Словарная работа. 1 класс.
статья по русскому языку (1 класс)

 Кислицина Анна Васильевна

Работа над словарными  словами проводится ежедневно на каждом уроке русского языка. Все словарные слова объединены в тематические группы, каждая из которых изучается в течение недели. В первый день вводят сами слова, в каждый из последующих дней  повторяют и выполняют одно из упражнений. В конце недели слова записывают по памяти или под диктовку и дополняют список   словами, пройденными ранее.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл slovarnaya_rabota.docx24.14 КБ

Предварительный просмотр:

 Словарная работа. 1 класс.

Кислицина А. В.,

учитель начальных классов

МАОУ «СОШ» с. Летка

Прилузского района республики Коми

        Работа над словарными  словами проводится ежедневно на каждом уроке русского языка. Все словарные слова объединены в тематические группы, каждая из которых изучается в течение недели. В первый день вводят сами слова, в каждый из последующих дней  повторяют и выполняют одно из упражнений. В конце недели слова записывают по памяти или под диктовку и дополняют список   словами, пройденными ранее.

Упражнения к словарной работе на уроках русского языка

1) Тема  «Птицы»

Воробей, сорока, ворона, петух.

Упражнение 1.

На доске записаны словарные слова.  Дети читают их по слогам, целыми - словами (быстро, медленно, про себя). Затем слова  учитель «закрывает».

 Учащимся предлагается вспомнить слова:

-  с безударной е гласной е;

-  которое начинается с глухого согласного  твердого звука;

- в которых есть сочетание  -оро-;

-  состоящее из двух слогов;

 - третье слово в списке.

Далее ребята записывают эти слова по памяти. Когда все дети заканчивают писать, учитель открывает запись на доске, каждый ребенок проверяет результат.

 Упражнение 2.

Записать словарные слова по алфавиту.

Упражнение 3.

Найти  и подчеркнуть словарные слова, записать в тетрадь.

Тьмверсорокапрнелворонатруфыпетухсрекцыворобейпарегла

Упражнение 4.

Записать словарные  слова по памяти.

2) Тема «Дикие и домашние животные»

Корова, заяц, лисица, медведь, собака.

Упражнение 1.

Учитель показывает  карточки со словарными словами. Задача ребят  молча прочитать и запомнить слово. Время предъявления каждой карточки – 5 секунд. Далее учитель предлагает учащимся  послушать рассказ, в котором будут встречаться слова. Дети, услышав слово, должны подать сигнал – хлопнуть в ладоши. Затем те слова, которые дети запомнили, увидев и услышав, они записывают в тетрадь.

Однажды мы собрались в лес. Лесная дорожка привела нас к дому лесника. Навстречу  к  нам выбежала собака и залаяла на нас. Подошел лесник Иван Васильевич. Он вел корову на пастбище. Мы пошли вместе. Иван Васильевич рассказал нам, что  видел медведя в лесу. Медведь ел малину на опушке леса. Собака Ласка побежала вперед и вдруг громко залаяла на кого - то. Лесник сказал, что она увидела лисицу или зайца. В наших лесах можно встретить не только зайца, лису или медведя. Много разных животных  обитает в наших краях.

Упражнение 2.

Распределить слова в две группы. Записать  каждую группу слов в отдельный столбик.

Упражнение 3.

Выписать  первый  слог каждого слова, дополнить этот слог до нового слова.

Упражнение 4.

Записать словарные слова по памяти, распределить на две  тематические группы: «Птицы», «Дикие и домашние животные».

3) Тема «Деревня»

Деревня, работа, машина, молоко.

Упражнение 1.

Учитель показывает  карточки со словарными словами. Задача ребят  молча прочитать и запомнить слово. Время предъявления каждой карточки – 5 секунд. Далее учитель предлагает учащимся  послушать рассказ, в котором будут встречаться слова. Дети, услышав слово, должны подать сигнал – хлопнуть в ладоши. Затем те слова, которые дети запомнили, увидев и услышав, они записывают в тетрадь.

Мы живем в деревне.   В каждом доме  держат домашних животных: коров, коз. Они дают много молока. На машинах подвозят  для них сено.  Работы в деревне очень много. Мы тоже помогаем нашей бабушке. Полем грядки, поливаем цветы, сгребаем сено. Бабушка угощает нас вкусным парным молоком.  Мы работы не боимся!

Упражнение 2.

Составить и записать   одно предложение из этих слов.

Упражнение 3.

Записать слова,  разделить их для переноса.

Упражнение 4.

Записать слова по памяти.

4) Тема «Школа»

Класс,  ученик, ученица, учитель, учительница.

Упражнение 1.

Учитель показывает  карточки со словарными словами. Задача ребят  молча прочитать и запомнить слово. Время предъявления каждой карточки – 5 секунд. Далее учитель предлагает учащимся  послушать рассказ, в котором будут встречаться слова. Дети, услышав слово, должны подать сигнал – хлопнуть в ладоши. Затем те слова, которые дети запомнили, увидев и услышав, они записывают в тетрадь.

Наш учитель заболел. К нам в класс на урок пришла учительница Вера Петровна. Ученики и ученицы сидели тихо и внимательно слушали учительницу. Миша, ученик первого класса, вышел к доске. Он решил задачу и пример. Ученица Маша написала предложение без ошибок. Учительница похвалила детей. Класс  поблагодарил Веру Петровну за интересные уроки.

Упражнение 2.

Дописать слова:

Просторный _______,   способный __________, терпеливый ____________,  сельская ______________,  прилежная_____________.

