Сложное предложение и предложение с однородными членами
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

4 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

План – конспект  урока по русскому языку в 4 классе

Тема:  Сложное предложение и предложение с однородными членами

Учитель: Короткова Ольга Михайловна

Педагогическая цель

Создание условий для  работы по различению простых предложений с однородными членами и сложных предложений.

Планируемые результаты (предметные)

Различать простые предложения с однородными членами и сложные предложения, грамотно оформлять их на письме, уметь приводить свои примеры.

Универсальные учебные действия

Поиск и выделение необходимой информации; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных)

Сценарий урока

Этапы урока

Формы, методы, методический прием

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Мотивация учебной деятельности

Фронтальная работа

Приветствие учащихся.

Русский знают все ребята

В нашей солнечной стране,

Как прекрасен и велик      

Русский, близкий нам язык.

           А.С.Пушкин говорил, что «язык славяно- русский имеет неоспоримое превосходство  перед  всеми  европейскими.» Знать  свой  язык  обязан каждый человек!

Сегодня мы продолжаем познавать тайны нашего языка.

Запись даты в тетрадь.

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место.

2. Актуализация знаний

Фронтальный опрос

Задает вопросы:

- Что такое однородные члены предложения?

- Какие члены предложения могут быть однородными?

- Расскажите о знаках препинания в предложении с однородными членами

- Найдите предложение с однородными членами. Поставьте в них недостающие знаки препинания.  Докажите.

а) Ласточка питается мухами комарами мошками.
б) Цапли живут на болоте.
в) Дятел долбит деревья достаёт из-под коры вредных насекомых.

Отвечают на вопросы учителя. Доказывают правильность своих ответов.

3. Самоопределение к деятельности

Фронтальная работа. Беседа.

- Прочитайте предложения.

1) На полянке растут сыроежки, рыжики, маслята.

2) Музыка стихла, но праздник продолжался.

3) Ребята на уроках  работают, творят, фантазируют.

4) Солнце светило, но шёл мелкий дождь.

- На какие две группы можно разделить эти предложения? (простые предложения с однородными членами и сложные предложения)

- Как отличить простое предложение с однородными членами от сложного предложения?

- Сформулируйте тему урока.

- Чему мы будем учиться на уроке? (различать простые предложения с однородными членами от сложных предложений)

Слушают учителя, формулируют учебную задачу.

4. Работа по теме урока

Физминутка

Фронтальная работа. Работа с учебником. Беседа.

Работа по учебнику.

Страница 38 упражнение 53

- Прочитайте 1 предложение.

- Определите тип этого предложения. Докажите.

- Что соединяет союз и? (однородные сказуемые)

- Будем ставить запятую в этом предложении? Почему?

- Прочитайте 2 предложение.

- Определите тип предложения.

- Есть ли в нем однородные члены предложения?

- Прочитайте 3 предложение.

- Какое оно: простое или сложное? Назовите, если  возможно, однородные члены предложения.

- Разберите 4 предложение.

Выполните вторую часть задания (Спишите простые предложения с однородными членами, подчеркните грамматическую основу предложения, поставьте, где необходимо знаки препинания)

Если я называю простое предложение с однородными членами, вы – приседаете, а если сложное предложение – хлопаете в ладоши.

1) С наступлением холодов водяные жуки, лягушки, рыбы прячутся на дно.

2) Гремел гром, и ярко сверкала молния.

3) На лесной полянке росли разноцветные сыроежки, алели гроздья рябины.

4)Шумели, суетились, хлопотали маленькие птички.

Работа по схемам предложения.

 Распределите схемы предложений по  двум группам: схемы простых предложений и схемы сложных предложений.

D:\4 класс\русский язык уроки\таблицы\2014-09-13_220255.png

D:\4 класс\русский язык уроки\таблицы\2014-09-13_220325.png

D:\4 класс\русский язык уроки\таблицы\2014-09-13_220945.png

D:\4 класс\русский язык уроки\таблицы\2014-09-13_220332.png

D:\4 класс\русский язык уроки\таблицы\2014-09-13_220952.png

D:\4 класс\русский язык уроки\таблицы\2014-09-13_221007.png

- Сделайте вывод: - Чем отличается простое предложение с однородными членами от сложного предложения

- Как могут быть связаны в предложении однородные члены? (интонацией перечисления и союзами и, а, но)

- А как могут быть связаны части сложного предложения? (интонацией и союзами и, а, но)

Составление своих предложений по схемам

- Придумайте свои предложения по данным схемам. (по 1 предложению)

Проверка.

Отвечают на вопросы. Выполняют задания. Объясняют постановку знаков препинания.

