"Окончание" 3 класс
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Предварительный просмотр:
Информационная карта урока в соответствии в ФГОС
1 | Тип урока | Урок открытия новых знаний (ОНЗ) |
2 | Класс | 3 |
3 | Тема | Как найти в слове окончание? |
4 | Образовательная программа, автор | «Школа России» Канакина В.П., Горецкий В.Г., 3 класс, часть 1, 2- изд., М.: «Просвещение», 2012 г. |
5 | Определение места урока в изучаемой теме, разделе, курсе | Раздел «Состав слова» |
6 | Цели урока | Содержательная цель: углубить представления об особенностях окончания как части слова; Деятельностная цель: учить находить в словах окончания. |
7 | Планируемые результаты: | Личностные: - становление внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, изучению русского языка, понимания необходимости учения; способность к оценке на основе критерия успешности учебной деятельности; оценивать усваиваемое содержание учебного материала (исходя из личностных ценностей); Метапредметные: формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата; Предметные: знать особенности окончания как части слова; уметь находить окончания в словах. |
8 | Обоснование выбора содержания учебного материала, методов, форм работы на уроке | Основные дидактические методы: словесный, наглядный. Частные методы, формы и приемы: морфемный разбор |
9 | Описание применяемых образовательных технологий, обоснование их использования | Информационно-коммуникационная, технология развивающего обучения, личностно-ориентированного обучения. |
10 | Описание методов оценивания, применяемых на уроке | Оценка учителя, самооценка, взаимооценка. |
11 | Средства | Презентация, компьютер, учебник , тетради, |
Ход урока
Дидактическая структура урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Примечание, время этапа, УУД |
1. Мотивационный этап. | - Здравствуйте, ребята! - Прочитайте пословицу: Делу – время, потехе - час. - Значение каких слов вам непонятно? Слайд (Потеха – веселье, развлечение…) - Как вы понимаете эту пословицу? - Почему мы начинаем урок с этой пословицы? - Кто готов? Молодцы! Мы начинаем урок! Но к этой пословице мы еще вернемся. | - Здравствуйте! - Потеха. - Всему свое время. Во время учебы нет времени для игр и развлечений. - На уроке надо заниматься делом. | 2 мин. |
2. Этап актуализации знаний по предложенной теме и осуществление первого пробного действия. | 1. Минутка чистописания. - Проведем минутку чистописания. - Откройте тетради, запишите число, классная работа. Игра «Доскажи словечко» Мчится без оглядки, Лишь сверкают пятки. Мчится что есть духу, Хвост короче уха. Живо угадай – ка, Кто же это? Просыпаюсь утром рано Вместе с солнышком румяным, Заправляю сам кроватку, Быстро делаю … - Назовите первый звук в словах. Дайте характеристику этому звуку. Какой буквой на письме он обозначается. - Спишите, продолжив закономерность Зз Ззз Зззз - Прочитайте стихотворение. Назовите пропущенные окончания. Слайд - Что такое окончание? - Для чего служит окончание? Пробное действие - Выделите окончания в словах: осенний, снежок, играет, окно, раннее, пение, девять. | - Зайка - Зарядку. - Звук [з]. Звук [з]- согласный, звонкий, твёрдый. На письме обозначается буквой «з». - Окончание это изменяемая значимая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении. | 7 мин. |
3. Этап выявление затруднения. | - Затруднялись ли вы? - Где возникло затруднение? -Почему возникло затруднение? | 2 мин. | |
4. Этап построения проекта выхода из затруднения. | - Чему мы будем учиться на уроке? - Что мы должны сделать, чтобы достигнуть цели урока? | - Учиться находить в словах окончания. 1. Наблюдать 2. Делать выводы. 3 знакомиться с правилом. 4. Выполнять упражнения. | 5 мин. |
5.Этап реализации построенного проекта. | 1. Наблюдение за изменением окончания. Упр. 147. - Образцы писать не надо. - Какие окончания вы выделили и почему? - Слова какой части речи записаны в 1-ой группе? - Какие окончания у имен сущ. ед. числа? - Какие окончания у имен сущ. мн. числа? - Слова какой части речи записаны в 1-ой группе? - Какие окончания у имен сущ. ед. числа? - Какие окончания у имен сущ. мн. числа? - Слова какой части речи записаны в 1-ой группе? - Какие окончания у имен сущ. ед. числа? - Какие окончания у имен сущ. мн. числа? - Что же изменяли в каждой из групп? (форму слова – число – окончание) 2. Обобщение наблюдений. - Как нужно действовать, чтобы найти окончание? 3. Работа над правилом - Прочитайте про себя сведения о языке. Совпал ли наш вывод со сведениями о языке. - Закройте учебники и расскажите правило соседу по парте. 4. - Проверим упражнение, которое вы попробовали выполнить самостоятельно до изучения того, как надо действовать, чтобы выделить окончание. - Выделите окончания в словах: осенний, играет, окно, раннее, пение, снежок, девять. - В каких словах вы не увидели окончания? 5. Прочитайте на с. 82 сведения о языке. - Что же называется нулевым окончанием? | - Чтобы найти окончание в слове нужно изменить форму слова. Читают задание. - Доброе дело два века живёт. - Если сделать доброе дело об этом будут помнить очень долго. - - Добрым людям добрая и слава. В слове добрым окончание –ым, т.к. это часть слова изменяется при изменении формы слова (добрых, добрые и т.д). - Чтобы найти окончание в слове нужно изменить форму слова. Записывают по памяти пословицу и выделяют в словах окончания. Ответы детей. - Такое окончание называется нулевым. | 10 мин. |
