Тема: "Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными звуками в корне" (2 класс)
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)
Конспект по русскому языку. Тема: "Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными звуками в корне" (2 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pravopisanie_slov_s_neproveryaemymi_bezudarnymi_glasnymi_zvukami_v_korne_2_klass.docx | 43.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Дата: 25.11.2021
База практики: МБОУ Трубчевская СОШ №1
Класс: 2 «А»
Образовательная система: Школа России
Учебный предмет: Русский язык
Учитель: Левченкова Н.А
Практикант: Иванова Е.В.
Тема: Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными звуками в корне
Тип урока: урок отработки умений и рефлексии
Цели:
Содержательная: создание условий для закрепления знаний и умений учащихся о правописании слов с непроверяемыми безударными гласными в корне слова.
Деятельностная: формирование умения распознавать слова с непроверяемыми безударными гласными в корне слова.
Задачи:
Образовательные:
1. Формировать умение слушать вопрос, понимать его, отвечать на поставленный вопрос;
2. Формировать умение определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю учебника;
3. Совершенствовать умение написания однокоренных слов с изучаемыми непроверяемыми гласными;
4. Формировать умение видеть и проверять безударные гласные звуки в корне слова;
5. Формировать умение видеть и рзнать слова с непроверяемыми безударными гласными;
6. Формировать умение адекватно оценивать свою работу.
Развивающие:
1. Развивать умение работать с информацией, предоставленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема), под руководством учителя;
2. Развивать умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
3. Развивать умение понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;
4. Развивать умение принимать и сохранять цель и учебную задачу, соответствующую этапу обучения (определённому этапу урока), под руководством учителя;
5. Развивать умение высказывать свое предположение относительно способов решения учебной задачи;
6. Развивать умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
7. Развивать умение признавать существование различных точек зрения; высказывать собственное мнение.
Воспитательные:
1. Воспитывать интерес к языковой и речевой деятельности.
Планируемые результаты
Предметные:
1. Умение слушать вопрос, понимать его, отвечать на поставленный вопрос;
2. Умение определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю учебника;
3. Умение написания однокоренных слов с изучаемыми непроверяемыми гласными;
4. Умение видеть и проверять безударные гласные звуки в корне слова;
5. Умение видеть и знать слова с непроверяемыми безударными гласными;
6. Умение адекватно оценивать свою работу.
Метапредметные:
Познавательные:
1. Умение работать с информацией, предоставленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема), под руководством учителя;
2. Умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
Регулятивные:
1. Умение принимать и сохранять цель и учебную задачу, соответствующую этапу обучения (определённому этапу урока), под руководством учителя;
2. Умение высказывать свое предположение относительно способов решения учебной задачи.
Коммуникативные:
1. Умение понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;
2. Умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
3. Умение признавать существование различных точек зрения; высказывать собственное мнение.
Личностные:
1. Развитие интереса к языковой и речевой деятельности.
Оборудование: учебник, рабочая тетрадь.
Образовательные ресурсы: Учебник: Русский язык. 2 класс.: учеб. для общеобразоват. учрежд. В 2 ч. Ч. 1. / В. П. Кананкина, В. Г. Горецкий. – 4-е изд. – М. : Просвещение, 2018 – 144 с. : ил. – (Школа России). Стр. 105-110.
.
