понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными темами; 
  • произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного); 
  • определять тему текста и основную мысль;
  • распознавать типы текстов;
  • устанавливать связь предложений в тексте;
  • выделять многозначные слова, фразеологизмы в тексте;
  • определять грамматические значения заимствованных слов;
  • строить словообразовательные цепочки.

 

Обучающиеся будут знать: 

  • многозначные слова, омонимы, синонимы, антонимы, омоформы, омофоны;
  • изобразительно-выразительные средства языка: метафоры, сравнения, олицетворение, эпитеты;
  • стили речи: разговорный и книжный (художественный, научный), газетно-публицистический;
  • особенности эпистолярного жанра;
  •  типы текстов;
  • основные элементы композиции текста.

уметь:

  • распознавать и понимать значение устаревших слов по указанной тематике; 
  • использовать словарные статьи для определения лексического значения слова; 
  • понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными темами; 
  • уместно использовать  изученные средства общения в устных высказываниях (жесты, мимика, телодвижения, интонацию);
  • выразительно читать небольшой текст по  образцу;
  • определять степень вежливого поведения, учитывать ситуацию общения;
  • вступать в контакт и поддерживать его, умение благодарить, приветствовать, прощаться, используя соответствующие этикетные формы; 
  • быть хорошим слушателем;
  • определять лексическое значение слова;
  • отличать текст как тематическое и смысловое единство от набора предложений;
  • редактировать предложения;
  • определять по заголовку, о чем говорится в тексте, выделять в тексте опорные слова;
  • сочинять на основе данного сюжета, используя средства выразительности;
  • распознавать типы текстов;
  • устанавливать связь основных элементов композиции текста;
  • распознавать стили речи.

Результаты изучения учебного предмета «Русский родной язык» на уровне начального общего образования должны быть ориентированы на применение знаний, умений и навыков в учебных ситуациях и реальных жизненных условиях и отражать:

  1. Понимание взаимосвязи языка, культуры и истории народа:

        осознание роли русского родного языка в постижении культуры своего народа;

        осознание языка как развивающегося явления, связанного с историей народа;

        осознание национального своеобразия, богатства, выразительности русского языка;

        распознавание слов с национально-культурным компонентом значения (лексика, связанная с особенностями мировосприятия и отношениями  между людьми; слова, обозначающие предметы и явления традиционного русского быта; фольклорная лексика);

        понимание традиционных русских сказочных образов, понимание значения эпитетов и сравнений  и особенностей их употребления в произведениях устного народного творчества и произведениях детской художественной литературы; правильное уместное употребление  эпитетов и сравнений  в речи;

        понимание значения фразеологических оборотов, отражающих русскую культуру, менталитет русского народа, элементы русского традиционного быта; уместное употребление их в современных ситуациях речевого общения (в рамках изученного);

        понимание значений русских пословиц и поговорок, крылатых выражений; правильное их употребление в современных ситуациях речевого общения (в рамках изученного);

        понимание значений устаревших слов с национально-культурным компонентом (в рамках изученного).

2.Овладение основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, стилистическими), приобретение опыта использования языковых норм в речевой практике:

        осознание важности соблюдения норм современного русского литературного языка для культурного человека;

        соотнесение собственной и чужой речи с нормами современного русского литературного языка (в рамках изученного);

        соблюдение на письме и в устной  речи  норм  современного  русского литературного языка (в рамках изученного);

        обогащение активного и пассивного словарного запаса, расширение объёма используемых в речи языковыхсредств для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения;

соблюдение основных орфоэпических и акцентологических норм современного русского литературного языка:

        произношение слов с правильным ударением (расширенный перечень слов);

осознание смыслоразличительной роли ударения на примере омографов;

соблюдение основных лексических норм современного русского литературного языка:

        выбор из нескольких возможных слов того слова, которое наиболее  точно соответствует обозначаемому  предмету или явлению реальной действительности;

        проведение синонимических замен с учётом особенностей текста;

        выявление и исправление речевых ошибок в устной речи;

        редактирование письменного текста с целью исправления речевых ошибок или с целью более точной передачи смысла;

соблюдение основных грамматических норм современного русского литературного языка:

        употребление отдельных грамматических форм имен существительных: словоизменение отдельных форм множественного числа имен существительных;

        употребление отдельных глаголов в форме 1 лица единственного числа настоящего и будущего времени, замена синонимическими конструкциями отдельных глаголов, у которых нет формы 1 лица единственного числа настоящего и будущего времени;

        выявление и исправление в устной речи типичных грамматических ошибок, связанных с нарушением согласования имени существительного и имени прилагательного в числе, роде, падеже; нарушением координации подлежащего и сказуемого в числе‚ роде (если сказуемое выражено глаголом в форме прошедшего времени);

