Рабочая программа учебного предмета "Русский язык"
рабочая программа по русскому языку (1 класс)
Рабочая программа учебного предмета "Русский язык"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Контрольный диктант на конец 1 класса | 632.5 КБ |
Контрольный диктант на конец 2 класса | 30.5 КБ |
Контрольный диктант на конец 3 класса | 27 КБ |
Контрольный диктант на конец 3 класса | 28 КБ |
diktant_spisyvanie_4_klass.doc | 30.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Сведения об основных нормативных документах, с учетом которых разработана рабочая программа
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» разработана для обучающихся 1 класса общеобразовательной школы с учетом с учетом:
- федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009 года №373 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (с изменениями, внесенными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 ноября 2010 года №1241, от 22 сентября 2011 года №2357, от 18 декабря 2012 года №1060, от 29 декабря 2014 года № 1643, от 18 мая 2015 года №507 от 31 декабря 2015 года №1576);
- Примерной основной образовательной программы начального общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 08 апреля 2015 года №1/15) с изменениями (протокол от 28 октября 2015 года №3/15).
Сведения об авторской программе
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» разработана на основе авторской программы Канакина В.П., Горецкий В.Г., Бойкина М.В., Дементьева М.Н., Стефаненко Н.А., Федосова Н.А. Русский язык/Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1-4 классы. М.: Просвещение, 2014
Сведения об используемом учебнике
Данная Рабочая программа ориентирована на учебник: Канакина В. П., Горецкий В.Г.. Русский язык.
1 класс. М.: Просвещение, 2015
Описание места учебного предмета в учебном плане
Учебный план начального общего образования отводит 165 часов для обязательного изучения учебного предмета «Русский язык» в 1 классе на этапе начального общего образования, из расчета 5 учебных часов в неделю (33 учебные рабочие недели). Количество часов, отводимых на освоение Рабочей программы учебного предмета «Русский язык», соответствует учебному плану образовательной организации на учебный год (165 часов: из них 115 ч (23 учебные недели) отводится урокам обучения письму в период обучения грамоте[1] и 50 ч (10 учебных недель) — урокам русского языка).
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты
У обучающегося будут сформированы:
- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
- широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебнопознавательные и внешние мотивы;
- учебнопознавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
- способность к оценке своей учебной деятельности;
- основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;
- ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
- развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; понимание чувств других людей и сопереживание им;
- установка на здоровый образ жизни;
- основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
Обучающийся получит возможность для формирования:
- внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательной организации, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебнопознавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
- выраженной устойчивой учебнопознавательной мотивации учения;
- устойчивого учебнопознавательного интереса к новым общим способам решения задач;
- адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;
- положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
- компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
- морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учета позиций партнеров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
- установки на здоровый образ жизни и реализации ее в реальном поведении и поступках;
- осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
- эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь другим и обеспечение их благополучия.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
- учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
- различать способ и результат действия;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках
Обучающийся получит возможность научиться:
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
- преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
- осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
- самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве сети Интернет;
- осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
- использовать знаковосимволические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные), для решения задач;
- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
- строить сообщения в устной и письменной форме;
- ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
- основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
- осуществлять синтез как составление целого из частей;
- проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
- устанавливать причинноследственные связи в изучаемом круге явлений;
- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
- обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов, на основе выделения сущностной связи;
- осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
- устанавливать аналогии;
- владеть рядом общих приемов решения задач.
Обучающийся получит возможность научиться:
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
- записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
- создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
- осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинноследственных связей;
- произвольно и осознанно владеть общими приемами решения задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;
- задавать вопросы;
- контролировать действия партнера;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Обучающийся получит возможность научиться:
- учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
- понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
- аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
- продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учета интересов и позиций всех участников;
- с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач, планирования и регуляции своей деятельности.
Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного
Обучающийся научится:
- находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;
- определять тему и главную мысль текста;
- делить тексты на смысловые части, составлять план текста;
- вычленять содержащиеся в тексте основные события и
устанавливать их последовательность; упорядочивать информацию по заданному основанию; - сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя 2—3 существенных признака;
- понимать информацию, представленную в неявном виде (например, находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведенное утверждение; характеризовать явление по его описанию; выделять общий признак группы элементов);
- понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы;
- понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нем информацию, но и на жанр, структуру, выразительные средства текста;
- использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения;
- ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках.
Обучающийся получит возможность научиться:
- использовать формальные элементы текста (например,
подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации; - работать с несколькими источниками информации;
- сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников.
Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации
Обучающийся научится:
- пересказывать текст подробно и сжато, устно и письменно;
- соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, не показанные в тексте напрямую;
- формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод;
- сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию;
- составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос.
Обучающийся получит возможность научиться:
- делать выписки из прочитанных текстов с учетом цели их дальнейшего использования;
- составлять небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном.
Работа с текстом: оценка информации
Обучающийся научится:
- высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте;
- оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; определять место и роль иллюстративного ряда в тексте;
- на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность прочитанного, обнаруживать недостоверность получаемых сведений, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;
- участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.
Обучающийся получит возможность научиться:
- сопоставлять различные точки зрения;
- соотносить позицию автора с собственной точкой зрения;
- в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять достоверную (противоречивую) информацию.
Формирование ИКТ компетентности обучающихся (метапредметные результаты)
Знакомство со средствами ИКТ, гигиена работы с компьютером
Обучающийся научится:
- использовать безопасные для органов зрения, нервной системы, опорнодвигательного аппарата эргономичные приемы работы с компьютером и другими средствами ИКТ; выполнять компенсирующие физические упражнения (мини зарядку);
- организовывать систему папок для хранения собственной информации в компьютере.
Технология ввода информации в компьютер: ввод текста, запись звука, изображения, цифровых данных
Обучающийся научится:
- вводить информацию в компьютер с использованием различных технических средств (фото- и видеокамеры, микрофона и т.д.), сохранять полученную информацию, набирать небольшие тексты на родном языке; набирать короткие тексты на иностранном языке, использовать компьютерный перевод отдельных слов;
- рисовать (создавать простые изображения)на графическом планшете;
- сканировать рисунки и тексты.
