"Любишь кататься, люби и саночки возить" родной русский 2 класс
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Урок по родному русскому языку 2 класа по учебниук О.М.Александровой

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rodnoy_russkiy.docx21.51 КБ

Предварительный просмотр:

Чаленко Екатерина Михайловна

Родной русский язык

Курс родного языка (русского), конечно, связан с основным курсом русского языка. Было бы странно, если бы это было не так. Однако при общем с основным курсом объекте изучения (русский язык) предмет его изучения иной: не как устроен язык (система языка, орфографические и пунктуационные правила), а многообразные связи русского языка с развитием цивилизации, с культурой, государством, обществом, человеком. Важно иметь в виду и то, что это не курс культурологии, это одна из языковедческих учебных дисциплин. Поэтому главная идея курса — показать, как цивилизационные, культурно-исторические, социально-политические и другие изменения, происходящие в жизни общества, отражаются в жизни языка.

В целом же главная задача курса родного русского языка — показать, «как именно, с помощью каких механизмов язык отражает культуру и как на деле культура живёт в языке» (В. Г. Костомаров), и на этой основе сформировать познавательный интерес к родному языку, а через него — к родной культуре. Поэтому основные вопросы, на которые должен дать ответ школьный курс родного русского языка, таковы:

Что язык может рассказать нам о наших далёких и не очень далёких предках и о нас самих?

Почему язык сравнивают с зеркалом национальной культуры?

Почему язык — живой организм?

Почему надо заботиться о сохранении и развитии родного языка?

И что каждый может для этого сделать?

ГЛАВНЫЕ ВОПРОСЫ, НА КОТОРЫЕ ДОЛЖЕН ДАТЬ ОТВЕТ НОВЫЙ ШКОЛЬНЫЙ КУРС РУССКОГО ЯЗЫКА:

- ПОЧЕМУ ЯЗЫК СРАВНИВАЮТ С ЗЕРКАЛОМ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ? ПОЧЕМУЯЗЫК – ЖИВОЙ ОРГАНИЗМ?

- ЧТО ЯЗЫК МОЖЕТ РАССКАЗАТЬ НАМ О НАШИХ ДАЛЁКИХ И НЕ ОЧЕНЬ ДАЛЁКИХ ПРЕДКАХ И О НАС САМИХ?  

- ПОЧЕМУ НАДО ЗАБОТИТЬСЯ О СОХРАНЕНИИ И РАЗВИТИИ РОДНОГО ЯЗЫКА? ЧТО КАЖДЫЙ МОЖЕТ ДЛЯ ЭТОГО СДЕЛАТЬ?

В СОДЕРЖАНИИ КУРСА ВЫДЕЛЯЮТСЯ ТРИ МАГИСТРАЛЬНЫЕ ЛИНИИ, ТРИ БЛОКА - МОДУЛЯ: РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА. КУЛЬТУРА РЕЧИ. РЕЧЬ.ТЕКСТ.

На обычных уроках русского языка мы изучаем язык как систему, большое внимание уделяем развитию речи, освоению орфографии и пунктуации. Что касается курса родного языка, то он разбит на три блока.

Первый - лингвокультурология. Это попытка соотнести язык и культуру - погрузиться в забытые слова (архаизмы и историзмы), "поиграть" с дополнительными оттенками, которые несут некоторые слова и выражения, отражающие мировоззрение русского человека. В обычном курсе русского языка на это просто не хватает времени. Данный модуль позволяет пробудить мысли, эмоции ребенка по поводу того, каким богатством он владеет - русским языком.

Второй блок - это нормы речи. Правильная постановка ударения, верное словоупотребление, грамматическая культура речи - все это западающие звенья традиционного курса русского языка.

А третий - риторика. Этим мы тоже на уроках русского языка почти не занимаемся. Как правило, у школьников проверяются навыки письменной речи - диктанты, изложения, сочинения. С учетом того, что в девятом классе ввели итоговое собеседование, возвращение риторики в школу - новость хорошая. И вообще, учитель-словесник только рад тому, что в расписании появились дополнительные часы, которые он точно не потратит впустую.

Подробнее об учебнике хотелось бы рассказать на примере одного урока.

Урок родного русского языка

Учебник О.М. Александрова

Учитель: Чаленко Екатерина Михайловна

Тема: «Любишь кататься, люби и саночки возить»

Цель:

Создать условия для расширения знаний учащихся об истории русского языка, о происхождении слов, об изменениях значений общеупотребляемых слов.

Задачи: 

Обучающие: обогащать словарный запас, повышать орфографическую зоркость;

Развивающие: развивать память, внимание, умение ориентироваться в информационном пространстве;

Воспитательные: воспитывать в детях чувство гордости за свою родину и любви к традициям, культуре своего народа; формировать положительно-эмоциональный настрой.

Ход урока.

