"Окончание" 3 класс
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Доржиева Жаргалма Сырен-Доржеевна

конспект урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 3_kl_okonchanie_0.docx27.27 КБ

Предварительный просмотр:

Информационная карта урока в соответствии в ФГОС

1

Тип урока

Урок открытия новых знаний (ОНЗ)

2

Класс

3

3

Тема

Как найти в слове окончание?

4

Образовательная программа, автор

«Школа России»  Канакина В.П., Горецкий В.Г., 3 класс, часть 1, 2- изд., М.: «Просвещение», 2012 г.

5

Определение места урока в изучаемой теме, разделе, курсе

Раздел «Состав слова»

6

Цели урока

Содержательная цель: углубить представления об особенностях окончания как части слова;

Деятельностная цель: учить находить в словах окончания.

7

Планируемые результаты:

Личностные:

- становление внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, изучению русского языка, понимания необходимости учения; способность к оценке на основе критерия успешности учебной деятельности; оценивать  усваиваемое содержание учебного материала (исходя из личностных ценностей);

Метапредметные: формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата; 

Предметные: знать особенности окончания как части слова; уметь находить окончания в словах.

8

Обоснование выбора содержания учебного материала, методов, форм работы на уроке

Основные дидактические  методы:

словесный, наглядный.

Частные методы, формы и приемы: морфемный разбор

9

Описание применяемых образовательных технологий, обоснование их использования

Информационно-коммуникационная, технология развивающего обучения, личностно-ориентированного обучения.

10

Описание методов оценивания, применяемых на уроке

Оценка учителя, самооценка, взаимооценка.

11

Средства

Презентация, компьютер, учебник , тетради,

Ход урока

Дидактическая структура урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Примечание, время этапа, УУД

1. Мотивационный этап.

- Здравствуйте, ребята!

- Прочитайте пословицу:

Делу – время, потехе - час.

- Значение каких слов вам непонятно? Слайд (Потеха – веселье, развлечение…)

- Как вы понимаете эту пословицу?  

- Почему мы начинаем урок с этой пословицы?

- Кто готов? Молодцы! Мы начинаем урок! Но к этой пословице мы еще вернемся.

- Здравствуйте!

- Потеха.

- Всему свое время. Во время учебы нет времени для игр и развлечений.

- На уроке надо заниматься делом.

 2 мин.

2. Этап актуализации знаний по предложенной теме и осуществление первого пробного действия.

1. Минутка чистописания.

- Проведем минутку чистописания.

- Откройте тетради, запишите число, классная работа.

Игра «Доскажи словечко»

Мчится без оглядки,

Лишь сверкают пятки.

Мчится что есть духу,

Хвост короче уха.

Живо угадай – ка,

Кто же это?

Просыпаюсь утром рано

Вместе с солнышком румяным,

Заправляю сам кроватку,

Быстро делаю …

- Назовите первый звук в словах. Дайте характеристику этому звуку. Какой буквой на письме он обозначается.

- Спишите, продолжив закономерность

Зз Ззз Зззз

- Прочитайте стихотворение. Назовите пропущенные окончания.

Слайд

- Что такое окончание?

- Для чего служит окончание?

Пробное действие

- Выделите окончания в словах: осенний, снежок, играет, окно, раннее, пение, девять.

- Зайка

- Зарядку.

- Звук [з]. Звук [з]- согласный, звонкий, твёрдый. На письме обозначается буквой «з».

-  Окончание это изменяемая значимая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении.

7 мин.

3. Этап выявление затруднения.

- Затруднялись ли вы?

- Где возникло затруднение?

-Почему возникло затруднение?

2 мин.

4. Этап построения проекта выхода из затруднения.

- Чему мы будем учиться на уроке?

- Что мы должны сделать, чтобы  достигнуть цели урока?

- Учиться находить в словах окончания.

1. Наблюдать

2. Делать выводы.

3 знакомиться с правилом.

4. Выполнять упражнения.

5 мин.

5.Этап реализации построенного проекта.

1. Наблюдение за изменением окончания. Упр. 147.

- Образцы писать не надо.

- Какие окончания вы выделили и почему?

- Слова какой части речи записаны в 1-ой группе?

- Какие окончания у имен сущ. ед. числа?

- Какие окончания у имен сущ. мн. числа?

- Слова какой части речи записаны в 1-ой группе?

- Какие окончания у имен сущ. ед. числа?

- Какие окончания у имен сущ. мн. числа?

- Слова какой части речи записаны в 1-ой группе?

- Какие окончания у имен сущ. ед. числа?

- Какие окончания у имен сущ. мн. числа?

- Что же изменяли в каждой из групп? (форму слова – число – окончание)

2. Обобщение наблюдений.

- Как нужно действовать, чтобы найти окончание?

3. Работа над правилом

- Прочитайте про себя сведения о языке. Совпал ли наш вывод со сведениями о языке.

- Закройте учебники и расскажите правило соседу по парте.

4. -  Проверим упражнение, которое вы попробовали выполнить самостоятельно до изучения того, как надо действовать, чтобы выделить окончание.

 - Выделите окончания в словах: осенний, играет, окно, раннее, пение, снежок, девять.

- В каких словах вы не увидели окончания?

5. Прочитайте на с. 82 сведения о языке.

- Что же называется нулевым окончанием?

- Чтобы найти окончание в слове нужно изменить форму слова.

Читают задание.

- Доброе дело два века живёт.

