Рабочая программа учебного предмета "Русский язык"
рабочая программа по русскому языку (1 класс)

 Гаврилова Ольга Александровна

Предварительный просмотр:

Сведения об основных нормативных документах, с учетом которых разработана рабочая программа

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» разработана для обучающихся 1 класса общеобразовательной школы с учетом с учетом:

- федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009 года №373 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (с изменениями, внесенными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 ноября 2010 года №1241, от 22 сентября 2011 года №2357, от 18 декабря 2012 года №1060, от 29 декабря 2014 года № 1643, от 18 мая 2015 года №507 от 31 декабря 2015 года №1576);

- Примерной основной образовательной программы начального общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 08 апреля 2015 года №1/15) с изменениями (протокол от 28 октября 2015 года №3/15).

        Сведения об авторской программе

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» разработана на основе   авторской программы Канакина В.П., Горецкий В.Г., Бойкина М.В., Дементьева М.Н., Стефаненко Н.А., Федосова Н.А. Русский язык/Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1-4 классы. М.: Просвещение, 2014

        Сведения об используемом учебнике

     Данная Рабочая программа ориентирована на учебник: Канакина В. П., Горецкий В.Г.. Русский язык.

1 класс. М.: Просвещение, 2015

Описание места учебного предмета в учебном плане

        Учебный план начального общего образования отводит 165 часов для обязательного изучения учебного предмета «Русский язык» в 1 классе на этапе начального общего образования, из расчета 5 учебных часов в неделю (33 учебные рабочие недели). Количество часов, отводимых на освоение Рабочей программы учебного предмета «Русский язык», соответствует учебному плану образовательной организации на учебный год (165 часов: из них 115 ч (23 учебные недели) отводится урокам обучения письму в период обучения грамоте[1] и 50 ч (10 учебных недель) — урокам русского языка).

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты

У обучающегося будут сформированы:

  • внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
  • широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно­познавательные и внешние мотивы;
  • учебно­познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
  • ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
  • способность к оценке своей учебной деятельности;
  • основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;
  • ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
  • знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
  • развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; понимание чувств других людей и сопереживание им;
  • установка на здоровый образ жизни;
  • основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
  • чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

Обучающийся получит возможность для формирования:

  • внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательной организации, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно­познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
  • выраженной устойчивой учебно­познавательной мотивации учения;
  • устойчивого учебно­познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
  • адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;
  • положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
  • компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
  • морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учета позиций партнеров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
  • установки на здоровый образ жизни и реализации ее в реальном поведении и поступках;
  • осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
  • эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь другим и обеспечение их благополучия.

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • принимать и сохранять учебную задачу;
  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
  • учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
  • оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;
  • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
  • различать способ и результат действия;
  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках

Обучающийся получит возможность научиться:

  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
  • преобразовывать практическую задачу в познавательную;
  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
  • самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
  • осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
  • самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве сети Интернет;
  • осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
  • использовать знаково­символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные), для решения задач;
  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
  • строить сообщения в устной и письменной форме;
  • ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
  • основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);
  • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
  • осуществлять синтез как составление целого из частей;
  • проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
  • устанавливать причинно­следственные связи в изучаемом круге явлений;
  • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
  • обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов, на основе выделения сущностной связи;
  • осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
  • устанавливать аналогии;
  • владеть рядом общих приемов решения задач.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
  • записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
  • создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
  • осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
  • осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
  • осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно­следственных связей;
  • произвольно и осознанно владеть общими приемами решения задач.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
  • строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;
  • задавать вопросы;
  • контролировать действия партнера;
  • использовать речь для регуляции своего действия;
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
  • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
  • аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
  • продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учета интересов и позиций всех участников;
  • с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
  • адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач, планирования и регуляции своей деятельности.

Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного

Обучающийся научится:

  • находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;
  • определять тему и главную мысль текста;
  • делить тексты на смысловые части, составлять план текста;
  • вычленять содержащиеся в тексте основные события и
    устанавливать их последовательность; упорядочивать информацию по заданному основанию;
  • сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя 2—3 существенных признака;
  • понимать информацию, представленную в неявном виде (например, находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведенное утверждение; характеризовать явление по его описанию; выделять общий признак группы элементов);
  • понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы;
  • понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нем информацию, но и на жанр, структуру, выразительные средства текста;
  • использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения;
  • ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • использовать формальные элементы текста (например,
    подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации;
  • работать с несколькими источниками информации;
  • сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников.

Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации

Обучающийся научится:

  • пересказывать текст подробно и сжато, устно и письменно;
  • соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, не показанные в тексте напрямую;
  • формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод;
  • сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию;
  • составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • делать выписки из прочитанных текстов с учетом цели их дальнейшего использования;
  • составлять небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном.

Работа с текстом: оценка информации

Обучающийся научится:

  • высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте;
  • оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; определять место и роль иллюстративного ряда в тексте;
  • на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность прочитанного, обнаруживать недостоверность получаемых сведений, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;
  • участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • сопоставлять различные точки зрения;
  • соотносить позицию автора с собственной точкой зрения;
  • в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять достоверную (противоречивую) информацию.

Формирование ИКТ компетентности обучающихся (метапредметные результаты)

Знакомство со средствами ИКТ, гигиена работы с компьютером

Обучающийся  научится:

  • использовать безопасные для органов зрения, нервной системы, опорно­двигательного аппарата эргономичные приемы работы с компьютером и другими средствами ИКТ; выполнять компенсирующие физические упражнения (мини зарядку);
  • организовывать систему папок для хранения собственной информации в компьютере.

