Рабочая программа по русскому языку 2 класс УМК "Школа России"
рабочая программа по русскому языку (2 класс)

Рабочая программа по русскому языку 2 класс УМК "Школа России"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

         Рабочая программа составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, авторской программы «Русский язык» для 2 класса, разработанной В.П. Канакиной, В.Г. Горецким  в рамках программы «Школа России».

Планируемые результаты освоения предмета

Личностные результаты

1.Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.

2.Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

 Метапредметные результаты 

Регулятивные УУД:

– определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

– проговаривать последовательность действий на уроке;

– учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;

– учиться работать по предложенному учителем плану

Средством формирования регулятивных УУД служит проблемно-диалогическая технология.

Познавательные УУД:

– ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); в словаре;

– находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

– делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

– преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат, обеспечивающие формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).

Коммуникативные УУД:

Средством формирования коммуникативных УУД служат проблемно-диалогическая технология и организация работы в парах и малых группах

1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

3. Использование знаково-символических средств представления информации.

4. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.

5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.

6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.

7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

8. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.

9. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

10. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

11. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».

12. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

13. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».

Предметные результаты 

1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.

2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.

3. Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.

4. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.

5. Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.

6. Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.

7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

8. Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;

9. Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.

Содержание программы (131 час)        

        Во 2   классе, в соответствии с Программой начального общего образования, Программой «Школа России»  на изучение предмета «Русский язык » отводится 136 часов  (4 часа в неделю при 34 учебных неделях).

Согласно Графику – календарю МБОУ «Николаевская СОШ» на 2021– 2022 учебный год во 2 классе предусмотрено 34 учебные недели, т.е. фактически на изучение предмета «Русский язык» должно быть отведено 136 часов (4 часа в неделю), но в соответствии с проектом Постановления Правительства РФ от 2021 года «О переносе выходных дней в 2022 году» выходными днями принято считать 23.02, 08.03, 2.05, 3.05, 09.05, поэтому на изучение курса «Русский язык» во 2 классе на 2021-2022 учебный год отводится 131 час.

     Программа выполняется в полном объеме за счет часов, отводимых на повторение изученного материала.

Характеристика основных содержательных линий

Наша речь (4 ч)

Виды речи. Диалог и монолог.

Текст (3ч)

Текст. Части текста

Предложение (12 ч)

Предложение. Члены предложения. Подлежащее. Сказуемое. Второстепенные члены предложения. Распространенное и нераспространенное предложение.

Слова (16 ч)

Синонимы. Антонимы. Многозначные слова. Однокоренные слова. Слоги.

Звуки и буквы (47 ч)

 Русский алфавит. Гласные и согласные звуки. Правописание слов с безударным гласным звуком в корне. Слова с удвоенными согласными. Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения. Мягкий знак. Правописание буквосочетаний с шипящими буквами. Буквосочетания ЖИ-ШИ,ЧУ-ЩУ, ЧА-ЩА. Звонкие и глухие согласные звуки. Звонкие и глухие согласные звуки. Разделительный Ь.

Части речи (49ч)

Имя существительное.  Глагол. Имя прилагательное. Местоимение. Текст-рассуждение, текст-описание, текст-повествование. Предлоги.

Требования к уровню подготовки учащихся

К концу обучения во 2 классе ученик научится:

  • понимать – предложение – это основная единица речи;
  • понимать термины «повествовательные предложения», «вопросительные предложения», «побудительные предложения»;
  • различать предложения по интонации (восклицательные, невосклицательные, вопросительные);
  • оформлять предложения в устной и письменной речи (интонация, пауза, знаки препинания: точка, вопросительный и восклицательный знаки);
  • различать признаки текста и типы текстов (повествование, описание);
  • различать главные члены предложения;
  • понимать – слова в предложении связаны по смыслу и по форме;
  • различать словосочетание и предложение;
  • понимать лексическое и грамматическое значение (вопрос) имени существительного, имени прилагательного, глагола;
  • понимать особенности употребления в предложении имени существительного, прилагательного, глагола, предлога;
  • понимать термины «корень слова», «однокоренные слова», «разные формы слова»;
  • различать слабую и сильную позиции гласных и согласных в корне слова (без терминологии);
  • использовать способы проверки обозначения на письме гласных и согласных звуков в слабой позиции в корне слова;
  • давать фонетическую характеристику гласных и согласных звуков;
  • понимать назначение букв Е, Ё, Ю, Я;
  • различать деление слов на слоги и для переноса;
  • понимать влияние ударения на смысл слова;
  • различать звуки [и] и  [й] и буквы, их обозначающие;
  • различать парные и непарные согласные по звонкости и глухости, по твёрдости и мягкости; обозначать мягкость согласных на письме;
  • понимать роль разделительного мягкого знака в слове;
  • верно, употреблять прописную букву.