План урока:
1. Этап мотивации
1.1. Приветствие
1.2. Проверка готовности к уроку
1.3. Работа с пословицей
2. Этап актуализации и фиксации затруднений в индивидуальной деятельности
Игра «Лови ошибку»
3. Локализация индивидуальных затруднений
Распределение слов на группы
4. Этап построения проекта коррекции выявленных затруднений
4.1. Формулирование темы урока
4.2. Формулирование цели урока
5. Этап реализации построенного проекта
5.1. Работа по учебнику (упр. 166, стр. 105)
5.2. Нахождение однокоренных слов. Знакомство с новым словарным словом «малина» (упр. 168)
6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи
6.1. Списывание фразеологизмов (упр. 169)
6.2. Выделение в словарных словах букв, написание которых надо запомнить (упр. 169)
7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону
Списывание стихотворения, вставляя пропущенные буквы (упр. 170)
8. Этап включения в систему знаний и повторения
Запись предложений, вставляя пропущенные по смыслу слова с подчёркиванием букв, написание которых надо запомнить (упр. 171)
9. Этап рефлексии учебной деятельности
9.1. Рефлексия
9.2. Домашнее задание
Сценарий урока
Этапы урока, их задачи | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы контроля | Планируемые результаты | ||
1. Этап мотивации Задача: создание условий для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в УД | 1.1. Приветствие - Здравствуйте, меня зовут Екатерина Витальевна, и сегодня урок русского языка проведу у вас я. 1.2. Проверка готовности к уроку - А кто мне скажет, что вы должны приготовить к уроку русского языка? - Проверьте, всё ли лежит у вас на столах: тетрадь, пенал, учебник. 1.3. Работа с пословицей - Наш урок я бы хотела начать с данной пословицы: «Мир освещается солнцем, а человек знанием». - Вот как вы считаете, что значит данная пословица? - Как вы считаете, для чего человеку знания? - Вот и вы пришли сегодня на урок за новыми знаниями. Так давайте же вместе учиться и узнавать новое. | Приветствуют, проверяют свою готовность к уроку - В данной ситуации знания сравнимы с солнцем и человек, который имеет свою «шкатулку знаний» уже считается счастливым и полноценным | Фронтальная | Л1 Пр3 | ||
2. Этап актуализации и фиксации затруднений в индивидуальной деятельности Задача: повторение изученного материала и фиксирование основных понятий, терминов, знаний, которые усвоены. | Игра «Лови ошибку» – Ребята, а давайте с вами поиграем в игру «Лови ошибку». - Я буду читать вам фразы. - Если вы со мной согласны – то делаете хлопок в ладоши 1 раз. - А если вы не согласны со мной, поднимаете руку и исправляете меня. 1. Проверочное слово – это слово, в котором проверяемая буква обозначает ударный гласный звук. 2. Проверяемое слово – это слово, в котором написание буквы, обозначающей безударный гласный звук, никак нельзя проверить, нужно только запомнить. 3. Слова «тигр» и «тигры» - это формы одного и того же слова. Слова «тигр» и «тигрята» - это однокоренные слова. 4. Чтобы подобрать проверочное слово для обозначения буквой безударного гласного звука в корне, надо изменить форму слова или подобрать синоним. 5. В проверочном и проверяемом словах гласные в ударном и безударном слогах корня пишутся по-разному. 6. Слова, в которых написание буквы, обозначающей безударный гласный звук в корне, проверить нельзя, называются словарными. | - Да - Нет, проверяемое слово – это слово, в котором проверяется написание буквы, обозначающей безударный гласный звук - Да - Нет, надо изменить форму слова или подобрать однокоренное слово - Нет, в проверочном и проверяемом словах гласные в ударном и безударном слогах корня пишутся одинаково - Да | Фронтальная | К1 Л1 Л2 | ||
3. Локализация индивидуальных затруднений Задача: организация анализа учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей. | Распределение слов на группы - Ребята, посмотрите, пожалуйста, на доску. - Как вы думаете, что мы должны сделать со словами, записанными на доске? В..лчонок, з…мляника, цв…ток, гн…здо, м..л..ток, в…да, в…дро, м…лина, с…сна, б…гун, м…рской. - Что объединяет все эти слова? - А можно ли разделить эти слова на группы? - Сейчас поработаем со словами первой группы - с безударной гласной, проверяемой ударением. - Как можно разделить эти слова? (один ребёнок выполняет работу у доски, записывает, слова с безударной гласной о) 1. Волчонок, вода, сосна, морской. (слова с безударной гласной е записывает другой ученик на доске) 2. Цветок, гнездо, ведро, бегун. - Молодцы! Вы отлично справились! - Скажите, почему вам удалось выполнить это задание без ошибок? - Да. Конечно, вы знаете способы проверки и умеете их применять! - Назовите эти способы. - Как это удобно – когда знаешь способы проверки и пишешь без ошибок! - Но у нас осталась ещё одна группа слов: з…мл…ника, м…л…ток, м…лина. - Можем ли мы их правильно записать? - Как эти слова называются? - Вы сказали, что это словарные слова. - Сделайте предположение, в русском языке таких слов много? - Как вы думаете, стоит посвятить этим словам урок? А почему? - Написание словарных слов представляет для учеников и для взрослых настоящую проблему - проверить нельзя, а писать грамотно надо! - Может быть, у нас получится на уроке решить эту проблему? Давайте попробуем! - Ребята, предложите, пожалуйста, свои варианты решения этой проблемы - как научиться грамотно писать словарные слова?
