Рабочая программа по предмету "Родной (русский) язык" для 3 класса
рабочая программа по русскому языку (3 класс)
Рабочая программа по предмету «Родной (русский) язык» для 3 класса разработана на основе следующих документов и материалов:
· Приказ Департамента образования Администрации Пуровского района от 10.10.2018 № 411 «Об организации изучения и преподавания родных языков из числа языков народов Российской Федерации», на основании заявлений родителей обучающихся школы (право родителей (п. 1 ч. 3 ст. 44 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ).
· Примерная программы для общеобразовательных учреждений по учебному предмету «Русский родной язык» под редакцией О.М.Александровой. - М., Просвещение, 2020.
· Программа воспитания на 2021-2022 гг. (Приказ директора школы об утверждении от 02.07.2021 № 284).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_rodnoy_russkiy_yazyk_3_kl.docx | 87.61 КБ |
Предварительный просмотр:
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ЯМАЛО-НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1 ИМЕНИ ЯРОСЛАВА ВАСИЛЕНКО»
п. ПУРПЕ ПУРОВСКОГО РАЙОНА
«ПРИНЯТО» Решением педагогического Совета МБОУ «СОШ №1 имени Ярослава Василенко» п. Пурпе Протокол от «_____»_____________20____г.
| «УТВЕРЖДАЮ» Директор МБОУ «СОШ №1 имени Ярослава Василенко» п. Пурпе _______________Л.И. Гноевая Приказ от «_____»______________20___г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по родному (русскому) языку
для « 3 » класса
НА 2021/2022 УЧЕБНЫЙ ГОД
2021г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Родному (русскому) языку» для 3 класса разработана на основе следующих документов и материалов:
∙ Приказ Департамента образования Администрации Пуровского района от 10.10.2018 № 411 «Об организации изучения и преподавания родных языков из числа языков народов Российской Федерации», на основании заявлений родителей обучающихся школы (право родителей (п. 1 ч. 3 ст. 44 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ).
∙ Примерная программы для общеобразовательных учреждений по учебному предмету «Русский родной язык» под редакцией О.М.Александровой. - М., Просвещение, 2020.
∙ Программа воспитания на 2021-2022 гг. (Приказ директора школы об утверждении от 02.07.2021 № 284).
Используемый УМК
Для учащихся:
Родной русский язык. 3 класс. Учебник для общеобразовательных организаций/ О.М.Александрова и др. - М.: «Просвещение», 2020 г.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
У обучающегося будут сформированы:
чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
- внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к школе;
- положительного отношения к урокам русского языка;
- уважительного отношения к русскому языку как родному языку русского народа и языкам, на которых говорят другие народы;
- интереса к языковой и речевой деятельности;
- представления о многообразии окружающего мира, некоторых духовных традициях русского народа;
- представления об этических чувствах (доброжелательности, сочувствия, сопереживания, отзывчивости, любви ко всему живому на Земле и др.);
- первоначальных навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в процессе выполнения совместной учебной деятельности на уроке и в проектной деятельности.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Познавательные УУД
Обучающийся научится:
пользоваться учебными толковыми словарями для определения лексического значения слова;
пользоваться орфографическим словарём для определения нормативного написания слов;
выделять существенную информацию из читаемых текстов;
свободно ориентироваться в книге, используя информацию форзацев, оглавления, справочного бюро;
находить, сравнивать, классифицировать: орфограммы в значимых частях слова, словосочетания, части речи;
осуществлять синтез как составление целого из частей (составление предложений);
владеть общим способом проверки безударных гласных, способом проверки «труднопроверяемых» орфограмм (словом с историческим корнем).
Обучающийся получит возможность научиться:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий (в справочниках, словарях, таблицах, детских энциклопедиях и открытом учебно-информационном пространстве сети Интернет);
преобразовывать словесную информацию в условные модели и наоборот;
находить, анализировать, сравнивать, характеризовать единицы языка: части речи; виды предложения, типы текстов;
осуществлять синтез как составление целого из частей (составления текстов).
Регулятивные УУД
Обучающийся научится:
оценивать устные и письменные речевые высказывания с точки зрения точного,
уместного и выразительного словоупотребления;
соотносить части прочитанного или прослушанного текста: устанавливать причинно-следственные отношения этих частей, логические связи между абзацами текста;
приводить объяснения заголовка текста;
редактировать письменный текст с целью исправления речевых ошибок или с целью более точной передачи смысла.
осознавать цели и задачи раздела курса;
в коллективном диалоге ставить конкретную учебную задачу;
адекватно оценивать правильность выполнения своих учебных действий;
намечать действия при работе в паре, составлять простой план действий при написании творческой работы, создании проектов;
объяснять, какой способ действий был использован для выполнения задания, как работали;
осуществлять само и взаимопроверку, используя способ сличения своей работы с заданным эталоном;
вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные при списывании, письме по памяти.
