урок русского языка в 3 классе
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Урок русского языка по теме "Понятие об одушевлённых и неодушевлённых именах существительных", 3 класс "Школа России".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
odushevlyonnye_i_neodushevlyonnye_imena_sushchestvitelnye.docx | 25.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 3 классе по теме: «Понятие об одушевленных и неодушевленных именах существительных».
Цели урока:
Развивать умение распознавать слова, отвечающие на вопрос КТО? и слова, отвечающие на вопрос ЧТО? Работать над составом слов, находить однокоренные слова.
Развивать умение работать в сотрудничестве.
Прививать навыки работы на компьютере.
Развивать зрительную память, самооценку, внимание.
Мотивация.
- Прочитайте загадку: ( звучит музыка)
Белым пледом лес укрыт,
И медведь в берлоге спит.
Снег, как белая кайма.
Кто хозяйничал? (зима)
- Снеговик и Снегурочка - гости нашего урока, приглашают нас совершить путешествие в зимнюю сказку.
Актуализация знаний.
1.Снегурочка предлагает
1.Работа на ноутбуках в парах («Имя существительное»- 29 урок «Развивай свою речь»
Составьте четверостишие, используя слова- помощники.
Вот так зимушка-зима,
Не сугробы-терема.
На деревьях синий иней
Как густая бахрома.
-Назовите имена существительные, которые встретились в стихотворении.
(зимушка, зима, сугробы, терема, на деревьях, иней, бахрома )
-Какие из существительных употреблены во множественном числе? (сугробы, терема, деревья)
-Какое из существительных употребляется только в единственном числе? (бахрома)
- В каком существительном все согласные звуки мягкие? (иней)
- Найдите сравнение в этом стихотворении (иней как бахрома)
- Что такое бахрома?
-Где можем посмотреть значение этого слова? ( в толковом словаре , в Интернете)
Бахрома-
(ноутбуки не закрываем, из программы не выходим)
2. Прочитайте слова на слайде.
Снегирь, удод, синица, воробей, дятел.
Снег, лёд, дождь, изморозь.
Шуба, платье, блузка, юбка, кофта.
Январь, апрель, декабрь, февраль.
-Найдите «лишнее слово в каждой строке»
- Запишите в тетрадь первые буквы каждого слова, составьте из них слово. (душа)
- Кто может объяснить лексическое значение этого слова?
Душа- внутренний, психический мир человека, его сознание.
жен. бессмертное духовное существо, одаренное разумом и волею; в общем ·знач. человек, с духом и телом; в более тесном:
-Подберите однокоренное прилагательное к слову «душа», с приставкой «о», отвечающее на вопрос какие? (одушевлённые)
-Подберите прилагательное с противоположным значением (неодушевлённые)
- Попробуйте обозначить тему урока (Понятие об одушевлённых и неодушевлённых именах прилагательных)
- Определите задачи урока, используя опорные слова на слайде: добывать, решать, развивать, определять, писать.
(добывать знания, решать учебную задачу, определять одушевлённые и неодушевлённые имена прилагательные)
Главный вопрос, на который мы должны найти ответ: Как определить одушевлённые и неодушевлённые имена прилагательные?
Цель обозначена.
-А как мы это будем делать? (спланируем работу)
1. Анализируем слово (что или кого обозначает, на какой вопрос отвечают, живой это или неживой предмет)
2.Составим алгоритм.
3.Закрепим знания.
4.Выполним самостоятельную работу, с проверкой по эталону.
5.Сделаем вывод.
- Вперёд за открытием.
Выявление места и причины затруднения.
- Прочитайте слова в парах (карточки), запишите слова в 2 столбика: одушевлённые, неодушевлённые.
Мороз, вьюга, снегирь, синица, беляк, ель, снеговик, озимь ( проверка - через документ- камеру)
Затруднение: озимь, ель
-Почему затрудняемся определить к какому виду относятся эти слова?
Озимь- Осенние посевы однолетних злаков, прорастающих осенью и зимующих под снегом.
Живые предметы – это живые существа, которые сами могут передвигаться, дышать, питаться, они обладают душевными переживаниями и наоборот.
Значит озимь и ель- неодушевлённые имена существительные.
Ответ на этот вопрос следует искать в глубокой древности. Наши далекие предки живым считали только то, что бегает, летает, плавает, хватает пищу, а растения месяцами и годами стояли на одном месте, не передвигаясь, не поедали себе подобных или что-то другое. В это время не было научного знания о живом, поэтому весь растительный мир оказался в языке неживым (живой- с точки зрения биологии).
