конспект урока русского языка в 4 классе по программе Школа России
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

конспект урока русского языка по теме "Личные местоимения"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka.docx28.88 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока:  Личные местоимения. Лицо и  число  личных местоимений. Роль местоимений в речи

 

Цели:

  • Познакомить с личными местоимениями; разъяснить, почему они так называются.
  • Упражняться в определении лица и число местоимений.

Предметные УУД: научиться различать личные местоимения 1,2 и 3 лица единственного и множественного числа.

Метапредметные:

Познавательные УУД: учить самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, развивать умение проводить наблюдения и самостоятельно делать выводы; контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.   

коммуникативные: формировать умение работать в паре, проявлять активность  для решения коммуникативных и познавательных задач

регулятивные: учить самостоятельно принимать решения, применять полученные знания, учить контролировать свои мысли и высказывания при выражении своей точки зрения.

Личностные: развивать внимание, память, мышление, речь учащихся.

  Оборудование: Русский язык: УМК «Школа России», 4 класс, презентация, раздаточный материал.

ХОД УРОКА:

Мотивация к учебной деятельности и актуализация знаний.

Организационный момент

Ребята, здравствуйте. Садитесь.  Пожелаем всем хорошего настроения и успешной работы в открытии новых знаний!

Мне бы хотелось, чтобы вы, изучая русский язык, любили его, гордились им, и однажды повторили слова Константина Паустовского: " Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык".

Мы сегодня будем вновь открывать тайны русского языка. Готовы ли вы  к дальнейшим открытиям? А вот какое открытие сделает каждый из вас - поделитесь в конце урока.

- Откройте свои рабочие тетради и запишите число, классная работа.

 Актуализация знаний  - Отгадайте загадки:

1.  Снег чернеет на полянке,
С каждым днем теплей погода.
Время класть в кладовку санки.
Это, что за время года? (Весна)

2. Пробиваюсь я в апреле -
Все поля позеленели!
Покрываю, как ковер,
Поле, луг и школьный двор. (Трава)

- Какая орфограмма встретилась в словах-отгадках? (Слова с проверяемыми безударными гласными).

-  Как проверить?

-  Устно подберите проверочные слова                    (трава - травка, весна - вёсны)

- В словах-отгадках (трава и весна) найдите один и тот же согласный звук, только в первом слове - твердый, а во втором слове - мягкий.

Чистописание:

- На чистописании будем писать согласную букву В, слова с этой буквой.

- Сели ровно, начинаем писать.

  Вв Ввв Вввв

Вова  Выборг  ветер  вагон

Практический: словарно-грамматический диктант

Повторим словарные слова. Перед тем как вы будете их писать, я прочитаю стихотворение.

       Слова спокойно жили в книжке,

       Но книжку вдруг прогрызли мышки.

       От слов начала откусили

       Из книжки в норку утащили.

    ( на доске словарные слова)

  …ректор,       … ризонт ,        …лендарь,        … зал ,      …зета ,           … реди.

   -  Давайте вместе восстановим слова

   К доске по цепочке 1 ряд.

 Подчеркните непроверяемые орфограммы.

Формулирование темы урока, постановка цели. Самоопределение к деятельности.

- Послушайте стихотворение  А. Барто

Заранее, заранее всё было решено:

У школьников собрание, потом у них кино.

Домой придёт мой старший брат, он мне расскажет всё подряд,

Он объяснит мне, что к чему.

А я большая! Я пойму.  И вот он начал свой рассказ:

- Они ползут, а он им - раз!

А тут как раз она ползла,

А он как даст ему со зла!

Они ей - раз! Она им - раз!

Но тут как раз её он спас,

Он был с ней заодно...Ух, сильное кино!

Нет, видно, я ещё мала:  я ничего не поняла.                                                         

- Почему девочка ничего не поняла?      (Брат не называл имена героев, а заменял их  словами он, она (местоимениями))

- О чем будем говорить сегодня на уроке? (О местоимениях.)

- На доске нужно собрать слово, оно рассыпалось.   СОБРАТЬ СЛОВО НА ДОСКЕ

-  Какое слово получилось? (местоимение)

- Вспомним, что же такое местоимение?

- С какими местоимениями вы уже знакомы?     (С личными.) КАРТОЧКУ НА ДОСКУ

- Сформулируйте цель урока?

(Вспомнить, что такое местоимение).

- А теперь попробуйте сформулировать задачи урока?

(Уточнить  особенности личных местоимений, научиться распознавать личные местоимения,   упражняться в определении лица и числа местоимений. )

-  Назовите личные местоимения. 

Личные местоимения указывают на лицо или предмет, но не называют их. Они делятся на три лица – в зависимости от того, кто о ком рассказывает.

