Сложное предложение и предложение с однородными членами
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)
4 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Сложное предложение и предложение с однородными членами | 82.24 КБ |
konspekt.docx | 82.24 КБ |
Предварительный просмотр:
План – конспект урока по русскому языку в 4 классе
Тема: Сложное предложение и предложение с однородными членами
Учитель: Короткова Ольга Михайловна
Педагогическая цель | Создание условий для работы по различению простых предложений с однородными членами и сложных предложений. |
Планируемые результаты (предметные) | Различать простые предложения с однородными членами и сложные предложения, грамотно оформлять их на письме, уметь приводить свои примеры. |
Универсальные учебные действия | Поиск и выделение необходимой информации; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных) |
Сценарий урока
Этапы урока | Формы, методы, методический прием | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. Мотивация учебной деятельности | Фронтальная работа | Приветствие учащихся. Русский знают все ребята В нашей солнечной стране, Как прекрасен и велик Русский, близкий нам язык. А.С.Пушкин говорил, что «язык славяно- русский имеет неоспоримое превосходство перед всеми европейскими.» Знать свой язык обязан каждый человек! Сегодня мы продолжаем познавать тайны нашего языка. Запись даты в тетрадь. | Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место. |
2. Актуализация знаний | Фронтальный опрос | Задает вопросы: - Что такое однородные члены предложения? - Какие члены предложения могут быть однородными? - Расскажите о знаках препинания в предложении с однородными членами - Найдите предложение с однородными членами. Поставьте в них недостающие знаки препинания. Докажите. а) Ласточка питается мухами комарами мошками. | Отвечают на вопросы учителя. Доказывают правильность своих ответов. |
3. Самоопределение к деятельности | Фронтальная работа. Беседа. | - Прочитайте предложения. 1) На полянке растут сыроежки, рыжики, маслята. 2) Музыка стихла, но праздник продолжался. 3) Ребята на уроках работают, творят, фантазируют. 4) Солнце светило, но шёл мелкий дождь. - На какие две группы можно разделить эти предложения? (простые предложения с однородными членами и сложные предложения) - Как отличить простое предложение с однородными членами от сложного предложения? - Сформулируйте тему урока. - Чему мы будем учиться на уроке? (различать простые предложения с однородными членами от сложных предложений) | Слушают учителя, формулируют учебную задачу. |
4. Работа по теме урока Физминутка | Фронтальная работа. Работа с учебником. Беседа. | Работа по учебнику. Страница 38 упражнение 53 - Прочитайте 1 предложение. - Определите тип этого предложения. Докажите. - Что соединяет союз и? (однородные сказуемые) - Будем ставить запятую в этом предложении? Почему? - Прочитайте 2 предложение. - Определите тип предложения. - Есть ли в нем однородные члены предложения? - Прочитайте 3 предложение. - Какое оно: простое или сложное? Назовите, если возможно, однородные члены предложения. - Разберите 4 предложение. Выполните вторую часть задания (Спишите простые предложения с однородными членами, подчеркните грамматическую основу предложения, поставьте, где необходимо знаки препинания) Если я называю простое предложение с однородными членами, вы – приседаете, а если сложное предложение – хлопаете в ладоши. 1) С наступлением холодов водяные жуки, лягушки, рыбы прячутся на дно. 2) Гремел гром, и ярко сверкала молния. 3) На лесной полянке росли разноцветные сыроежки, алели гроздья рябины. 4)Шумели, суетились, хлопотали маленькие птички. Работа по схемам предложения. Распределите схемы предложений по двум группам: схемы простых предложений и схемы сложных предложений. - Сделайте вывод: - Чем отличается простое предложение с однородными членами от сложного предложения - Как могут быть связаны в предложении однородные члены? (интонацией перечисления и союзами и, а, но) - А как могут быть связаны части сложного предложения? (интонацией и союзами и, а, но) Составление своих предложений по схемам - Придумайте свои предложения по данным схемам. (по 1 предложению) Проверка. | Отвечают на вопросы. Выполняют задания. Объясняют постановку знаков препинания. Проговаривают вслух последовательность производимых действий. Принимают участие в работе. Принимают цель, содержание и способы выполнения задания. |
5. Закрепление знаний и способов действий | Беседа. Индивидуальная. упражнение | Упражнение № 54 - Прочитайте предложения. - Найдите простые предложения с однородными членами. - Назовите в каждом их этих предложений грамматическую основу и однородные члены предложения. Каким членом предложения они являются? Как связаны в предложении однородные члены? - Найдите сложные предложения. Докажите. Как связаны части сложного предложения? Какие знаки надо поставить? - Выполните задание учебника. | Отвечают на вопросы, выполняют задание, доказывают расстановку знаков препинания в простых предложениях с однородными членами и в сложных предложениях |
6. Рефлексия учебной деятельности | Фронтальная работа | - Какое открытие сделали на уроке? - Какие знания приобрели? - Что вызвало затруднение? | |
7. Домашнее задание | Словесное объяснение домашнего задания | Стр. 39 упражнение № 55 | Слушают учителя, делают записи |
Итог урока. Тест
1. Сложными называются предложения, в которых:
а) одна грамматическая основа;
б) две грамматические основы;
в) две и более грамматических основ.