I. Организационный момент

Дорогие ребята, мы начинаем урок родного русского языка. Я желаю нам всем сегодня радости от сотворчества, открытий и сотрудничества.

II. Актуализация, включение в деятельность. Индукция.

Картинка на экране (дети катаются на санках с горки).

Ой! Насыпало снежка!

Вывожу коня – дружка,

За верёвочку – узду

Через двор коня веду,

С горки вниз на нём лечу,

а назад сама тащу.

- Я думаю, ребята, мы все соскучились по снежной зиме. Посмотрите, пожалуйста, на экран. Хотели бы вы оказаться ТАМ? На минутку закройте глазки. Представьте, что выпал снег, и вы пришли ИЗ школы домой. Уроки не задали, и можно пойти погулять по снежку. И вы решили, что пойдете гулять в Приморский парк. Подумайте, что вы возьмете с собой? У вас на столе лежат листочки для каждого. Запишите на листочках в первом столбике, что вы возьмете на зимнюю, снежную прогулку.  Обсудите в парах, допишите, если посчитаете нужным. Обсудите в группах.

- Давайте, послушаем, что у вас получилось. (Можно из каждой группы попросить сказать по одному слову. Следующая группа говорит то, что еще не сказали ранее).

Работа с пословицей.

- Ребята, вот вы сейчас уже начали работать в группах.  И у вас это хорошо получилось. А я попрошу вас помочь мне разобраться с заданием, которое лежит у вас на столах в конвертах. Откройте конверты, достаньте снежинки, разложите перед собой, внимательно посмотрите. (Любишь, кататься, люби,  и, саночки, возить, труда, рыбку, готовь, телегу) Подумайте, пожалуйста, какое задание можно выполнить с этими карточками?   (Собрать пословицу).

Со всеми ли словами составим пословицу? (нет) Лишние слова уберите в конверт.

- Умнички. Давайте озвучим её. (Любишь кататься, люби и саночки возить).

 (на доске)

- Давайте попробуем объяснить смысл этой пословицы. (Ответы детей)

-  Эта пословица вам знакома была раньше?

- Можно ли сделать эту пословицу темой нашего урока? Почему?

Постановка учебной задачи.

- Ребята, а как вы думаете, о чем же пойдёт речь сегодня на уроке? (предположения детей)

- А вы знаете, почему известные нам всем санки так названы?

- Как думаете, на чем катались дети 150,100 лет назад?

- Какую цель мы можем перед собой поставить? (узнать новое о санках, какие были раньше, почему так называются)

Продолжите фразу: «Я хочу узнать…», «Я хочу научиться…».

(на доске слова УЗНАТЬ… НАУЧИТЬСЯ…)

- Спасибо вам за ваши интересные мысли.

-    По скользкой горе взбираться вверх ох как нелегко. Да и сани мешают, вниз тянут. А ведь залезть на самую макушку так хочется, чтобы оттуда, уже с ветерком, стрелой слететь к подножию под восторженные крики друзей-товарищей!  И все понимают, что усилия стоят того, чтобы снова и снова получить удовольствие от спуска.   

- Так и на нашем уроке, нам нужно потрудиться, чтобы к концу урока оказаться на вершине нашей горы (показать на доску – на горку).

- Посмотрите, мы с вами уже разобрались с предметами для ваших зимних прогулок и смогли собрать пословицу, объяснить её. Поэтому можно смело сказать, что наш путь в гору успешно начался, и наш человечек в санках теперь вот здесь. (перемещаем его снизу немножко выше)

III. Организация восприятия и осмысления новой информации. Деконструкция.

- Смотрите, какие интересные слова! Прочитайте их внимательно, допишите какие-то из них в список тех предметов, которые мы возьмём с собой на прогулку в зимний парк. Обсудите это в группе. (НА ДОСКЕ СЛОВА)

                                                                                                      ЛЕДЯНКА

                                                                                   РУЛЕТКА

                                                                ЛОДЕЙКА

                                           САЛАЗКИ

                       СКАМЕЙКА

  КАТУЛЬКА

- Какие слова остались? Почему вы их не включили в ваши списки? А вам интересно, почему я взяла такие слова?

- Тогда продолжаем наш путь в горку. И ваше следующее задание – это работа с текстами.

IV. Работа С ТЕКСТАМИ. Социализация.

Каждая группа будет работать с одним из текстов. Возьмите белые листы с текстом.

- Выберите того, кто будет читать выразительно текст. Затем вместе обсудите задания.

-Возьмите маленькие синие листочки на которых написаны задания.

(ВМЕСТЕ ЧИТАЕМ ЗАДАНИЯ)

  1. На чём дети катались с гор 150, 100 лет назад? Найдите в тексте эти предметы.
  2.  Найди и выпиши в третий столбик слова- действия, которые говорят о том, что герои катились с гор очень быстро.

