Урок русского языка по теме: «Способы образования имен существительных»
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)
Урок русского языка в 4 классе по теме:
«Способы образования имен существительных»
Тип урока: комбинированный (проблемно-диалогический урок)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka.doc | 66.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 4 классе по теме:
«Способы образования имен существительных»
Тип урока: комбинированный (проблемно-диалогический урок)
Цели:
Предметные:
· дать понятие нового способа образования имени существительного;
· закрепить знания о способах образования имён существительных;
· учить аргументировать свою точку зрения;
Метапредметные:
·содействовать формированию умений и навыков в процессе учебной деятельности (практической и умственной) с учетом индивидуальных способностей учащихся,
· развивать познавательные процессы обучающихся (память, речь, мышление, внимание, восприятие),
· умение применять логические операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение).
Личностные:
· содействовать воспитанию интереса к языку, слову;
· умение работать в парах, группе.самостоятельность, трудолюбие;
· создать благожелательную творческую атмосферу
Оборудование: проектор, компьютер, запись мелодии и слайды из м\ф «Следствие ведут Колобки», звук аплодисментов, сигнал о помощи, словообразовательные словари, материалы к уроку, рабочий лист, карточки со словами и заданиями разного уровня.
Ход урока.
1. Организационный этап.
2. Мотивация учебной деятельности.
(Звучит фрагмент м/ф «Следствие ведут колобки» - звуки выстрелов, характерные слова, позволяющие узнать героев)
- Кто спешит к нам сегодня на урок? Догадались? (Д:Колобки – сыщики)
- Вероятно, трудное задание задержало их. Они прислали телеграмму.
(Текст телеграммы:Мы отправились в страну слов раскрывать новую тайну слова. Можем не справиться. Требуется помощь.)- Ну что? Поможем?
3.Актуализация знаний.- Итак, перед нами задача – разгадать новую тайну слова. Следствие ведут ученики 4 «В» класса. - Уважаемые коллеги, вы готовы к расследованию? - Прежде давайте узнаем тему сегодняшнего урока. Потерянные буквы могут находиться на вашей парте.(о, б, а, и, с, ы, у, я, м, е, к, ю, ё)( На экране:Сп_с_б_ _бр_з_в_н_ _ _м_н с_щ_ств_т_льн_х)
- Молодцы! А вот и наши коллеги Колобки, они ждут нашей помощи. (На доске появляется картинка сыщиков – Колобков)- Какие цели поставим перед собой? (Д: научиться новым способам словообразования; закрепить ранее изученные способы.)
4. Постановка учебной задачи. Определение этапов расследования. - Чтобы наше следствие не зашло в тупик, предлагаю составить план расследования. (На экране появляются переставленные этапы урока.)* Итог расследования. * Открытие новой тайны слов. *Помощь пострадавшим. * Сбор известной информации. * Наблюдение за подозреваемыми ( словами).
- В какой последовательности будем вести следствие?
(Дети предлагают свою последовательность этапов расследования)
* Сбор известной информации
* Наблюдение за подозреваемыми.(словами)
* Открытие новой тайны слов.
* Помощь пострадавшим.
*. Итог расследования.
5. Применение знаний и умений в новой ситуации.
* - Собираем известную информацию о способах образования имен существительных. Работать сегодня вы будете в группах.
Задание 1(для каждой группы).
1.Подчеркните, с помощью каких частей слова могут образовываться новые слова
Приставка, корень, суффикс, окончание, основа.
Задание 2
• стол 1
Определить способ образования имён существительных в группе. Докажите.
Неудача, невезение, неуважение.
Образец устного ответа:
Непогода – когда нет хорошей погоды.
Не- + погода = непогода (Приставочный способ.)
• стол 2
Разобрать имена существительные по составу.
Определить способ образования в группе. Докажите.
Грибок, лесок, гномик.
Образец устного ответа:
дубок – маленький дуб.
