Урок русского языка "Сложные слова"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Герасенкова Ольга Николаевна

Урок русского языка в 3 классе. Тип урока - открытие новых знаний. Используемые технологии: проблемного диалога и разноуровневого обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gerasenkova_o.n._urok_russkogo_yazyka_slozhnye_slova.doc885 КБ

Предварительный просмотр:

Урок разработала и провела –

 Герасенкова О. Н.,

учитель начальных классов

МКОУ «СОШ № 4» г. Называевска,

Омской области

Урок русского языка (3 кл.)

Тема урока: Знакомство с понятием «сложные слова»

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Цель урока: создание педагогических условий для ознакомления обучающихся со словами, имеющими два корня.

Задачи  урока:

Образовательные:

  • сформировать первичное представление о понятии «сложные слова»;
  • познакомить со способом образования слов «способом сложения».

Развивающие:

  • формировать умение мыслить логически, анализировать, сравнивать, обобщать;
  • способствовать развитию  познавательной активности.

Воспитательные:

  • воспитывать интерес к родному языку;
  • воспитывать умение вести учебный диалог, работать в группах;
  • воспитывать доброжелательность, уважение к труду одноклассников и учителя.

Используемые технологии:

  • технология проблемного диалога,
  • технология разноуровневого обучения

  1. Организационный  момент.

Цель: дать положительный настрой  детям на урок

- Добрый день, дорогие ребята. Я рада вас приветствовать. Начнём наш урок непременно с улыбки. Пожалуйста, подарите улыбку мне, соседу по парте. Я вижу, что у вас хорошее настроение, тогда добро пожаловать на урок русского языка.

II – III. Актуализация знаний. Постановка учебной проблемы.

Цель: создать проблемную ситуацию

  1. Упражнение в чистописании

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

 А). На доске запись букв (приложение 1)

- Определите, какие две буквы мы будем писать сегодня на минутке чистописания. Свой выбор обоснуйте.

Размышляют. Выдвигают предположение:

- На минутке чистописания мы будем писать буквы о и е, так как они гласные, а буква к согласная.

- Напишите буквы о и е по образцу:

(образец на доске – приложение 2)  

Пишут  соединения букв о и е по образцу до конца строки.

- Подчеркните самое красивое соединение букв

Визуально оценивают свой труд. Подчёркивают.

Б). Прочитайте слова, в которых встречаются данные буквы. Что вы можете сказать  об этих словах?

-Что такое корень?

Дети проводят анализ слов и называют общий признак. (Эти слова являются однокоренными).

-Дети отвечают на вопрос.

  1. Упражнение в орфографической зоркости (словарная работа)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

- Молодцы! Буквы красиво писать вы умеете. А сейчас попробуйте вставить пропущенные буквы  в словах и выделить в них корень. Для этого вам понадобятся цветные полоски бумаги. На всех полосках написаны слова с пропущенными буквами.  Возьмите их и приступайте к выполнению задания.

Вставляют пропущенные буквы в словах и выделяют корень.

(Кр.ватка, л.мон, ар.матный, н.сорог).

Организует проверку выполнения задания:

- Проверим, как вы выполнили задание. Для этого на доску от каждой группы листочек с первым словом повесят ученики  под № 1;со  вторым словом – ученики под № 2;с третьим словом – под № 3;с четвёртым– под № 4.

Вывешивают листочки со словами на доску  (приложение 3)

Прочитайте внимательно слова в столбиках.

- Как написаны слова во всех столбиках?

- Почему?

- Как же выделен корень во всех  столбиках?

- Почему?

- Как вы думаете, почему сложилась такая ситуация?

Внимательно читают, сравнивают написание слов, отвечают на вопросы учителя.

(Одинаково.  Потому что в первых трёх столбиках-это словарные слова и мы знаем как они пишутся, а в четвёртом столбике слово с безударной гласной, и мы можем проверить его словом нос).

-В первых трёх столбиках корень выделен одинаково, а в четвёртом по-разному.

- Мы не знаем, как правильно выделить корень в слове носорог. Внимательно читают, сравнивают написание слова и выделение корня в слове носорог. Делают предположение о причинах ошибок в выделении корня.

IV. Формулирование проблемы. Планирование деятельности.

Цель: сформулировать проблемный вопрос

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Учитель переносит полоски с написанными словами «носорог» в верхнюю часть доски, где должна быть записана тема урока.

 - Так какой возникает вопрос?

- Какова же тогда будет цель нашей дальнейшей работы?

Формулируют  проблемный вопрос:  «Как правильно выделить корень в слове носорог?»