Технология ввода информации в компьютер: ввод текста, запись звука, изображения, цифровых данных

Обучающийся научится:

  • вводить информацию в компьютер с использованием различных технических средств (фото- и видеокамеры, микрофона и т.д.), сохранять полученную информацию, набирать небольшие тексты на родном языке; набирать короткие тексты на иностранном языке, использовать компьютерный перевод отдельных слов;
  • рисовать (создавать простые изображения)на графическом планшете;
  • сканировать рисунки и тексты.

Обработка и поиск информации

Обучающийся научится:

  • подбирать подходящий по содержанию и техническому качеству результат видеозаписи и фотографирования, использовать сменные носители (флэш-карты);
  • описывать по определенному алгоритму объект или процесс наблюдения, записывать аудиовизуальную и числовую информацию о нем, используя инструменты ИКТ;
  • собирать числовые данные в естественно-научных наблюдениях и экспериментах, используя цифровые датчики, камеру, микрофон и другие средства ИКТ, а также в ходе опроса людей;
  • редактировать тексты, последовательности изображений, слайды в соответствии с коммуникативной или учебной задачей, включая редактирование текста, цепочек изображений, видео и аудиозаписей, фотоизображений;
  • пользоваться основными функциями стандартного текстового редактора, использовать полуавтоматический орфографический контроль; использовать, добавлять и удалять ссылки в сообщениях разного вида; следовать основным правилам оформления текста;
  • искать информацию в соответствующих возрасту цифровых словарях и справочниках, базах данных, контролируемом Интернете, системе поиска внутри компьютера; составлять список используемых информационных источников (в том числе с использованием ссылок);
  • заполнять учебные базы данных.

Создание, представление и передача сообщений

Обучающийся научится:

  • создавать текстовые сообщения с использованием средств ИКТ, редактировать, оформлять и сохранять их;
  • создавать простые сообщения в виде аудио и видеофрагментов или последовательности слайдов с использованием иллюстраций, видеоизображения, звука, текста;
  • готовить и проводить презентацию перед небольшой аудиторией: создавать план презентации, выбирать аудиовизуальную поддержку, писать пояснения и тезисы для презентации;
  • создавать простые схемы, диаграммы, планы и пр.;
  • создавать простые изображения, пользуясь графическими возможностями компьютера; составлять новое изображение из готовых фрагментов (аппликация);
  • размещать сообщение в информационной образовательной среде образовательной организации;
  • пользоваться основными средствами телекоммуникации; участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде, фиксировать ход и результаты общения на экране и в файлах.

Планирование деятельности, управление и организация

Обучающийся научится:

  • создавать движущиеся модели и управлять ими в компьютерно управляемых средах (создание простейших роботов);
  • определять последовательность выполнения действий, составлять инструкции (простые алгоритмы) в несколько действий, строить программы для компьютерного исполнителя с использованием конструкций последовательного выполнения и повторения;
  • планировать несложные исследования объектов и процессов внешнего мира.

Предметные результаты

В результате изучения курса русского языка обучающиеся при получении начального общего образования научатся осознавать язык как основное средство человеческого общения и явление национальной культуры, у них начнет формироваться позитивное эмоционально­ценностное отношение к русскому и родному языкам, стремление к их грамотному использованию, русский язык и родной язык станут для учеников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей.

В процессе изучения обучающиеся получат возможность реализовать в устном и письменном общении (в том числе с использованием средств ИКТ) потребность в творческом самовыражении, научатся использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для выполнения учебных заданий.

У обучающихся будет сформировано отношение к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры человека. Они получат начальные представления о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета, научатся ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, что станет основой выбора адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативной задачи при составлении несложных устных монологических высказываний и письменных текстов. У них будут сформированы коммуникативные учебные действия, необходимые для успешного участия в диалоге: ориентация на позицию партнера, учет различных мнений и координация различных позиций в сотрудничестве, стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции, умение задавать вопросы.

Обучающийся:

научится осознавать безошибочное письмо как одно из проявлений собственного уровня культуры;

сможет применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объеме изученного) при записи собственных и предложенных текстов, овладеет умением проверять написанное;

получит первоначальные представления о системе и структуре русского и родного языков: познакомится с разделами изучения языка – фонетикой и графикой, лексикой, словообразованием (морфемикой), морфологией и синтаксисом; в объеме содержания курса научится находить, характеризовать, сравнивать, классифицировать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение, что послужит основой для дальнейшего формирования общеучебных, логических и познавательных (символико-моделирующих) универсальных учебных действий с языковыми единицами.

В результате изучения курса у обучающегося,  будет сформирован учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой языковой задачи, что заложит основы успешной учебной деятельности при продолжении изучения курса русского языка и родного языка на следующем уровне образования.

Содержательная линия «Система языка»

Раздел «Фонетика и графика»

Обучающийся научится:

  • различать звуки и буквы;
  • характеризовать звуки русского языка: гласные ударные/безударные; согласные твердые/мягкие, парные/непарные твердые и мягкие; согласные звонкие/глухие, парные/непарные звонкие и глухие;
  • пользоваться русским алфавитом на основе знания последовательности букв в нем для упорядочивания слов и поиска необходимой информации в различных словарях и справочниках.

Обучающийся получит возможность научиться пользоваться русским алфавитом на основе знания последовательности букв в нем для упорядочивания слов и поиска необходимой информации в различных словарях и справочниках.

Раздел «Орфоэпия»

Обучающийся получит возможность научиться:

  • соблюдать нормы русского и родного литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объеме представленного в учебнике материала);
  • находить при сомнении в правильности постановки ударения или произношения слова ответ самостоятельно (по словарю учебника) либо обращаться за помощью к учителю, родителям и др.

Раздел «Состав слова (морфемика)»

Обучающийся  научится:

  • различать родственные (однокоренные) слова.

Выпускник получит возможность научиться

  • выполнять морфемный анализ слова в соответствии с предложенным учебником алгоритмом, оценивать правильность его выполнения;
  • использовать результаты выполненного морфемного анализа для решения орфографических и/или речевых задач.