Обучающийся получит возможность научиться:
осознавать цели и задачи изучения курса, раздела, темы;
планировать свои действия для реализации задач урока в групповой и парной работе;
осознавать способы и приёмы действий при решении языковых задач;
выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме;
следовать при выполнении заданий инструкциям учителя и алгоритмам, описывающем стандартные действия (памятки в справочнике учебника);
осуществлять само и взаимопроверку работ;
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий (в справочниках, словарях, таблицах);
использовать преобразование словесной информации в условные модели и наоборот; находить, анализировать, сравнивать, характеризовать единицы языка: звуки, части слова, части речи, виды предложений, типы текстов;
Коммуникативные УУД
Обучающийся научится:
различать этикетные формы обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации;
использовать коммуникативные приёмы устного общения: убеждение, уговаривание, похвала, просьба, извинение, поздравление;
владеть различными приёмами слушания научно-познавательных и художественных текстов об истории языка и о культуре русского народа;
соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (обращение, вежливые слова);
прогнозировать содержание текста по ориентировочным основам (заголовку, пунктам плана); озаглавливать текст;
задавать вопросы, уточняя непонятное в тексте;
адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач (обратиться с просьбой, поздравить);
Обучающийся получит возможность научиться:
участвовать в диалоге (относиться к мнению других, задавать вопросы, уточнять, высказывать свою точку зрения);
владеть правилами корректного речевого поведения в ходе диалога;
использовать в речи языковые средства для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации общения;
соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умения слышать, точно реагировать на реплики) при диалоговой форме общения;
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Обучающийся научится:
● при реализации содержательной линии «Русский язык: прошлое и настоящее»:
- распознавать слова с национально-культурным компонентом значения (лексика, связанная с особенностями мировосприятия и отношениями между людьми;
- слова, называющие природные явления и растения;
- слова, называющие занятия людей;
- слова, называющие музыкальные инструменты);
- распознавать русские традиционные сказочные образы, эпитеты и сравнения;
- наблюдать особенности их употребления в произведениях устного народного творчества и произведениях детской художественной л литературы;
- использовать словарные статьи учебного пособия для определения лексического значения слова;
- понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными темами;
- понимать значение фразеологических оборотов, связанных с изученными темами;
● при реализации содержательной линии «Язык в действии»:
- произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного);
- выбирать из нескольких возможных слов то слово, которое наиболее точно соответствует обозначаемому предмету или явлению реальной действительности;
- проводить синонимические замены с учётом особенностей текста;
- правильно употреблять отдельные формы множественного числа имен существительных; пользоваться учебными толковыми словарями для определения лексического значения слова;
- пользоваться орфографическим словарём для определения нормативного написания слов;
● при реализации содержательной линии «Секреты речи и текста»:
- различать этикетные формы обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации; владеть правилами корректного речевого поведения в ходе диалога; использовать коммуникативные приёмы устного общения:
- использовать в речи языковые средства для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации общения;
- анализировать информацию прочитанного и прослушанного текста: отделять главные факты от второстепенных, выделять наиболее существенные факты, устанавливать логическую связь между фактами;
- создавать тексты-повествования об участии в мастер-классах, связанных с народными промыслами;
- оценивать устные и письменные речевые высказывания с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;
- приводить объяснения заголовка текста; редактировать письменный текст с целью исправления речевых ошибок или с целью более точной передачи смысла, современных ситуациях речевого общения; использовать собственный словарный запас для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения.
Место учебного предмета в учебном плане.
На изучение родного (русского) языка отводится 34 часа (1 час в неделю).
Содержание учебного предмета
Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее (13 ч)
Слова, связанные с особенностями мировосприятия и отношений между людьми (например, правда - ложь, друг - недруг, брат - братство - побратим).
Слова, называющие природные явления и растения (например, образные названия ветра, дождя, снега; названия растений).
Слова, называющие предметы и явления традиционной русской культуры: слова, называющие занятия людей (например, ямщик, извозчик, коробейник, лавочник).
Слова, обозначающие предметы традиционной русской культуры: слова, называющие музыкальные инструменты (например, балалайка, гусли, гармонь).
Русские традиционные сказочные образы, эпитеты и сравнения (например, Снегурочка, дубрава, сокол, соловей, зорька, солнце и т. п.): уточнение значений, наблюдение за использованием в произведениях фольклора и художественной литературы.
Названия старинных русских городов, сведения о происхождении этих названий.
Проектные задания. Странички «Природного словаря». Откуда в русском языке это слово? (Приобретение опыта поиска информации о происхождении слов.) Место, в котором я живу. Улицы, связанные с профессиями, на карте моего города. И т. д.
Раздел 2. Язык в действии (8 ч)
Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов в речи).
Многообразие суффиксов, позволяющих выразить различные оттенки значения и различную оценку, как специфическая особенность русского языка (например, книга, книжка, книжечка, книжица, книжонка, книжища; заяц, зайчик, зайчонок, зайчишка, заинька и т. п.) (на практическом уровне).
