"Любишь кататься, люби и саночки возить" родной русский 2 класс
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)
Урок по родному русскому языку 2 класа по учебниук О.М.Александровой
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rodnoy_russkiy.docx | 21.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Чаленко Екатерина Михайловна
Родной русский язык
Курс родного языка (русского), конечно, связан с основным курсом русского языка. Было бы странно, если бы это было не так. Однако при общем с основным курсом объекте изучения (русский язык) предмет его изучения иной: не как устроен язык (система языка, орфографические и пунктуационные правила), а многообразные связи русского языка с развитием цивилизации, с культурой, государством, обществом, человеком. Важно иметь в виду и то, что это не курс культурологии, это одна из языковедческих учебных дисциплин. Поэтому главная идея курса — показать, как цивилизационные, культурно-исторические, социально-политические и другие изменения, происходящие в жизни общества, отражаются в жизни языка.
В целом же главная задача курса родного русского языка — показать, «как именно, с помощью каких механизмов язык отражает культуру и как на деле культура живёт в языке» (В. Г. Костомаров), и на этой основе сформировать познавательный интерес к родному языку, а через него — к родной культуре. Поэтому основные вопросы, на которые должен дать ответ школьный курс родного русского языка, таковы:
Что язык может рассказать нам о наших далёких и не очень далёких предках и о нас самих?
Почему язык сравнивают с зеркалом национальной культуры?
Почему язык — живой организм?
Почему надо заботиться о сохранении и развитии родного языка?
И что каждый может для этого сделать?
ГЛАВНЫЕ ВОПРОСЫ, НА КОТОРЫЕ ДОЛЖЕН ДАТЬ ОТВЕТ НОВЫЙ ШКОЛЬНЫЙ КУРС РУССКОГО ЯЗЫКА:
- ПОЧЕМУ ЯЗЫК СРАВНИВАЮТ С ЗЕРКАЛОМ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ? ПОЧЕМУЯЗЫК – ЖИВОЙ ОРГАНИЗМ?
- ЧТО ЯЗЫК МОЖЕТ РАССКАЗАТЬ НАМ О НАШИХ ДАЛЁКИХ И НЕ ОЧЕНЬ ДАЛЁКИХ ПРЕДКАХ И О НАС САМИХ?
- ПОЧЕМУ НАДО ЗАБОТИТЬСЯ О СОХРАНЕНИИ И РАЗВИТИИ РОДНОГО ЯЗЫКА? ЧТО КАЖДЫЙ МОЖЕТ ДЛЯ ЭТОГО СДЕЛАТЬ?
В СОДЕРЖАНИИ КУРСА ВЫДЕЛЯЮТСЯ ТРИ МАГИСТРАЛЬНЫЕ ЛИНИИ, ТРИ БЛОКА - МОДУЛЯ: РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА. КУЛЬТУРА РЕЧИ. РЕЧЬ.ТЕКСТ.
На обычных уроках русского языка мы изучаем язык как систему, большое внимание уделяем развитию речи, освоению орфографии и пунктуации. Что касается курса родного языка, то он разбит на три блока.
Первый - лингвокультурология. Это попытка соотнести язык и культуру - погрузиться в забытые слова (архаизмы и историзмы), "поиграть" с дополнительными оттенками, которые несут некоторые слова и выражения, отражающие мировоззрение русского человека. В обычном курсе русского языка на это просто не хватает времени. Данный модуль позволяет пробудить мысли, эмоции ребенка по поводу того, каким богатством он владеет - русским языком.
Второй блок - это нормы речи. Правильная постановка ударения, верное словоупотребление, грамматическая культура речи - все это западающие звенья традиционного курса русского языка.
А третий - риторика. Этим мы тоже на уроках русского языка почти не занимаемся. Как правило, у школьников проверяются навыки письменной речи - диктанты, изложения, сочинения. С учетом того, что в девятом классе ввели итоговое собеседование, возвращение риторики в школу - новость хорошая. И вообще, учитель-словесник только рад тому, что в расписании появились дополнительные часы, которые он точно не потратит впустую.
Подробнее об учебнике хотелось бы рассказать на примере одного урока.
Урок родного русского языка
Учебник О.М. Александрова
Учитель: Чаленко Екатерина Михайловна
Тема: «Любишь кататься, люби и саночки возить»
Цель:
Создать условия для расширения знаний учащихся об истории русского языка, о происхождении слов, об изменениях значений общеупотребляемых слов.
Задачи:
Обучающие: обогащать словарный запас, повышать орфографическую зоркость;
Развивающие: развивать память, внимание, умение ориентироваться в информационном пространстве;
Воспитательные: воспитывать в детях чувство гордости за свою родину и любви к традициям, культуре своего народа; формировать положительно-эмоциональный настрой.
