Конспект урока на тему "сочинение по картине В.М.Васнецова "Снегурочка" 3 класс УМК Школа России
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Тема: «Сочинение по картине В.М. Васнецова « Снегурочка»

 

 

Цели деятельности учителя: познакомить с творчеством художника; учить детей осмысливать содержание картины; совершенствовать умения подбирать необходимые для описания и повествования слова; учить соотносить художественный текст и художественные средства картины; развивать мышление детей, кругозор, воображение, словарный запас; воспитывать любовь к чтению, сказкам, русскому фольклору. 

 

Планируемые результаты:

Предметные

  1. знать особенности написания
  2.  знать биографию В.М. Васнецова;
  3. уметь составлять план;
  4. уметь писать текст на заданную тему.

Личностные : принимать и осваивать социальную роль обучающегося; проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; осознавать личностный смысл учения.

Тип урока: «открытие» нового знания

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Класс: 3                                                                                                                                                                                                                          

                                                                                                                     ФИ студента: Меркасимова Алина

                                                                                                                 ФИО методиста: Кошкарова Любовь Сергеевна

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

Тема: «Сочинение по картине В.М. Васнецова « Снегурочка»

Цели деятельности учителя: познакомить с творчеством художника; учить детей осмысливать содержание картины; совершенствовать умения подбирать необходимые для описания и повествования слова; учить соотносить художественный текст и художественные средства картины; развивать мышление детей, кругозор, воображение, словарный запас; воспитывать любовь к чтению, сказкам, русскому фольклору. 

Планируемые результаты:

Предметные

  1. знать особенности написания
  2.  знать биографию В.М. Васнецова;
  3. уметь составлять план;
  4. уметь писать текст на заданную тему.

Личностные : принимать и осваивать социальную роль обучающегося; проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; осознавать личностный смысл учения.

Тип урока: «открытие» нового знания

Оборудование: «Школа России»; учебник: учебник по русскому языку, В.П. Канакина, В.Г. Горецкий 3 кл. (1 ч.), упр. 238, стр. 123, стр.128.  , презентация, раздаточный материал.

Челябинск 2022

Этап урока Методы и приёмы

Хроно

метраж

Содержание урока

Формируемые

УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I.Этап самоопределения к деятельности
Словесный: учебный диалог.

1 мин

Приветствие учеников и проверка их готовности к уроку. Запись числа.

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Алина Руслановна, сегодня я проведу у вас урок русского языка.

С добрым утром! Начат день,

Первым делом гоним лень.

На уроках не молчать,

Всем работать, отвечать!

-Я рада приветствовать вас на уроке!

- Каким вы хотите видеть наш сегодняшний урок?

- Что для этого нужно?

Я желаю, чтобы этот урок подарил вам новые знания. Будьте старательными и внимательными.

Приветствуют учителя

Настраиваются на урок

Р: нацеливание на успешную работу.

Л: выражение положительного отношения к процессу познания

II. Актуализация знаний и мотивация.

Словесный: беседа

МЕТОДЫ:

Частично-поисковый: ответы на вопросы

Частично-поисковый: формирование затруднения

4 мин

 -Ребята, сейчас я вам прочту стихотворение. Вам нужно внимательно слушать, а потом мне ответит на вопрос: о чем это стихотворение?

Гостьи к нам пришли: седая,

А за нею — молодая,

Третья ярко расцветает,

А четвёртая рыдает.

-О чём это стихотворение? (О каких временах года это стихотворение?)

-Какое время года наступило?

-Зиму часто называют сказочным временем года.

Если сказка в дверь стучится,

Ты скорей ее впусти,

Потому что сказка – птица:

Чуть спугнешь – и не найти.

-Однажды сказка пришла и к замечательному человеку, который создал огромное количество полотен. «Кто же этот незнакомец?» - спросите вы. А это, ребята, Виктор Михайлович Васнецов.

Слушают учителя

Отвечают на вопросы.

-О зиме, весне, лете, осени.

-зима

Л: развитие познавательных интересов.

 К: умение слушать и говорить

III. Постановка учебной задачи.

3 мин

-Раз речь зашла о художнике, предположите, чем мы будем заниматься сегодня на уроке русского языка?

-да, все верно.

Какие мы цели поставим на урок?

- Сегодня на уроке мы познакомимся с картиной В. М. Васнецова, будем учиться писать сочинение по картине

Формулируют цели урока

- познакомиться с картиной В.М.Васнецова

- составить план;

- написать сочинение по картине

Р.- принятие и сохранение учебной задачи, самоопределение к деятельности.

П.- осуществление поиска и выделение необходимой информации.

Р: целеполагание

Р.-ориентирование в учебнике.

