Урок русского языка по теме: «Способы образования имен существительных»
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Урок русского языка в 4 классе по теме:

«Способы образования имен существительных»

 

Тип урока: комбинированный (проблемно-диалогический урок)
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_russkogo_yazyka.doc66.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 4 классе по теме:

«Способы образования имен существительных»

Тип урока: комбинированный (проблемно-диалогический урок)

Цели:

Предметные:

· дать понятие нового способа образования имени существительного;

· закрепить знания о способах образования имён существительных;

· учить аргументировать свою точку зрения;

Метапредметные:

·содействовать формированию умений и навыков в процессе учебной деятельности (практической и умственной) с учетом индивидуальных способностей учащихся,

· развивать познавательные процессы обучающихся (память, речь, мышление, внимание, восприятие),

· умение применять логические операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение).

Личностные:

· содействовать воспитанию интереса к языку, слову;

· умение работать в парах, группе.самостоятельность, трудолюбие;

· создать благожелательную творческую атмосферу

Оборудование: проектор, компьютер, запись мелодии и слайды из м\ф «Следствие ведут Колобки», звук аплодисментов, сигнал о помощи, словообразовательные словари, материалы к уроку, рабочий лист, карточки со словами и заданиями разного уровня.

Ход урока.

1. Организационный этап.

2. Мотивация учебной деятельности.

(Звучит фрагмент м/ф «Следствие ведут колобки» - звуки выстрелов, характерные слова, позволяющие узнать героев)

- Кто спешит к нам сегодня на урок? Догадались? :Колобки – сыщики)

- Вероятно, трудное задание задержало их. Они прислали телеграмму.

(Текст телеграммы:Мы отправились в страну слов раскрывать новую тайну слова. Можем не справиться. Требуется помощь.)- Ну что? Поможем?

3.Актуализация знаний.- Итак, перед нами задача – разгадать новую тайну слова.                Следствие ведут ученики 4 «В» класса.                                                                                - Уважаемые коллеги, вы готовы к расследованию?                                                     - Прежде давайте узнаем тему сегодняшнего урока.                                                                     Потерянные буквы могут находиться на вашей парте.(о, б, а, и, с, ы, у, я, м, е, к, ю, ё)( На экране:Сп_с_б_     _бр_з_в_н_ _      _м_н          с_щ_ств_т_льн_х)

- Молодцы! А вот и наши коллеги Колобки, они ждут нашей помощи.  (На доске появляется картинка сыщиков – Колобков)- Какие цели поставим перед собой? (Д: научиться новым способам словообразования; закрепить ранее изученные способы.)

4. Постановка учебной задачи. Определение этапов расследования.                                                                                                    - Чтобы наше следствие не зашло в тупик, предлагаю составить план расследования.                                                                                                                   (На экране появляются переставленные этапы урока.)* Итог расследования.                                                                                                                           * Открытие новой тайны слов.                                                                                                               *Помощь пострадавшим.                                                                                                 * Сбор известной информации.                                                                                          * Наблюдение за подозреваемыми ( словами).

- В какой последовательности будем вести следствие?

(Дети предлагают свою последовательность этапов расследования)

*   Сбор известной информации

*   Наблюдение за подозреваемыми.(словами)

*   Открытие новой тайны слов.

*   Помощь пострадавшим.

*.   Итог расследования.

5. Применение знаний и умений в новой ситуации.

* - Собираем известную информацию о способах образования имен существительных.                                                                                                           Работать сегодня вы будете в группах.

Задание 1(для каждой группы).

1.Подчеркните, с помощью каких частей слова могут образовываться новые слова

Приставка,  корень,  суффикс,  окончание, основа.

 

Задание 2

•         стол 1  

Определить способ образования имён существительных в группе. Докажите.

Неудача, невезение, неуважение.

Образец устного ответа:

Непогода – когда нет хорошей погоды.

Не- + погода = непогода                                                                       (Приставочный способ.)

•         стол 2  

Разобрать имена существительные по составу.

Определить способ образования в группе. Докажите.