Специфика грамматических категорий русского языка (например, категории рода, числа имён существительных). Существительные, имеющие только форму единственного или только форму множественного числа (в рамках изученного). Практическое овладение нормами
употребления отдельных грамматических форм имён существительных (например, форм родительного падежа множественного числа). Практическое овладение нормами правильного и точного употребления предлогов с пространственным значением, образования предложно-падежных форм существительных.
Совершенствование навыков орфографического оформления текста.
Раздел 3. Секреты речи и текста (12 ч)
Особенности устного выступления.
Создание текстов-повествований: о путешествии по городам; об участии в мастер-классах, связанных с народными промыслами.
Создание текстов-рассуждений с использованием различных способов аргументации (в рамках изученного).
Редактирование предложенных текстов с целью совершенствования их содержания и формы (в пределах изученного в основном курсе).
Языковые особенности текстов фольклора и художественных текстов или их фрагментов (народных и литературных сказок, рассказов, загадок, пословиц, притч и т. п.).
Резерв учебного времени (1 ч)
Тематическое планирование
№ п/п | Название блока/раздела/ модуля | Тема с учётом Программы воспитания | Кол-во часов |
1. | Русский язык: прошлое и настоящее | Где путь прямой, там не езди по кривой. Международный день распространения грамотности. | 1 |
Кто друг прямой, тот брат родной | 1 | ||
Дождик вымочит, а красно солнышко высушит | 2 | ||
Сошлись два друга – мороз да вьюга | 2 | ||
Ветер без крыльев летает | 1 | ||
Какой лес без чудес | 1 | ||
Дело мастера боится | 2 | ||
Заиграйте, мои гусли… | 1 | ||
Что ни город, то норов | 1 | ||
У земли ясно солнце, у человека – слово | 1 | ||
2. | Секреты речи и текста | Представление проектных заданий и результатов мини-исследований, выполненных при изучении раздела «Русский язык: прошлое и настоящее» | 2 |
3. | Язык в действии | Для чего нужны суффиксы? | 2 |
Какие особенности рода имён существительных есть в русском языке? | 1 | ||
Все ли имена существительные «умеют» изменяться по числам? | 2 | ||
Как изменяются имена существительные во множественном числе? | 1 | ||
Зачем в русском языке такие разные предлоги? | 1 | ||
Творческая проверочная работа «Что нового мне удалось узнать об особенностях русского языка» | 1 | ||
4. | Секреты речи и текста | Создаём тексты-рассуждения | 2 |
Учимся редактировать тексты | 5 | ||
Создаём тексты-повествования | 2 | ||
Представление проектных заданий, выполненных при изучении раздела «Секреты речи и текста» | 1 | ||
Резерв | 1 | ||
34 ч |
Приложение 1
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Дата проведения | Тема урока (с учетом Программы воспитания) | Тип урока | Планируемые результаты | Виды учебной деятельности | |||
предметные | метапредметные | личностные | ||||||
План | Факт | |||||||
1 | 02.09 | Русский язык: прошлое и настоящее Где путь прямой, там не езди по кривой. Международный день распространения грамотности. | Урок «открытия» нового знания | распознавать слова с национально-культурным компонентом значения (лексика, связанная с особенностями мировосприятия и отношениями между людьми | Р.: - принимать и сохранять цель и учебную задачу, соответствующую этапу обучения (определённому этапу урока), с помощью учителя; П.: - пользоваться учебными толковыми словарями для определения лексического значения слова; К.: - владеть различными приёмами слушания научно-познавательных и художественных текстов об истории языка и о культуре русского народа | - формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества. | Анализировать речевую модель общения. Контролировать и корректировать своё высказывание. Использовать в общении вспомогательные средства. Слушать речь собеседника. Говорить связно, выразительно, чётко, понятно. Сравнивать слова по значению и форме (синонимы, антонимы и др.) Находить в учебниках и других книгах необходимую информацию | |
2 | 09.09 | Кто друг прямой, тот брат родной | Урок «открытия» нового знания | - распознавать слова с национально-культурным компонентом значения (лексика, связанная с особенностями мировосприятия и отношениями между людьми; - слова, называющие занятия людей | Р.: - понимать выделенные ориентиры (в понимать выделенные ориентиры действий (в заданиях учебника, в справочном материале учебника – в памятках) при работе с учебным материалом; понимать выделенные ориентиры действий (в заданиях учебника, в справочном материале учебника – в памятках) при работе с учебным материалом; П.: - выделять существенную информацию из читаемых текстов; К.: - владеть различными приёмами слушания научно-познавательных и художественных текстов об истории языка и о культуре русского народа | - положительное отношение к урокам русского языка; - уважительное отношение к русскому языку как родному языку русского народа и языкам, на которых говорят другие народы; - интерес к языковой и речевой деятельности. | ||
3 | 16.09 | Дождик вымочит, а красно солнышко высушит | Урок «открытия» нового знания | распознавать слова с национально-культурным компонентом значения (лексика, связанная с особенностями мировосприятия и отношениями между людьми; - слова, называющие природные явления и растения. | Р.: - в коллективном диалоге ставить конкретную учебную задачу; адекватно оценивать правильность выполнения своих учебных действий; П.: - пользоваться учебными толковыми словарями для определения лексического значения слова; К.: - прогнозировать содержание текста по ориентировочным основам (заголовку, пунктам плана); озаглавливать текст; - задавать вопросы, уточняя непонятное в тексте. | - представления о многообразии окружающего мира, некоторых духовных традициях русского народа; | Составлять диалоги, основанные на известных учащимся правилах продуктивного общения. | |
