Конспект урока « Правописание слов с разделительными Ъ, Ь знаками»
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)
Урок русского языка во 2 классе по теме
« Правописание слов с разделительными Ъ, Ь знаками»
УМК «2100»
Цель: Закрепление навыков правописания слов с разделительными Ъ и Ь знаками.
Задачи урока:
1. Образовательная:
- научить сопоставлять и писать слова с разделительными Ъ и Ь знаками.
2. Развивающие:
- учит видеть проблему, исследовать и добиваться ее разрешения;
-учить формулировать и сохранять учебную задачу;
- способствовать развитию орфографической зоркости.
3. Воспитывающие:
- формировать у детей интерес к русскому языку.
Личностные: способствовать проявлению интереса к изучаемой теме, осознанию собственных достижений при освоении учебной темы.
Метапредметные:
Коммуникативные: способствовать развитию коммуникативных навыков: умение общаться с одноклассниками и взрослыми, обосновывать собственную точку зрения, соглашаться с другой точкой зрения.
Регулятивные: способствовать развитию умений принимать и сохранять учебную задачу, соотносить учебное действие с известным правилом.
Познавательные: содействовать формированию умений устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений.
Оборудование: ноутбук, телевизор, презентация, карточки с заданиями, словари (толковый словарь Д.Ушакова, толковый словарь В. Даля, толковый словарь С. Ожегова).
Этапы |
| |
I. Организационный момент. Психологический настрой.
| Цель: Проверить готовность к уроку, психологически настроить учеников | |
Деятельность учителя | Деятельность обучающегося | |
- Проверьте, как организовано ваше рабочее место. Хочется вам пожелать: Самое главное не унывать Всего вам доброго, мирного, ясного. Всего вам светлого и прекрасного. -Перечислите ещё раз своими словами то, что я вам пожелала. -А ещё наше настроение влияет на наше здоровье и учёбу, я думаю, наш урок обязательно будет успешным. - Настроимся на работу. 1.Глаза смотрят и видят, 2.Уши слушают и слышат. 3.Сначала думаю, а потом говорю. 4.Помню, что в классе я не один. |
Дети настраиваются на урок, повторяют слова за учителем 1.Глаза смотрят и видят, 2.Уши слушают и слышат. 3.Сначала думаю, а потом говорю. 4.Помню, что в классе я не один. | |
II. Проверка домашнего задания. | Цель: Проверить выполнение домашнего задания. | |
Деятельность учителя | Деятельность обучающегося | |
-Дома вы составляли кроссворд, используя слова с разделительным Ь. Поменяйтесь кроссвордами и попробуйте разгадать. | Кроссворды разгадываются детьми. Работа в парах. | |
III.Орфографическая минутка.
| Цель: Нацелить детей на работу над грамотностью письма. | |
Деятельность учителя | Деятельность обучающегося | |
Устно: Мы живем в родной стране, Пишем на родном языке И писать с ошибками стыдно. Учитель: Какие знания необходимы для правильного написания? Учитель: раскройте скобки. На доске: (по)бежать(по)снегу (до)слушать (до)конца (с)ъезжать (с)квартиры Учитель: Итак, как пишутся глаголы? | У учащихся идет осознание процесса обучения. Учащиеся объясняют, почему у глаголов есть приставки, но нет предлогов, что имена существительные с предлогами пишутся отдельно. | |
