Конспект урока по русскому языку во 2 классе по теме: "Имя прилагательное как часть речи"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)
Цель урока: познакомить учащихся с новой частью речи и ролью её в русском языке.
Задачи: Создание условий для формирования исследовательской деятельности учащихся через включение их в учебное исследование; формировать умения определять имена прилагательные и отличать от других частей речи; совершенствовать умения анализировать результаты исследования, делать вывод.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_28.02.docx | 648.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Имя прилагательное как часть речи
Класс: 2 класс
Предмет: Русский язык
Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация, карточки со словарными словами.
Цель урока: познакомить учащихся с новой частью речи и ролью её в русском языке.
Задачи:
1. Создание условий для формирования исследовательской деятельности учащихся через включение их в учебное исследование; формировать умения определять имена прилагательные и отличать от других частей речи; совершенствовать умения анализировать результаты исследования, делать вывод;
2. Развивать самоконтроль, мышление, речь;
3. Воспитывать уважительное отношение друг к другу.
УУД: личностные: осознание значимости в речи имен прилагательных; актуализация мыслительной и творческой деятельности; формирование умения работать по словесной и письменной инструкции и алгоритму. Регулятивные: отработка умения анализировать объекты с целью выделения признаков, структурировать знания; сличение способа действия при анализе имен прилагательных, Коммуникативные: умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи.
№ п\п | Этап урока | Деятельность учителя |
11 | Организационный момент Воспитательный аспект | - Добрый день! - тебе сказали. - Добрый день! - ответил ты, Нас две ниточки связали. Теплоты и доброты. (Слайд 1) -Что такое «ниточки доброты»? -И пусть эти ниточки тянутся за нами всю жизнь, переплетаясь между собой. -С теплотой и добрым сердцем улыбнитесь друг другу и поприветствуйте наших гостей дружными аплодисментами. -Откройте тетради, запишите число, классная работа. |
22 | Минутка чистописания. б, д, бд | -Сегодня на уроке вы превратитесь в исследователей, чтобы продолжать покорение вершин знаний, а что нам для этого понадобится? И, конечно, ваш ум и смекалка. -Отгадайте загадку. - Кто в лесу без топоров Строит избу без углов? (Птицы) (Слайд 2). - Сегодня, на этом уроке Мы много узнаем и поймём. Помогут нам в этом птицы. Мы их на минутку чистописания позовем. -Скажите, зачем необходима минутка чистописания? Ястре…, лебе…ь, голу…ь, дроз…. - Какие буквы пропущены в словах? Объясните, почему. Чередуем написание данных букв отдельно и в соединении. Именно эти буквы мы и повторим сегодня. (Слайд 3, 4). -Подчеркните самые удачные элементы. |
33 | Словарная работа Воспитательный аспект Таблички на доске Работа в группе Воспитательный аспект | -Действительно, эти птицы не боятся морозов, еду умудряются найти даже зимой. Но всё-таки птичкам зимой очень тяжело. Из десяти только одна или две доживают до весны. Вот тут- то на помощь им приходит человек. Как мы можем помочь птицам зимой? (Слайд 5). (Дети читают стихи) -А вот как помогают наши ученики. С папой сделали мы домик для синичек, воробьёв, каждый день их хлебом кормим -и сестричек, и братьёв.
