Урок русского языка «Простое и сложное предложения».
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Обучающиеся 3 класса познакомятся с понятиями «простое» и «сложное» предложение, научатся определять простые и сложные предложения; развивать умение устанавливать связь слов в предложении, умение различать предложения разной структуры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок русского языка "Простые и сложные предложения" 3 класс | 21.86 КБ |
Презентация к уроку "Простые и сложные предложения" | 1.28 МБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка «Простое и сложное предложения».
Цели: познакомить с понятиями «простое» и «сложное» предложение, научить определять простые и сложные предложения; развивать умение устанавливать связь слов в предложении, умение различать предложения разной структуры.
Метапредметные УУД, формируемые на уроке:
Регулятивные:
- Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
- Прогнозировать предстоящую работу.
- Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Познавательные:
- Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.
- Устанавливать причинно – следственные связи.
- Обобщать и классифицировать по признакам.
Коммуникативные:
- Развитие умения слушать и понимать других.
- Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
- Оформлять свои мысли в устной форме.
- Умение работать в паре.
Личностные УУД:
- Формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
- Создание ситуации формирования первоначального опыта сотрудничества со взрослыми (учителем) в учебном процессе.
Планируемые результаты урока
Обучающиеся научатся:
- Характеризовать простые предложения, а так же сложные предложения как предложения, имеющие две (и более) грамматические основы.
- Находить простые и сложные предложения в тексте.
- Составлять сложные предложения.
Оборудование и наглядные средства обучения: карточки с заданиями, компьютерная презентация, карточки - «светофор».
Ход урока
1. Организационный момент.
Вот прозвенел долгожданный звонок,
Встали у парт,
И начнем наш урок.
На гостей все посмотрите,
Им с улыбкою кивните,
А теперь садитесь
И друг другу улыбнитесь!
2. Начало урока. В качестве разминки используется игра «Да-нетка»
Игра «Да-нетка».
(Учитель задает вопрос ученикам. Ребята с помощью наводящих вопросов пытаются найти ответ. На все вопросы учитель отвечает: «Да» или «нет»)
Вопрос на интерактивной доске:
Из-за какой птицы и почему плакали пожилые люди?
Возможный ход вопросов и ответов:
- Пожилые люди – это бабка и дед? (Да.)
-Эта птица дикая? (Нет.)
-Она домашняя? (Да.)
-Это утка? (Нет.)
-Это курица? (Да.)
-Курица снесла яйцо? (Да.)
-Яйцо разбилось? (Да.)
В этот момент большинство ребят уже догадались, каков будет ответ:
- Старики плакали из-за курицы, она снесла яйцо, которое разбилось.
- Молодцы!
- Из какой сказки этот сюжет? (Курочка Ряба.)
3. Актуализация знаний
На доске представлены предложения:
Курица снесла. Дед плачет.
Мышка махнула. Баба плачет.
Яйцо упало. Курица кудахчет.
- Посмотрите внимательно на представленные предложения.
-Как называются такие предложения? (Нераспространенные.)
-Назовите грамматическую основу каждого предложения. А что такое «грамматическая основа предложения»? Давайте вспомним. (Это главные члены предложения: подлежащее и сказуемое.)
- Добавьте в предложения второстепенные члены и запишите их.
(Работа в группах, по рядам)
4. Самоопределение к деятельности
- Прочитайте предложение.
Поутру вчера дождь
В стёкла окон стучал,
Над землёю туман
Облаками вставал.
И.С. Никитин
- Что можно о нём сказать? Найдите грамматическую основу предложения. Что вы заметили? ( Две основы: дождь стучал, туман вставал.)
-На какие два простых предложения можно разделить данное предложение? (Поутру вчера дождь в стёкла окон стучал. Над землёю туман облаками вставал.)
-Спишите данное предложение себе в тетрадь.
-Подчеркните грамматические основы (Дождь стучал, туман вставал.)
-Обратите внимание, что между этими простыми предложениями стоит запятая. Как вы думаете, какую роль выполняет запятая в этом предложении? (Запятая их разделяет.)
- Такие предложения называют сложными. Сформулируйте тему урока.
5. Работа по теме урока
Работа по учебнику.
Упр. 49 (с. 31).
- Прочитайте первое предложение. Что вы можете о нём сказать? ( Это простое предложение.)
- Как вы это поняли? (Одна грамматическая основа. Денёк выдался.)
- Спишите предложение в тетрадь и подчеркните его основу.
- Прочитайте второе предложение. Что вы можете о нём сказать? (Это сложное предложение.)
- Докажите. (Три грамматические основы. Тучи рассеялись, ветер улёгся, солнце выглянуло.)
- Как простые предложения отделены друг от друга? (Запятыми.)
- Спишите предложение в тетрадь и подчеркните грамматические основы (Самостоятельная работа в тетрадях. Взаимопроверка.)
- На с. 32 прочитайте сведения о языке (Выполняет хорошо читающий ученик.)