IV. Минутка чистописания.
| Цель: Повысить скорость письма, правильность соединений. Отследить качество соединений. | |
Деятельность учителя | Деятельность обучающегося | |
- Запишите число, «Классная работа». Учитель: Цель нашей минутки чистописания: тренируемся в скорости письма, правильности соединений. - Какую тему мы начали изучать вчера? (правописание разделительного ъ) - Перед какими гласными пишется ъ? (е,ё, ю, я) ъъ,ъе,ъё,ъю,ъя въе, дъё , бъя- каждое соединение по 2 раза. Назовите слова с данными соединениями - Поменяйтесь тетрадочками и оцените красоту письма своего соседа по критериям. | Запись числа и классной работы. Запись соединений с разделительным Ъ ъъ,ъе,ъё,ъю,ъя съе, тъё, дъю, зъя
-Въезд, подъём, объявление. Оценивание письма по известным детям критериям: Высота букв; правильность соединений, наклон. | |
V. Определение цели деятельности на уроке. | Цель: Ввести детей в тему урока, закрепить имеющиеся знания. | |
Деятельность учителя | Деятельность обучающегося | |
Сейчас вспомним изученный материал не только по русскому языку, но и по другим предметам. (Слайд №1) Учитель: Когда за листопадником следует грязник, а за грязником - полузимник? (Слайд №2) Учитель: Место впадения реки в море, озеро или другую реку (Слайд №3) Учитель: Антоним слова спуск (Слайд №4) Учитель: Величайшая по протяженности горная система земного шара (Слайд №5) Учитель: Что это такое? Отдам котят в хорошие руки. (Слайд №6) Учитель: Вспомните слова-отгадки Учитель: Подумайте, на какие группы их можно разделить. Учитель: Запишите эти слова, деля в 2 столбика с обозначением орфограмм. ( с места дети комментируют) На доске: ь ъ осенью подъем устье объявление Кордильеры
Учитель: Попробуйте сформулировать тему урока. и цели нашей работы. | Учащиеся называют слова-отгадки. Учащиеся: Осенью Учащиеся: Устье Учащиеся: Подъём Учащиеся: Кордильеры Учащиеся: Объявление
Классификация слов по самостоятельно найденным основаниям: данные слова относятся к именам существительным, можно разделить на две группы: слова с разделительным ъ и слова с разделительным ь. Учащиеся определяют тему урока и цели работы. | |
Какую цель мы поставим перед собой?
| Учащиеся: Наша цель выделить сходство и отличительные признаки этих знаков в словах, научиться писать слова с ь и ъ без ошибок. | |
VII. Применение знаний.
| Цель: Разграничить общие и отличительные признаки написания слов с разделительными ъ и ь знаками. | |
Деятельность учителя | Деятельность обучающегося | |
Учитель: Прочитайте слова с разделительным ь. Обобщите свои знания, когда пишется разделительный ь? Учитель: Прочитайте слова с разделительным ъ. Когда пишется разделительный Ъ? Учитель: Пишется ли буква и после разделительного Ъ? Учитель: Повторим правописание разделительного ъ. -Сейчас вы будете работать в паре. Какие правила работы в паре вы знаете? Учитель: Возьмите карточку №1. От глаголов образуйте однокоренные имена существительные и запишите их рядом на карточках. Какие знания нам необходимы? Карточка №1 от__езжать – (отъезд) под__езжать – (подъезд) об__езжать – (объезд) в___езжать – (въезд) Учитель: Какие слова образовали? Сравнение разделительных ь и ъ Учитель: Назовите общие признаки написания слов с разделительными ъ и ь знаками. Учитель: Назовите отличительные признаки написания слов с разделительными ъ. Учитель: Проверим наши выводы по плакату. | Учащиеся формулируют выводы. Учащиеся: Разделительный ь пишется после согласных букв в корне перед гласными е, ё, ю, я, и. Учащиеся: Разделительный ъ пишется после приставок, оканчивающихся на согласный перед гласными е, ё, ю, я.
Работа в парах.
Учащиеся: Глаголы отвечают на вопросы…, им. сущ. отвечают на вопросы… . Признаки однокоренных слов… Работа по карточке. Учащиеся: отъезд, подъезд, объезд, въезд Учащиеся приходят к выводу : Ь и Ъ знаки пишутся после согласных, перед гласными Учащиеся: 1.Разделительный Ь пишется в корне, Ъ – после приставки и перед корнем;2. Ъ- не дружит с буквой и. | |
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА. | ||
VIII. Закрепление.
| Цель: Научить детей составлять предложения, находить главные члены и давать характеристику предложения. | |
Деятельность учителя | Деятельность обучающегося | |
Составление предложения из рассыпанных слов. Учитель: Составим предложение из рассыпанных слов, найдем главные члены предложения и дадим ему характеристику. варенье, всё, Воробьева, съела, Дарья | Применение полученных знаний в деятельности. Учащиеся: Дарья Воробьева съела всё варенье. (Повеств, невоскл.)
| |
IX. Итог урока.
| Цель: Подвести итог урока, обобщить знания по теме. | |
Деятельность учителя | Деятельность обучающегося | |
Учитель: Подведем итог. Чему мы учились? -Сейчас каждый проверит себя, как он усвоил данную тему. Возьмите карточку №2, подпишите. -Над каждым словом поставьте: цифру1- если слово с разделительным Ь или цифру 2, если слово с разделительным Ъ. Карточка №2 Вьюга, подъём, соловьи, съезд, ночью, бельё, объём, разъяснение. Учитель: Обменяйтесь карточками и проверьте друг друга. Учитель: Значит, эти знаки важны в русском языке? Учитель: Какую цель мы ставили перед собой? Учитель: Достигли ли мы поставленной цели? Учитель: Когда пишется разделительный ь? Когда пишется разделительный ъ? Инсценирование стихотворения.