        редактирование письменного текста с целью исправления грамматических ошибок;

соблюдение основных орфографических и пунктуационных норм современного русского литературного языка (в рамках изученного в основном курсе):

        соблюдение изученных орфографических норм при записи собственного текста;

        соблюдение изученных пунктуационных норм при записи собственного текста;

совершенствование умений пользоваться словарями:

        использование учебных толковых словарей для определения лексического значения слова,  для уточнения нормы формообразования;

        использование учебных фразеологических  словарей, учебных словарей синонимов и антонимов для уточнения значения слова и в  процессе редактирования текста;

        использование учебного орфоэпического словаря для определения нормативного произношения слова, вариантов произношения;

        использование учебных словарей для уточнения состава слова; использование учебныхэтимологических словарей для уточнения происхождения слова;

        использование орфографических словарей для определения нормативного написания слов;

3.Совершенствование различных видов устной и письменной речевой деятельности (говорения и слушания, чтения и письма), соблюдение норм речевого этикета:

        владение различными приемами слушания научно-познавательных и художественных текстов об истории языка и культуре русского народа;

        владение различными видами чтения (изучающим и поисковым) научно-познавательных и художественных текстов об истории языка и культуре русского народа;

        чтение и смысловой анализ фольклорных и художественных текстов или их фрагментов (народных и литературных сказок, рассказов, загадок, пословиц, притч и т.п.), определение языковых особенностей текстов;

        умение анализировать информацию прочитанного и прослушанного текста: отделять главные факты от второстепенных; выделять наиболее существенные факты; устанавливать логическую связь между фактами;

        умение соотносить части прочитанного или прослушанного текста: устанавливать причинно-следственные отношения этих частей, логические связи между абзацами текста; составлять план текста, не разделённого на абзацы; приводить объяснения заголовка текста; владеть приёмами работы с примечаниями к тексту;

        умения информационной переработки прослушанного или прочитанного текста: пересказ с изменением лица;

        уместное использование коммуникативных приемов устного общения: убеждение, уговаривание, похвала, просьба, извинение, поздравление;

        уместное использование коммуникативных приемов диалога (начало и завершение диалога и др.), владение  правилами корректного речевого поведения в ходе диалога;

        умение строить устные сообщения различных видов: развернутый ответ, ответ-добавление, комментирование ответа или работы одноклассника, мини-доклад;

        создание текстов-рассуждений с использованием различных способов аргументации;

        создание текстов-повествований (например, заметки о посещении музеев, о путешествии по городам; об участии в народных праздниках; об участии в мастер-классах, связанных с народными промыслами);

        создание текста как результата собственного мини-исследования; оформление сообщения в письменной форме и представление его в устной форме;

        оценивание устных и письменных речевых высказываний с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;

        редактирование собственных текстов с целью совершенствования их содержания и формы; сопоставление чернового и отредактированного текстов.

соблюдение основных норм русского речевого этикета:

        соблюдение принципов  этикетного  общения, лежащих в основе русского речевого этикета;

        различение этикетных форм обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации.

  1. Содержание учебного предмета

        «Русский родной язык» во 2-м классе

Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее 

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Сведения об истории русской письменности: как появились буквы современного русского алфавита. 

Особенности оформления книг в Древней Руси: оформление красной строки и заставок. 

Практическая работа. Оформление буквиц и заставок. 

Слова, обозначающие предметы традиционного русского быта: 

  1. Дом в старину: что как называлось (изба, терем, хоромы, горница, светлица, светец, лучина и т. д.). 
  2. Как называлось то, во что одевались в старину (кафтан, кушак, рубаха, сарафан, лапти и т. д.)

Имена в малых жанрах фольклора (в пословицах, поговорках, загадках, прибаутках). 

Проектное задание. Словарь в картинках.

Слова, называющие игры, забавы, игрушки (например, городки, салочки, салазки, санки, волчок, свистулька).

Слова, называющие предметы традиционного русского быта: 1) слова, называющие домашнюю утварь и орудия труда (например, ухват, ушат, ступа, плошка, крынка, ковш, решето, веретено, серп, коса, плуг); 

2) слова, называющие то, что ели в старину (например, тюря, полба, каша, щи, похлебка, бублик, коврижка, ватрушка), какие из них сохранились до наших дней; 3) слова, называющие то, во что раньше одевались дети (например, шубейка, тулуп, шапка, валенки, сарафан, рубаха, лапти).

Пословицы и поговорки, фразеологизмы возникновение которых связано с предметами и явлениями традиционного русского быта (например, каши не сваришь, ни за какие коврижки).

