"Занимательная грамматика" РП по внеурочной деятельности
рабочая программа по русскому языку (1, 2, 3, 4 класс)
Предварительный просмотр:
Приложение к основной образовательной программе начального общего образования,
утвержденной приказом от 30.08.2019 № 782, протоколом педсовета №1 от 30.08.2019
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
«Занимательная грамматика»
Класс 4Б
Учебный год 2019 - 2020
Учитель Соснина О.А.
Нижневартовск, 2019
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
- Пояснительная записка. ………………………………………………………………………………………………3 стр
- Результаты освоения курса внеурочной деятельности …………………………………………………………………3 стр.
- Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности………………5 стр.
- Тематическое планирование ……………………………………………………………………………...………………6 стр.
1.Пояснительная записка.
Программа внеурочной деятельности «Занимательная грамматика» для 4 класса составлена на основе документов:
- Федеральный закон от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- ФГОС начального общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009г. №373 (С изменениями и дополнениями от: 26 ноября 2010 г., 22 сентября 2011 г., 18 декабря 2012 г., 29 декабря 2014 г., 18 мая, 31 декабря 2015 г.);
- Письмо Министерства образования и науки РФ от 12.05.2011г. №03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;
4) Сборник программ внеурочной деятельности: 1–4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. — М.: Вентана-Граф, 2011;
5) Авторская программа 1–4 классы / под ред. Л.В.Мищенковой-М.: Издательство РОСТ, 2018;
6) Учебный план МБОУ «СШ № 42» на 2020-2021 учебный год.
На реализацию программы в 4 классе выделено 34 часа в год (1 раз в неделю по 30 минут) и предполагает равномерное распределение этих часов по неделям с целью проведения регулярных еженедельных внеурочных занятий со школьниками. Содержание кружка отвечает требованию к организации внеурочной деятельности.
Цель курса: расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения.
Задачи курса:
Обучающие:
- развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету;
- приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка;
- пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;
- развитие мотивации к изучению русского языка;
- развитие творчества и обогащение словарного запаса;
- совершенствование общего языкового развития учащихся;
- углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.
Воспитывающие:
- воспитание культуры обращения с книгой;
- формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.
Развивающие:
- развивать смекалку и сообразительность;
- приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;
- развивать умение пользоваться разнообразными словарями;
- учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.
2.Результаты освоения курса внеурочной деятельности
-применение полученных знаний и умений в практической деятельности;
-научиться обобщать изученный материал;
-научиться понимать значимость коллектива и свою ответственность перед ним, единство с коллективом.
Личностные результаты:
- осознавать роль языка и речи в жизни людей;
- эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
- понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
- обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
- учиться работать по предложенному учителем плану
Познавательные УУД:
- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Коммуникативные УУД:
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
- слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;
- выразительно читать и пересказывать текст;
- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;
- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
3. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности
Фонетика и орфоэпия (7 ч)
Тема 1. Что такое фонография или звукозапись? (2ч.) Знакомство с понятиями «фонография» и «звукозапись». Знакомство с историей письма, с этапом развития письменности – фонографией. Расширение знаний о буквах и звуках.
Тема 2. Что такое орфоэпия? (2ч.) Знакомство с нормами литературного произношения. Углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке. Знакомство с понятиями «орфоэпия», «орфография». Обучение правильному произношению слов, соблюдая орфоэпические нормы.
Тема 3. Звуки не буквы! (2ч.) Знакомство с наукой фонетикой, правилами чтения и записи транскрипции. Рассказ учителя об отличии «буквы» от «звука». Составление транскрипций.
Тема 4. Звучащая строка. (2ч.) Знакомство с фонетическими явлениями «звукозапись», «звукоподражание». Знакомство с терминами «ономатопеи», «аллитерация», «ассонанс». Развитие фонематического слуха.
Тема 5. Банты и шарфы. (2ч.) Знакомство с наукой орфоэпия, с нормами произношения. Знакомство с произношением слов банты и шарфы. Разыгрывание ситуаций с этими словами.
Тема 6. «Пигмалион» учит орфоэпии. (2ч.) Продолжить знакомство с наукой орфоэпия, с нормами произношения. Знакомство с героями и содержанием комедии Бернарда Шоу «Пигмалион». Правильная постановка ударений в словах.
Тема 7. Кис- кис! Мяу! или Кое- что о звукоподражаниях. (2ч.) Знакомство с ономатопоэтическими словами или звукоподражаниями. Познакомить с образованием звукоподражаний. Сравнение звукоподражаний разных языков. Развитие культуры речи. Выполнение заданий по теме «Орфоэпия и фонетика».
Лексикология (27 ч)
Тема 8. Имена вещей. (2ч.) Знакомство с термином «лексика», и лексическим значением слов. Знакомство с толковыми словарями русского языка. Обогащение словарного запаса учащихся.
