конспект урока русского языка в 4 классе по программе Школа России
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)
конспект урока русского языка по теме "Личные местоимения"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka.docx | 28.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Личные местоимения. Лицо и число личных местоимений. Роль местоимений в речи
Цели:
- Познакомить с личными местоимениями; разъяснить, почему они так называются.
- Упражняться в определении лица и число местоимений.
Предметные УУД: научиться различать личные местоимения 1,2 и 3 лица единственного и множественного числа.
Метапредметные:
Познавательные УУД: учить самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, развивать умение проводить наблюдения и самостоятельно делать выводы; контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.
коммуникативные: формировать умение работать в паре, проявлять активность для решения коммуникативных и познавательных задач
регулятивные: учить самостоятельно принимать решения, применять полученные знания, учить контролировать свои мысли и высказывания при выражении своей точки зрения.
Личностные: развивать внимание, память, мышление, речь учащихся.
Оборудование: Русский язык: УМК «Школа России», 4 класс, презентация, раздаточный материал.
ХОД УРОКА:
Мотивация к учебной деятельности и актуализация знаний.
Организационный момент
Ребята, здравствуйте. Садитесь. Пожелаем всем хорошего настроения и успешной работы в открытии новых знаний!
Мне бы хотелось, чтобы вы, изучая русский язык, любили его, гордились им, и однажды повторили слова Константина Паустовского: " Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык".
Мы сегодня будем вновь открывать тайны русского языка. Готовы ли вы к дальнейшим открытиям? А вот какое открытие сделает каждый из вас - поделитесь в конце урока.
- Откройте свои рабочие тетради и запишите число, классная работа.
Актуализация знаний - Отгадайте загадки:
1. Снег чернеет на полянке,
С каждым днем теплей погода.
Время класть в кладовку санки.
Это, что за время года? (Весна)
2. Пробиваюсь я в апреле -
Все поля позеленели!
Покрываю, как ковер,
Поле, луг и школьный двор. (Трава)
- Какая орфограмма встретилась в словах-отгадках? (Слова с проверяемыми безударными гласными).
- Как проверить?
- Устно подберите проверочные слова (трава - травка, весна - вёсны)
- В словах-отгадках (трава и весна) найдите один и тот же согласный звук, только в первом слове - твердый, а во втором слове - мягкий.
Чистописание:
- На чистописании будем писать согласную букву В, слова с этой буквой.
- Сели ровно, начинаем писать.
Вв Ввв Вввв
Вова Выборг ветер вагон
Практический: словарно-грамматический диктант
Повторим словарные слова. Перед тем как вы будете их писать, я прочитаю стихотворение.
Слова спокойно жили в книжке,
Но книжку вдруг прогрызли мышки.
От слов начала откусили
Из книжки в норку утащили.
( на доске словарные слова)
…ректор, … ризонт , …лендарь, … зал , …зета , … реди.
- Давайте вместе восстановим слова
К доске по цепочке 1 ряд.
Подчеркните непроверяемые орфограммы.
Формулирование темы урока, постановка цели. Самоопределение к деятельности.
- Послушайте стихотворение А. Барто
Заранее, заранее всё было решено:
У школьников собрание, потом у них кино.
Домой придёт мой старший брат, он мне расскажет всё подряд,
Он объяснит мне, что к чему.
А я большая! Я пойму. И вот он начал свой рассказ:
- Они ползут, а он им - раз!
А тут как раз она ползла,
А он как даст ему со зла!
Они ей - раз! Она им - раз!
Но тут как раз её он спас,
Он был с ней заодно...Ух, сильное кино!
Нет, видно, я ещё мала: я ничего не поняла.
- Почему девочка ничего не поняла? (Брат не называл имена героев, а заменял их словами он, она (местоимениями))
- О чем будем говорить сегодня на уроке? (О местоимениях.)
- На доске нужно собрать слово, оно рассыпалось. СОБРАТЬ СЛОВО НА ДОСКЕ
- Какое слово получилось? (местоимение)
- Вспомним, что же такое местоимение?
- С какими местоимениями вы уже знакомы? (С личными.) КАРТОЧКУ НА ДОСКУ
- Сформулируйте цель урока?
(Вспомнить, что такое местоимение).
- А теперь попробуйте сформулировать задачи урока?
(Уточнить особенности личных местоимений, научиться распознавать личные местоимения, упражняться в определении лица и числа местоимений. )
- Назовите личные местоимения.
Личные местоимения указывают на лицо или предмет, но не называют их. Они делятся на три лица – в зависимости от того, кто о ком рассказывает.
