Технологическая карта урока главные и второстепенные члены предложения.
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Галина Валерьевна Стратулат

Цель урока: развитие умения распознавать в предложении главные и второстепенные члены предложения, выполнять разбор по членам предложения

Задачи урока

Дидактические:

  1. Уметь определять признаки распространенного и нераспространенного предложения
  2. Уметь выполнять учебное задание: определять грамматическую основу предложения, устанавливать грамматическую взаимосвязь между словами предложения, графически ее обозначать, выполнять разбор предложения

Развивающие:

  1. Развивать умение критически мыслить, умение оценивать свои достижения в процессе урока
  2. Развивать навыки устной и письменной речи

Воспитательные:

  1. Воспитывать уважение друг к другу в процессе групповой работы
  2. Воспитывать аккуратность

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Я зык, гор о ду, ру сс кие, д е ревня, Р од и на

Слайд 2

Тема урока: «Главные и второстепенные члены предложения»

Слайд 3

1. Красное лето уже прошло. 2. Журавли улетели в теплые страны

Слайд 4

Критерии оценки Нет ошибок – «5»; 1-2 – ошибки – «4»; 3 ошибки – «3»; Больше трех ошибок – «2».



Предварительный просмотр:

План работы:

  1. Что такое

главные

члены предложения?

  1. Что такое

второстепенные

члены

предложения?

  1. Выводы.

Подлежащее

Сказуемое

О ком или о чем говорится в предложении

Что говорится о подлежащем

Кто? Что?

Что делает? Что делал?

Что сделал? и т.д.

Грамматическая                   основа

Второстепенные члены предложения

Дополняют,

Поясняют,

Лето, уже, красное, прошло.

Журавли, теплые, улетели,

в, страны.

Карточка №1.

Задание. Определите главные члены предложения, подчеркните их.

Яркое солнечное утро разбудило ребят.

Коровы лежали в густой траве.

Карточка №2

Задание. Определите главные и второстепенные члены предложении, подчеркните и укажите связь слов в предложении стрелками.

Дети во дворе играли в футбол.

Танюша пришла домой с золотым венком на голове.

Карточка №1.

Задание. Определите главные члены предложения, подчеркните их.

Яркое солнечное утро разбудило ребят.

Коровы лежали в густой траве.

Карточка №2

Задание. Определите главные и второстепенные члены предложении, подчеркните и укажите связь слов в предложении стрелками.

Дети во дворе играли в футбол.

Танюша пришла домой с золотым венком на голове.

Карточка №1.

Задание. Определите главные члены предложения, подчеркните их.

Яркое солнечное утро разбудило ребят.

Коровы лежали в густой траве.

Карточка №2

Задание. Определите главные и второстепенные члены предложении, подчеркните и укажите связь слов в предложении стрелками.

Дети во дворе играли в футбол.

Танюша пришла домой с золотым венком на голове.

Карточка №1.

Задание. Определите главные члены предложения, подчеркните их.

Яркое солнечное утро разбудило ребят.

Коровы лежали в густой траве.

Карточка №2

Задание. Определите главные и второстепенные члены предложении, подчеркните и укажите связь слов в предложении стрелками.

Дети во дворе играли в футбол.

Танюша пришла домой с золотым венком на голове.

Карточка №1.

Задание. Определите главные члены предложения, подчеркните их.

Яркое солнечное утро разбудило ребят.

Коровы лежали в густой траве.

Карточка №2

Задание. Определите главные и второстепенные члены предложении, подчеркните и укажите связь слов в предложении стрелками.

Дети во дворе играли в футбол.

Танюша пришла домой с золотым венком на голове.



Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

Дата: 9.03.2021г.

Школа: МАОУ «СОШ   №152»

Класс: 3 «Д»

Урок: 2

Время: 09:45 Кабинет: 220

Студент: Стратулат Г. В.

Группа: 45

Учитель: Силантьева Т. В.

Методист: Кошкарова Л. С.

Тема урока «Главные и второстепенные члены предложения. Разбор предложения по членам.»