Тема 9. О словарях энциклопедических и лингвистических. (2ч.) Дается понятие о лексическом значении слов. Знакомство с лингвистическими словарями русского языка, с особенностями словарной статьи. Сравнение роли энциклопедических и лингвистических словарей. Обучение умению пользоваться различными словарями.
Тема 10. В царстве смыслов много дорог. (2ч.) Знакомство с многозначными словами, словами- омонимами. Рассматриваются способы и причины образования нескольких значений у слова. Практическая работа «Отличие многозначных слов и слов- омонимов».
Тема 11. Как и почему появляются новые слова? (2ч.) Продолжение знакомства с лексическим значением слов. Работа с различными толковыми словарями, с историей появления новых слов в русском языке.
Тема 12. Многозначность слова. (2ч.) Рассказ о свойстве «многозначность слова», о строении словарной статьи толкового словаря. Выделение отличительных признаков многозначности и омонимии. Работа с толковыми словарями. Игра «Прямое и переносное значение слов».
Тема 13. «Откуда катится каракатица?» О словарях, которые рассказывают об истории слов. (2ч.) Рассматривается понятие «этимология», строение словарной статьи этимологического словаря. Работа с различными этимологическими и историческими словарями. Определение первоисточников слова.
Тема 14. Об одном и том же- разными словами. (2ч.) Изучается особенность синонимического ряда слов. Работа со словами- синонимами и правильным употреблением их в речи.
Тема 15. Как возникают названия. (2ч.) Развитие речевых умений. Беседа о главных функциях языка. Вводится понятие «система номинации». Работа с этимологическими и историческими словарями.
Тема 16. Слова – антиподы. (2ч.) Беседа по содержанию стихотворения В. Полторацкого «Слово о словах». Вводится понятие «антонимы». Работа с пословицами и поговорками. Работа со «Словарем антонимов русского языка».
Тема 17. Фразеологические обороты. (2ч.) Изучение особенностей фразеологических сочетаний. Вводится понятие «фразеологические обороты». Беседа о правильном употреблении фразеологизмов в речи. Нахождение фразеологизмов в отрывке из повести А. Рыбакова «Приключение Кроша».
Тема 18. Словари «чужих» слов. (2ч.) Рассматриваются особенности строения словарной статьи словаря иностранных слов. Вводится понятие «устойчивые обороты». Работа со словарем иностранных слов и определением значения этих слов.
Тема 19. Капитан и капуста. (2ч.) Знакомство с историей происхождения и образования слов капитан и капуста, говядина и ковбой, портные и мошенники. Работа со словарем. Сравнение значения слов.
Тема20. «Он весь свободы торжество». (2ч.) Исследуются языковые особенности произведений А. С. Пушкина. Вводится понятие «литературный язык» и «живая народная речь». Нахождение строк народной речи в произведениях А. С. Пушкина.
Тема21. Мы говорим его стихами. (2ч.) Вводятся понятия «крылатые выражения» и «афоризмы. Нахождение афоризмов и крылатых выражений в произведениях А. С. Пушкина. Работа по обогащению словарного запаса учащихся.
Тема22. Слова, придуманные писателями. (2ч.) Продолжается работа над языковыми особенностями произведений А. С. Пушкина. Вводятся понятия «индивидуально- авторские неологизмы» и «окказиональные неологизмы». Нахождение индивидуально- авторских неологизмов в произведениях А. С. Пушкина.
Тема 23. Слова уходящие и слова – новички. (2ч.) Изучение особенностей устаревших слов- архаизмов. Знакомство со словами- новичками. Работа над пониманием и умение правильно употреблять архаизмы в речи. Рассматриваются виды неологизмов и виды архаизмов.
Тема 24. Словарь языка Пушкина. (2ч.) Рассматривается особенность построения «Словаря языка Пушкина». Знакомство с созданием «Словаря языка Пушкина». Беседа о значении этого словаря. Работа со словарем.
Тема 25. Смуглая Чернавка. (2ч.) Рассматривается особенность древнерусских имен. Знакомство с историей русских имен, с первыми русскими именами, на примере произведений А. С. Пушкина. Показать значение древнерусских имен.
Тема 26. Паронимы, или «ошибкоопасные» слова. (2ч.) Знакомство с понятием «паронимы». Рассматриваются виды паронимов и способы их образования. Беседа о правильном употреблении паронимов в устной и письменной речи.
Тема27. Ошибка Колумба. «Ложные друзья переводчика». (2ч.) Знакомство с явлением межъязыковой паронимии. Рассматриваются виды паронимов и способы их образования.
Тема 28. Какой словарь поможет избежать ошибок? (2ч.) Знакомство со словарной статьей «Словаря паронимов», с видами словарей паронимов. Способы образования паронимов. Работа над умением правильно употреблять паронимы в устной и письменной речи.
