Урок русского языка по теме " Значение приставок"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Урок закрепления знаний по теме. Вид урока - исследование.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока по русскому языку " Значение приставок" | 56.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Значение приставок.
Класс: 3
Тип урока: закрепление
Цель: закреплять знания о роли приставок в словах, умения находить приставки в словах, разбирать слова по составу.
Задачи:
- Обучающая: получить углубленные знания о приставке как значимой части слова; развивать умение образовывать новые слова с помощью приставок.
- Развивающая: развивать память, умение выделять главное, проводить анализ, делать выводы, способствовать развитию речи учащихся.
- Воспитательная: воспитывать умение совместной деятельности при работе в парах, прививать любовь к родному языку.
Вид урока: исследование.
Формы организации учебной деятельности на уроке: индивидуальная, групповая, фронтальная.
Результаты:
- предметные: выделять приставки в словах; определять (в простых случаях) их значение.
- метапредметные: развивать у учащихся умение выделять главное при определении орфограммы; обобщать изученное, развивать самостоятельность учащихся, используя проблемные вопросы, творческие задания, развивать речь, внимание, память, логическое мышление, умение обобщать, делать выводы; развивать умения самоконтроля, взаимоконтроля
- личностные: совершенствовать навыки этичного межличностного общения, воспитывать бережное отношение к слову.
Оборудование: мультимедийный проектор учебник «Русский язык» В.П. Канакина. В.Г. Горецкий.
Ход урока
1. Организация начала урока.
Мы сегодня снова будем наблюдать,
делать выводы и рассуждать,
а чтобы урок прошел каждому впрок,
активно в работу включайся дружок.
- Садитесь.
- Руки … (на месте)
- Ноги… (вместе)
- Спина … (прямая).
2. Словарная работа.
- Сначала откройте тетради, запишите число, классная работа.
3. Актуализация знаний. ( групповая работа)
- Какую тему мы изучаем? (Мы изучаем части слова).
- Назовите изученные части слова. (Корень, окончание, приставка).
- Что вы знаете о корне.
- Для чего нужно уметь выделять корень? (Для того, чтобы проверять безударный гласный в корне)
- Проверим, умеем ли мы выполнять эту работу.
- НАДО распределить слова по группам.
1 группа ( с безударной гласной -О)
В…зить, к…лоть, х…дить, г…нять, см…треть.
2 группа ( с безударной гласной – А)
С…довник, м…стерить, м…хать, оп…дать ,
3 группа (с безударной гласной – Е)
Б…жать, л…тать,
4 группа (с безударной гласной – И)
Х…трит, кр…чит, л…зать, л…стать.
-МОЛОДЦЫ!
4 . Постановка проблемы.
- А как Вы думаете, что это?
В- | ВЫ- | У- | ОТ- | ЗА- | ДО- | ПРИ- | ПО- |
- Как называется эта часть слова? Что вы знаете об этой части слова?
Вот слова - ( хотеть, писать, петь, клеить, ходить).
-Образуйте новые слова с помощью приставок.
- Молодцы. Вы справились с заданием.
- А с какой частью речи можно спутать приставки?
- Как отличить приставку от предлога?
5. Постановка цели урока.
- Англичане утверждает, что приставки, не столь уж необходимы, без них вполне можно обойтись, ведь главное значение несёт в себе корень слова.
- Мы проведем исследование нужны ли приставки и какую работу выполняют.
- Какая тема урока? (значение приставок).
- Сформулируйте каждый для себя цель урока.
- Моя цель урока – вместе с вами разобраться как приставка влияет на значение слова.
6. Исследовательская работа.
- Прочитаем шуточное стихотворение.
Бим как - то раз в саду сидел,
Вдруг, Бом весёлый прилетел.
Бом низко-низко пролетел,
А Бим поймать его хотел.
Бим крался, Бим дышать не смел,
А Бом на крышу залетел.
Бим лез по лестнице, пыхтел,
Но со ступенек полетел.
Бим от обиды заревел,
И тут же Бом к нему слетел.
Так подружились Бим и Бом
В саду сидят они вдвоём.
- Прочитайте какие действия выполнял Бом.
- Эти слова какое действие обозначают? (действие полета)
- Какой здесь корень?
- Какая часть слова уточняет значение действия? (Приставка) Назовите приставки.
- Запишите слова в тетрадь, выделите корень и приставку.
- Проверяем работу. Поднимите руку, кто сделал без ошибок?
- Молодцы.
- Кто понял, для чего нужны приставки в словах? (Они уточняют значение действия).
ВЫСКАЗЫВАНИЕ Чуковского
Вывод (записан на доске) Приставки уточняют значение слова (читают несколько учеников)
Физкультминутка!!!