|
Индивидуальная работа по карточке. Учащиеся проверяют карточки, если есть разногласия - уточняют. Учащиеся формулируют выводы. Инсценирование стихотворения. - Не чересчур ли ты добряк? – Так знаку мягкому промолвил твёрдый знак. - Слова и звуки ты всегда смягчить стремишься. Нет, в алфавит ты не годишься! - Кто б говорил, но ты б уж помолчал! – Знак Ь твёрдому на это отвечал. - Ты твёрд и груб, как суковатый дуб. Давным-давно пора, как букву ять, тебя из азбуки изъять!.. - Друзья! Ваш разговор – никчёмные слова, - Услышав этот спор, сказала буква А. - Вы оба хороши, достойны чести, Когда стоите в нужном месте. | |
X. Домашнее задание.
| Цель: Сформировать навык грамотной работы с книжными источниками. | |
Деятельность учителя | Деятельность обучающегося | |
Учитель: Необходимый уровень Найдите в словаре и запишите в тетрадь слова с разделительными ъ и ь знаками по 5 слов обозначьте орфограмму или запишите 3 пословицы, где есть слова на изученную тему. Повышенный уровень: придумать 3 предложения со словами, в которых есть разделительный ъ знак и 3предложения со словами, где есть разделительный ь знак. | Запись домашнего задания в дневник.
| |
XI. Выставление отметок . | Цель: Дать аргументированную оценку работе учащихся. | |
Деятельность учителя | Деятельность обучающегося | |
Комментированное выставление отметок |
|
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2_klass_razdelitelnye_znakidocx.docx | 27.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Солодухина Наталья Николаевна
Урок русского языка во 2 классе по теме
« Правописание слов с разделительными Ъ, Ь знаками»
УМК «2100»
Цель: Закрепление навыков правописания слов с разделительными Ъ и Ь знаками.
Задачи урока:
1. Образовательная:
- научить сопоставлять и писать слова с разделительными Ъ и Ь знаками.
2. Развивающие:
- учит видеть проблему, исследовать и добиваться ее разрешения;
-учить формулировать и сохранять учебную задачу;
- способствовать развитию орфографической зоркости.
3. Воспитывающие:
- формировать у детей интерес к русскому языку.
Личностные: способствовать проявлению интереса к изучаемой теме, осознанию собственных достижений при освоении учебной темы.
Метапредметные:
Коммуникативные: способствовать развитию коммуникативных навыков: умение общаться с одноклассниками и взрослыми, обосновывать собственную точку зрения, соглашаться с другой точкой зрения.
Регулятивные: способствовать развитию умений принимать и сохранять учебную задачу, соотносить учебное действие с известным правилом.
Познавательные: содействовать формированию умений устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений.
Оборудование: ноутбук, телевизор, презентация, карточки с заданиями, словари (толковый словарь Д.Ушакова, толковый словарь В. Даля, толковый словарь С. Ожегова).
Этапы | ||
I. Организационный момент. Психологический настрой. | Цель: Проверить готовность к уроку, психологически настроить учеников | |
Деятельность учителя | Деятельность обучающегося | |
- Проверьте, как организовано ваше рабочее место. Хочется вам пожелать: Самое главное не унывать Всего вам доброго, мирного, ясного. Всего вам светлого и прекрасного. -Перечислите ещё раз своими словами то, что я вам пожелала. -А ещё наше настроение влияет на наше здоровье и учёбу, я думаю, наш урок обязательно будет успешным. - Настроимся на работу. 1.Глаза смотрят и видят, 2.Уши слушают и слышат. 3.Сначала думаю, а потом говорю. 4.Помню, что в классе я не один. | Дети настраиваются на урок, повторяют слова за учителем 1.Глаза смотрят и видят, 2.Уши слушают и слышат. 3.Сначала думаю, а потом говорю. 4.Помню, что в классе я не один. | |
II. Проверка домашнего задания. | Цель: Проверить выполнение домашнего задания. | |
Деятельность учителя | Деятельность обучающегося | |
-Дома вы составляли кроссворд, используя слова с разделительным Ь. Поменяйтесь кроссвордами и попробуйте разгадать. | Кроссворды разгадываются детьми. Работа в парах. | |
III.Орфографическая минутка. | Цель: Нацелить детей на работу над грамотностью письма. | |
Деятельность учителя | Деятельность обучающегося | |