Упражнение 3.

Заменить предложения одним словарным словом.

  1. Одна из самых распространённых общественных профессий, преподаватель, педагог.
  2. Учащийся начального или среднего учебного заведения.
  3. Комната для занятий в школе.

Упражнение 4.

Записать слова по памяти.

5) Тема «Школа» (продолжение)

Карандаш, дежурный, тетрадь, пенал, русский язык.

Упражнение 1.

На доске записаны словарные слова.  Дети читают их по слогам, целыми - словами (быстро, медленно, про себя). Затем слова «закрывают».

 Учащимся предлагают вспомнить слова:

-  слова с безударной гласной е;

- слово с мягким знаком на конце;

- слово с удвоенной согласной;

- слово с парным согласным на конце;

 - второе слово в списке, последнее слово в списке.

Далее ребята записывают эти слова по памяти. Когда все дети заканчивают писать, учитель открывает запись на доске, каждый ребенок проверяет результат.

Упражнение 2.

Составить предложения, различные по цели высказывания. Записать одно предложение.

Упражнение 3.

Выписать  слова в два столбика: в первый столбик – с глухими согласными на конце слова, во второй – со звонкими согласными на конце слова.

Упражнение 4.

Словарный диктант.

6) Тема  «Дружба»

Ребята, девочка, мальчик, хорошо, весело.

Упражнение 1.

Учитель показывает  карточки со словарными словами. Задача ребят  молча прочитать и запомнить слово. Время предъявления каждой карточки – 5 секунд. Далее учитель предлагает учащимся  послушать рассказ, в котором будут встречаться слова. Дети, услышав слово, должны подать сигнал – хлопнуть в ладоши. Затем те слова, которые дети запомнили, увидев и услышав, они записывают в тетрадь.

Девочка Маша и мальчик Саша  подружились.  Ребята часто проводили время вместе. Им было весело. Они гуляли в парке, катались на велосипедах, играли  в мяч. Однажды Маша заболела.  Мальчик Саша каждый день приходил к девочке. Он приносил фрукты и книги, чтобы  девочке не было скучно. Хороший друг у Маши! Вскоре девочка выздоровела. И ребята снова стали вместе играть: дружно и весело!

Упражнение 2.

Подобрать  к словам антонимы (противоположные по смыслу слова):

Хорошо –

Весело –

Подобрать к словам синонимы (близкие по смыслу слова):

Девочка, _______________.

Мальчик, ______________.

Ребята, ________________.

Упражнение 3.

Собрать слова:  ка, де, воч; чик, маль; бя, та, ре; ро, хо, шо; се, ве, ло.

Упражнение 4.

Словарный диктант.

7) Тема «Одежда»

Пальто, одежда, платок, сапоги.

Упражнение 1.

На доске записаны словарные слова.  Дети читают их по слогам, целыми - словами (быстро, медленно, про себя). Затем слова учитель  «закрывает».

 Учащимся предлагается  вспомнить слова:

-  с безударной гласной о;

- с мягким знаком в середине слова;

- состоящие из трех слогов;

- с парным согласным на конце;

 - первое слово в списке, последнее слово в списке.

Далее ребята записывают эти слова по памяти. Когда все дети заканчивают писать, учитель открывает запись на доске, каждый ребенок проверяет результат.

Упражнение 2.

Подобрать к словам однокоренные (родственные) слова.

Упражнение 3.

Восстановить  предложения, связав слова между собой. Записать одно предложение.

Два (сапоги)  - пара.

Мама купила  красивую и модную (одежда).

Мужчина вытер носовым (платок) лоб.

На ней было длинное зелёное (пальто) и ботинки.

Упражнение 4.

Словарный диктант.

Используемая литература:

  1. Канакина В. П. Русский язык. 1 класс: учебник для общеобразовательных организаций/В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. – М.: Просвещение, 2020.
  2. Русский язык. 1 – 4 классы: работа со словарными словами. Занимательные материалы./авт. – сост. Т. М. Анохина. – Волгоград: Учитель, 2007.
  3. Сборник диктантов и упражнений для начальной школы. Москва: ИЗДАТ – ШКОЛА, 1996.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация словарной работы на уроках русского языка в 1 классе

Данная презентация может быть использована  на уроке русского языка на  на этапе  знакомства с новыми словарными словами. Для повышения интереса  к изучаемому материалу, развития в...

Словарная работа на уроке русского языка 2 класс

Написание словарных слов по картинкам, самопроверка с доски...

НАУЧНО – МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ «СЛОВАРНАЯ РАБОТА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ"

СодержаниеВведениеГлава I. Исторические и психолого-педагогические основытемы « Словарная работа на уроках русскогоязыка в начальных классах ».1. История развития ведущего вопроса темы.2. Психолого-пе...

Курсовая работа Тема: «Организация словарной работы на уроках русского языка в начальной школе»

В этоей работе я постаралась как можно полнее осветить вопрос о работе со словарными словами на уроках русского языка в начальной школе.Работая над этой темой, я пришла к выводу, что словарная работа ...

Квалификационная работа по обобщению собственного педагогического опыта Тема: Словарная работа на уроках русского языка в начальных классах

Квалификационная работа           по обобщению собственного                педагогического опыта...

Виды словарной работы и письменных работ творческого характера на уроках русского языка

В русском языке немало слов, написание которых не подчиняется правилам проверки. Актуальной остаётся задача сделать интересным, познавательным процесс изучения словарных слов, а также снизить тревожно...