Местоимения 1-го лица указывают на говорящего (Я) или на группу людей, в которую входит говорящий (МЫ). КАРТОЧКУ НА ДОСКУ
Местоимения 2-го лица ТЫ или ВЫ указывают на собеседника. КАРТОЧКУ НА ДОСКУ
Местоимение ВЫ может указывать как на нескольких собеседников, так и только на одного. Мы говорим ВЫ незнакомцу или такому человеку, которого очень уважаем или тому, кто старше нас.
Местоимения 3-го лица КАРТОЧКУ НА ДОСКУ
ОН, ОНА, ОНО, ОНИ указывают на тех, о ком говорят.
Но не стоит использовать личные местоимения, упоминая о ком -то или о чем-то в первый раз, иначе собеседник не поймет, на кого или что указывает рассказчик.
Я и Мы, Ты и Вы,
Он, Она, Оно, Они –
Все слова отличные,
Важные и личные
Это без сомнения
Все местоимения.
- В русском языке много местоимений. Самая распространённая группа местоимений и называются они – личные местоимения. Их всего 8 . Эта великолепная восьмёрка перед вами.
- Какова их роль в речи? (Местоимения делают нашу речь разнообразной, яркой, помогают избежать повторов. Они создают нам речевое удобство, так как экономят время, разнообразят речь. Мы употребляем местоимения, чтобы не было повторений в предложении одного и того же имени существительного. Они - как запасные игроки на футболе, как дублёры в театре.)
Личные местоимения всегда относятся к такому же роду и имеют такое же число, как и слова, которые они заменяют. Если существительное ХУДОЖНИК – единственного
числа мужского рода, то и заменяющее его местоимение ОН – тоже будет единственного числа мужского рода.
Так же, как и существительные, местоимения изменяются по числам и падежам, т.е. склоняются.
Работа с учебником
Откройте учебник на стр. 52 и прочитайте правило в рамке. Кто прочитает вслух?
1 –е л. 2 – е л. 3 – е л.
Ед.ч. я ты он она оно
Мн.ч. мы вы они
- Как вы думаете, почему эти местоимения написаны в 2 строчки?
- Да, местоимения бывают единственного и множественного числа. Местоимения я, ты, он. Она, оно – местоимения единственного числа. Местоимения мы, вы, они – местоимения множественного числа.
- Давайте хором прочитаем местоимения.
- Итак, давайте повторим, что такое личные местоимения.
(Я, ты, он, она, оно, мы, вы, они – это личные местоимения. Личные местоимения указывают на предмет, но не называют его.)
На слайде записаны предложения. Прочитайте. Какими местоимениями вы замените выделенные существительные? (неоправданный повтор слов семена и ученица, необходимо их заменить другими словами)
Необходимо его отредактировать. 1 предложение остается без изменений, во втором предложении слово Семена заменяем на слово они,
в последнем предложении заменяем словом- она)
- Место какой части речи заняли в предложении новые слова? (место имени существительного)
Спишите их, заменяя выделенные существительные местоимениями.
1. Ребята посадили в ящик семена. Семена уже проросли.
2. Рано пришла в школу ученица. Ученица сегодня дежурная.
Прочитайте получившийся текст.
- Эти слова мы употребили вместо имени существительного, значит, мы можем сказать, что местоимение – это часть речи, которая употребляется вместо имени существительного. Местоимения делают нашу речь разнообразной, яркой, помогают избежать повторов.
В первых предложениях подчеркнуть грамматические основы.
- УСТНО. Нужно сосчитать количество местоимений в тексте. Победителем считается тот, кто быстро и правильно определит число местоимений. Я читаю текст вслух, а вы считаете каждый про себя.
Мы с другом гуляли в лесу. Вдруг я увидел необычное растение с розовыми цветами. Оно хорошо пахло. «Ты знаешь название этого растения?» – спросил я друга. Он отрицательно покачал головой. Тогда мы обратились к учительнице. Она сказала: «Какие вы любопытные! Это растение – багульник».
НА СЛАЙДЕ ТЕКСТ(9 местоимений)
- Устно назвать местоимения из текста , определить число и лицо.
Физминутка. А сейчас мы отдохнём. Выполняя движения, старайтесь услышать местоимения ед. и мн. числа
Я иду и ты идёшь (шагают на месте, руками показывают на себя и на друзей),
Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой).
Я пою и ты поёшь (шагают на месте, руками показывают на себя и на друзей)
Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой).
Мы идём и мы поём (шагают на месте, руками показывают на себя и на друзей) -
Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой).
Очень дружно мы живём (ладонь в кулак, большой палец вверх) -
Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой).
- Назовите личные местоимения, которые встретились в физминутке
"Вставь местоимение" (у уч-ся индивидуальные карточки, 1,2 варианты).
Вставьте в предложения пропущенные личные местоимения, которые легко можно восстановить по форме глагола. Записать в тетрадь любых 2 предложения.
1 вариант.
