Запоминаем словарные слова
учебно-методическое пособие по русскому языку (2 класс)
Словарь со специальной системой заданий, включающей приемы запоминанния и занимательные упражнения, которые используются на роках русского языка с целью формирования навыков самоконтроля
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zapominaem_slovarnye_slova.docx | 509.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Запоминаем словарные слова
2 класс
Словарные слова:
Береза Воробей Ворона Дежурный Заяц, месяц Капуста Карандаш Лестница Лопата Мороз Народ Овощи Одежда Пенал Посуда Соловей Сорока Тетрадь Ягода
Береза
- Рассмотри рисунок. Почему так легче запомнить слово?
Белая берёза Под моим окном
Принакрылась снегом Будто серебром. (С.Есенин)
Запиши слово «берёза» и раздели его на слоги. Подчеркни слог, в котором надо запомнить букву, обозначающую безударный гласный звук.
- Собери «семью» слова берёза. Допиши подходящее по смыслу слово.
старая роща маленькая
молодой
гриб
белоствольная
- Прочитай текст. Впиши в слова пропущенные буквы. Выдели в этих словах корень
Стройная б . рёзка стоит на полянке. Ствол у б . рёзы прямой, кора белая. Хорошо отдыхать летом в тени б . резняка. В б . рёзовой роще можно найти грибы подб . рёзовики.
Воробей
- Отгадай загадку. Запиши ответ. Подчеркни букву, обозначающую гласный в первом слоге.
Видали вы его не раз,
Он скачет в двух шагах от нас.
«Чирик - чирик, чирик - чирик!» Кто к этой песне не привык!
- Рассмотри рисунок. На какую букву похож один из червячков? Раскрась букву «О» красным цветом. Впиши букву «о» в слова, объясни, что они обозначают.
В . робей чириканье в . робья
В . робьиха в . робьиное гнездо
В . робышек стайка в . робьёв
В . робьишка желторотый в . робей
- Рассмотри рисунок. Почему же птицу так назвали? Запиши слово
Ворона
- Прочитай предложения. Подчеркни названия птиц.
Ворона – крупная птица. У вороны сильный клюв. Гнёзда ворон в лесу. Зимой ворона летит к жилью людей.
О какой птице ты прочитал? Запиши название этой птицы, поставь знак ударения, отметь буквы безударных гласных.
- Выбери букву, которую нужно вставить в данные слова, и раскрась её. Вставь пропущенную букву.
В . орона, в . ронёнок, в . ронята, в . ронья (лапа), пров . ронил.
- Объясни значение выражения «считать ворон».
Дежурный
- Прочитай слово над рисунком. Запиши его. Объясни, кого так называют.
- Запиши слово «дежурный» па строке ниже, раздели его на слоги. Запиши количество слогов, подчеркни слог, в котором есть орфограмма.
слога
- Прочитай слова, обведи красным карандашом букву, которую надо запомнить.
Дежурный, дежурство, дежурить, дежурные.
- Вставь подходящие по смыслу слова, используя слова для справок. Вставь пропущенные буквы.
первое , хорошо , закончить ,
добросовестный .
Слова для справок: д . журный, д . журство, д . журить
Месяц, заяц
- Разгадай ребусы, и ты узнаешь новые словарные слова. Запиши их.
Месяц, заяц и язык с буквой «Я» писать привык.
- Помогу зайцу выбрать нужный кочан капусты (раскрась его). Выбери кочан с той буквой, которую напишешь в слове за . ц.
Соедини слова в пары. Впиши пропущенные буквы, подчеркни их.
серый за . чьи
капуста за . ц
следы за . чья
- Прочитай. Вставь пропущенные буквы. Отметь галочкой народные приметы.
- Взойдет красно солнышко – прощай светел мес . ц.
- Мес . ц, мес . ц, мой дружок, позолоченный рожок!
- Третий мес . ц у ворот – это к солнцу поворот.
