II. Актуализация знаний и мотивация.
Словесный: беседа
МЕТОДЫ:
Частично-поисковый: ответы на вопросы
Частично-поисковый: формирование затруднения
| 4 мин | -Ребята, сейчас я вам прочту стихотворение. Вам нужно внимательно слушать, а потом мне ответит на вопрос: о чем это стихотворение? Гостьи к нам пришли: седая, А за нею — молодая, Третья ярко расцветает, А четвёртая рыдает. -О чём это стихотворение? (О каких временах года это стихотворение?) -Какое время года наступило? -Зиму часто называют сказочным временем года. Если сказка в дверь стучится, Ты скорей ее впусти, Потому что сказка – птица: Чуть спугнешь – и не найти. -Однажды сказка пришла и к замечательному человеку, который создал огромное количество полотен. «Кто же этот незнакомец?» - спросите вы. А это, ребята, Виктор Михайлович Васнецов. | Слушают учителя Отвечают на вопросы.
-О зиме, весне, лете, осени.
-зима
| Л: развитие познавательных интересов.
К: умение слушать и говорить
|
IV. Открытие нового знания
Словесный: работа с учебником, беседа
Наглядный : презентация | 10 мин | - Откройте 5 картину в картинной галерее учебника. -Кто уже нашел эту картину. По какой картине мы будем писать сочинение? -Правильно! Сегодня мы будем писать сочинение по картине Виктора Михайловича Васнецова «Снегурочка».
Знакомство с художником. Виктор Михайлович Васнецов в Кирове более 172 лет назад. Вспоминал Виктор Михайлович, что зимними вечерами в жарко натопленной горнице собиралась вся семья, и отец читал вслух, а дети рассматривали картинки в журналах. Иногда бабушка доставала заветный сундучок старенький ящик с красками и рисовала кистью. Маленький Витя был в восторге: никто не рисует лучше бабушки! Сам он в детстве любил рисовать корабли и морские сражения. Когда мальчику исполнилось 10 лет, отец повез его учиться в духовное училище. С этого времени он старается много рисовать, пробует писать маслом, мечтает серьезно учиться живописи. 5 лет учился в Петербургской академии художеств. Однако только в Москве он полностью нашел себя как художник. И его известной и любимой картиной является «Снегурочка». -Давайте рассмотрим картину Виктора Васнецова.
-Почему художник так назвал картину? Что на ней изображено? -Во что одета снегурочка? -Можно ли сказать, что у снегурочки красивый наряд? -Чем украшена шуба? -По центру ли размещена фигура девушки? -Расскажите о позе снегурочки, как изображена голова, руки? -А как вы думаете, почему Снегурочка замерла в такой позе? -Что видно сзади девушки? -Какой вы видите природу на картине? Какое время года и время дня изображено? -Куда пришла снегурочка? -Что вы можете сказать о снеге? -Почему мы может сделать такой вывод, что поляна покрыта толстым слоем снега? -Какого он цвета? -Что раскинулось вокруг поляны? -А что падает от деревьев? -А что это такое светится позади снегурочки? - Ребята, что вы чувствуете, когда смотрите на эту картину? - Ребята, вам понравилась картина В.М. Васнецова «Снегурочка»? Поделитесь своими впечатлениями. - Образ Снегурочки символизирует настоящую красоту русской женщины, которую влечет неизвестность в завораживающем ночном лесу.
|
-В.М. Васнецов «Снегурочка».
Слушают биографию художника
-На ней изображена снегурочка. -В длинную белую парчовую шубу, шапочка с меховой опушкой и теплые варежки. -да -Шуба украшена узорами. -Фигура девушки размещена не по центру, а немного сбоку. -Руки разведены, голова повернута немного вправо. -Возможно, снегурочка путешествовала по лесу и вдруг что-то заметила и замерла на месте. -Сзади видны следы на снегу. -Изображена лунная зимняя ночь. -Снегурочка пришла на поляну в темный лес -На картине изображено много снега. -Девушка оставляет глубокие следы. -Сияющий голубоватый цвет. -Вокруг поляны раскинулись пушистые елочки, тонкие березки. -От деревьев падают яркие тени. -Возможно, это огоньки-светлячки. -Картина завораживает и пробуждает в душе самые светлые и теплые чувства. -Мне картина очень понравилась. Она напоминает о празднике, о сказке. | П.- осуществление поиска и выделения необходимой информации.