Устно: Мы живем в родной стране, Пишем на родном языке И писать с ошибками стыдно. Учитель: Какие знания необходимы для правильного написания? Учитель: раскройте скобки. На доске: (по)бежать(по)снегу (до)слушать (до)конца (с)ъезжать (с)квартиры Учитель: Итак, как пишутся глаголы? | У учащихся идет осознание процесса обучения. Учащиеся объясняют, почему у глаголов есть приставки, но нет предлогов, что имена существительные с предлогами пишутся отдельно. | |
IV. Минутка чистописания. | Цель: Повысить скорость письма, правильность соединений. Отследить качество соединений. | |
Деятельность учителя | Деятельность обучающегося | |
- Запишите число, «Классная работа». Учитель: Цель нашей минутки чистописания: тренируемся в скорости письма, правильности соединений. - Какую тему мы начали изучать вчера? (правописание разделительного ъ) - Перед какими гласными пишется ъ? (е,ё, ю, я) ъъ,ъе,ъё,ъю,ъя въе, дъё , бъя- каждое соединение по 2 раза. Назовите слова с данными соединениями - Поменяйтесь тетрадочками и оцените красоту письма своего соседа по критериям. | Запись числа и классной работы. Запись соединений с разделительным Ъ ъъ,ъе,ъё,ъю,ъя съе, тъё, дъю, зъя -Въезд, подъём, объявление. Оценивание письма по известным детям критериям: Высота букв; правильность соединений, наклон. | |
V. Определение цели деятельности на уроке. | Цель: Ввести детей в тему урока, закрепить имеющиеся знания. | |
Деятельность учителя | Деятельность обучающегося | |
Сейчас вспомним изученный материал не только по русскому языку, но и по другим предметам. (Слайд №1) Учитель: Когда за листопадником следует грязник, а за грязником - полузимник? (Слайд №2) Учитель: Место впадения реки в море, озеро или другую реку (Слайд №3) Учитель: Антоним слова спуск (Слайд №4) Учитель: Величайшая по протяженности горная система земного шара (Слайд №5) Учитель: Что это такое? Отдам котят в хорошие руки. (Слайд №6) Учитель: Вспомните слова-отгадки Учитель: Подумайте, на какие группы их можно разделить. Учитель: Запишите эти слова, деля в 2 столбика с обозначением орфограмм. ( с места дети комментируют) На доске: ь ъ осенью подъем устье объявление Кордильеры Учитель: Попробуйте сформулировать тему урока. и цели нашей работы. | Учащиеся называют слова-отгадки. Учащиеся: Осенью Учащиеся: Устье Учащиеся: Подъём Учащиеся: Кордильеры Учащиеся: Объявление Классификация слов по самостоятельно найденным основаниям: данные слова относятся к именам существительным, можно разделить на две группы: слова с разделительным ъ и слова с разделительным ь. Учащиеся определяют тему урока и цели работы. | |
Какую цель мы поставим перед собой? | Учащиеся: Наша цель выделить сходство и отличительные признаки этих знаков в словах, научиться писать слова с ь и ъ без ошибок. | |
VII. Применение знаний. | Цель: Разграничить общие и отличительные признаки написания слов с разделительными ъ и ь знаками. | |
Деятельность учителя | Деятельность обучающегося | |
Учитель: Прочитайте слова с разделительным ь. Обобщите свои знания, когда пишется разделительный ь? Учитель: Прочитайте слова с разделительным ъ. Когда пишется разделительный Ъ? Учитель: Пишется ли буква и после разделительного Ъ? Учитель: Повторим правописание разделительного ъ. -Сейчас вы будете работать в паре. Какие правила работы в паре вы знаете? Учитель: Возьмите карточку №1. От глаголов образуйте однокоренные имена существительные и запишите их рядом на карточках. Какие знания нам необходимы? Карточка №1 от__езжать – (отъезд) под__езжать – (подъезд) об__езжать – (объезд) в___езжать – (въезд) Учитель: Какие слова образовали? Сравнение разделительных ь и ъ Учитель: Назовите общие признаки написания слов с разделительными ъ и ь знаками. Учитель: Назовите отличительные признаки написания слов с разделительными ъ. Учитель: Проверим наши выводы по плакату. | Учащиеся формулируют выводы. Учащиеся: Разделительный ь пишется после согласных букв в корне перед гласными е, ё, ю, я, и. Учащиеся: Разделительный ъ пишется после приставок, оканчивающихся на согласный перед гласными е, ё, ю, я. Работа в парах. Учащиеся: Глаголы отвечают на вопросы…, им. сущ. отвечают на вопросы… . Признаки однокоренных слов… Работа по карточке. Учащиеся: отъезд, подъезд, объезд, въезд Учащиеся приходят к выводу : Ь и Ъ знаки пишутся после согласных, перед гласными Учащиеся: 1.Разделительный Ь пишется в корне, Ъ – после приставки и перед корнем;2. Ъ- не дружит с буквой и. | |