- Весел . сияет мес . ц над селом.
- Ф. враль – мес . ц лютый, спрашивай, как обутый.
- Мес . ц красен – к дождю и ветру.
- Мес . ц ясный – к суху.
Капуста
- Доскажи, а затем допиши слово.
Весной на грядке было пусто,
А летом выросла ___________________
Соедини кочаны капусты так, что бы получилось слово.
- Соедини слова в пары, запиши букву правильно.
кочан к . пустный
пирожки к . пусты
лист из к . пусты
салат с к . пустой
- Собери из слов предложения и запиши их.
- Выросли, кочаны, на, капусты, грядке.
- Капустные, сочные, и, листья, вкусные.
- Из, варят, щи, капусты.
- Без, щи, не, капусты, густые.
Карандаш
- Отгадай загадку, напиши слово-отгадку.
Я чёрный, красный, жёлтый, синий, С начинкой твердой в середине,
Я с острым ножиком дружу
И, что хочу, изображу.
- Впиши в текст пропущенные слова.
На столе лежала коробка с цветными . Жёлтым
мы нарисуем солнце. Небо раскрасим голубым
. Зелёный _ поможет
нарисовать травку. Спелые ягоды малины изобразим красным
.
- Рассмотри рисунок. Почему это слово можно назвать «вороньим»? Найди слово – подсказку. Напиши слово карандаш несколько раз, поставь знак ударения и выдели орфограмму.
Лестница
- Рассмотри рисунок. Найди подсказку к написанию слова, обведи её.
Я по лестнице шагаю, Букву «Т» в ней замечаю.
- Прочитай. Вставь пропущенные буквы.
Вася влез по лес . нице под крышу амбара. Ставит лес . ницы команда, от огня спасает дом.
Ведёт куда-то лес . ница, должно быть, в бесконечность. Веревочную лес . ницу матрос накинул на край стены.
Маляры красят лес . ничную клетку.
- Составь из слов предложение. Запиши его.
к, приставили, котенка, достали, мальчишки, дереву, лестницу, и
Лопата
- Как называется инструмент для вскапывания земли? Запиши название инструмента. Выдели орфограмму в этом слове.
- Давай сочиним сказку. Допиши в предложении подходящие по смыслу слова. Найди и впиши «убежавшие» буквы.
Весной решили зайцы устроить огород, посеять морковь. За . ц – папа взял большую . У зайчихи-мамы была маленькая
. Крошка-зайчонок рыхлил грядку своей
. Осенью каждый за . ц выкапывал большую морковку своей .
Слова- помощники: л . патка, л . пата, л . паточкой, л . патой.
- Отвечай на вопросы однокоренными словами. Выдели корень. Проверь, нет ли ошибки в написании буквы гласного.
Какой инструмент нужен дворнику для уборки снега?
Какая игрушка помогает малышам играть в песке?
Мороз
- Разгадай ребус. Раздели написанное слово на слоги и подчеркни слог, в котором надо запомнить написание буквы гласного.
- Прочитай. Почему так легче запомнить написание слова?
Береги нос в большой мороз
- Соедини подходящие по смыслу слова, впиши буквы гласного, подчеркни слоги с вставленными буквами.
Сильный м . розец
Зам . роженные м . роз
Легкий м . роженое
Фруктовое ягоды
Первые м . розы
Народ
- Рассмотри рисунок. Назови изображенную группу взрослых и детей словом из 5 звуков. Составь звуковую схему слова и запиши его на строке. Подчеркни букву, написание которой нужно запомнить.
н | ||||
м | о | р | о | з |
с |
- Выполни фонетический разбор слова.
Народ [ ]
[ ] |
|
|
[ ] |
|
|
[ ] |
|
|
[ ] |
|
|
[ ] |
|
|
слог., б., зв.
- Соедини слова в словосочетания. Впиши буквы гласного, которую нужно запомнить.