Обработка и поиск информации
Обучающийся научится:
- подбирать подходящий по содержанию и техническому качеству результат видеозаписи и фотографирования, использовать сменные носители (флэш-карты);
- описывать по определенному алгоритму объект или процесс наблюдения, записывать аудиовизуальную и числовую информацию о нем, используя инструменты ИКТ;
- собирать числовые данные в естественно-научных наблюдениях и экспериментах, используя цифровые датчики, камеру, микрофон и другие средства ИКТ, а также в ходе опроса людей;
- редактировать тексты, последовательности изображений, слайды в соответствии с коммуникативной или учебной задачей, включая редактирование текста, цепочек изображений, видео и аудиозаписей, фотоизображений;
- пользоваться основными функциями стандартного текстового редактора, использовать полуавтоматический орфографический контроль; использовать, добавлять и удалять ссылки в сообщениях разного вида; следовать основным правилам оформления текста;
- искать информацию в соответствующих возрасту цифровых словарях и справочниках, базах данных, контролируемом Интернете, системе поиска внутри компьютера; составлять список используемых информационных источников (в том числе с использованием ссылок);
- заполнять учебные базы данных.
Создание, представление и передача сообщений
Обучающийся научится:
- создавать текстовые сообщения с использованием средств ИКТ, редактировать, оформлять и сохранять их;
- создавать простые сообщения в виде аудио и видеофрагментов или последовательности слайдов с использованием иллюстраций, видеоизображения, звука, текста;
- готовить и проводить презентацию перед небольшой аудиторией: создавать план презентации, выбирать аудиовизуальную поддержку, писать пояснения и тезисы для презентации;
- создавать простые схемы, диаграммы, планы и пр.;
- создавать простые изображения, пользуясь графическими возможностями компьютера; составлять новое изображение из готовых фрагментов (аппликация);
- размещать сообщение в информационной образовательной среде образовательной организации;
- пользоваться основными средствами телекоммуникации; участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде, фиксировать ход и результаты общения на экране и в файлах.
Планирование деятельности, управление и организация
Обучающийся научится:
- создавать движущиеся модели и управлять ими в компьютерно управляемых средах (создание простейших роботов);
- определять последовательность выполнения действий, составлять инструкции (простые алгоритмы) в несколько действий, строить программы для компьютерного исполнителя с использованием конструкций последовательного выполнения и повторения;
- планировать несложные исследования объектов и процессов внешнего мира.
Предметные результаты
В результате изучения курса русского языка обучающиеся при получении начального общего образования научатся осознавать язык как основное средство человеческого общения и явление национальной культуры, у них начнет формироваться позитивное эмоциональноценностное отношение к русскому и родному языкам, стремление к их грамотному использованию, русский язык и родной язык станут для учеников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей.
В процессе изучения обучающиеся получат возможность реализовать в устном и письменном общении (в том числе с использованием средств ИКТ) потребность в творческом самовыражении, научатся использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для выполнения учебных заданий.
У обучающихся будет сформировано отношение к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры человека. Они получат начальные представления о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета, научатся ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, что станет основой выбора адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативной задачи при составлении несложных устных монологических высказываний и письменных текстов. У них будут сформированы коммуникативные учебные действия, необходимые для успешного участия в диалоге: ориентация на позицию партнера, учет различных мнений и координация различных позиций в сотрудничестве, стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции, умение задавать вопросы.
Обучающийся:
научится осознавать безошибочное письмо как одно из проявлений собственного уровня культуры;
сможет применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объеме изученного) при записи собственных и предложенных текстов, овладеет умением проверять написанное;
получит первоначальные представления о системе и структуре русского и родного языков: познакомится с разделами изучения языка – фонетикой и графикой, лексикой, словообразованием (морфемикой), морфологией и синтаксисом; в объеме содержания курса научится находить, характеризовать, сравнивать, классифицировать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение, что послужит основой для дальнейшего формирования общеучебных, логических и познавательных (символико-моделирующих) универсальных учебных действий с языковыми единицами.
В результате изучения курса у обучающегося, будет сформирован учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой языковой задачи, что заложит основы успешной учебной деятельности при продолжении изучения курса русского языка и родного языка на следующем уровне образования.
Содержательная линия «Система языка»
Раздел «Фонетика и графика»
Обучающийся научится:
- различать звуки и буквы;
- характеризовать звуки русского языка: гласные ударные/безударные; согласные твердые/мягкие, парные/непарные твердые и мягкие; согласные звонкие/глухие, парные/непарные звонкие и глухие;
- пользоваться русским алфавитом на основе знания последовательности букв в нем для упорядочивания слов и поиска необходимой информации в различных словарях и справочниках.
Обучающийся получит возможность научиться пользоваться русским алфавитом на основе знания последовательности букв в нем для упорядочивания слов и поиска необходимой информации в различных словарях и справочниках.
Раздел «Орфоэпия»
Обучающийся получит возможность научиться:
- соблюдать нормы русского и родного литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объеме представленного в учебнике материала);
- находить при сомнении в правильности постановки ударения или произношения слова ответ самостоятельно (по словарю учебника) либо обращаться за помощью к учителю, родителям и др.
Раздел «Состав слова (морфемика)»
Обучающийся научится:
- различать родственные (однокоренные) слова.
Выпускник получит возможность научиться
- выполнять морфемный анализ слова в соответствии с предложенным учебником алгоритмом, оценивать правильность его выполнения;
- использовать результаты выполненного морфемного анализа для решения орфографических и/или речевых задач.
Раздел «Лексика»
Обучающийся научится:
- выявлять слова, значение которых требует уточнения;
- определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря
- подбирать синонимы для устранения повторов в тексте.
Обучающийся получит возможность научиться:
- подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;
- различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении (простые случаи);
- оценивать уместность использования слов в тексте;
- выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативной задачи.