4 | 23.09 | Дождик вымочит, а красно солнышко высушит | Урок рефлексии | |||||
5 | 30.09 | Сошлись два друга – мороз да вьюга | Урок «открытия» нового знания | - распознавать слова с национально-культурным компонентом значения (лексика, связанная с особенностями мировосприятия и отношениями между людьми; - слова, называющие природные явления и растения; - распознавать русские традиционные сказочные образы, эпитеты и сравнения. | Р.: - осуществлять само и взаимопроверку, используя способ сличения своей работы с заданным эталоном; - вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные при списывании, письме по памяти. П.: - осуществлять синтез как составление целого из частей (составление предложений); К.: - владеть различными приёмами слушания научно-познавательных и художественных текстов об истории языка и о культуре русского народа | - представления о многообразии окружающего мира, некоторых духовных традициях русского народа; | Выбирать языковые средства в зависимости от ситуации общения. Следить за чёткостью дикции, громкостью голоса, интонацией. Писать в соответствии с требованиями правил каллиграфии. Объяснять значение правильного написания слова. | |
6 | 07.10 | Сошлись два друга – мороз да вьюга | Урок рефлексии | |||||
7 | 14.10 | Ветер без крыльев летает | Урок «открытия» нового знания | - распознавать слова с национально-культурным компонентом значения (лексика, связанная с особенностями мировосприятия и отношениями между людьми; - слова, называющие природные явления и растения; - использовать словарные статьи учебного пособия для определения лексического значения слова. | Р.: - соотносить части прочитанного или прослушанного текста: - устанавливать причинно-следственные отношения этих частей, логические связи между абзацами текста; - приводить объяснения заголовка текста; П.: - выделять существенную информацию из читаемых текстов; К.: - прогнозировать содержание текста по ориентировочным основам (заголовку, пунктам плана); озаглавливать текст; - задавать вопросы, уточняя непонятное в тексте. | - представления о многообразии окружающего мира, некоторых духовных традициях русского народа; | Составлять диалоги, основанные на известных учащимся правилах продуктивного общения. | |
8 | 21.10 | Какой лес без чудес | Урок «открытия» нового знания | - распознавать слова с национально-культурным компонентом значения (лексика, связанная с особенностями мировосприятия и отношениями между людьми; - слова, называющие природные явления и растения. | Р.: - осуществлять само и взаимопроверку, используя способ сличения своей работы с заданным эталоном; - вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные при списывании, письме по памяти. П.: - пользоваться учебными толковыми словарями для определения лексического значения слова; К.: - прогнозировать содержание текста по ориентировочным основам (заголовку, пунктам плана); озаглавливать текст; - задавать вопросы, уточняя непонятное в тексте. | - представления о многообразии окружающего мира, некоторых духовных традициях русского народа; - положительное отношение к урокам русского языка; - уважительное отношение к русскому языку как родному языку русского народа и языкам, на которых говорят другие народы; - интерес к языковой и речевой деятельности. | Записывать под диктовку слова без ошибок, пропусков и искажений. Каллиграфически правильно списывать слова, предложения и тексты. | |
9 | 28.10 | Дело мастера боится | Урок «открытия» нового знания | - распознавать слова с национально-культурным компонентом значения (лексика, связанная с особенностями мировосприятия и отношениями между людьми; - слова, называющие занятия людей; - использовать словарные статьи учебного пособия для определения лексического значения слова. | Р.: -в коллективном диалоге ставить конкретную учебную задачу; - адекватно оценивать правильность выполнения своих учебных действий; П.: - выделять существенную информацию из читаемых текстов; - осуществлять синтез как составление целого из частей (составление предложений); К.: - владеть различными приёмами слушания научно-познавательных и художественных текстов об истории языка и о культуре русского народа | - представления о многообразии окружающего мира, некоторых духовных традициях русского народа; - уважительное отношение к русскому языку как родному языку русского народа и языкам, на которых говорят другие народы; - интерес к языковой и речевой деятельности. | Записывать под диктовку слова без ошибок, пропусков и искажений. Каллиграфически правильно списывать слова, предложения и тексты. | |
10 | 11.11 | Дело мастера боится | Урок рефлексии | |||||
11 | 18.11 | Заиграйте, мои гусли… | Урок «открытия» нового знания | - распознавать слова с национально-культурным компонентом значения (лексика, связанная с особенностями мировосприятия и отношениями между людьми; - слова, называющие музыкальные инструменты; - использовать словарные статьи учебного пособия для определения лексического значения слова. | Р.: - намечать действия при работе в паре, составлять простой план действий при написании творческой работы, создании проектов; - объяснять, какой способ действий был использован для выполнения задания, как работали; П.: - пользоваться учебными толковыми словарями для определения лексического значения слова; - выделять существенную информацию из читаемых текстов; К.: - прогнозировать содержание текста по ориентировочным основам (заголовку, пунктам плана); озаглавливать текст; - задавать вопросы, уточняя непонятное в тексте. | - представления о многообразии окружающего мира, некоторых духовных традициях русского народа; - уважительное отношение к русскому языку как родному языку русского народа и языкам, на которых говорят другие народы; - интерес к языковой и речевой деятельности. | Сравнивать слова по значению и форме (синонимы, антонимы и др.). Находить в учебниках и других книгах необходимую информацию | |