Сравнение русских пословиц и поговорок с пословицами и поговорками других народов. Сравнение фразеологизмов, имеющих в разных языках общий смысл, но разную образную форму (например, ехать в Тулу со своим самоваром (русск.), ехать в лес с дровами (тат.).

Проектное задание: Словарь «Почему это так называется».

Слова, называющие предметы традиционного русского быта: 1) слова, описывающие город (например, конка, карета, городовой, фонарщик, лавка, купец, приказчик, полицмейстер, мастеровой  ); 

2) слова, называющие то, во что раньше одевались, элементы женского русского костюма (например, кафтан, зипун, армяк,  навершник, душегрея, салоп,  кушак, понева, передник, кокошник, кичка, сорока, позатыльник).

Пословицы и поговорки, фразеологизмы,  возникновение которых связано с предметами и явлениями традиционного русского быта (например, работать спустя рукава,  один салопчик да и тот подбит ветром).

Проектное задание: «Русский народный костюм»

Слова, называющие части тела человека (например, перст, очи, ланита, чело, выя, уста, око, шуйца, десница); 

слова, называющие доспехи древнего русского воина (например, копье, древко, кальчуга, шлем, науши, бармица, );

слова, называющие старинные меры (например, аршин, сажень, пядь, локоть и т.д)

Пословицы и поговорки, фразеологизмы,  в которых сохранились устаревшие слова (например: беречь как зеницу ока, быть притчей во языцех, коломенская верста, косая сажень в плечах, как аршин проглотил, гроша медного не стоит)

Проектное задание: Пословицы с устаревшими словами в картинках. 

Раздел 2. Язык в действии 

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Как нельзя произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов). 

Смыслоразличительная роль ударения. 

Слово и его значение

Многозначные слова. Наблюдение за сочетаемостью слов (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в сочетаемости слов).

Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов в речи). Работа со словарем ударений.

Слово имеет значение. Синонимы. Антонимы. Как появляются фразеологизмы; пословицы. Знакомство со словарями: толковым, орфографическим. Умение определять лексическое значение слова по словарю, контексту. Умение выделять слова в переносном значении в тексте, сравнивать прямое и переносное значения, определять основу переноса значения.

Умение сконструировать образное выражение (сравнение, олицетворение) по образцу, из данных учителем слов, умение использовать слова с переносным значением при составлении предложений. Совершенствование орфографических навыков.

Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов в речи).

Слово, его значение. Слова нейтральные и эмоциональные и эмоционально окрашенные. Знакомство со словарём синонимов. Изобразительно- выразительные средства языка: метафора, эпитет, сравнение, олицетворение. Умение выделять их в тексте, определять значение и назначение, использовать при создании текста в художественном стиле. 

Фразеологизмы. Умение определять значение устойчивого выражения, употреблять его в заданной речевой ситуации.

Заимствованные слова. Основные источники пополнения словаря. Знакомство с элементами словообразования.

Лексическое значение слова. Омоформы, омофоны и омонимы. Прямое и переносное значение слова. Сравнение, метафора, олицетворение, эпитет – сравнительная характеристика. Крылатые слова и выражения. Пословицы , поговорки, афоризмы.

Иностранные заимствования. Новые слова. Умение выделять в тексте стилистически окрашенные слова; определять стили речи с учетом лексических особенностей текста. Диалектизмы. Значение диалектизмов в литературном языке.

Раздел 3. Секреты речи и текста 

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Понятие о тексте. Тема текста. Умение отличать текст от  отдельных предложений, не объединенных общей темой. Озаглавливание. Коллективное составление текстов по заданной теме, сюжетным картинкам.

Секреты диалога: учимся разговаривать друг с другом и со взрослыми. Диалоговая форма устной речи. Стандартные обороты речи для участия в диалоге (Как вежливо попросить? Как похвалить товарища? Как правильно поблагодарить?). Цели и виды вопросов (вопрос-уточнение, вопрос как запрос на новое содержание).

Типы текстов: описание, повествование.

Умение редактировать текст с точки зрения лексики и грамматики. Восстанавливать деформированный текст. Умение делить текст на части. План текста.

Приемы общения: убеждение, уговаривание, просьба, похвала и др., сохранение инициативы в диалоге, уклонение от инициативы в диалоге, завершение диалога (например, как выразить несогласие; как убедить товарища).

Создание текстов – повествований. Создание текста: развернутое толкование значения слова.

 

Тема, основная мысль текста. Опорные слова. Структура текста. План, виды плана.

Стили речи: разговорный и книжный (художественный и научный). Умение определять стилистическую принадлежность текстов, составлять текст в заданном стиле. 

Типы текста. Повествование, описание, рассуждение. Умение составлять описание  предметов и явлений, рассуждение в художественном и научном стилях. Умение составлять повествование с элементами описания.