Раздел «Морфология»
Обучающийся научится:
- распознавать грамматические признаки слов;
- с учетом совокупности выявленных признаков (что называет, на какие вопросы отвечает, как изменяется) относить слова к определенной группе основных частей речи (имена существительные, имена прилагательные, глаголы).
Раздел «Синтаксис»
Обучающийся научится:
- различать предложение, слово;
- устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении;
- классифицировать предложения по цели высказывания, находить повествовательные/побудительные/вопросительные предложения;
- определять восклицательную/невосклицательную интонацию предложения;
- находить главные члены предложения;
Обучающийся получит возможность научиться:
- различать главные члены предложения;
- выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам предложения), оценивать правильность разбора;
Содержательная линия «Орфография и пунктуация»
Обучающийся научится:
- применять правила правописания (в объеме содержания курса);
- определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю учебника;
- безошибочно списывать текст объемом 25 —30 слов;
- писать под диктовку тексты объемом 25—30 слов в соответствии с изученными правилами правописания;
- проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.
Обучающийся получит возможность научиться:
- осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;
- подбирать примеры с определенной орфограммой;
- при составлении собственных текстов перефразировать записываемое, чтобы избежать орфографических и пунктуационных ошибок;
- при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающие предотвратить ее в последующих письменных работах.
Содержательная линия «Развитие речи»
Обучающийся научится:
- оценивать правильность (уместность) выбора языковых
и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе,
в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста; - соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слышать, реагировать на реплики, поддерживать разговор);
- выражать собственное мнение и аргументировать его;
- самостоятельно озаглавливать текст;
Обучающийся получит возможность научиться:
- подробно или выборочно пересказывать текст;
- составлять устный рассказ на определенную тему с использованием разных типов речи: описание, повествование, рассуждение;
- анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений, находить в тексте смысловые пропуски;
- корректировать тексты, в которых допущены нарушения культуры речи;
- соблюдать нормы речевого взаимодействия при интерактивном общении (smsсообщения, электронная почта, Интернет и другие виды и способы связи).
Содержание учебного предмета
Виды речевой деятельности
Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предъявляемом тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам.
Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.
Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.
Письмо. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений в системе обучения грамоте. Овладение разборчивым, аккуратным письмом с учетом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текста (подробное, выборочное). Создание небольших собственных текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных картин, серий картин, просмотра фрагмента видеозаписи и т. п.).
Обучение грамоте
Фонетика. Звуки речи. Осознание единства звукового состава слова и его значения. Установление числа и последовательности звуков в слове. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками.
Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твердых и мягких, звонких и глухих.
Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Определение места ударения.
Графика. Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным способом обозначения звуков буквами. Буквы гласных как показатель твердости – мягкости согласных звуков. Функция букв е, е, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного звука.
Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв.
Чтение. Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный звук). Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребенка. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов. чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений.
Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами). Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.
Письмо. Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски.
Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Овладение разборчивым, аккуратным письмом. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением. Усвоение приемов и последовательности правильного списывания текста.
Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса.
Слово и предложение. Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова.
Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка.
Орфография. Знакомство с правилами правописания и их применение:
раздельное написание слов;
обозначение гласных после шипящих (ча – ща, чу – щу, жи – ши);
прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных;
перенос слов по слогам без стечения согласных;
знаки препинания в конце предложения.
Развитие речи. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании. Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений.
Систематический курс
Фонетика и орфоэпия. Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твердых согласных звуков, определение парных и непарных по твердости – мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих звуков, определение парных и непарных по звонкости – глухости согласных звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный – согласный; гласный ударный – безударный; согласный твердый – мягкий, парный – непарный; согласный звонкий – глухой, парный – непарный. Деление слов на слоги. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка.
Графика. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твердости и мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительных ъ и ь.
Установление соотношения звукового и буквенного состава слова в словах типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е, е, ю, я.
Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, абзаца.
Знание алфавита: правильное название букв, знание их последовательности. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.
Лексика[2]. Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова. Наблюдение за использованием в речи синонимов и антонимов.
Состав слова (морфемика). Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями.
Морфология. Части речи; деление частей речи на самостоятельные и служебные.
Имя существительное. Значение и употребление в речи. Умение опознавать имена собственные. Различение имен существительных, отвечающих на вопросы «кто?» и «что»
Имя прилагательное. Значение и употребление в речи
Глагол. Значение и употребление в речи.
Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами. Функция предлогов: образование падежных форм имен существительных и местоимений. Отличие предлогов от приставок.
Синтаксис. Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различий). Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные.
Нахождение главных членов предложения: подлежащего и сказуемого.
Орфография и пунктуация. Формирование орфографической зоркости, использование разных способов выбора написания в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.
Применение правил правописания:
сочетания жи – ши[3], ча – ща, чу – щу в положении под ударением;
сочетания чк – чн, чт, щн;
перенос слов;
прописная буква в начале предложения, в именах собственных;
проверяемые безударные гласные в корне слова;
парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов);
раздельное написание предлогов с другими словами;
знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки;
Развитие речи. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение.
Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация. Овладение основными умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при общении с помощью средств ИКТ. Особенности речевого этикета в условиях общения с людьми, плохо владеющими русским языком.
Практическое овладение устными монологическими высказываниями на определенную тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение).
Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста.
Последовательность предложений в тексте.
Последовательность частей текста (абзацев).
Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев).
План текста. Составление планов к данным текстам. Создание собственных текстов по предложенным планам.
Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности.
Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учетом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использование в текстах синонимов и антонимов.
