урок русского языка в 3 классе
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Ляпина Нина Егоровна

Урок русского языка по теме "Понятие об одушевлённых и неодушевлённых именах существительных", 3 класс "Школа России".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 3 классе по теме: «Понятие об одушевленных и неодушевленных именах существительных».

Цели урока:

Развивать умение распознавать слова, отвечающие на вопрос КТО? и слова, отвечающие на вопрос ЧТО? Работать над составом слов, находить однокоренные слова.

Развивать умение работать в сотрудничестве.

Прививать навыки работы на компьютере.

Развивать зрительную память, самооценку, внимание.

Мотивация.

- Прочитайте загадку: ( звучит музыка)

Белым пледом лес укрыт,

И медведь в берлоге спит.

Снег, как белая кайма.

Кто хозяйничал? (зима)

-  Снеговик и Снегурочка - гости нашего урока, приглашают нас совершить  путешествие в зимнюю сказку.

Актуализация знаний.

1.Снегурочка предлагает

1.Работа на ноутбуках в парах («Имя существительное»- 29 урок «Развивай свою речь»

Составьте четверостишие, используя слова- помощники.

Вот так зимушка-зима,

Не сугробы-терема.

На деревьях синий иней

Как густая бахрома.

-Назовите имена существительные, которые встретились в стихотворении.

(зимушка, зима, сугробы, терема, на деревьях, иней, бахрома )

-Какие из существительных употреблены во множественном числе? (сугробы, терема, деревья)

-Какое из существительных употребляется только в единственном числе? (бахрома)

- В каком существительном все согласные звуки мягкие? (иней)

- Найдите сравнение в этом стихотворении (иней как бахрома)

- Что такое бахрома?

-Где можем посмотреть значение этого слова? ( в толковом словаре , в Интернете)

Бахрома-

(ноутбуки не закрываем, из программы не выходим)

2. Прочитайте слова на слайде.

Снегирь, удод, синица, воробей, дятел.

Снег, лёд, дождь, изморозь.

Шуба, платье, блузка, юбка, кофта.

Январь, апрель, декабрь, февраль.

-Найдите «лишнее слово в каждой строке»

- Запишите в тетрадь первые буквы каждого слова, составьте из них слово. (душа)

- Кто может объяснить лексическое значение этого слова?

Душа-  внутренний, психический мир человека, его сознание.

жен. бессмертное духовное существо, одаренное разумом и волею; в общем ·знач. человек, с духом и телом; в более тесном:

-Подберите однокоренное прилагательное к слову «душа», с приставкой «о», отвечающее на вопрос какие? (одушевлённые)

-Подберите прилагательное с противоположным значением (неодушевлённые)

- Попробуйте обозначить тему урока (Понятие об одушевлённых и неодушевлённых именах прилагательных)

- Определите задачи урока, используя опорные слова на слайде: добывать, решать, развивать, определять, писать.

(добывать знания, решать учебную задачу, определять одушевлённые и неодушевлённые имена прилагательные)

Главный вопрос, на который мы должны найти ответ: Как определить одушевлённые и неодушевлённые имена прилагательные?

Цель обозначена.

-А как мы это будем делать? (спланируем работу)

1. Анализируем слово (что или кого обозначает, на какой вопрос отвечают, живой это или неживой предмет)

2.Составим алгоритм.

3.Закрепим знания.

4.Выполним самостоятельную работу, с проверкой по эталону.

5.Сделаем вывод.

- Вперёд за открытием.

Выявление места и причины затруднения.

- Прочитайте слова в парах (карточки), запишите слова в 2 столбика: одушевлённые, неодушевлённые.

Мороз, вьюга, снегирь, синица, беляк, ель, снеговик, озимь ( проверка - через документ- камеру)

Затруднение: озимь, ель

-Почему затрудняемся определить к какому виду относятся эти слова?

Озимь- Осенние посевы однолетних злаков, прорастающих осенью и зимующих под снегом.

Живые предметы – это живые существа, которые сами могут передвигаться, дышать, питаться, они обладают душевными переживаниями и наоборот.

Значит озимь и ель- неодушевлённые имена существительные.

Ответ на этот вопрос следует искать в глубокой древности. Наши далекие предки живым считали только то, что бегает, летает, плавает, хватает пищу, а растения месяцами и годами стояли на одном месте, не передвигаясь, не поедали себе подобных или что-то другое. В это время не было научного знания о живом, поэтому весь растительный мир оказался в языке неживым (живой- с точки зрения биологии).