Вывод:
Имена существительные, которые отвечают на вопрос: кто?, обозначают живые предметы, наделенные в разной степени душевными переживаниями, могут сами передвигаться, дышать, питаться, называются одушевленными.
Имена существительные, которые отвечают на вопрос: что?, обозначают неживые предметы, не наделенные душевными переживаниями, сами не передвигаются, … называются неодушевленными.
- Прочитайте в учебнике на с. 12 правило, предложенное авторами учебника.
- Молодцы! А чему еще должны научиться?
Различать одушевленные и неодушевленные существительные.
Попробуем составить алгоритм работы.
Алгоритм:
1 Нахожу имя существительное.
2.Ставлю в начальную форму.
3. Задаю вопрос кто? что?
4. Определяю, обозначает живой предмет или неживой?
- Оцените свою работу ( три карандаша)
Физминутка «Внимательные руки».
Я буду читать слова, делая паузу после каждого слова. Если это одушевленное имя существительное машем правую руку, если неодушевленное - левой, слово относится к другой части речи – присесть.
• королева;
• яблоко;
• желтый;
• принц;
• волшебник;
• уходить;
• ты;
• палочка;
• метла;
• лететь;
• колдунья;
• злая;
• собака;
• часы;
• сказочный;
• день.
Работа по учебнику.
С. 13 упр. 17., прочитайте.
-Кто автор этого произведения? (А.С.Пушкин)
-Назовите имена существительные.
-Какие из этих существительных мы не употребляем в современной речи и почему? (устаревшие)
-Как вы думаете, почему встретилось столько устаревших слов.( Пушкин жил очень давно, в то время так говорили)- портрет А.С. Пушкина (даты жизни)
Замените их словами синонимами, используя «слова- помощники»
Борозды пушистые взрывая,
Летит повозка удалая,
Кучер сидит на козлах,
В шубе, в красном поясе.
-Изменилось звучание стихотворения? (да, нет ритма, исчезла рифма)
Пользуясь алгоритмом, определим, какие существительные одушевлённые, а какие неодушевлённые.
Одушевлённые: ямщик
Неодушевлённые :бразды, кибитка. На облучке, в тулупе, кушаке.
Одушевлённое существительное: ямщик.
Снегурочка и снеговик хотят проверить, а сумеете ли вы самостоятельно справиться с заданием.
1 уровень (красные жетоны)
Записать ответы на вопросы.
Кто может летать? Что может летать?
Кто может плавать? Что может плавать?
Кто стучит в окно? Что стучит в окно?
2 уровень (жёлтые жетоны)
Придумать и записать по три имени существительных одушевленных и неодушевленных на тему: “Природа в зимнем лесу”.
3 уровень (зелёные жетоны)
Составить и записать предложения, используя одушевленные и неодушевленные имена существительные на тему: “Красота зимнего леса»
Проверка задания по эталону (разные уровни)
(прикрепляют на доску)
10. Рефлексия.
- Вот и закончился наш урок.
- Чему учились?
- Чему удивились?
- У кого знаний стало больше?
- Я очень рада, что у вас у всех знаний значительно стало больше.
Дети, перед вами ёлочка и снежинки. Кому из вас на уроке было интересно и всё понятно, снежинки прикрепите на вершину ёлочки, а кому на уроке было что- то непонятно, возникли трудности – вниз.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"
" 4 класс Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...
Урок русского языка. 3 класс. Тема "Роль имени прилагательного в речи" УМК "Школа России" Учебник "Русский язык". Авторы В.П.Канакина, В.Г.Горецкий.
Урок составлен по требованиям ФГОС. Использоваллись технологии личностно-ориентированного обучения, ИКТ. Дифференцированный подход при закреплении материала и в домашнем задании помогут учащимся по си...
Презентация к уроку русского языка 1 класс "Согласные буквы русского языка"
Этот материал содержит презентацию к уроку руского языка в 1 классе по программе "Школа 2100"...
Урок русского языка (2 класс, УМК Л.В. Занкова) Лингвистическая тема: «Текст. Тема текста» Этнокультурная тема: «Обычаи русского народа. Праздник Масленица»
Урок русского языка, 2 класс, 3 четверть, система Л. В. Занкова, лингвистическая тема: «Текст. Тема текста», этнокультурная тема: «Обычаи русского народа. Праздник Масленица» - урок ...
Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема " Буква Е,е. Работа над словом"
Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема "Буква Е,е. Работа над словом"....
Презентация к уроку русского языка 1 класс «Однозначные и многозначные слова. Слова, близкие и противоположные по значению. Словари русского языка»
Презентация к уроку....
Урок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"
рок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"...