- Воспользуемся вашими предложениями. - Скажите мне, пожалуйста, как правильно необходимо писать оставшиеся слова, пользуясь орфографическим словарём. | - Вставить пропущенные буквы - Во всех словах пропущены проверяемые и непроверяемые безударные гласные звуки в корне - Первая группа – слова с проверяемым безударным гласным звуком «о» в корне - Вторая группа – слова с проверяемым безударным гласным звуком «Е» в корне - Словарные слова - Да, много - Да, чтобы узнать как много больше словарных слов и запомнить, как они правильно пишутся - Выучить их наизусть - Всегда пользоваться орфографическим словарём - Придумать слова - запоминалочки (найти ассоциативный образ) | Фронтальная | П1 ПР1 ПР2 | ||
4. Этап построения проекта коррекции выявленных затруднений Задача: постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации. | 4.1. Формулирование темы урока - Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить на уроке? - Тема нашего урока «Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными звуками в корне». 4.2. Формулирование цели урока - Какую цель мы можем перед собой поставить? | - О словах с непроверяемым гласным звуком в корне | Фронтальная | П1 К1 К2 Р1 Р2 | ||
5. Этап реализации построенного проекта Задача: построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще. | 5.1. Работа по учебнику (упр. 166, стр. 105) - Откройте, пожалуйста, учебник на стр.105. - Найдите упр. 166, докажите, что каждая пар слов – это однокоренные слова. - Какие условия должны выполняться, чтобы можно было сказать, что слова однокоренные? - Запишите данные слова себе в тетрадь, выделяя корень, комментируя по цепочке. - Сделайте вывод: какие слова называются однокоренными? 5.2. Нахождение однокоренных слов. Знакомство с новым словарным словом «малина» (упр. 168) - Прочитайте, пожалуйста, стихотворение В. Семёнова, данное в упр. 168 на стр. 106-ой учебника. - Как бы вы озаглавили данное стихотворение? - Найдите в предложениях однокоренные слова. Перечислите. - Будут ли однокоренными слова «малина» и «малиновка»? Почему? Объясните свой ответ. - Нужно ли записать слово «Марина»? - Выпишите однокоренные слова через запятую. Выделите корень. - Подчеркните к корне этих слов букву, написание которой надо запомнить. - Что вы заметили? - Проверьте безударную гласную в этих словах. - А почему слово «малина» выписано отдельно, чуть ниже данного упражнения? - Давайте познакомимся с информацией, которая дана нам на «Страничке для любознательных». Физкультминутка - А сейчас мы отдохнём. - Но физминутка будет связана с темой нашего урока. - Я вам буду называть слова с безударной гласной. - Если гласная в слове проверяемая - вы хлопаете, а если непроверяемая вы топаете. Понятно? Медок, пальто, арбуз, снежок, река, пишу, товарищ, столы, девочка, пенал, поля, воробей, коньки, корова, полы, грязнуля, ягода, чистюля, Москва. - Отдохнули? Трудимся дальше. | - Должна быть одинаковая часть и общий смысл - Слова, у которых есть одинаковая часть – корень и общий смысл - «Малинник» - Малинник, малиновый, малиновки, малинки, малина - Нет, так как нет общей части и близкого значения - Во всех словах безударная гласная в корне - Не проверяется, нужно запомнить - Т.к. это слово словарное, его написание нужно запомнить | Фронтальная Индивидуальная | П1 ПР1 П2 ПР2 К1 П4 К2 | ||
6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи Задача: усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач. | 6.1. Списывание фразеологизмов (упр. 169) - Ребята, прочитайте, пожалуйста, словосочетания, которые даны в упр. 169-ом и скажите, как называются такие сочетания слов? - К каким сочетаниям слов подходит картинки? - Какие юмористические рисунки можно сделать к другим словосочетаниям? - Всех ли значение фразеологизмов вам знакомо? - Спишите данные фразеологизмы в свою рабочую тетрадь. 6.2. Выделение в словарных словах букв, написание которых надо запомнить (упр. 169) - Подчеркните в словарных словах буквы, написание которых надо запомнить. | - Фразеологизмы Списывают фразеологизмы Подчёркивают нужные буквы | Фронтальная Индивидуальная | П3 ПР2 | ||