В результате изучения русского языка во 2 классе дети учатся использовать приобретённые знания и познавательный опыт в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • выразительности, грамматической правильности речи учащихся, развития их активного словаря;
  • составления предложений на заданную тему;
  • употребления в устной и письменной речи предложений, различных по цели высказывания и интонации;
  • оформления предложений и текстов в устной и письменной речи (интонация, знаки препинания);
  • самостоятельного составления или воспроизведения и записи текстов (описание, повествование, письмо другу с элементами описания и повествования, поздравление)
  • орфографической грамотности речи учащихся;
  • проверки обозначения на письме безударных гласных и парных согласных в корне слова изменением числа и подбором однокоренных слов;
  • деления слов на слоги и переноса слов;
  • правильного написания слов с буквой Й;
  • обозначения мягкости согласных на письме;
  • написания слов с гласными и согласными орфограммами в слове, с разделительным мягким знаком;
  • употребления прописной буквы в именах собственных;
  • работы со словарём (использование алфавита);
  • каллиграфически правильного списывания слов, предложений, текстов без пропусков, вставок, искажений букв;
  • письма под диктовку текстов (40-45 слов) с изученными орфограммами и пунктограммам

Тематический план


п/п

Основные темы

Кол-во
часов

Характеристика деятельности учащихся

1

Наша речь

4

Анализировать речь людей (при анализе текстов). Различать устную, письменную речь и речь про себя.

Отличать диалогическую речь от монологической, использовать в речи.

2

 Текст

3

Отличать текст от других записей по его признакам. Определять тему и главную мысль текста, соотносить текст и заголовок, подбирать заголовок к тексту. Составлять рассказ по рисунку, данному началу и опорным словам.

3

 Предложение

12

Отличать предложение от группы слов, определять его границы. Составлять предложения из слов. Находить главные и второстепенные члены предложения. Составлять распространённые и нераспространённые предложения. Устанавливать связь слов в предложении. Составлять предложения из деформированных слов.

4

Слова, слова, слова…

16

Уметь классифицировать слова по тематическим группам, объяснять лексическое значение слова. Работать с толковыми и орфографическими словарями. Распознавать и подбирать к слову синонимы и антонимы. Находить однокоренные слова в тексте. Подбирать однокоренные слова к слову и выделять корень. Делить слова на слоги, определять количество слогов. Определять ударение, различать ударные и безударные слоги. Переносить слова по слогам.

5

Звуки и буквы.

47

Различать звуки и буквы.  Называть буквы правильно и располагать их в алфавитном порядке. Находить в слове, различать  и правильно произносить гласные звуки. Соотносить звуковой и буквенный состав слов. Различать проверяемые и непроверяемые орфограммы. Использовать правило при написании слов с безударным гласным в корне. Работать с орфографическим словарём. Различать, определять и правильно произносить мягкие и твёрдые, парные и непарные, звонкие и глухие согласные звуки. Переносить слова с Ь. Применять правило написания буквосочетаний ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, ЩТ, ЖИ-ШИ, ЧУ-ЩУ,ЧА-ЩА.

6

Части речи.

49

Распознавать имя существительное, имя прилагательное, глагол среди других частей речи. Различать одушевлённые и неодушевлённые, собственные и нарицательные имена существительные, подбирать примеры. Определять число имён существительных. Определять виды текста. Определять число глаголов и имён прилагательных, распределять по группам, изменять, приводить примеры.

Итого

131

Календарно-тематическое планирование

п/п

Дата

Тема урока

Количество
часов

131

Наша речь (4 ч)

1

01.09

Виды речи. Какая бывает речь.

1

2

03.09

Что можно узнать о человеке по его речи?

1

3

06.09

Диалог и монолог. Как отличить диалог от  монолога?

1

4

07.09

Контрольное списывание.

1

Текст (3 ч)

5

08.09

Что такое текст?

1

6

10.09

Что такое тема и главная мысль текста?

1

7

13.09

Части текста.

1

Предложение (12 ч)

8

14.09

Диагностический диктант.

1

9

15.09

Что такое предложение?

1

10

17.09

Какие знаки препинания ставятся в конце предложения?

1

11

20.09

Как из слов составить предложение?

1

12

21.09

Что такое главные члены предложения?