Дуб + -ок- = дубок
(Суффиксальный способ.)
• стол 3
Разобрать имена существительные по составу.
Определить способ образования в группе. Докажите.
Подстаканник, подоконник, подлокотник.
Образец устного ответа:
подсвечник – подставка под свечу.
Под- + свеча + -ник- = подсвечник
(Приставочно – суффиксальный способ.)
- Прослушаем собранную вами информацию. Какой способ образования имен существительных определен каждой группой?
- Все ли известные способы образования имен существительных вспомнили?(Нет, мы изучали еще один способ.)
Задание всему классу (одна пара работает у доски, остальные на листочках)
Задание 3
Работа в парах.
-Образуйте имена существительные ещё одним способом. Запишите получившиеся слова.
газ - о - проводить
вод(а) -о- мерить
звёзд(ы) -о- падать
везде -е- ходить
( Сложение корней с соединительной гласной)
Поработай в паре. Придумайте и запишите 5 слов на данный способ образования слов.
- Какой способ использовали?
- Итак, подведем итог этапу сбора информации.
Какие способы образования имен существительных вы знаете?(Названия появляются на экране).
- Приставочный
- Суффиксальный
- Приставочно-суффиксальный
- Сложение корней с соединительной гласной
*Следующий этап нашего расследования – наблюдение за подозреваемыми. Чтобы вести наблюдение надо быть очень внимательными.
Физминутка (для глаз).
(На экране беспорядочно расположены портреты сказочных героев.)
- Найдите глазками героя сказки.
Красна девица грустна,
Её не нравится весна,
Ей на солнце тяжко.
Слёзы льёт бедняжка. ( Снегурочка)
На сметане мешён,
На окошке стужён,
Круглый бок, румяный бок,
Покатился … (Колобок)
Лечит он мышей и крыс,
Крокодилов, зайцев, лис,
Перевязывает раны
Африканской обезьяне.
И любой вам подтвердит,
Это доктор … (Айболит)
Вы знаете девушку эту.
Она в старой сказке воспета.
Работала, скромно жила,
Вокруг только грязь и зола.
Не видела ясного солнышка,
А звали красавицу … (Золушка)
Гармошка в руках,
На макушке фуражка,
А рядом с ним важно
Сидит верный друг.
Портрет у друзей
Получился отменный.
На нём Чебурашка,
А рядом с ним … (крокодил Гена)
Много дней он был в пути,
Чтоб жену свою найти.
А помог ему клубок
Его звали … (Иван-царевич)
(Отгадывают загадки.Находят глазами сказочных героев.)
- Из первых букв имен героев составьте слово. (Д: сказки)
- У меня тоже сегодня на уроке есть книга сказок. Возможно, она поможет найти подозреваемые слова.
6.Первичное усвоение новых знаний.
*Продолжаем наблюдение.
(Из книги выпадает группа слов)
- А вот и подозреваемые слова. Прочитайте (самолёт, скатерть, самобранка, сапоги, ковер, скороходы)
- Определите, какой частью речи являются слова?
- Вспомните, как звучат эти волшебные предметы в сказках. (Д: ковёр + самолёт, скатерть + самобранка, сапоги + скороходы)
- Что надо сделать, чтобы из двух слов получилось одно? (Дети предлагают свои ответы: слитно, с соединительной гласной, через дефис.)
* Открытие.
- Мы выслушали результаты наблюдений и собираем оперативный совет.
- Уважаемые коллеги, каким из предложенных вами способом образовали слова? (Сложение, соединение)
- Сравним наши предположения с выводами ученых.
Чтение правила.
- Какую же новую тайну образования имен существительных мы открыли? (Д: существует еще один способ образования имен существительных – сложение целых слов без соединительных гласных)
- Итак, какие способы образования известны нам на сегодняшний день?
