Урок русского языка «Простое и сложное предложения».
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Юлия Александровна Данилова

Обучающиеся 3 класса познакомятся с понятиями  «простое» и «сложное» предложение, научатся определять простые и сложные предложения; развивать умение устанавливать связь слов в предложении, умение различать предложения разной структуры.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка «Простое и сложное предложения».

Цели:  познакомить с понятиями  «простое» и «сложное» предложение, научить определять простые и сложные предложения; развивать умение устанавливать связь слов в предложении, умение различать предложения разной структуры.

Метапредметные УУД,  формируемые на уроке:

Регулятивные:

  • Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
  • Прогнозировать предстоящую работу.
  • Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Познавательные:

  • Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.
  • Устанавливать причинно – следственные связи.
  • Обобщать и классифицировать по признакам.

Коммуникативные:

  • Развитие умения слушать и понимать других.
  • Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
  • Оформлять свои мысли в устной форме.
  • Умение работать в паре.

Личностные УУД:

  • Формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
  • Создание ситуации формирования первоначального опыта сотрудничества со взрослыми (учителем) в учебном процессе.

Планируемые результаты урока

Обучающиеся научатся:

  • Характеризовать простые предложения, а так же  сложные предложения как предложения, имеющие две (и более) грамматические основы.
  • Находить  простые и сложные предложения в тексте.
  • Составлять сложные предложения.

Оборудование и наглядные средства обучения: карточки с заданиями, компьютерная презентация, карточки - «светофор».

Ход урока

1. Организационный момент.

Вот  прозвенел  долгожданный звонок,

Встали у парт,

 И  начнем наш  урок.

На гостей все посмотрите,

 Им с улыбкою кивните,

А теперь садитесь

И друг другу улыбнитесь!

2. Начало урока. В качестве разминки используется игра «Да-нетка»

Игра «Да-нетка».

(Учитель задает вопрос ученикам.  Ребята с помощью наводящих вопросов пытаются найти ответ. На все вопросы учитель отвечает: «Да» или «нет»)

Вопрос на интерактивной доске:

Из-за какой птицы и почему плакали пожилые люди?

Возможный ход вопросов и ответов:

- Пожилые люди – это бабка и дед? (Да.)

-Эта птица дикая? (Нет.)

-Она домашняя? (Да.)

-Это утка? (Нет.)

-Это курица? (Да.)

-Курица снесла яйцо? (Да.)

-Яйцо разбилось? (Да.)

В этот момент большинство  ребят уже догадались, каков будет ответ:

 - Старики плакали из-за курицы, она снесла яйцо, которое разбилось.

- Молодцы!

- Из какой сказки этот сюжет? (Курочка Ряба.)

3. Актуализация знаний

На доске представлены предложения:

Курица снесла. Дед плачет.

Мышка махнула. Баба плачет.

Яйцо упало. Курица кудахчет.

- Посмотрите внимательно на представленные предложения.

-Как называются такие предложения? (Нераспространенные.)

-Назовите грамматическую основу каждого предложения. А что такое «грамматическая основа предложения»? Давайте вспомним. (Это главные члены предложения: подлежащее и сказуемое.)

 - Добавьте в предложения второстепенные члены и запишите их.

(Работа в группах, по рядам)

4. Самоопределение к деятельности

- Прочитайте предложение.

Поутру вчера дождь

В стёкла окон стучал,

Над землёю туман

Облаками вставал.

                        И.С. Никитин

- Что можно о нём сказать? Найдите грамматическую основу предложения. Что вы заметили? ( Две основы: дождь стучал, туман вставал.)

-На какие два простых предложения  можно разделить данное предложение? (Поутру вчера дождь в стёкла окон стучал.  Над землёю туман облаками вставал.)

-Спишите данное предложение себе в тетрадь.

-Подчеркните грамматические основы (Дождь стучал, туман вставал.)

-Обратите внимание, что между  этими  простыми предложениями стоит запятая. Как вы думаете, какую роль выполняет запятая в этом предложении? (Запятая их разделяет.)

- Такие предложения называют сложными. Сформулируйте тему урока.

5. Работа по теме урока

Работа по учебнику.

 Упр. 49 (с. 31).

- Прочитайте первое предложение. Что вы можете о нём сказать? ( Это простое предложение.)

- Как вы это поняли?  (Одна грамматическая основа. Денёк выдался.)

- Спишите предложение в тетрадь и подчеркните его основу.

- Прочитайте второе предложение. Что вы можете о нём сказать?  (Это сложное предложение.)

- Докажите. (Три грамматические основы. Тучи рассеялись, ветер улёгся, солнце выглянуло.)

- Как простые предложения отделены друг от друга? (Запятыми.)

- Спишите предложение в тетрадь и подчеркните грамматические основы (Самостоятельная работа в тетрадях. Взаимопроверка.)

- На с. 32 прочитайте сведения  о языке (Выполняет хорошо читающий  ученик.)

- Что же вы узнали, какое предложение называется сложным? (Состоящее из нескольких (два и более) простых предложений.)

- Сколько грамматических основ может быть в сложном предложении? (Две и более основ.)

