Конспект открытого урока русского языка в 3 классе по теме : «Обобщение знаний об имени прилагательном»
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Марюткина Татьяна Анатольевна

Тип урока- Урок систематизации знаний. Цель: обобщение и систематизация знания об имени прилагательном как о части речи.Содержание урока соответствует программным требованиям обучающихся 3 класса. Материал урока включает в себя практически весь материал изученного раздела. Соблюдается логическая последовательность в обобщении изучаемой темы. Сложность учебного материала соответствует  возможностям учеников 3-го класса.

Основная технология – системно-деятельностная, которая включает :

- использование различных методов и приёмов, повышающих степень активности детей в учебном процессе;

- формирование контрольно- оценочной деятельности обучающихся самими обучающимися.

С целью повышения качества образования использована мультимедийная презентация. 

Формы работы на уроке: самостоятельная, фронтальная, индивидуальная.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_v_3a_27.04.docx26.05 КБ

Предварительный просмотр:

СЛАЙД   1

Ход урока:

  1. Организационный момент. 

Учитель:

Пусть сегодня для нас всех,

На урок придёт успех!

Поприветствуем гостей,

С ними нам вдвойне теплей.

Дети:

Мы рады приветствовать вас в классе нашем,     Денис

Возможно есть классы и лучше, и краше,            Закир
Но пусть в нашем классе вам будет светло,        Аня
Пусть будет уютно и очень легко.                
Ваня З.
Поручено нам вас сегодня встречать.        
Ваня Т.
Ну что же, не будем зря время терять.        
Матвей Е.

Учитель:

Пожелайте нам удачи,

И успешности в придачу!

Мы урок наш начинаем,

Что учили, повторяем!

- Ребята, готовы вы к уроку? (да)

- На вас надеюсь я, друзья!

Дети:

Мы хороший дружный класс

Всё получится у нас! (вместе) 

Учитель:

- Садитесь! Откройте тетради. Запишите число, “Классная работа”.  (доска)

 

II. Постановка темы и целей урока.

- Определить тему урока нам поможет игра «Четвёртый лишний».  

СЛАЙД   2

- Прочитайте и найдите «лишнее» слово в каждой строчке.

 - Что объединяет все эти «лишние» слова?

Следовательно, говорить мы будем сегодня ….(об имени прилагательном)

- А вы уже много знаете об имени прилагательном? (да) - Да, действительно, мы немало потрудились над данной темой. И сегодня у нас завершающий урок- обобщения. Запишем тему. (Обобщение)                     (ДОСКА)

 - Определите цель урока и его  задачи. Что мы сегодня должны повторить?

- Мы должны повторить всё об имени прилагательном: что это за часть речи, как она изменяется, с какими другими частями речи связана и ее роль в речи. 

  - Верно, сегодня мы должны систематизировать все знания об имени прилагательном.  Я буду рада вашей активной работе на уроке и вашим правильным ответам.

- Что нужно делать, чтобы достичь цели урока?

 (Мыслить, рассуждать, делать выводы)

Цель урока нам ясна,
Значит, нам скучать нельзя.
 

III. Актуализация знаний

1. -Итак, давайте же вспомним, что такое имя прилагательное? Это было ваше домашнее задание.(правило с. 64)

 - Каким членом предложения чаще всего бывает имя прилагательное?

( второстепенным членом предложения) 

 

 2.Орфографическая минутка         (ДОСКА)

- Спишите, вставьте пропущенные буквы. Подчеркните орфограммы.

Б... рёзовая, сла…кий, с…едобное, з…лёный, грус…ный,  мален…кий.   

 -Проверка задания. Индивидуальные ответы учащихся. Поднимите руку, кто не допустил ни одной ошибки? А у кого 1 ошибка? 2 ошибки? 3 ошибки? Оцените себя.

- В чем сходство этих слов ?

3. Минутка чистописания     (ДОСКА)                                      СЛАЙД 3

 а) Прочитайте хором строчку буквосочетаний ( ая яя ий ый ой ое ее ые ие) - -Как соединены между собой данные сочетания? А для чего вообще нужна минутка чистописания на уроках русского языка?