… нарисую ёлочку. А … что будешь рисовать? Когда … приедет? Завтра … пойдём на речку. Кого … ждёте? Почему … улетают?
2 вариант.
Вечером … читаем сказки. Что … вырезает из бумаги? А … умеете так вырезать? Какую задачу … решают? Куда … идёшь? Завтра … пойду в библиотеку.
- Поменяться листочками. Взаимопроверка.
УСТНО на слайде
Игра “Четвертое лишнее” , с объяснением.
1. Я, он, на, ты
2. Мы, они, вы, но
3. Оно, его, ему, яму
4. Мной, меня, мни, мне
5. Тебя, тебе, тобой, табун
НА СЛАЙДЕ слова:
семья, агроном, тыква, телефон, ворона, выбор, любимый, кони.
Найдите местоимения, которые спрятались в данных словах. Эти местоимения даны на карточках, их нужно распределить по лицам в столбики .
Ед. ч. Мн. ч.
1-е лицо … …
2-е лицо … …
3-е лицо … …
Назовите личные местоимения 1 лица, 2 лица,3 лица
Упражнение в определении лица и числа местоимений.
- Я читаю утверждение, а вы , если согласны с ним, то поднимаете руку, если не согласны - сидим прямо, руки на парте.
1) Местоимение - часть речи. (+)
2) мы, он, ох, она, они, ты - это только местоимения: (-)
3) Он - это местоимение. (+)
4) Местоимения не называют предмет и не указывают на него. (-)
5) Личные местоимения заменяют имена существительные. (+)
6) К 3-му лицу относятся местоимения мы, вы, ты. (-)
7) Ко 2-му лицу относятся местоимения вы, ты. (+)
8) К 1-му лицу относятся местоимения я, мы (+)
И в заключении я прочитаю стихотворение. Оно подведёт итог того, о чём мы говорили на уроке. Такими словами могло сказать о себе местоимение, если оно было бы у нас в гостях.
Я о себе такого мнения:
Огромна роль местоимения!
Я делу отдаюсь сполна,
И заменю я имена!
Подведение итогов урока . Рефлексия
-Какова была тема нашего урока?
-Достигли ли мы поставленных целей?
-Какие трудности возникли?
-Что обозначает местоимение?
-Для чего нужны местоимения в нашей речи?
-Можно ли обойтись без них?
-Какие местоимения вы запомнили?
- Что мы узнали сегодня на уроке?
- За что вы можете похвалить себя?
- Что осталось для вас непонятным?
- Оцените свою работу на уроке.
(Вопросы на слайде)
Домашнее задание по уровням (на выбор)
Домашнее задание
1 уровень. Прочитайте текст. Понравился вам рассказ?
Отредактируйте этот текст. Каким словом вы заменили слово берёза?
Берёзу милую, родную считают символом России. Берёза воспета в музыке, живописи. О берёзе написано немало стихов, рассказов, сказок.
_____________________________
2 уровень. Найти местоимения. Списать. Определить лицо и число личных местоимений.
Если я сорву цветок, если ты сорвёшь цветок, если мы сорвём цветы, опустеют все поляны и не будет красоты. Как, милый петушок, поёшь ты громко, важно! А ты, кукушечка, мой свет, так тянешь плавно и протяжно. Злой тоской удручена, к муравью ползёт она. А вы, друзья, как ни садитесь, все в музыканты не годитесь!
______________________________
3 уровень. Прочитайте текст. Вставьте местоимения в нужной падежной форме.
Однажды я шёл по лугу. Ко … пристала ласточка. … кружилась около … . Ласточка задевала … за плечо и жалобно кричала, словно … отнял у … птенца. Она будто просила отдать … обратно. … не понимал, что … нужно, и рассказал о ласточке деду. … посмеялся надо … и разъяснил … загадку.
_____________________________
Творческое задание: на листочке оформить ребусы, загадки о местоимениях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по русскому языку 1 класс по программе "Школа России" "Гласные звуки"
Разработка урока по русскому языку 1 класс по программе "Школа России" "Гласные звуки"...
План -конспект урока по русскому языку (1 класс) по программе " Школа России"
Тема урока: Перенос слов с буквами «й, ь» в середине слов....
Конспект урока русского языка 3 класс по программе "Школа России" Тема: "Восстановление деформированного текста"
Урок развития речи способствует совершенствованию умения находить признаки текста, определять вид текста, составлять текст из предложений....
конспект урока русского языка на тему Части речи Школа России 3 класс
Урок путеществие в страну Морфология...
Конспект урока русского языка+презентация "Времена глаголов" (УМК "Школа России", 3 класс)
Цели деятельности учителя: формирование представлений обучающихся об изменении глагола по временам; формирование умения определять время глагола.Планируемые результатыПредметные: знать...