Р.- ориентирование в учебнике.
П.- осмысленное чтение. Р.- планирование своих действий в соответствие с задачей. П.- построение речевого высказывания.
Л: развитие познавательных интересов.
К: умение слушать и говорить
П: логические - решение проблемы, построение логической цепи рассуждений
|
V. Первичное закрепление
Словесный: работа с учебником, беседа
Практический: выполнение упражнения по плану | 9 мин | -Сейчас каждый из нас будет в роле автора своего сочинения. -Давайте определим задачи, т.е. какой текст мы будем создавать. -Сначала нам надо ответить на вопрос: О чем мы будем писать? По какой картине будем писать? Чтобы ответить на этот вопрос, надо назвать тему сочинения. - Так какая же будет тема?
-Ребята, а зачем художник создал это полотно? Что он хотел передать своей картиной? -Вот и мы должны в своем сочинении передать красоту русской женщины и природы. -Это будет основной мыслью нашего текста. -Кто повторит нашу задачу, какой же текст мы будем составлять? -…, молодец! Да, сегодняшняя задача будет звучать именно так: составить описательный текст по картине В.М. Васнецова «Снегурочка», в котором будем описывать красоту русской женщины и завораживающей природы. Работа с планом. -Ребята, подумайте, а без чего не сможем мы составить текст?
-Заранее, я уже составила план. У вас на партах лежит карточка. Сейчас будем читать по цепочке наш план. Остальные следим и внимательно слушаем.
План на доске: 1)Как называется картина? | Художник: замечательный, русский. Картинка: репродукция, пейзаж, полотно. | 2)Кто расположен в центре картины? Как она выглядит? | Снегурочка: красивый наряд, длинная парчовая шубка, шапочка с меховой опушкой, теплые варежки, руки разведены, голова повернута немного вправо. | 3)Куда и когда пришла Снегурочка? | Темный лес, дремучий лес, поляна, лунная зимняя ночь. | 4)Чем покрыта поляна? | Снег: толстый слой, сияющий голубоватый снег, комья снега, хруст снега, жемчужно-серебристый цвет, следы. | 5)Что раскинулось вокруг поляны? | Пушистые ёлочки, тонкая береза, голые стволы, яркие тени. | 6)Почему Снегурочка замерла на месте? | Путешествовала по лесу, что-то заметила. | 7)Как ты относишься к картине? | Восхищение, теплые светлые чувства, радость, праздник. |
-Ребята, для чего нужен наш план? -Из чего состоит каждый текст? -Молодцы! Каждый текст состоит из трех частей: начало, основная часть и концовка. -Какие пункты плана мы отнесем к первой части? -Что к основной части? -А что к концовке? - Ребята, не забудьте, что вы должны каждую часть начинать с красной строки. Языковая подготовка -Ребята, чтобы написать сочинение, нам понадобятся слова – помощники. Которые будут помогать нам делать текс ярче, разнообразней. - Когда мы будем начинать писать рассказ, нам понадобиться слово «художник» -Как еще вы можете назвать Виктора Михайловича? Какой это художник? -замечательный, русский Нам придется очень часто употреблять слово «картина». Ребята, как еще можно сказать, чтобы не было повторов? Кто расположен в центре картины? Как она выглядит? -Куда и когда пришла снегурочка?
-Как вы поняли, что это ночь? - Чем покрыта поляна? -Что раскинулось вокруг поляны? -Почему снегурочка замерла на месте? - Какое настроение картины? -Ребята, на странице 123 в учебники вы можете найти опорные слова. Вы также можете ими пользовать при составлении текста. -Чтобы грамотно написать сочинение, важно знать, как пишутся трудные слова. Внимательно смотрите на опорные слова. -Давайте с вами еще раз вспомним некоторые эти слова. -Прочитаем их вместе: ПОЛОТНО, ПОЛЯНА, ШУБКА, ВАРЕЖКИ, БЕРЁЗА, ВОСХИЩЕНИЕ, ПРАЗДНИК -Проверьте орфограмму в слове ШУБКА. Почему выделена в слове данная буква? -Проверьте орфограмму в слове ПОЛОТНО. Как вы можете доказать? |
-Картина В.М. Васнецов «Снегурочка»
-Красоту русской женщины и природы.