12 | 25.11 | Что ни город, то норов | Урок «открытия» нового знания | - распознавать слова с национально-культурным компонентом значения (лексика, связанная с особенностями мировосприятия и отношениями между людьми | Р.: - объяснять, какой способ действий был использован для выполнения задания, как работали; П.: - осуществлять синтез как составление целого из частей (составление предложений); К.: - прогнозировать содержание текста по ориентировочным основам (заголовку, пунктам плана); озаглавливать текст; - задавать вопросы, уточняя непонятное в тексте. | - представления о многообразии окружающего мира, некоторых духовных традициях русского народа; - положительное отношение к урокам русского языка; - уважительное отношение к русскому языку как родному языку русского народа и языкам, на которых говорят другие народы. | Сравнивать слова по значению и форме (синонимы, антонимы и др.). Находить в учебниках и других книгах необходимую информацию. | |
13 | 02.12 | У земли ясно солнце, у человека – слово | Урок «открытия» нового знания | - распознавать русские традиционные сказочные образы, эпитеты и сравнения; - наблюдать особенности их употребления в произведениях устного народного творчества и произведениях детской художественной литературы. | Р.: - вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные при списывании, письме по памяти. П.: - выделять существенную информацию из читаемых текстов; К.: - владеть различными приёмами слушания научно-познавательных и художественных текстов об истории языка и о культуре русского народа | - представления о многообразии окружающего мира, некоторых духовных традициях русского народа; - уважительное отношение к русскому языку как родному языку русского народа и языкам, на которых говорят другие народы; - интерес к языковой и речевой деятельности. | Находить в тексте слова с изученными орфограммами. Объяснять изученные орфограммы. Использовать алгоритм проверки орфограмм. Выбирать языковые средства в зависимости от ситуации общения. Следить за чёткостью дикции, громкостью голоса, интонацией. Писать в соответствии с требованиями правил каллиграфии. Объяснять значение правильного написания слова. | |
14 | 09.12 | Секреты речи и текста Представление проектных заданий и результатов мини-исследований, выполненных при изучении раздела «Русский язык: прошлое и настоящее» | Урок развивающего контроля | - наблюдать особенности их употребления в произведениях устного народного творчества и произведениях детской художественной литературы; - понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными темами; - понимать значение фразеологических оборотов, связанных с изученными темами | Р.: намечать действия при работе в паре, составлять простой план действий при написании творческой работы, создании проектов; П.: - выделять существенную информацию из читаемых текстов; К.: - различать этикетные формы обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации. | - представления о многообразии окружающего мира, некоторых духовных традициях русского народа; - первоначальных навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в процессе выполнения совместной учебной деятельности на уроке и в проектной деятельности. | Выбирать языковые средства в зависимости от ситуации общения. Следить за чёткостью дикции, громкостью голоса, интонацией. Писать в соответствии с требованиями правил каллиграфии. Объяснять значение правильного написания слова. | |
15 | 16.12 | Представление проектных заданий и результатов мини-исследований, выполненных при изучении раздела «Русский язык: прошлое и настоящее» | Урок развивающего контроля | Р.: намечать действия при работе в паре, составлять простой план действий при написании творческой работы, создании проектов; П.: выделять существенную информацию из читаемых текстов; К.: различать этикетные формы обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации. | - первоначальных навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в процессе выполнения совместной учебной деятельности на уроке и в проектной деятельности. | Выбирать языковые средства в зависимости от ситуации общения. Следить за чёткостью дикции, громкостью голоса, интонацией. Писать в соответствии с требованиями правил каллиграфии. Объяснять значение правильного написания слова. | ||
16 | 23.12 | Язык в действии Для чего нужны суффиксы? | Урок «открытия» нового знания | Многообразие суффиксов, позволяющих выразить различные оттенки значения и различную оценку, как специфическая особенность русского языка | Р.: - осознавать цели и задачи раздела курса; - адекватно оценивать правильность выполнения своих учебных действий; П.: - осуществлять синтез как составление целого из частей (составление предложений); - находить, сравнивать, классифицировать: орфограммы в значимых частях слова, словосочетания, части речи; К.: - прогнозировать содержание текста по ориентировочным основам (заголовку, пунктам плана); озаглавливать текст; - задавать вопросы, уточняя непонятное в тексте. | - положительное отношение к урокам русского языка; - интерес к языковой и речевой деятельности. | Находить в тексте слова с изученными орфограммами. Объяснять изученные орфограммы. Использовать алгоритм проверки орфограмм. | |
17 | 13.01 | Для чего нужны суффиксы? | Урок рефлексии | |||||