- Если сделать доброе дело об этом будут помнить очень долго.

-

- Добрым людям добрая и слава. В слове добрым окончание –ым, т.к. это часть слова изменяется при изменении формы слова (добрых, добрые и т.д).

- Чтобы найти окончание в слове нужно изменить форму слова.

Записывают по памяти пословицу и выделяют в словах окончания.

Ответы детей.

- Такое окончание называется нулевым.

10 мин.

6. Первичное закрепление нового знания.

1. Словарная работа

- Что обозначают слова обед, ужин? Объясните лексическое значение слов ужин и обед.

Ужин

Мы привыкли (и правильно привыкли), что ужин у нас — вечерняя еда. А вот появилось это слово как обозначение еды полуденной. Древнерусское «угъ» значило юг. Солнце стоит на юге в полдень, и трапеза, приуроченная к середине дня, получила наименование южной — ужин.

С течением веков, однако, на неё перешло слово обед, раньше означавшее (опять парадокс!) время между трапезами, а слово ужин стало обозначать «вечерний стол».

Как мы уже говорили, язык неохотно выбрасывает слова, даже уступившие место другим; нередко он просто находит им новое употребление.

Выделите в этих словах окончания. Что вы заметили?

Найдите слово  обед на с. 82.

- Какую букву надо запомнить в первом слове?

- Какой звук мы слышим первым?

-Попробуйте подобрать проверочные слова.

- Запишите слово обед в тетрадь с новой строчки с большой буквы, поставьте ударение, подчеркните букву о –ее надо запомнить. поставьте запятую и запишите однокоренные слова к слову обед. Также выделите в них букву о.

УЖИН _ АНАЛОГИЧНО

- Запишите их в тетрадь. Обозначьте орфограммы.

- Составьте предложения со словами ужин и обед, запишите.

- Запомните написание этих слов.

Физминутка

2. Упр. 150 (с. 82).

- Выпишите 4 слова с нулевым окончанием и 4 слова, в которых окончания выражены звуками

-Прочитайте слова с нулевым окончанием. Докажите, что в этих словах нулевое окончание.

- Какие буквы  вы вставили на месте пропусков?

- Прочитайте слова, в которых окончания выражены звуками. Докажите, что вы правильно выделили в этих словах окончания.

 

— Прочитайте все остальные слова. Назовите окончания. Объясните написание слов с орфограммами.

— Что можно сказать об орфограммах в этих словах? 

Выполняют упр. 150 в тетрадях, проверка на доске.

- Это непроверяемые орфограммы.

5 мин.

7. Самостоятельная работа и проверка по эталону.

- Пришло время вернуться к пословице, с которой мы начали урок? (Делу – время, потехе – час)

- Задание: перепишите пословицу и выделите в словах пословицы окончание.

Проверка по слайду. Слайд

- Кто сделал так же как я?

- Оцените каждый свою работу.

Самостоятельно выполняют задание и проверяют по эталону.

3 мин.

8. Включение в систему знаний и умений.

Упр. 151 (с. 83). Слайд

— Прочитайте. Составьте из данных слов предложения.

— Как можно озаглавить этот текст?

— Выполните письменное задание к упражнению.

— Прочитайте текст.

— Прочитайте информацию в рубрике «Страничка для любознательных».

— Что нового вы узнали о словах в русском языке?

— Составьте предложение с любым из данных слов.

— Какие части речи не имеют окончаний?

- Выполнение задания и проверка на слайде.

7 мин.

9. Этап  рефлексии УД на уроке.

- Вспомним, какова была наша цель? Достигли мы ее?

Слайд №10

Сегодня на уроке я (мне) :

  • научился(лась) …
  •  было интересно …
  •  было трудно …
  •  больше всего понравилось …

- Всем, кто сегодня на уроке не спал, активно работал и руку держал, кто думал над каждым сказанным словом, писал без ошибки, хоть буквы знакомы.

Всем говорю большое спасибо!

- Подводят итоги урока.

3 мин.

10. Д/з        

Слайд  

- Записывают д/з в дневник.

1 мин.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения в 3-4 классах по темам "Мари калык муро. Мыскара влак." (3 класс), "Мари калык муро. Такмаквлак." (4 класс)

Урок проводится в малокомплектной школе на марийском языке. Урок посвящен использованию культуры, обычаев, традиции марийского народа в учебно-воспитательной работе. Культурно- педагогическое наследие...

Мастер-класс по технологии. Изготовление поделки "Весёлая обезьянка". Мастер-класс предназначен для детей начальных классов

Мастер-класс по созданию поделки из разных материалов "Весёлая обезьянка" в форме презентации...

Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ

Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс) Тема урока: 1 класс Прописная буква З. 2 класс Проверяемые и не проверяемые гласные в корне слова

Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс). По теме: 1 класс Правописание буквы З. 2 класс Проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова. Поможет учителю при работе с двумя кл...

Примеры математических ребусов: 1 класс, 2 класс, 3 класс, 4 класс, в картинках, с ответами

Родина ребуса — Франция. Именно в этой стране в 16 веке был издан первый сборник ребусов, составленный Этьеном Туаро. В переводе с латинского rebus означает — «при помощи вещей». К настоящему времени ...

Технологическая карта изучения темы по математике "Разряды и классы. Класс единиц и класс тысяч" 3 класс

Технологическая карта изучения темы по математике "Разряды и классы. Класс единиц и класс тысяч" 3 класс...