«о» или «а»
Междун . родный песня
н . родный инструмент
н . родные гуляние
н . родная праздник
н . родное костюм
Овощи
- Рассмотри рисунок, раскрась овощи, прочитай и запиши слово, подчеркни букву, написание которой надо запомнить.
- Прочитай текст. Подчеркни в названиях овощей буквы, обозначающие безударные гласные звуки, которые нельзя проверить. Впиши в слова пропущенные буквы.
Морковь, огурец, помидор – это ов . щи. Летом ов . щи выращивают в огородах, а зимой ов . щи растут в теплицах. В ов . щах много витаминов, поэтому полезно есть сырые ов . щи. Из ов . щей делают салаты и варят ов . щные супы.
- Впиши пропущенные буквы. Замени одним словом, подходящим по смыслу.
Капуста, свекла, репа – это . Сок из ов . щей – это сок.
Пюре из тыквы, кабачков, помидор - пюре. Суп, сваренный из ов . щей - - суп.
Грядка, на которой растут ов . щи - грядка.
Одежда
- Рассмотри рисунок. Назови эту группу предметов одним словом, запиши его.
Раздели слово на слоги, подчеркни слог, состоящий из одной буквы.
- Впиши в предложение «убежавшее» слово.
Пиджак, брюки, рубашка – это мужская . Платье, юбка, сарафан – это женская .
Для занятий на стадионе надевают спортивную . Нарядную носят в праздники.
Для прогулок зимой нужна теплая . Для прогулок летом нужна лёгкая .
- Прочитай пословицы. Как ты их понимаешь? Спиши понравившуюся пословицу. Подчеркни слово, написание которого нужно запомнить.
Не одежда красит человека, а добрые дела. По одежде встречают, по уму провожают.
Пенал
- Чтобы узнать, как называется коробка для хранения письменных принадлежностей, соедини буквы в слово и запиши его.
- Подумай, какую из этих букв «и» или «е», ты впишешь в пропуски.
новый п . нал ручка в п . нале маленький п . нальчик выкинул из п . нала красивый п . нал п . нал друга
купили п . нал потерял п . нал
- Вставь пропущенные буквы. Составь из групп слов предложения и запиши их. Обведи в предложениях слова, написание которых нужно запомнить,
В, лежит, новый, портфеле, п . нал.
Подарила, бабушка, п . нал, мне.
На, смешной, крышке, рисунок, п . нала.
Посуда
- Рассмотри рисунок. Назови каждый предмет. Каким словом можно назвать все эти предметы? Запиши общее название нарисованных предметов.
- Прочитай правила хорошей хозяйки. Постарайся их выполнять. Выбери и впиши в слова правильную букву.
«а» или «о»
П . суда всегда должна быть чистой. Мой п . суду сразу после еды.
Для вытирания п . суды у хозяйки есть п . судное полотенце.
Убирай чистую п . суду в шкаф.
- Прокати на «лифте» слово посуда.
В каждом доме есть разная .
Накрывая стол к обеду, ставят столовую . Для чаепития нужна чайная .
Малышей кормят из маленькой детской .
- Измени слово по образцу. Вставь пропущенные буквы.
П . суда для чая – чайная п . суда
П . суда из глины - Шкаф для п . суды -
Соловей
- Рассмотри рисунок. Найди подсказку к написанию слова. Запиши слово, поставь знак ударения, отметь буквы безударных гласных.
Он соло пел среди ветвей, Его назвали соловей.
- Прочитай. Вставь пропущенные буквы в словах.
С. л . вей поёт, себя тешит. Мал с . л . вей, да голосист.
С . л . вей - птичка невеличка, а заголосит - лес дрожит!
С . л . вей-разбойник – сказочный злодей, сбивавший с ног громким посвистом.
Какое слово встречается чаще всего? Выпиши его.
- Подбери как можно больше однокоренных слов к слову «соловей».
Сорока
- Разгадай ребус. Запиши получившееся слово, подчеркни буквы безударных гласных.