18 | 20.01 | Какие особенности рода имён существительных есть в русском языке? | Урок «открытия» нового знания | - выбирать из нескольких возможных слов то слово, которое наиболее точно соответствует обозначаемому предмету или явлению реальной действительности | Р.: - осознавать цели и задачи раздела курса; - адекватно оценивать правильность выполнения своих учебных действий; П.: - осуществлять синтез как составление целого из частей (составление предложений); - находить, сравнивать, классифицировать: орфограммы в значимых частях слова, словосочетания, части речи; К.: - прогнозировать содержание текста по ориентировочным основам (заголовку, пунктам плана); озаглавливать текст. | - положительное отношение к урокам русского языка; - интерес к языковой и речевой деятельности. | Находить в тексте слова с изученными орфограммами. Объяснять изученные орфограммы. Использовать алгоритм проверки орфограмм. Определять части речи по обобщённому значению предметности, действия, признака и по вопросам, правильно использовать их в речи. | |
19 | 27.01 | Все ли имена существительные «умеют» изменяться по числам? | Урок «открытия» нового знания | - произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного); - правильно употреблять отдельные формы множественного числа имен существительных; пользоваться учебными толковыми словарями для определения лексического значения слова. | Р.: -в коллективном диалоге ставить конкретную учебную задачу; - адекватно оценивать правильность выполнения своих учебных действий; П.: - выделять существенную информацию из читаемых текстов; - находить, сравнивать, классифицировать: орфограммы в значимых частях слова, словосочетания, части речи; К.: - прогнозировать содержание текста по ориентировочным основам (заголовку, пунктам плана); озаглавливать текст. | - положительное отношение к урокам русского языка; - интерес к языковой и речевой деятельности. | Находить в тексте слова с изученными орфограммами. Объяснять изученные орфограммы. Использовать алгоритм проверки орфограмм. Определять части речи по обобщённому значению предметности, действия, признака и по вопросам, правильно использовать их в речи. | |
20 | 03.02 | Все ли имена существительные «умеют» изменяться по числам? | Урок рефлексии | |||||
21 | 10.02 | Как изменяются имена существительные во множественном числе? | Урок «открытия» нового знания | Р.: - осуществлять само и взаимопроверку, используя способ сличения своей работы с заданным эталоном; - вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные при списывании, письме по памяти. П.: - осуществлять синтез как составление целого из частей (составление предложений); К.: - адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач (обратиться с просьбой, поздравить). | - формирование внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к школе; - положительного отношения к урокам русского языка. | Находить в тексте слова с изученными орфограммами. Объяснять изученные орфограммы. Использовать алгоритм проверки орфограмм. Определять части речи по обобщённому значению предметности, действия, признака и по вопросам, правильно использовать их в речи. | ||
22 | 17.02 | Зачем в русском языке такие разные предлоги? | Урок «открытия» нового знания | - Практическое овладение нормами правильного и точного употребления предлогов, образования предложно-падежных форм существительных. | Р.: - осознавать цели и задачи раздела курса; - приводить объяснения заголовка текста; П.: - осуществлять синтез как составление целого из частей (составление предложений); - находить, сравнивать, классифицировать: орфограммы в значимых частях слова, словосочетания, части речи; К.: - адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач (обратиться с просьбой, поздравить). | - формирование внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к школе; - положительного отношения к урокам русского языка. | Находить в тексте слова с изученными орфограммами. Объяснять изученные орфограммы. Использовать алгоритм проверки орфограмм. | |
23 | 24.02 | Творческая проверочная работа «Что нового мне удалось узнать об особенностях русского языка» | Урок развивающего контроля | - выбирать из нескольких возможных слов то слово, которое наиболее точно соответствует обозначаемому предмету или явлению реальной действительности; - проводить синонимические замены с учётом особенностей текста; - правильно употреблять отдельные формы множественного числа имен существительных; пользоваться учебными толковыми словарями для определения лексического значения слова; - пользоваться орфографическим словарём для определения нормативного написания слов. | Р.: - намечать действия при работе в паре, составлять простой план действий при написании творческой работы, создании проектов; - вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные при списывании, письме по памяти. П.: - выделять существенную информацию из читаемых текстов; К.: - адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач (обратиться с просьбой, поздравить); - различать этикетные формы обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации. | - формирование интереса к языковой и речевой деятельности; - первоначальных навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в процессе выполнения совместной учебной деятельности на уроке и в проектной деятельности. | Выбирать языковые средства в зависимости от ситуации общения. Следить за чёткостью дикции, громкостью голоса, интонацией. Писать в соответствии с требованиями правил каллиграфии. Объяснять значение правильного написания слова. | |