Местоимения 1-го лица указывают на говорящего (Я) или на группу людей, в которую входит говорящий (МЫ).     КАРТОЧКУ НА ДОСКУ

Местоимения 2-го лица ТЫ или ВЫ указывают на собеседника. КАРТОЧКУ НА ДОСКУ

Местоимение ВЫ может указывать как на нескольких собеседников, так и только на одного. Мы говорим ВЫ незнакомцу или такому человеку, которого очень уважаем или тому, кто старше нас.

Местоимения 3-го лица   КАРТОЧКУ НА ДОСКУ

 ОН, ОНА, ОНО, ОНИ указывают на тех, о ком говорят.

Но не стоит использовать личные местоимения, упоминая о ком -то или о чем-то в первый раз, иначе собеседник не поймет, на кого или что указывает рассказчик.

Я и Мы, Ты и Вы,
Он, Она, Оно, Они –
Все слова отличные,
Важные и личные
Это без сомнения
Все местоимения.                

- В русском языке много местоимений. Самая распространённая группа местоимений и называются они – личные местоимения. Их всего 8 . Эта великолепная восьмёрка перед вами.

- Какова их роль в речи?     (Местоимения делают нашу речь разнообразной, яркой, помогают избежать повторов. Они создают нам речевое удобство, так как экономят время, разнообразят речь. Мы употребляем местоимения, чтобы не было повторений в предложении одного и того же имени существительного. Они - как запасные игроки на футболе, как дублёры в театре.)

Личные местоимения всегда относятся к такому же роду и имеют такое же число, как и слова, которые они заменяют. Если существительное ХУДОЖНИК – единственного

числа мужского рода, то и заменяющее его местоимение ОН – тоже будет единственного числа мужского рода.

Так же, как и существительные, местоимения изменяются по числам и падежам, т.е. склоняются.

  Работа с учебником

Откройте учебник на стр. 52 и прочитайте правило в рамке. Кто прочитает вслух?

                   1 –е л.             2 – е л.             3 – е л.

Ед.ч.           я                       ты                  он она оно

Мн.ч.          мы                   вы                   они

- Как  вы думаете, почему эти местоимения написаны в 2 строчки?

- Да, местоимения бывают единственного и множественного числа. Местоимения я, ты, он. Она, оно – местоимения единственного числа. Местоимения мы, вы, они – местоимения множественного числа.

- Давайте хором прочитаем местоимения.

- Итак, давайте повторим, что такое личные местоимения.

 (Я, ты, он, она, оно, мы, вы, они – это личные местоимения. Личные местоимения указывают на предмет, но не называют его.)

На слайде  записаны предложения. Прочитайте.  Какими местоимениями вы замените выделенные  существительные?   (неоправданный повтор слов семена и ученица, необходимо их заменить другими словами)

 

Необходимо его отредактировать. 1 предложение остается без изменений, во втором предложении слово Семена заменяем на слово они,

в последнем предложении заменяем словом- она)

 -  Место какой части речи заняли в предложении новые слова? (место имени существительного)

 Спишите их, заменяя выделенные существительные местоимениями.

1. Ребята посадили в ящик семена.  Семена уже проросли.

2. Рано пришла в школу ученица. Ученица сегодня дежурная.

Прочитайте получившийся текст.

- Эти слова мы употребили вместо имени существительного, значит, мы можем сказать, что местоимение – это часть речи,  которая употребляется вместо имени существительного. Местоимения делают нашу речь разнообразной, яркой, помогают избежать повторов.

В первых предложениях подчеркнуть грамматические основы.

- УСТНО. Нужно сосчитать количество местоимений в тексте. Победителем считается тот, кто быстро и правильно определит число местоимений. Я читаю текст вслух, а вы считаете каждый про себя. 

Мы с другом гуляли в лесу. Вдруг я увидел необычное растение с розовыми цветами. Оно хорошо пахло. «Ты знаешь название этого растения?» – спросил я друга. Он отрицательно покачал головой. Тогда мы обратились к учительнице. Она сказала: «Какие вы любопытные! Это растение – багульник».

НА СЛАЙДЕ ТЕКСТ(9 местоимений)

- Устно назвать местоимения из текста , определить число и лицо.

Физминутка. А сейчас мы отдохнём. Выполняя движения, старайтесь услышать местоимения ед. и мн. числа

Я иду и ты идёшь (шагают на месте, руками показывают на себя и на друзей),

Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой).

Я пою и ты поёшь (шагают на месте, руками показывают на себя и на друзей)

Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой).

Мы идём и мы поём (шагают на месте, руками показывают на себя и на друзей) -

Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой).

Очень дружно мы живём (ладонь в кулак, большой палец вверх) -

Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой).

- Назовите личные местоимения, которые встретились в физминутке

"Вставь местоимение" (у уч-ся индивидуальные карточки, 1,2 варианты).

Вставьте в  предложения  пропущенные личные местоимения, которые легко можно восстановить по форме глагола.  Записать в тетрадь любых 2 предложения.

