: «Приём мнемотехники на уроках русского языка»
учебно-методический материал по русскому языку (4 класс)
Приём мнемотехники используется в школьной практике уже давно. Он может комбинироваться с другими элементами известных методик. Благодаря этому приёму урок становится живым и эмоциональным.
2. Цель: эффективное усвоение и запоминание метериала.
3. Опыт заключается в комбинации и совокупности приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций. Это система, позволяющая записывать в мозг не визуальную информацию, преобразованную в комбинации зрительных образов, «раскрепощает» учеников, их мышление.
4. Использование приёмов мнемотехники на уроках русского языка позволяет обеспечить высокий уровень запоминания орфограмм в словах, написание которых не проверяется правилами. Изучаемая орфограмма превращается детьми в знакомый образ, связанный с лексическим значением слова.
5. Применение мнемонических техник, основанных на юмористических, занимательных приемах, способствует смысловому, логическому запоминанию учебного материала.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
«Приём мнемотехники на уроках русского языка» | 118.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕМА: «Приём мнемотехники на уроках русского языка»
Содержание:
- Информационная карта ППО……4
- Целостное описание опыта………5-13
- Результативность опыта………….14-15
- Библиографический список……...16
- Рецензия на опыт работы…………17
- Приложение к опыту……………..18-56
- Приложение 1
- Приложение 2
-Приложение 3
Тема педагогического опыта – «Приём мнемотехники на уроках русского языка».
1. Приём мнемотехники используется в школьной практике уже давно. Он может комбинироваться с другими элементами известных методик. Благодаря этому приёму урок становится живым и эмоциональным.
2. Цель: эффективное усвоение и запоминание метериала.
3. Опыт заключается в комбинации и совокупности приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций. Это система, позволяющая записывать в мозг не визуальную информацию, преобразованную в комбинации зрительных образов, «раскрепощает» учеников, их мышление.
4. Использование приёмов мнемотехники на уроках русского языка позволяет обеспечить высокий уровень запоминания орфограмм в словах, написание которых не проверяется правилами. Изучаемая орфограмма превращается детьми в знакомый образ, связанный с лексическим значением слова.
5. Применение мнемонических техник, основанных на юмористических, занимательных приемах, способствует смысловому, логическому запоминанию учебного материала.
Описание опыта
В современных условиях быстро меняющей жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и, в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими. Существует несколько определений термину «мнемотехника».
Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Использование мнемотехники для школьников в настоящее время становится все более актуальным.
Mnemonikon - искусство запоминания. Слово образовано от имени древнегреческой богини памяти Мнемозины – матери девяти муз. Мнемотехника способствует развитию памяти и воображения.
Мнемотехника (мнемоника) - искусство запоминания и укрепления памяти, мнемоника, это совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций. Это система, позволяющая записывать в мозг не визуальную информацию, преобразованную в комбинации зрительных образов.
Первоначально мнемотехника развивалась как часть риторики (ораторского искусства) и использовалась для запоминания речей. Мнемотехника значительно повышает способность концентрироваться на одном деле, что способствует обучению другим дисциплинам. Мнемотехника использует естественные механизмы памяти мозга и позволяет полностью контролировать процесс запоминания, сохранения и припоминания информации.
Слова «мнемотехника» и «мнемоника» обозначают одно и тоже – техника запоминания. Они происходят от греческого «mnemonikon» - искусство запоминания. Считается, что это слово придумал Пифагор Самосский (6 век до н.э.). Первые сохранившиеся работы по мнемотехнике датируются примерно 86-82 гг. до н.э., и принадлежат перу Цицерона и Квинтилиана .
Использование приёмов мнемотехники на уроках русского языка позволяет обеспечить высокий уровень запоминания орфограмм в словах, написание которых не проверяется правилами. Изучаемая орфограмма превращается детьми в знакомый образ, связанный с лексическим значением слова. Мнемотехника возникла как неотъемлемая часть риторики (ораторского искусства) и предназначалась для запоминания длинных речей. Современная мнемотехника значительно продвинулась как в теоретическом, так и в техническом плане и делает возможным не только фиксацию в памяти последовательности текстового материала, но и позволяет безошибочно запоминанать любую точную информацию, которая традиционно считается незапоминаемой: списки телефонных номеров, хронологические таблицы, разнообразные числовые таблицы, анкетные данные, сложные учебные тексты, содержащие большое количество терминологии и числовых сведений и т.п.
Итак, что же такое современная мнемотехника?