Ход урока.
I. Организационный момент
Дорогие ребята, мы начинаем урок родного русского языка. Я желаю нам всем сегодня радости от сотворчества, открытий и сотрудничества.
II. Актуализация, включение в деятельность. Индукция.
Картинка на экране (дети катаются на санках с горки).
Ой! Насыпало снежка!
Вывожу коня – дружка,
За верёвочку – узду
Через двор коня веду,
С горки вниз на нём лечу,
а назад сама тащу.
- Я думаю, ребята, мы все соскучились по снежной зиме. Посмотрите, пожалуйста, на экран. Хотели бы вы оказаться ТАМ? На минутку закройте глазки. Представьте, что выпал снег, и вы пришли ИЗ школы домой. Уроки не задали, и можно пойти погулять по снежку. И вы решили, что пойдете гулять в Приморский парк. Подумайте, что вы возьмете с собой? У вас на столе лежат листочки для каждого. Запишите на листочках в первом столбике, что вы возьмете на зимнюю, снежную прогулку. Обсудите в парах, допишите, если посчитаете нужным. Обсудите в группах.
- Давайте, послушаем, что у вас получилось. (Можно из каждой группы попросить сказать по одному слову. Следующая группа говорит то, что еще не сказали ранее).
Работа с пословицей.
- Ребята, вот вы сейчас уже начали работать в группах. И у вас это хорошо получилось. А я попрошу вас помочь мне разобраться с заданием, которое лежит у вас на столах в конвертах. Откройте конверты, достаньте снежинки, разложите перед собой, внимательно посмотрите. (Любишь, кататься, люби, и, саночки, возить, труда, рыбку, готовь, телегу) Подумайте, пожалуйста, какое задание можно выполнить с этими карточками? (Собрать пословицу).
Со всеми ли словами составим пословицу? (нет) Лишние слова уберите в конверт.
- Умнички. Давайте озвучим её. (Любишь кататься, люби и саночки возить).
(на доске)
- Давайте попробуем объяснить смысл этой пословицы. (Ответы детей)
- Эта пословица вам знакома была раньше?
- Можно ли сделать эту пословицу темой нашего урока? Почему?
Постановка учебной задачи.
- Ребята, а как вы думаете, о чем же пойдёт речь сегодня на уроке? (предположения детей)
- А вы знаете, почему известные нам всем санки так названы?
- Как думаете, на чем катались дети 150,100 лет назад?
- Какую цель мы можем перед собой поставить? (узнать новое о санках, какие были раньше, почему так называются)
Продолжите фразу: «Я хочу узнать…», «Я хочу научиться…».
(на доске слова УЗНАТЬ… НАУЧИТЬСЯ…)
- Спасибо вам за ваши интересные мысли.
- По скользкой горе взбираться вверх ох как нелегко. Да и сани мешают, вниз тянут. А ведь залезть на самую макушку так хочется, чтобы оттуда, уже с ветерком, стрелой слететь к подножию под восторженные крики друзей-товарищей! И все понимают, что усилия стоят того, чтобы снова и снова получить удовольствие от спуска.
- Так и на нашем уроке, нам нужно потрудиться, чтобы к концу урока оказаться на вершине нашей горы (показать на доску – на горку).
- Посмотрите, мы с вами уже разобрались с предметами для ваших зимних прогулок и смогли собрать пословицу, объяснить её. Поэтому можно смело сказать, что наш путь в гору успешно начался, и наш человечек в санках теперь вот здесь. (перемещаем его снизу немножко выше)
III. Организация восприятия и осмысления новой информации. Деконструкция.
- Смотрите, какие интересные слова! Прочитайте их внимательно, допишите какие-то из них в список тех предметов, которые мы возьмём с собой на прогулку в зимний парк. Обсудите это в группе. (НА ДОСКЕ СЛОВА)
ЛЕДЯНКА
РУЛЕТКА
ЛОДЕЙКА
САЛАЗКИ
СКАМЕЙКА
КАТУЛЬКА
- Какие слова остались? Почему вы их не включили в ваши списки? А вам интересно, почему я взяла такие слова?
- Тогда продолжаем наш путь в горку. И ваше следующее задание – это работа с текстами.
IV. Работа С ТЕКСТАМИ. Социализация.
Каждая группа будет работать с одним из текстов. Возьмите белые листы с текстом.
- Выберите того, кто будет читать выразительно текст. Затем вместе обсудите задания.
-Возьмите маленькие синие листочки на которых написаны задания.
(ВМЕСТЕ ЧИТАЕМ ЗАДАНИЯ)
|
(РАБОТА В ГРУППАХ)
По очереди выходит один человек из группы и читает выразительно текст, затем с каждой группой обсуждаем эти задания.