Тематическое планирование
с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
№ уро ка | Дата | Содержание программы | Наименование разделов, тем отдельных уроков | Кол- во час | |||
по плану | фактически | ||||||
Обучение письму | 115 | ||||||
Добукварный период | 17 | ||||||
1 | 1.09 | Письмо. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений в системе обучения грамоте. Овладение разборчивым, аккуратным письмом с учетом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски. Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Овладение разборчивым, аккуратным письмом | Пропись — первая учебная тетрадь. | 1 | |||
2 | 2.09 | Рабочая строка. Верхняя и нижняя линии рабочей строки. | 1 | ||||
3 | 3.09 | Письмо овалов и полуовалов. | 1 | ||||
4 | 6.09 | Рисование бордюров. | 1 | ||||
5 | 7.09 | Письмо длинных прямых наклонных линий. | 1 | ||||
6 | 8.09 | Письмо наклонной длинной линии с закруглением внизу (влево). Письмо короткой наклонной линии с закруглением внизу (вправо). | 1 | ||||
7 | 9.09 | Письмо короткой наклонной линии с закруглением вверху (влево). Письмо длинной наклонной линии с закруглением внизу (вправо). | 1 | ||||
8 | 10.09 | Письмо овалов больших и маленьких, их чередование. | 1 | ||||
9 | 13.09 | Письмо коротких длинных наклонных линий, их чередование. | 1 | ||||
10 | 14.09 | Письмо наклонных линий с петлёй вверху и внизу. | 1 | ||||
11 | 15.09 | Письмо полуовалов, их чередование. Письмо овалов. | 1 | ||||
12 | 16.09 | Строчная и заглавная буквы А, а. | 1 | ||||
13 | 17.09 | Письмо изученных букв. | 1 | ||||
14 | 20.09 | Строчная и заглавная буквы О, о. | 1 | ||||
15 | 21.09 | Строчная и заглавная буквы И,и. | 1 | ||||
16 | 22.09 | Строчная буква ы. | 1 | ||||
17 | 23.09 | Строчная и заглавная буквы У, у. | 1 | ||||
18 | 24.09 | Письмо изученных букв. | 1 | ||||
Букварный период | 76 | ||||||
19-20 | 27.0928.09 | Письмо. Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски. Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Овладение разборчивым, аккуратным письмом. Письмо. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений в системе обучения грамоте. Овладение разборчивым, аккуратным письмом с учетом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением. Усвоение приемов и последовательности правильного списывания текста. Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса. | Строчная и заглавная буквы Н, н. | 2 | |||
21-22 | 29.09 30.09 | Строчная и заглавная буквы С, с. | 2 | ||||
23 | 1.10 | Письмо изученных букв. | 1 | ||||
24-25 | 4.10 5.10 | Строчная и заглавная буквы К, к. | 2 | ||||
26-27 | 6.10 7.10 | Строчная и заглавная буквы Т, т. | 2 | ||||
28 | 8.10 | Письмо изученных букв. | 1 | ||||
29-30 | 11.10 12.10 | Строчная и заглавная буквы Л, л. | 2 | ||||
31 | 13.10 | Строчная и заглавная буква Р, р. | 1 | ||||
32 | 14.10 | Строчная и заглавная буквы В, в. | 1 | ||||
33 | 15.10 | Закрепление написания изученных букв. | 1 | ||||
34 | 18.10 | Строчная и заглавная буквы В, в. | 1 | ||||
35 | 19.10 | Строчная буква е. | 1 | ||||
36 | 20.10 | Заглавная буквы Е | 1 | ||||
37 | 21.10 | Строчная и заглавная буквы П, п. | 1 | ||||
38 | 22.10 | Письмо. Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски. Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Овладение разборчивым, аккуратным письмом. Письмо. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений в системе обучения грамоте. Овладение разборчивым, аккуратным письмом с учетом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением. Усвоение приемов и последовательности правильного списывания текста. Понятие об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова - Письмо. Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Овладение разборчивым, аккуратным письмом. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами . | Письмо слов с изученными буквами. | 1 | |||
39 | 25.10 | Строчная и заглавная буквы М, м. | 1 | ||||
40 | 26.10 | Письмо слогов и слов с изученными буквами. | 1 | ||||
41 | 5.11 | Письмо слогов и слов с изученными буквами. | 1 | ||||
42 | 08.11 | Строчная и заглавная буквы З, з. | 1 | ||||
43 | 09.11 | Строчная и заглавная буквы З, з. Составление письменного текста. | 1 | ||||
44 | 10.11 | Строчная и заглавная буквы Б, б. | 1 | ||||
45 | 11.11 | Письмо слогов и слов с буквами Б, б. | 1 | ||||
46 | 12.11 | Письмо слогов и слов с изученными буквами. | 1 | ||||
47 | 15.11 | Строчная и заглавная буквы Д, д. | 1 | ||||
48 | 16.11 | Заглавная буква Д. | 1 | ||||
49 | 17.11 | Строчная буква я. | 1 | ||||
50 | 18.11 | Заглавная буква Я. | 1 | ||||
51 | 19.11 | Многозначность слов. Списывание слов и предложений с печатного и письменного шрифта. | 1 | ||||
52 | 22.11 | Письмо слогов и слов с буквами Я, я. | 1 | ||||
53 | 23.11 | Строчная буква г. | 1 | ||||
54 | 24.11 | Заглавная буква Г. | 1 | ||||
55 | 25.11 | Строчная буква ч. Правописание ча, чу. | 1 | ||||
56 | 26.11 | Письмо слов и предложений. | 1 | ||||
57 | 29.11 | Заглавная буква Ч. | 1 | ||||
58 | 30.11 | Письмо. Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Овладение разборчивым, аккуратным письмом. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами .Орфография. Знакомство с правилами правописания и их применение: раздельное написание слов; обозначение гласных после шипящих (ча – ща, чу – щу, жи – ши); Слово и предложение. Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова. Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка. | Буква ь. | 1 | |||
59 | 1.12 | Письмо слогов и слов с буквой ь в конце и середине слова. | 1 | ||||
60 | 2.12 | Строчная буква ш. | 1 | ||||
61 | 3.12 | Письмо слов и предложений. | 1 | ||||
62 | 6.12 | Заглавная буква Ш. Правописание сочетания ши. | 1 | ||||
