Открытый урок русского языка в 4 классе по теме: "Обобщение знаний об имени существительном"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)
Урок русского языка в 4 классе направлен на обобщение знаний о грамматических признаках имени существительного. Урок проходит в форме путешествия на остров "Умников и умниц" по маршрутным листам, где дети отражают свои ожидания и проводят самооценку выполненных заданий. На уроке используются различные методические приемы, работа в группах, парах, самостоятельная работа. В конце урока,как элемент обобщения, дети составляют снеговика, на частях которого записаны грамматические признаки имени существительного.
Скачать:
Предварительный просмотр:
РУССКИЙ ЯЗЫК 4 класс
ТЕМА: «ОБОБЩЕНИЕ ЗНАНИЙ ОБ ИМЕНИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОМ»
1. –Начинаем урок русского языка.
ЧИСЛО. КЛАССНАЯ РАБОТА
Прежде чем приступать к работе, Я БЫ ХОТЕЛА УЗНАТЬ, какие вы сейчас испытываете чувства и какое у вас настроение? Перед вами словарики чувств и настроений. Выберите в списке слово, которое соответствуют вашему состоянию, называет ваше настроение И ЗАПИШИТЕ ЕГО В РАМКАХ МИНУТКИ ЧИСТОПИСАНИЯ (поставить ударение, подчеркните буквы, если встретятся изученные орфограммы)-выбрать заранее по слову и обговорить орфограмму (прием "Обмен настроением").
2.Прием под названием «Композиция», предлагаю вам разделиться на группы.
- Я вам раздаю карточки с изображением героев известных сказок, а вы должны сгруппироваться так, чтобы герои одной и той же сказки оказались в одной группе. (Сказки: «Бременские музыканты», «Приключение Буратино»).
- Пожалуйста, найдите героев своей сказки.
- Из какой вы сказки? Кто автор? (Бр.Гримм, А. Толстой)
- Таким образом, у нас получилось 2 группы. (По 5 человек)
- Чтобы определить тему занятия, необходимо выполнить задание. (прием «Исключение» и метод «Диаграмма или кольца Венна»).
3. Диаграмма Вена (лишнее слово, тема и цель урока)
- Теперь вы поработаете в группах. Каждая группа получит карточки со словами. Посовещавшись, вы должны найти лишнее слово и прикрепить его на листе в малом полуовале (показ). Остальные слова прикрепляете в большом полуовале (показ).
(Выдаю карточки, и группы приступают к работе.)
Проверка.
1 группа объясняет.
- Лишнее слово- сильный, потому что все слова отвечают на вопрос что?, а слово
«сильный»- на вопрос - какой?.)
-Какая это часть речи? (Имя прилагательное)
смелость, сильный, урок, снег, радость
2 группа:
ученик, собака, голубь, комар, сильный
(Лишнее слово « сильный», так как все слова отвечают на вопрос что? кто?
А слово « сильный» отвечает на вопрос - какой?)
Проверка (Метод «Диаграмма Венна) - соединяются 2 листа.
-Сейчас соединим части этой диаграммы. Мы видим, что в малом овале у каждой группы одинаковое слово, остальные – в большом овале.
Значит, задание выполнено вами верно.
- Что вы можете сказать об остальных словах? (Имена существительные)
- Какими грамматическими признаком отличаются слова каждой группы? (неодуш.и одуш., родом, склонением)
- Можете ли вы сформулировать тему занятия, опираясь на оставшиеся слова? (Да. «Обобщение знаний об имени существительном »- вывешивается на доску
- Какие цели поставим? (Повторить граммат.признаки им.существительного)
-Я предлагаю совершить небольшое путешествие на остров «Умников и умниц» (Показ картинки – остров Умников и умниц).
I. Ост. РАЗМИНАЙКА. На краю стола у вас маршрутные листы. Расскажу, как с ним работать.
4. -Здесь мы проведем грамматическую разминку. ( «Мозговая атака»).
- Прочитайте, что вам предстоит сделать. (Определю число, склонение, падеж слов и другие грамматические признаки имени существительного.)
-Поставьте +, если вы считаете, что справитесь , - , если считаете, что затрудняетесь . По завершению выполнения задания проверите, оправдались ли ваши ожидания, оцените себя, поставив оценку за данное задание в третьей колонке.
- Посмотрите на слова,
На листе А3 слова-
1. библиотека
2. чтение
3. поэт
4. писатель
Вопросы:
1. Есть ли здесь слова, которые относятся к мужскому роду? Если да, запишите номера этих слов (Да. № 3,4. Поэт, писатель)
2. К какому склонению относится третье слово?
(Поэт, ко 2-е скл.)
3. Поставьте третье слово в предложный падеж и запишите? (О поэте, на поэте, в поэте
4. Под какими номерами находятся слова, которые относятся к одному и тому же склонению? 2 скл.- (№ 2, 3, 4.)