1

13

22.09

Что такое второстепенные члены предложения?

1

14

24.09

Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения

1

15

27.09

Что такое распространенные и нераспространенные предложения?

1

16

28.09

Как установить связь слов в предложении?

1

17

29.09

Развитие речи. Обучающее сочинение по картине И.С.Остроухова «Золотая осень».

1

18

01.10

Анализ сочинений

1

19

04.10

Проверочная работа.

1

Слова, слова, слова…(16 ч)

Слово и его значение (4 ч)

20

05.10

Слово и его значение.

1

21

06.10

Что такое лексическое значение слова?

1

22

08.10

Однозначные и многозначные слова.

1

23

11.10

Прямое и переносное значения слов.

1

Синонимы и антонимы (2 ч)

24

12.10

Что такое синонимы?

1

25

13.10

Что такое антонимы?

1

Однокоренные слова (4 ч)

26

15.10

Что такое родственные слова?

1

27

18.10

Что такое корень слова?

1

28

19.10

Что такое однокоренные слова?

1

29

20.10

Проверочная работа.

1

Слог. Ударение. Перенос слова (6 ч)

30

22.10

Какие бывают слоги?

1

31

25.10

Как определить ударный слог?

1

32

26.10

Как переносить слова с одной строки на другую?

1

33

27.10

Составление рассказа по сюжетным рисункам, вопросам и опорным словам.

1

34

29.10

Контрольный диктант.

1

35

08.11

Работа над ошибками. Повторение.

1

Звуки и буквы (47 ч)

Звуки и буквы (1 ч)

36

09.11

Как различать звуки и буквы?

1

Русский алфавит, или Азбука (3 ч)

37

10.11

Как мы используем алфавит?

1

38

12.11

Какие слова пишутся с заглавной буквы?

1

39

15.11

Проверочная работа.

1

Гласные звуки (11 ч)

40

16.11

Как определить гласные звуки?

1

41

17.11

Какими буквами на письме обозначаются гласные звуки?

1

42

19.11

Правописание слов с безударным гласным звуком в корне.

1

43

22.11

Правописание слов с безударным гласным звуком в корне.

1

44

23.11

Правописание слов с безударным гласным звуком в корне.

1

45

24.11

Когда написание букв, обозначающих безударные гласные звуки в корне слов, надо запоминать?

1

46

26.11

Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными звуками в корне.

1

47

29.11

Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными звуками в корне.

1

48

30.11

Развитие речи. Обучающее сочинение по картине С.А. Тутунова «Зима пришла.  Детство».

1

49

01.12

Проверочный диктант.

1

50

03.12

Работа над ошибками.

1

Согласные звуки (6 ч)

51

06.12

Как определить согласные звуки? Какими буквами на письме обозначаются согласные звуки?

1

52

07.12

Согласный звук [Й] и буква И краткое.

1

53

08.12

Слова с удвоенными согласными.

1

54

10.12

Развитие речи. Работа с деформированным текстом.

1

55

13.12

Наши проекты. И в шутку и всерьез.

1

56

14.12

Твердые и мягкие согласные звуки  буквы для их обозначения

1

Мягкий знак (7 ч)

57

15.12

Для чего служит мягкий знак?

1

58

17.12

Правописание слов с мягким знаком на конце и в середине слова перед согласными.

1

59

20.12

Проверочная работа.

1

60

21.12

Наши проекты. Пишем письмо.

1

61

22.12

Контрольный диктант.

1

62

24.12

Работа над ошибками.

1

63

27.12

Повторение.

1

Правописание буквосочетаний с шипящими звуками (6 ч)

64

28.12

Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ.

1

65

29.12

Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ.

1

66

12.01

Развитие речи. Обучающее изложение «Синички».

67

14.01

Наши проекты. Рифма.

1

68

17.01

Буквосочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ.

1

69

18.01

Повторение «Правописание жи-ши, ча-ща, чу-щу.

1

Звонкие и глухие согласные звуки (8 ч)

70

19.01

Как отличить звонкие согласные звуки от глухих?

1

71

21.01

Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова или перед согласным.

1

72

24.01

Распознавание проверяемых и проверочных слов. Проверка парных согласных.

1

73

25.01

Изложение повествовательного текста.

1

74

26.01

Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова.

1

75

28.01

Изложение повествовательного текста.

1

76

31.01

Проверочная работа.

1

77

01.02

Повторение изученного материала.

1

Разделительный мягкий знак (5 ч)

78

02.02

Когда в словах пишется разделительный мягкий знак?

