Урок "Имя числительное" (3 класс)
учебно-методический материал по русскому языку (3 класс)
Предварительный просмотр:
Тема урока:Имя числительное (общее понятие). 3 класс
Тип и форма урока: Урок введения нового знания .
Цели урока: Познакомить учащихся с новой частью речи - именем числительным;
Формировать умение распознавать имена числительные.
Задачи:
Обучающие:. развивать внимательность и орфографическую зоркость, речь учащихся.
Развивающие: Расширить кругозор, учиться объяснять и доказывать свою точку зрения.
Воспитательные: формировать познавательную активность, навык коллективной и самостоятельной работы.
УУД:
Личностные УУД: ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности: самоанализ и самоконтроль результата.
Регулятивные УУД: определять и формулировать цель урока,
проговаривать последовательность действий на уроке,
учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Коммуникативные УУД: правильное построение речевых высказываний.
Познавательные УУД: общеучебные умения, навыки (слушать, отвечать),
находить ответы на вопросы, делать выводы в результате совместной работы группы, класса.
Технологии:
- Проблемный диалог
- Здоровьесберегающие
- ИКТ
Формы организации познавательной деятельности: групповая, дифференцированная, фронтальная.
Методы обучения:
- Проблемно-поисковые
- Практические
- Словесные
Оборудование:
- мультимедийный проектор;
- компьютер;
- экран;
- мультимедийная презентация в программе PowerPoint;
- карточки для групповой работы;
классная доска с оформлением;
- учебник для третьего класса: авторы: В. П. Канакина, В. Г. Горецкий
Технологическая карта урока.
Этап | Содержание | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Универсальные действия |
1. Самоопределение к деятельности. Организационный момент. | Звенит, заливается школьный звонок - Посмотрите друг на друга. Улыбнитесь друг другу. -Хотите вы встретить новых друзей? О старых побольше узнать? Садитесь удобнее поскорей. Пора нам урок начинать. - А кто наши друзья на уроке русского языка? (Буквы, звуки, определения, члены предложения, части речи…) | Эмоциональный настрой Организация учащихся, включение в деловой ритм. Подведение к озвучиванию темы урока. | Подготовка к восприятию нового материала. | Личностные УУД: самоопределение. Регулятивные УУД: целеполагание. Коммуникативные УУД: умение с точностью выражать свои мысли. Познавательные УУД: поиск и выделение информации. |
2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности. | -Выслыхали о магии чисел? - Каждое число имеет свое магическое значение. «2» - у человека парные органы: 2 руки, ноги, глаза и т.д. «3» - троекратный повтор, святая троица. Таинственное число «семь». Оно особое, в нем есть некое волшебство: семь дней в неделе, семь планет на небе, семь мудрецов на свете было, семь чудес на свете. - А какие вы знаете пословицы и фразеологизмы с числом СЕМЬ? (Семеро одного не ждут.Семь раз отмерь, один раз отрежь. Семи пядей во лбу. До седьмого пота. Семь бед – один ответ. Почувствовать себя на седьмом небе.Семь верст до небес с все лесом. За семью печатями и др.) | Актуализация знаний учащихся. Выявление уровня знаний. Определение типичных недостатков | Выполнение задания, тренирующего отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки | Коммуникативные УУД: умение с точностью выражать свои мысли, владение речью в соответствии с нормами русского языка. Познавательные УУД. Логические универсальные действия: анализ материала; выбор оснований для составления задания. Действия постановки и решения проблем: формулирование проблемы и нахождение пути решения проблемы. |
3. Самоопределение к деятельности | - Прочитайте пословицу: На семь дворов один топор – и тот без топорища. - Объясните смысл пословицы. - Запишите пословицу, соблюдая правила соединения букв. (Минутка чистописания) - Оцените выполненный этап работы | Самооценка. | Коммуникативные УУД: умение с точностью выражать свои мысли, владение речью в соответствии с нормами русского языка. | |
4.Постановка учебной задачи. | 1) - Укажите части речи каждого слова пословицы. - У какого слова вы не смогли определить часть речи? - Что называет это слово? (Называет число) -Какой вопрос можно к нему поставить? (сколько?) -Как вы думаете, как может называться часть речи, которая обозначает число? - Сформулируйте тему урока. 2)«Имя числительное». - Чему будем учиться на уроке? – Какие задания мы будем выполнять на уроке? - Сформулируйте определение, что такое имя числительное. 2) Проверьте по учебнику правильность вашего вывода.(Учебник с. 59) 3) Оцените выполненный этап работы. | Создание проблемной ситуации. Помощь учителя при затруднении. | Наблюдение над языковым материалом, фиксация недостатка знаний, озвучивание, Уточнение темы урока Самооценка. | Регулятивные УУД: целеполагание. Познавательные УУД. Постановка и решение проблемы: формулирование проблемы. Общеучебные универсальные действия: Самостоятельное выделение познавательной цели. Коммуникативные УУД: планирование (определение цели, функций, способов взаимодействия обучающихся с учителем и сверстниками |