Отвечают:

- Выяснить, какой же будет правильный корень в слове носорог или сколько корней в слове носорог.

V. Поиск решения проблемы

Цель: Выяснить, какие слова называются сложными?

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организует исследовательскую работу

- Для того чтобы выяснить, как правильно выделить корень в слове носорог, я предлагаю вам поработать в группах и провести небольшую исследовательскую работу по предложенному плану:

Выясните:

1.  Посмотрите внимательно на картинку и подумайте, почему животное так назвали? Из каких слов сложилось это слово?

2. Определите,  корень первого слова.

3. Определите, корень во втором слове.

4.Определите, есть ли эти корни в слове носорог?

5. Определите, сколько корней в слове носорог?

Выполняют  работу в группах по предложенному алгоритму.

Организует проверку результатов исследования.

От каждой группы отвечает один ученик на один из вопросов плана, а остальные высказывают своё мнение с помощью светофора).

Примечание: при каждом ответе ученика на слайде   (приложение 4) показывается правильный ответ. Все остальные дети сравнивают свои ответы с образцом и сигнальными карточками показывают свой результат: зелёный цвет светофора – ответ совпадает, красный – не совпадает.

Анализируя свои ответы на вопросы, подумайте, как же можно назвать такие слова?

- Сравните свои названия слов  с названием авторов учебника. Для этого прочитаем правило на стр. 106

Формулируют правило.

Сравнивают  своё правило с правилом в учебнике

- Молодцы, ребята! Ваш вывод совпал с выводом  авторов учебника, значит, мы рассуждали правильно. А теперь давайте вернёмся к нашему вопросу и решим, как же правильно выделить корень в слове носорог.

В слове «носорог», написанном на  цветных полосках,  определяют, сколько корней. Ещё  раз определяют лексическое значение слова и исправляют допущенные ошибки.

VI. Физкультминутка (приложение 4)

Цель: создать условия для  психологической разгрузки и снятия напряжения с  глаз

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организует физкультминутку.

- Ребята, давайте похвалим себя за то, что мы рассуждали правильно и нашли верное решение.

Гладят себя по голове.

- Ваши глазки немножко устали, дадим им небольшой отдых:

1. только глазками найдите в классе яркое пятно (приложение 4);

2. напишите глазками дугу, которой мы выделяем корень;

3. поморгайте глазками часто-часто.

Выполняют упражнения для снятия напряжения с глаз.

 VII. Первичное применение   нового знания

Цель: создать условия для первичного применения знаний в определении сложных слов и выделении в них корней.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

- Итак, ребята, мы выяснили,  что в слове «носорог» два корня, и такие слова называются сложными. Какова же будет цель нашей дальнейшей работы?

Формулируют цель: научиться  определять, сложное это слово или простое, и правильно выделять корни.

- Для этого выполним упражнение 124 на стр. 105.

Прочитайте задание. Как вы его поняли?

Читают задание к упражнению 124. Объясняют, как его нужно выполнять.

Один ученик записывает слова на доске, остальные  работают в тетради. У доски ученик записывает слова и определяет корень. Это слово сложилось из слов: сад и водит, значит это слово сложное и в нём 2 корня)

VIII. Развитие умения применения нового знания

Цель: создать условия для успешного определения корней в сложных словах.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

- Отдохнули, ребята? А теперь поработаем в паре друг с другом. Возьмите карточки (приложение 5)  и выполните задание по алгоритму, данному на карточках.

1. Составьте из данных частей слова.

2. Обсудите лексическое значение полученного слова.

3. Выделите в нём корни.

Само-вар (лишние части: лист,школа).

Пеше-ход

Рыбо-лов

Мыше-ловка

Выполнят  работу в парах

Организует проверку выполненного задания

Организует самопроверку по заданным критериям:

Нет ошибок – «5»

Одна ошибка – «4»

Две ошибки – «3»

Оценка «3» учителем не фиксировалась, а было предложено продумать тем детям, кто допустил столько ошибок, дальнейший план своих действий

Отвечают в парах, объясняют  причину выбора того или иного решения  по заданному алгоритму.

Остальные слушают ответы и с помощью сигнальных карточек «Светофор» (приложение 6) оценивают их ответы.

Проводят самооценку  по критериям, фиксируют её в карточках и показывают результат с помощью сигнальных карточек «Светофор».

IX. Физкультминутка (приложение 4)

Цель: создать условия для снятия мышечного напряжения  с плечевого пояса и мышц спины

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

- Молодцы, ребята!

Давай теперь дадим отдохнуть нашим спинкам и плечикам. Встаньте из-за парт и выполните несколько упражнений:

О корнях мы долго рассуждали,

А теперь мы дружно встали.

