"Занимательная грамматика" РП по внеурочной деятельности
рабочая программа по русскому языку (1, 2, 3, 4 класс)

РП

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanimatelnaya_grammatika.docx36.97 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение к основной образовательной программе начального общего образования,

утвержденной приказом от 30.08.2019 № 782, протоколом педсовета №1 от 30.08.2019

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности

«Занимательная грамматика»

        Класс                  4Б

        Учебный год      2019 - 2020

        Учитель            Соснина О.А.

Нижневартовск, 2019

СОДЕРЖАНИЕ    ПРОГРАММЫ

  1. Пояснительная записка.        ………………………………………………………………………………………………3 стр        
  2. Результаты освоения курса внеурочной деятельности …………………………………………………………………3 стр.
  3. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности………………5 стр.        
  4. Тематическое планирование ……………………………………………………………………………...………………6 стр.

                                                                   

                                                                                                   1.Пояснительная записка.

Программа внеурочной деятельности «Занимательная грамматика» для 4 класса составлена на основе документов:

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  2. ФГОС начального общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009г. №373 (С изменениями и дополнениями от: 26 ноября 2010 г., 22 сентября 2011 г., 18 декабря 2012 г., 29 декабря 2014 г., 18 мая, 31 декабря 2015 г.);
  3. Письмо Министерства образования и науки РФ от 12.05.2011г. №03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;

4) Сборник программ внеурочной деятельности: 1–4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. — М.: Вентана-Граф, 2011;

5) Авторская программа 1–4 классы / под ред. Л.В.Мищенковой-М.: Издательство РОСТ, 2018;

6) Учебный план МБОУ «СШ № 42» на 2020-2021 учебный год.

На реализацию программы в 4 классе выделено 34 часа в год (1 раз в неделю по 30 минут) и предполагает равномерное распределение этих часов по неделям с целью проведения регулярных еженедельных внеурочных занятий со школьниками. Содержание кружка отвечает требованию к организации внеурочной деятельности.

Цель курса: расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения.

Задачи курса:

Обучающие:

  • развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету;
  • приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка;
  • пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;
  • развитие мотивации к изучению русского языка;
  • развитие творчества и обогащение словарного запаса;
  • совершенствование общего языкового развития учащихся;
  • углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.

Воспитывающие:

  • воспитание культуры обращения с книгой;
  •  формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.

Развивающие:

  • развивать смекалку и сообразительность;
  • приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;
  • развивать умение пользоваться разнообразными словарями;
  • учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.

2.Результаты освоения курса внеурочной деятельности

-применение полученных знаний и умений в практической деятельности;

-научиться обобщать изученный материал;

-научиться понимать значимость коллектива и свою ответственность перед ним, единство с коллективом.

Личностные результаты:

  • осознавать роль языка и речи в жизни людей;
  • эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
  • понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
  • обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

  • определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
  • учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
  • учиться работать по предложенному учителем плану

Познавательные УУД:

  • находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
  • преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

Коммуникативные УУД:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
  • слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;
  • выразительно читать и пересказывать текст;
  • договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;
  • учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

3. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности

Фонетика и орфоэпия (7 ч)

Тема 1. Что такое фонография или звукозапись? (2ч.) Знакомство с понятиями «фонография» и «звукозапись». Знакомство с историей письма, с этапом развития письменности – фонографией. Расширение знаний о буквах и звуках.

Тема 2. Что такое орфоэпия? (2ч.) Знакомство с нормами литературного произношения. Углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке. Знакомство с понятиями «орфоэпия», «орфография». Обучение правильному произношению слов, соблюдая орфоэпические нормы.

         Тема 3.        Звуки не буквы! (2ч.) Знакомство с наукой фонетикой, правилами чтения и записи транскрипции. Рассказ учителя об отличии   «буквы»  от «звука». Составление транскрипций.

         Тема 4.        Звучащая строка. (2ч.) Знакомство с фонетическими явлениями «звукозапись», «звукоподражание». Знакомство с терминами «ономатопеи», «аллитерация», «ассонанс». Развитие фонематического слуха.

         Тема 5.        Банты и шарфы. (2ч.) Знакомство с наукой орфоэпия, с нормами произношения. Знакомство с произношением слов банты и шарфы. Разыгрывание ситуаций с этими словами.

         Тема 6.        «Пигмалион» учит орфоэпии. (2ч.) Продолжить знакомство с наукой орфоэпия, с нормами произношения. Знакомство с героями и содержанием комедии Бернарда Шоу «Пигмалион». Правильная постановка ударений в словах.

         Тема 7.        Кис- кис! Мяу! или Кое- что о звукоподражаниях. (2ч.) Знакомство с ономатопоэтическими словами или звукоподражаниями. Познакомить с образованием звукоподражаний. Сравнение звукоподражаний разных языков. Развитие культуры речи. Выполнение заданий по теме «Орфоэпия и фонетика».