- Приставочный
- Суффиксальный
- Приставочно-суффиксальный
- Сложение корней с соединительной гласной
- Сложение целых слов без соединительных гласных
7. Первичное закрепление.Устно. Назовите еще несколько слов образованных сложением целых слов без соединительных гласных.
8. Первичная проверка понимания.
Работа по теме урока. (Сигнал о помощи.)
* Следующий этап расследования: помощь пострадавшим.
Задание 1.
- Ребята, у нас оказались пострадавшие. Слова (появляются на экране) образованные разными способами перепутались, требуется ваша помощь! Разбейте слова на группы по словообразованию и найдите лишнее слово. Попробуйте справиться самостоятельно.
Ветерок, трубочист, пришкольный, кресло – качалка, вазочка, часовщик, меч – рыба, поддон, скалолаз, подгруппа, выбор, подснежник, пароход, охотник, велоспорт, плащ – палатка.
Лишнее слово – пришкольный (прилагательное).
Задание 2.
Игра «Супермаркет».
На карточках каждой группе предлагаются слова : вездеход, выставка, подсказка, подснежник, самокат, кафе-ресторан, пароход, пришкольный,
кресло-кровать, шкаф- купе, диван – кровать, вагон – ресторан, дудка – самогудка, заправка, кресло-качалка, самокат, пылесос, трубопровод, замазка, пробежка, наливка, прогулка, овощевод, подставка, сталевар, выставка- продажа, зайчонок, навес.
1 группа – покупают существительные, образованные сложением целых слов без соединительных гласных;
1 группа – покупают существительные, образованные сложением с соединительными гласными;
3 группа – покупают существительные, образованные приставочно – суффиксальным способом.
- Все ли слова вы смогли определить в группы? (Д: нет, остались – пришкольный, зайчонок, навес)
- Докажите (разбор по составу).
9. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
Дома найдите в сказках еще имена существительные, образованные сложением слов без соединительной гласной, выберите одно слово и сделайте к нему иллюстрацию.
10. Рефлексия деятельности (итоги урока).
- Итак, коллеги, наше расследование подошло к концу.
- О каких итогах мы сообщим сыщикам? Какое новое открытие вы совершили?
- Я думаю, что Колобки оценят вашу работу. (Аплодисменты)
- А вот как бы вы сами оценили свою работу на уроке?
- Я благодарю вас за урок и желаю раскрывать всё новые тайны русского языка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка по теме: "Родительный падеж имен существительных"
Урок русского языка для 4 класса по теме "Родительный падеж имен существительных" по программе "Школа России". Урок построен согласно требованиям стандарта второго поколения, где используется карта са...
Урок русского языка по теме: "Три склонения имени существительного"
Цель урока познакомить детей с тремя видами склонения существительных; выяснить роль склонений в написании безударных окончаний; научить детей определять склонение существительного; воспитывать интере...
Урок русского языка по теме "Способы словообразования имен существительных"
Презентация и конспект урока русского языка по теме "Способы словообразования имен существительных" (УМК "Начальная школа XXI века")....
Конспект урока по русскому языку на тему "Способ образования имени существительного" 3 класс
Конспект урока по русскому языку на тему "Способ образования имени существительного" 3 класс УМК " Начальная школа 21 века"...
Презентация к уроку русского языка по теме "Способы образования имен существительных" 3 класс
Тема урока: способы образования имен существительных ( сложение целых слов). УМК "Школа ХХI века" 3 класс....
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА по теме «Три склонения имен существительных (общее представление). 1-е склонение имен существительных»
Цели: дать общее представление о трех типах склонения имен существительных в единственном числе; познакомить с признаками имен существительных 1-го склонения; учить распознавать имена существительные ...
Методический материал к уроку русского языка на тему "Связь между именем существительным и именем прилагательным".
Методический материал к уроку русского языка на тему "Связь между именем существительным и именем прилагательным"для 2 класса поможет молодым учителям в объяснении представления о дейст...