Урок обучения грамоте. Тема: " «Сопоставление звуков [г] и [к] по звонкости-глухости».
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)
Урок обучения грамоте. Тема: " «Сопоставление звуков [г] и [к] по звонкости-глухости».
Цель урока: создание условий для формирования умений сопоставлять звуки [г] и [к] по звонкости-глухости.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1_kl._sopostavlenie_zvukov_g_i_k_po_zvonkosti-gluhosti.doc | 52.5 КБ |
Предварительный просмотр:
УРОК ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ
1 класс
Тема: «Сопоставление звуков [г] и [к] по звонкости-глухости».
Цель урока: создание условий для формирования умений сопоставлять звуки [г] и [к] по звонкости-глухости.
Формируемые УУД:
Предметные УУД: ознакомление с характеристикой согласных звуков по звонкости-глухости; отражение этой характеристики в модели слова (знак «звоночек» расположен над звонким звуком); чтение слов и предложений; сравнение первых звуков по твёрдости-мягкости, звонкости-глухости в именах детей: Кира, Коля, Гена, Галя.
Личностные УУД : формирование мотивации к обучению, целенаправленной познавательной деятельности; заинтересованность в получении совета с целью улучшения учебных результатов; становление добрых взаимоотношений между детьми в классе, воспитание уважения к одноклассникам.
Метапредметные УУД:
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; составлять план и последовательность работы; формировать умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
Познавательные: ориентироваться в разнообразии рефлексии, способов и условий действий.
Коммуникативные: формировать умение слушать и понимать других; использовать в речи языковые средства, соответствующие цели и условию общения; стремиться к координации позиций в деловом сотрудничестве.
Материально- техническое оснащение урока:
1. Букварь. 1 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений, 1 ч. – М.: 2. Мультимедийное приложение «Уроки Кирилла и Мефодия 1 класс»
3. Карточки
4. Звуковые модели
5. Условные обозначения
Ход урока
- Организационный момент.
Учитель: Вот и прозвенел звонок.
Начинается урок.
Вы друг к дружке повернитесь
И улыбкой поделитесь.
Ученики: Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться
Учитель: Чтобы знанья получить,
Внимательными надо быть.
- Для развития внимания я предлагаю вам в парах поиграть в «Волшебные превращения».
2. Работа в парах. Введение в тему урока.
- Этот значок подскажет вам правила игры. (Составь слово и запиши его)
- Из данных слогов составьте слова и запишите их. Все буквы в словах должны быть одинакового цвета.
ко го гу ни ра но за ги ки си ря
Проверка : коза кони кино гора гиря гуси
(На доске появляются карточки с этими словами)
- Вот какие чудесные превращения произошли благодаря вашему старанию и вниманию. Кто же оказался самым внимательным и верно составил все слова? Нарисуйте на шкале оценки красный кружок. Кто допустил ошибки? (синий кружок) Кто из ребят не справился с заданием? (зелёный кружок) Ребята, что помогло вам быстро справиться с таким сложным заданием? (работа в парах)
- Послушайте, какой полезный совет много лет назад дал своим читателям детский поэт С. В. Михалков:
Ты в дальнюю дорогу бери с собой друзей.
Они тебе помогут, и сними веселей.
-Учитесь помогать друг другу, и тогда любое дело будет по плечу.
- Подумайте, по какому признаку эти слова можно распределить в 2 группы? (одушевлённые – неодушевлённые, в ед. числе - во мн. числе, начинаются с буквы к или г).
- Охарактеризуйте звуки, которые могут обозначать буквы г и к. Чем похожи эти звуки? (согласные, могут быть твёрдыми и мягкими, парные) Чем они различаются? (глухие – звонкие)
-Откройте учебник на с. 84 и попробуйте догадаться, чем мы будем заниматься сегодня на уроке (сравнивать звуки [г] и [к], составлять звуковые модели слов, вставлять в слова буквы к и г, выполнять сложные задания)
3. Работа с учебником
- Как вы думаете, какое сложное задание предлагают вам выполнить авторы учебника? (Ученики высказывают предположение, пытаются сформулировать задание.)
-Рассмотрите пары картинок и сравните схемы слов. Что вы заметили? (В схеме появился новый значок – звоночек. Слова различаются только теми звуками, на которые указывает стрелка). Замените отмеченные звуки на парные им звонкие или глухие и назовите новое слово.
4. Фонетическая разминка.
- Молодцы! Справились с заданием. А теперь давайте поиграем. Если я называю слова, в которых слышатся звуки [к] или [к,] – хлопают в ладоши девочки, если слова со звуками [г] или [г,] – хлопают мальчики.