- Запишите их каллиграфическим почерком. А теперь поменяйтесь тетрадями и оцените друг друга.

б)Что напоминают данные буквосочетания? Разделите их на группы.

- Какие окончания вошли в 1 группу, 2,3,4? (Проверка 1 чел. у доски).

- Оцените себя, как вы справились с данной задачей.

СЛАЙД   4

Соотнесите вопросы и окончания прилагательных и сделайте вывод, как изменяются прилагательные. 

- Когда имена прилагательные изменяются по родам? Что мы должны помнить? МОЛОДЦЫ!

 

4. Посмотрите на доску, перед вами несколько словосочетаний. Ребята, а что называется словосочетанием? (это два слова, связанные между собой по смыслу)

-Вам надо списать эти словосочетания, дописав окончания прилагательных,  указав число и род имен прилагательных, окончания выделить:        (ДОСКА)

Ярк… солнце, тёпл… лучи, нежн… цветок, ранн… весна, син… море, звонк…ручеёк, молод… травка, криклив… птицы.

 -Давайте проверим

-Итак, от чего зависит род и число имен прилагательных? (род и число прилагательных зависит от существительного, с которым оно связано). 

- Оцените себя, как вы справились с данной задачей.

СЛАЙД   5

5. Поставьте имена прилагательные в нужный род и число.

(Работа в парах ) 

Тяжёлый сумка.

Вкусная мороженое.

Сладкий пироги.

Старшие брат.

-Проверим работу.

СЛАЙД   6

- Какая часть речи помогла правильно определить род и число? (Им. сущ.)

- Какой вывод можно сделать? (Прил. связано с сущ.) 

Физкультминутка

-        Все  встали!   Я  буду  называть  словосочетания  «сущ.  +  прил.».  Если прилагательное мужского рода, вы присядете; если прилагательное женского рода, вы похлопаете в ладоши; если прилагательное среднего рода, вы поднимите руки.

Дружный класс, нежное пюре, весёлая девочка, светлое небо, озорная кошка, крикливый петух, заботливая мама, золотое сердце, дорогой папа, алая заря, далёкий край, верная подруга, великое дело.

6. (Работа на карточках, инд.работа)

 -Какую форму имени прилагательного мы еще не определяли? (падеж) 

- Как правильно определить падеж имен прилагательных?

- Определите  падеж имен прилагательных.

 В еловом лесу, по голубому небу, после сытного обеда, прекрасная погода, на дальнее озеро, с верным другом.

Проверка.

- Оцените себя.

- Подведем небольшой итог.

- Отчего же зависит число, род и падеж прилагательных?

-(От существительного, с которым связано прилагательное)

Существительное с прилагательным

Живет на редкость дружно.

Изменит окончание, когда ему так нужно.

Оно его не бросит в воде и на земле,

Стоит в одном с ним роде, числе и падеже.

IV. Применение знаний и умений в новой ситуации.                 (ДОСКА)

- Молодцы, а теперь посмотрим, как вы умеете применять свои знания при выполнении следующих заданий: 

1.Работа над предложением.                            (Работа в тетрадях.

                                                                             1 ученик  выполняет на доске)

- Запишем предложение.

Светит яркое весеннее  солнце.                    

- Спишите предложение.

 СЛАЙД   7

-Как вы думаете, какое задание можно предложить выполнить.

- Охарактеризуйте предложение. Выделите грамматическую основу. Подчеркните прилагательные .

Физкультминутка                                                     СЛАЙДЫ   8-10

2.Редактирование текста.                          (Работа в паре, на карточках)

- Прочитайте текст.

СЛАЙД   11

Весна в лесу.

Хороша весна в лесу! Ярко светит солнце. Облака украшают небо. Смолой запахли почки.С пригорка зажурчал ручеек.

- Дополните (распространите) каждое предложение, используя подходящие по смыслу имена прилагательные.

Слова для справок: ранняя, весеннее, легкие, голубое, говорливый, душистые.

Весна в лесу.

Хороша …………….. весна в лесу! Ярко светит   ……… .. солнце.

……………… облака украшают………….. небо. Смолой запахли  ……….. почки. С пригорка зажурчал ……………………  ручеек.