Лексикология (27 ч)

         Тема 8.        Имена вещей. (2ч.) Знакомство с   термином «лексика», и лексическим значением слов. Знакомство с толковыми словарями русского языка. Обогащение словарного запаса учащихся.

         Тема 9.   О словарях энциклопедических и лингвистических. (2ч.) Дается понятие о лексическом значении слов. Знакомство с лингвистическими словарями русского языка, с особенностями словарной статьи. Сравнение роли энциклопедических и лингвистических словарей. Обучение умению пользоваться различными словарями.

        Тема 10.        В царстве смыслов много дорог. (2ч.) Знакомство с многозначными словами, словами- омонимами. Рассматриваются способы и причины образования нескольких значений у слова. Практическая работа «Отличие многозначных слов и слов- омонимов».

       Тема 11.        Как и почему появляются новые слова? (2ч.) Продолжение знакомства с лексическим значением слов. Работа с различными толковыми словарями, с историей появления новых слов в русском языке.

       Тема 12.        Многозначность слова. (2ч.) Рассказ о свойстве «многозначность слова», о строении словарной статьи толкового словаря. Выделение отличительных признаков многозначности и омонимии. Работа с толковыми словарями.  Игра «Прямое и переносное значение слов».

       Тема 13.        «Откуда катится каракатица?»  О словарях, которые рассказывают об истории слов. (2ч.) Рассматривается понятие «этимология», строение словарной статьи этимологического словаря. Работа с различными этимологическими и историческими словарями. Определение первоисточников слова.

      Тема 14.        Об одном и том же- разными словами. (2ч.) Изучается особенность синонимического ряда слов. Работа со словами- синонимами и правильным употреблением их в речи.

     Тема 15.        Как возникают названия. (2ч.) Развитие речевых умений. Беседа о главных функциях языка. Вводится понятие «система номинации». Работа с этимологическими и историческими словарями.

     Тема 16.        Слова – антиподы. (2ч.) Беседа по содержанию стихотворения В.  Полторацкого «Слово о словах». Вводится понятие «антонимы». Работа с пословицами и поговорками.  Работа со «Словарем антонимов русского языка».

     Тема 17.        Фразеологические обороты. (2ч.) Изучение особенностей фразеологических сочетаний. Вводится понятие «фразеологические обороты». Беседа о правильном употреблении фразеологизмов в речи. Нахождение фразеологизмов в отрывке из повести А. Рыбакова «Приключение Кроша».

     Тема 18.        Словари «чужих» слов. (2ч.) Рассматриваются особенности строения словарной статьи словаря иностранных слов. Вводится понятие «устойчивые обороты». Работа со словарем иностранных слов и определением значения этих слов.

     Тема 19.        Капитан и капуста. (2ч.)  Знакомство с историей происхождения и образования слов капитан и капуста, говядина и ковбой, портные и мошенники. Работа со словарем. Сравнение значения слов.

    Тема20.        «Он весь свободы торжество». (2ч.) Исследуются языковые особенности произведений А. С. Пушкина. Вводится понятие «литературный язык» и «живая народная речь». Нахождение строк народной речи в произведениях А. С. Пушкина.

     Тема21.        Мы говорим его стихами. (2ч.)  Вводятся понятия «крылатые выражения» и «афоризмы.  Нахождение афоризмов и крылатых выражений в произведениях А. С. Пушкина. Работа по обогащению словарного запаса учащихся.

     Тема22.  Слова, придуманные писателями. (2ч.) Продолжается работа над языковыми особенностями произведений А. С. Пушкина. Вводятся понятия «индивидуально- авторские неологизмы» и «окказиональные неологизмы».  Нахождение индивидуально- авторских неологизмов в произведениях А. С. Пушкина.

    Тема 23. Слова уходящие и слова – новички. (2ч.) Изучение особенностей устаревших слов- архаизмов. Знакомство со словами- новичками.  Работа над пониманием и умение правильно употреблять архаизмы в речи. Рассматриваются виды неологизмов и виды архаизмов.

    Тема 24. Словарь языка Пушкина. (2ч.) Рассматривается особенность построения «Словаря языка Пушкина». Знакомство с созданием «Словаря языка Пушкина». Беседа о значении этого словаря. Работа со словарем.

    Тема 25.  Смуглая Чернавка. (2ч.) Рассматривается особенность древнерусских имен. Знакомство с историей русских имен, с первыми русскими именами, на примере произведений А. С. Пушкина. Показать значение древнерусских имен.

    Тема 26.   Паронимы, или «ошибкоопасные» слова. (2ч.) Знакомство с понятием «паронимы». Рассматриваются виды паронимов и способы их образования. Беседа о правильном употреблении паронимов в устной и письменной речи.