63 | 7.12 | Строчная и заглавная буквы Ж, ж. | 1 | ||||
64 | 8.12 | Правописание сочетания жи. | 1 | ||||
65 | 9.12 | Строчная буква ё. | 1 | ||||
66 | 10.12 | Правописание имён собственных. | 1 | ||||
67 | 13.12 | Заглавная буква Ё. | 1 | ||||
68 | 14.12 | Строчная буква й. | 1 | ||||
69 | 15.12 | Строчная и заглавная буквы Х, х. | 1 | ||||
70 | 16.12 | Строчная и заглавная буквы Х, х. | 1 | ||||
71 | 17.12 | Письмо изученных букв, слогов. | 1 | ||||
72 | 20.12 | Слова, противоположные по смыслу. | 1 | ||||
73 | 21.12 | Строчная и заглавная буквы Ю, ю. | 1 | ||||
74 | 22.12 | Строчная и заглавная буквы Ю, ю. | 1 | ||||
75 | 23.12 | Строчная и заглавная буквы Ц,ц. | 1 | ||||
76 | 24.12 | Письмо слов и предложений. | 1 | ||||
77 | 27.12 | Строчная и заглавная буквы Ц, ц. | 1 | ||||
78 | 10.01 | Строчная буква э. | 1 | ||||
79 | 11.01 | Заглавная буква э. | 1 | ||||
80 | 12.01 | Строчная буква щ. Правописание сочетаний ща, щу. | 1 | ||||
81 | 13.01 | Письмо. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений в системе обучения грамоте. Овладение разборчивым, аккуратным письмом с учетом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением. Усвоение приемов и последовательности правильного списывания текста. | Заглавная буква Щ. | 1 | |||
82 | 14.01 | Письмо слов с изученными буквами. | 1 | ||||
83 | 17.01 | Строчная и заглавная буквы Ф, ф. | 1 | ||||
84 | 18.01 | Строчные буквы ь, ъ. | 1 | ||||
85 | 19.01 | Письмо изученных букв, слогов. Письмо элементов изученных букв. | 1 | ||||
86 | 20.01 | Письмо изученных букв, слогов. Письмо элементов изученных букв. | 1 | ||||
87 | 21.01 | Письмо изученных букв, слогов. | 1 | ||||
88 | 24.01 | Письмо изученных букв, слогов. | |||||
Резерв учебного времени на букварный период | 7 | ||||||
89 | 25.01 | Письмо. Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Овладение разборчивым, аккуратным письмом. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами . Орфография. Знакомство с правилами правописания и их применение: раздельное написание слов; обозначение гласных после шипящих (ча – ща, чу – щу, жи – ши); перенос слов; прописная буква в начале предложения, в именах собственных; | Правописание имен собственных. | 1 | |||
90 | 26.01 | Восстановление деформированного текста. | 1 | ||||
91 | 27.01 | Списывание с печатного текста. | 1 | ||||
92 | 28.01 | Правописание слов с сочетаниями ЧК-ЧН | 1 | ||||
93 | 31.01 | Правописание слов с сочетаниями ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ. | 1 | ||||
94 | 1.02 | Запись слов, предложений под диктовку. | 1 | ||||
95 | 2.02 | Правописание гласных после шипящих. Сочетания ЖИ-ШИ | 1 | ||||
Послебукварный период | 20 | ||||||
96 | 3.02 | Орфография. Знакомство с правилами правописания и их применение: раздельное написание слов; обозначение гласных после шипящих (ча – ща, чу – щу, жи – ши); перенос слов; прописная буква в начале предложения, в именах собственных; Слово и предложение. Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова. Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка. Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, Орфография. Знакомство с правилами правописания и их применение: раздельное написание слов; обозначение гласных после шипящих (ча – ща, чу – щу, жи – ши); прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных; перенос слов по слогам без стечения согласных; знаки препинания в конце предложения. | Правописание имён собственных. Восстановление деформированных предложений (текста). | 1 | |||
97 | 4.02 | Восстановление деформированных предложений (текста). | 1 | ||||
98 | 7.02 | Списывание с печатного шрифта. | 1 | ||||
99-100 | 8.02 16.02 | Письмо предложений с комментированием. | 2 | ||||
101 | 17.02 | Употребление имён прилагательных в речи для характеристики предмета. | 1 | ||||
102 | 18.02 | Письменные ответы на вопросы. Вопросительное слово «какой?» | 1 | ||||
103 | 21.02 | Запись предложений к сюжетным картинкам. | 1 | ||||
104 | 22.02 | Списывание с печатного текста. | 1 | ||||
105-106 | 23.02 24.02 | Составление рассказа с опорой на прилагательные по предложенной теме. | 2 | ||||
107-108 | 25.02 28.02 | Запись предложений под диктовку с предварительным разбором | 2 | ||||
109 | 1.03 | Списывание с печатного текста. | 1 | ||||
110 | 2.03 | Слова с сочетаниями жи, ши. | 1 | ||||
111 | 3.03 | Слова с сочетаниями ча, ща. | 1 | ||||
112 | 4.03 | Слова с сочетаниями чу, щу. | 1 | ||||
113-114 | 7.03 8.03 | Правописание имён собственных. | 2 | ||||
115 | 9.03 | Закрепление пройденного материала | 1 |
Систематический курс 50
Наша речь | 2 | ||||
116 | 10.03 | Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации. Речь устная и письменная | Язык и речь, их значение в жизни людей. | 1 | |
117 | 11.03 | Речь устная и речь письменная (общее представление). | 1 | ||
118 | 14.03 | Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста. Последовательность предложений в тексте. | Текст, предложение, диалог | 3 | |
Текст. Смысловая связь предложений в тексте. Заголовок текста. | 1 | ||||
119 | 15.03 | Практическое овладение диалогической формой речи. | Предложение как группа слов, выражающая законченную мысль. | 1 | |
120 | 16.03 | Диалог. | 1 | ||
Слова, слова, слова | 4 | ||||
121 | 17.03 | Части речи. Значение и употребление в речи различных частей речи. Умение опознавать имена собственные. Различение имен существительных, отвечающих на вопросы «кто?» и «что?». Лексика[4]. Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова. Наблюдение за использованием в речи синонимов и антонимов. | Слово. Роль слов в речи. | 1 | |
122 | 18.03 | Слова-названия предметов и явлений, слова-названия признаков предметов, слова-названия действий предметов. | 1 | ||
123 | 21.03 | Вежливые слова. | 1 | ||
