Урок русского языка 2 класс (УМК "Школа России")
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

 

Тема

 

Родственные, однокоренные слова. Работа со словарём однокоренных слов учебника.

Педагогическая цель

Способствовать формированию умения объяснять лексическое значение слов, однокоренные слова; создать условия для отработки умений выделять корень в однокоренных словах, пользоваться справочной информацией; ознакомить со словарным словам: сахар.

Тип урока

Изучение нового материала.

Планируемые результаты (предметные)

Овладевают первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических,
грамматических, орфографических) и правилах речевого этикета.

 

Личностные результаты

Проявляют познавательный интерес к изучению русского языка.

Универсальные учебные действия (метапредметные)

Регулятивные: владеют способностью принимать и сохранять учебную задачу.

Познавательные: общеучебные- извлекают необходимую информацию из справочной литературы ; логические- осуществляют анализ, сравнение, обобщение при выделении в словах корня, классификацию слов.

Коммуникативные: оформляют диалогические высказывания в соответствии с требованиями речевого этикета.

Образовательные ресурсы

Учебник, рабочая тетрадь, наглядный материал, мультимедия, оценочный лист.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 2.doc218 КБ

Предварительный просмотр:

                                                             

                                                        Урок русского языка 2 класс (УМК Школа России)

Тема

Родственные, однокоренные слова. Работа со словарём однокоренных слов учебника.

Педагогическая цель

Способствовать формированию умения объяснять лексическое значение слов, однокоренные слова; создать условия для отработки умений выделять корень в однокоренных словах, пользоваться справочной информацией; ознакомить со словарным словам: сахар.

Тип урока

Изучение нового материала.

Планируемые результаты (предметные)

Овладевают первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических,
грамматических, орфографических) и правилах речевого этикета.

Личностные результаты

Проявляют познавательный интерес к изучению русского языка.

Универсальные учебные действия (метапредметные)

Регулятивные: владеют способностью принимать и сохранять учебную задачу.

Познавательные: общеучебные- извлекают необходимую информацию из справочной литературы ; логические- осуществляют анализ, сравнение, обобщение при выделении в словах корня, классификацию слов.

Коммуникативные: оформляют диалогические высказывания в соответствии с требованиями речевого этикета.

Образовательные ресурсы

Учебник, рабочая тетрадь, наглядный материал, мультимедия, оценочный лист.

Этап урока

Методы и приемы работы

Форма организации учебной деятельности (Ф-фронтальная, И-индивидуальная, П-парная, Г-групповая)

Содержание взаимодействия с учащимися

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I.Организационный момент.

Содействовать установлению нормального рабочего настроя у школьников и готовности к сотрудничеству.

Словесный

Ф

1.Приветствие.

2.Эмоциональный настрой.

-Здравствуйте ребята

Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок?

Всё ль в порядке

Книжка, ручка и тетрадь?

Проверили? Садитесь!

И с усердием трудитесь!

-приветствие, фиксация отсутствующих;

-проверка подготовленности помещения к занятию;

-организация внимания школьников;

-раскрытие общей цели урока и плана его проведения

-приветствие учителя;

-готовность к уроку

II.Сообщение цели и темы урока.

Обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими целей урока.

Словесный

1.Актуализация субъективного опыта учащихся (личностных смыслов, опорных знаний и способов действий, ценностных отношений)

-Сегодня на уроке мы будем продолжать изучение тему: <<Родственные, однокоренные слова>>.

-А также мы будем осуществлять работу со словарём.

- сообщение учащимся цели учебного занятия;

-сообщение темы учебного занятия.

III.Словарная работа.

1.Обеспечить усвоение учащимися знаний и способов действий на уровне применения их в разнообразных ситуациях.

2.Обеспечить формирование у учащихся умений самостоятельно применять знания в разнообразных ситуациях.

Словесный

Ф,И

1.Отгадывание загадки.

2.Анализ слова сахар.

3.Подбор однокоренных слов.

4.Работа с предложением.