40а
- Впиши пропущенные буквы. Подумай, когда так говорят.
С . рока – белобока с . рочонок
Кричит по-с . рочьи с . рочий хвост
Нарядная с . рока стрекочет, как с . рока
- Прочитай предложения. Впиши «убежавшие» слова.
Сороки сорока сорочата
- белобока кашу варила. У _ белые бока и длинный черный хвост. Птенцы сороки - . Ворона каркает, а стрекочет.
- Прочитай скороговорку. Найди в ней подсказку к написанию слова
«сорока». Спиши.
Сорок сорок воровали горох.
Тетрадь
- Допиши слово.
Марки буду собирать
И наклеивать в
Составь звуковую схему слова «тетрадь». Запиши слово несколько раз, поставь знак ударения и отметь орфограмму.
- Прочитай. Вставь пропущенные буквы.
Т . тра . ки в портфеле шуршали, Что в жизни важнее решали.
Т . тра . ка в линейку бормочет: «Грамматика!» А в клетку т . тра . ка ворчит: «Математика!» На чем примирились т . тра.ка с т . тра . кой – Для нас до сих пор остаётся загадкой.
- Составь и запиши с каждым из данных слов предложение.
тетрадь, тетрадочка, тетрадный, тетрадка
Ягода
- Плоды каких растений изображены на рисунке? Раскрась плоды, прочитай слово и запиши его. Составь звуковую схему этого слова. Сколько в слове звуков? Сколько букв?
Звуков
Букв
- Выбери из корзинки и впиши в текст «убежавшие» слова.
Летом в лесу и в саду поспевают _ .
В густой траве краснеют маленькие земляники.
Кусты малины усыпаны ароматными . В много витаминов.
Из делают сок, варят варенье.
Даже медведь и волк наведываются в , полакомится спелыми .
- Прочитай слова, подчеркни букву, написание корой нужно запомнить.
Ягода, ягодка, ягодный, ягодник.
Составь и запиши предложение с одним из слов.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
- Евсюкова Г.А. Как работать со словарными словами [Текст] / Г.А. Евсюкова // Начальная школа. – 2006, № 6. – С.23.
- Ященко С.Н. Как я работаю на словарным словами [Текст] / С.Н. Ященко // Начальная школа. – 2001. - №9. – С.109.
- Щербакова С.В. Словарные слова. 2 класс. Словарные слова
«Начальная школа 21 века» [Электронный ресурс] / С.В. Щербакова. – Электронные текстовые данные. Режим доступа: https://pedportal.net/nachalnye-klassy/russkiy-yazyk/slovarnye-slova-2-klass- russkiy-yazyk-quot-nachalnaya-shkola-xxi-veka-quot-700907.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Запоминаем словарные слова. Статья
Как запомнить словарные слова...
Презентация по русскому языку "Запоминаем словарные слова"
В презентации предложены 3 группы словарных слов с ассоциативными рисунками, а также каждое слово каллиграфически прописано. Слова для 3-4 классов....
Мастер-класс "ЗАПОМИНАЕМ СЛОВАРНЫЕ СЛОВА"
Презентация "Запоминаем словарные слова"...
Запоминаем словарные слова. 1 - 2 класс.
Яркие рисунки помогут детям запомнить правильное написание словарных слов....
«СОВСЕМ НЕПРАВИЛЬНЫЕ ПРАВИЛА» или Как запоминать словарные слова.
У человека есть замечательная способность запоминать то, что он ощущает и воспринимает в окружающем мире. Мозг человека получает различную информацию, перерабатывает и сохраняет её.Конечно, не всё, чт...
Методическое пособие по русскому языку "Запоминаем словарные слова".
Если говорить о закономерности усвоения словесного материала, то в младшем школьном возрасте ученики лучше запоминают слова, обозначающие названия предметов (конкретный материал), чем слова, обозначаю...
Запоминаем словарные слова
Учим словарные слова легко и интересно...