а они уж тут как тут и чирикают все дружно -завтрак у кормушки ждут. зёрнышкам, пшену, блинам, меня рано поднимают -будят песней по утрам. А ещё я вам ребята посоветую, как друг: С папой сделайте кормушку, будет радостней вокруг! -Присоединяйтесь к акции! -Давайте вспомним и запишем названия птиц из словарика и повторим их: воробей, ворона, сорока. -Скажите, для чего нужно знать написание словарных слов? -Попробуйте составить из слов ПОСЛОВИЦУ. -Вспомните правила работы в ГРУППЕ? -Если ваша группа завершила работу, ответственный поднимает флажок с птицей (снегирь) -Соберите пословицу (в файле) - Как вы её понимаете? Птице даны крылья, а человеку разум. Вывод: помогите птицам перезимовать, подкармливайте птиц зимой! -Но не только птицам трудно зимой, но еще и звери выживают в сложных условиях суровой погоды. Названия, каких зверей нужно запомнить? Заяц, лисица, медведь. (Слайд 6). -Для охраны животных люди создают ЗАПОВЕДНИКИ, НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПАРКИ и ЗООПАРКИ. Где наблюдают за жизнью животных, подкармливают и сохраняют их численность (Слайд 7). |
44 | Актуализация опорных знаний. Сообщение темы и цели урока. Наблюдение над ролью имен прилагательных в речи. Физминутка | Прочитайте предложение. (карточки НА ДОСКЕ) У неё зубки, рыльце, ушки, шерсть, хвост. - Как вы думаете, о каком животном идёт речь в этом предложении? (Это сделать трудно.) - Посмотрите, ребята мнения наши разошлись. - А как вы думаете почему? (Нет признаков) - Какие бы слова вы вставили в предложения, если бы речь шла лисице? - А теперь понятно, о ком же идёт речь в этом предложении? - А теперь поставьте к словам помощникам вопросы: (карточки) Зубки Какие? Острые Рыльце Какое? Тоненькое Ушки Какие? Чуткие Шерсть Какая? Золотистая Хвост Какой? Пушистый -Что обозначают слова, которые помогли описать животное? (Признак предмета) - Как называются эти слова? Какой частью речи они являются? -Как вы думаете, какая же тема нашего сегодняшнего урока? (Слайд 8). - Молодцы! Вы правильно определили тему урока. -Какие задачи мы поставим на уроке? Верно, нам предстоит путём исследования выяснить, на какие вопросы отвечает и что обозначает имя прилагательное, для чего они нужны в речи. - Так какой же вывод можно сделать? Что такое имя прилагательное? Кто сможет сформулировать? (Слайд 9). Вывод: Имена прилагательные –самостоятельная часть речи, которая отвечает на вопросы: какой? какая? какое? какие? и обозначает признак предмета. Очень занимательное – имя прилагательное. Ну представь-ка, себе это! Как без признаков предметы? -Я предлагаю вам немного отдохнуть и прогуляться по зимнему лесу. Красив и необыкновенен зимний лес…(Слайд 10) -Как замерзли и устали наши ручки. «Массажная гимнастика для пальчиков» |
55 | Исследование данной проблемы. Работа над новым материалом. Работа с текстом. Работа в парах | - Посмотрите на экран, перед вами предложения, прочитайте текст: (Слайд 11) В зимнем лесу Лес похож на сказку. Под ёлками лежит снег. Кружась на землю падают снежинки. Шапки на деревьях качаются на ветру. Какая красота! -Соответствует ли текст той картине, которую мы видели? Чего не хватает? КАРТОЧКА для работы в паре -Если ваша пара завершила работу, нужно поднять флажок с птицей (снегирь) -Дополните предложения именами прилагательными. В зимнем лесу ____________лес похож на сказку. Под ________ ёлками лежит _________ снег. Кружась на землю падают _____________ снежинки. __________ шапки на деревьях качаются на ветру. Какая красота! Слова для выбора: зимний, пушистый, белый, колючими, лёгкие, снежные. -Можно ли считать эти тексты одинаковыми? Как же изменился текст? - Что же отличает первый текст от второго? Как вы думаете? (Наличие прилагательных) -Запишите два любых предложения в тетрадь, добавив имена прилагательные. - Найдите прилагательные в предложениях, подчеркните их волнистой линией. - А какую роль сыграли эти прилагательные в данном тексте? Вывод: Имена прилагательные в речи нужны для того, чтобы речь была красивой, яркой, интересной. -Да, ребята, вы правы, прилагательные и делают нашу речь более яркой, красочной, выразительной. -А теперь обратите внимание на СНЕЖИНКИ в тексте. Какие они? А ШАПКИ? (Слайд 12). -Делаем вывод. Вывод: Имена прилагательные в речи нужны для точности описания предмета. |
6 | 6.Закрепление изученного материала. Устно! Воспитательный аспект | -Оказывается, если точно описать предмет с помощью прилагательных, то можно узнать его, даже не видя. -Давайте, поиграем. Угадайте кто это? (Слайд 13). Игра. Угадай предмет? Бурый, мохнатый, косолапый. Медведь Рыжая, хитрая, ловкая. Лиса Серый, хищный, жадный. Волк Белый, пушистый, лёгкий. Снег Трусливый, косой, длинноухий. Заяц - Как вы думаете, слова какой части речи уточняют имена прилагательные? Вывод: Имена прилагательные в речи уточняют имена существительные.