Раздел «Лексика»

Обучающийся  научится:

  • выявлять слова, значение которых требует уточнения;
  • определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря
  • подбирать синонимы для устранения повторов в тексте.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;
  • различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении (простые случаи);
  • оценивать уместность использования слов в тексте;
  • выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативной задачи.

Раздел «Морфология»

Обучающийся научится:

  • распознавать грамматические признаки слов;
  •  с учетом совокупности выявленных признаков (что называет, на какие вопросы отвечает, как изменяется) относить слова к определенной группе основных частей речи (имена существительные, имена прилагательные, глаголы).

Раздел «Синтаксис»

Обучающийся научится:

  • различать предложение,  слово;
  • устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении;
  • классифицировать предложения по цели высказывания, находить повествовательные/побудительные/вопросительные предложения;
  • определять восклицательную/невосклицательную интонацию предложения;
  • находить главные члены предложения;

Обучающийся   получит возможность научиться:

  • различать главные члены предложения;
  • выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам предложения), оценивать правильность разбора;

Содержательная линия «Орфография и пунктуация»

Обучающийся научится:

  • применять правила правописания (в объеме содержания курса);
  • определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю учебника;
  • безошибочно списывать текст объемом 25 —30 слов;
  • писать под диктовку тексты объемом 25—30 слов в соответствии с изученными правилами правописания;
  • проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;
  • подбирать примеры с определенной орфограммой;
  • при составлении собственных текстов перефразировать записываемое, чтобы избежать орфографических и пунктуационных ошибок;
  • при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающие предотвратить ее в последующих письменных работах.

Содержательная линия «Развитие речи»

Обучающийся  научится:

  • оценивать правильность (уместность) выбора языковых
    и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе,
    в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;
  • соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слышать, реагировать на реплики, поддерживать разговор);
  • выражать собственное мнение и аргументировать его;
  • самостоятельно озаглавливать текст;

Обучающийся  получит возможность научиться:

  • подробно или выборочно пересказывать текст;
  • составлять устный рассказ на определенную тему с использованием разных типов речи: описание, повествование, рассуждение;
  • анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений, находить в тексте смысловые пропуски;
  • корректировать тексты, в которых допущены нарушения культуры речи;
  • соблюдать нормы речевого взаимодействия при интерактивном общении (sms­сообщения, электронная почта, Интернет и другие виды и способы связи).

Содержание учебного предмета

Виды речевой деятельности

Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предъявляемом тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам.

Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.

Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.

Письмо. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений в системе обучения грамоте. Овладение разборчивым, аккуратным письмом с учетом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текста (подробное, выборочное). Создание небольших собственных текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных картин, серий картин, просмотра фрагмента видеозаписи и т. п.).

Обучение грамоте

Фонетика. Звуки речи. Осознание единства звукового состава слова и его значения. Установление числа и последовательности звуков в слове. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками.

Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твердых и мягких, звонких и глухих.

Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Определение места ударения.

Графика. Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным способом обозначения звуков буквами. Буквы гласных как показатель твердости – мягкости согласных звуков. Функция букв е, е, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного звука.

Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв.

Чтение. Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный звук). Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребенка. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов. чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений.

Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами). Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.

Письмо. Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски.

Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Овладение разборчивым, аккуратным письмом. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением. Усвоение приемов и последовательности правильного списывания текста.

Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса.

Слово и предложение. Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова.

Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка.

Орфография. Знакомство с правилами правописания и их применение:

раздельное написание слов;

обозначение гласных после шипящих (ча ща, чу щу, жи ши);

прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных;

перенос слов по слогам без стечения согласных;

знаки препинания в конце предложения.

Развитие речи. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании. Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений.

Систематический курс

Фонетика и орфоэпия. Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твердых согласных звуков, определение парных и непарных по твердости – мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих звуков, определение парных и непарных по звонкости – глухости согласных звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный – согласный; гласный ударный – безударный; согласный твердый – мягкий, парный – непарный; согласный звонкий – глухой, парный – непарный. Деление слов на слоги. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка.

Графика. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твердости и мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительных ъ и ь.

Установление соотношения звукового и буквенного состава слова в словах типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е, е, ю, я.

Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, абзаца.

Знание алфавита: правильное название букв, знание их последовательности. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.

Лексика[2]. Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова. Наблюдение за использованием в речи синонимов и антонимов.

Состав слова (морфемика). Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями.

Морфология. Части речи; деление частей речи на самостоятельные и служебные.

Имя существительное. Значение и употребление в речи. Умение опознавать имена собственные. Различение имен существительных, отвечающих на вопросы «кто?» и «что»

Имя прилагательное. Значение и употребление в речи

Глагол. Значение и употребление в речи.

Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами. Функция предлогов: образование падежных форм имен существительных и местоимений. Отличие предлогов от приставок.

Синтаксис. Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различий). Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные.

Нахождение главных членов предложения: подлежащего и сказуемого.

Орфография и пунктуация. Формирование орфографической зоркости, использование разных способов выбора написания в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.

Применение правил правописания:

сочетания жи – ши[3], ча – ща, чу – щу в положении под ударением;

сочетания чк – чн, чт, щн;

перенос слов;

прописная буква в начале предложения, в именах собственных;

проверяемые безударные гласные в корне слова;

парные звонкие и глухие согласные в корне слова;

непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов);

раздельное написание предлогов с другими словами;

знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки;

Развитие речи. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение.

Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация. Овладение основными умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при общении с помощью средств ИКТ. Особенности речевого этикета в условиях общения с людьми, плохо владеющими русским языком.

Практическое овладение устными монологическими высказываниями на определенную тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение).

Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста.

Последовательность предложений в тексте.

Последовательность частей текста (абзацев).

Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев).

План текста. Составление планов к данным текстам. Создание собственных текстов по предложенным планам.

Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности.

Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учетом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использование в текстах синонимов и антонимов.

Тематическое планирование

с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы

уро

ка

Дата

Содержание программы

Наименование разделов, тем отдельных уроков

Кол- во час

по плану

фактически

Обучение письму

115

Добукварный период       

17

1

1.09

Письмо. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений в системе обучения грамоте. Овладение разборчивым, аккуратным письмом с учетом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски.

Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Овладение разборчивым, аккуратным письмом

Пропись — первая учебная тетрадь.

1

2

2.09

Рабочая строка. Верхняя и нижняя линии рабочей строки.

1

3

3.09

Письмо овалов и полуовалов.

1

4

6.09

Рисование бордюров.

1

5

7.09

Письмо длинных прямых наклонных линий.

1

6

8.09

Письмо наклонной длинной линии с закруглением внизу (влево). Письмо короткой наклонной линии с закруглением внизу (вправо).

1

7

9.09

Письмо короткой наклонной линии с закруглением вверху (влево). Письмо длинной наклонной линии с закруглением внизу (вправо).

1

8

10.09

Письмо овалов больших и маленьких, их чередование.

1

9

13.09

Письмо коротких  длинных наклонных линий, их чередование.

1

10

14.09

Письмо наклонных линий с петлёй вверху и внизу.

1

11

15.09

Письмо полуовалов, их чередование. Письмо овалов.

1

12

16.09

Строчная и заглавная буквы А, а.

1

13

17.09

Письмо изученных букв.

1

14

20.09

Строчная и заглавная буквы О, о.

1

15

21.09

Строчная и заглавная буквы И,и.

1

16

22.09

Строчная буква ы.

1

17

23.09

Строчная и заглавная буквы У, у.

1

18

24.09

Письмо изученных букв.

1

Букварный период    

76

19-20

27.0928.09

Письмо. Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски.

Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Овладение разборчивым, аккуратным письмом. 

Письмо. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений в системе обучения грамоте. Овладение разборчивым, аккуратным письмом с учетом гигиенических требований к этому виду учебной работы.

Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением. Усвоение приемов и последовательности правильного списывания текста.

Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса.

Строчная и заглавная буквы Н, н.

2

21-22

29.09

30.09

Строчная и заглавная буквы С, с.

2

23

1.10

Письмо изученных букв.

1

24-25

4.10

5.10

Строчная и заглавная буквы К, к.

2

26-27

6.10

7.10

Строчная и заглавная буквы Т, т.

2

28

8.10

Письмо изученных букв.

1

29-30

 11.10

12.10

Строчная и заглавная буквы Л, л.

2

31

13.10

Строчная и заглавная буква Р, р.

1

32

14.10

Строчная и заглавная буквы В, в.

1

33

15.10

Закрепление написания изученных букв.

1

34

18.10

Строчная и заглавная буквы В, в.

1

35

19.10

Строчная буква е.

1

36

20.10

Заглавная буквы Е

1

37

21.10

Строчная и заглавная буквы П, п.

1

38

22.10

Письмо. Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски.

Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Овладение разборчивым, аккуратным письмом. 

Письмо. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений в системе обучения грамоте. Овладение разборчивым, аккуратным письмом с учетом гигиенических требований к этому виду учебной работы.

Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением. Усвоение приемов и последовательности правильного списывания текста.

Понятие об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова

-

Письмо.  

Овладение  начертанием  письменных

прописных  (заглавных) и строчных букв. Письмо букв,  буквосочетаний,  слогов,

слов,    предложений  с  соблюдением  гигиенических норм.  Овладение  разборчивым,  аккуратным письмом.  Списывание,  письмо  под  диктовку

в  соответствии  с изученными  правилами .

Письмо слов с изученными буквами.

1

39

25.10

Строчная и заглавная буквы М, м.

1

40

26.10

Письмо слогов и слов с изученными буквами.

1

41

5.11

Письмо слогов и слов с изученными буквами.

1

42

08.11

Строчная и заглавная буквы З, з.

1

43

09.11

Строчная и заглавная буквы З, з. Составление письменного текста.

1

44

10.11

Строчная и заглавная буквы Б, б.

1

45

11.11

Письмо слогов и слов с буквами Б, б.

1

46

12.11

Письмо слогов и слов с изученными буквами.

1

47

15.11

Строчная и заглавная буквы Д, д.

1

48

16.11

Заглавная буква Д.

1

49

17.11

Строчная буква я.

1

50

18.11

Заглавная буква Я.

1

51

19.11

Многозначность слов. Списывание слов и предложений с печатного и письменного шрифта.

1

52

22.11

Письмо слогов и слов с буквами Я, я.

   1

53

23.11

Строчная буква г.

1

54

24.11

Заглавная буква Г.

1

55

25.11

Строчная буква ч. Правописание ча, чу.

1

56

26.11

Письмо слов и предложений.

1

57

29.11

Заглавная буква Ч.

1

58

30.11

Письмо.  

Овладение  начертанием  письменных

прописных  (заглавных) и строчных букв. Письмо букв,  буквосочетаний,  слогов,

слов,    предложений  с  соблюдением  гигиенических норм.  Овладение  разборчивым,  аккуратным письмом.  Списывание,  письмо  под  диктовку

в  соответствии  с изученными  правилами .Орфография. Знакомство с правилами правописания и их применение:

раздельное написание слов;

обозначение гласных после шипящих (ча ща, чу щу, жи ши); 

Слово и предложение. Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова.

Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка.

Буква ь.

1

59

1.12

Письмо слогов и слов с буквой ь в конце и середине слова.

1

60

2.12

Строчная буква ш.

1

61

3.12

Письмо слов и предложений.

1

62

6.12

Заглавная буква Ш. Правописание сочетания ши.