Тип урока: урок общеметодологической направленности

Цель урока: развитие умения распознавать в предложении главные и второстепенные члены предложения, выполнять разбор по членам предложения

Задачи урока

Дидактические:

  1. Уметь определять признаки распространенного и нераспространенного предложения
  2. Уметь выполнять учебное задание: определять грамматическую основу предложения, устанавливать грамматическую взаимосвязь между словами предложения, графически ее обозначать, выполнять разбор предложения

Развивающие:

  1. Развивать умение критически мыслить, умение оценивать свои достижения в процессе урока
  2. Развивать навыки устной и письменной речи

Воспитательные:

  1. Воспитывать уважение друг к другу в процессе групповой работы
  2. Воспитывать аккуратность

Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы, методы и приемы

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

Планируемые результаты

(П, М, Л)

Дидактические средства и интерактивное обоудование

Самоопределение к деятельности

(1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Словесный (эмоциональный настрой)

Фронтальная

1.Приветствие учеников

-Здравствуйте, ребята!

-Меня зовут Галина Валерьевна, сегодня я проведу у вас урок русского языка.

2.Проверка готовности к уроку

-Сейчас мы с вами проверим вашу готовность к уроку.

- Проверь-ка, дружок,

Ты готов начать урок?

Все ль на месте, все ль в порядке:

Учебник ручка и тетрадка?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Все ль готовы слушать?

-Начинаем на урок.

-Открываем тетради, записываем число, классная работа.

-Сегодня у нас двадцать первое сентября

-Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место

Ученики открывают тетради и записывают число

Личностные:

Самоопределение

К:планирование, учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, проявление эмоциональной отзывчивости

Актуализация знаний и мотивация

(4-5 мин)

Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия

Словесный (беседа), практический (выполнение задания)

1.Минутка чистописания

-Сейчас я загадаю вам загадку, а вы должны записать ответ в свою тетрадь.

1.Если б не было его,

Не сказали б ничего.

-Следующее задание «Подберите рифму». Я прочитаю вам строчки, а ваша задача – подобрать рифму

2.А потом за бороду вели козла по …

3. Вопрос №3: назовите основную нацию, населяющую Российскую Федерацию

4. Назовите одним словом, словосочетание: крестьянское селение

5.Назовите слово, противоположное по смыслу слову «чужбина».

-Подчеркните в них орфограммы.

-Сверьте свои ответы с ответами на слайде.

.Постановка целей

Игра «Найди лишнее слово» поможет нам определить тему урока. Я сейчас скажу вам слова, а вы должны выбрать лишнее слово. Докажите, что именно это слово лишнее (слайд 1)

Прилагательное, существительное, глагол, подлежащее, местоимение.

-Верно!

- Скажите мне, о чем мы получим знания в результате работы?

-Молодцы! Сегодня  мы вспомним, какие члены предложения называются главными, а какие второстепенными членами предложения.

-А чему мы с вами будем учиться?

-Посмотрите, перед вами на доске план работы.

Лишнее слово – подлежащее. Ученики объясняют, что все слова этого являются частями речи, а подлежащее – это главный член предложения  

Язык

Городу

Русские

Деревня

Родина

ПЛАН НА ДОСКЕ

Предметные:

Знать: главные и второстепенные члены предложения

Уметь: обосновывать свое мнение

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками

П: анализ объектов  с целью выделения признаков

Работа с заданием

Постановка учебной задачи

(4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Словесный (беседа),

Практический (составления схемы)

Фронтальная, групповая

1.Составление схемы

-Вы знаете, что в предложении есть слова, без которых оно не может существовать.

-Это главные члены предложения – подлежащее и сказуемое.

-Что обозначает подлежащее?

-А как оно подчеркивается?

-А что же тогда обозначает сказуемое?

-Верно, сказуемое обозначает, что говорится о подлежащем.

-Вспомните, на какие вопросы отвечает сказуемое.

-Как подчеркивается сказуемое?

-А вместе подлежащее и сказуемое составляет грамматическую основу предложения.

-Кто может рассказать мне все о подлежащем и сказуемом, пользуясь схемой, которую мы с вами составили на доске?

-Молодцы! Мы с вами выполнили первый пункт нашего плана, а значит, что мы можем его отметить как выполненный.

