РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Тайны русского языка»
материал по русскому языку (3 класс)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Тайны русского языка» 3-4 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 51.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Каракашлинская основная общеобразовательная школа»
Ютазинского муниципального района Республики Татарстан
РАССМОТРЕНО Протокол заседания ШМО учителей начальных классов_______ от 22 .08.2019 г. №1 Руководитель ________(И.С. Нагимова) подпись | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по учебной работе ___________З.Н.Мугтасимова « 23» августа 2019г | УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ «Каракашлинская ООШ» ___________Э.Ф.Ахметова Приказ №106 от « 23» августа 2019 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
_________________направленности
«Тайны русского языка»
для 3-4 классов
Составитель: Нагимова И.С.
учитель начальных классов
ПРИНЯТА на заседании
педагогического совета
протокол № 1 от
« 23» августа 2019 г.
2019– 2021 учебные годы
Планируемые результаты освоения программы
Описание места курса в учебном плане
Программа рассчитана на 4 года. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 45 минут в 3-4 классах. Курс изучения программы рассчитан на учащихся 1–4-х классов.
- увеличение числа учащихся, занимающих призовые места и входящих в десятку в предметных олимпиадах школьного, муниципального уровня, всероссийского и международного уровней;
- повышение интереса учащихся к предмету русский язык.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся к концу 3-го класса
Обучающиеся должны знать:
Правила правописания слов с изученными орфограммами.
Признаки частей речи (имени существительного, имени прилагательного, местоимения, глагола).
Главные члены предложения.
Состав слова.
Обучающиеся должны уметь:
Различать приставки и предлоги. Писать предлоги раздельно со словами, приставки – слитно.
Разбирать предложения по членам предложения.
Обозначать на письме интонацию перечисления.
Разбирать слова по составу.
Проверять написание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных в корне слова.
Писать правильно слова с удвоенными согласными.
Определять род, число имен существительных и имен прилагательных.
Определять число, время глаголов.
Писать НЕ с глаголами.
Работать со словарем. Группировать и подбирать слова на определенные правила.
Различать разделительные твердый (ъ) и мягкий (ь) знаки, писать с ними слова.
Составлять рассказы по картинке.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся к концу 4-го класса
учащихся к концу 4-го класса
учащиеся должны знать:
-отличительные признаки основных языковых единиц;
- основные термины и понятия, связанные с лексикой, синтаксисом, фонетикой, морфологией, орфографией;
-слова, словосочетания, предложения, текста;
-основные орфографические и пунктуационные правила;
-о некоторых нормах русского языка: произносительных, словоупотребительных;
учащиеся должны уметь:
-четко артикулировать слова, воспринимать и воспроизводить интонацию речи;
- подбирать антонимы, синонимы, фразеологические обороты;
- различать слова- паронимы, омонимы, архаизмы, неологизмы;
- пользоваться орфографическим, словообразовательным, фразеологическим, этимологическими словарями
3-4-й классы
Личностные результаты
- эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
- эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
- чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
- любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
- интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
- интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
- интерес к изучению языка;
- осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
- самостоятельно формулировать тему и цели урока;
- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
- пользоваться словарями, справочниками;
- осуществлять анализ и синтез;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения;
Коммуникативные УУД:
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
- высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
.
Содержание занятий.3 класс.