Это возможность накапливать в памяти большое количество точной информации. Это экономия времени при запоминании – процесс запоминания полностью контролируется. Это сохранение запомненных сведений в памяти – то, что вы запомнили, вам больше не придется учить заново. Это мощная тренировка внимания и мышления. Это реальный шанс быстро освоить несколько новых специальностей и стать профессионалом в своей области. Это возможность пользоваться информацией: человек может применять знания только тогда, когда они находятся в голове. Это просто отличная гимнастика для мозга – мозг нужно тренировать, чтобы он не атрофировался.
Основателем педагогической мнемотехники можно считать П.Рамуса. В 16 веке в Кембриджском университете в Англии преподавалась как классическая мнемотехника (в лице Джордано Бруно), так и педагогическая мнемотехника, которую продвигал Петр Рамус. Так уже получилось, что педагогическая мнемотехника, не основанная на визуальном мышлении, была более доступна и понятна большинству людей. И главное, педагогическая мнемотехника не устанавливала таких высоких планок, как это делала классическая мнемотехника. Проще говоря, педагогическая мнемотехника отказалась от прямого использования зрительных образов при запоминании, и чтобы замаскировать падение эффективности запоминания - резко снизила требования к ученикам. Педагогическая мнемотехника не заставляла запоминать хронологические таблицы, поэтому у учеников не было необходимости этого делать. Педагогическая мнемотехника делает акцент на естественное запоминание при интенсивном "пережевывании" изучаемого материала. Это многократное чтение текста; многократное повторение вслух (откровенная зубрежка); переписывание изучаемого материала из книги в тетрадь (составление конспектов); перерисовка иллюстраций из учебников. Это организация учебного процесса в виде игры. Это создание большого количество вспомогательного (дидактического) материала... И многие другие, знакомые нам со школы методы.
В 16 веке педагогическая мнемотехника одержала полную победу над классической мнемотехникой. Ее методы до сих пор используются в официальной системе образования. У классической и педагогической мнемотехник есть свои плюсы и свои минусы. Классическая мнемотехника без сомнения на порядок эффективнее педагогической. Однако методы педагогической мнемотехники на порядок проще и понятнее, и доступны большему количеству людей. Логика педагогов предельно проста. Учить нужно всех, а не только людей, у которых работает визуальное мышление.
Подбор слова по согласным буквам
После того как двузначное или трехзначное число преобразовано в сочетание согласных букв, из нескольких вариантов (для двузначных чисел - 4 варианта, для трехзначных чисел - 8 вариантов) подбирается такая комбинация букв, по которой легко подобрать слово, содержащие необходимые согласные буквы. Значимые буквы должны быть первыми в слове. Остальные согласные буквы игнорируются.
ДТ ПБ = ТП = ТоПор
ВФ ДТ ШЛ = ФТЛ = ФуТЛяр
Очень часто попадаются такие комбинации букв, что по ним невозможно подобрать слова - таких слов просто нет в русском языке. Например, ЧЩ ЧЩ ЧЩ (444).
Тогда необходимо подобрать зрительный образ, который обозначается двумя словами - прилагательным и существительным. В этом случае значимыми будут: первая согласная буква в прилагательном и две первые согласные буквы в существительном.
ВФ ЧЩ ШЛ - ВЧШ - Восковая ЧаШа
ЧЩ ШЛ ШЛ - ЧШЛ - Черная ШеЛковица
В редких случаях, когда попадается совершенно неудобное сочетание согласных букв, возможны нестандартные способы кодирования. Такие образы необходимо просто запомнить.
ЧЩ РЦ СЗ - ЧРС - ЧеРСтвый (хлеб)
Образные коды букв алфавита
Образные коды букв алфавита могут быть составлены произвольно. Главное, чтобы они не пересекались с другими образными кодами. Так образные коды, использованные вами для кодирования букв русского алфавита, не должны использоваться при кодировании в образы трехзначных и двузначных чисел.
Принцип подбора образов под буквы очень простой. Необходимо подобрать слово, начинающееся на нужную букву.
А - Арка
Б - Бур
В - Винтовка
Г - Грабли
Как известно, чтобы появилось умение правильно употреблять в речи те или иные звуки, морфемы, слова, написания, конструкции, школьник должен прежде всего осознать, почему именно так нужно говорить или писать. Но известно также, что в русском языке немало речеупотреблений, которые не поддаются правилам, по которым не составишь алгоритма, которые находятся как бы «вне правил».
Ошибаются те, кто считает, что процесс запоминания – это «раз, и запомнил», а если не запомнил, значит, виноват объем памяти. На самом деле запоминание состоит из трех этапов: кодирования, выстраивания последовательности и запоминания последовательности. Иначе говоря, информацию необходимо преобразовать в те элементы, которые вам удобнее запоминать, элементы связать в определенную последовательность и запомнить эту последовательность так, чтобы суметь ее воспроизвести.