124 | 22.03 | Слова однозначные и многозначные. Слова, близкие и противоположные по значению. | 1 | ||
Слово и слог. Ударение | 6 | ||||
125-126 | 23.03 01.04 | Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Определение места ударения. | Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. | 2 | |
127-128 | 04.04 5.04 | Правила переноса слов. Развитие речи. | 2 | ||
129 | 6.04 | Ударение (общее представление). | 1 | ||
130 | 7.04 | Словообразующая роль ударения. Зависимость значения слова от ударения. | 1 | ||
Звуки и буквы | 35 | ||||
131-132 | 8.04 11.04 | Звуки речи. Осознание единства звукового состава слова и его значения. Установление числа и последовательности звуков в слове. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками. | Смыслоразличительная роль звуков и букв в слове. | 2 | |
133 | 12.04 | Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв. | Алфавит. Знание алфавита: правильное называние букв, их последовательность. | 1 | |
134 | 13.04 | Использование алфавита при работе со словарями. | 1 | ||
135 | 14.04 | Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твердых и мягких, звонких и глухих. | Буквы, обозначающие гласные звуки. | 1 | |
136 | 15.04 | Буквы гласных как показатель твердости – мягкости согласных звуков. Функция букв е, е, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного звука. | Буквы е, ё, ю, я и их функции в слове. | 1 | |
137 | 18.04 | Слова с буквой э. | 1 | ||
138 | 19.04 | Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. | Произношение ударного гласного звука в слове и его обозначение буквой на письме. | 1 | |
139 | 20.04 | Произношение безударного гласного звука в слове и его обозначение буквой на письме | 1 | ||
140 | 21.04 | Орфография и пунктуация. Формирование орфографической зоркости, использование разных способов выбора написания в зависимости от места орфограммы в слове, проверяемые безударные гласные в корне слова. | Особенности проверяемых и проверочных слов. | 1 | |
141 | 22.04 | Способы проверки написания буквы, обозначающей безударный гласный звук (изменение формы слова). | 1 | ||
142 | 25.04 | Проверочный диктант. | 1 | ||
143 | 26.04 | Графика. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твердости и мягкости согласных звуков. | Буквы, обозначающие согласные звуки. | 1 | |
144 | 27.04 | Слова с удвоенными согласными. | 1 | ||
145 | 28.04 | Буквы Й и И. | 1 | ||
146 | 29.04 | Согласные парные и непарные по твёрдости-мягкости. | 1 | ||
147 | 2.05 | Буквы гласных как показатель твердости – мягкости согласных звуков. Функция букв е, е, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного звука. | Буквы для обозначения твёрдых и мягких согласных звуков. | 1 | |
148 | 3.05 | Обозначение мягкости согласных звуков на письме буквами и, е, ё, ю, ь. | 1 | ||
149-150 | 4.05 5.05 | Использование на письме мягкого знака как показателя мягкости предшествующего согласного звука в конце слова и в середине слова перед согласным. | 2 | ||
151 | 6.05 | Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка. | Развитие речи. Восстановление текста с нарушенным порядком предложений. | 1 | |
152 | 7.05 | Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твердых и мягких, звонких и глухих. | Звонкие и глухие согласные звуки на конце слова. | 1 | |
153-154 | 9.05 10.05 | Способы проверки написания буквы, обозначающей парный по глухости-звонкости согласный звук (изменение формы слова). | 2 | ||
155 | 11.05 | Особенности проверяемых и проверочных слов. | 1 | ||
156 | 12.05 | Проверочный диктант. | 1 | ||
157-158 | 13.05 16.05 | Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным способом обозначения звуков буквами. | Буквы шипящих согласных звуков: непарных твёрдых ш, ж. Буквы шипящих согласных звуков: непарных мягких ч, щ. | 2 | |
159-160 | 17.05 18.05 | Проект «Скороговорки». Составление сборника «Весёлые скороговорки». Правило правописания сочетаний чк, чн, чт, нч. | 1 | ||
161 | 19.05 | Орфография. Знакомство с правилами правописания и их применение: раздельное написание слов; обозначение гласных после шипящих (ча – ща, чу – щу, жи – ши); прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных; перенос слов по слогам без стечения согласных; знаки препинания в конце предложения. | Правило правописания сочетаний жи—ши, ча—ща, чу—щу. | 1 | |
162-163 | 20.05 23.05 | Заглавная буква в именах собственных. | 2 | ||
164 | 24.05 | Проверочный диктант. | 1 | ||
165 | 25.05 | Проект «Сказочная страничка» (в названиях сказок — изученные правила письма). | 1 |
[1] На уроки обучения чтению в период обучения грамоте выделяются часы учебного плана по литературному чтению (92 ч).
[2] Изучается во всех разделах курса.
[3] Для предупреждения ошибок при письме целесообразно предусмотреть случаи типа “желток”, “железный”.
[4] Изучается во всех разделах курса.
Предварительный просмотр:
Административный контрольный диктант на конец 1 класса
Март
Наступил март. С крыши падает частая капель. У крыльца осели сугробы. Быстро бежит ручей. В лесу царствует зима. Кусты и старые пни засыпаны снегом. Вот дрогнула ветка ели. На землю упал ком снега. Лес ждёт тёплых ясных дней.
Слова для справок: быстро, осели, царствует, засыпаны.
Грамматическое задание:
- В словах первого предложения точками выделить согласные звуки.
- Подчеркнуть слова с орфограммой ЖИ-ШИ.
- Подчеркнуть заглавные буквы в начале предложений.
Административный контрольный диктант на конец 1 класса
Март
Наступил март. С крыши падает частая капель. У крыльца осели сугробы. Быстро бежит ручей. В лесу царствует зима. Кусты и старые пни засыпаны снегом. Вот дрогнула ветка ели. На землю упал ком снега. Лес ждёт тёплых ясных дней.
Слова для справок: быстро, осели, царствует, засыпаны.