5. Запишите существительное, которое имеет только форму единственного числа. (Чтение.)
6. Запишите слово, в котором 4 буквы. (Поэт.)
Доп-ное устное
7. Назовите грамматические признаки того слова, которое мы еще не называли. (Библиотека - нариц, неодуш, 1 скл., И.п, ж.р., ед.ч., гл.чл-подлежащее.)
- Каким еще членом предложения может быть имя сущ.-дополнением , обстоятельством (Еще и сказуемым).
-САМООЦЕНКА В ЛИСТЕ.
5. РАЗГАДАТЬ РЕБУС – В ПАРАХ
ПЕДАЛЬ ЖУК"
1432
ПАДЕЖ
II. - Cледующая остановка –ВСПОМИНАЙКА. Прочитайте, что вы должны вспомнить? (Ответ)
-Поставьте в маршрутном листе напротив второй остановки знак + или -/
- Вам нужно вспомнить, как определить падежн и выписать в марш. лист нужное предложение.
Задание
Выпишите в тетрадь пословицу со словом сказка в И.п. Объясните смысл пословиц.
Быль за сказкой _ (Т.п.) не угонится.
Сказывали мы и сказки _ (В.п.).
Сказка_ ( И.п.) мудростью богата.
- Устно определите падеж слова сказка (сказки) в ост.предложениях.
- Объясните смысл пословиц - в парах.
1. Быль за сказкой _ (Т.п.) не угонится - Быль - это реальность, иногда она бывает очень плохой, а в сказке все всегда хорошо, поэтому люди мечтают жить, как в сказке, чтобы уйти от реальной жизни.
2. Сказывали мы и сказки.- Пословица про угрозы и наказание
3. Сказка мудростью богата. Сказка всегда чему-то учит.
-САМООЦЕНКА В ЛИСТЕ.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Вновь у нас физкультминутка,
Наклонились, ну-ка, ну-ка!
Распрямились, потянулись,
А теперь назад прогнулись. (Наклоны вперёд и назад.)
Разминаем руки, плечи,
Чтоб сидеть нам было легче,
Чтоб писать, читать, считать
И совсем не уставать. (Рывки руками перед грудью.)
Голова устала тоже.
Так давайте ей поможем!
Вправо-влево, раз и два.
Думай, думай, голова. (Вращение головой.)
Хоть зарядка коротка,
Отдохнули мы слегка. (Дети садятся за парты.)
6. МИНУТКА ЮМОРА. ЗАДАНИЕ САМ-НО-ВСЕ ЛИ ВЕРНО?
III. Остановка «СООБРАЖАЛКА». Ознакомьтесь с заданием.
Поставьте соотв. знаки + или -.
1. Как-то рано поутру
С другом сели мы в метру.
2.И поехали в метре
Фильм смотреть о кенгуре.
3.Вот сидим мы с ним в кине
Без пальта и без кашне,
А вернее, я и ты без кашне и без пальты.
4.Любит кина детвора,
Если в кинах кенгура.
5.Ходит-бродит по шоссу,
Носит в сумках шимпанзу.
6.Кенгуру в кафу зашёл,
Занял там свободный стол
7.И сидит за доминой
С шимпанзой и какадой.
8.Вдруг огромный обезьян
Стал играть на фортепьян.
9.Тут и взрослый, сняв пальту,
Хохотал на всю кину.
10.Интересное кино!
Жаль, что кончилось оно! В гардероб пора бежать - Будут польта выдавать.
- Самооценка работы и приклеивание картинки попугая.
-Поднимите руки, кто поставил себе «5» и приклеил картинку веселого попугая? Кто другую оценку и картинку задумчивого попугая? Какие трудности испытывали при выполнении заданий?
7. Итог
«Кубик Блума».Выбирают слово, а я задаю задание.
1.- Назови существительные ж.р.,( м.р., ср. р. )
2. - Почему одни сущ. отвечают на вопрос что?, а другие на вопрос кто?. Как они называются? (одуш. и неодуш.)
3. - Объясни правописание имен собственных. (Пишутся с заглавной буквы).
4. - Предложи способ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СКЛОНЕНИЯ У ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ, В КОСВЕННЫХ ПАДЕЖАХ, НЕ В И.П.
(Поставить в начальную форму).
5.- Приведи примеры имен существительные 3 склонения.
Рожь, дочь, печь, рожь, речь, течь, вещь, молодежь, мышь, брошь
6. – Поделись знаниями о об имени существительном.
8. Обобщение-работа по составлению снеговика, на частях которого записаны грамматические признаки имени существительного.
- Кто же быстрее?
9. Рефлексия.
-Что для тебя было сложным при изучении данной темы, раздела?
- Удовлетворены ли вы своей работой на этом уроке. Все ли получалось легко или в каких-то заданиях все-таки испытывали затруднения? Как вы думаете, что вам может помочь ликвидировать пробелы? (Повторить раздел по учебнику, обратиться к учителю или однокласснику, который понял тему и может помочь).