-Сейчас я вам задам загадку, отгадав её вы узнаете новое словарное слово.(Сахар). (Слайд 1)

-Как вы думаете, что такое сахар?(Сахар- это питательное вещество,которое необходимо организму).

-Давайте мы прочитаем, что такое на самом деле сахар. (Слайд 2)

-Произнесите слово по слогам.(Са-хар)

-Произнесите слово с ударением. На какой слог падает ударение?(сахар, ударение падает на первый слог)

-Какая буква ударная, а какая безударная?(ударная первая буква а, безударная вторая буква а).

-Запишите слово с комментированием.(пишут и комментируют.

-Подберите однокоренные слова.

Пример:

Час – часок, лист – листок, дворик – дворник.

-На слайде написано предложение. Запишите его в тетрадь, а один человек выйдет и разберёт по главным членам предложения. (Слайд 3).

Сахар добавляют в сладости.

-организация деятельности учащихся по применению знаний в измененных и новых ситуациях

-правильность, полнота, осознанность, действенность знаний учащихся;

-самостоятельность учащихся в выполнении заданий;

-углубление знаний и способов действий учащихся.

IV.Изучение нового материала.

1.Обеспечить восприятие, осмысление и первичное усвоение учащимися изучаемого материала( существенных признаков, понятий, знаков, теорий и пр.; правил и построенных на их основе алгоритмов).

2.Содействовать усвоению учащимися способов, которые привели к определенному выводу (обобщению).

3.Создать содержательные и организационные условия учащимися методики воспроизведения изучаемого материала.

Словесный,

наглядный

Ф,И.

1.Выполнение упражнения 92.

- Откройте учебник на странице 64.

-Прочитайте упражнение 92.

-Запишите слова.

-Как найти корень в слове? (откройте памятку на странице 132).

-Выделите в каждом слове корень.

-Найдите любое из этих слов в словаре однокоренных слов учебника (стр. 135).

-Запишите всю группу однокоренных слов.

-Выделите в них корень.

Упражнение 92.

Звёздочка, тигрята, звонок, светить.

1.Звезда, звёздочка,звёздный,беззвёздный.

-организация внимания учащихся;

-сообщение основной идеи изучаемого материала (принципа, правила, закона и пр.);

- обеспечение метода исследования изучаемых знаний, способов и средств, которые привели к сделанным выводам;

- обеспечение усвоения методики воспроизведения изучаемого материала (с чего и как начинать, к чему переходить и как аргументировать выводы).

-качество ответов учащихся;

-усвоение учащимися знаний и способов действия, осознанность ответов в процессе беседы и выполнения заданий, а также активное участие класса в подведении итогов беседы.

V .Физминутка

Сохранение и укрепление здоровья, снятие усталости.

Ф

-Я читаю слова, а вы выполняете движения. Буратино потянулся,

Раз - нагнулся,

Два – нагнулся,

Три – нагнулся.

Руки в стороны развёл,

Ключик, видно, не нашёл.

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать.

-Ставит целевую установку на выполнение движений.

-Выполняют упражнения по музыку.

VI. . Закрепление  изученного материала.

1.Обеспечить закрепление в памяти учащихся знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу.

2.Обеспечить в ходе закрепления повышение уровня осмысления изученного материала, глубины его понимания.

Словесный,

наглядный.

Ф,И

1.Игра «Собери листочки».

2.Самостоятельная работа.

-Давайте повторим, что такое корень?(корень- это главная часть слова)

-Приведите свои слово и назовите корень этого слова.(Двор, дворик, ягода)

-Что такое родственные слова?(родственные слова- это слова, содержащие один и тот же корень и имеют одно значение)

http://festival.1september.ru/articles/530102/img.gif

Рисунок.

Что же ветер натворил? 
Все деревья оголил.
Сколько листиков кругом…
Мы сейчас их соберём.

- С двух деревьев ветер сорвал листья и разбросал их по поляне.

- Угадайте, с какого дерева упали листья?

-Не забудьте, что у слов, написанных на листьях, такие же корни, как у деревьев.

-Запишите  в два столбика, то что относится к слову вода в первый столбик, а во второй который относится к слову водить.

