Рабочая программа «Родной язык (русский)»
рабочая программа по русскому языку (4 класс)

Солодовникова Светлана Николаевна

Рабочая программа разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1576) к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования по учебному предмету «Родной язык (русский)», входящему в образовательную область «Родной язык и литературное чтение на родном языке».

Программа учебного предмета «Родной язык (русский)» разработана для функционирующих в субъектах Российской Федерации школ, в которых федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования наряду с изучением обязательного курса русского языка предусмотрено изучение русского языка как родного языка обучающихся. 

Программа «Родной язык (русский)» составлена на основе требований к предметным результатам освоения основной образовательной программы, представленной в федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, и рассчитана на общую учебную нагрузку в объёме 17 часов (0,5 ч в неделю в 4-м классе). 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_rus.rodn_.yaz_._4_kl._05_ch.docx34.19 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Лофицкая основная общеобразовательная школа»

Рассмотрена на педагогическом

совете школы

Протокол заседания

№ __ от «___» августа 2021 г.

Утверждаю

Директор школы

___________ Талыкова Н.И.

Приказ № ___ от «___» августа 2021 г.

Рабочая программа

 «Родной язык (русский)»

начальный уровень

4 класс

Срок реализации программы – 1 год

Составил: Солодовникова Светлана Николаевна

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

2021 г.

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Пояснительная записка.
  2. Планируемые результаты изучения учебного предмета.
  3. Содержание учебного предмета.
  4. Тематическое планирование.
  5. Календарно-тематическое планирование:

а) Календарно-тематическое планирование. 4 класс. (Приложение  1)

  1. Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов:

  • Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон об образовании);
  • Федеральный закон от 3 августа 2018 г. № 317-ФЗ «О внесении изменений в статьи 11 и 14 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»»;
  • Закон Российской Федерации от 25 октября 1991 г. № 1807-I «О языках народов Российской Федерации» (в редакции Федерального закона № 185-ФЗ);
  • приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1576);
  • приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1577).

Рабочая программа разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1576) к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования по учебному предмету «Родной язык (русский)», входящему в образовательную область «Родной язык и литературное чтение на родном языке».

Программа учебного предмета «Родной язык (русский)» разработана для функционирующих в субъектах Российской Федерации школ, в которых федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования наряду с изучением обязательного курса русского языка предусмотрено изучение русского языка как родного языка обучающихся.

Содержание программы ориентировано на сопровождение основного курса русского языка, обязательного для изучения во всех школах Российской Федерации, и направлено на достижение результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования по русскому языку, заданных соответствующим федеральным государственным образовательным стандартом. В то же время цели курса русского родного языка в рамках образовательной области «Родной язык и литературное чтение на родном языке» имеют свою специфику, обусловленную дополнительным характером курса, а также особенностями функционирования русского языка в разных регионах Российской Федерации.

В соответствии с этим курс русского родного языка направлен на достижение следующих целей:

  • расширение представлений о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; формирование познавательного интереса, любви, уважительного отношения к русскому языку, а через него – к родной культуре; воспитание уважительного отношения к культурам и языкам народов России; овладение культурой межнационального общения;
  • формирование первоначальных представлений о национальной специфике языковых единиц русского языка (прежде всего лексических и фразеологических единиц с национально-культурной семантикой), об основных нормах русского литературного языка и русском речевом этикете;
  • совершенствование умений наблюдать за функционированием языковых единиц, анализировать и классифицировать их, оценивать их с точки зрения особенностей картины мира, отражённой в языке;
  • совершенствование умений работать с текстом, осуществлять элементарный информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
  • совершенствование коммуникативных умений и культуры речи, обеспечивающих владение русским литературным языком в разных ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи; развитие потребности к речевому самосовершенствованию;
  • приобретение практического опыта исследовательской работы по русскому языку, воспитание самостоятельности в приобретении знаний.

Программа «Родной язык (русский)» составлена на основе требований к предметным результатам освоения основной образовательной программы, представленной в федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, и рассчитана на общую учебную нагрузку в объёме 17 часов (0,5 ч в неделю в 4-м классе).

Общая характеристика учебного предмета «Родной язык (русский)»

Русский язык является государственным языком Российской Федерации, средством межнационального общения и объединения народов России. Изучение русского языка и владение им – могучее средство приобщения к духовному богатству русской культуры и литературы, основной путь приобщения к культурно-историческому опыту человечества. Одновременно с этим русский язык является родным языком русского народа, основой его духовной культуры. Родной язык связывает поколения, обеспечивает преемственность и постоянное обновление национальной культуры.