   Тема27.   Ошибка Колумба. «Ложные друзья переводчика». (2ч.) Знакомство с явлением межъязыковой паронимии. Рассматриваются виды паронимов и способы их образования.

   Тема 28. Какой словарь поможет избежать ошибок? (2ч.) Знакомство со словарной статьей «Словаря паронимов», с видами словарей паронимов. Способы образования паронимов. Работа над умением правильно употреблять паронимы в устной и письменной речи.

   Тема 29. Словарь- грамотей. (2ч.) Знакомство со словарной статьей орфографического словаря. Беседа о значении орфографического словаря. Работа с орфографическим словарем.

   Тема 30. Научная этимология. (2ч.) Знакомство со словарной статьей этимологического словаря. Рассматривается значение этимологического словаря, история происхождения слов «вол», «волк» и «волынка», «запонка» и «запятая». Работа с этимологическим словарем.

    Тема 31. Какие бывают имена? (2ч.) Знакомство с наукой «ономастика», С традиционными кличками животных на Руси. Рассматриваются способы и причины образования омонимов среди имен собственных. Работа со словарями.

    Тема32. Древнерусские имена. (2ч.) Знакомство с историей образования древнерусских имен. Работа с этимологическим словарем.

    Тема33.         Отчество и фамилия. (2ч.) Беседа об истории появления отчеств и фамилий в русском языке. Знакомство с наукой «антропонимика». Объяснение происхождений фамилий на примере стихотворения С. Михалкова.

   Тема 34.   Надо ли останавливаться перед зеброй? (2ч.) Знакомство со способами номинации, аффиксальном словообразовании и словосложении. Использование уже имеющегося названия предмета. Вводится понятие «метафорическая номинация».

Тема раздела

Количество часов

Форма организации

занятий

Виды деятельности

1

Фонетика и орфоэпия.

7

групповая  

игровая

2

Лексикология.

27

коллективная

познавательная

ИТОГО

34

практическая игра

проблемно-ценностное общение

  1. Тематическое планирование

внеурочной деятельности «Занимательная грамматика» для 4 класса

№ п\п

Дата

Тема занятия

УУД

План.

Факт.

Фонетика и орфоэпия (7 ч)

1

Что такое фонография или звукозапись?

Личностные результаты:

  • осознавать роль языка и речи в жизни людей;
  • эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
  • понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
  • обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).

2

Звуки не буквы!

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

  • определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
  • учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
  • учиться работать по предложенному учителем плану

3

Звучащая строка.

4

Банты и шарфы.

5

"Пигмалион" учит орфоэпии.

6

Кис! Кис! Мяу! или кое-что о звукоподражаниях.

7

Что такое орфоэпия?

Лексикология (27 ч)

8

Имена вещей.

Познавательные УУД:

  • находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

Коммуникативные УУД:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
  • слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;
  • выразительно читать и пересказывать текст;
  • договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;
  • учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

9

О словарях энциклопедических и лингвистических.

10

В царстве смыслов много дорог.

11

Как и почему появляются новые слова?

12

Многозначность слова.

13

"Откуда катится каракатица?" О словарях, которые рассказывают об истории слов.

14

Об одном и том же - разными словами.

15

Как возникают названия.

16

Слова - антиподы.

17

Фразеологические обороты.

18

Словари "чужих" слов.

19

Капитан и капуста.

20

"Он весь свободы торжество".

21

Мы говорим его стихами.

22

Слова, придуманные писателями.

23

Слова уходящие и слова - новички.

24

Словарь языка Пушкина.

25

Смуглая Чернавка.

26

Паронимы, или ошибкоопасные (места) слова.

27

Ошибка Колумба. «Ложные» друзья переводчика.

28

Какой словарь поможет избежать ошибок?

29

Словарь - грамотей.

30

Научная этимология.

31

Какие бывают имена?

32

Древнерусские имена.

33

Отчество.

34

Фамилия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кружок" Занимательная информатика"-2кл, внеурочная деятельность

Для обучения детей работе с нэтбуками предлагается программа  по внеурочной деятельности для 2 кл....

Занимательные игры во внеурочной деятельности, как средство формирования и развития учебной мотивации.

Как показывает  практика, успехов в обучении детей можно  достичь, опираясь на ведущую деятельность, которой является игра, ведь « игра – королева детства»....

Занимательный материал для внеурочной деятельности

Отсканированные страницы журнала "Лучшие кроссворды и головоломки", выпуски 2-7...

Занимательный русский язык. Внеурочная деятельность.

Внеурочная деятельность. Программа курса "Занимательный русский язык" 1 - 4 классы...

"Мир занимательных задач" по внеурочной деятельности

Тема: Мир занимательных задачЦели:Предметные: организовать деятельность учащихся по решению занимательных заданий по математике.Метапредметные:познавательные – развивать умение са...