9.Оценка работы учащихся учителем.
10. Д.з.- повторить порядок морфологического разбора имени существительного.
МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ
Остановки | Я сделаю | Я справлюсь (+) | Я затрудняюсь (-) | Оценки |
1.Разминайка | Определю грамматические признаки имени существительного | |||
2.Вспоминайка | Вспомню, как определить падеж имени существительного | |||
3.Соображалка | Исправить то, что неверно в стихотворении | |||
1. Как-то рано поутру С другом сели мы в метру. | ||||
4.Сегодня на уроке я… |
Условные обозначения для эмоциональной оценки работы
«отлично работал » (веселый попугай)
«хорошо работал, но ещё имеются небольшие проблемы» (задумчивый попугай).
Выпишите пословицу со словом «сказка» в И.п. Объясните смысл пословиц.
Быль за сказкой (______) не угонится.
Сказывали мы и сказки (_______). Сказка (______) мудростью богата.
Выпишите пословицу со словом «сказка» в И.п. Объясните смысл пословиц.
Быль за сказкой (______) не угонится.
Сказывали мы и сказки (_______). Сказка (______) мудростью богата.
Выпишите пословицу со словом «сказка» в И.п. Объясните смысл пословиц.
Быль за сказкой (______) не угонится.
Сказывали мы и сказки (_______). Сказка (______) мудростью богата.
Выпишите пословицу со словом «сказка» в И.п. Объясните смысл пословиц.
Быль за сказкой (______) не угонится.
Сказывали мы и сказки (_______). Сказка (______) мудростью богата.
СЛОВАРЬ
Радость
Чувства: восторг, восхищение, лёгкость, очарование, удовольствие, беззаботность.
Настроение и состояние: хорошее, весёлое, праздничное, приподнятое, бодрое, игривое, задорное, лёгкое, шутливое, шаловливое, счастливое, оптимистичное, чудное, мажорное, замечательное, восторженное, миролюбивое.
Таинственность
Чувства: загадочность, завороженность, призрачность, скрытность, фантастичность.
Настроение и состояние: необъяснимое, оживлённое, приподнятое, странное
Спокойствие
Чувства: добродушие, безмятежность, наивность, непринужденность, доброжелательность, покорность, равнодушие, раскованность.
Настроение и состояние: спокойное, умиротворённое, мечтательное, созерцательное, поэтическое, просветлённое.
Грусть
Чувства: печаль, тоска, хандра, уныние, жалость, страдание, горечь, сожаление
Настроение и состояние: плохое, грустное, болезненное, горестное, слезливое, тягостное, сокрушённое, безысходное, трагическое.
Страх
Чувства: испуг, боязнь, тревога, беспокойство, волнение, робость, смятение, стыдливость, малодушие, растерянность.
Настроение и состояние: испуганное, боязливое, робкое, смятённое, тревожное.
Злость
Чувства: гнев, злоба, недовольство, досада, раздражение, жестокость, угроза, беспощадность, свирепость, негодование, возмущение, неукротимость.
Настроение и состояние: тяжёлое, надменное, злобное, ужасное, сердитое, грозное.
Удивление
Чувства: изумление, недоумение.
Настроение и состояние: чудесное, необыкновенное, небывалое, редкое, чудное, изумительное, исключительное
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка 2 класс по теме:"Обобщение знаний об имени существительном"
Урок русского языка во 2 классе по теме: "Обобщение знаний об имени существительном" по учебнику Зеленина Л.М.+ презентация...
Урок русского языка 2 класс по теме: "Обобщение знаний об имени прилагательном"
Использовала различные методы и приемы работы. Работа по карточкам, выборочным письмом, тестированием, коллективной работой, творчекими заданиями. На уроке прослеживалась связь между двумя предметами:...
Урок русского языка 2 класс Тема: «Род, число и падеж имен существительных».
Цель: -формировать умение распознавать склонения имен существительных по совокупности признаков ( род, окончание в именительном падеже единственного числа)...
Презентация урока русского языка. 4 класс. УМК "Гармония" "Правописание безударных окончаний имен существительных и имен прилагательных"
Комбинированный урок русского языка и литературного чтения, построенный на на материале басен, по теме "Правописание безударных окончаний имен существительных и прилагательных"....
Конспект урока РУССКОГО ЯЗЫКА (3 класс) по теме: "Обобщение знаний о составе слова".
Данный урок разработан в виде ЭСТАФЕТЫ ЗНАНИЙ. В нём много игровых моментов., интересных заданий, например КОНКУРС ...
презентация к уроку русского языка 4 класс(школа 2100) алгоритм определения падежа имени существительного
данная презентация разработана к учебнику под редакцией Р.Н.Бунеева и др.,дети сами составляют алгоритм определения падежа имени существительного...