Части речи
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Иркабаева Елена Александровна

          Цели: Создать условия для обобщения знаний учащихся о частях речи.         

Формировать умение распознавать части речи. Способствовать развитию творческого мышления, внимания, орфографической зоркости. Содействовать воспитанию коллективных навыков работы в группе, уважения друг к другу, взаимопомощи, любознательности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_rus_yaz.docx32.94 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока

в 3 классе

по предмету «Русский язык»

 «Части речи. Повторение.»

г.Калининград

Тема: Части речи. Повторение.

          Цели: Создать условия для обобщения знаний учащихся о частях речи.        

Формировать умение распознавать части речи. Способствовать развитию творческого мышления, внимания, орфографической зоркости. Содействовать воспитанию коллективных навыков работы в группе, уважения друг к другу, взаимопомощи, любознательности.

Оборудование: памятки по разбору частей речи, схемы разбора частей речи, разноуровневые задания на карточках,таблицы,тесты.

Тип урока: обобщение.

Методы: проблемный, частично – поисковый, наглядный, игровой.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Технология: элементы проблемного обучения, уровневой дифференциации.

Планируемые результаты:

Предметные: Владеют первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета; осознают безошибочное письмо как одно из проявлений собственного уровня культуры, применяют орфографические правила и правила постановки знаков препинания при записи собственных текстов; владеют умением проверять написанное.

Личностные: Проявляют навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умеют не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; ориентируются в социальных ролях и межличностных отношениях; воспринимают речь учителя (одноклассников), непосредственно не обращенную к учащемуся.

Метапредметные: Познавательные – общеучебные: понимают за данный вопрос, в соответствии с ним строят ответ в устной форме; осуществляют поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях; понимают знаки, символы, модели, схемы, приведенные в учебнике и учебных пособиях; осознанно строят речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составляют тексты в устной форме; логические: овладевают умением смыслового восприятия учебного текста, осуществляют анализ и сравнение.

Регулятивные – принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую этапу обучения. Коммуникативные – используют в общении правила вежливости; воспринимают текст с учетом поставленной задачи

Ход урока:

Вводно – мотивационный этап.

Психологический настрой

Прозвенел уже звонок, начинается урок.

А теперь все повернитесь, и друг другу улыбнитесь.

Операционно – познавательный этап

Выход на тему и цель урока.

Выход на тему и цель урока.

У нас сегодня необычный урок русского языка, потому что к нам пришли необычные гости. А кто они, вы узнаете по визитным карточкам, которые сейчас прослушаете.

Представление гостей.

а) Эта часть речи может превращаться в любые предметы: живые и неживые. Как зовут нашего гостя? (Имя существительное)

– Посмотрите, какие предметы у дедушки существительного на рисунке, и на какие вопросы отвечают эти предметы. (Что? солнце, тучка, дерево, дождь. Кто? кот, собака)

Итак: Что обозначает существительное? На какие вопросы оно отвечает? б) Встречайте второго гостя

Художницу нашу знает весь свет

Раскрасит художница всякий предмет.

Ответит всегда на вопросы такие:

Какой? Какая? Какое? Какие.

Оно с существительным живёт на редкость дружно,

Изменит окончание, когда ему нужно.

Оно его не бросит в воде и на земле:

 Стоит в одном с ним роде и в одном числе.

  • Как зовут нашего второго гостя? (Имя прилагательное)

А теперь посмотрите на рисунок и скажите, как изменились предметы благодаря прилагательному?

Кошка была (какая?) белая, а стала усатая, полосатая, пушистая.

Дерево было (какое?) голое, а стало зелёное, ветвистое, высокое.

Гриб был (какой?) белый, а стал яркий, красный, ядовитый.

Итак: Что обозначает имя прилагательное? На какие вопросы отвечает имя прилагательное? в) Встречайте третьего гостя

Я, страшное дело, какой деловой,

 В любые дела ухожу с головой.