О ком или о чем говорится в предложении. Подчеркивается одной чертой

Сказуемое обозначает, что говорится о подлежащем.

Сказуемое отвечает на вопросы: что делает? Что делал? И т.д.

Двумя чертами

Предметные:

Знать: что такое подлежащее и сказуемое;

Уметь: отличать главные члены предложения от второстепенных.

Работа с раздаточным материалом

-Ребята, а как называются другие члены предложения, кроме подлежащего и сказуемого?

-Верно, члены предложения, не входящие в грамматическую основу, являются второстепенными членами предложения.

-А какую роль выполняют второстепенные члены в предложении?

-Они дополняют и поясняют сведения, которые предлагают главные члены предложения или другой второстепенный член предложения.

-Их мы тоже добавим в нашу схему.

-Вот мы с вами и ответили на второй вопрос нашего плана. Отметим его как выполненный.

Работа с учебником

-Ребята, а сейчас я вам предлагаю открыть свой учебник на странице 28, найдите упражнение 40.

-Прочитайте задание.

-Что нам необходимо выполнить при написании этого упражнения?

-Выполним первое предложение вместе.

-Мне нужен один ученик, который будет работать у доски.

-Прочитайте предложение.

-Что нам необходимо выделить сначала?

-Верно! Главные члены предложения.

-Назовите их.

-Что нам нужно сделать теперь?

-Найти второстепенные члены предложения.

-А теперь попробуйте составить предложение.

Второстепенные члены предложения

-Дополняют, поясняют.

Лето, уже, красное, прошло.

Лето, прошло

-Выделите в нем грамматическую основу.

-Молодцы!

-Остальные предложения выполняем самостоятельно.

Проверка.

-Давайте проверим, правильно ли вы выполнили упражнение.

-Молодцы!

-Ребята, скажите мне, какой общей темой мы можем объединить все предложения?

-Дополните свой текст еще одним предложением.

-Хорошо, вы отлично справились с заданием!

Осень

Листва опала с деревьев./ Наступила осень.

Первичное закрепление

(4-5 мин)

Усвоение нового способа действий

Словесный (беседа), практический (выполнение упражнения из учебника),

фронтальная, индивидуальная

1.Работа с учебником

-Откройте учебник на странице 27, найдите упражнение 39.

-Кто хочет прочитать задание?

- Ребята, скажите, что мы должны сделать?

-Верно, мы должны списать предложения.

Скажите, а чем отличаются эти предложения?

-Записываем в тетради – упражнение 39.

 -Объясните, чем они отличаются.

-Мне нужен один ученик, который будет работать у доски.

-Определите, какое предложение является распространенным.

-Запишите распространенное предложение себе в тетрадь.

-Подчеркните в нем подлежащее и сказуемое.

-Какое или какие из второстепенных членов этого предложения уточняет сказуемое?

-Какое из членов предложения уточняет подлежащее?

-Поставьте вопрос к каждому второстепенному члену предложения.

-Давайте проверим вашего одноклассника.

2.Динамическая пауза

Раз, два, три, четыре, пять –

Будем листья собирать.

Листья березы,

Листья рябины,

Листики тополя,

Листья осины,

Листики дуба мы соберем,

Маме осенний букет отнесем.

Маме

Читают задание

Записывают упражнение в тетради

Одно предложение распространенное, а другое не распространенное

Предметные:

Знать: правило

Уметь: выделять орфограммы

П: структурировать знания, выбирать наиболее эффективный способ решения, оценка действий

К: управление поведением партнера – контроль, коррекция.

Работа с учебником

Маме осенний букет отнесем.

Самостоятельная работа с самопроверкой

(4-5 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

Словесный (объяснение задания), практический (выполнение задания обобщающего характера)

Индивидуальная, фронтальная

1.Выполнение самостоятельной работы.

-Сейчас нам с вами предстоит выполнить самостоятельную работу.

-Перед вами на доске слова. Составьте из них распространенные предложения.

-Запишите и разберите составленное предложение по членам. Покажите стрелками связь главных членов со второстепенными.