Вывод:

    Имена существительные, которые отвечают на вопрос: кто?, обозначают живые предметы, наделенные в разной степени душевными переживаниями, могут сами передвигаться, дышать, питаться, называются одушевленными.

    Имена существительные, которые отвечают на вопрос: что?, обозначают неживые предметы, не наделенные душевными переживаниями, сами не передвигаются, … называются неодушевленными.

 - Прочитайте в учебнике на с. 12 правило, предложенное авторами учебника.

- Молодцы! А чему еще должны научиться?

Различать одушевленные и неодушевленные существительные.

Попробуем составить алгоритм работы.

Алгоритм:

1 Нахожу имя существительное.

2.Ставлю в начальную форму.

3. Задаю вопрос кто? что?

4. Определяю, обозначает живой предмет или неживой?

- Оцените свою работу ( три карандаша)

Физминутка «Внимательные руки».

Я буду читать слова, делая паузу после каждого слова. Если это одушевленное имя существительное машем  правую руку, если неодушевленное  - левой, слово относится к другой части речи – присесть.

•        королева;

•        яблоко;

•        желтый;

•        принц;

•        волшебник;

•        уходить;

•        ты;

•        палочка;

•        метла;

•        лететь;

•        колдунья;

•        злая;

•        собака;

•        часы;

•        сказочный;

•        день.

Работа по учебнику.

С. 13 упр. 17., прочитайте.

-Кто автор этого произведения? (А.С.Пушкин)

-Назовите имена существительные.

-Какие из этих существительных мы не употребляем в современной речи и почему? (устаревшие)

           -Как вы думаете, почему встретилось столько устаревших слов.( Пушкин жил очень давно, в то время так говорили)- портрет А.С. Пушкина (даты жизни)

Замените их словами синонимами, используя «слова- помощники»

Борозды пушистые взрывая,

Летит повозка удалая,

Кучер сидит на козлах,

В шубе, в красном поясе.

-Изменилось звучание стихотворения? (да, нет ритма, исчезла рифма)

Пользуясь алгоритмом, определим, какие существительные одушевлённые, а какие неодушевлённые.

Одушевлённые: ямщик

Неодушевлённые :бразды, кибитка. На облучке, в тулупе, кушаке.

Одушевлённое существительное: ямщик.

Снегурочка и снеговик  хотят проверить, а сумеете ли вы самостоятельно справиться с заданием.

1 уровень (красные жетоны)

Записать ответы на вопросы.

Кто может летать? Что может летать?

Кто может плавать? Что может плавать?

Кто стучит в окно? Что стучит в окно?

2 уровень (жёлтые жетоны)

Придумать и записать по три имени существительных одушевленных и неодушевленных на тему: “Природа в зимнем лесу”.

3 уровень (зелёные жетоны)

Составить и записать предложения, используя одушевленные и неодушевленные имена существительные на тему: “Красота зимнего леса»

Проверка задания по эталону (разные уровни)

(прикрепляют на доску)

10. Рефлексия.

- Вот и закончился наш  урок.

- Чему учились?

- Чему удивились?

- У кого знаний стало больше?

- Я очень рада, что у вас у всех знаний значительно стало больше.

 

Дети, перед вами ёлочка и снежинки. Кому из вас на уроке было интересно и всё понятно, снежинки прикрепите на вершину ёлочки, а кому на уроке было что- то непонятно, возникли трудности – вниз.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"

" 4 класс  Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию  и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...

Урок русского языка. 3 класс. Тема "Роль имени прилагательного в речи" УМК "Школа России" Учебник "Русский язык". Авторы В.П.Канакина, В.Г.Горецкий.

Урок составлен по требованиям ФГОС. Использоваллись технологии личностно-ориентированного обучения, ИКТ. Дифференцированный подход при закреплении материала и в домашнем задании помогут учащимся по си...

Презентация к уроку русского языка 1 класс "Согласные буквы русского языка"

Этот  материал содержит  презентацию  к  уроку  руского  языка  в 1 классе по  программе "Школа  2100"...

Урок русского языка (2 класс, УМК Л.В. Занкова) Лингвистическая тема: «Текст. Тема текста» Этнокультурная тема: «Обычаи русского народа. Праздник Масленица»

Урок  русского языка,  2 класс, 3 четверть, система Л. В. Занкова, лингвистическая тема: «Текст. Тема текста», этнокультурная тема: «Обычаи русского народа. Праздник  Масленица» - урок ...

Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема " Буква Е,е. Работа над словом"

Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема "Буква Е,е. Работа над словом"....

Урок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"

рок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"...