1дерево. Водолаз

 

2дерево. Водитель

                Водоём

 

                  провод

               водопой

 

                  проводок

               половодье

 

                Заводной

 -Что интересного вы заметили?

(Разное значение слов)

-Откройте учебник на странице 63.

-Прочитайте задание.

-Найдите однокоренные слова.

-По каким признакам вы будите искать однокоренные слова?

-Запишите слова по группам в три столбика, работайте в парах.

-Обозначьте в словах корень.

Упражнение 90

1.Море          

   Моряк        

   Морской    

2.Светить

   Свет

   Светлый

3.Беленький

   Белый

   Белеет

-Проверим ваши записи.

-организация деятельности учащихся по воспроизведению существенных признаков изученных познавательных объектов;

-организация деятельности учащихся по отработке изученных знаний и способов действий посредством их применения в ситуациях по образцу и измененных ситуациях;

-закрепление методики изучения нового материала;

- закрепление методики ответа при очередной проверки знаний;

- отработка логики алгоритма изученных правил.

-умение учащихся соотносить между собой факты, понятия, правила и идеи;

-умение распознавать и воспроизводить изученные познавательные объекты;

-умение воспроизводить алгоритмы и пользоваться ими в стандартных и измененных ситуациях;

-прочность знаний.

VII. Подведение итогов.

1.Обеспечить формирование целостной системы ведущих знаний учащихся.

2.Обеспечить усвоение учащимися внутрипредметных и межпредметных знаний.

3.Обеспечить формирование у школьников обобщенных понятий.

Словесный

Ф,И

-С каким словарным словом вы сегодня познакомились? (сахар)

-Что такое однокоренные слова? (это слова, содержащие один и тот же корень и имеют одно значение)

-организация деятельности учащихся по переводу отдельных знаний и способов действий в целостные системы знаний и умений

-построение структурно-логических схем изученной темы;

-использование вопросов, требующих классификации изученных познавательных объектов.

-активная и продуктивная деятельность учащихся по включению части в целом, классификации и систематизации знаний;

-выявление учащимися внутрипредметных и межпредметных связей;

-выделение мировоззренческих идей.

VIII.Рефлексия.

Словесный

Ф,И.

- Какие задания вам больше всего запомнились?

- Ну что, ребята, отметьте понравился вам урок или нет и какое у вас настроение, раскрасьте облако и нарисуйте смайлик, который соответствует вашему настроению.

- И посмотрим какое у нас сегодня небо.

Голубой цвет – всё понравилось, отличное настроение, синий цвет –  сомневаюсь, среднее настроение, серый цвет- не понравилось, плохое настроение.

IX. Домашнее задание

Обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

Наглядный,

Словесный

И

Упражнение 92

-информация о д/з;

-мотивирование выполнения д/з;

-инструктаж по выполнению д/з;

-проверка понимания учащимися содержания и способов выполнения д/работы.

-реализация необходимых условий для успешного выполнения домашнего задания;

-наличие индивидуальных заданий


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Имя прилагательное" конспект урока русского языка УМК "Школа России" Т.Г.Рамзаева 2 класс

Конспект урока русского языка  УМК  "Школа России" Т.Г.Рамзаева  2 класс...

Урок русского языка УМК Школа России 4 класс Тема: "Время глагола"

Урок повторения и усовершенствования знаний учащихся о глаголе....

Технологическая карта урока русского языка (УМК «Школа России», 3 класс) Тема: Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные

Воспитывать любовь к природе и всему живому, совершенствовать умения распознавать имена существительные, отличать существительные одушевлённые  от неодушевлённых...

Технологическая карта урока русского языка (УМК «Школа России», 3 класс) Тема: Обучающее изложение

Развивать умение передавать содержание текста по коллективно составленному плану, писать слова с изученными орфограммами...

Презентация к уроку русского языка (УМК "Школы России") 3 класс "Изложение после зрительного восприятия текста"

Презентация составлена к уроку русского языка в 3 классе УМК "Школы России" по тексту упражнения 88 части 1 учебника....