Грамматическое задание:
- В словах первого предложения точками выделить согласные звуки.
- Подчеркнуть слова с орфограммой ЖИ-ШИ.
- Подчеркнуть заглавные буквы в начале предложений.
Административный контрольный диктант на конец 1 класса
Март
Наступил март. С крыши падает частая капель. У крыльца осели сугробы. Быстро бежит ручей. В лесу царствует зима. Кусты и старые пни засыпаны снегом. Вот дрогнула ветка ели. На землю упал ком снега. Лес ждёт тёплых ясных дней.
Слова для справок: быстро, осели, царствует, засыпаны.
Грамматическое задание:
- В словах первого предложения точками выделить согласные звуки.
- Подчеркнуть слова с орфограммой ЖИ-ШИ.
- Подчеркнуть заглавные буквы в начале предложений.
Предварительный просмотр:
Административный контрольный диктант на конец 2 класса
Пчёлы
Настал тёплый апрель. Вот и первая травка. Только в тени под елью лежит снег. Весь день слышна песня зяблика. Скоро загудят и пчёлы. Душистый дар цветов они понесут в ульи. Дядя Иван любит пчёл. Он ухаживает за ними. Они дают ему мёд.
Слова для справок: понесут, ухаживает, за ними, еду.
Грамматическое задание:
- В 3-ем предложении подчеркни подлежащее и сказуемое.
- Звуко-буквенный анализ (фонетический разбор) слов:
1 вариант – снег 2 вариант – мёд
- Выписать 2 слова с орфограммой «Безударная гласная в корне слова»
- Выписать 2 слова с орфограммой «Парные согласные на конце слова»
Административный контрольный диктант на конец 2 класса
Пчёлы
Настал тёплый апрель. Вот и первая травка. Только в тени под елью лежит снег. Весь день слышна песня зяблика. Скоро загудят и пчёлы. Душистый дар цветов они понесут в ульи. Дядя Иван любит пчёл. Он ухаживает за ними. Они дают ему мёд.
Слова для справок: понесут, ухаживает, за ними, еду.
Грамматическое задание:
- В 3-ем предложении подчеркни подлежащее и сказуемое.
- Звуко-буквенный анализ (фонетический разбор) слов:
1 вариант – снег 2 вариант – мёд
- Выписать 2 слова с орфограммой «Безударная гласная в корне слова»
- Выписать 2 слова с орфограммой «Парные согласные на конце слова»
Административный контрольный диктант на конец 2 класса
Пчёлы
Настал тёплый апрель. Вот и первая травка. Только в тени под елью лежит снег. Весь день слышна песня зяблика. Скоро загудят и пчёлы. Душистый дар цветов они понесут в ульи. Дядя Иван любит пчёл. Он ухаживает за ними. Они дают ему мёд.
Слова для справок: понесут, ухаживает, за ними, еду.
Грамматическое задание:
- В 3-ем предложении подчеркни подлежащее и сказуемое.
- Звуко-буквенный анализ (фонетический разбор) слов:
1 вариант – снег 2 вариант – мёд
- Выписать 2 слова с орфограммой «Безударная гласная в корне слова»
- Выписать 2 слова с орфограммой «Парные согласные на конце слова»
Предварительный просмотр:
Административный контрольный диктант на конец 3 класса
Весной
Снег на полях уже стаял. Ночью морозит.
Но вот выглянуло ясное солнышко. Оно улыбнулось всем. Пришла весна. Какая радость!
Мутными ручьями побежала вода к реке. Вылезла на свет зелёная травка. На деревьях вздулись почки. Лёд на реке тронулся. Из тёплых стран прилетели пернатые вестник весны. Они хлопочут у своих гнёзд. Все рады весенним тёплым дням.
Слова для справок: хлопочут.
Грамматическое задание:
- В 3-ем предложении подчеркни подлежащее, сказуемое и определение. Укажи части речи этих членов предложения.
- Звуко-буквенный анализ (фонетический разбор) слов:
1 вариант – вода 2 вариант – река
- Разбор по составу слова:
1 вариант – солнышко 2 вариант - травка
- Подобрать и записать однокоренные слова к слову: река. Выделить корень.
Административный контрольный диктант на конец 3 класса
Весной
Снег на полях уже стаял. Ночью морозит.
Но вот выглянуло ясное солнышко. Оно улыбнулось всем. Пришла весна. Какая радость!
Мутными ручьями побежала вода к реке. Вылезла на свет зелёная травка. На деревьях вздулись почки. Лёд на реке тронулся. Из тёплых стран прилетели пернатые вестник весны. Они хлопочут у своих гнёзд. Все рады весенним тёплым дням.
Слова для справок: хлопочут.
Грамматическое задание:
- В 3-ем предложении подчеркни подлежащее, сказуемое и определение. Укажи части речи этих членов предложения.
- Звуко-буквенный анализ (фонетический разбор) слов:
1 вариант – вода 2 вариант – река
- Разбор по составу слова:
1 вариант – солнышко 2 вариант - травка
- Подобрать и записать однокоренные слова к слову: река. Выделить корень.
Административный контрольный диктант на конец 3 класса
Весной
Снег на полях уже стаял. Ночью морозит.
Но вот выглянуло ясное солнышко. Оно улыбнулось всем. Пришла весна. Какая радость!
Мутными ручьями побежала вода к реке. Вылезла на свет зелёная травка. На деревьях вздулись почки. Лёд на реке тронулся. Из тёплых стран прилетели пернатые вестник весны. Они хлопочут у своих гнёзд. Все рады весенним тёплым дням.
Слова для справок: хлопочут.
Грамматическое задание:
- В 3-ем предложении подчеркни подлежащее, сказуемое и определение. Укажи части речи этих членов предложения.
- Звуко-буквенный анализ (фонетический разбор) слов:
1 вариант – вода 2 вариант – река
- Разбор по составу слова:
1 вариант – солнышко 2 вариант - травка
- Подобрать и записать однокоренные слова к слову: река. Выделить корень.