Грибок, лесок, гномик.

Образец устного ответа:

дубок – маленький дуб.

Дуб + -ок- = дубок

 (Суффиксальный способ.)

•         стол 3  

Разобрать имена существительные по составу.

Определить способ образования в группе. Докажите.

Подстаканник, подоконник, подлокотник.

Образец устного ответа:

подсвечник – подставка под свечу.

Под- + свеча + -ник- = подсвечник

 (Приставочно – суффиксальный способ.)

 

 - Прослушаем собранную вами информацию.  Какой способ образования имен существительных определен каждой группой?

- Все ли известные способы образования имен существительных вспомнили?(Нет, мы изучали еще один способ.)

Задание всему классу (одна пара работает у доски, остальные на листочках)

 

Задание 3  

 Работа в парах.

-Образуйте имена существительные ещё одним способом.  Запишите получившиеся слова.

газ             - о -      проводить

вод(а)         -о-     мерить        

звёзд(ы)     -о-     падать

везде          -е-       ходить

( Сложение корней с соединительной гласной)

Поработай в паре. Придумайте и запишите 5 слов на данный способ образования слов.

 

- Какой способ использовали?

- Итак, подведем итог этапу сбора информации.

Какие способы образования имен существительных вы знаете?(Названия появляются на экране).

- Приставочный

- Суффиксальный

- Приставочно-суффиксальный

- Сложение корней с соединительной гласной

*Следующий этап нашего расследования – наблюдение за подозреваемыми. Чтобы вести наблюдение надо быть очень внимательными.

Физминутка (для глаз).

(На экране беспорядочно расположены портреты сказочных героев.)

- Найдите глазками героя сказки.

Красна девица грустна,

Её не нравится весна,

Ей на солнце тяжко.

Слёзы льёт бедняжка. ( Снегурочка)      

 

 

На сметане мешён,

На окошке стужён,

Круглый бок, румяный бок,

Покатился … (Колобок)

 

Лечит он мышей и крыс,

Крокодилов, зайцев, лис,

Перевязывает раны

Африканской обезьяне.

И любой вам подтвердит,

Это доктор … (Айболит)     

 

 Вы знаете девушку эту.

Она в старой сказке воспета.

Работала, скромно жила,

Вокруг только грязь и зола.

Не видела ясного солнышка,

 А звали красавицу … (Золушка)

Гармошка в руках,

На макушке фуражка,

А рядом с ним важно

Сидит верный друг.

Портрет у друзей

Получился отменный.

На нём Чебурашка,

А рядом с ним … (крокодил Гена)       

 

 Много дней он был в пути,

Чтоб жену свою найти.

А помог ему клубок

Его звали … (Иван-царевич)

(Отгадывают загадки.Находят глазами сказочных героев.)

- Из первых букв имен героев составьте слово. (Д: сказки)

- У меня тоже сегодня на уроке есть книга сказок. Возможно, она поможет найти подозреваемые слова.

6.Первичное усвоение новых знаний.

*Продолжаем наблюдение.

(Из книги выпадает группа слов)

- А вот и подозреваемые слова. Прочитайте (самолёт, скатерть, самобранка, сапоги, ковер, скороходы)

 - Определите, какой частью речи являются слова?

- Вспомните, как звучат эти волшебные предметы в сказках.                                 (Д: ковёр   +   самолёт,  скатерть + самобранка,   сапоги + скороходы)            

- Что надо сделать, чтобы из двух слов получилось одно?                                        (Дети предлагают свои ответы: слитно, с соединительной гласной, через дефис.)

* Открытие.

- Мы выслушали результаты наблюдений и собираем оперативный совет.

- Уважаемые коллеги, каким из предложенных вами способом образовали слова? (Сложение, соединение)

- Сравним наши предположения с выводами ученых.

Чтение правила.

- Какую же новую тайну образования имен существительных мы открыли? (Д: существует еще один способ образования имен существительных – сложение целых слов без соединительных гласных)

- Итак, какие способы образования известны нам на сегодняшний день?