- Что же вы узнали, какое предложение называется сложным? (Состоящее из нескольких (два и более) простых предложений.)
- Сколько грамматических основ может быть в сложном предложении? (Две и более основ.)
-Как отделяются друг от друга простые предложения, входящие в состав сложного? (С помощью запятой и других знаков препинания.)
6. Физкультминутка
Встали дружно.
Все руками помахали.
Головою покивали.
Улыбнулись мы соседу справа
И соседу слева…
Ручками похлопали.
Ножками потопали.
На места все сели,
На меня все посмотрели.
- Продолжаем наш урок
7. Продолжение работы по теме урока
(Самостоятельная работа в парах.)
-У каждой пары на столе карточки с предложением.
Наступила золотая осень, листья пожелтели, дни стали короче, солнце греет мало.
- Прочитайте предложение. Определите, какое это предложение: простое или сложное? (Это сложное предложение.)
- Докажите: найдите и подчеркните главные члены в частях сложного предложения.
- Спишите предложение в тетрадь. Подчеркните его грамматические основы.
(Далее самостоятельная работа. Взаимопроверка.)
Двое учащихся выполняют работу на оборотной стороне доски. После выполнения задания, ребята предоставляют свою работу и учащиеся все вместе, путем сравнения со своей работой, оценивают результат.
8. Рефлексия
-Прочитайте.
Туча по небу идет,
Бочка по морю плывет.
А. Пушкин
Одеяло убежало,
Улетела простыня,
И подушка,
Как лягушка,
Ускакала от меня.
К. Чуковский
Тут и мыло подскочило
И вцепилось в волоса,
И юлило, и мылило,
И кусала, как оса.
К. Чуковский
- Какие из данных предложений являются сложными? Докажите.
-Чем отличается простое предложение от сложного?
-Оцените свою работу на уроке, используя карточки «Светофор»:
- Я хорошо понял новый материал – «зеленый цвет»
-Я немного ошибался на уроке – «жёлтый цвет»
-У меня возникло много трудностей, я не понял, чем отличаются простые и сложные предложения – «красный цвет».
9. Подведение итогов урока
-Что нового вы узнали сегодня на уроке?
Домашнее задание
Упр. с 51 (с. 32) по 53 (с. 33) – любое по выбору.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Из-за какой птицы и почему плакали пожилые люди?
Курица снесла. Дед плачет. Мышка махнула. Баба плачет. Яйцо упало. Курица кудахчет. Работа в группах: распространите предложения.
Поутру вчера дождь В стёкла окон стучал, Над землёю туман Облаками вставал. И.С . Никитин
Мы осанку исправляем Спинку дружно прогибаем Вправо, влево мы нагнулись, До носочков дотянулись. Плечи Вверх, назад и вниз, Улыбнись всем и садись. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
В синем небе звёзды блещут, В синем море волны хлещут. А. Пушкин Одеяло убежало, Улетела простыня, И подушка, Как лягушка, Ускакала от меня. К. Чуковский Тут и мыло подскочило И вцепилось в волоса, И юлило, и мылило, И кусала, как оса. К. Чуковский
Я хорошо понял новый материал- «зеленый» Я немного ошибался на уроке – «жёлтый» У меня возникло много трудностей – «красный»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка "Простое и сложное предложение" 4 класс, РО по системе Л.В. Занкова
С помощью данной технологмческой карты урока вы сможете создать свой урок....
Презентация к уроку русского языка "Простые и сложные предложения" 4 класс УМК "Перспектива"
Презентация к уроку русского языка по теме "Простые и сложные предложения" к учебнику Л. Ф. Климановой и Т. В. Бабушкиной "Русский язык 4 класс" УМК "Перспектива"...
Презентация к уроку русского языка "Простые и сложные предложения"
Тема: «Простые и сложные предложения»Цель: дать понятие о сложном предложении и о значении союзов в сложном предложении....
Конспект урока русского языка «Простые и сложные предложения»» (УМК "Перспектива"4 класс)
Тип урока: Открытия нового знанияЦель урока: Актуализация знаний о простом и сложном предложении;Планируемые результаты: Предметные: различать простые и сложные предложения, находить грамматичес...
Технологическая карта урока русского языка "Простое и сложное предложение" (УМК "Школа России", 3 класс)
Цель урока: создание условий для формирования знаний учащихся о простых и сложных предложениях, ознакомления с особенностями простых и сложных предложений.Задачи урокаДидактические:вспомнить порядок в...
Технологическая карта урока русского языка "Простые и сложные предложения" УМК "Школа России" (3 класс)
Тема урока «Простые и сложные предложения»Тип урока: открытие нового знания;Цель урока: создание условий для формирования у учащихся представлений о том,что такое простое и сложное предлож...
Презентация к уроку русского языка "Простые и сложные предложения" 4 класс УМК "Перспектива"
Презентация к уроку русского языка по теме "Простые и сложные предложения" к учебнику Л. Ф. Климановой и Т. В. Бабушкиной "Русский язык 4 класс" УМК "Перспектива"...