Предварительный просмотр:
Административный контрольный диктант на конец 4 класса
Лесные музыканты
Это было ранней весной. Мы шли в лес по узкой тропинке. Вдруг послышались чудесные звуки. За деревьями мы увидели соек. Они сидели на сучьях деревьев, пели и щебетали. Раньше мы не знали, что сойки умеют прекрасно петь. Обычно их можно видеть на лесной дороге или опушке. Заметит сойка собаку или человека и издаёт резкий крик. По крику звери и птицы узнают о близкой опасности. А тут поют! Мы стали слушать прекрасную лесную музыку. По нашим следам прибежал пёс Фомка. Он распугал птиц.
Слова для справок: обычно.
Грамматическое задание:
- Подчеркнуть грамматическую основу и определение:
1 вариант – во 2-м предложении 2 вариант – в 3
предложении.
2. Разбор по составу слов:
1 вариант – узкой, тропинке 2 вариант – близкой, Фомка.
3. Звуко-буквенный анализ (фонетический разбор) слова:
1 вариант – весной 2 вариант – опушка
Административный контрольный диктант на конец 4 класса
Лесные музыканты
Это было ранней весной. Мы шли в лес по узкой тропинке. Вдруг послышались чудесные звуки. За деревьями мы увидели соек. Они сидели на сучьях деревьев, пели и щебетали. Раньше мы не знали, что сойки умеют прекрасно петь. Обычно их можно видеть на лесной дороге или опушке. Заметит сойка собаку или человека и издаёт резкий крик. По крику звери и птицы узнают о близкой опасности. А тут поют! Мы стали слушать прекрасную лесную музыку. По нашим следам прибежал пёс Фомка. Он распугал птиц.
Слова для справок: обычно.
Грамматическое задание:
- Подчеркнуть грамматическую основу и определение:
1 вариант – во 2-м предложении 2 вариант – в 3
предложении.
2. Разбор по составу слов:
1 вариант – узкой, тропинке 2 вариант – близкой, Фомка.
3. Звуко-буквенный анализ (фонетический разбор) слова:
1 вариант – весной 2 вариант – опушка
Административный контрольный диктант на конец 4 класса
Лесные музыканты
Это было ранней весной. Мы шли в лес по узкой тропинке. Вдруг послышались чудесные звуки. За деревьями мы увидели соек. Они сидели на сучьях деревьев, пели и щебетали. Раньше мы не знали, что сойки умеют прекрасно петь. Обычно их можно видеть на лесной дороге или опушке. Заметит сойка собаку или человека и издаёт резкий крик. По крику звери и птицы узнают о близкой опасности. А тут поют! Мы стали слушать прекрасную лесную музыку. По нашим следам прибежал пёс Фомка. Он распугал птиц.
Слова для справок: обычно.
Грамматическое задание:
- Подчеркнуть грамматическую основу и определение:
1 вариант – во 2-м предложении 2 вариант – в 3
предложении.
2. Разбор по составу слов:
1 вариант – узкой, тропинке 2 вариант – близкой, Фомка.
3. Звуко-буквенный анализ (фонетический разбор) слова:
1 вариант – весной 2 вариант – опушка
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебного предмета « Русский язык» 2 класс на 2012-2013 учебный год учителя Жучковой Надежды Владимировны УМК «Школа России» В.П.Канакина, В.Г.Горецкий
Рабочая программа учебного предмета « Русский язык» 2 класс на 2012-2013 учебный год учителя Жучковой Надежды Владимировны УМК «Школа России» В.П.Канакина, В.Г...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА РУССКИЙ ЯЗЫК 1 КЛАСС, НАЧАЛЬНАЯ СТУПЕНЬ Срок реализации программы 2013-2014 учебный год
Рабочая программа составлена на основе авторской программы Нечаевой Н.В., Белорусец К.С. «Русский язык 1 класс», «Система Л.В.Занкова», Самара: Издательство «Учебн...
Рабочая программа учебного предмета « Русский язык» Авторы: В.П.Канакина, В.Г.Горецкий и Календарно-тематическое планирование 3 класс УМК «Школа России» на 2013-2014 учебный год учителя Жучковой Надежды Владимировны
Рабочая программа учебного предмета "Русский язык" Авторы: В.П.Канакина, В.Г.Горецкий и Календарно-тематическое планирование 3класс УМК "Школа России" на 2013-2014учебный год Жучкова Надежда Владимиро...
Рабочая программа учебного предмета « Русский язык» Авторы: В.П.Канакина, В.Г.Горецкий и Календарно-тематическое планирование 3 класс УМК «Школа России» на 2013-2014 учебный год учителя Жучковой Надежды Владимировны
Рабочая программа учебного предмета "Русский язык" Авторы: В.П.Канакина, В.Г.Горецкий и Календарно-тематическое планирование 3класс УМК "Школа России" на 2013-2014учебный год Жучкова Надежда Владимиро...
Рабочая программа учебного предмета « Русский язык» Авторы: В.П.Канакина, В.Г.Горецкий и Календарно-тематическое планирование 3 класс УМК «Школа России» на 2013-2014 учебный год учителя Жучковой Надежды Владимировны
Рабочая программа учебного предмета "Русский язык" Авторы: В.П.Канакина, В.Г.Горецкий и Календарно-тематическое планирование 3класс УМК "Школа России" на 2013-2014учебный год Жучкова Надежда Владимиро...
Рабочая программа по английскому языку для 5 класса (базовый уровень) разработана на основе программы общего образования по иностранным языкам и учебно-методического комплекта “ English 5” В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш.Перегудова. -Москва: “Просвещение”20
областное государственное автономное образовательное учреждение общеобразовательная школа-интернат «БЕЛГОРОДСКИЙ ИНЖЕНЕРНЫЙ ЮНОШЕСКИЙ ЛИЦЕЙ-ИНТЕРНАТ» Центр дистанционного образования детей-инвалидов...
Рабочая программа и Календарно-тематическое планирование к рабочей программе учебного предмета Иностранный язык: (Английский язык) 3д классе
Календарно-тематическое планирование и Рабочая программа разработана к УМК English 3 класс под ред. Верещагиной И.Н. и Притыкиной Т.А....