Темы курсов | Краткое содержание учебной темы | Коли- чество часов |
Сказочное царство слов | Беседа о красоте и богатстве народной речи. На примерах произведений устного народного творчества показывается богатство русского языка, народная фантазия, мудрость народа. Конкурс на знание пословиц и поговорок. | 1 |
Путешествие в страну слов. | Знакомство с тематическими группами слов. Игра «Слова- братья». Составление тематического словаря о грибах. Игра «Эстафета». Разгадывание загадок. Работа с рассказом Н.Надеждиной « Снежные слова».Игра « Найди лишнее слово» | 2 |
Чудесные превращения слов | Дается представление о превращении слов, умение находить «сбежавшие» из слов буквы. Игра «Найди заблудившуюся букву». Игра «Грустные превращения». Шарады. Рассказ – загадка | 2 |
В гостях у слов родственников. | Знакомство с разными группами родственных слов. Подбор родственных слов с заданным корнем. Закрепление знаний отличительных признаков слов – родственников. Работа над стихотворением «О странном саде с необыкновенным урожаем» Е. Измайлов. Выбор из стихотворений слов- родственников. | 2 |
Добрые слова | Беседа о богатстве лексики русского языка «добрыми словами». Работа со стихотворением В. Коркина «Доброе утро». Игра «Умеете ли вы здороваться?». Работа с текстами на данную тему. | 2 |
Экскурсия в прошлое | Знакомство со словами- историзмами и архаизмами. Выбор из текста древних слов. Творческая работа. Объяснение устаревших слов. | 1 |
Новые слова в русском языке | Рассказ учителя «Откуда приходят новые слова?» Неологизмы в русском языке. Нахождение неологизмов в текстах. Игра «Угадай-ка». Знакомство с заимствованными словами. Рассказ «Откуда пришли слова- пришельцы». Работа над стихотворением С. Я. Маршака. Признаки слов – пришельцев. Игра «Шесть и шесть». | 2 |
Встреча с зарубежными друзьями | 1 | |
Синонимы в русском языке | Знакомство со словами- синонимами. Работа над стихотворением А. Барто «Игра в слова». Беседа «Что обозначают слова- синонимы». Нахождение слов-синонимов в тексте. | 2 |
Слова-антонимы | Знакомство со словами – антонимами. Случаи употребления антонимов в русском языке. Выделение антонимов из рассказа Л. Н. Толстого «Лебеди». Работа над стихотворением В. Орлова «Спор». Игра «Подбери нужные слова». Работа над подбором слов- антонимов. Рассказ учителя о роли антонимов в русском языке. | 1 |
Слова- омонимы | Омонимы в русском языке и их роль. Работа над рассказом И. Туричина «Есть». Игра «Докажите…». Чтение рассказа Н. Сладкова «Овсянка». | 1 |
Крылатые слова | Беседа о значении «крылатых выражений» в русском языке. Подбор «крылатых выражений» в названиях текста. Работа с выражениями, употребляемыми в переносном значении и их смысла. Работа со стихотворениями Н. Силкова «Прикусил язык» и В. Орлова «Ни пуха, ни пера» | 1 |
В королевстве ошибок. | Игра «Исправь ошибки». Работа с произведениями, где допущены орфографические ошибки. Игра « Произноси правильно». Инсценировка П. Реброва «Кто прав?». | 2 |
В стране Сочинителей. | Беседа о рифмах. Работа с загадками. Сочинение собственных загадок по заданным рифмам. Конкурс загадок в рисунках. Сочинение сказок о дружбе, о добре и зле. | 2 |
Искусство красноречия. | Знакомство с понятием «красноречие». Чтение образцовых текстов и их анализ. Пересказы. Собственные упражнения в создании разных речей. | 2 |
Праздник творчества и игры. | Творческие задания для формирования орфографической зоркости. Дидактические игры, направленные на развитие познавательного интереса к русскому языку. Интеллектуальная игра «Умники и умницы». | 1 |
Трудные слова. | Знакомство с этимологией трудных слов, с точным значением слов. Выполнение упражнений для запоминания правописания слов. Работа над текстами художественной литературы и произведений устного народного творчества. Работа с распознаванием «опасных мест» в словах. Выборочный диктант. Сказка о словарных словах. Разгадывание кроссворда и иллюстрирование словарных слов. | 2 |
Анаграммы и метаграммы. | Знакомство с историей изобретения анаграмм и метаграмм, с авторами, использовавшими в своем творчестве анаграммы и метаграммы. Ввод понятий «анаграмма» и «метаграмма». Работа с примерами (Милан- налим, актер- терка). | 2 |
Шарады и логогрифы | Знакомство с происхождением шарад и логогрифов. Составление и разгадывание шарад и логогрифов. Иллюстрирование слов- ответов. | 2 |
Откуда пришли наши имена. | Знакомство с происхождением имен. Творческая работа «Нарисуй свое имя». Дидактическая игра «Составь имя». | 1 |
Занимательное словообразование | Игры на превращения слов: «Буква заблудилась», «Замена буквы», «Какое слово задумано?». Шарады. | 1 |
КВН по русскому языку. | Командное соревнование на проверку знаний по русскому языку. | 1 |
Содержание занятий.4 класс.