1

79

04.02

Правописание слов с разделительным мягким знаком.

1

80

07.02

Разделительный мягкий знак. Обобщение изученного материала.

1

81

08.02

Контрольный диктант.

1

82

09.02

Работа над ошибками.

1

Части речи (49 ч)

Части речи (1 ч)

83

11.02

Что такое части речи?

1

Имя существительное (16 ч)

84

14.02

Что такое имя существительное?

1

85

15.02

Одушевленные и неодушевленные имена существительные.

1

86

16.02

Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имен существительных.

1

87

18.02

Заглавная буква в написаниях кличек животных. Развитие речи.

1

88

21.02

Заглавная буква в географических названиях.

1

89

22.02

Обучающее изложение «Моя кошка».

1

90

25.02

Обучающее изложение «Моя кошка».

1

91

28.02

Закрепление знаний о написании слов с  заглавной буквы.

1

92

01.03

Обобщение знаний о написании слов с  заглавной буквы.

1

93

02.03

Единственное и множественное число имен существительных.

1

94

04.03

Единственное и множественное число имен существительных.

1

95

05.03

Обучающее изложение «Кот Мурзик».

1

96

09.03

Обучающее изложение «Кот Мурзик».

1

97

11.03

Проверочный диктант.

1

98

14.03

Работа над ошибками. Повторение.

1

99

15.03

Проверочная работа.

1

Глагол (6 ч)

100

16.03

Что такое глагол?

1

101

18.03

Единственное и множественное число глаголов.

1

102

28.03

Правописание частицы НЕ с глаголами.

1

103

29.03

Закрепление знаний по теме «Глагол».

1

104

30.03

Что такое текст – повествование? Какова в нем роль глаголов?

1

105

01.04

Обобщение по теме «Глагол».

1

Имя прилагательное (6 ч)

106

04.04

Что такое имя прилагательное?

1

107

05.04

Связь имени прилагательного с именем существительным.

1

108

06.04

Прилагательные близкие и противоположные по значению.

1

109

08.04

Единственное и множественное число имен прилагательных.

1

110

11.04

Что такое текст – описание? Какова в нем роль имен прилагательных?

1

111

12.04

Повторение и закрепление изученного материала.

1

Местоимение (3 ч)

112

13.04

Что такое местоимение?

1

113

15.04

Что такое текст – рассуждение?

1

114

18.04

Обобщение по теме «Местоимение».

1

Предлоги (17 ч)

115

19.04

Для чего служат предлоги в речи? Как пишутся предлоги со словами?

1

116

20.04

Закрепление правописания предлогов.

1

117

22.04

Повторение и закрепление изученного материала.

1

118

25.04

Сочинение по картине.

1

119

26.04

Проверочная работа.

1

120

27.04

Повторение  закрепление изученного материала.

1

121

29.04

Повторение по теме «Текст».

1

122

04.05

Повторение по теме «Предложение».

1

123

06.05

Повт4орение по теме «Слово и его значение».

1

124

11.05

Повторение по теме «Части речи».

1

125

13.05

Повторение по теме «Звуки и буквы».

1

126

16.05

Повторение по теме «Правила правописания».

1

127

17.05

Контрольный диктант.

1

128

18.05

Работа над ошибками.

1

129

20.05

Контрольное списывание.

1

130

23.05

Работа над ошибками.

1

131

24.05

Обобщение знаний по курсу русского языка за 2 класс

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языка УМК "Школа России" 3 класс

Рабочая программа по русскому языку (3 класс)...

Рабочая программа по русскому языку УМК "Школа России" 1 класс

В начальном обучении предмет «Русский язык» занимает ведущее место, так как направлен на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетенции младших школьников, при этом значение и ф...

Рабочая программа по русскому языку УМК "Школа России" 3 класс

В рабочую программу входят пояснительная записка и календарно-тематическое планирование по русскому языку для 3 класса, УМК "Школа России", автор Рамзаева Т.Г....

Рабочая программа по русскому языку УМК "Школа России" 1-4 классы

Рабочая программа по русскому языку для 1-4 классов по программе "Школа России" по Л. Зелениной - ФГОС...

Рабочая программа по русскому языку. УМК "Школа России" 4 класс

Рабочая программа по русскому языку. УМК "Школа России" 4 класс...

Рабочая программа по русскому языку (УМК "Школа России" 1-4 классы)

Рабочая программа разработана для учащихся 1-4 классов....

Рабочая программа по русскому языку УМК "Школа России" 4 класс

Рабочая программа по русскому языку для 4 класса (УМК "Школа России") ....