Проговаривают вслух последовательность производимых действий. Принимают участие в работе.

Принимают цель, содержание и способы выполнения задания.

5. Закрепление знаний и способов действий

Беседа.

Индивидуальная.

упражнение

Упражнение № 54

- Прочитайте предложения.

- Найдите простые предложения с однородными членами.

- Назовите в каждом их этих предложений грамматическую основу и однородные члены предложения. Каким членом предложения они являются? Как связаны в предложении однородные члены?

- Найдите сложные предложения. Докажите. Как связаны части сложного предложения? Какие знаки надо поставить?

- Выполните задание учебника.

Отвечают на вопросы, выполняют задание, доказывают расстановку знаков препинания в простых предложениях с однородными членами и в сложных предложениях

6. Рефлексия учебной деятельности

Фронтальная работа

- Какое открытие сделали на уроке?

- Какие знания приобрели?

- Что вызвало затруднение?

7. Домашнее задание

Словесное объяснение домашнего задания

Стр. 39 упражнение № 55

Слушают учителя, делают записи

Итог урока. Тест

1. Сложными называются предложения, в которых:

а) одна грамматическая основа;

б) две грамматические основы;

в) две и более грамматических основ.

2.Отметь схему сложного предложения:

а) [ – = ];

б) [ – = ], [ – = ];

в) [ – = О, О, О ].

3. Выбери схему для данного предложения:

Роняет лес багряный свой убор, серебрит мороз увянувшее поле.

а) [ = – ], [ = – ];

б) [ = – ];

в) [ – =, = ].

4. Перед союзом и запятая ставится:

а) в предложениях с однородными членами;

б) в сложных предложениях;

в) никогда.

5. Отметь грамматическую основу, поставь знаки препинания.

Мчатся тучи вьются тучи невидимкою луна освещает снег летучий.



Предварительный просмотр:

План – конспект  урока по русскому языку в 4 классе

Тема:  Сложное предложение и предложение с однородными членами

Учитель: Короткова Ольга Михайловна

Педагогическая цель

Создание условий для  работы по различению простых предложений с однородными членами и сложных предложений.

Планируемые результаты (предметные)

Различать простые предложения с однородными членами и сложные предложения, грамотно оформлять их на письме, уметь приводить свои примеры.

Универсальные учебные действия

Поиск и выделение необходимой информации; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных)

Сценарий урока

Этапы урока

Формы, методы, методический прием

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Мотивация учебной деятельности

Фронтальная работа

Приветствие учащихся.

Русский знают все ребята

В нашей солнечной стране,

Как прекрасен и велик      

Русский, близкий нам язык.

           А.С.Пушкин говорил, что «язык славяно- русский имеет неоспоримое превосходство  перед  всеми  европейскими.» Знать  свой  язык  обязан каждый человек!

Сегодня мы продолжаем познавать тайны нашего языка.

Запись даты в тетрадь.

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место.

2. Актуализация знаний

Фронтальный опрос

Задает вопросы:

- Что такое однородные члены предложения?

- Какие члены предложения могут быть однородными?

- Расскажите о знаках препинания в предложении с однородными членами

- Найдите предложение с однородными членами. Поставьте в них недостающие знаки препинания.  Докажите.

а) Ласточка питается мухами комарами мошками.
б) Цапли живут на болоте.
в) Дятел долбит деревья достаёт из-под коры вредных насекомых.

Отвечают на вопросы учителя. Доказывают правильность своих ответов.

3. Самоопределение к деятельности

Фронтальная работа. Беседа.

- Прочитайте предложения.

1) На полянке растут сыроежки, рыжики, маслята.

2) Музыка стихла, но праздник продолжался.

3) Ребята на уроках  работают, творят, фантазируют.

4) Солнце светило, но шёл мелкий дождь.

- На какие две группы можно разделить эти предложения? (простые предложения с однородными членами и сложные предложения)

- Как отличить простое предложение с однородными членами от сложного предложения?

- Сформулируйте тему урока.

- Чему мы будем учиться на уроке? (различать простые предложения с однородными членами от сложных предложений)

Слушают учителя, формулируют учебную задачу.

4. Работа по теме урока

Физминутка

Фронтальная работа. Работа с учебником. Беседа.

Работа по учебнику.

Страница 38 упражнение 53

- Прочитайте 1 предложение.

- Определите тип этого предложения. Докажите.

- Что соединяет союз и? (однородные сказуемые)

- Будем ставить запятую в этом предложении? Почему?

- Прочитайте 2 предложение.

- Определите тип предложения.