Волшебные слова: слова приветствия, прощания, просьбы, благодарности, извинение. Умение дискутировать, использовать вежливые слова в диалоге с учётом речевой ситуации. 

Стили речи: разговорный, книжные (научный, публицистический, деловой), художественный. Умение определять стилистическую принадлежность текстов, составлять текст в заданном стиле. Аннотация. Письма пишут разные. Умение конструировать текст по заданной временной схеме, проводить лексическое и грамматическое редактирование. Композиция текста. Завязка, развитие действия, кульминация, развязка. Умение определять элементы  композиции в данном тексте, составлять текст заданной композиционной структуры.

  1. Тематическое планирование по русскому родному языку

Раздел программы

Программное содержание

Тема урока

№ урока

Коли-

чество часов

Дата проведения

план

факт

Секреты речи и текста (7 ч.)

распознают и понимают значение устаревших слов по указанной тематике; 

используют словарные статьи для определения лексического значения слова; 

учатся понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными темами 

выполняют проектное задание

По одежке встречают.  

1/1

1

Ржаной хлебушко калачу дедушка.  

2/2

1

Любишь кататься – люби и саночки возить.  

3/3

1

В решете воду не удержишь.  

4/4

1

Самовар кипит – уходить не велит.  

5/5

1

Проектное задание: Словарь «Почему это так называется».  

6-7/6-7

1

Язык в действии (5 ч.)

работают со словарем ударений.

различают слова, которые по разному звучат, но называют одно и тоже. Подбирают синонимы, следят за выразительностью речи

правильно расставляют ударение в словах;

подбирают слова близкие по значению и противоположные по значению;

находят антонимы в пословицах.

находят в тексте фразеологизмы;

объясняют значение фразеологизмов; 

уместно употребляют крылатые слова в речи;

объясняют и  применяют пословицы в своей речи.

определяют лексическое значение слова по словарю, контексту;

выделяют слова в переносном значении в тексте, сравнивают прямое и переносное значения, определяют основу переноса значения;

конструируют образное выражение (сравнение, олицетворение) по образцу, из данных учителем слов, используют слова с переносным значением при составлении предложений.

Помогает ли ударение различать слова?

8/1

1

Для чего нужны синонимы?

9/2

1

Для чего нужны антонимы?

10/3

1

Как появляются фразеологизмы и пословицы?

11/4

1

Как можно объяснить значение слова? Переносное значение слова.

12/5

1

Русский язык: прошлое и настоящее (5 ч.)

выбирают из текста словосочетания для описания; 

по вопросам составляют описание предмета, существа;

составляют текст по опорным словам и по плану.

находят в деформированном тексте начало рассказа и продолжают  составлять рассказ;

устанавливают связь событий и соединяют события линией, записывают рассказ.

делят текст на части, выделяют в каждой части самое важное; 

различают картинный план, цитатный план.

участвуют в различных видах диалога; упражняются в различных приемах общения.

выполняют итоговую работу

Типы текстов: описание, повествование. 

13/1

1

Учимся связывать предложения в тексте. 

14/2

1

Зачем нужен план? 

15/3

1

Участвуем в диалогах. 

16/4

1

Итоговый тест 

17/5

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому родному языку

Рабочая программа разработана на основе:  ФГОС НОО; примерной программы по русскому родному языку; авторской программы «Русский родной язык» О.М. Александровой, М.И. Кузнецовой, ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому родному языку для 4 класса на 2019 – 2020 учебный год

Рабочая программа составлена на основе «Примерные рабочие программы. 1–4 классы : учеб. пособие для общеобразоват. организаций / [О. М. Александрова и др.] под ред. О. М. Александровой...

Рабочая программа по русскому родному языку. 1 класс, Александрова

Рабочая программа по Русскому родному языку, 1 класс. Александрова...

Рабочая программа по русскому родному языку 4 кл

Рабочая программа по русскому родному языку 4 кл...

Рабочая программа курса «Русский родной язык» , 1 -4 класс

Программа учебного предмета «Русский родной язык»  направлена на достижение результатов освоения ООП НОО в части требований,  заданных ФГОС НОО к предметной области «Родной...

Рабочая программа по русскому родному языку 1 класс с КТП на основе примерной программы по родному языку авторского коллектива: Александровой О.М., Вербицкой Л.А., Богданова С.И., Кузнецовой М.И, Петленко Л.В. , Романовой В.Ю., Рябининой Л.А.

Рабочая программа разработана в соответствии с законом «Об образовании РФ», с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, ...

Рабочая программа по русскому родному языку 3 кл по программе

Пояснительная запискаРабочая программа по учебному предмету «Русский родной язык» составлена на основе нормативных документов:-Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об об...