Задачи решаю, на скрипке играю,

Сынишку соседки в коляске катаю,

Я пряжу мотаю и хлеб покупаю,

И на стадионе голы забиваю,

Укроп поливаю, кусты подстригаю,

И чисто – пречисто весь двор подметаю.

Дорожки в саду я песком посыпаю,

А после работы в тени отдыхаю.

- Как зовут нашего третьего гостя? (Глагол)

Дядюшка глагол делает так много дел сразу, что кажется, будто у него несколько рук и ног. Он весь в движении. Так какие действия выполняет глагол?

(Что делает? Читает, пишет, играет, забивает, катается, скользит, бегает, покупает, отбивает.) Итак: Что обозначает глагол? На какие вопросы отвечает глагол?

Какое общее название можно дать всем этим гостям?        (Части речи) Значит, что мы будем сегодня повторять?

2.Обобщение (работа в группах)

А сейчас давайте обобщим все, что вы знаете о частях речи. Гости урока хотят, чтобы вы о них всё написали, а затем рассказали. (Раздаю группам опорные схемы) Имя существительное.

1.Что обозначает

2. Отвечает на вопросы

3.Грамматические категории

Имя прилагательное.

1.Что обозначает

2.Отвечает на вопросы

3.Грамматические категории

Глагол.

1.Что обозначает

2.Отвечает на вопросы

3.Грамматические категории

Учащиеся в группах обсуждают и заполняют опорные схемы. Затем представители от групп рассказывают по схемам всё об имени существительном, имени прилагательном и глаголе. Итак, зачем мы проводили с вами эту работу? (Повторили все, что мы знаем о частях речи)

Каллиграфическая минутка.

Открыли тетради, записали дату, название работы, спинки ровные, тетрадь под углом. Отложили ручки. Продолжим урок выполнением каллиграфической минутки.

С какой целью мы её проводим? (Отрабатываем навык красивого письма) Посмотрите запись на доске.

весна – с ранняя – п наступила – ?

Догадайтесь, как слово связано с буквой. Кто догадался, скажите какую букву можно поставить вместо вопроса. Докажите.

Вот мы и определили, какие буквы будем писать на чистописании. Мы будем отрабатывать соединения букв. с п г

Определите последовательность букв в данном ряду и продолжите до конца строки. спг гпс спг…        Какое соединение будет следующим?

Орфографическая минутка

Ребята, прочитайте слова на доске. Составьте с ними предложения и найдите в них орфограммы. (Записываем предложение и выделяем орфограммы)

Наступила ранняя весна.

Физкультминутка

А сейчас ребята отдохнём и поиграем. Встали, вышли из–за парт.

Если я буду называть глагол – вы хлопаете в ладоши, если имя существительное – топаете ногами, если имя прилагательное – приседаете.

Слова: Природа оживает. Птицы прилетают. День длинный, светлый. Деревья распускаются.

О чем говорится в этих предложениях? (о весне)

Какие признаки весны были перечислены?

Кто из вас был самым внимательным и смог сосчитать, сколько же было глаголов? (3)

Закрепление изученного.

Игра «Расставь по своим местам» (на интерактивной доске)

Проблемная ситуация: распределите слова в три столбика. (Тетрадь, школьный, учиться, ученик, пенал, классная, думать, умные, решать, карандашей, трудного, пишут, тихо)

 

Ребята, а в какой столбик мы отнесем слово тихо? Как вы думаете? Почему?

Значит, мы знаем не все части речи? Ещё со многими другими частями речи нам предстоит знакомиться дальше.

Что объединяет все эти слова?

А сейчас закрепим наши знания и выполним упражнение по разбору частей речи. В этом вам помогут памятки, которые у вас на партах. Все ребята будут выполнять задание в тетрадях. (приложение №1)

Весна – сущ., (что?) неодушев., нариц., ж. р., в ед. ч.

Ранняя – прилаг., (какая?) в ед. ч., в ж. р. Наступила – глаг., (что сделала?) в ед. ч., пр.вр. Проверка.

Итак, какая часть речи имеет больше всего грамматических категорий? 7.Проблемная ситуация

Даны слова: печь, пила, больной.

Какими частями речи являются данные слова? Докажите.