(РАБОТА В ГРУППАХ)

По очереди выходит один человек из группы и читает выразительно текст, затем с каждой группой обсуждаем эти задания.

- О какой же скамейке идет речь в третьем тексте?

- А мы исклюсили её.

- Оказывается, скамейка - это тоже средство для катания с горы. Только это средство использовалось очень давно, но было известным и популярным среди детей.

- Посмотрите на картинки, (на экране, учебник не открываем) попробуйте найти ее среди прочего зимнего транспорта.  (Находят на картинке скамейку)

- Ребята, ледянку мы выбрали, взяли с собой на прогулку. А попробуйте теперь найти ледянку, на которой катались ваши сверстники 100 лет назад. Почему так решили?

- Наверняка, вы догодались, что на картинке старинный зимний транспорт.

V. Работа с новыми словами. Реконструкция.

 - Рассмотрите остальные картинки, попробуйте сопоставить со словами.

Рассматривая рисунки, можно объяснить названия лодейки, рулетки, катульки. Вдумайтесь в слово, она вам подскажет. Помогут ли рисунки объяснить слова санки и салазки?

- Послушайте очень интересную историю. (Мультфильм)

- Как вы считаете, мы сейчас пополнили свой багаж новыми знаниями? Значит, снова поднимаемся по горке нашей вверх.

VI. Создание предложений. Социализация.

Мы заполнили первый и третий столбик, а второй остался пустым. У нас уже есть слова-предметы, слова – действия. Каких слов не хватает? (слов-признаков) Предлагаю вам в третий столбик добавить слова-признаки, прилагательные, которые помогут охарактеризовать зимние игры, прогулки, зимнюю погоду, чтобы наша прогулка стала ярче, красивее, наряднее.

(Работа в группе).

- Давайте назовем эти слова. Молодцы. Теперь мы можем еще подняться вверх по горке. Ведь у нас есть уже большой запас слов.  Осталось до вершины совсем немного.

- Сейчас я прошу вас прочитать еще раз все слова во всех трех столбиках и попробовать составить из них предложения.  (Работают в группах)

VII. Афиширование.

-Давайте послушаем наши группы, какие предложения у вас получились.

(Зачитывают предложения)

-Замечательные предложения, вы использовали новые для вас слова, создали чудесное зимнее настроение.

- Как вы считаете, мы уже дошли до вершины нашей горы? Наши саночки оказались наверху, и мы с радостью можем вновь и вновь прокатиться по горке.

IX. Итог урока.

Закончите предложения, которые вы видите на экране.

- Я открыл…   - Я почувствовал …   - Я создал …

VIII. Домашняя работа.

1. Из предложений, составленных в наших мастерских написать небольшой рассказ о зимних играх, прогулках, зимнюю погоду.

2. А можете нарисовать рисунок зимних игр, прогулки, зимний пейзаж.

VIII. Рефлексия.

- Ребята, я благодарю вас за такую сплоченную работу. За прекрасный урок сотворчества.

-У каждого на столе лежат снежинки и капельки. Прошу вас взять снежинку и прикрепить ее на доску, если у вас сегодня все получилось, и вы довольны собой. Посмотрим, насколько наша гора станет снежной. Если у вас что-то не получилось, возьмите капельку и прикрепите ее на доске. Но это не наши слёзы, а растаявшая снежинка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Я люблю, ты любишь, мы любим."

Методическая разработка посвящена праздникам католического (День Святого Валентина)  и православного мира (День памяти святых Петра и Февронии)....

Сценарий нравственного классного часа "Я люблю, ты любишь, мы любим"

На классном часе обсуждали с ребятами о значении любви в жизни человека, о том, как завоевать любовь родителей....

«Искусство любить детей» Серия "Родительские собрания в 1 классе"

Представление о счастье каждый человек связывает с семьёй: счастлив тот, кто счастлив в своём доме. Действительно, семья - это одно из немногих мест, где человек может почувствовать себя личностью, по...

Как на самом деле любить своих детей. Доклад на ШМО начальных классов.

Материал к родительскому собранию "Как на самом деле любить своих детей" для учащихся начальных классов....

Игра - калейдоскоп для урока итогового обобщения по кубановедению "Люби и знай свой край!" (3-4 класс)

Класс делится на 4-5 групп – команды, бросают 4 –хцветный кубик и по цвету грани кубика выбирают вопросы на цветных бланках: синий - поэзия, зеленый - природа, жёлтый - история, красный - известные им...

Конспект урока на тему "Почему мы любим кошек и собак" Школа России. 1 класс

Конспект урока на тему "Почему мы любим кошек и собак" Школа России. 1 класс...

Классный час на тему " Я люблю,ты любишь,мы любим"

Классный час на тему "Я люблю,ты любишь,мы любим"...