Раз – подняться, потянуться.

Два – согнуться, разогнуться.

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире.

Пять – руками помахать.

Шесть – за парту тихо сесть.

Под рифмовку выполняют упражнения, показываемые учителем.

Развитие умения применения нового знания (продолжение)

Организует самостоятельную разноуровневую работу:

- В группах сегодня вы  работали и в парах поработали, а теперь поработайте самостоятельно, применив новое знание, которое вы сегодня получили на уроке. Для этого выберите карточку (приложение 7) в соответствии со своим уровнем подготовки: зелёного, жёлтого или красного цвета - и приступайте к выполнению задания.  

После выполнения задания проверьте свою работу по образцу.

Выполняют самостоятельно разноуровневую работу и самопроверку.

Организует оценивание выполненной работы в соответствии с критериями.

  1. Оценивают  по заданным критериям.
  2. Фиксируют оценку в тетради.
  3. С помощью сигнальных карточек «Светофор» показывают свои оценки: зелёный цвет – «5», жёлтый – «4»; красный – допущены ошибки при работе с зелёной или жёлтой карточкой,  или выбрана карточка красного цвета, поэтому оценку ученик на этом уроке  не получает.

X. Итог урока. Рефлексия

Цель:  создать условия для самоанализа и самооценки деятельности обучающихся на уроке.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организует фронтальный опрос:

- Какой у нас возник вопрос в начале урока?

- Какой ответ мы нашли на этот вопрос?

- Как определить, что слово сложное?

Отвечают на вопросы учителя

Определить, из каких слов состоит это слово.

Организует рефлексию:

- Те ребята, кто считает, что они хорошо научились определять  сложные слова и выделять в них корень, возьмите зелёный светофор.

- Те, кто только иногда ошибался при выполнении заданий, возьмите светофор жёлтого цвёта.

- А  те ребята, кто часто  испытывал затруднения и нуждался в помощи, возьмите красный светофор.

Мысленно анализируют свою деятельность на уроке и определяются  с выбором  цвета светофора.

XI.  Домашнее задание

Упр.123, пр. стр.106. 

Приложения к уроку

Приложение 1

Задание на этапе актуализации знаний

о  к  е ъ

 

Приложение 2

Культурный образец «Написание буквосочетаний о и е»

ое, оо, ео, её, оё 

Приложение 3

Полученный результат работы обучающихся на этапе актуализации знаний

Приложение 4

Мультимедиа презентация «Урок русского языка по теме «Знакомство с понятием «Сложные слова»»

Приложение 5

Выполните  работу в парах по алгоритму, данному на карточках.

1. Составьте из данных частей слова.

2. Обсудите лексическое значение полученного слова.

3. Выделите в нём корни.

Приложение 6

Приложение 7

Выполните самостоятельно разноуровневую работу и самопроверку.

Спиши данное предложение. В подчёркнутом слове выдели корень.

В нашем классе много книголюбов.

Из данных слов составь предложение. В подчёркнутом слове выдели корень.

классе, нашем, В, книголюбов, много.

Из данных слов составь предложение. Замени словосочетание сложным словом. Выдели в нём корень.

классе, нашем, В, (любителей  книг), много.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок русского языка "Слова, слова..." 2 класс

Урок русского языка "Обобщение по теме "Слова, слова..." 2 класс программа "Школа России" проведен в форме урока-аукциона....

Урок русского языка "Слово и слог. Деление слов на слоги. Перенос слов".

Цель: Обратить внимание на значимость гласных звуков и их особенности.            Задачи:1.Уточнить представление учащихся о слоге как части слов...

Урок русского языка. "Слова-предметы, слова-действия" (ПНШ) 1 класс

Урок изучения нового материала  по программе «Перспективная начальная школа». Дети должны научиться определять слова-названия предметов, действий, задавать вопросы кто? что? к словам-предметам и ...

Сценарий и презентация к уроку русского языка "Слова - предметы, слова - действия" 1 класс ПНШ

Маша и Миша подошли к заколдованному лесу. Злая волшебница лишила возможности животных и растения двигаться. Ребята решили помочь деревьям, животным. Выполняя задания и помогая героям учащиеся знакомя...

Технологическая карта урока русского языка «Слово как общее название многих однородных предметов. Тематические группы слов», 2 класс, УМК «Школа России»

Тип урока: «открытие» новых знанийЦель урока: формирование знаний о предметах по тематическим группам, по однородным признакам и их классификацияЗадачи урокаДидактические:1) Уметь работать...