5. Построение проекта выхода из затруднения. | 1) Работа с текстом. Прочитайте стихотворение, записанное на слайде. - Назовите числительные. На какой вопрос отвечает каждое числительное? – Докажите, что они являются именами числительными. - Запишите в тетрадь названные числительные. - Обменяйтесь тетрадями и проверьте правильность выполненной работы по образцу на слайде. 2) Оцените выполненный этап работы. – Где мы встречаемся с числительными? (в записи даты, в математике, при изучении истории, в чтении, при определении времени) – Найдите ещё одно числительное, которое спряталось на доске и в вашей тетради. (дата) 2) Физминутка. 3) Обобщение знаний, полученных при наблюдении за словами. – Выбери правильный ответ. Тест на слайдах Имя числительное – это … 1.Член предложения; 2.Часть речи; 3.Часть слова. Обозначает: 1.Предмет; 2.Признак предмета; 3.Количество предметов; 4.Порядок предметов при счёте. Отвечает на вопросы: . 1.Кто? Что? 2.Какой? 3.Сколько? 4.Что делает? 5) Формулировка правила. – А теперь сделайте вывод, используя правильные ответы. 3) Подтверждение правила по учебнику, страница 60. | Организация учащихся на исследование проблемных ситуаций. Организация учащихся на взаимопроверку | Выполнение заданий. Составление определения понятия части речи, озвучивание понятия. Углубление понятий: «Количественные и порядковые числительные». Взаимопроверка | Регулятивные УУД: прогнозирование, контроль в форме сличения, коррекция. Познавательные УУД: решение проблемы. Коммуникативные УУД: сотрудничество, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. |
6. Первичное закрепление. | 1. Знакомство с разрядами числительных. 1) -Что нового еще узнали из правила об именах числительных? (отвечают на вопрос который?) (Имена числительные, которые называют порядок предметов при счете и отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие? называются порядковыми числительными.А имена числительные, которые называют количество предметов при счете и отвечают на вопрос сколько?, называются количественные числительные) 2) Первичное закрепление. Устно. Речевая разминка. Игра «Который?» - От количественных числительных образовать порядковые.(три, одиннадцать, тринадцать, пятнадцать, семнадцать, девятнадцать, пять, двенадцать, четырнадцать, шестнадцать, восемнадцать, двадцать) | Установление осознанного восприятия. Обобщение | Решение типового задания. Контроль –сличение с образцом. Анализ ошибок. Коррекция. | Регулятивные УУД: контроль, оценка, коррекция. Коммуникативные УУД: сотрудничество. Познавательные УУД: общеучебные–логические (анализ, классификация, подведение под понятие, вывод.) |
7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. | 1)Работа по учебнику № 105 Оценивание.Взаимопроверка. (Помощь учителя и затем фронтальная проверка) 7.Физминутка. 8.Работа со словарными словами. Отгадайте загадки: То ли цифра, то ли вилка, То ли двух дорог развилка. В ученической тетради Знаю точно - все ей рады.(четыре) Эта циферка с секретом. И зимой, и жарким летом Различу едва-едва, Где в ней ноги, голова. Лишь когда на бок ложится, В бесконечность превратится. И в очках она видна. Эта цифра нам нужна.(восемь) -Откройте учебники на стр.59. -Что скажем про слова отгадки? (словарные слова) -Запишем в словарики. - Составим устно предложения с этими словами. -Какие еще словарные слова - числительные вы знаете? (одиннадцать, шестнадцать) | Организация деятельности по применению новых знаний. | Работа в группах. Самостоятельная работа. Осуществление самопроверки (пошаговое сравнение с эталоном). | Регулятивные УУД: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. Личностные УУД: самоопределение. Коммуникативные УУД: Умение работать в группах |
8.Рефлексия деятельности (итог урока) | 10.Итог урока. Рефлексия. - Вы все видели по телевизору передачу «прогноз погоды». Давайте составим рассказ- прогноз на завтра, используя числительные. Рассказывать можно обо всем: о доме, о школе. - Получилось ли у вас выполнить те задания, которые вы наметили выполнить в начале урока? - Чему научились сегодня на уроке? - Нарисуйте в тетради лестницу успеха и отметьте на ней свои достижения. Закончи предложения: Я работал с … настроением. - Спасибо за урок. | Организация рефлексии. Выставление оценок за работу на уроке. | Осуществление самооценки собственной учебной деятельности, соотнесение цели и результатов, степени их соответствия. | Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Познавательные УУД: рефлексия. Личностные УУД: самоопределение |
Проанализировав деятельность учащихся на каждом этапе урока, можно выделить универсальные учебные действия, которые формируются при организации деятельности учащихся, а также те методы, приёмы, средства обучения, формы организации деятельности учащихся, которые способствуют формированию УУД.