24 | 03.03 | Секреты речи и текста Создаём тексты-рассуждения | Урок «открытия» нового знания | - приводить объяснения заголовка текста; редактировать письменный текст с целью исправления речевых ошибок или с целью более точной передачи смысла, современных ситуациях речевого общения; - использовать собственный словарный запас для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения. | Р.: оценивать устные и письменные речевые высказывания с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления; П.: - пользоваться учебными толковыми словарями для определения лексического значения слова; К.: использовать коммуникативные приёмы устного общения: убеждение, уговаривание, похвала, просьба, извинение, поздравление. | - формирование внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к школе; - положительного отношения к урокам русского языка. | Выбирать языковые средства в зависимости от ситуации общения. Следить за чёткостью дикции, громкостью голоса, интонацией. Писать в соответствии с требованиями правил каллиграфии. Объяснять значение правильного написания слова. | |
25 | 10.03 | Создаём тексты-рассуждения | Урок рефлексии | |||||
26 | 17.03 | Учимся редактировать тексты | Урок «открытия» нового знания | - анализировать информацию прочитанного и прослушанного текста: отделять главные факты от второстепенных, выделять наиболее существенные факты, устанавливать логическую связь между фактами; - оценивать устные и письменные речевые высказывания с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления. | Р.: - оценивать устные и письменные речевые высказывания с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления; - редактировать письменный текст с целью исправления речевых ошибок или с целью более точной передачи смысла; П.: - выделять существенную информацию из читаемых текстов; К.: - прогнозировать содержание текста по ориентировочным основам (заголовку, пунктам плана); озаглавливать текст; - задавать вопросы, уточняя непонятное в тексте; - адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач (обратиться с просьбой, поздравить). | - формирование интереса к языковой и речевой деятельности. | Анализировать речевую модель общения. Контролировать и корректировать своё высказывание. Использовать в общении вспомогательные средства. Слушать речь собеседника. Говорить связно, выразительно, чётко, понятно. Составлять диалоги, основанные на известных учащимся правилах продуктивного общения. | |
27 | 31.03 | Учимся редактировать тексты | Урок рефлексии | |||||
28 | 07.04 | Учимся редактировать тексты | Урок рефлексии | |||||
29 | 14.04 | Учимся редактировать тексты | Урок рефлексии | |||||
30 | 21.04 | Учимся редактировать тексты | Урок методологической направленности | |||||
31 | 28.04 | Создаём тексты-повествования | Урок «открытия» нового знания | - создавать тексты-повествования об участии в мастер-классах, связанных с народными промыслами; - использовать в речи языковые средства для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации общения. | Р.: - оценивать устные и письменные речевые высказывания с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления; П.: - находить, сравнивать, классифицировать: орфограммы в значимых частях слова, словосочетания, части речи; К.: использовать коммуникативные приёмы устного общения: убеждение, уговаривание, похвала, просьба, извинение, поздравление. | - формирование интереса к языковой и речевой деятельности; - представления об этических чувствах (доброжелательности, сочувствия, сопереживания, отзывчивости, любви ко всему живому на Земле и др.). | Излагать письменно содержание повествовательного текста по данным вопросам или коллективно составленному плану. | |
32 | 05.05 | Создаём тексты-повествования | Урок рефлексии | |||||
33 | 12.05 | Представление проектных заданий, выполненных при изучении раздела «Секреты речи и текста» | Урок развивающего контроля | - приводить объяснения заголовка текста; редактировать письменный текст с целью исправления речевых ошибок или с целью более точной передачи смысла, современных ситуациях речевого общения; использовать собственный словарный запас для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения. | Р.: намечать действия при работе в паре, составлять простой план действий при написании творческой работы, создании проектов; П.: - пользоваться орфографическим словарём для определения нормативного написания слов; - свободно ориентироваться в книге, используя информацию форзацев, оглавления, справочного бюро; К.: - соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (обращение, вежливые слова); - использовать в речи языковые средства для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации общения. | - первоначальных навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в процессе выполнения совместной учебной деятельности на уроке и в проектной деятельности. | Выбирать языковые средства в зависимости от ситуации общения. Следить за чёткостью дикции, громкостью голоса, интонацией. Писать в соответствии с требованиями правил каллиграфии. Объяснять значение правильного написания слова. | |
34 | 19.05 | Резерв |
Приложение 2
Перечень оценочных средств
Изложение и сочинение
В 1-4-х классах проводятся работы с целью проверки умения учащихся связно излагать мысли в письменной форме: обучающие изложения и сочинения. На эти работы рекомендуется отводить не менее одного часа. Объем текстов изложений должен примерно на 15-20 слов больше объема текстов диктантов. В 4 классе вводятся элементы описания и рассуждения.
Основными критериями оценки изложений (сочинений) являются достаточно полное, последовательное воспроизведение текста (в изложении), создание текста (в сочинениях), речевое оформление: правильное употребление слов и построение словосочетаний, предложений, орфографическая грамотность. Сочинения и изложения в начальной школе носят обучающий характер. При проверке творческих работ учащихся учитель ставит две отметки: за содержание, речевое оформление и за грамотность (5/4).
