Эссе-"Я учитель"
материал (4 класс)

Варельджан Зоя Азатовна

Данный материал повествует о моей преподавательской деятельности и выбранном профессиональном  пути.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sochinenie_-_esse.docx31.45 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                        И снова в позолоте тополя.

                                                                        А школа – как корабль у причала,

                                                                         Где ждут учеников учителя,

                                                                        Чтоб новой жизни положить начало.

                                                                         На свете нет богаче и щедрей,

                                                                         Чем эти люди, вечно молодые.

                                                                         Мы помним всех своих учителей,

                                                                         Хотя и сами уж почти седые.

                                                                         Они в судьбе у каждого из нас,

                                                                         По ней  проходят словно красной нитью.

                                                                         Мы гордо произносим каждый раз

                                                                          Простых три слова : «Это мой учитель».

                                                                         Мы все в его надежнейших руках:

                                                                         Ученый, врач, политик и строитель…

                                                                         Живи всегда в своих учениках

                                                                         И  счастлив,  будь, наш капитан – учитель!

                                                                                           Б.  Гайкович

Сложна и таинственна наша жизнь, невозможно узнать будущее, нашу профессию. Человек так устроен, что стремится учиться, открывать, познавать, развиваться , открывая в себе новые возможности, качества, способности. Часто, не отдавая себе отчета, мы стремимся стать развитой разносторонне личностью, образованным, воспитанным, красивым, физически развитым, духовно богатым человеком. Стараемся развивать свои качества, чтобы быть достойным гражданином  Отечества – стремимся к совершенству. Но совершенство, как горизонт, к нему стремишься, а оно все дальше и дальше отодвигается от тебя. В жизни, я замечаю, не смотря на трудности, хотя бы в одном выбранном любимом направлении мы стараемся получить знания, умения, хорошую подготовку. Изучая  различные науки, дисциплины, мы потихоньку движемся вперед в своем развитии, каждый из нас вольно или невольно передает свои знания другим. Родители – детям, профессионал – ученику, старшие – младшим. Такова жизнь.  Увлекает и заряжает нас новое, интересное, творческое  незаурядным умением  и мастерством. Есть часть человеческого общества, сознательно выбирающие  путь передачи своего профессионализма. Свои знания, творчество, преданность своей специальности, все лучшее появляется желание передать своим подопечным. Любя свою работу, вкладывая «душу», невольно .а может сознательно люди передают , годами накопленный опыт –следующим поколениям. Таких людей много: преподаватели, учителя, тренеры, воспитатели, инструкторы. Одним словом  – это педагоги!