-Как отделяются друг от друга простые предложения, входящие в состав сложного? (С помощью запятой и других знаков препинания.)

6. Физкультминутка

Встали  дружно.

Все руками помахали.

Головою покивали.

Улыбнулись мы соседу справа

И соседу слева…

Ручками похлопали.

Ножками потопали.

На места все сели,

На меня все посмотрели.

- Продолжаем наш урок

7. Продолжение работы по теме урока

(Самостоятельная работа в парах.)

-У каждой пары на столе карточки с предложением.

Наступила золотая осень, листья пожелтели,  дни стали короче, солнце греет мало.

- Прочитайте предложение. Определите, какое это предложение: простое или сложное? (Это сложное предложение.)

- Докажите: найдите и подчеркните главные члены  в частях сложного предложения.

- Спишите предложение в тетрадь. Подчеркните  его грамматические основы.

(Далее  самостоятельная работа.  Взаимопроверка.)

Двое учащихся выполняют работу на оборотной стороне доски. После выполнения задания, ребята предоставляют свою работу и учащиеся все вместе, путем сравнения со своей работой, оценивают результат.

8. Рефлексия

-Прочитайте.

 Туча по небу идет,

Бочка по морю плывет.

                                        А. Пушкин

Одеяло убежало,

Улетела простыня,

И подушка,

Как лягушка,

Ускакала от меня.

                              К. Чуковский

Тут и мыло подскочило

И вцепилось в волоса,

И юлило, и мылило,

 И кусала, как оса.

                             К.  Чуковский

- Какие из данных предложений являются сложными? Докажите.

-Чем отличается простое предложение от сложного?

-Оцените свою работу на уроке, используя карточки «Светофор»:

- Я хорошо понял новый материал – «зеленый цвет»

-Я немного ошибался на уроке – «жёлтый цвет»

-У меня возникло много трудностей, я не понял, чем отличаются простые и сложные предложения – «красный цвет».

9. Подведение итогов урока

-Что нового вы узнали сегодня на уроке?

Домашнее задание

Упр.  с 51 (с. 32)  по 53 (с. 33) – любое по выбору.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Простое и сложное предложения» Урок русского языка в 3 классе.

Слайд 2

Из-за какой птицы и почему плакали пожилые люди?

Слайд 3

Курица снесла. Дед плачет. Мышка махнула. Баба плачет. Яйцо упало. Курица кудахчет. Работа в группах: распространите предложения.

Слайд 4

Поутру вчера дождь В стёкла окон стучал, Над землёю туман Облаками вставал. И.С . Никитин

Слайд 5

Мы осанку исправляем Спинку дружно прогибаем Вправо, влево мы нагнулись, До носочков дотянулись. Плечи Вверх, назад и вниз, Улыбнись всем и садись. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Слайд 6

В синем небе звёзды блещут, В синем море волны хлещут. А. Пушкин Одеяло убежало, Улетела простыня, И подушка, Как лягушка, Ускакала от меня. К. Чуковский Тут и мыло подскочило И вцепилось в волоса, И юлило, и мылило, И кусала, как оса. К. Чуковский

Слайд 7

Я хорошо понял новый материал- «зеленый» Я немного ошибался на уроке – «жёлтый» У меня возникло много трудностей – «красный»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка "Простое и сложное предложение" 4 класс, РО по системе Л.В. Занкова

С помощью данной технологмческой карты урока вы сможете создать свой урок....

Презентация к уроку русского языка "Простые и сложные предложения" 4 класс УМК "Перспектива"

Презентация к уроку русского языка по теме "Простые и сложные предложения" к учебнику Л. Ф. Климановой и Т. В. Бабушкиной "Русский язык 4 класс" УМК "Перспектива"...

Презентация к уроку русского языка "Простые и сложные предложения"

Тема: «Простые и сложные предложения»Цель: дать понятие о сложном предложении и о значении союзов в сложном предложении....

Конспект урока русского языка «Простые и сложные предложения»» (УМК "Перспектива"4 класс)

Тип урока: Открытия нового знанияЦель урока: Актуализация знаний о простом и сложном предложении;Планируемые результаты:  Предметные: различать простые и сложные предложения, находить грамматичес...

Технологическая карта урока русского языка "Простое и сложное предложение" (УМК "Школа России", 3 класс)

Цель урока: создание условий для формирования знаний учащихся о простых и сложных предложениях, ознакомления с особенностями простых и сложных предложений.Задачи урокаДидактические:вспомнить порядок в...

Технологическая карта урока русского языка "Простые и сложные предложения" УМК "Школа России" (3 класс)

Тема урока «Простые и сложные предложения»Тип урока: открытие нового знания;Цель урока: создание условий для формирования у учащихся представлений о том,что такое простое и сложное предлож...

Презентация к уроку русского языка "Простые и сложные предложения" 4 класс УМК "Перспектива"

Презентация к уроку русского языка по теме "Простые и сложные предложения" к учебнику Л. Ф. Климановой и Т. В. Бабушкиной "Русский язык 4 класс" УМК "Перспектива"...