Оценки | Содержание и речевое оформление | Грамотность |
«5» | Ставится за изложение, в котором фактический материал изложен логично, последовательно, полностью передан смысл текста; за сочинение, в котором полностью раскрыта тема, определена и ярко выражена основная мысль текста. Предложения построены в соответствии с синтаксической нормой, точно и правильно подобраны слова. Допускается наличие одной негрубой речевой ошибки. | Допускается несколько исправлений |
«4» | Ставится за работу, в которой достаточно полно раскрыто содержание, соблюдается логика и последовательность изложения мысли. В работе допущено не более трех содержательных или речевых ошибок. | Допускается 3 орфографических ошибки, 1 пунктуационная |
«3» | Ставится за работу при недостаточно полном раскрытии темы, нарушении логики и последовательности изложения мысли. Допускается наличие 4-6 содержательных или речевых ошибок. | Допускаются 4 – 6 орфографических, 2 пунктуационные ошибки |
«2» | Ставится, если в работе имеются значительные отступления от авторского текста (изложение), от темы (сочинение): пропуск важных эпизодов, главной части, основной мысли и др., нарушена последовательность изложения мыслей, отсутствует связь между частями, отдельными предложениями, крайне однообразен словарь. | Допущены более 6 ошибок, 3-5 исправлений |
Учитывая, что изложения и сочинения в начальных классах носят обучающий характер, неудовлетворительные оценки выставляются только при проведении итоговых контрольных изложений. Обучающие изложения и сочинения выполняются в классе под руководством учителя.
Исправление ошибок.
Учитель исправляет ошибки в работах учащихся следующим образом:
- неправильно написанную букву или пунктуационный знак, часть слова или предложения зачеркивает. Вместо зачеркнутого записываются необходимые буквы, слова и предложения. Неправильно написанное в скобки не берется;
- речевые и содержательные ошибки подчеркиваются волнистой линией.
Ошибки отмечаются учителем на полях условными знаками:
I – орфографическая;
V – пунктуационная;
С – ошибка в содержании;
Р – речевая ошибка.
Ошибки на неизученные правила исправляются, но не отмечаются на полях.
Классификация ошибок в содержании.
Композиционные ошибки:
- несоответствие изложения, сочинения плану;
- неоправданное нарушение последовательности в изложении событий, фактов, наблюдений.
Логические ошибки:
- пропуск необходимых слов, существенных фактов или признаков описываемого предмета;
- нарушение логической последовательности и обоснованности;
- употребление в одном ряду понятий разных уровней;
- нелепые, парадоксальные суждения.
Классификация речевых ошибок.
Лексико-стилистические (словарные) ошибки:
- необоснованное повторение одних и тех же слов;
- употребление слова в неточном и несвойственном ему значении в результате непонимания значения слова или его оттенков;
- нарушение общепринятой сочетаемости слов;
- употребление слов без учета их эмоционально – экспрессивной или оценочной окраски;
- употребление диалектных слов и просторечий.
Морфолого-стилистические ошибки:
- ошибки в словообразовании (детское словотворчество);
- употребление диалектных или просторечных форм;
- пропуск морфем (суффиксов, постфиксов);
- образование формы множественного числа тех существительных, которые употребляются только в единственном числе.
Синтаксико-стилистические ошибки (ошибки в словосочетаниях и предложениях):
- нарушение управления;
- нарушение согласования;
- неудачный порядок слов в предложении, приводящий к искажению смысла;
- нарушение смысловой связи между местоимениями и теми словами, на которые они указывают или заменяют;
- двойное выражение подлежащего в одном предложении (именем существительным и местоимением);
- употребление глаголов в не соотнесенных временных и видовых формах в случаях, когда необходимо употребление одного и того же времени и вида;
- неумение находить границы предложений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по курсу «Русский язык» Класс: 4«Б» Ф.И.О. педагога: Матюшенкова А.В
Рабочая программа учебного курса по русскому языку для 4 класса составлена на основе программы начального общего образования по русскому языку для обучающихся четвёртого класса общеобразовательных шк...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА «РУССКИЙ ЯЗЫК» 3 класс на основе авторской программы В.П. Канакиной, В. Г. Горецкого образовательная программа «ШКОЛА РОССИИ» с КТП
Рабочая программа разработана в соответствии с законом «Об образовании РФ», с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, ...
Рабочая программа по курсу «Русский язык» для 1-4 класса «Школа России»Рабочая программа по курсу «Русский язык» для 1-4 класса «Школа России»
Программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС...
Рабочая программа_Родной язык (русский)_3 класс
Рабочая программа по родному русскому языку для 3 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержде...
Рабочие программы для 2 и 4 класса программы внеурочной деятельности у рок русского языка 4 класс
Содержатся программы с прописанными УУД...
Рабочая программа по предмету «Русский язык». Рабочая программа по предмету "Русский родной язык»
образовательная программа...