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА. | ||
VIII. Закрепление. | Цель: Научить детей составлять предложения, находить главные члены и давать характеристику предложения. | |
Деятельность учителя | Деятельность обучающегося | |
Составление предложения из рассыпанных слов. Учитель: Составим предложение из рассыпанных слов, найдем главные члены предложения и дадим ему характеристику. варенье, всё, Воробьева, съела, Дарья | Применение полученных знаний в деятельности. Учащиеся: Дарья Воробьева съела всё варенье. (Повеств, невоскл.) | |
IX. Итог урока. | Цель: Подвести итог урока, обобщить знания по теме. | |
Деятельность учителя | Деятельность обучающегося | |
Учитель: Подведем итог. Чему мы учились? -Сейчас каждый проверит себя, как он усвоил данную тему. Возьмите карточку №2, подпишите. -Над каждым словом поставьте: цифру1- если слово с разделительным Ь или цифру 2, если слово с разделительным Ъ. Карточка №2 Вьюга, подъём, соловьи, съезд, ночью, бельё, объём, разъяснение. Учитель: Обменяйтесь карточками и проверьте друг друга. Учитель: Значит, эти знаки важны в русском языке? Учитель: Какую цель мы ставили перед собой? Учитель: Достигли ли мы поставленной цели? Учитель: Когда пишется разделительный ь? Когда пишется разделительный ъ? Инсценирование стихотворения. | Индивидуальная работа по карточке. Учащиеся проверяют карточки, если есть разногласия - уточняют. Учащиеся формулируют выводы. Инсценирование стихотворения. - Не чересчур ли ты добряк? – Так знаку мягкому промолвил твёрдый знак. - Слова и звуки ты всегда смягчить стремишься. Нет, в алфавит ты не годишься! - Кто б говорил, но ты б уж помолчал! – Знак Ь твёрдому на это отвечал. - Ты твёрд и груб, как суковатый дуб. Давным-давно пора, как букву ять, тебя из азбуки изъять!.. - Друзья! Ваш разговор – никчёмные слова, - Услышав этот спор, сказала буква А. - Вы оба хороши, достойны чести, Когда стоите в нужном месте. | |
X. Домашнее задание. | Цель: Сформировать навык грамотной работы с книжными источниками. | |
Деятельность учителя | Деятельность обучающегося | |
Учитель: Необходимый уровень Найдите в словаре и запишите в тетрадь слова с разделительными ъ и ь знаками по 5 слов обозначьте орфограмму или запишите 3 пословицы, где есть слова на изученную тему. Повышенный уровень: придумать 3 предложения со словами, в которых есть разделительный ъ знак и 3предложения со словами, где есть разделительный ь знак. | Запись домашнего задания в дневник. | |
XI. Выставление отметок . | Цель: Дать аргументированную оценку работе учащихся. | |
Деятельность учителя | Деятельность обучающегося | |
Комментированное выставление отметок |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока "Правописание слов с разделительным ь". Программа "Школа 2100"
Цельданного урока: развитие умений определять на слух звук [й\'] после согласных перед гласными, писать слова с разделительным ъ и различать написания с разделительным ъ и разделительным ь....
Конспект урока "Правописание слов с безударной гласной в корне слова"
Конспект урока 3 класс ОС Школа 2100...
Конспект урока "Правописание слов с разделительным мягким знаком" УМК "Школа России"
Цели урока: способствовать совершенствованию навыков правописания слов с разделительным мягким знаком и с мягким знаком, обозначающим мягкость предшествующего согласного; познакомить с алгоритмом напи...
презентация к уроку " правописание слов с разделительным твёрдым знаком"
презентация к уроку...
Конспект урока "Правописание слов с удвоенными согласными буквами в корне слова."
Данный урок предназначен для учителей начальных классов...
Конспект урока по русскому языку . Класс -3. УМК «Школа России» Тема урока: «Правописание слов с разделительным твёрдым знаком»
Конспект урока составлен в соответствии с требованиями ФГОС....
Конспект урока по русскому языку во 2 классе (УМК «Школа России») Тема урока: Правописание слов с разделительным мягким знаком.
Конспект урока по русскому языку во 2 классе (УМК «Школа России») Тема урока: Правописание слов с разделительным мягким знаком....