Публикация на международной научно-практической конференции
статья по русскому языку (4 класс)

Васильева Лилия Александровна

Пути формирования умений орфографического письма у учеников начальных классов.

Овладение орфографией - важный элемент общеобразовательной подготовки учеников. Повышение уровня языкового развития должно сопровождаться усовершенствованием орфографической грамотности, поскольку формирование грамотности позитивно влияет на обще речевое развитие обучающегося. 

Важное место среди заданий на начальном этапе обучения занимает проблема – как заложить основу грамотного письма младших школьников в ходе изучения русского языка.

Проблеме формирования орфографической грамотности у учеников начальной школы посвящены работе многих педагогов и методистов. Ряд ученых считает, что орфографию следует изучать на основе грамматики, тем самым обеспечивая прочные умения грамотного письма. И. И. Срезневский утверждал, что упражнения должны сопровождаться объяснениями до тех пор, пока правильное написание не станет автоматическим. Также филолог был поклонником сознательной выработки орфографических навыков, рекомендуя творческие упражнения, которые вызывали любознательность, наблюдательность, сообразительность и настойчивость в работе. Эти взгляды разделял и К.Д. Ушинский. Он считал, что для усвоения правильного письма детьми обычно необходима практика, управляемая грамматикой.

В трудах психологов и методистов С.Ф. Жуйкова, Л.Н. Рожиной пропагандировались принципы дифференцированного подхода к обучению правописанию орфограмм с разной лингвистической характеристикой и учетом создания адекватных условий для формирования у учащихся соответствующих орфографических умений. П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин охарактеризовали умения и навыки как действия, что формируются поэтапно. Выполняя их путем применения теоретических знаний, приобретают умения, которые автоматизируясь впоследствии становятся навыками. Применяя орфографические умения рассматриваются как уровень овладения знаниями, при котором ученик способный использовать знания на практике. Другими словами, это способность переносить правило на анализируемые слова с контрольной орфограммой.

Анализируя обучающие программы, можно сказать, что системное изучение орфографии проводится в неразрывной связи с морфологией, составом слова и словообразованием, а также с урегулированием фонетических процессов русского языка. Все это определяет место орфографии в школьном курсе языка. Орфографию не выделяют в отдельный раздел, а изучают в составе фонетики, состава слова, словообразования и частей речи.

С целью выявления состояния проблемы исследования в практике работы учителей начальных классов я провела констатирующий эксперимент на базе школы в 3 классах.

Мною были проведены беседы с учениками, которым предложено ответить на вопросы:

1. Какие упражнения чаще всего выполняются на уроках:

-упражнения на списывание,

-диктанты,

-упражнения с использованием орфографического словаря,

- творческие упражнения (изложения и сочинения)

2. Нравится вам выполнять упражнения из учебника, интересны ли они?

3. Выполнение каких упражнений вызывает у вас наибольший интерес (логических, творческих, с использованием игр, сказочных персонажей)?

В итоге беседы было выяснено, что большой интерес учении выявляют к поисковой деятельности в то время, как на уроке обычно учителя предлагают задания репродуктивного характера. Кроме этого, ученикам было предложена система упражнений, цел которой – выявление сформированных орфографических умений и навыков.

Анализ контрольных работ показал, что в основном дети неплохо владеют навыками правильного письма. 

Допущенные ими ошибки были классифицированы:

- наибольшее количество ошибок приходится на пропуск, замена и вставка букв (≈ 30%), правописание приставок, предлогов (27%), безударных гласных (-е-, -и-) в корне слова (18%);

- значительно меньше ошибок встречается при правописании звонких и глухих согласных (15%), заглавная буква (9%);

- почти совсем учащиеся не допускают ошибки в суффиксах.

Основными критериями оценки во время выполнения заданий были: правильность, степень самостоятельности, степень осознания материала.

На основе разнообразных качественных характеристик мною были выделены 3 уровня сформированности орфографических умений и навыков: высокий, средний, низкий.

Высокий уровень – ученики, которые относятся этому уровню, самостоятельно, правильно выполняют задания, проявляют углубленные знания при изучении орфографического материала, умеют применять свои знания при выполнении практических заданий.