Эта система приемов, облегчающих запоминание – предназначена для работы с точной информацией и признанное средство наиболее легкого, быстрого и прочного запоминания – обычно того, что не поддается обобщению и алгоритмизации.
Применение мнемонических техник, основанных на юмористических, занимательных приемах, способствует смысловому, логическому запоминанию учебного материала.
Одним из наиболее важных аспектов эффективного формирования познавательной деятельности является учет семантики учащихся в процессе познания, что одновременно является наиболее существенной чертой личностно-ориентированных подходов к обучению, но именно этот аспект наименее разработан и менее представлен в практике современного образования.
В связи с тем, что визуальная сенсорная система является наиболее скоростной в обработке информации, мы рассмотрели именно ее возможности для построения практических способов учета семантики в познании школьников.
Общеизвестно, что внутренний образ обладает особыми возможностями для кодировки/декодировки информации. Именно образы используются в системе Шаталова в виде опорных конспектов, у Мыскина - в виде системы пиктограмм и т. д.
В выше указанных педагогических технологиях чаще используются визуальные способы кодирования учебной информации в качестве мнемотехнических приемов, что само по себе, безусловно, является шагом вперед по сравнению с аудиально-словесной формой презентации предметного содержания. Но с точки зрения понимания сущности личностно-ориентированного образования, они все же являются больше внешне заданными образцами-результатами познавательной деятельности учителя, нежели самих школьников. В такой ситуации, с нашей точки зрения, происходит навязывание учителем собственной семантики в процессе формирования познавательной деятельности учащихся, что, безусловно, сужает возможности самостоятельного детского познания и ограничивает школьников в способах познания, так как со временем они закрепляются и становятся стереотипами.
Поэтому по результатам анализа сильных и слабых сторон известных методик и на основе собственного понимания сущности познавательной деятельности в рамках личностно-ориентированной модели нами были определены требования к работе с семантическим образом:
- образ должен быть создан ребенком самостоятельно, имея образцы других школьников или учителей в качестве примеров;
- образ должен как можно более тесно быть связан с предметным содержанием;
- образ должен однозначно отражать запоминание наиболее сложных фрагментов предметного содержания;
- образ должен иметь особый личностный смысл, по возможности связываться с индивидуальными переживаниями, эмоциями, событиями, нетрадиционным пониманием конкретного содержания;
- образ должен быть простым для его исполнения, красочным и вызывать положительные эмоции;
- образ должен наиболее просто воспроизводиться, а для этого он должен быть исполнен как можно в более редко встречающейся форме.
Конечно, работа с семантическими образами может быть полезной в рамках любой школьной дисциплины. Ниже приведен пример семантического образа, созданного учеником на уроке химии:
Свою работу я строила преимущественно на уроках русского языка. Поэтому далее привожу образцы детского творчества по созданию собственных семантических образов для запоминания словарных слов:
|
|
Как видно из представленных примеров, дети отобразили словарные слова в тех образах, которые они сами представляют в соответствии с приведенными выше требованиями.
Использование системы запоминания словарных слов через собственные семантические образы были апробированы со 2 по 4 класс.
Требования к универсальным образам словарных слов:
- семантический образ должен быть связан именно с лексическим значением данного слова;
- в семантическом образе слова трудность написания должна быть вписана в буквенное маркирование (например, как со словами палатка, шатер, крыжовник, корзина) так, чтобы ребенок мог легко и однозначно вспомнить визуальное кодирование;
- семантический образ должен быть редким, чтобы обеспечить избирательность запоминания. Редкость употребления картинки-образа может достигаться цветовым кодированием или изображением детали, подчеркивающей особое эмоциональное настроение (например, для написания слова корова может использоваться образ веселой коровы, у которой смешные очки в виде -ОрО-).
В настоящий момент на основе этих требований создаются совместно с детьми школьные словари с картинками словарных слов.
Семантические рисунки являются одним из наиболее эффективных методов работы с субъектным опытом школьников. Создание словарей может использоваться в работе над любыми теоретическими и практическими темами из курса русского языка и литературы. Например, изучая текстоведение, ученик такие типы текстов, как описание, повествование и рассуждение, изображает на рисунке в виде трех могучих ветвей дуба. Другой ученик, рассказывая о стилях речи, создает ментальную картинку в виде человеческой руки: большой палец в сторону - разговорный стиль; остальные пальцы - книжные стили - располагаются рядышком: художественный, публицистический, научный и самый дальний, мизинец, - официально-деловой. Такой семантический рисунок отражает и логику, и личное восприятие учащегося.