6. Первичное закрепление нового знания. | 1. Словарная работа - Что обозначают слова обед, ужин? Объясните лексическое значение слов ужин и обед. Ужин Мы привыкли (и правильно привыкли), что ужин у нас — вечерняя еда. А вот появилось это слово как обозначение еды полуденной. Древнерусское «угъ» значило юг. Солнце стоит на юге в полдень, и трапеза, приуроченная к середине дня, получила наименование южной — ужин. С течением веков, однако, на неё перешло слово обед, раньше означавшее (опять парадокс!) время между трапезами, а слово ужин стало обозначать «вечерний стол». Как мы уже говорили, язык неохотно выбрасывает слова, даже уступившие место другим; нередко он просто находит им новое употребление. - Выделите в этих словах окончания. Что вы заметили? - Найдите слово обед на с. 82. - Какую букву надо запомнить в первом слове? - Какой звук мы слышим первым? -Попробуйте подобрать проверочные слова. - Запишите слово обед в тетрадь с новой строчки с большой буквы, поставьте ударение, подчеркните букву о –ее надо запомнить. поставьте запятую и запишите однокоренные слова к слову обед. Также выделите в них букву о. УЖИН _ АНАЛОГИЧНО - Запишите их в тетрадь. Обозначьте орфограммы. - Составьте предложения со словами ужин и обед, запишите. - Запомните написание этих слов. Физминутка 2. Упр. 150 (с. 82). - Выпишите 4 слова с нулевым окончанием и 4 слова, в которых окончания выражены звуками -Прочитайте слова с нулевым окончанием. Докажите, что в этих словах нулевое окончание. - Какие буквы вы вставили на месте пропусков? - Прочитайте слова, в которых окончания выражены звуками. Докажите, что вы правильно выделили в этих словах окончания.
— Прочитайте все остальные слова. Назовите окончания. Объясните написание слов с орфограммами. — Что можно сказать об орфограммах в этих словах? | Выполняют упр. 150 в тетрадях, проверка на доске. - Это непроверяемые орфограммы. | 5 мин. |
7. Самостоятельная работа и проверка по эталону. | - Пришло время вернуться к пословице, с которой мы начали урок? (Делу – время, потехе – час) - Задание: перепишите пословицу и выделите в словах пословицы окончание. Проверка по слайду. Слайд - Кто сделал так же как я? - Оцените каждый свою работу. | Самостоятельно выполняют задание и проверяют по эталону. | 3 мин. |
8. Включение в систему знаний и умений. | Упр. 151 (с. 83). Слайд — Прочитайте. Составьте из данных слов предложения. — Как можно озаглавить этот текст? — Выполните письменное задание к упражнению. — Прочитайте текст. — Прочитайте информацию в рубрике «Страничка для любознательных». — Что нового вы узнали о словах в русском языке? — Составьте предложение с любым из данных слов. — Какие части речи не имеют окончаний? | - Выполнение задания и проверка на слайде. | 7 мин. |
9. Этап рефлексии УД на уроке. | - Вспомним, какова была наша цель? Достигли мы ее? Слайд №10 Сегодня на уроке я (мне) :
- Всем, кто сегодня на уроке не спал, активно работал и руку держал, кто думал над каждым сказанным словом, писал без ошибки, хоть буквы знакомы. Всем говорю большое спасибо! | - Подводят итоги урока. | 3 мин. |
10. Д/з | Слайд | - Записывают д/з в дневник. | 1 мин. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения в 3-4 классах по темам "Мари калык муро. Мыскара влак." (3 класс), "Мари калык муро. Такмаквлак." (4 класс)
Урок проводится в малокомплектной школе на марийском языке. Урок посвящен использованию культуры, обычаев, традиции марийского народа в учебно-воспитательной работе. Культурно- педагогическое наследие...
Мастер-класс по технологии. Изготовление поделки "Весёлая обезьянка". Мастер-класс предназначен для детей начальных классов
Мастер-класс по созданию поделки из разных материалов "Весёлая обезьянка" в форме презентации...
Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ
Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...
Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс) Тема урока: 1 класс Прописная буква З. 2 класс Проверяемые и не проверяемые гласные в корне слова
Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс). По теме: 1 класс Правописание буквы З. 2 класс Проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова. Поможет учителю при работе с двумя кл...
Рабочая программа учителя начальных классов по изо в 1 классе по УМК "Начальная школа XXI века"Изобразительное искусство: 1 класс: • Изобразительное искусство: 1 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Л.Г.Савенкова, Е.А. Ермолинска
Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование....
Примеры математических ребусов: 1 класс, 2 класс, 3 класс, 4 класс, в картинках, с ответами
Родина ребуса — Франция. Именно в этой стране в 16 веке был издан первый сборник ребусов, составленный Этьеном Туаро. В переводе с латинского rebus означает — «при помощи вещей». К настоящему времени ...
Технологическая карта изучения темы по математике "Разряды и классы. Класс единиц и класс тысяч" 3 класс
Технологическая карта изучения темы по математике "Разряды и классы. Класс единиц и класс тысяч" 3 класс...