Статья "Развитие речи у младших школьников"
статья по русскому языку (4 класс)

Тимофеева Любовь Петровна

Данная статья поможет лучше понять природу развития речи у младших школьников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi_u_mladshih_shkolnikov.docx17.4 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие речи у младших школьников.

Речь- это вид деятельности человека, реализация мышления на основе использования средств языка.

Под развитием речи подразумеваются: обогащение словарного запаса, развитие связной речи (обучение построению различных типов текста, как устных, так и письменных – описания, повествования, рассуждения).[2]

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, введенный в действие с 1 января 2010 года, подразумевает, что после освоения основной образовательной программы начального общего образования дети должны овладеть различными навыками.В том числе  «…осознанно строить речевое высказывание, в соответствии с задачами коммуникации, и составлять тексты в устной и письменной формах»[18]. 

Развитие речи - важная задача обучения родному языку. Логически четкая, доказательная, образная устная и письменная речь ученика - показатель его умственного развития. Речь возникает из потребности высказаться. Научить правильно, строить предложения, т.е. не пропускать слова, ставить слова в определённой последовательности, правильно согласовывать их друг с другом и правильно произносить слова, а потом это все оформлять письменно - задача учителя.

Именно в начальной школе дети начинают овладевать нормами устного и письменного литературного языка, учатся использовать языковые средства в разных условиях общения в соответствии с целями и задачами речи. При этом учитель должен помочь детям осмыслить требования к речи, учить младших школьников при формулировке мыслей следить за правильностью, точностью, разнообразием, выразительностью языковых средств

 Развитие речи учащихся имеет свой арсенал методических средств, собственные виды упражнений; наиболее важные из них - это упражнения в связной речи - рассказы, пересказы, сочинения.  Успехи учащихся в связной речи обеспечивают и в большей мере определяют успех в учебной работе по всем предметам, в частности способствуют формированию полноценного навыка чтения, и формированию основ орфографической грамотности.

Одним из видов творческих работ является сочинение, которое в школе занимает особое место: ему в известной степени подчинены другие речевые упражнения. Оно служит эффективным средством воспитания, возбуждает эмоции, приучает детей осмысливать и оценивать виденное и пережитое, развивает наблюдательность; требует самостоятельности школьника, активности, увлеченности, внесения чего-то своего, личного, в текст; способствует становлению личности учащегося. Выбор слов, оборотов речи и предложений, обдумывание композиции рассказа, отбор материала, установление логических связей, проверка орфографии - весь этот комплекс действий требует от ребенка высокого напряжения его творческих сил.. [18] 

Детское сочинение – это творческая работа, в которой ученик выражает свои индивидуальные склонности, интересы, вкусы, дает выход воображению. Школьники любят сочинение за творческий характер, за то, что в нем можно проявить самостоятельность, написать свое.

В настоящее время отмечается уменьшение интереса детей к чтению художественной литературы, что всегда положительно влияло на повышение уровня развития речи у учащихся, и напротив повальное увлечение общением через Интернет, путем коротких sms-сообщений, что усугубляется навязыванием средствами массовой информации разговорного стиля речи. Между тем задачи учителя остаются прежними - развивать речь учащихся. Таким образом, возникает проблема, как преодолеть противоречия, возникающие между требованиями программы обучения и задачами развития личности ученика и влиянием социо–культурной среды в которой находятся современные школьники.

Следовательно, мастерство учителя при обучении сочинению заключается в том, чтобы умело разнообразить темы и виды сочинений,  не упуская случая создания мотивационной ситуации, но и не опускаясь до уровня среды.

В работе над развитием связной речи принято выделять тринаправления: работа над словом(лексический уровень), работа над словосочетанием и  предложением (синтаксический уровень) и работа над связной речью (уровень текста).

При подготовке к сочинению, учитель,  на первом уровне,  отбирает слова, которые могут вызвать затруднения в написании или значение которых может быть не понятно детям. Затем выделяет в словах изученные орфограммы, подбирает проверочные слова, отмечает словарные.  Находит в толковом словаре значение незнакомых слов.

На следующем уровне учитель выбирает словосочетания, которые могут быть использованы при написании сочинения, определяет возможные затруднения в орфографии, выделяет фразеологизмы, словосочетания не понятные по значению, подбирает к ним синонимы.

В работе над текстом учитель определяет тип, вид, жанр сочинения, составляет примерный план, озаглавливая каждую часть текста, пишет вариант работы ученика.

Затем все это прорабатывается в классе при непосредственной подготовке к сочинению. Из этого можно сделать вывод, что работа над сочинением включает в себя все три направления работы по развитию связной речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие грамматического строя речи у младших школьников, которые испытывают трудности в обучении.

Актуальность настоящей работы обусловлена, во-первых, недостаточным изучением особенностей грамматического строя речи у младших школьников с  трудностями в обучении; во-вторых, увеличен...

ФОРМИРОВАНИЕ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИХ КОМПОНЕНТОВ РЕЧИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ТЯЖЁЛЫМ НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА.

Особенности фонетико-фонематических компонентов речи младших школьников  с ТНР и рекомендации по их развитию на уроках русского языка....

Развитие диалогической и монологической речи у младших школьников на уроках и во внеурочное время в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи.

Выступление на семинаре учителей - логопедов ГБС(К)ОУ школы-интерната №1 Vвида Краснодарского края с опытом работы по "Развитию диалогической  и монологической речи у младших школьников на уроках...

Роль коммуникативной и сигнификативной функций речи в развитии личности, методы и приёмы становления основных функций речи у младших школьников.

Речь имеет три функции: сигнификативную (обозначения), обобщения, коммуникации (передачи знаний, отношений, чувств). Сигнификативная функция отличает речь человека от коммуникации животных....

Технология "Синквейн" как средство развития речи у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи на логопедических занятиях.

В данной статье рассматривается актуальная проблема развития речи у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи (ТНР). Представлен один из приёмов технологии развития критического...

Методическая разработка: «Развитие связной речи у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи во внеурочной деятельности»

Проблема развития связной монологической речи детей с тяжёлой речевой патологией является одной из самых важных, сложных и всегда актуальных. Вообще самый благоприятный период для выявления и развития...

Статья "НАРУШЕНИЕ ИНТОНАЦИОННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ"

Роль интонационной стороны речи чрезвычайно важна. Прежде всего, она обеспечивает оформление фраз как целостных смысловых единиц, и, вместе с тем, обеспечивает передачу информации о коммуникативном ти...