Темы курсов | Краткое содержание учебной темы | Коли- чество часов |
Фонетика и орфоэпия (7 часов) Что такое орфоэпия? | Знакомство с нормами литературного произношения. Углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке. Знакомство с понятиями «орфоэпия», «орфография». Обучение правильному произношению слов, соблюдая орфоэпические нормы. | 1 |
Что такое фонография или звукозапись? | Знакомство с понятиями «фонография» и «звукозапись». Знакомство с историей письма, с этапом развития письменности – фонографией. Расширение знаний о буквах и звуках. | 1 |
Звуки не буквы! | Знакомство с наукой фонетикой, правилами чтения и записи транскрипции. Рассказ учителя об отличии « буквы» от «звука». Составление транскрипций. | 1 |
Звучащая строка | Знакомство с фонетическими явлениями «звукозапись», «звукоподражание». Знакомство с терминами «ономатопеи», «аллитерация», «ассонанс». Развитие фонематического слуха. | 1 |
Банты и шарфы. | Знакомство с наукой орфоэпия, с нормами произношения. Знакомство с произношением слов банты и шарфы. Разыгрывание ситуаций с этими словами. | 1 |
«Пигмалион» учит орфоэпии. | Продолжить знакомство с наукой орфоэпия, с нормами произношения. Знакомство с героями и содержанием комедии Бернарда Шоу «Пигмалион». Правильная постановка ударений в словах. | 1 |
Кис- кис! Мяу!, или «Кое- что о звукоподражаниях». | Знакомство с ономатопоэтическими словами или звукоподражаниями. Познакомить с образованием звукоподражаний. Сравнение звукоподражаний разных языков. Развитие культуры речи. Выполнение заданий по теме «Орфоэпия и фонетика». | 1 |
Лексикология (27 часов) Имена вещей. | Знакомство с термином « лексика», и лексическим значением слов. Знакомство с толковыми словарями русского языка. Обогащение словарного запаса учащихся. | 1 |
О словарях энциклопедических и лингвистических. | Дается понятие о лексическом значении слов. Знакомство с лингвистическими словарями русского языка, с особенностями словарной статьи. Сравнение роли энциклопедических и лингвистических словарей. Обучение умению пользоваться различными словарями. | 1 |
В царстве смыслов много дорог. | Знакомство с многозначными словами, словами- омонимами. Рассматриваются способы и причины образования нескольких значений у слова. Практическая работа «Отличие многозначных слов и слов- омонимов». | 1 |
Как и почему появляются новые слова? | Продолжение знакомства с лексическим значением слов. Работа с различными толковыми словарями, с историей появления новых слов в русском языке. | 1 |
Многозначность слова | Рассказ о свойстве « многозначность слова», о строении словарной статьи толкового словаря. Выделение отличительных признаков многозначности и омонимии. Работа с толковыми словарями. Игра «Прямое и переносное значение слов». | 1 |
«Откуда катится каракатица?» О словарях, которые рассказывают об истории слов. | Рассматривается понятие «этимология», строение словарной статьи этимологического словаря. Работа с различными этимологическими и историческими словарями. Определение первоисточников слова. | 1 |
Об одном и том же - разными словами | Изучается особенность синонимического ряда слов. Работа со словами- синонимами и правильным употреблением их в речи. | 1 |
Как возникают названия. | Развитие речевых умений. Беседа о главных функциях языка. Вводится понятие «система номинации». Работа с этимологическими и историческими словарями. | 1 |
Слова – антиподы. | Беседа по содержанию стихотворения В. Полторацкого «Слово о словах». Вводится понятие «антонимы». Работа с пословицами и поговорками. Работа со «Словарем антонимов русского языка». | 1 |