Родной язык, выполняя свои базовые функции общения и выражения мысли, обеспечивает межличностное и социальное взаимодействие людей, участвует в формировании самосознания и мировоззрения личности, является важнейшим средством хранения и передачи информации, культурных традиций и истории. Высокий уровень владения родным языком определяет способность аналитически мыслить, успешность в овладении способами интеллектуальной деятельности, умениями убедительно выражать свои мысли и точно понимать мысли других людей, извлекать и анализировать информацию из различных текстов. Как средство познания действительности русский родной язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребёнка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Обучение русскому родному языку совершенствует нравственную и коммуникативную культуру ученика.

  1. Планируемые результаты изучения учебного предмета

Личностные результаты

1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической  и  национальной  принадлежности;  формирование  ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

4)  овладение  начальными  навыками  адаптации  в  динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

6)  использование  знаково-символических  средств  представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных  технологий  для  решения  коммуникативных  и познавательных задач;

8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии  с  коммуникативными  и  познавательными  задачами  и технологиями учебного предмета; готовить свое выступление и выступать с аудио-,  видео-  и  графическим  сопровождением;  соблюдать  нормы информационной избирательности, этики и этикета;

9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

10) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

11) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

12) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

13) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;

14) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;

15) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

16) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета; формирование начального уровня культуры пользования словарями в системе универсальных учебных действий.

Предметные результаты освоения курса «Родной  язык (русский)»:

1)  воспитание ценностного отношения к родному языку как хранителю культуры, включение в культурно-языковое поле своего народа, формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке  как основе национального самосознания;

2)  обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета;

3)  формирование первоначальных научных знаний о родном языке, как системе и как развивающемся явлении, о его уровнях и единицах, о закономерностях функционирования, освоение основных единиц грамматических категорий родного языка, формирование позитивного отношения правильной устной и письменной родной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;

4)  овладение первоначальными умениями ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, формирование базовых навыков выбора

адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативных задач;

5)  овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать  знания  для  решения  познавательных,  практических  и коммуникативных задач.

К концу обучения обучающийся научится:

- распознавать и вести этикетный диалог;

- отличать текст от набора предложений, записанных как текст;

- находить по абзацным отступам смысловые части текста;

-  выбирать  подходящий  заголовок  из  предложенных  вариантов, придумывать заголовки к маленьким текстам;

- осознавать роль ключевых слов в тексте, выделять их;

- выделять начальные и завершающие предложения в тексте, осознавать их роль как важных составляющих текста;

- сочинять несложные сказочные истории на основе начальных предложений, рисунков, опорных слов;

- сочинять и исполнять считалки, подбирать простые рифмы в стихотворном тексте;

- определять тему, основную мысль несложного текста;

- определять структурно-смысловые части текста (начало, основную часть, концовку);

- подбирать заголовки к готовым и продуцируемым текстам (в соответствии с темой, основной мыслью);

- анализировать и продуцировать невыдуманные рассказы, соотносить речевое содержание рассказа с задачей рассказчика;

- разыгрывать диалоги, пользуясь риторическими заданиями учебника;

- сочинять продолжение диалогов разных персонажей, сказочных историй;

- знать особенности этикетных жанров комплимента, поздравления;

-реализовывать  жанры  комплимента,  поздравления  с  учётом коммуникативной ситуации;

- продуцировать этикетные жанры вежливая оценка, утешение;

- вести этикетный диалог, используя сведения об этикетных жанрах, изученных в начальной школе;

К концу обучения обучающийся получит возможность научиться:

- оценивать степень вежливости (свою и других людей) в некоторых ситуациях общения;

- давать оценку невежливому речевому поведению.

- знать особенности диалога и монолога;

- анализировать абзацные отступы, шрифтовые и цветовые выделения в учебных текстах;

- использовать различные выделения в продуцируемых письменных текстах;

- знать основные способы правки текста (замена слов, словосочетаний, предложений; исключение ненужного, вставка);

- пользоваться основными способами правки текста.

- анализировать типичную структуру рассказа;

- рассказывать (устно и письменно) о памятных событиях жизни;

- знать особенности газетных жанров: хроники, информационной заметки;

- продуцировать простые информационные жанры (типа что-где-когда и как произошло) в соответствии с задачами коммуникации;

- объяснять значение фотографии в газетном тексте;

- реализовывать подписи под фотографиями семьи, класса с учётом коммуникативной ситуации.