-Мы будем составлять описательный текст по картине «Снегурочка», в котором будет описываться красоту и русской женщины и природы.
-без плана
-Для того, чтобы передать основную мысль автора. -Начало, основная часть, концовка.
-1 -2,3,4,5,6 -7
-репродукция, пейзаж, полотно
- Красивый наряд, длинная парчовая шубка, шапочка с меховой опушкой, теплые варежки, руки разведены, голова повернута немного вправо. Темный лес, дремучий лес, поляна, лунная зимняя ночь. -Нет света, позади девушки ничего не видно. -Снег, толстый слой, сияющий голубоватый снег, комья снега, хруст снега, жемчужно-серебристый цвет, следы. -Пушистые ёлочки, тонкая береза, голые стволы, яркие тени. -Путешествовала по лесу, что-то заметила. -Восхищение, теплые светлые чувства, радость.
- Так как можно проверить однокоренным словом шуба, где после звонкого согласного –б- стоит гласная –а-. - В слове полотно ударение падает на последнюю букву –о-. Это слово нельзя проверить. Это слово нужно запомнить. | П.- осуществление поиска и выделение необходимой информации.
Р.- планирование своих действий в соответствии с задачей. |
VI.Самостоятельная работа с самопроверкой
Словесный: беседа
МЕТОДЫ:
Частично-поисковый: ответы на вопросы, решение задания
Частично-поисковый: формирование затруднения
| 14 мин | -А теперь открываем тетради. Записываем сегодняшнее число . Спинку держим ровно, тетрадка под наклоном, локоток не свисает. На следующей строчке пишите Сочинение по картине В.М. Васнецова «Снегурочка». Не забывайте про точки. Далее пишем описательный текст, соблюдая три части текста. Опирайтесь на план. Каждую часть пишем с красной строки. -Приступаем к написанию сочинения. -Ребята, заканчиваем работу. Чтобы проверить наши сочинения, нам поможет памятка. -На ваших столах лежат памятки. Передвиньте к себе листок. Памятка 1. На все ли вопросы плана дан полный ответ? 2. Сумел ли показать красоту русской женщины и красоту природы? 3. Не пропускал ли пункты плана? 4. Есть ли в тексте повторы? Как автор смог избежать повторов? -Сейчас … выйдет и прочитает свое сочинение. А вы внимательно слушайте. И потом мы постараемся, опираясь на памятку, оценить работу вашего одноклассника. - Вам нужно оценить рассказ полными ответами. Так что постарайтесь формулировать предложениями. | Отвечают на вопросы
| П.- осуществление поиска и выделения необходимой информации.
Р.- планирование своих действий в соответствии с задачей.
П.: ориентирование в предложенном материале, нахождение нужной информации. |
VIII. Рефлексия деятельности
Словесный: беседа
| 1 мин |
У каждого на парте листочки, на которых нарисовано лестница успеха. -Если вы не смогли написать сочинение, то нарисуйте на нижнюю ступеньку «человечка с опущенными руками». -Если у вас были затруднений с написанием сочинения, то нарисуйте на среднюю ступеньку «человечка» у которого руки разведены в сторону. -Если вам было на уроке работать легко, вам удалось написать сочинение, то нарисуйте на верхней ступеньке «человечка» с поднятыми руками. Ребята, кто нарисовал человека с поднятыми руками? Вы сегодня молодцы. Хорошо поработали. -Ребята, которые нарисовали человека, у которого руки разведены в стороны, постарайтесь работать активнее и внимательнее на уроке. В чем у тебя было затруднение? -Ребята, кто нарисовал человека с опущенными руками? Это хорошо, что вы видите свои ошибки и неудачи. Почему у тебя ничего не получилось? Что мешало? -Ребята, спасибо за урок. Мне было приятно с вами работать. |
Оценивают свою деятельность на уроке.
| Р: осуществление итогового контроля; оценка.
|