Фразеологические обороты. | Изучение особенностей фразеологических сочетаний. Вводится понятие «фразеологические обороты». Беседа о правильном употреблении фразеологизмов в речи. Нахождение фразеологизмов в отрывке из повести А. Рыбакова «Приключение Кроша». | 1 |
Словари «чужих» слов. | Рассматриваются особенности строения словарной статьи словаря иностранных слов. Вводится понятие «устойчивые обороты». Работа со словарем иностранных слов и определением значения этих слов | 1 |
Капитан и капуста. | Знакомство с историей происхождения и образования слов капитан и капуста, говядина и ковбой, портные и мошенники. Работа со словарем. Сравнение значения слов. | 1 |
«Он весь свободы торжество». | Исследуются языковые особенности произведений А. С. Пушкина. Вводится понятие «литературный язык» и «живая народная речь». Нахождение строк народной речи в произведениях А. С. Пушкина. | 1 |
Мы говорим его стихами. | Вводятся понятия «крылатые выражения» и «афоризмы. Нахождение афоризмов и крылатых выражений в произведениях А. С.Пушкина. Работа по обогащению словарного запаса учащихся. | 1 |
Слова, придуманные писателями | Продолжается работа над языковыми особенностями произведений А. С. Пушкина. Вводятся понятия «индивидуально- авторские неологизмы» и «окказиональные неологизмы». Нахождение индивидуально- авторских неологизмов в произведениях А. С. Пушкина. | 1 |
Слова уходящие и слова – новички. | Изучение особенностей устаревших слов- архаизмов. Знакомство со словами- новичками. Работа над пониманием и умение правильно употреблять архаизмы в речи. Рассматриваются виды неологизмов и виды архаизмов. | 1 |
Словарь языка Пушкина. | Рассматривается особенность построения «Словаря языка Пушкина». Знакомство с созданием «Словаря языка Пушкина». Беседа о значении этого словаря. Работа со словарем. | 1 |
Смуглая Чернавка. | Рассматривается особенность древнерусских имен. Знакомство с историей русских имен, с первыми русскими именами, на примере произведений А. С. Пушкина. Показать значение древнерусских имен. | 1 |
Паронимы, или «ошибкоопасные» слова. | Знакомство с понятием «паронимы». Рассматриваются виды паронимов и способы их образования. Беседа о правильном употреблении паронимов в устной и письменной речи . | 1 |
Ошибка Колумба. «Ложные друзья переводчика». | Знакомство с явлением межъязыковой паронимии. Рассматриваются виды паронимов и способы их образования. | 1 |
Какой словарь поможет избежать ошибок | Знакомство со словарной статьей «Словаря паронимов», с видами словарей паронимов. Способы образования паронимов. Работа над умением правильно употреблять паронимы в устной и письменной речи. | 1 |
Словарь- грамотей. | Знакомство со словарной статьей орфографического словаря. Беседа о значении орфографического словаря. Работа с орфографическим словарем. | 1 |
Научная этимология. | Знакомство со словарной статьей этимологического словаря. Рассматривается значение этимологического словаря, история происхождения слов «вол», «волк» и «волынка», «запонка» и «запятая». Работа с этимологическим словарем. | 1 |
Какие бывают имена? | Знакомство с наукой «ономастика», С традиционными кличками животных на Руси. Рассматриваются способы и причины образования омонимов среди имен собственных. Работа со словарями. | 1 |
Древнерусские имена. | Знакомство с историей образования древнерусских имен. Работа с этимологическим словарем. | 1 |
Отчество и фамилия. | Беседа об истории появления отчеств и фамилий в русском языке. Знакомство с наукой «антропонимика». Объяснение происхождений фамилий на примере стихотворения С. Михалкова. | |
Надо ли останавливаться перед зеброй? | Знакомство со способами номинации, аффиксальном словообразовании и словосложении. Использование уже имеющегося названия предмета. Вводится понятие «метафорическая номинация». | 1 |
.