IV. Открытие нового знания

Словесный: работа с учебником, беседа

Наглядный : презентация

10 мин

- Откройте 5 картину в картинной галерее учебника.

-Кто уже нашел эту картину. По какой картине мы будем писать сочинение?

-Правильно! Сегодня мы будем писать сочинение по картине Виктора Михайловича Васнецова «Снегурочка».

Знакомство с художником.

Виктор Михайлович Васнецов в Кирове более 172 лет назад. Вспоминал Виктор Михайлович, что зимними вечерами в жарко натопленной горнице собиралась вся семья, и отец читал вслух, а дети рассматривали картинки в журналах. Иногда бабушка доставала заветный сундучок старенький ящик с красками и рисовала кистью. Маленький Витя был в восторге: никто не рисует лучше бабушки! Сам он в детстве любил рисовать корабли и морские сражения. Когда мальчику исполнилось 10 лет, отец повез его учиться в духовное училище. С этого времени он старается много рисовать, пробует писать маслом, мечтает серьезно учиться живописи. 5 лет учился в Петербургской академии художеств. Однако только в Москве он полностью нашел себя как художник. И его известной и любимой картиной является «Снегурочка».

-Давайте рассмотрим картину Виктора Васнецова.

-Почему художник так назвал картину? Что на ней изображено?

-Во что одета снегурочка?

-Можно ли сказать, что у снегурочки красивый наряд?

-Чем украшена шуба?

-По центру ли размещена фигура девушки?

-Расскажите о позе снегурочки, как изображена голова, руки?

-А как вы думаете, почему Снегурочка замерла в такой позе?

-Что видно сзади девушки?

-Какой вы видите природу на картине? Какое время года и время дня изображено?

-Куда пришла снегурочка?

-Что вы можете сказать о снеге?

-Почему мы может сделать такой вывод, что поляна покрыта толстым слоем снега?

-Какого он цвета?

-Что раскинулось вокруг поляны?

-А что падает от деревьев?

-А что это такое светится позади снегурочки?

- Ребята, что вы чувствуете, когда смотрите на эту картину?

- Ребята, вам понравилась картина В.М. Васнецова «Снегурочка»? Поделитесь своими впечатлениями.

- Образ Снегурочки символизирует настоящую красоту русской женщины, которую влечет неизвестность в завораживающем ночном лесу.

-В.М. Васнецов «Снегурочка».

Слушают биографию художника

-На ней изображена снегурочка.

-В длинную белую парчовую шубу, шапочка с меховой опушкой и теплые  варежки.

-да

-Шуба украшена узорами.

-Фигура девушки размещена не по центру, а немного  сбоку.

-Руки разведены, голова повернута немного вправо.

-Возможно, снегурочка путешествовала по лесу и вдруг что-то заметила и замерла на месте.

-Сзади видны следы на снегу.

-Изображена  лунная зимняя ночь.

-Снегурочка пришла на поляну в темный лес

-На картине изображено много снега.

-Девушка оставляет глубокие следы.

-Сияющий голубоватый цвет.

-Вокруг поляны раскинулись пушистые елочки, тонкие березки.

-От деревьев падают яркие тени.

-Возможно, это огоньки-светлячки.

-Картина завораживает и пробуждает в душе самые светлые и теплые чувства.

-Мне картина очень понравилась. Она напоминает о празднике, о сказке.

П.- осуществление поиска и выделения необходимой информации.

Р.- ориентирование в учебнике.

П.- осмысленное чтение.

Р.- планирование своих действий в соответствие с задачей.

П.- построение речевого высказывания.

Л: развитие познавательных интересов.

К: умение слушать и говорить

П: логические - решение проблемы, построение логической цепи рассуждений

V. Первичное закрепление

Словесный: работа с учебником, беседа

Практический:  выполнение упражнения по плану

9 мин

-Сейчас каждый из нас  будет в роле автора своего сочинения.

-Давайте определим  задачи, т.е. какой текст мы будем создавать.

-Сначала нам надо ответить на вопрос: О чем мы будем писать?  По какой картине будем писать?

Чтобы ответить на этот вопрос, надо назвать тему сочинения.

- Так какая же  будет тема?

-Ребята, а зачем художник создал это полотно? Что он хотел передать своей картиной?

-Вот и мы должны в своем сочинении передать красоту русской женщины и природы.

-Это будет основной мыслью нашего текста.

-Кто повторит нашу задачу, какой же текст мы будем составлять?

-…, молодец! Да, сегодняшняя задача будет звучать именно так: составить описательный текст по картине В.М. Васнецова «Снегурочка», в котором будем описывать красоту русской женщины и завораживающей природы.

 Работа с планом.

-Ребята, подумайте, а без чего не сможем мы составить текст?