С ПРИ - приставкою присесть,
С ПО - приставкою подняться,
С ПОД - подпрыгнуть, подмигнуть,
С ПО - приставкой посмеяться,
С ВЫ - вытягиваем руки,
С О - опустим их опять.
Вот и все настало время
С ПО - зарядку повторять.
С ЗА - зарядку завершать.
Групповая работа.
Карточки для групповой работы
Задание для 1 группы
…бежал за угол …бежал из дома …бежал первым …бежал через дорогу …бежал от края Подсказка: За - вы - при - пере - от - про - |
Задание для 2 группы
…читал маме …читал вслух …читал снова …читал в журнале …читал до конца Подсказка: За - про - пере - вы - до - |
Задание для 3 группы
...писал письмо … писал рассказ …писал в тетрадь …писал красиво …писал из словаря Подсказка: На - до - за - пере - вы - |
7. Работа по учебнику. Упр. 158 с. 87
8. Формулировка выводов.
- Какой вывод можем сделать из проделанной работы? (Каждая приставка имеет своё значение и уточняет значение слова. Если меняется приставка – меняется значение слова)
9. Закрепление материала.
- Я буду описывать действие, а вы попробуйте заменить его одним словом.
Попасть внутрь комнаты. (Войти, зайти)
Сделать работу заново (Переделать)
Сделать пол чистым (Помыть)
Сделать рисунок цветным (Раскрасить)
- Представим, что мы сидим перед телевизором.
- Я называю приставку – в.
Что нужно сделать с телевизором? (Включить).
- А если я скажу пере? (Переключить на другую программу).
- Вы- . (Выключить телевизор.)
10. Работа в парах
Карточки для работы в паре
Вставьте подходящие по смыслу приставки:
…ступила осень. В воздухе …холодало. Вода в водоемах …темнела. С кустов и деревьев …летает листва. …летные птицы …бираются …летать в теплые края. |
Работа в парах. - На столе у вас карточки. Работаем в парах. Записываем в эти карточки недостающие приставки. (Слайд 14) |
11. Подведение итогов.
- Ребята, мы сегодня проделали большую работу.
- Выполнили цель урока?
- Какой вывод мы сделаем?
Вывод: В русском языке приставки нужны, они очень влияют на значение слова. Если в однокоренном слове изменить приставку – изменится значение слова.
- Это далеко не все приставки в русском языке. На следующих уроках мы продолжим начатую работу и узнаем о значении других приставок.
Тест
1. Приставка – это:
а) главная часть слова
б) значимая часть слова
2. Приставка стоит:
а) перед корнем
б) после корня
3. Приставка служит:
а) для связи слов в предложении
б) для образования новых слов
4. Приставка – это:
а) изменяемая часть слова
б) неизменяемая часть слов
5. Чтобы найти приставку в слове надо:
а) изменить форму слова
б) подобрать однокоренные слова
6. В каком слове есть приставка:
а) записка
б) замок
- Что получается? Какой вывод можно сделать? (У каждой приставки свое значение. Она вносит это значение в слово)
- Нужны ли нам эти знания? Зачем?
Итог на рефлексивной основе.
- Что нового узнали на уроке о приставках?
- Чему могли бы научить других?
- Какие задания вызывали затруднения? Почему?
Оценивание
Домашнее задание: стр. 87 упр. 160 выполнить задание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка по теме "Правописание приставок" для 3 класса
Конспект урока русского языка по теме "Правописание приставок"...
Урок русского языка по теме "Правописание приставок и предлогов" 3 класс
Данный урок – это сочетание трёх факторов: обучения, развития, воспитания, с приоритетом развивающих форм обучения. Использовались инновационные приемы и техники Технология личностно - деятельностн...
Технологическая карта урока русского языка по теме "Правописание приставок и предлогов"
Технологическая карта урока русского языка для з класса по теме:"Правописание приставок и предлогов". УМК "Школа России". Конспект урока разработан в соответствии с требованиями ФГОС....
Методическая разработка к уроку русского языка по теме: "Правописание приставок и суффиксов. Суффиксы -ик, -ек" (презентация)
Презентация к уроку русского языка, 3 класс, УМК "Школа России"...
Презентация к уроку русского языка по теме "Правописание приставок и предлогов"
: фФормировать умения различать предлоги и приставки, правильно писать их и употреблять в речи,За учить различать приставку и предлог на письме; группировать орфограммы по типу орфограммы.РаРазвивать ...
Презентация к уроку русского языка по теме "Правописание приставок в глаголах"
Материал может быть использован на уроке русского языка в 4 классе УМК "Начальная школа 21 века"...