Урок русского языка "Сложные слова"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Урок русского языка в 3 классе. Тип урока - открытие новых знаний. Используемые технологии: проблемного диалога и разноуровневого обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gerasenkova_o.n._urok_russkogo_yazyka_slozhnye_slova.doc | 885 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок разработала и провела –
Герасенкова О. Н.,
учитель начальных классов
МКОУ «СОШ № 4» г. Называевска,
Омской области
Урок русского языка (3 кл.)
Тема урока: Знакомство с понятием «сложные слова»
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Цель урока: создание педагогических условий для ознакомления обучающихся со словами, имеющими два корня.
Задачи урока:
Образовательные:
- сформировать первичное представление о понятии «сложные слова»;
- познакомить со способом образования слов «способом сложения».
Развивающие:
- формировать умение мыслить логически, анализировать, сравнивать, обобщать;
- способствовать развитию познавательной активности.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к родному языку;
- воспитывать умение вести учебный диалог, работать в группах;
- воспитывать доброжелательность, уважение к труду одноклассников и учителя.
Используемые технологии:
- технология проблемного диалога,
- технология разноуровневого обучения
- Организационный момент.
Цель: дать положительный настрой детям на урок
- Добрый день, дорогие ребята. Я рада вас приветствовать. Начнём наш урок непременно с улыбки. Пожалуйста, подарите улыбку мне, соседу по парте. Я вижу, что у вас хорошее настроение, тогда добро пожаловать на урок русского языка.
II – III. Актуализация знаний. Постановка учебной проблемы.
Цель: создать проблемную ситуацию
- Упражнение в чистописании
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |
А). На доске запись букв (приложение 1) - Определите, какие две буквы мы будем писать сегодня на минутке чистописания. Свой выбор обоснуйте. | Размышляют. Выдвигают предположение: - На минутке чистописания мы будем писать буквы о и е, так как они гласные, а буква к согласная. | |
- Напишите буквы о и е по образцу: (образец на доске – приложение 2) | Пишут соединения букв о и е по образцу до конца строки. | |
- Подчеркните самое красивое соединение букв | Визуально оценивают свой труд. Подчёркивают. | |
Б). Прочитайте слова, в которых встречаются данные буквы. Что вы можете сказать об этих словах? -Что такое корень? | Дети проводят анализ слов и называют общий признак. (Эти слова являются однокоренными). -Дети отвечают на вопрос. |
- Упражнение в орфографической зоркости (словарная работа)
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
- Молодцы! Буквы красиво писать вы умеете. А сейчас попробуйте вставить пропущенные буквы в словах и выделить в них корень. Для этого вам понадобятся цветные полоски бумаги. На всех полосках написаны слова с пропущенными буквами. Возьмите их и приступайте к выполнению задания. | Вставляют пропущенные буквы в словах и выделяют корень. (Кр.ватка, л.мон, ар.матный, н.сорог). |
Организует проверку выполнения задания: - Проверим, как вы выполнили задание. Для этого на доску от каждой группы листочек с первым словом повесят ученики под № 1;со вторым словом – ученики под № 2;с третьим словом – под № 3;с четвёртым– под № 4. | Вывешивают листочки со словами на доску (приложение 3) |
Прочитайте внимательно слова в столбиках. - Как написаны слова во всех столбиках? - Почему? - Как же выделен корень во всех столбиках? - Почему? - Как вы думаете, почему сложилась такая ситуация? | Внимательно читают, сравнивают написание слов, отвечают на вопросы учителя. (Одинаково. Потому что в первых трёх столбиках-это словарные слова и мы знаем как они пишутся, а в четвёртом столбике слово с безударной гласной, и мы можем проверить его словом нос). -В первых трёх столбиках корень выделен одинаково, а в четвёртом по-разному. - Мы не знаем, как правильно выделить корень в слове носорог. Внимательно читают, сравнивают написание слова и выделение корня в слове носорог. Делают предположение о причинах ошибок в выделении корня. |
IV. Формулирование проблемы. Планирование деятельности.
Цель: сформулировать проблемный вопрос
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Учитель переносит полоски с написанными словами «носорог» в верхнюю часть доски, где должна быть записана тема урока. - Так какой возникает вопрос? - Какова же тогда будет цель нашей дальнейшей работы? | Формулируют проблемный вопрос: «Как правильно выделить корень в слове носорог?» Отвечают: - Выяснить, какой же будет правильный корень в слове носорог или сколько корней в слове носорог. |
V. Поиск решения проблемы
Цель: Выяснить, какие слова называются сложными?