-Заранее, я уже составила план. У вас на партах лежит карточка. Сейчас будем читать по цепочке наш план. Остальные следим и внимательно слушаем.

План на доске:

1)Как называется картина?

Художник: замечательный, русский.

Картинка: репродукция, пейзаж, полотно.

2)Кто расположен в центре картины? Как она выглядит?

Снегурочка: красивый наряд, длинная парчовая шубка, шапочка с меховой опушкой, теплые варежки, руки разведены, голова повернута немного вправо.

3)Куда и когда пришла Снегурочка?

Темный лес, дремучий лес, поляна, лунная зимняя ночь.

4)Чем покрыта поляна?

Снег: толстый слой, сияющий голубоватый снег, комья снега, хруст снега, жемчужно-серебристый цвет, следы.

5)Что раскинулось вокруг поляны?

Пушистые ёлочки, тонкая береза, голые стволы, яркие тени.

6)Почему Снегурочка замерла на месте?

Путешествовала по лесу, что-то заметила.

7)Как ты относишься к картине?

Восхищение, теплые светлые чувства, радость, праздник.

-Ребята, для чего нужен наш план?

-Из чего состоит каждый текст?

-Молодцы! Каждый текст состоит из трех частей: начало, основная часть и концовка.

-Какие пункты плана мы отнесем к первой части?

-Что к основной части?

-А что к концовке?

- Ребята, не  забудьте, что вы должны каждую  часть начинать с красной строки.

 Языковая подготовка

-Ребята, чтобы написать сочинение, нам понадобятся слова – помощники. Которые будут помогать нам делать текс ярче, разнообразней.

- Когда мы будем начинать писать  рассказ, нам понадобиться слово «художник»

-Как еще вы можете назвать Виктора Михайловича? Какой это художник?

-замечательный, русский

 Нам придется очень часто употреблять слово «картина». Ребята, как еще можно  сказать, чтобы не было повторов?

 Кто расположен в центре картины? Как она выглядит?

-Куда и когда пришла снегурочка?

-Как вы поняли, что это ночь?

- Чем покрыта поляна?

-Что раскинулось вокруг поляны?

-Почему снегурочка замерла на месте?

- Какое настроение картины?

-Ребята, на странице 123 в учебники вы можете найти опорные слова. Вы также можете ими пользовать при составлении текста.

-Чтобы грамотно  написать сочинение, важно знать, как пишутся трудные слова. Внимательно смотрите на опорные слова.

-Давайте с вами еще раз вспомним некоторые эти слова.

-Прочитаем их вместе: ПОЛОТНО, ПОЛЯНА, ШУБКА, ВАРЕЖКИ, БЕРЁЗА, ВОСХИЩЕНИЕ, ПРАЗДНИК

-Проверьте орфограмму в слове ШУБКА. Почему выделена в слове данная буква?

-Проверьте орфограмму в слове ПОЛОТНО. Как вы можете доказать?

-Картина В.М. Васнецов «Снегурочка»

-Красоту русской женщины и природы.

-Мы будем составлять описательный текст  по картине «Снегурочка», в котором будет описываться красоту и русской женщины и природы.

-без плана

-Для того, чтобы передать основную мысль  автора.

-Начало, основная часть, концовка.

-1

-2,3,4,5,6

-7

-репродукция, пейзаж, полотно

- Красивый наряд, длинная парчовая шубка, шапочка с меховой опушкой, теплые варежки, руки разведены, голова повернута немного вправо.

Темный лес, дремучий лес, поляна, лунная зимняя ночь.

-Нет света, позади девушки ничего не видно.

-Снег, толстый слой, сияющий голубоватый снег, комья снега, хруст снега, жемчужно-серебристый цвет, следы.

-Пушистые ёлочки, тонкая береза, голые стволы, яркие тени.

-Путешествовала по лесу, что-то заметила.

-Восхищение, теплые светлые чувства, радость.

- Так как можно проверить однокоренным словом шуба, где после звонкого согласного –б- стоит гласная –а-.

- В слове полотно ударение падает на последнюю букву –о-. Это слово нельзя проверить. Это слово нужно запомнить.

П.- осуществление поиска и выделение необходимой информации.

Р.- планирование своих действий в соответствии с задачей.

Динамическая пауза

1 мин

-  Перед написанием вашей работы давайте немного отдохнем.

- Повторяйте движения за мной.

Повторяют упражнения за учителем

П.- осуществление поиска и выделение необходимой информации.