1

63

7.12

Строчная и заглавная буквы Ж, ж.

1

64

8.12

Правописание сочетания жи.

1

65

9.12

Строчная буква ё.

1

66

10.12

Правописание имён собственных.

1

67

13.12

Заглавная буква Ё.

1

68

14.12

Строчная буква й.

1

69

15.12

Строчная и заглавная буквы Х, х.

1

70

16.12

Строчная и заглавная буквы Х, х.

1

71

17.12

Письмо изученных букв, слогов.

1

72

20.12

Слова, противоположные по смыслу.

1

73

21.12

Строчная и заглавная буквы Ю, ю.

1

74

22.12

Строчная и заглавная буквы Ю, ю.

1

75

23.12

Строчная и заглавная буквы Ц,ц.

1

76

24.12

Письмо слов и предложений.

1

77

27.12

Строчная и заглавная буквы Ц, ц.

1

78

10.01

Строчная буква э.

1

79

11.01

Заглавная буква э.

1

80

12.01

Строчная буква щ. Правописание сочетаний ща, щу.

1

81

13.01

Письмо. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений в системе обучения грамоте. Овладение разборчивым, аккуратным письмом с учетом гигиенических требований к этому виду учебной работы.

Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением. Усвоение приемов и последовательности правильного списывания текста.

Заглавная буква Щ.

1

82

14.01

Письмо слов с изученными буквами.

1

83

17.01

Строчная и заглавная буквы Ф, ф.

1

84

18.01

Строчные буквы ь, ъ.

1

85

19.01

Письмо изученных букв, слогов. Письмо элементов изученных букв.

1

86

20.01

Письмо изученных букв, слогов. Письмо элементов изученных букв.

1

87

21.01

Письмо изученных букв, слогов.

1

88

24.01

Письмо изученных букв, слогов.

Резерв учебного времени на букварный период      

7

89

25.01

Письмо.  

Овладение  начертанием  письменных

прописных  (заглавных) и строчных букв. Письмо букв,  буквосочетаний,  слогов,

слов,    предложений  с  соблюдением  гигиенических норм.  Овладение  разборчивым,  аккуратным письмом.  Списывание,  письмо  под  диктовку

в  соответствии  с изученными  правилами .

Орфография. Знакомство с правилами правописания и их применение:

раздельное написание слов;

обозначение гласных после шипящих (ча ща, чу щу, жи ши);

перенос слов;

прописная буква в начале предложения, в именах собственных;

Правописание имен собственных.

1

90

26.01

Восстановление деформированного текста.

1

91

27.01

Списывание с печатного текста.

1

92

28.01

Правописание слов с сочетаниями ЧК-ЧН

1

93

31.01

Правописание слов с сочетаниями ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ.

1

94

1.02

Запись слов,  предложений под диктовку.

1

95

2.02

Правописание гласных после шипящих. Сочетания ЖИ-ШИ

1

Послебукварный  период                        

20

96

3.02

Орфография. Знакомство с правилами правописания и их применение:

раздельное написание слов;

обозначение гласных после шипящих (ча ща, чу щу, жи ши);

перенос слов;

прописная буква в начале предложения, в именах собственных;

Слово и предложение. Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова.

Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка.

Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок,

Орфография. Знакомство с правилами правописания и их применение:

раздельное написание слов;

обозначение гласных после шипящих (ча ща, чу щу, жи ши);

прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных;

перенос слов по слогам без стечения согласных;

знаки препинания в конце предложения.

Правописание имён собственных.

Восстановление деформированных предложений (текста).

1

97

4.02

Восстановление деформированных предложений (текста).

1

98

7.02

Списывание с печатного шрифта.

1

99-100

8.02

16.02

Письмо предложений с комментированием.

2

101

17.02

Употребление имён прилагательных в речи для характеристики предмета.

1

102

18.02

Письменные ответы на вопросы. Вопросительное слово «какой?»

1

103

21.02

Запись предложений к сюжетным картинкам.

1

104

22.02

Списывание с печатного текста.

1

105-106

23.02

24.02

Составление рассказа с опорой на прилагательные по предложенной теме.

2

107-108

25.02

28.02

Запись предложений под диктовку с предварительным разбором

2

109

1.03

Списывание с печатного текста.

1

110

2.03

Слова с сочетаниями жи, ши.

1

111

3.03

Слова с сочетаниями ча, ща.

1

112

4.03

Слова с сочетаниями чу, щу.

1

113-114

7.03

8.03

Правописание имён собственных.

2

115

9.03

Закрепление пройденного материала

1

                                                                  Систематический курс                                                                                         50

Наша речь

2

116

10.03

Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации. Речь устная и письменная

Язык и речь, их значение в жизни людей.

1

117

11.03

Речь устная и речь письменная (общее представление).

1

118

14.03

Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста. Последовательность  предложений  в тексте.

Текст, предложение, диалог

3

Текст. Смысловая связь предложений в тексте. Заголовок текста.

1

119

15.03

Практическое овладение диалогической формой речи.

Предложение как группа слов, выражающая законченную мысль.

1

120

16.03

Диалог.

1

Слова, слова, слова

4

121

17.03

Части речи. Значение и употребление в речи различных частей речи. Умение опознавать имена собственные. Различение имен существительных, отвечающих на вопросы «кто?» и «что?». Лексика[4]. Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова. Наблюдение за использованием в речи синонимов и антонимов.

Слово. Роль слов в речи.

1

122

18.03

Слова-названия предметов и явлений, слова-названия признаков предметов, слова-названия действий предметов.

1

123

21.03

Вежливые слова.

1

124

22.03

Слова однозначные и многозначные. Слова, близкие и противоположные по значению.

1

Слово и слог. Ударение

6

125-126

23.03

01.04

Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Определение места ударения.

Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги.

2

127-128

04.04

5.04

Правила переноса слов. Развитие речи.