- Есть ли в нем однородные члены предложения?

- Прочитайте 3 предложение.

- Какое оно: простое или сложное? Назовите, если  возможно, однородные члены предложения.

- Разберите 4 предложение.

Выполните вторую часть задания (Спишите простые предложения с однородными членами, подчеркните грамматическую основу предложения, поставьте, где необходимо знаки препинания)

Если я называю простое предложение с однородными членами, вы – приседаете, а если сложное предложение – хлопаете в ладоши.

1) С наступлением холодов водяные жуки, лягушки, рыбы прячутся на дно.

2) Гремел гром, и ярко сверкала молния.

3) На лесной полянке росли разноцветные сыроежки, алели гроздья рябины.

4)Шумели, суетились, хлопотали маленькие птички.

Работа по схемам предложения.

 Распределите схемы предложений по  двум группам: схемы простых предложений и схемы сложных предложений.

D:\4 класс\русский язык уроки\таблицы\2014-09-13_220255.png

D:\4 класс\русский язык уроки\таблицы\2014-09-13_220325.png

D:\4 класс\русский язык уроки\таблицы\2014-09-13_220945.png

D:\4 класс\русский язык уроки\таблицы\2014-09-13_220332.png

D:\4 класс\русский язык уроки\таблицы\2014-09-13_220952.png

D:\4 класс\русский язык уроки\таблицы\2014-09-13_221007.png

- Сделайте вывод: - Чем отличается простое предложение с однородными членами от сложного предложения

- Как могут быть связаны в предложении однородные члены? (интонацией перечисления и союзами и, а, но)

- А как могут быть связаны части сложного предложения? (интонацией и союзами и, а, но)

Составление своих предложений по схемам

- Придумайте свои предложения по данным схемам. (по 1 предложению)

Проверка.

Отвечают на вопросы. Выполняют задания. Объясняют постановку знаков препинания.

Проговаривают вслух последовательность производимых действий. Принимают участие в работе.

Принимают цель, содержание и способы выполнения задания.

5. Закрепление знаний и способов действий

Беседа.

Индивидуальная.

упражнение

Упражнение № 54

- Прочитайте предложения.

- Найдите простые предложения с однородными членами.

- Назовите в каждом их этих предложений грамматическую основу и однородные члены предложения. Каким членом предложения они являются? Как связаны в предложении однородные члены?

- Найдите сложные предложения. Докажите. Как связаны части сложного предложения? Какие знаки надо поставить?

- Выполните задание учебника.

Отвечают на вопросы, выполняют задание, доказывают расстановку знаков препинания в простых предложениях с однородными членами и в сложных предложениях

6. Рефлексия учебной деятельности

Фронтальная работа

- Какое открытие сделали на уроке?

- Какие знания приобрели?

- Что вызвало затруднение?

7. Домашнее задание

Словесное объяснение домашнего задания

Стр. 39 упражнение № 55

Слушают учителя, делают записи

Итог урока. Тест

1. Сложными называются предложения, в которых:

а) одна грамматическая основа;

б) две грамматические основы;

в) две и более грамматических основ.

2.Отметь схему сложного предложения:

а) [ – = ];

б) [ – = ], [ – = ];

в) [ – = О, О, О ].

3. Выбери схему для данного предложения:

Роняет лес багряный свой убор, серебрит мороз увянувшее поле.

а) [ = – ], [ = – ];

б) [ = – ];

в) [ – =, = ].

4. Перед союзом и запятая ставится:

а) в предложениях с однородными членами;

б) в сложных предложениях;

в) никогда.

5. Отметь грамматическую основу, поставь знаки препинания.

Мчатся тучи вьются тучи невидимкою луна освещает снег летучий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сложное предложение и предложение с однородными членами.

Цели: учить различать предложения с однородными членами и сложные предложения; совершенствовать навыки постановки запятых в предложениях с однородными членами в сложных предложениях...

Самоанализ урока русского языка в 3 классе « Создание таблиц-памяток с алгоритмами действий по расстановке знаков препинания в сложном предложении и предложениях с однородными членами».

Материал содержит самоанализ урока-проектной задачи по русскому языку "Создание алгоритма действий по расстановке знаков препинания в сложном предложении"....

Проверочная работа по теме: «Сложное предложение и предложение с однородными членами» 4 класс

Проверочная работа по теме: «Сложное предложение и предложение с однородными членами» 4 класс...

ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ «СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ И ПРЕДЛОЖЕНИЕ С ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ» 4 класс

РОВЕРОЧНАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ  «СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ И ПРЕДЛОЖЕНИЕ  С ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ» 4 класс...