1 вариант.

… нарисую ёлочку. А … что будешь рисовать? Когда … приедет? Завтра … пойдём на речку. Кого … ждёте? Почему … улетают?

2 вариант.

Вечером … читаем сказки. Что … вырезает из бумаги? А … умеете так вырезать? Какую задачу … решают? Куда … идёшь? Завтра … пойду в библиотеку.

- Поменяться листочками. Взаимопроверка.

УСТНО  на слайде

Игра “Четвертое лишнее” , с объяснением.

1. Я,  он,  на,  ты                    

2. Мы,  они,  вы,  но 

 3. Оно,  его,  ему,  яму 

4. Мной,  меня,  мни,  мне      

5. Тебя,  тебе,  тобой,  табун 

НА СЛАЙДЕ слова:

 семья, агроном, тыква,  телефон,  ворона,  выбор, любимый, кони.

Найдите  местоимения, которые спрятались  в  данных словах. Эти местоимения даны на карточках, их нужно распределить по лицам в столбики .

                   Ед. ч.      Мн. ч.

1-е лицо …      …

2-е лицо …      …

3-е лицо …      …

Назовите личные местоимения 1 лица, 2 лица,3 лица

Упражнение в определении лица и числа местоимений.                                                                                         

   - Я читаю утверждение, а вы , если согласны с ним, то поднимаете руку, если не согласны - сидим прямо, руки на парте.

1)  Местоимение - часть речи. (+)

2)   мы, он, ох, она, они, ты - это  только местоимения: (-)

3)   Он - это местоимение. (+)

4)  Местоимения не называют предмет и не указывают на него. (-)

5) Личные местоимения заменяют имена существительные. (+)

6) К 3-му лицу относятся местоимения  мы, вы, ты. (-)

7) Ко 2-му лицу относятся местоимения  вы, ты. (+)

8)  К 1-му лицу относятся местоимения я, мы (+)

   И в заключении я прочитаю стихотворение. Оно подведёт итог того, о чём мы говорили на уроке. Такими словами могло сказать о себе местоимение, если оно было бы у нас в гостях.

 Я о себе такого мнения:

 Огромна роль местоимения!

 Я делу отдаюсь сполна,

 И заменю я имена!

Подведение итогов урока . Рефлексия

-Какова была  тема нашего урока?

-Достигли ли мы поставленных целей?

-Какие трудности возникли? 

-Что обозначает местоимение?

-Для чего нужны местоимения в нашей речи?

-Можно ли обойтись без них?  

-Какие местоимения вы запомнили?

 

- Что мы узнали сегодня на уроке?

- За что вы можете похвалить себя?

- Что осталось для вас непонятным?

- Оцените свою работу на уроке.

(Вопросы на слайде)

Домашнее задание по уровням (на выбор)

Домашнее задание

1 уровень. Прочитайте текст. Понравился вам рассказ?  

 Отредактируйте этот текст. Каким словом вы заменили слово берёза?

Берёзу милую, родную считают символом России. Берёза воспета в музыке, живописи. О берёзе написано немало стихов, рассказов, сказок.

_____________________________

2 уровень. Найти  местоимения. Списать. Определить лицо и число личных местоимений.

Если я сорву цветок, если ты сорвёшь цветок, если мы сорвём цветы, опустеют все поляны и не будет красоты. Как, милый петушок, поёшь ты громко, важно! А ты, кукушечка, мой свет, так тянешь плавно и протяжно. Злой тоской удручена, к муравью ползёт она. А вы, друзья, как ни садитесь, все в музыканты не годитесь!

______________________________

3 уровень. Прочитайте текст. Вставьте  местоимения в нужной падежной форме.

Однажды я  шёл по лугу. Ко … пристала ласточка.  … кружилась около …  . Ласточка задевала … за плечо и жалобно кричала, словно … отнял у … птенца.  Она будто просила отдать … обратно.  …  не понимал, что … нужно,  и рассказал о ласточке  деду.  … посмеялся надо … и разъяснил … загадку.

_____________________________

Творческое задание: на листочке оформить ребусы, загадки о местоимениях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по русскому языку 1 класс по программе "Школа России" "Гласные звуки"

Разработка урока по русскому языку 1 класс по программе "Школа России" "Гласные звуки"...

План -конспект урока по русскому языку (1 класс) по программе " Школа России"

Тема урока: Перенос слов с буквами «й, ь» в середине слов....

Конспект урока русского языка 3 класс по программе "Школа России" Тема: "Восстановление деформированного текста"

Урок развития речи способствует совершенствованию умения находить признаки текста, определять вид текста, составлять текст из предложений....

Конспект урока русского языка+презентация "Времена глаголов" (УМК "Школа России", 3 класс)

Цели деятельности учителя: формирование представлений обучающихся об изменении глагола по временам; формирование умения определять время глагола.Планируемые  результатыПредметные: знать...