2

129

6.04

Ударение (общее представление).

1

130

7.04

Словообразующая роль ударения. Зависимость значения слова от ударения.

1

Звуки и буквы

35

131-132

8.04

11.04

Звуки речи. Осознание единства звукового состава слова и его значения. Установление числа и последовательности звуков в слове. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками.

Смыслоразличительная роль звуков и букв в слове.

2

133

12.04

Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв.

Алфавит. Знание алфавита: правильное называние букв, их последовательность.

1

134

13.04

Использование алфавита при работе со словарями.

1

135

14.04

Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твердых и мягких, звонких и глухих.

Буквы, обозначающие гласные звуки.

1

136

15.04

Буквы гласных как показатель твердости – мягкости согласных звуков. Функция букв е, е, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного звука.

Буквы е, ё, ю, я и их функции в слове.

1

137

18.04

Слова с буквой э.

1

138

19.04

Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков.

Произношение ударного гласного звука в слове и его обозначение буквой на письме.

1

139

20.04

Произношение безударного гласного звука в слове и его обозначение буквой на письме

1

140

21.04

Орфография и пунктуация. Формирование орфографической зоркости, использование разных способов выбора написания в зависимости от места орфограммы в слове, проверяемые безударные гласные в корне слова.

Особенности проверяемых и проверочных слов.

1

141

22.04

Способы проверки написания буквы, обозначающей безударный гласный звук (изменение формы слова).

1

142

25.04

Проверочный диктант.

1

143

26.04

Графика. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твердости и мягкости согласных звуков.

Буквы, обозначающие согласные звуки.

1

144

27.04

Слова с удвоенными согласными.

1

145

28.04

Буквы Й и И.

1

146

29.04

Согласные парные и непарные по твёрдости-мягкости.

1

147

2.05

Буквы гласных как показатель твердости – мягкости согласных звуков. Функция букв е, е, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного звука.

Буквы для обозначения твёрдых и мягких согласных звуков.

1

148

3.05

Обозначение мягкости согласных звуков на письме буквами и, е, ё, ю, ь.

1

149-150

4.05

5.05

Использование на письме мягкого знака как показателя мягкости предшествующего согласного звука в конце слова и в середине слова перед согласным.

2

151

6.05

Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка.

Развитие речи. Восстановление текста с нарушенным порядком предложений.

1

152

7.05

Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твердых и мягких, звонких и глухих.

Звонкие и глухие согласные звуки на конце слова.

1

153-154

9.05

10.05

Способы проверки написания буквы, обозначающей парный по глухости-звонкости согласный звук (изменение формы слова).

2

155

11.05

Особенности проверяемых и проверочных слов.

1

156

12.05

Проверочный диктант.

1

157-158

13.05

16.05

Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным способом обозначения звуков буквами.

Буквы шипящих согласных звуков: непарных твёрдых ш, ж. Буквы шипящих согласных звуков: непарных мягких ч, щ.

2

159-160

17.05

18.05

Проект «Скороговорки». Составление сборника «Весёлые скороговорки». Правило правописания сочетаний чк, чн, чт, нч.

1

161

19.05

Орфография. Знакомство с правилами правописания и их применение:

раздельное написание слов;

обозначение гласных после шипящих (ча ща, чу щу, жи ши);

прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных;

перенос слов по слогам без стечения согласных;

знаки препинания в конце предложения.

Правило правописания сочетаний жи—ши, ча—ща, чу—щу.

1

162-163

20.05

23.05

Заглавная буква в именах собственных.

2

164

24.05

Проверочный диктант.

1

165

25.05

Проект «Сказочная страничка» (в названиях сказок — изученные правила письма).

1


[1] На уроки обучения чтению в период обучения грамоте выделяются часы учебного плана по литературному чтению (92 ч).

[2] Изучается во всех разделах курса.

[3] Для предупреждения ошибок при письме целесообразно предусмотреть случаи типа “желток”, “железный”.

[4] Изучается во всех разделах курса.



Предварительный просмотр:

Административный контрольный диктант на конец 1 класса

Март

Наступил март. С крыши падает частая капель. У крыльца осели сугробы. Быстро бежит ручей. В лесу царствует зима. Кусты и старые пни засыпаны снегом. Вот дрогнула ветка ели. На землю упал ком снега. Лес ждёт тёплых ясных дней.

Слова для справок: быстро,  осели, царствует, засыпаны.

Грамматическое задание:

  1. В словах первого предложения точками выделить согласные звуки.
  2. Подчеркнуть слова с орфограммой ЖИ-ШИ.
  3. Подчеркнуть заглавные буквы в начале предложений.

Административный контрольный диктант на конец 1 класса

Март

Наступил март. С крыши падает частая капель. У крыльца осели сугробы. Быстро бежит ручей. В лесу царствует зима. Кусты и старые пни засыпаны снегом. Вот дрогнула ветка ели. На землю упал ком снега. Лес ждёт тёплых ясных дней.

Слова для справок: быстро,  осели, царствует, засыпаны.

Грамматическое задание:

  1. В словах первого предложения точками выделить согласные звуки.
  2. Подчеркнуть слова с орфограммой ЖИ-ШИ.
  3. Подчеркнуть заглавные буквы в начале предложений.

Административный контрольный диктант на конец 1 класса

Март

Наступил март. С крыши падает частая капель. У крыльца осели сугробы. Быстро бежит ручей. В лесу царствует зима. Кусты и старые пни засыпаны снегом. Вот дрогнула ветка ели. На землю упал ком снега. Лес ждёт тёплых ясных дней.

Слова для справок: быстро,  осели, царствует, засыпаны.

Грамматическое задание:

  1. В словах первого предложения точками выделить согласные звуки.
  2. Подчеркнуть слова с орфограммой ЖИ-ШИ.
  3. Подчеркнуть заглавные буквы в начале предложений.