Во время словарно-орфографической работы на уроке (а словарные слова можно давать тематическими блоками: квартира, музей, театр, цирк, осень, океан и т. п.) детям предлагается игра в ассоциации. Они занимаются внутренней визуализацией, обсуждают и решают, какая из внутренних картинок способна стать символом их "тематических" ассоциаций (океан - рыба-кит, цирк - жизнерадостный клоун, зима - мороз и т. п.). Каждый учащийся рисует в тетради свою собственную картинку, раскрашивая ее любимыми цветами. В зависимости от типа урока, времени, отведенного на словарную работу, данный процесс может упрощаться: без игры в ассоциации ребятам предлагается заготовленная на доске картинка со словарными словами и работа начинается сразу с придумывания внутренних образов.
Применение учениками в тетрадях фломастеров или цветных ручек, как известно, улучшает работу памяти, а использование рисунков ведет к ликвидации разрыва между словом и образом, что не только увеличивает продуктивность запоминания, но и облегчает восприятие предметного содержания, повышает эффективность процесса мышления, и, конечно же, познавательная деятельность начинает носить творческий и субъектно-личностный характер.
После некоторой практики учащиеся включаются в процесс творческого создания семантических образов, и у них возникает желание, а затем и потребность, выразить себя на более сложном уровне, не просто рисуя букву-орфограмму или целое словарное слово, а, например,
иллюстрируя какую-либо авторскую мысль, заинтересовавшую в процессе чтения художественного произведения.
Так, в тетрадях по литературе появляются сначала цветные схемы (всевозможные кружочки и квадратики, окруженные и соединенные стрелочками), а затем картинки-символы, показывающие, как ребенок понял текст, воспринял его, и насколько близок ассоциативный символ, созданный учеником, художественному миру писателя и т. п.
Для формирования читательских умений, развивающих интеллектуально-образное мышление, в процессе подготовки творческих работ учащиеся получают разные задания:
графически показать основные сюжетные линии произведения и их элементы или взаимосвязь содержательных компонентов композиции (портрета, пейзажа, внесюжетных элементов, художественной детали и т. п.);
найти в тексте художественную деталь-символ и ассоциативной картинкой объяснить ее участие в эпизоде (в произведении) или создать визуальный образ, включающий в себя художественную деталь текста, объясняющую основную мысль эпизода (идею произведения);
через визуальный образ выразить тему, проблему, идею произведения и т. п. Итогом такого творческого процесса, как правило, является не просто картинка-иллюстрация, а ассоциативный рисунок, сопровождаемый выдержками из текста и комментариями автора работы (или только цитаты, или собственное высказывание).
Нередко родители не могут понять, почему их ребёнок, хорошо знающий все правила правописания, пишет безграмотно. Это объясняется рядом причин.
Даже хорошо выученные ребёнком правила не всегда бывают до конца им поняты. | |
Усвоенные правила часто бывают не доведены путём специальных упражнений до почти автоматического их применения. | |
Применению грамматических правил нередко мешает недостаточное владение ребёнком морфологическим анализом слов. | |
Трудности могут быть связаны с недостаточным уровнем речевого развития. | |
Усвоению правил часто мешает недостаточно совершенное владение грамотой. | |
Нередко учащиеся плохо заучивают слова, не проверяемые грамматическими правилами. |
Для устранения всех названных причин , очень важно дать детям как можно больше однотипных и достаточно наглядных примеров на каждое из правил.
Многие учащиеся легко и быстро запоминают правила в стихах. Так при изучении алфавита детям предлагается такое стихотворение:
Есть такое Королевство-
Нам оно знакомо с детства.
В Королевстве том живёт
Многочисленный народ.
А народ тот необычный –
Из кирпичиков различных
Каждый житель сложен там.
Отгадать сумеешь сам,
Что за жители? Какие
В них кирпичики такие?
Тех кирпичиков, смотри.
В Королевстве 33.
При изучении глаголов неопределённой формы предлагается такое правило:
Что делаеТ ?- лижеТся .
Что делаТь ? - лизаТь и лизаТься .
Смотри на вопрос внимательно ,
Не будешь тогда ошибаться .
Правописание безударных гласных, проверяемых ударением.
ЛИС , ЛИСИЦА , ЛИСОНЬКА , ЛИСА
И ЛИСЁНОК маленький смешной ,
ЛИСИЙ хвост и ЛИСЬИ голоса -
С буквой И мы пишем , дорогой!
ЦВЕТЕНЬЕ , ЦВЕТОЧЕК , ЦВЕСТИ , ЦВЕТНОЙ
Проверим мы словом ЦВЕТ .