- Приставочный

- Суффиксальный

- Приставочно-суффиксальный

- Сложение корней с соединительной гласной

- Сложение целых слов без соединительных гласных

7. Первичное закрепление.Устно. Назовите еще несколько слов образованных сложением целых слов без соединительных гласных.

8. Первичная проверка понимания.

Работа по теме урока. (Сигнал о помощи.)

 *  Следующий этап расследования: помощь пострадавшим.

Задание 1.

- Ребята, у нас оказались пострадавшие. Слова (появляются на экране) образованные разными способами перепутались, требуется ваша помощь!  Разбейте слова на группы по словообразованию и найдите лишнее слово.  Попробуйте справиться самостоятельно.

Ветерок, трубочист, пришкольный, кресло – качалка, вазочка, часовщик, меч – рыба, поддон, скалолаз, подгруппа, выбор, подснежник, пароход, охотник, велоспорт, плащ – палатка.

Лишнее слово – пришкольный (прилагательное).

Задание 2.

Игра «Супермаркет».

На карточках каждой группе предлагаются слова :  вездеход, выставка, подсказка, подснежник, самокат, кафе-ресторан, пароход, пришкольный,

кресло-кровать, шкаф- купе, диван – кровать, вагон – ресторан, дудка – самогудка, заправка, кресло-качалка, самокат, пылесос, трубопровод, замазка,   пробежка, наливка, прогулка, овощевод, подставка, сталевар, выставка- продажа, зайчонок, навес.

1 группа – покупают существительные, образованные сложением целых слов без соединительных гласных;

1 группа – покупают существительные, образованные сложением с соединительными гласными;

3 группа – покупают существительные, образованные приставочно – суффиксальным способом.

- Все ли слова вы смогли определить в группы? (Д: нет, остались – пришкольный, зайчонок, навес)

- Докажите (разбор по составу).

9. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

    Дома найдите в сказках еще имена существительные, образованные сложением  слов без соединительной гласной, выберите одно слово и сделайте к нему иллюстрацию.

10. Рефлексия деятельности (итоги урока).                                                                      

- Итак, коллеги, наше расследование подошло к концу.

- О каких итогах мы сообщим сыщикам? Какое новое открытие вы совершили?

- Я думаю, что Колобки оценят вашу работу. (Аплодисменты)

- А вот как бы вы сами оценили свою работу на уроке?

- Я благодарю вас за урок и желаю раскрывать всё новые тайны русского языка.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме: "Родительный падеж имен существительных"

Урок русского языка для 4 класса по теме "Родительный падеж имен существительных" по программе "Школа России". Урок построен согласно требованиям стандарта второго поколения, где используется карта са...

Урок русского языка по теме: "Три склонения имени существительного"

Цель урока познакомить детей с тремя видами склонения существительных; выяснить роль склонений в написании безударных окончаний; научить детей определять склонение существительного; воспитывать интере...

Урок русского языка по теме "Способы словообразования имен существительных"

Презентация и конспект урока русского языка по теме "Способы словообразования имен существительных" (УМК "Начальная школа XXI века")....

Конспект урока по русскому языку на тему "Способ образования имени существительного" 3 класс

Конспект урока по русскому языку на тему "Способ образования имени существительного" 3 класс УМК " Начальная школа 21 века"...

Презентация к уроку русского языка по теме "Способы образования имен существительных" 3 класс

Тема урока: способы образования имен существительных ( сложение целых слов). УМК "Школа ХХI века" 3 класс....

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА по теме «Три склонения имен существительных (общее представление). 1-е склонение имен существительных»

Цели: дать общее представление о трех типах склонения имен существительных в единственном числе; познакомить с признаками имен существительных 1-го склонения; учить распознавать имена существительные ...

Методический материал к уроку русского языка на тему "Связь между именем существительным и именем прилагательным".

Методический материал к уроку русского языка на тему "Связь между именем существительным и именем прилагательным"для 2 класса поможет молодым учителям в объяснении представления о дейст...