Предварительный просмотр:

Административный контрольный диктант на конец 2 класса

Пчёлы

Настал тёплый апрель. Вот и первая травка. Только в тени под елью лежит снег. Весь день слышна песня зяблика. Скоро загудят и пчёлы. Душистый дар цветов они понесут в ульи. Дядя Иван любит пчёл. Он ухаживает за ними. Они дают ему мёд.

Слова для справок: понесут,  ухаживает,  за ними,  еду.

Грамматическое задание:

  1. В 3-ем предложении подчеркни подлежащее и сказуемое.
  2. Звуко-буквенный анализ (фонетический разбор) слов:

1 вариант – снег                        2 вариант – мёд

  1. Выписать 2 слова с орфограммой «Безударная гласная в корне слова»
  2. Выписать 2 слова с орфограммой «Парные согласные на конце слова»

Административный контрольный диктант на конец 2 класса

Пчёлы

Настал тёплый апрель. Вот и первая травка. Только в тени под елью лежит снег. Весь день слышна песня зяблика. Скоро загудят и пчёлы. Душистый дар цветов они понесут в ульи. Дядя Иван любит пчёл. Он ухаживает за ними. Они дают ему мёд.

Слова для справок: понесут,  ухаживает,  за ними,  еду.

Грамматическое задание:

  1. В 3-ем предложении подчеркни подлежащее и сказуемое.
  2. Звуко-буквенный анализ (фонетический разбор) слов:

1 вариант – снег                        2 вариант – мёд

  1. Выписать 2 слова с орфограммой «Безударная гласная в корне слова»
  2. Выписать 2 слова с орфограммой «Парные согласные на конце слова»

Административный контрольный диктант на конец 2 класса

Пчёлы

Настал тёплый апрель. Вот и первая травка. Только в тени под елью лежит снег. Весь день слышна песня зяблика. Скоро загудят и пчёлы. Душистый дар цветов они понесут в ульи. Дядя Иван любит пчёл. Он ухаживает за ними. Они дают ему мёд.

Слова для справок: понесут,  ухаживает,  за ними,  еду.

Грамматическое задание:

  1. В 3-ем предложении подчеркни подлежащее и сказуемое.
  2. Звуко-буквенный анализ (фонетический разбор) слов:

1 вариант – снег                        2 вариант – мёд

  1. Выписать 2 слова с орфограммой «Безударная гласная в корне слова»
  2. Выписать 2 слова с орфограммой «Парные согласные на конце слова»



Предварительный просмотр:

Административный контрольный диктант на конец 3 класса

Весной

Снег на полях уже  стаял.  Ночью морозит.

Но вот выглянуло ясное солнышко. Оно улыбнулось всем. Пришла весна. Какая радость!

Мутными ручьями побежала вода к реке. Вылезла на свет зелёная травка. На деревьях вздулись почки. Лёд на реке тронулся. Из тёплых стран прилетели пернатые вестник весны. Они хлопочут у своих гнёзд. Все рады весенним тёплым дням.

Слова для справок: хлопочут.

Грамматическое задание:

  1. В 3-ем предложении подчеркни подлежащее, сказуемое и определение. Укажи части речи этих членов предложения.
  2. Звуко-буквенный анализ (фонетический разбор) слов:

1 вариант – вода                        2 вариант – река

  1. Разбор по составу слова:

1 вариант – солнышко                 2 вариант - травка

  1. Подобрать и записать однокоренные слова к слову: река. Выделить корень.

Административный контрольный диктант на конец 3 класса

Весной

Снег на полях уже  стаял.  Ночью морозит.

Но вот выглянуло ясное солнышко. Оно улыбнулось всем. Пришла весна. Какая радость!

Мутными ручьями побежала вода к реке. Вылезла на свет зелёная травка. На деревьях вздулись почки. Лёд на реке тронулся. Из тёплых стран прилетели пернатые вестник весны. Они хлопочут у своих гнёзд. Все рады весенним тёплым дням.

Слова для справок: хлопочут.

Грамматическое задание:

  1. В 3-ем предложении подчеркни подлежащее, сказуемое и определение. Укажи части речи этих членов предложения.
  2. Звуко-буквенный анализ (фонетический разбор) слов:

1 вариант – вода                        2 вариант – река

  1. Разбор по составу слова:

1 вариант – солнышко                 2 вариант - травка

  1. Подобрать и записать однокоренные слова к слову: река. Выделить корень.

Административный контрольный диктант на конец 3 класса

Весной

Снег на полях уже  стаял.  Ночью морозит.

Но вот выглянуло ясное солнышко. Оно улыбнулось всем. Пришла весна. Какая радость!

Мутными ручьями побежала вода к реке. Вылезла на свет зелёная травка. На деревьях вздулись почки. Лёд на реке тронулся. Из тёплых стран прилетели пернатые вестник весны. Они хлопочут у своих гнёзд. Все рады весенним тёплым дням.

Слова для справок: хлопочут.

Грамматическое задание:

  1. В 3-ем предложении подчеркни подлежащее, сказуемое и определение. Укажи части речи этих членов предложения.
  2. Звуко-буквенный анализ (фонетический разбор) слов:

1 вариант – вода                        2 вариант – река

  1. Разбор по составу слова:

1 вариант – солнышко                 2 вариант - травка

  1. Подобрать и записать однокоренные слова к слову: река. Выделить корень.



Предварительный просмотр:

Административный контрольный диктант на конец 4 класса

Лесные музыканты

Это было ранней весной.  Мы шли в лес по узкой тропинке. Вдруг послышались чудесные звуки. За деревьями мы увидели соек. Они сидели на сучьях деревьев, пели и щебетали.  Раньше мы не знали, что сойки умеют прекрасно петь. Обычно их можно видеть на лесной дороге или опушке.  Заметит сойка собаку или человека и издаёт резкий крик. По крику звери и птицы узнают о близкой опасности.  А тут поют!  Мы стали слушать прекрасную  лесную музыку.  По нашим следам прибежал  пёс Фомка.  Он распугал птиц.