7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону Задача: интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная и индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия, применение нового знания в типовых заданиях. | Списывание стихотворения, вставляя пропущенные буквы (упр. 170) - Ребята, о ком говорится в стихотворении, которое дано в упр. 170? - Как бы вы озаглавили данное стихотворение? - Спишите данное стихотворение, вставляя пропущенные буквы. - А что нужно сделать для того, чтобы вставить в слово нужную букву? - Проверьте буквы «О» в с лове «молоток». - Правильно, написание данного слова нужно запомнить. - Приступайте к списыванию стихотворения, вставляя пропущенные буквы. - Катя, прокомментируй свою работу. - Остальные слушаем. Если вдруг найдёте ошибку - поднимите руку и исправьте. - Кто правильно вставил все пропущенные буквы, поднимите руки. - Молодцы! Остальным я желаю быть внимательнее. - С какой целью вы выполняли это упражнение? - Вы молодцы, ребята. Справились и с этим заданием. | - О сапожнике - «Сапожник» - Чтобы закрепить знания по изученной теме - Подобрать слова, в которых ударение падает на проверяемую букву - Первую букву можно проверить словом «молот», вторая - не проверяется | Фронтальная Индивидуальная | П1 П4 П5 ПР1 ПР2 | ||
8. Этап включения в систему знаний и повторения Задача: повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса, выявление границы применимости нового знания и использование его в системе изученных ранее знаний, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности, включение нового способа действий в систему знаний. | Запись предложений, вставляя пропущенные по смыслу слова с подчёркиванием букв, написание которых надо запомнить (упр. 171) - Прочитайте упр. 171. - Что нам необходимо выполнить? - Что нужно сделать, если не помните букву, которую нельзя проверить? - Какой словарь вы откроете? - Давайте выполним данное упражнение по цепочке. - Записываем предложения, вставляя подходящие по смыслу слова. - Не забываем подчёркивать в словах буквы, написание которых надо запомнить. - Кто считает, что справимся с работой на отлично – поднимите руки. - А кто не все силы приложил к выполнению задания? Поднимите руки. | - Обратиться к словарю - Орфографический | Фронтальная Индивидуальная | П1 П4 ПР1 ПР2 П5 | ||
9. Этап рефлексии учебной деятельности Задача: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия. | 9.1. Рефлексия - Ребята, наш урок подошёл к концу. Я очень рада вашей работой на уроке. - Какова была цель урока? - Достигли мы с вами цели? - Что нового вы узнали сегодня на уроке? - Что было для вас трудным и непонятным? - Какие задания вызывали затруднения? - Что нужно сделать, чтобы правильно написать слова с непроверяемой безударной гласной в корне? - Что вам понравилось на уроке? - У вас на столах лежат листочки с нарисованным смайликом. Только ему чего-то не хватает. - Если вы довольны своей работой, нарисуйте смайлику улыбку, а если вы наоборот - не довольны своей работой, нарисуйте ему грустную улыбку. - Спасибо за урок, мне приятно было с вами работать, до свидания! 9.2. Домашнее задание - Запишите д/з в дневник: упр. 174, стр. 110. | - Запомнить или посмотреть в словаре | Фронтальная |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка во 2 классе "Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными звуками в корне".
Конспект урока русского языка во 2 классе "Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными звуками в корне" разработан в соответствии с требованиями ФГОС. На уроке второклассники учатся ф...
Конспект урока по русскому языку проведенного во 2в классе по теме «Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными звуками в корне»
Тема: Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными звуками в корне слова.Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний и умений.Задачи урока:создать условия для формирования интелл...
Урок русского языка во 2 классе."Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными звуками в корне слова."
Формировать умения видеть и проверять безударные гласные в корне слова. Развивать письменную речь, умение отвечать на вопросы....
Презентация к уроку русского языка. "Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными звуками в корне слова."
Учащиеся научаться видеть орфограмму в слове, проверять безударные гласные в корне слова, аргументированно отвечать, доказывать своё мнение, оценивать себя и товарищей....
Урок русского языка во 2 классе "Школа России" Тема: Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными звуками в корне.
Дидактическая цель:-формирование умения видеть и проверять безударные гласные звуки в корне слова;- формирование умения видеть и знать слова с непроверяемыми безударными гласными;-развивать умен...
Конспект урока русского языка во 2 классе на тему: "Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными звуками в корне слова"
Конспект урока русского языка во 2 классе на тему: "Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными звуками в корне слова"...
Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными звуками в корне слова.
Конспект урока по теме:"Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными звуками в корне слова"....