Я с оптимизмом себя отношу к этой нужной, незаменимой части общества. И, наверное, мой жизненный выбор решился еще в раннем детстве. Научившись читать, я повторяла заученные строки стихотворений,  подружкам, куклам. Объясняла решения задач, примеров младшим - это были мои первые «педагогические шаги». В первом классе я познакомилась , с добрым, мудрым человеком – это была моя первая учительница –Анна Ильинична. Всегда красивая, молодая, с ласковым взглядом, доброй, искренней улыбкой, , каждое утро ждала ребят в классе наша Анна Ильинична. Учила нас читать, писать  открывала первые тайны наук, сколько нужно умений, терпения занимаясь с самыми маленькими детьми в школе. Но с Анной Ильиничной все проходило своевременно, непринужденно   и  радостно. Поэтапно, шаг за шагом, учились решать сложные  примеры, задачи, учитель вела за собой, и мы незаметно становились на ступеньку выше и выше. Ведя воспитательную работу в классе, нас делили на звездочки. Каждый по очереди был командиром, так воспитывалась ответственность за свою группу, коллектив. Мы старались лучше учиться, участвовать в подготовке к праздникам, мероприятиям . Помню,  я была командиром звездочки, мы заняли первое место по итогам учебы, а я болела, лежала с большой температурой. Когда мне стало лучше, подруги принесли мне победный вымпел, и конфеты от всего класса, для меня это была такая радость, меня помнят, ждут. И за всеми нашими победами, маленькими праздниками стояла она, наша первая учительница! Анна Ильинична, за чтобы не бралась, все делала с любовью и этот задор, жизненная сила передавались нам – ученикам. Она была разносторонне развитым человеком и прививала нам любовь как к пению, рисованию, так и к сложным предметам. Мне с трудом давалась математика, но  Анна Ильинична находила для меня доступные ключики , и я решала трудные Олимпиадные задания, математические диктанты. Учитель устраивала для нас  конкурсы : кто красивее напишет цифры, заглавные буквы. Мы с оптимизмом, азартом выводили их как можно красивее. На всю жизнь я запомнила свою первую пятерку, красивее оценки я никогда не видела. Пятерка была выведена с идеальным нажимом, с завитушкой, правильным подчерком. Я всегда любовалась ее оценками, конечно, они были разными, казались таинственными и  несли в себе большое значение. Рассматривая оценки, красивые буквы выведенные учителем, мне представлялось, что красота слова и природы соединялись в единое целое, неся и возвышая красоту наших кубанских земель. Конечно,  внутренний мир человека закладывается в начальной школе, и нам детям небольших городков повезло в том, что нас окружает чарующий мир природы. Смотря в окно, мы видим  наяву красоту, о которой читаем в литературных произведениях. Все это нам помогает  видеть учитель, как режиссер, стоящий за кадром и направляющий нас, как по руслу реки в  жизненный путь. Моя первая учительница помогла мне выбрать одно из важных направлений жизни. Как все дети я любила рисовать, мои рисунки собирала дома мама.  В школе Анна Ильинична давала нам понятия о перспективе, учила пропорциям тела человека, знакомила с особенностями палитры цветов. Мы ходили рисовать в школьный сад, на спортивную площадку, учились у природы. С нетерпением я ждала уроки рисования. Мои рисунки были интересными, и мой альбом в выпускном классе начальной школы, учительница попросила на память. Для меня это было лучше всех похвал. Я помню, улыбнувшись, Анна Ильинична сказала: «Ребята, я поздравляю всех, у нас появился художник. Зоя, я тебе советую поступить в художественную школу». Эти слова я запомнила на всю жизнь. После окончания начальной школы. Я поступила в художественную школу, так определилось мое направление в жизни. Художником профессионалом я не стала, но лет 10 работала учителем рисования, и просто рисую в свободные минуты, наслаждаясь красотой природы, игрой красок. Недавно, участвовала в районной выставке: «Мастера родной земли». Вот такой запоминающейся , в моей жизни была первая учительница. Как бы мне сейчас хотелось ее увидеть, заглянуть в эти искренние глаза, сказать спасибо за все, то тепло души, которое она нам отдавала с частичкой своей прекрасной души. Попрощавшись с начальной школой, первой учительницей, я перешла в старшую школу, где меня встретили другие учителя, которые стали для меня добрыми, старшими наставниками, к которым можно обратиться за советом  в любое время. Пройдя школьный путь образования, я поняла, что учитель, тот человек, который всегда придет на помощь, поймет, поддержит, поможет принять важное решение. Труд учителя – благородная профессия. Каждый из учителей индивидуален, это сказывается в манере общения, преподавании учебного материала, но всех объединяет  любовь к детям, ответственность за судьбы детей. Нельзя выделить из учителей, впрочем, как и из учеников любимых и не любимых. Каждый старается найти общий язык с учеником, сколько встречают они детей, с которыми общаются как родители. В школе учителя, как ангелы – хранители, ограждают нас от всего плохого и освещают наш путь прекрасным светом. Школьные годы пронеслись для меня как одно мгновенье, счастливый миг. Я помню всех своих учителей, от всей души говорю всем спасибо , за человечность, титанический труд, терпение, поддержку. Учитель, отдавая свои знания, оставляет огромный след в душе каждого ученика, он помогает формироваться душе. Каждый день, общаясь в школе с педагогами, меня все больше и больше привлекала профессия – учитель, своим благородством и гуманностью. К окончанию школы вопросов «кем быть» у меня не возникало. Сейчас я понимаю, люди нас направляют, но во всем чувствуется промысел Божий. Поставив перед собой цель, быть учителем, я понимала, что нужно много работать над собой, постоянно идти вперед, совершенствоваться. Быть учителем для меня означает – стремиться к искреннему контакту с детьми, быть творческим человеком, иметь богатый внутренний мир, душевную теплоту и конечно, огромную жизненную энергию.              Прошли годы. Я стала учителем, теперь я с улыбкой встречаю детей в школе, веду за руку первоклассников. Вот уже около 30 лет работаю в образовании. Больше 10 лет работаю учителем начальных классов и преподаю «Основы Православной культуры». Теперь уже от меня зависит, каков жизненный опыт получат мои ученики, как раскроются таланты. Я должна помочь поверить в свою успешность.. Необходимо научить показать себя , учиться договариваться, видеть положительное окружение. Совершать  маленькие победы и открытия на уроке, ведущие к покорению новых высот. Я стремлюсь вызвать «аппетит» к знаниям, удивление и любопытство, кротость и послушание, милосердие и сострадание воспитывая на основе православных традиций и правил. Моя задача научить учеников подтвердить интеллектуальную силу в исследовательской работе, в выступлениях и проектах, но и главнейшей задачей я ставлю духовное воспитание и обучение. Духовное обучение значит – религиозное. Как нам не хватает  веры в жизни, мы ставим высокие задачи, цели, но забываем о главном, чем мы заполняем свой внутренний мир? Свою душу? Хочу привести высказывания Святителя Василия Великого: «Пока душа еще способна к образованию,  нежна и, подобно воску, уступчива, удобно напечатлевает в себе налагаемые образы, надобно немедленно и с самого начала возбуждать ее ко всяким упражнениям в добре, чтобы, когда раскроется разум и придет в действие рассудок, начать течение с положительных первоначальных оснований и преподанных образов благочестия...». Я считаю, что духовное направление в обучении и воспитании учащихся является  основой в жизни! Воспитание духовно богатого человека, есть главнейшая задача учителя. Патриотизм, духовная сила помогла нашему народу в