Тема 29. Словарь- грамотей. (2ч.) Знакомство со словарной статьей орфографического словаря. Беседа о значении орфографического словаря. Работа с орфографическим словарем.
Тема 30. Научная этимология. (2ч.) Знакомство со словарной статьей этимологического словаря. Рассматривается значение этимологического словаря, история происхождения слов «вол», «волк» и «волынка», «запонка» и «запятая». Работа с этимологическим словарем.
Тема 31. Какие бывают имена? (2ч.) Знакомство с наукой «ономастика», С традиционными кличками животных на Руси. Рассматриваются способы и причины образования омонимов среди имен собственных. Работа со словарями.
Тема32. Древнерусские имена. (2ч.) Знакомство с историей образования древнерусских имен. Работа с этимологическим словарем.
Тема33. Отчество и фамилия. (2ч.) Беседа об истории появления отчеств и фамилий в русском языке. Знакомство с наукой «антропонимика». Объяснение происхождений фамилий на примере стихотворения С. Михалкова.
Тема 34. Надо ли останавливаться перед зеброй? (2ч.) Знакомство со способами номинации, аффиксальном словообразовании и словосложении. Использование уже имеющегося названия предмета. Вводится понятие «метафорическая номинация».
№ | Тема раздела | Количество часов | Форма организации занятий | Виды деятельности |
1 | Фонетика и орфоэпия. | 7 | групповая | игровая |
2 | Лексикология. | 27 | коллективная | познавательная |
ИТОГО | 34 | практическая игра | проблемно-ценностное общение |
- Тематическое планирование
внеурочной деятельности «Занимательная грамматика» для 4 класса
№ п\п | Дата | Тема занятия | УУД | |
План. | Факт. | |||
Фонетика и орфоэпия (7 ч) | ||||
1 | Что такое фонография или звукозапись? | Личностные результаты:
| ||
2 | Звуки не буквы! | Метапредметные результаты Регулятивные УУД:
| ||
3 | Звучащая строка. | |||
4 | Банты и шарфы. | |||
5 | "Пигмалион" учит орфоэпии. | |||
6 | Кис! Кис! Мяу! или кое-что о звукоподражаниях. | |||
7 | Что такое орфоэпия? | |||
Лексикология (27 ч) | ||||
8 | Имена вещей. | Познавательные УУД:
преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты. Коммуникативные УУД:
| ||
9 | О словарях энциклопедических и лингвистических. | |||
10 | В царстве смыслов много дорог. | |||
11 | Как и почему появляются новые слова? | |||
12 | Многозначность слова. | |||
13 | "Откуда катится каракатица?" О словарях, которые рассказывают об истории слов. | |||
14 | Об одном и том же - разными словами. | |||
15 | Как возникают названия. | |||
16 | Слова - антиподы. | |||
17 | Фразеологические обороты. | |||
18 | Словари "чужих" слов. | |||
19 | Капитан и капуста. | |||
20 | "Он весь свободы торжество". | |||
21 | Мы говорим его стихами. | |||
22 | Слова, придуманные писателями. | |||
23 | Слова уходящие и слова - новички. | |||
24 | Словарь языка Пушкина. | |||
25 | Смуглая Чернавка. | |||
26 | Паронимы, или ошибкоопасные (места) слова. | |||
27 | Ошибка Колумба. «Ложные» друзья переводчика. | |||
28 | Какой словарь поможет избежать ошибок? | |||
29 | Словарь - грамотей. | |||
30 | Научная этимология. | |||
31 | Какие бывают имена? | |||
32 | Древнерусские имена. | |||
33 | Отчество. | |||
34 | Фамилия. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Кружок" Занимательная информатика"-2кл, внеурочная деятельность
Для обучения детей работе с нэтбуками предлагается программа по внеурочной деятельности для 2 кл....
Занимательная математика. Программа внеурочной деятельности. 2 класс
Программа составлена по новым ФГОС....
Доклад по самообразованию - "Занимательные игры во внеурочной деятельности как средство формирования и развития учебной мотивации."
В данном докладе собран материал по данной теме самообразования....
Занимательные игры во внеурочной деятельности, как средство формирования и развития учебной мотивации.
Как показывает практика, успехов в обучении детей можно достичь, опираясь на ведущую деятельность, которой является игра, ведь « игра – королева детства»....
Занимательный материал для внеурочной деятельности
Отсканированные страницы журнала "Лучшие кроссворды и головоломки", выпуски 2-7...
Занимательный русский язык. Внеурочная деятельность.
Внеурочная деятельность. Программа курса "Занимательный русский язык" 1 - 4 классы...
"Мир занимательных задач" по внеурочной деятельности
Тема: Мир занимательных задачЦели:Предметные: организовать деятельность учащихся по решению занимательных заданий по математике.Метапредметные:познавательные – развивать умение са...