- Проверим, что у вас получилось. Прочитайте текст без имен прилагательных. Какой текст вам нравится больше?  (Д: Они  сделали  наш текст  красочным, выразительным и точным).

- Сделаем вывод, какую роль в нашей речи играют имена прилагательные?

Вывод: Имена прилагательные очень нужны в речи, они делают её более полной, точной, яркой, красочной и описывают предмет всесторонне

V.Рефлексивно-оценочный этап

- Сегодня мы проделали большую работу. Объективно оценить ваши знания поможет тест. Как работать с тестом знаем?

1) Контрольный тест

1. Укажи имя прилагательное.

A) морозить;

Б) морозный;

В) мороз.

2.. Выбери подходящее окончание к данному имени прилагательному:

Ранн... утро.

А) - ое;

Б) - ее;

В) - ие.

3. Укажи прилагательное, противоположное по значению данному: Зелёная нить тонкая, а красная ....

А) гладкая;

Б) короткая;

В) толстая.

4. Род и число имени прилагательного зависит от:

А) имени существительного;

Б) глагола;

В) местоимения.

5. Выберите верное утверждение:

А) В предложении имя прилагательное чаще всего бывает подлежащим;

Б) В предложении имя прилагательное чаще всего бывает сказуемым.

В) В предложении имя прилагательное чаще всего бывает второстепенным членом предложения;

Проверка СЛАЙД   12  и оценка за тест СЛАЙД   13

- Посмотрим на результаты. Оценивание за урок.

-Скажите, кто ответил на все вопросы верно?  Какой вопрос оказался самым трудным?

VI. Итог

- Какую часть речи повторяли на уроке? Вспомните, какую цель мы ставили перед собой в начале урока (повторить всё о прилагательном), мы ее достигли?

- Поднимите руки, кому было легко при изучении изучении данной темы. А кому трудно?А кто считает, что ему нужно еще поработать над этой темой?

А кому сегодня было интересно?

VII. Рефлексия.

- Вы все хорошо сегодня работали. С каким настроением заканчиваем урок?

-Найдите у себя на партах «солнышко» и «тучу». Поднимите ту картинку, которая соответствует вашему настроению.

И у меня чудесное настроение от вашей работы.

VII. Домашнее задание(дифференцированно):               СЛАЙД   14

Для отработки предметных умений:

С. 85 Упр.148 или по желанию

Творческое задание: придумайте и запишите загадку, используя имена прилагательные.

-Спасибо за урок!                                                                  СЛАЙД   15


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка 2 класс по теме:"Обобщение знаний об имени существительном"

Урок русского языка во 2 классе по теме: "Обобщение знаний об имени существительном" по учебнику Зеленина Л.М.+ презентация...

Урок русского языка 2 класс по теме: "Обобщение знаний об имени прилагательном"

Использовала различные методы и приемы работы. Работа по карточкам, выборочным письмом, тестированием, коллективной работой, творчекими заданиями. На уроке прослеживалась связь между двумя предметами:...

Презентация к уроку по русскому языку 3 класса по теме"Обобщение знаний об имени существительном".

Основной задачей презентации являлось обобщение знаний об имени существительном. При реализации воспитательных задач развивающих учитывались особенности класса и отдельных учащихся. Ярко выражено восп...

Конспект урока РУССКОГО ЯЗЫКА (3 класс) по теме: "Обобщение знаний о составе слова".

Данный  урок  разработан  в  виде  ЭСТАФЕТЫ  ЗНАНИЙ. В  нём  много  игровых  моментов.,  интересных  заданий,  например  КОНКУРС ...

конспект урока по русскому языку с презентацией по теме "Обобщение знаний об имени прилагательном" 2 класс, Школа России

коспект урока по русскому языку 2 класс Школа России по теме "Обобщение знаний об имени прилагательном" с дифференцированными карточками для работы на уроке...

Конспект урока русского языка 3 класс на тему «Обобщение знаний о глаголе.Морфологический разбор»

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Тема: «Обобщение знаний о глаголе.Морфологический разбор» Цели деятельности учителя: закрепление навыков разбора глаголов как части речи, правопи...