Средний уровень – ученики, которые относятся этому уровню, самостоятельно выполняют задания, но чувствуют некие трудности при использовании добытых теоретических знаний, которые поддаются коррекции. 

Низкий уровень – ученики, в основном, усваивают программный материал, но несамостоятельные, трудно запоминают орфографические правила, что приводит к значительному количеству ошибок при выполнении письменных работ. 

Следовательно, анализ состояния проблемы в практике работы учителей начальных классов показал, что вопросы достижения орфографической грамотности у учеников начальных классов на уроках русского языка требуют дальнейшего развития и усовершенствования. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vychitanie_6789.pptx859.97 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Прозвенел звонок и смолк Начинается урок

Слайд 2

Что мы знаем о сложении и вычитании?

Слайд 3

Компоненты сложения.

Слайд 4

Компоненты вычитания.

Слайд 5

Решение примеров. Уменьшаемое 9 10 8 10 9 10 Вычитаемое 6 9 7 8 7 6 Разность Слагаемое 8 7 4 9 Слагаемое 6 5 6 Сумма 9 7 10 9 10

Слайд 6

□ - 6= 4 □ – 9= 0 □ - 7 = 2 □ - 8= 1

Слайд 7

Структура задачи.

Слайд 8

Решение задачи . №3 с.49 Задача . Ехали – 8 ч. Вышли – 3 ч. Вошли – 5 ч. Стало ? (ч.) 8 – 3 = 5 (ч.) 5 + 5 = 10 (ч.) Ответ: В автобусе 10 человек.

Слайд 9

Физминутка На реке живет енот, Чешет лапкой он живот, Своим хвостиком виляет, Кверху лапки поднимает. Шустро он по кочкам скачет И запас под корень прячет. Он среди воды живет, Добродушный наш енот. Е. Гайтерова

Слайд 10

10 – 6 = 9 – 9 = 0 9 – 7 = 2 9 – 8 = 1

Слайд 11

Постановка целей и задач. Научиться решать примеры вида □ – 6; □ – 7; □ – 8; □ – 9. Повторить компоненты при сложении и вычитании. Закрепить вычислительные навыки. Формировать умение решать задачи изученных видов Развить логическое мышление, память, речь, внимание. Воспитывать умение работать в коллективе, самостоятельность, дисциплинорованность .

Слайд 12

Работа в тетради. Минутка чистописания. 3 4 17 марта

Слайд 13

Работа по теме урока. – 6 = 2 – 8 = 0 – 7 = 1 – 9 = 1

Слайд 14

Решение задачи(стр.49 №2) Задача. 1)6 – 2= 4 2)4 + 5=9 Ответ: Всего 10 наклеек.

Слайд 15

Самостоятельная работа □ – 6 = 10 □ – 9 = 1 □ – 8 = 0 □ – 7 = 2 □ – 6 = 3 □ – 6 =4 □ – 8 = 1 □ – 7 = 3 □ – 7 = 1 □ – 9 = 1 □ – 8 = 2 □ – 9 = 0

Слайд 16

Итог урока Что мы сегодня делали на уроке? Что показалось самым трудным? Кто напомнит, как называются компоненты сложения? Как называются компоненты вычитания? Структуру задачи?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЙ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ сборник материалов IX Международная научно-практическая конференция, г. Махачкала, 22 марта 2015 г.

ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ: АКТУАЛЬНЫЕПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЙНА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕсборник материаловIX Международная научно-практическая конференция,г. Махачкала, 22 марта 2015 г....

ФИЛОЛОГИЯ И КУЛЬТУРОЛОГИЯ: СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ сборник материалов XVII Международная научно-практическая конференция, г. Махачкала, 15 ноября 2015 г.

ФИЛОЛОГИЯ И КУЛЬТУРОЛОГИЯ: СОВРЕМЕННЫЕПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯсборник материаловXVII Международная научно-практическая конференция,г. Махачкала, 15 ноября 2015 г....

Выступление на международной научно-практической конференции "Развивающее обучение в начальной школе: деятельностный подход"

Выступление на международной научно-практической конференции "Развивающее обучение"...

Публикация Международная научно- практическая конференция

Региональная научно- практическая конференция "Модернизация Российского образования: актуальные проблемы и перспективы развития...