В ходе урока обучающиеся учатся выделять в речи новую частьречи- имя числительное; актуализируют знания об изученных частях речи и правописании изученных орфограмм; закрепляют умения использовать правила и алгоритмы; развивают орфографическую зоркость и творческие.способности;
Этапы урока | Формируемые универсальные | Методы, приёмы, средства обучения; формы организации деятельности учащихся; педагогические технологии |
1. Мотивация к учебной деятельности. | Личностные | Эмоциональный настрой Организация учащихся, включение в деловой ритм |
2. Актуализация и фиксирование затруднения в пробном учебном действии. | Познавательные Коммуникативные | Постановка проблемного вопроса, организация проблемной ситуации Презентация Формулирование проблемы и нахождение пути решения проблемы |
3. Самоопределение к деятельности | Коммуникативные | Поисковая деятельность владение речью в соответствии с нормами русского языка |
4. Выявление места и причины затруднения. | Познавательные | Создание проблемной ситуации Проблемный диалог,
|
5. Построение проекта выхода из затруднения (цель, план, способ, средства) | Регулятивные | Исследование проблемной ситуации Презентация Проектная деятельность, задания типа: «Поставь вопросы, на которые ты знаешь ответы» Используются взаимоконтроль |
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи Реализация построенного проекта. | Личностные | Проектная деятельность. Применение энциклопедий, словарей, справочников, ИКТ – технологий |
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. | Познавательные Регулятивные | Парная работа |
. | Используются самоконтроль Групповая работа | |
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока). | Коммуникативные | Самоанализ, самооценка, лестница успеха |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проверочная работа по теме "Имя числительное" 3 класс. Л.В.Занков
Проверочная работа по теме "Имя числительное".3 класс по системе Л.В. Занкова. Цель: проверить навык записи количественных и порядковых имен числительных; знание правил по данной теме....
Презентация, конспект урока английского языка в 3 классе по теме "Порядковые числительные"
На данном уроке учащиеся знакомятся с порядковыми числительными, развивают умения и навыки устной речи. Красочная презентация способствует запоминанию новых слов....
конспект урока русского языка в 4 классе ТЕМА: ПРАВОПИСАНИЕ ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ.
Урок по программе "Step by step"/ Дети работают в центрах ативности, самостоятельно,в маршрутных листах, затем проверяют себя по ключу. Оценка их деятельности на каждом этапе урока....
Урок русского языка в 4 классе "Имя числительное. Порядковые и количественные числительные".
Урок русского языка в 4 классе по Программе «Начальная школа ХХI века» (Учебник С. В. Иванова «Русский язык»). Во время урока ребята знакомятся с именем числительным, с обычаями празднован...
Урок русского языка: Правописание числительных (4 класс)
Через весь урок "красной линией" проходит воспитательный компонент, посвященный Всемирному дню памяти жертв дорожных аварий...
конспект урока русского языка в 4 классе с презентацией по теме "Имя числительное"
Конспект урока составлен по учебнику русского языка авторов С.Иванова, А.Евдокимова, М.Кузнецова. Урок составлен с использованием современных технологий....
Имя числительное. урок русского языка. 4 класс.
Тип урока -урок -ознакомление с новым материалом. Основная цель урока -открыть новое знание - имя числительное, как часть речи. Ведущая технология данного урока -проблемные ситуации....