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Организует исследовательскую работу - Для того чтобы выяснить, как правильно выделить корень в слове носорог, я предлагаю вам поработать в группах и провести небольшую исследовательскую работу по предложенному плану: Выясните: 1. Посмотрите внимательно на картинку и подумайте, почему животное так назвали? Из каких слов сложилось это слово? 2. Определите, корень первого слова. 3. Определите, корень во втором слове. 4.Определите, есть ли эти корни в слове носорог? 5. Определите, сколько корней в слове носорог? | Выполняют работу в группах по предложенному алгоритму. |
Организует проверку результатов исследования. | От каждой группы отвечает один ученик на один из вопросов плана, а остальные высказывают своё мнение с помощью светофора). |
Примечание: при каждом ответе ученика на слайде (приложение 4) показывается правильный ответ. Все остальные дети сравнивают свои ответы с образцом и сигнальными карточками показывают свой результат: зелёный цвет светофора – ответ совпадает, красный – не совпадает. | |
Анализируя свои ответы на вопросы, подумайте, как же можно назвать такие слова? - Сравните свои названия слов с названием авторов учебника. Для этого прочитаем правило на стр. 106 | Формулируют правило. Сравнивают своё правило с правилом в учебнике |
- Молодцы, ребята! Ваш вывод совпал с выводом авторов учебника, значит, мы рассуждали правильно. А теперь давайте вернёмся к нашему вопросу и решим, как же правильно выделить корень в слове носорог. | В слове «носорог», написанном на цветных полосках, определяют, сколько корней. Ещё раз определяют лексическое значение слова и исправляют допущенные ошибки. |
VI. Физкультминутка (приложение 4)
Цель: создать условия для психологической разгрузки и снятия напряжения с глаз
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Организует физкультминутку. - Ребята, давайте похвалим себя за то, что мы рассуждали правильно и нашли верное решение. | Гладят себя по голове. |
- Ваши глазки немножко устали, дадим им небольшой отдых: 1. только глазками найдите в классе яркое пятно (приложение 4); 2. напишите глазками дугу, которой мы выделяем корень; 3. поморгайте глазками часто-часто. | Выполняют упражнения для снятия напряжения с глаз. |
VII. Первичное применение нового знания
Цель: создать условия для первичного применения знаний в определении сложных слов и выделении в них корней.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
- Итак, ребята, мы выяснили, что в слове «носорог» два корня, и такие слова называются сложными. Какова же будет цель нашей дальнейшей работы? | Формулируют цель: научиться определять, сложное это слово или простое, и правильно выделять корни. |
- Для этого выполним упражнение 124 на стр. 105. Прочитайте задание. Как вы его поняли? | Читают задание к упражнению 124. Объясняют, как его нужно выполнять. Один ученик записывает слова на доске, остальные работают в тетради. У доски ученик записывает слова и определяет корень. Это слово сложилось из слов: сад и водит, значит это слово сложное и в нём 2 корня) |
VIII. Развитие умения применения нового знания
Цель: создать условия для успешного определения корней в сложных словах.
X. Итог урока. Рефлексия
Цель: создать условия для самоанализа и самооценки деятельности обучающихся на уроке.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Организует фронтальный опрос: - Какой у нас возник вопрос в начале урока? - Какой ответ мы нашли на этот вопрос? - Как определить, что слово сложное? | Отвечают на вопросы учителя Определить, из каких слов состоит это слово. |
Организует рефлексию: - Те ребята, кто считает, что они хорошо научились определять сложные слова и выделять в них корень, возьмите зелёный светофор. - Те, кто только иногда ошибался при выполнении заданий, возьмите светофор жёлтого цвёта. - А те ребята, кто часто испытывал затруднения и нуждался в помощи, возьмите красный светофор. | Мысленно анализируют свою деятельность на уроке и определяются с выбором цвета светофора. |
XI. Домашнее задание
Упр.123, пр. стр.106.
Приложения к уроку
Приложение 1
Задание на этапе актуализации знаний
о к е ъ
Приложение 2
Культурный образец «Написание буквосочетаний о и е»
ое, оо, ео, её, оё
Приложение 3
Полученный результат работы обучающихся на этапе актуализации знаний
Приложение 4
Мультимедиа презентация «Урок русского языка по теме «Знакомство с понятием «Сложные слова»»
Приложение 5
Выполните работу в парах по алгоритму, данному на карточках.
1. Составьте из данных частей слова.
2. Обсудите лексическое значение полученного слова.
3. Выделите в нём корни.
Приложение 6
Приложение 7
Выполните самостоятельно разноуровневую работу и самопроверку.
Спиши данное предложение. В подчёркнутом слове выдели корень.
В нашем классе много книголюбов.
Из данных слов составь предложение. В подчёркнутом слове выдели корень.
классе, нашем, В, книголюбов, много.
Из данных слов составь предложение. Замени словосочетание сложным словом. Выдели в нём корень.
классе, нашем, В, (любителей книг), много.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок русского языка "Слова, слова..." 2 класс
Урок русского языка "Обобщение по теме "Слова, слова..." 2 класс программа "Школа России" проведен в форме урока-аукциона....
Урок русского языка "Слово и слог. Деление слов на слоги. Перенос слов".
Цель: Обратить внимание на значимость гласных звуков и их особенности. Задачи:1.Уточнить представление учащихся о слоге как части слов...
Урок русского языка. "Слова-предметы, слова-действия" (ПНШ) 1 класс
Урок изучения нового материала по программе «Перспективная начальная школа». Дети должны научиться определять слова-названия предметов, действий, задавать вопросы кто? что? к словам-предметам и ...
Сценарий и презентация к уроку русского языка "Слова - предметы, слова - действия" 1 класс ПНШ
Маша и Миша подошли к заколдованному лесу. Злая волшебница лишила возможности животных и растения двигаться. Ребята решили помочь деревьям, животным. Выполняя задания и помогая героям учащиеся знакомя...
презентация к уроку русского языка " Слова с буквой э. Слова с буквой э, которые пришли в наш язык из других языков". 1 класс
Школа России русский язык 1 класс...
презентация к уроку русского языка " Слово и слог. Выделение слогов в слове". 1 класс
Школа России русский язык 1 класс...
Технологическая карта урока русского языка «Слово как общее название многих однородных предметов. Тематические группы слов», 2 класс, УМК «Школа России»
Тип урока: «открытие» новых знанийЦель урока: формирование знаний о предметах по тематическим группам, по однородным признакам и их классификацияЗадачи урокаДидактические:1) Уметь работать...