Слова эти пишутся с буквой Е ,
Так же , как слово РАСЦВЕТ .
Результативность опыта
По результатам апробации способа создания симантических образов к словарным словам можно судить о его эффективности.
Так, спустя полгода после предварительной работы с семантическими образами, было проведено 24 коротких диктанта, которые составлялись из 15 - 30 слов и проводились по мере того, как учащиеся успевали создавать собственные семантические образы.
В начале экспериментальной работы были предложены начальные проверочные диктанты, включающие в себя те словарные слова, написание которых ученики изучили до работы с семантическими образами. До использования этого способа количество учащихся, которые делали ошибки в написании словарных слов, было достаточно велико: от 64% в 3 классе.
Результаты использования методики создания семантических образов словарных слов приведены в таблице ниже.
ТАБЛИЦА № 1
Динамика изменения количества допущенных ошибок в написании словарных диктантов в 3- 4 классе.
Класс | Кол-во диктантов | Кол-во слов | Кол-во ошибок до использования семантических образов | Результаты после использования семантических образов |
3 | 18 | 15 | 23% | 10% |
4 | 18 | 20-25 | 26% | 12% |
Как видно из приведенной таблицы, количество учащихся, допускавших ошибки в словарных словах, по результатам проверки остаточных знаний через полгода после обучения снизилось, что свидетельствует о высокой эффективности применяемого личностно-ориентированного способа формирования познавательной деятельности.
Остаточные знания учащихся указывают на высокую прочность их усвояемости.
Кроме того, по результатам наблюдений за тем, какие образы легче всего удерживаются детьми в памяти и практически не забываются по прошествию большого периода времени, были сформулированы требования к семантическим образам словарных слов, которые могут быть универсальными.
Выше приведены примеры именно таких образов.
Таблица № 2
Мониторинг объёма памяти
Класс | Кол-во слов для запоминания | Результат |
2 | 8 | 5 слов |
3 | 10 | 7 слов |
4 | 15 | 11 слов |
Количество слов для запоминания увеличилось с 5 слов до 11 слов, благодаря использованию мнемических приёмов.
Библиографический список:
- «Русский язык. Правила в стихах». Издательство «Дельта» 1999 год.
- «Страна Лингвиния: фонетика, графика, орфография». Издательство «Новый диск».
- Парамонова Л.Г. «Лёгкий способ стать грамотным». Издательство «Дельта», 2008 год.
- Парамонова Л.Г. «Правили в стихах». Издательство «Дельта», 2008 год.
- Н.В. Томилина «Предметные недели». Издательство «Учитель» 2008 год.
- Бакулина Г.А., «Интеллектуальное развитие на уроках русского языка»-Москва «Владос», 2000 год.
- Лайло В.В. «Повышение грамотности и развитие мышления»-Москва «Дрофа»,1999 год.
- Шемшурина А.И. «Этическая грамматика в начальных классах»-Москва «Школа-Пресс», 1998 год.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Здоровьесберегающие приёмы обучения на уроках русского языка
Информацию об окружающем мире мы получаем, используя три основных канала восприятия: визуальный, аудиальный, кинестетический. Приоритетным у каждого человека обычно является один канал. Как долж...
Приём мнемотехники на уроках русского языка
Использование приёмов мнемотехнических прёмов на уроках русского языка в начальных классах...
Возможности использования приёмов фантазирования на уроках русского языка при изучении частей речи
Статья содержит разработанную систему творческих заданий с использованием приёмов фантазирования на уроках русского языка....
Методы и приёмы работы на уроках русского языка и математики учителя начальных классов Токаревой Л.Н.
Методы и приёмы работы на уроках русского языка и математикиучителя начальных классов Токаревой Л.Н. На уроках русского языка опираюсь на систему комплексного интеллектуального развития, которая ...
Совершенствование приёмов работы на уроках русского языка в процессе изучения слов с непроверяемыми написаниями как условие повышения грамотности учащихся.
Совершенствование приёмов работы на уроках русского языка в процессе изучения слов с непроверяемыми написаниями как условие повышения грамотности учащихся....
Доклад на ШМО начального звена.Применение коррекционных приёмов обучения на уроках русского языка с обучающимися ЗПР
Обучающийся с нарушением психического развития – это «особый» ребёнок. Но, как и всякие другие ученики, «особые» дети на протяжении всех лет обучения развиваются. Важнейш...
тема самообразования Урок рефлексии в рамках реализации ФГОС. Этапы, виды деятельности, приёмы работы на уроках русского языка.
тема самообразования Урок рефлексии в рамках реализации ФГОС. Этапы, виды деятельности, приёмы работы на уроках русского языка....