Понимая значение,    высокую цель моей профессии, я вспоминаю свою бабушку – Марию Григорьевну, учительницу в деревне, которая вела классы по ликвидации неграмотности. Военное время, на руках семеро детей да свекровь престарелая. Муж погиб в первые дни войны. Но горе не сломило женщину. Работала, от темна, до - темна.  Дрова заготавливала, на сенокос ходила, вела домашнее хозяйство. Работа работой, но ведь у нее и общественных дел много. Мария Григорьевна – депутат Верховного Совета республики Бурятия. Встречается с избирателями, ведет агитационную работу. Почти в каждую семью приходят похоронки, приходится поддерживать сельчан. Ведя долгие беседы. И сама  все надеется, что по ошибке пришла похоронка. Объявится муж.  Слышала и читала. Сколько бывает случаев! Но ошибки не было. Так и осталась она вдовой на всю жизнь. Повзрослев, я поняла, почему бабушка плакала, слыша песню кубанской поэтессы Т.Голуб «Вдовы России». Она осталась верна своей любви до конца жизни, как и многие вдовы России, положив свою жизнь на алтарь служения Отечеству, детям…Вечерами у бабушки загоралась лампадка, перед маленькой иконой Богородицы.   Читала молитвы моя бабушка, крестилась стоя на коленях, просила силы и мужества, вера делала ее крепче, сильнее духом. Я знаю, такая судьба была у многих женщин России того времени. Вот так об этом пишет поэт – фронтовик Н. Старшинов в стихотворении «Солдатская мать»:

     Но беды она выносила

Не хмуря высоких бровей,

Пахала она и косила

За мужа. За старшего сына,

За младших своих сыновей.

И что интересно, никогда бабушка Мария Григорьевна Капустина не считала, что прожила героическую жизнь, хоть и награждена была орденом «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны» и медалями. Я уверена, ее скромный труд внес лепту в общую копилку борьбы с врагами и приблизил Великую Победу.

Все дальше уходит время, скоро мы будем праздновать юбилей -75 лет со дня Великой Победы над фашизмом. Хочется верить, что никогда не повторятся ужасы войны, что мы, наши дети, внуки и правнуки, не забудем подвиги тех. Кому обязаны сегодняшней счастливой  жизнью. На  еженедельных «Уроках Мужества», «Часе духовности», я  считаю своим долгом говорить ученикам о героизме народа нашей многонациональной России, о Святых Небесных покровителях Родины. Какой ценой досталась нам Победа! Ценой жизни миллионов людей. Матеря и жены, сами брали в руки оружие и шли на врага. Россию называли страной – освободительницей. Российская армия изгнала фашистскую армию из своих пределов, но и освободила другие народы.  В Великую Отечественную войну люди показали, на что способен российский народ и какая великая и могущественная наша страна. Передо мной ,  как учителем стоит задача: дети должны знать и помнить, про Великую Победу 1945 года, понимали, что такое фашизм.