Придумайте в группах по 2 предложения, чтобы каждое из этих слов являлось разными частями речи? Аргументируйте.

Самостоятельная работа.

Ребята, все задания мы выполняли вместе, в группах, а сейчас покажите, как вы умеете работать самостоятельно. Выберите себе одно задание – 1, 2 или 3 уровня и приступайте к работе. (Приложение №2)

Как вы подбирали однокоренные слова? Вывод.

Домашнее задание.

уровень с.4 упражнение 3

уровень с.4 упражнение 2

уровень с. 5 упражнение 4

Этап контроля: А сейчас проверим свои знания с помощью теста. Работа в парах. Взаимопроверка по ключу. (приложение №3)

Выставление оценок за тест.

Этап Рефлексии:

Какие три гостя приходили к нам сегодня на урок?

Давайте расскажем то, что мы о них знаем.

А как вы думаете, мы знаем о них всё или не всё?

Кто доволен своей работой на уроке?

Какое задание вызвало затруднение?

Имя существительное

Вопрос (кто? что?)

 


Приложение к уроку №1

Памятка по разбору частей речи (3 класс)

  1. Одушевленное или неодушевлённое.
  2. Собственное или нарицательное.
  3. Род.
  4. Число.

Имя прилагательное

Вопрос (какой? какая? какие?)

  1. Число
  2. Род (если в ед. числе).

Глагол

Вопрос (что делает? что делают?)

  1. Число
  2. Время

Приложение к уроку №2

Разноуровневые задания по русскому языку:

1 уровень

Определить к какой части речи относятся слова:

День, хорошая, друг, думает, смелый.

  • Как вы определяли часть речи?

2 уровень

Найди в каждой строчке лишнее слово, определи его часть речи и подпиши.

  1. Берёза, пчела, лёгкий, малина.
  2. Зелёная, сочная, свежая, растёт.
  3. Думает, считает, ученик, знает.
  • Как вы находили лишнее слово?

3 уровень

Образуй от данных существительных однокоренные слова, являющиеся прилагательным и глаголом.

веселье – … , … . шум – … , … .лес - … , … .

Приложение к уроку №3

Тест

  1. Что обозначает имя существительное?

а) предмет б) признак предмета в) действие предмета

  1. Что обозначает имя прилагательное?

а) предмет б) признак предмета в) действие предмета

  1. Что обозначает глагол?

а) предмет б) признак предмета в) действие предмета

  1. Из данных слов выбери имена существительные. а) светлый, добрый б) бегать, играть в) солнце, свет
  2. Из данных слов выбери прилагательные.

а) светлый, добрый б) бегать, играть в) солнце, свет

  1. Из данных слов выбери глаголы

а) светлый, добрый б) бегать, играть в) солнце, свет Ключ: 1 – а,        2 – б,        3 – в,        4 – в, 5 – а, 6 – б.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: Путешествие по Океану Частей речи. Обобщение знаний о частях речи.

Конспект открытого урока по русскому языку. Увлекательное вертуальное путешествие....

"Части речи" - памятка по русскому языку 4 класс (название, что обозначает, на какие вопросы отвечает, простейшая классификация, примеры, как изменяются, порядок разбора слов, как частей речи)

Памятка содержит краткие характеристики частей речи: существительно, прилагательное, наречие, глагол, местоимение, наречие, предлог, союз (название, что обозначает, на какие вопросы отвечает, простейш...

Части речи.Упражнение в определении частей речи.

Объяснение  новой темы с использованием ЭОР....

Урок русского языка по теме: «Части речи. Местоимение как часть речи»

Цели урока:1.     Воспроизводить и углублять знания о местоимении как части речи;2.     Наблюдать за значением местоимений( указывать на предмет, но не называть...

Технологическая карта урока русского языка. Тема урока: Обобщение по теме «Части речи». Разбор слова как части речи. 2 класс,"Школа России"

Технологическая карта  урока русского языка. Тема урока: Обобщение по теме «Части речи». Разбор слова как части речи. 2 класс,"Школа России"...