-Назовите слова, которые помогают представить избушки лисы и зайца. ЛИСА ЗАЯЦ ледяная лубяная светлая тёмная -Как поступила в этой сказке Лиса по отношению к Зайцу? -Что бы вы посоветовали зайчику? -Вслух прочитать определение, запомнить.
Вывод: Имена прилагательные называют цвет, форму, размер, вкус предмета. |
8 | 7.Итог урока | - Итак, ребята, давайте подведем итог урока? Рассказ об имени прилагательном. Схема на доске (КАРТОЧКИ): -самостоятельная часть речи; -отвечает на вопросы: какой? какая? какое? какие? -обозначает признак предмета; -описывают предмет, называют цвет, форму, размер, вкус предмета; -уточняют имена существительные; -делают речь красивой, яркой и интересной.
Определяю я предметы, Они со мной весьма приметны. Я украшаю вашу речь. Меня вам надо знать, беречь! (Слайд 14) -А как вы думаете, пригодятся ли вам знания, которые мы приобрели в ходе исследования на следующих уроках? -Кто из вас кормит птичек или сделает это после нашего урока –поднимите ФЛАЖОК с птичкой. Важно поддержать экологическую акцию: «Покормите птиц зимой»? |
8.Рефлексия | -Предлагаю оценить значимость нашего урока, выбрав подходящее ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ: интересный, полезный, поучительный и поселить (приклеить) ПТИЧКУ на скворечник, который поможет птицам и весной. | |
7 | 9.Домашнее задание | Домашнее задание: по выбору. Стр. 100, упр. 139. Стр. 100, упр. 140. |
КАРТОЧКА
Дополните предложения именами прилагательными.
В зимнем лесу
_____________лес похож на сказку. Под ________________ ёлками лежит ________________ снег. Кружась на землю падают _______________ снежинки. __________ шапки на деревьях качаются на ветру. Какая красота!
Слова для выбора: зимний, пушистый, колючими, лёгкие, снежные.
КАРТОЧКА
Дополните предложения именами прилагательными.
В зимнем лесу
_____________лес похож на сказку. Под ________________ ёлками лежит ________________ снег. Кружась на землю падают _______________ снежинки. __________ шапки на деревьях качаются на ветру. Какая красота!
Слова для выбора: зимний, пушистый, колючими, лёгкие, снежные.
КАРТОЧКА
Дополните предложения именами прилагательными.
В зимнем лесу
_____________лес похож на сказку. Под ________________ ёлками лежит ________________ снег. Кружась на землю падают _______________ снежинки. __________ шапки на деревьях качаются на ветру. Какая красота!
Слова для выбора: зимний, пушистый, колючими, лёгкие, снежные.
С папой сделали мы домик
для синичек, воробьёв,
каждый день их хлебом кормим
-и сестричек, и братьёв.
Только-только солнце встанет,
а они уж тут как тут
и чирикают все дружно
-завтрак у кормушки ждут.
Рады птички и печенью,
зёрнышкам, пшену, блинам,
меня рано поднимают
-будят песней по утрам.
А ещё я вам, ребята,
посоветую, как друг:
-С папой сделайте кормушку,
будет радостней вокруг!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку 2 класс "Понятие об имени прилагательном как части речи." "
Это урок открытия новых знаний учащимися....
КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 4 КЛАСС ПО ТЕМЕ: "Имя прилагательное" РазвитиеУУД в начальной школе.
Методическая разработка урока по русскому языку с использованием технологией диалогового взаимодействия....
презентация к уроку русского языка 4 класс(школа 2100).Имя прилагательное как часть речи,роль в тексте.Прилагательные-антонимы.
презентация к уроку русского языка 4 класс(школа 2100).Имя прилагательное как часть речи,роль в тексте.Прилагательные-антонимы.Разработана к уроку русского языка,включает в себя словарную работу.морфо...
Технологическая карта по русскому языку 3 класс по теме: "Имя прилагательное как часть речи"
В данной технологической карте содержится разработка урока по русскому языку в 3 классе по теме: "Имя прилагательное как часть речи"...
Конспект урока по русскому языку 3 класс по теме "Имя прилагательное"
Конспект урока по русскому языку 3 класс по теме "Имя прилагательное"...
Конспект урока по русскому языку 3 класс на тему "Роль прилагательных в тексте"
В данном конспекте урока содержатся планируемые результаты к уроку, а также деятельность учителя и обучающихся на уроке...
Конспект урока по русскому языку 3 класс "Обобщение и систематизация изученного о частях речи"
Обобщение и систематизация изученного о частях речи...