В четвертых классах, я веду предмет «Основы Православной Культуры». На уроках мы знакомимся с духовными и культурными традициями нашего народа, с тем, какими качествами должен обладать христианин, что такое христианский долг, понятие подвиг, героизм. Все это основано  на  таких вечных ценностях, как добро, честь, справедливость, милосердие. Ребята изучают заповеди Божии, «Золотое правило этики», житие Святых. Христианские праздники. Мы говорим о принятии христианства на Руси при князе Владимире, жизненном подвиге Святого Преподобного Сергия Радонежского, о Святых князьях Дмитрии Донском, Александре Невском, Святом Александре Суворове,  Святом адмирале Федоре Ушакове. Я показываю фильм о современном солдате, погибшем за веру в Чечне – Евгении Родионове. Много мы говорим о патриотизме нашего народа в годы Великой Отечественной войны. Ребята собирали по крупинкам сведения о своих родных –участниках войны, тружениках тыла, приносили фотографии. Во время войны, наш маленький поселок – Нефтегорск был оккупирован немцами. Немцы забирали у жителей продукты,  съестные запасы, семьи с трудом выживали. И   дети бегали в лес за грибами, крапивой, черемшой, кислицей, чтобы выжить. Ходить в лес при немцах было очень рискованно, ведь в лесах находились партизаны. Но наши дети не боялись, потихоньку помогали партизанам и родителям. Немцы, захватив поселок, взорвали водоканал, оставив людей без воды. Так  дети ходили за водой к роднику, на самое высокое место в поселке, помогая матерям. А сколько воды может принести ребенок младшего возраста? Чтобы ответить на этот вопрос, мы с ребятами  прошли от школы до источников воды. Путь оказался нелегким. Ученики с состраданием вспомнили мальчишек и девчонок, переживших войну. Дети на уроках знакомились не только с героями – людьми. Но и городами - героями, выстоявшими все тяжести войны. На уроках мужества смотрели фильмы о блокаде Ленинграда. Я приносила черный хлеб, и мы взвешивали по кусочкам , ровно по 125 грамм ,ребята были в недоумении , как же выжили в такое страшное время ленинградцы. Наши беседы, презентации, фильмы, я знаю, оставляют след в душах моих ребят. Ученики  понимают, что православный человек должен уметь постоять за свою Родину.  Иисус Христос сказал: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за ближних своих». А самое главное, законы милосердия и справедливости должны прийти на смену законам войны! Я думаю, что у моих учеников, остаются частички тепла, доброты, нравственности. Я верю в своих учеников, они будут нести ответственность за мир. Хотелось бы привести отрывок из высказываний Святого  праведного Иоанна Кронштадтского: «… При образовании чрезвычайно вредно развивать только рассудок и ум, оставляя без внимания сердце,- на сердце больше всего нужно обращать внимание; сердце – жизнь…»

Учитель, школа, начало начал. Идеалы , убеждения, истоки характеров ,врачи и строители, инженеры и летчики –все начинается здесь. Какими  воспитаешь и вырастишь их, чему научишь? Какой след оставишь в юных сердцах? Произнося слово - Учитель  понимаешь, что это не просто профессия, а вспоминается конкретный человек этой профессии, с которым тебя свела жизнь.  Внимательный,   или равнодушный, добрый или не очень, любящий профессию, детей или нет. Учитель не просто дает знания, а оставляет на всю жизнь след в душе каждого человека, он помогает формированию этой души. Учитель вместе с детьми проживает и переживает все ежедневные, ежечасные школьные моменты. Я работаю в современной школе. У нас прекрасный дружный коллектив, в любую трудную минуту, коллеги придут на помощь. Я уверенно могу сказать, что школа – мой второй дом, и каждый раз я прихожу сюда с улыбкой и хорошим настроением. Как заботливая и добрая мать, она отдает все самое ценное, что у нее есть, не требуя ничего взамен. Моя работа – любимый способ познания, творчества, общения, самовыражения. Мои ученики – мои единомышленники, доверившие мне частицу своей судьбы. Всем этим мне нужно распорядиться мудро и точно.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эссе "Я- учитель" на конкурс "Учитель года России -2015"

Сочинение - эссе с изложением своей педагогической концепции, взгляов на образование, с попыткой филосовского осмысления своей профессии....

Эссе "Я - учитель" к конкурсу "Учитель года 2015"

мои размышления о выбранной мной профессии учителя...

эссе "Я - учитель" на Республиканский конкурс "Учитель года Адыгеи 2015"

эссе "Я - учитель" на Республиканский конкурс "Учитель года Адыгеи 2015"...

Эссе "Я учитель" для конкурса "Учитель года"

Эссе "Я учитель" для муниципального этапа конкурса "Учитель года - 2016"....

Эссе "Я учитель" на конкурс "Учитель года 2016"

Эссе "Я учитель" на конкурс "Учитель года 2016"...

Мое конкурсное задание на "Учитель года-2016"-эссе "Я-учитель"

Сюжет взят из восточной сказки "1001 ночь"...