VI.Самостоятельная работа с самопроверкой

Словесный: беседа

МЕТОДЫ:

Частично-поисковый: ответы на вопросы, решение задания

Частично-поисковый: формирование затруднения

14 мин

-А теперь открываем тетради. Записываем сегодняшнее число . Спинку держим ровно, тетрадка под наклоном, локоток не свисает.  На следующей строчке пишите Сочинение по картине В.М. Васнецова «Снегурочка». Не забывайте про точки. Далее пишем описательный текст, соблюдая три части текста. Опирайтесь на план. Каждую часть пишем с красной строки.

 -Приступаем к написанию сочинения.

-Ребята, заканчиваем работу.

Чтобы проверить наши сочинения, нам поможет памятка.

-На ваших столах лежат памятки. Передвиньте к себе листок.

Памятка

1.      На все ли вопросы плана дан  полный ответ?

2.      Сумел ли  показать красоту русской женщины и красоту природы?

3.      Не пропускал ли пункты плана?

4.      Есть ли в тексте повторы? Как автор смог избежать повторов?

-Сейчас … выйдет  и прочитает свое сочинение. А вы внимательно слушайте. И потом мы постараемся, опираясь на памятку, оценить работу вашего одноклассника.

- Вам нужно оценить рассказ полными ответами. Так что постарайтесь формулировать предложениями.

Отвечают на вопросы

П.- осуществление поиска и выделения необходимой информации.

Р.- планирование своих действий в соответствии с задачей.

П.: ориентирование в предложенном материале, нахождение нужной информации.

VII. Включение в систему знаний повторение

2 мин

- назовите автора картины, которую мы описывали?

- Что вам помогло понять замысел художника и рассказать об этом?

- Какие знания и умения вам  были необходимы для работы?

- Как вы думаете, удалось ли вам передать словами свои впечатления от картины?

- А сейчас откройте дневники и запишите домашнее задание

Отвечают на вопросы

- Внимательное рассматривание картины, ответы одноклассников, рассказ учителя

- Умение рассматривать картину, составлять план, подбирать точные слова

Ответы детей

 

Записывают домашнее задание

П.- построение речевого высказывания.

П.- осуществление поиска и выделение необходимой информации.

Р.- планирование своих действий в соответствии с задачей.

VIII. Рефлексия деятельности

Словесный: беседа

1 мин

У каждого на парте листочки, на которых нарисовано лестница успеха. 

-Если вы не смогли написать сочинение, то нарисуйте на нижнюю ступеньку «человечка с опущенными руками».

 -Если у вас были затруднений с написанием сочинения, то нарисуйте на среднюю ступеньку «человечка» у которого руки разведены в сторону.

-Если вам было на уроке работать легко, вам удалось написать сочинение,  то нарисуйте на верхней ступеньке «человечка» с поднятыми руками.

Ребята, кто нарисовал человека с поднятыми руками? Вы сегодня молодцы. Хорошо поработали.

-Ребята, которые нарисовали человека, у которого руки разведены в стороны,  постарайтесь работать активнее и внимательнее на уроке. В чем у тебя было затруднение?

-Ребята, кто нарисовал человека с опущенными руками? Это хорошо, что вы видите свои ошибки и неудачи. Почему у тебя ничего не получилось? Что мешало?

-Ребята, спасибо за урок. Мне было приятно с вами работать.

Оценивают свою деятельность на уроке.

Р: осуществление итогового контроля;

оценка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по окружающему миру и ОБЖ в 1 классе (Программа «Школа России»).

Тема урока: Откуда берется и куда девается мусор?Формирование представления об источниках бытового мусора и способах его утилизации;убедить о необходимости соблюдения чистоты в доме, поселке, на приро...

Конспект урока окружающего мира по теме : "Экологическая безопасность"- 3 класс (программа «Школа России», предмет «Мир вокруг нас», Плешаков А.А.)

Цели: познакомить детей с терминами «Экологическая безопасность», «Цепь загрязнения», «Бытовой фильтр»;доказать детям, что Земля- наш дом: бережём дом- бережём здоровье;научить выполнять правила...

Конспект урока по окружающему миру "Все профессии важны" 2 класс УМК "Школа России"

Тема урока "Все профессии важны"2 класс УМК Школа РоссииЦели урока:·         Обогатить знания детей о различных профессиях. Обобщить знания об экономике, культу...

Конспект урока по математике "Число 0. Цифра 0". 1 класс. УМК "Школа России"

Конспект урока по математике по программе "Школа России" для 1 класса по теме: Число 0. Цифра 0....

Конспект урока по литературному чтению по теме "Родина" 4 класс. УМК "Школа России"

Конспект урока по литературному чтению по теме - "Родина"....

Конспект урока математики "Приемы нахождения частного и остатка" 3 класс УМК "Школа России"

Данный конспект урока рассматривает 3 урок в теме "Деление с остатком".Тип урока - формирование первоначальных предметных навыков, овладения предметными умениями.Цель урока: научиться находить частное...