  1. Содержание учебного предмета

Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее (6 ч)

Слова, связанные с качествами и чувствами людей (например, добросердечный, доброжелательный, благодарный, бескорыстный); слова, связанные с обучением.

Слова, называющие родственные отношения (например, матушка, батюшка, братец, сестрица, мачеха, падчерица).

Пословицы, поговорки и фразеологизмы, возникновение которых связано с качествами, чувствами людей, с учением, с родственными отношениями, занятиями людей (например, от корки до корки; вся семья вместе, так и душа на месте и т. д.). Сравнение с пословицами и поговорками других народов. Сравнение фразеологизмов, имеющих в разных языках общий смысл, но различную образную форму.

Русские традиционные эпитеты: уточнение значений, наблюдение за использованием в произведениях фольклора и художественной литературы.

Лексика, заимствованная русским языком из языков народов России и мира. Русские слова в языках других народов.

Проектные задания. Откуда это слово появилось в русском языке? (Приобретение опыта поиска информации о происхождении слов.) Сравнение толкований слов в словаре В. И. Даля и современном толковом словаре. Русские слова в языках других народов.

Раздел 2. Язык в действии (4 ч)

Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов в речи).

Трудные случаи образования формы 1-го лица единственного числа настоящего и будущего времени глаголов (на пропедевтическом уровне). Наблюдение за синонимией синтаксических конструкций на уровне словосочетаний и предложений (на пропедевтическом уровне).

История возникновения и функции знаков препинания (в рамках изученного). Совершенствование навыков правильного пунктуационного оформления текста.

Раздел 3. Секреты речи и текста (7 ч)

Правила ведения диалога: корректные и некорректные вопросы.

Особенности озаглавливания сообщения.

Составление плана текста, не разделённого на абзацы.

Информационная переработка прослушанного или прочитанного текста: пересказ с изменением лица.

Создание текста как результата собственной исследовательской деятельности.

Оценивание устных и письменных речевых высказываний с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления. Редактирование предложенных и собственных текстов с целью совершенствования их содержания и формы; сопоставление чернового и отредактированного текстов. Практический опыт использования учебных словарей в процессе редактирования текста.

Синонимия речевых формул (на практическом уровне).

  1. Тематическое планирование

Раздел

Кол-во часов

Русский язык: прошлое и настоящее

6

Язык в действии

4

Секреты речи и текста

7

Итого

17

Приложение 1

к рабочей программе «Родной язык (русский)»

 4 класс

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Учебник: Русский родной язык. 4 класс: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / О.М.  Александрова и др. М.: Просвещение, 2020.

№ п/п

Тема урока

Дата проведения

план

факт

Раздел 1.    Русский язык: прошлое и  настоящее  (6 часов)

1.

Не стыдно не знать, стыдно не учиться.

2.

Вся семья вместе, так и душа на месте.

3.

Красна сказка складом, а песня - ладом.

4.

Красное словцо не ложь.

5.

Язык языку весть подает.

6.

Представление результатов проектных выполненных при изучении раздела.

Раздел 2. Язык в действии (4 часов)

7.

Трудно ли образовывать формы глаголов?

8.

Можно ли об одном и том же сказать по-разному?

9.

Как и когда появились знаки препинания?

10.

Мини-сочинение «Можно ли про одно и то же сказать по-разному?»

Раздел 3. Секреты речи и текста (7 часов)

11.

Задаём вопросы в диалоге.

12.

Учимся передавать в заголовке тему и основную мысль текста.

13.

Учимся составлять план текста.

14.

Учимся пересказывать текст.

15.

Учимся оценивать и редактировать текст.

16.

Практический опыт использования учебных словарей в процессе редактирования текста.

17.

Представление результатов выполнения проектного задания «Пишем разные тексты об одном и том же».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа Родной язык (русский)

Программа для 1-2 классов по родному языку (русскому)....

Рабочая программа Родной ( русский язык) УМК ПНШ , 4 класс

Рабочая программа по родному( русскому языку) УМК ПНШ , 4 класс в количестве 17 часов. (пояснительная записка, КТП)...

Рабочая программа Родной язык (русский)

Примерная рабочая программа "Родной (русский) язык....

Рабочая программа "Родной русский язык 3 класс" УМК Перспектива

Рабочая программа "Родной русский язык 3 класс" УМК Перспектива, рассчитан на 0,5 часа (17 часов в год)...

Рабочая программа родной русский язык

родной русский язык 2 класс...

Рабочая программа_Родная литература на родном языке (русский)_3 класс

Рабочая программа по родной литературе  на родном языке (русском)  для 3 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального о...