3 класс «Занимательное словообразование»
Тематическое планирование. (34 часа)
№ п/п | Тема занятия | Количество часов | Дата проведения | |
план | факт | |||
1 | Сказочное царство слов . | 1 | ||
2-3 | Путешествие в страну Слов. | 2 | ||
4 - 5 | Чудесные превращения слов. | 2 | ||
6 -7 | В гостях у слов- родственников. | 2 | ||
8- 9 | Добрые слова. | 2 | ||
10 | Экскурсия в прошлое. Устаревшие слова. | 1 | ||
11- 12 | Новые слова в русском языке. | 2 | ||
13 | Встреча с зарубежными друзьями. | 1 | ||
14- 15 | Синонимы в русском языке. | 2 | ||
16 | Слова- антонимы. | 1 | ||
17 | Слова- омонимы. | 1 | ||
18 | Крылатые слова. | 1 | ||
19- 20 | В королевстве ошибок. | 2 | ||
21-22 | В стране Сочинителей. | 2 | ||
23-24 | Искусство красноречия. | 2 | ||
25 | Праздник творчества и игры. | 1 | ||
26- 27 | Трудные слова. | 2 | ||
28- 29 | Анаграммы и метаграммы. | 2 | ||
30- 31 | Шарады и логогрифы. | 2 | ||
32 | Откуда пришли наши имена. | 1 | ||
33 | Занимательное слообразование. | 1 | ||
34 | КВН по русскому языку. | 1 | ||
Итого 34 часа |
4 класс «Занимательная лингвистика»
Тематическое планирование (34 часа)
№ п/п | Тема занятия | Количество часов | Дата проведения | ||
Фонетика и орфоэпия (7 часов) | |||||
1 | Что такое орфоэпия? | 1 | |||
2 | Что такое фонография или звукозапись? | 1 | |||
3 | Звуки не буквы! | 1 | |||
4 | Звучащая строка. | 1 | |||
5 | Банты и шарфы. | 1 | |||
6 | «Пигмалион» учит орфоэпии. | 1 | |||
7 | Кис- кис! Мяу!, или «Кое- что о звукоподражаниях». | 1 | |||
Лексикология (27 часов) | |||||
8 | Имена вещей. | 1 | |||
9 | О словарях энциклопедических и лингвистических. | 1 | |||
10 | В царстве смыслов много дорог. | 1 | |||
11 | Как и почему появляются новые слова? | 1 | |||
12 | Многозначность слова. | 1 | |||
13 | «Откуда катится каракатица?» О словарях, которые рассказывают об истории слов. | 1 | |||
14 | Об одном и том же - разными словами. | 1 | |||
15 | Как возникают названия. | 1 | |||
16 | Слова – антиподы. | 1 | |||
17 | Фразеологические обороты. | 1 | |||
18 | Словари «чужих» слов. | 1 | |||
19 | Капитан и капуста. | 1 | |||
20 | «Он весь свободы торжество». | 1 | |||
21 | Мы говорим его стихами. | 1 | |||
22 | Слова, придуманные писателями. | 1 | |||
23 | Слова уходящие и слова – новички. | 1 | |||
24 | Словарь языка Пушкина. | 1 | |||
25 | Смуглая Чернавка. | 1 | |||
26 | Паронимы, или «ошибкоопасные слова». | 1 | |||
27 | Ошибка Колумба. «Ложные друзья переводчика». | 1 | |||
28 | Какой словарь поможет избежать ошибок? | 1 | |||
29 | Словарь- грамотей. | 1 | |||
30 | Научная этимология. | 1 | |||
31 | Какие бывают имена? | 1 | |||
32 | Древнерусские имена. | 1 | |||
33 | Отчество и фамилия. | 1 | |||
34 | Надо ли останавливаться перед зеброй? | 1 | |||
Итого 34 ч |
Основные формы организации учебных занятий
- 3кл. «Занимательное словообразование» лекции;
- практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок.
- анализ и просмотр текстов;
- самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями.
Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.
В каждом занятии прослеживаются три части:
- игровая;
- теоретическая;
- практическая.
4кл. «Занимательная лингвистика»
Методические принципы:
- занимательность;
- научность;
- сознательность и активность;
- наглядность;
- доступность;
- связь теории с практикой;
- индивидуальный подход к учащимся.
Факультативный курс позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся. В отличие от классных занятий, на внеклассных учащиеся мало пишут и много говорят.
Основные методы и технологии
- технология разноуровневого обучения;
- развивающее обучение;
- технология обучения в сотрудничестве;
- коммуникативная технология.
Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Тайны русского языка" 3 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Тайны русского языка" 3 класс...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Тайны русского языка"
Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования....

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Тайны русского языка" 3 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Тайны русского языка" 3 класс...

Рабочая программа для внеурочной деятельности "Тайны русского языка " для начальных классов
Успешное овладение знаниями в начальных классах общеобразовательной школы невозможно без интереса детей к учебе. Основной формой обучения в школе является урок. Строгие рамки урок...

Программа по внеурочной деятельности "Тайна русского языка".
Программа по внеурочной деятельности "Тайна русского языка"....

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Тайны русского языка» общеинтеллектуального направления для 4 «А» класса 2021-2022 учебный год
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Тайны русского языка» общеинтеллектуального направления ориентирована на учащихся 4...