2.Самопроверка

-Обменяйтесь тетрадями с соседом по парте и проверьте друг друга по эталону.

-Оцените своего соседа по критериям:

1.Нет ошибок – 5

2.1-2 ошибки – 4

3.3 ошибки – 3

4. Больше тех ошибок – 2.

Слова: лето, уже красное, прошло. Журавли, теплые, улетели, в, страны

Ответы: красное лето уже прошло. Журавли улетели в теплые страны.

Предметные:

Знать: орфограммы

Уметь: применять правило на практике.

Р: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению

Л: самоопределение

Работа  с раздаточным материалом на доске

Включение в систему знаний, повторение

(7-8 мин)

Включение «открытия» в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Словесный (беседа), практический (выполнение упражнения),

Фронтальная, индивидуальная, групповая

1.Проверка полученных знаний

-Я предлагаю вам выполнить еще одно очень интересное задание.

-Для этого вам необходимо объединиться в группы по 4 человека.

-Каждая команда получит карточки с заданиями. Ваша задача – прочитать задание, обсудить в группе и выполнить его.

Карточка 1.

-Определите главные члены предложения, подчеркните их.

Предложение: Яркое, солнечное утро разбудило ребят. Коровы лежали в густой траве.

Карточка 2.

-Определите главные и второстепенные члены предложения, подчеркните их укажите связь слов в предложении стрелками.

Предложение: Дети во дворе играли в футбол. Танюша пришла домой с золотым венком на голове.

Выполняют задание в группах

Предметные: Знать: отличие распространенного и не распространенного предложения

Уметь: применять правило на практике

Р: осуществлять самоконтроль

П:уметь применять правила

К: использовать в общении правила вежливости

Работа с раздаточным материалом

Рефлексия деятельности

(2-3 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Словесный (беседа), практический (выполнение действий)

Фронтальная, индивидуальная

Наш урок подходит к концу.

-Пришло время подвести итоги.

-Сейчас со своих мест встаньте те, кто считает, что он усвоил материал урока и проработал отлично.

-Молодцы, присаживайтесь.

-А сейчас встаньте те, кто считает, что он поработал хорошо, но ему еще раз нужно повторить материал.

-Молодцы.

-А сейчас встаньте те, кто считает, что он поработал плохо и не усвоил материал.

-Ребята, не смотря на результаты, я считаю, что вы все поработали отлично. Молодцы!

-За урок вы получите оценки в тетрадях за две работы, я ставлю за активную работу на уроке, правильные ответы ….. – 5, ….. – 4

-Откройте дневники и запишите домашнее задание: страница 26, упражнение 37; страница 28, упражнение 41.

-Урок закончен, до свидания!

Оценивают работу в процессе урока

Л: умение оценивать результаты своей работы

П: прогнозирование дальнейшего использования полученных на уроке знаний

Р: осуществление познавательной и личностной рефлексии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русский язык. 3 класс. "Школа России".Технологическая карта темы "Главные и второстепенные члены предложения".

Тема ( 2 урока ) разработана с использованием следующих технологий: 1. ТРИИК (технология развития информационно- интеллектуальной компетентности, автор Л.Панфилова); 2. Проектная деятельность; 3. Разн...

Открытый урок - главные и второстепенные члены предложения

Презентация создана для открытого урока по русскому языку...

Тема урока: Главные и второстепенные члены предложения. 4 класс.

Конспект урока по русскому языку в 4 классе.Тема урока: Главные и второстепенные члены предложения. Цели:         -актуализировать знания учащихся о ...

Предмет: Русский язык. Тема урока: Главные и второстепенные члены предложения.

  В  работе я подготовила методический комплекс к уроку русского языка в 3 классе по теме «Главные и второстепенные члены предложения».Цель работы:·...

Технологическая карта урока русского языка "Второстепенный член предложения – обстоятельство"

Технологическая карта урока русского языка в 4 классе на тему "Второстепенный член предложения – обстоятельство". Цель урока: закрепить знания о второстепенном члене предложения &ndash...

Конспект урока. Главные и второстепенные члены предложения

Конспект урока по русскому языку в 3 классе...