Слова для справок: обычно.

Грамматическое задание:

  1. Подчеркнуть грамматическую основу и определение:

1 вариант – во 2-м предложении                        2 вариант – в 3              

                                                                                          предложении.

2. Разбор по составу слов:

1 вариант – узкой,  тропинке                        2 вариант – близкой,  Фомка.

3. Звуко-буквенный анализ (фонетический разбор) слова:

1 вариант – весной                                2 вариант – опушка

Административный контрольный диктант на конец 4 класса

Лесные музыканты

Это было ранней весной.  Мы шли в лес по узкой тропинке. Вдруг послышались чудесные звуки. За деревьями мы увидели соек. Они сидели на сучьях деревьев, пели и щебетали.  Раньше мы не знали, что сойки умеют прекрасно петь. Обычно их можно видеть на лесной дороге или опушке.  Заметит сойка собаку или человека и издаёт резкий крик. По крику звери и птицы узнают о близкой опасности.  А тут поют!  Мы стали слушать прекрасную  лесную музыку.  По нашим следам прибежал  пёс Фомка.  Он распугал птиц.

Слова для справок: обычно.

Грамматическое задание:

  1. Подчеркнуть грамматическую основу и определение:

1 вариант – во 2-м предложении                        2 вариант – в 3              

                                                                                          предложении.

2. Разбор по составу слов:

1 вариант – узкой,  тропинке                        2 вариант – близкой,  Фомка.

3. Звуко-буквенный анализ (фонетический разбор) слова:

1 вариант – весной                                2 вариант – опушка

Административный контрольный диктант на конец 4 класса

Лесные музыканты

Это было ранней весной.  Мы шли в лес по узкой тропинке. Вдруг послышались чудесные звуки. За деревьями мы увидели соек. Они сидели на сучьях деревьев, пели и щебетали.  Раньше мы не знали, что сойки умеют прекрасно петь. Обычно их можно видеть на лесной дороге или опушке.  Заметит сойка собаку или человека и издаёт резкий крик. По крику звери и птицы узнают о близкой опасности.  А тут поют!  Мы стали слушать прекрасную  лесную музыку.  По нашим следам прибежал  пёс Фомка.  Он распугал птиц.

Слова для справок: обычно.

Грамматическое задание:

  1. Подчеркнуть грамматическую основу и определение:

1 вариант – во 2-м предложении                        2 вариант – в 3              

                                                                                          предложении.

2. Разбор по составу слов:

1 вариант – узкой,  тропинке                        2 вариант – близкой,  Фомка.

3. Звуко-буквенный анализ (фонетический разбор) слова:

1 вариант – весной                                2 вариант – опушка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебного предмета « Русский язык» 2 класс на 2012-2013 учебный год учителя Жучковой Надежды Владимировны УМК «Школа России» В.П.Канакина, В.Г.Горецкий

Рабочая программа учебного предмета « Русский язык» 2 класс на 2012-2013 учебный год учителя Жучковой Надежды Владимировны УМК «Школа России» В.П.Канакина, В.Г...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА РУССКИЙ ЯЗЫК 1 КЛАСС, НАЧАЛЬНАЯ СТУПЕНЬ Срок реализации программы 2013-2014 учебный год

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы Нечаевой Н.В., Белорусец К.С. «Русский язык 1 класс», «Система Л.В.Занкова», Самара: Издательство «Учебн...

Рабочая программа учебного предмета « Русский язык» Авторы: В.П.Канакина, В.Г.Горецкий и Календарно-тематическое планирование 3 класс УМК «Школа России» на 2013-2014 учебный год учителя Жучковой Надежды Владимировны

Рабочая программа учебного предмета "Русский язык" Авторы: В.П.Канакина, В.Г.Горецкий и Календарно-тематическое планирование 3класс УМК "Школа России" на 2013-2014учебный год Жучкова Надежда Владимиро...

Рабочая программа учебного предмета « Русский язык» Авторы: В.П.Канакина, В.Г.Горецкий и Календарно-тематическое планирование 3 класс УМК «Школа России» на 2013-2014 учебный год учителя Жучковой Надежды Владимировны

Рабочая программа учебного предмета "Русский язык" Авторы: В.П.Канакина, В.Г.Горецкий и Календарно-тематическое планирование 3класс УМК "Школа России" на 2013-2014учебный год Жучкова Надежда Владимиро...

Рабочая программа учебного предмета « Русский язык» Авторы: В.П.Канакина, В.Г.Горецкий и Календарно-тематическое планирование 3 класс УМК «Школа России» на 2013-2014 учебный год учителя Жучковой Надежды Владимировны

Рабочая программа учебного предмета "Русский язык" Авторы: В.П.Канакина, В.Г.Горецкий и Календарно-тематическое планирование 3класс УМК "Школа России" на 2013-2014учебный год Жучкова Надежда Владимиро...

Рабочая программа по английскому языку для 5 класса (базовый уровень) разработана на основе программы общего образования по иностранным языкам и учебно-методического комплекта “ English 5” В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш.Перегудова. -Москва: “Просвещение”20

областное государственное автономное образовательное учреждение общеобразовательная школа-интернат «БЕЛГОРОДСКИЙ ИНЖЕНЕРНЫЙ ЮНОШЕСКИЙ ЛИЦЕЙ-ИНТЕРНАТ» Центр дистанционного образования детей-инвалидов...

Рабочая программа и Календарно-тематическое планирование к рабочей программе учебного предмета Иностранный язык: (Английский язык) 3д классе

Календарно-тематическое планирование и Рабочая программа разработана к УМК English 3 класс под ред. Верещагиной И.Н. и Притыкиной Т.А....