2.Отметь схему сложного предложения:
а) [ – = ];
б) [ – = ], [ – = ];
в) [ – = О, О, О ].
3. Выбери схему для данного предложения:
Роняет лес багряный свой убор, серебрит мороз увянувшее поле.
а) [ = – ], [ = – ];
б) [ = – ];
в) [ – =, = ].
4. Перед союзом и запятая ставится:
а) в предложениях с однородными членами;
б) в сложных предложениях;
в) никогда.
5. Отметь грамматическую основу, поставь знаки препинания.
Мчатся тучи вьются тучи невидимкою луна освещает снег летучий.
Предварительный просмотр:
План – конспект урока по русскому языку в 4 классе
Тема: Сложное предложение и предложение с однородными членами
Учитель: Короткова Ольга Михайловна
Педагогическая цель | Создание условий для работы по различению простых предложений с однородными членами и сложных предложений. |
Планируемые результаты (предметные) | Различать простые предложения с однородными членами и сложные предложения, грамотно оформлять их на письме, уметь приводить свои примеры. |
Универсальные учебные действия | Поиск и выделение необходимой информации; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных) |
Сценарий урока
Этапы урока | Формы, методы, методический прием | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. Мотивация учебной деятельности | Фронтальная работа | Приветствие учащихся. Русский знают все ребята В нашей солнечной стране, Как прекрасен и велик Русский, близкий нам язык. А.С.Пушкин говорил, что «язык славяно- русский имеет неоспоримое превосходство перед всеми европейскими.» Знать свой язык обязан каждый человек! Сегодня мы продолжаем познавать тайны нашего языка. Запись даты в тетрадь. | Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место. |
2. Актуализация знаний | Фронтальный опрос | Задает вопросы: - Что такое однородные члены предложения? - Какие члены предложения могут быть однородными? - Расскажите о знаках препинания в предложении с однородными членами - Найдите предложение с однородными членами. Поставьте в них недостающие знаки препинания. Докажите. а) Ласточка питается мухами комарами мошками. | Отвечают на вопросы учителя. Доказывают правильность своих ответов. |
3. Самоопределение к деятельности | Фронтальная работа. Беседа. | - Прочитайте предложения. 1) На полянке растут сыроежки, рыжики, маслята. 2) Музыка стихла, но праздник продолжался. 3) Ребята на уроках работают, творят, фантазируют. 4) Солнце светило, но шёл мелкий дождь. - На какие две группы можно разделить эти предложения? (простые предложения с однородными членами и сложные предложения) - Как отличить простое предложение с однородными членами от сложного предложения? - Сформулируйте тему урока. - Чему мы будем учиться на уроке? (различать простые предложения с однородными членами от сложных предложений) | Слушают учителя, формулируют учебную задачу. |
4. Работа по теме урока Физминутка | Фронтальная работа. Работа с учебником. Беседа. | Работа по учебнику. Страница 38 упражнение 53 - Прочитайте 1 предложение. - Определите тип этого предложения. Докажите. - Что соединяет союз и? (однородные сказуемые) - Будем ставить запятую в этом предложении? Почему? - Прочитайте 2 предложение. - Определите тип предложения. - Есть ли в нем однородные члены предложения? - Прочитайте 3 предложение. - Какое оно: простое или сложное? Назовите, если возможно, однородные члены предложения. - Разберите 4 предложение. Выполните вторую часть задания (Спишите простые предложения с однородными членами, подчеркните грамматическую основу предложения, поставьте, где необходимо знаки препинания) Если я называю простое предложение с однородными членами, вы – приседаете, а если сложное предложение – хлопаете в ладоши. 1) С наступлением холодов водяные жуки, лягушки, рыбы прячутся на дно. 2) Гремел гром, и ярко сверкала молния. 3) На лесной полянке росли разноцветные сыроежки, алели гроздья рябины. 