- О какой же скамейке идет речь в третьем тексте?
- А мы исклюсили её.
- Оказывается, скамейка - это тоже средство для катания с горы. Только это средство использовалось очень давно, но было известным и популярным среди детей.
- Посмотрите на картинки, (на экране, учебник не открываем) попробуйте найти ее среди прочего зимнего транспорта. (Находят на картинке скамейку)
- Ребята, ледянку мы выбрали, взяли с собой на прогулку. А попробуйте теперь найти ледянку, на которой катались ваши сверстники 100 лет назад. Почему так решили?
- Наверняка, вы догодались, что на картинке старинный зимний транспорт.
V. Работа с новыми словами. Реконструкция.
- Рассмотрите остальные картинки, попробуйте сопоставить со словами.
Рассматривая рисунки, можно объяснить названия лодейки, рулетки, катульки. Вдумайтесь в слово, она вам подскажет. Помогут ли рисунки объяснить слова санки и салазки?
- Послушайте очень интересную историю. (Мультфильм)
- Как вы считаете, мы сейчас пополнили свой багаж новыми знаниями? Значит, снова поднимаемся по горке нашей вверх.
VI. Создание предложений. Социализация.
Мы заполнили первый и третий столбик, а второй остался пустым. У нас уже есть слова-предметы, слова – действия. Каких слов не хватает? (слов-признаков) Предлагаю вам в третий столбик добавить слова-признаки, прилагательные, которые помогут охарактеризовать зимние игры, прогулки, зимнюю погоду, чтобы наша прогулка стала ярче, красивее, наряднее.
(Работа в группе).
- Давайте назовем эти слова. Молодцы. Теперь мы можем еще подняться вверх по горке. Ведь у нас есть уже большой запас слов. Осталось до вершины совсем немного.
- Сейчас я прошу вас прочитать еще раз все слова во всех трех столбиках и попробовать составить из них предложения. (Работают в группах)
VII. Афиширование.
-Давайте послушаем наши группы, какие предложения у вас получились.
(Зачитывают предложения)
-Замечательные предложения, вы использовали новые для вас слова, создали чудесное зимнее настроение.
- Как вы считаете, мы уже дошли до вершины нашей горы? Наши саночки оказались наверху, и мы с радостью можем вновь и вновь прокатиться по горке.
IX. Итог урока.
Закончите предложения, которые вы видите на экране.
- Я открыл… - Я почувствовал … - Я создал …
VIII. Домашняя работа.
1. Из предложений, составленных в наших мастерских написать небольшой рассказ о зимних играх, прогулках, зимнюю погоду.
2. А можете нарисовать рисунок зимних игр, прогулки, зимний пейзаж.
VIII. Рефлексия.
- Ребята, я благодарю вас за такую сплоченную работу. За прекрасный урок сотворчества.
-У каждого на столе лежат снежинки и капельки. Прошу вас взять снежинку и прикрепить ее на доску, если у вас сегодня все получилось, и вы довольны собой. Посмотрим, насколько наша гора станет снежной. Если у вас что-то не получилось, возьмите капельку и прикрепите ее на доске. Но это не наши слёзы, а растаявшая снежинка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час "Я люблю, ты любишь, мы любим."
Методическая разработка посвящена праздникам католического (День Святого Валентина) и православного мира (День памяти святых Петра и Февронии)....
Сценарий нравственного классного часа "Я люблю, ты любишь, мы любим"
На классном часе обсуждали с ребятами о значении любви в жизни человека, о том, как завоевать любовь родителей....
«Искусство любить детей» Серия "Родительские собрания в 1 классе"
Представление о счастье каждый человек связывает с семьёй: счастлив тот, кто счастлив в своём доме. Действительно, семья - это одно из немногих мест, где человек может почувствовать себя личностью, по...
Как на самом деле любить своих детей. Доклад на ШМО начальных классов.
Материал к родительскому собранию "Как на самом деле любить своих детей" для учащихся начальных классов....
Игра - калейдоскоп для урока итогового обобщения по кубановедению "Люби и знай свой край!" (3-4 класс)
Класс делится на 4-5 групп – команды, бросают 4 –хцветный кубик и по цвету грани кубика выбирают вопросы на цветных бланках: синий - поэзия, зеленый - природа, жёлтый - история, красный - известные им...
Конспект урока на тему "Почему мы любим кошек и собак" Школа России. 1 класс
Конспект урока на тему "Почему мы любим кошек и собак" Школа России. 1 класс...
Классный час на тему " Я люблю,ты любишь,мы любим"
Классный час на тему "Я люблю,ты любишь,мы любим"...