4)Шумели, суетились, хлопотали маленькие птички. Работа по схемам предложения. Распределите схемы предложений по двум группам: схемы простых предложений и схемы сложных предложений. - Сделайте вывод: - Чем отличается простое предложение с однородными членами от сложного предложения - Как могут быть связаны в предложении однородные члены? (интонацией перечисления и союзами и, а, но) - А как могут быть связаны части сложного предложения? (интонацией и союзами и, а, но) Составление своих предложений по схемам - Придумайте свои предложения по данным схемам. (по 1 предложению) Проверка. | Отвечают на вопросы. Выполняют задания. Объясняют постановку знаков препинания. Проговаривают вслух последовательность производимых действий. Принимают участие в работе. Принимают цель, содержание и способы выполнения задания. |
5. Закрепление знаний и способов действий | Беседа. Индивидуальная. упражнение | Упражнение № 54 - Прочитайте предложения. - Найдите простые предложения с однородными членами. - Назовите в каждом их этих предложений грамматическую основу и однородные члены предложения. Каким членом предложения они являются? Как связаны в предложении однородные члены? - Найдите сложные предложения. Докажите. Как связаны части сложного предложения? Какие знаки надо поставить? - Выполните задание учебника. | Отвечают на вопросы, выполняют задание, доказывают расстановку знаков препинания в простых предложениях с однородными членами и в сложных предложениях |
6. Рефлексия учебной деятельности | Фронтальная работа | - Какое открытие сделали на уроке? - Какие знания приобрели? - Что вызвало затруднение? | |
7. Домашнее задание | Словесное объяснение домашнего задания | Стр. 39 упражнение № 55 | Слушают учителя, делают записи |
Итог урока. Тест
1. Сложными называются предложения, в которых:
а) одна грамматическая основа;
б) две грамматические основы;
в) две и более грамматических основ.
2.Отметь схему сложного предложения:
а) [ – = ];
б) [ – = ], [ – = ];
в) [ – = О, О, О ].
3. Выбери схему для данного предложения:
Роняет лес багряный свой убор, серебрит мороз увянувшее поле.
а) [ = – ], [ = – ];
б) [ = – ];
в) [ – =, = ].
4. Перед союзом и запятая ставится:
а) в предложениях с однородными членами;
б) в сложных предложениях;
в) никогда.
5. Отметь грамматическую основу, поставь знаки препинания.
Мчатся тучи вьются тучи невидимкою луна освещает снег летучий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок – проектная задача по русскому языку с элементами информатики. Тема: «Создание таблиц-памяток с алгоритмами действий по расстановке знаков препинания в сложных предложениях и предложениях с однородными членами».
Проект урока по этапам, с описанием формируемых УУД на каждом из них....
Сложное предложение и предложение с однородными членами.
Цели: учить различать предложения с однородными членами и сложные предложения; совершенствовать навыки постановки запятых в предложениях с однородными членами в сложных предложениях...
Самоанализ урока русского языка в 3 классе « Создание таблиц-памяток с алгоритмами действий по расстановке знаков препинания в сложном предложении и предложениях с однородными членами».
Материал содержит самоанализ урока-проектной задачи по русскому языку "Создание алгоритма действий по расстановке знаков препинания в сложном предложении"....
Урок русского языка "Сложное предложение и предложение с однородными членами."
Урок русского языка для 4 класса...
Проверочная работа по теме: «Сложное предложение и предложение с однородными членами» 4 класс
Проверочная работа по теме: «Сложное предложение и предложение с однородными членами» 4 класс...
ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ «СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ И ПРЕДЛОЖЕНИЕ С ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ» 4 класс
РОВЕРОЧНАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ «СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ И ПРЕДЛОЖЕНИЕ С ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ» 4 класс...
Конспект урока "Сложное предложение и предложение с однородными членами предложения"
Урок русского языка в 4 классе....