Гриб, конфета, заяц, вилка, гитара, зеркало, санки, сапоги, игрушка, самолёт
5. Работа с учебником.
- В эту игру очень любят играть, ребята, с которыми вы познакомитесь на с. 85 нашего учебника. Прочитайте, как их зовут. Сравним первые звуки в именах детей. Чем похожи звуки, чем они отличаются?(выполнение задания).
Значок «Трудное задание»
- Дети живут в одном доме в 1, 2, 3 подъездах. Девочки живут в разных подъездах. Во 2 подъезде живёт мальчик, чьё имя начинается с твёрдого согласного звука. В первом подъезде живут дети, чьи имена начинаются с одинаковых букв. Кто где живёт? (1 – Гена, Галя; 2 – Коля; 3 – Кира)
6. Физкультминутка.
-Как и вы, эти ребята любят вместе собираться и дружно играть. Предлагаю и вам немного отдохнуть. (Уч-ся выполняют групповые движения, игра с мячом)
Отдых наш кончается,
Работа начинается.
7. Самостоятельная работа.
- Чтобы проверить свои знания, поработайте самостоятельно
(Значок – Впиши пропущенные буквы/слова)
∆ ∆ ∆
И _ ОЛ _ А МАТРЁШ _ А БЕРЛО _ А _ АРМОШ _ А
∆
ДОРО _ А ЁЛ _ А
Самопроверка (на слайде): иголка, матрёшка, берлога, гармошка, дорога, ёлка
- Оцените свою работу (красный, синий, зелёный кружки на оценочной шкале)
- Почему допустили ошибки?
- Из данных слов составьте рифмующиеся пары.
8. Работа в группах. Значок «Работа в группе»
- Поработайте в группах со словами: иголка – ёлка, матрёшка – гармошка, дорога – берлога. Используя эти рифмующиеся слова, попробуйте составить маленькие стихотворения.
С этой трудною задачей
Долго будешь мучиться.
Если ж рядом будет друг –
Сразу всё получится.
Проверка:
1 группа: У зелёной ёлки колючие иголки (У ёлки колючие иголки зелёной)
2 группа: На пушистой ёлке мягкие иголки (На ёлке пушистой иголки мягкие)
3 группа: Красавицы матрёшки танцуют под гармошку (Танцуют под гармошку матрёшки красавицы)
4 группа: Разыгралась гармошка, закружилась матрёшка (Гармошка, разыгралась, закружилась, матрёшка)
5 группа: На опушке у дороги спит медведь в своей берлоге (На опушке спит у дороги медведь в своей берлоге)
6 группа: По просёлочной дороге шёл медведь к своей берлоге (Шёл медведь по просёлочной дороге к своей берлоге)
- Оцените работу своей группы (работали дружно, активно)
9. Закрепление ранее изученного материала. Моделирование.
- Из данных слов (на слайде) назовите то, в котором звуков больше, чем букв. Составьте звуковую модель слова ёлка. (Дети работают с моделями, 1 человек у доски)
- Какие буквы и в каких случаях обозначают 2 звука?
10. Работа с мультимедийным приложением «Уроки Кирилла и Мефодия 1 класс» (урок 4, задание 6)
Индивидуально у доски в паре: Соотнесите слова и схемы:
Иголка к с к с с к
Берлога з к с с к с к
Дорога с к с к с к
Матрёшка с к с з к с с к
Гармошка с к с с к с с к (с – синий квадрат, к – красный, з – зелёный)
Проверка
11. Итог урока
- Чем занимались на уроке?
- Что нового узнали на уроке?
- Что было самым трудным?
- Что было самым интересным?
- Кого бы вы хотели поблагодарить или похвалить за урок?
12. Рефлексия
- Оцените свою работу на уроке. У кого большая часть заданий выполнена без ошибок – нарисуйте на ладошке красный круг. Если вы допускали много ошибок и ещё не очень уверенно выполняете задания – синий кружок.
-Подумайте, что вам больше всего понравилось на уроке и приклейте к пальчикам ладошки соответствующие полоски:
Розовую – выполнять трудные задания
Жёлтую – работать вместе с друзьями
Зелёную – заслужить похвалу учителя
Оранжевую – узнавать что-то новое
Уч-ся размещают на доску разноцветные ладошки.
- Желаю вам, ребята, чтобы вас всегда окружали верные друзья, с которыми весело, интересно и легко.
Одному или одной
Трудно справиться с бедой.
Слово «мы»
Сильней, чем «я».
1 «б» – одна семья!
Дети исполняют песню «Когда мои друзья со мной»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок обучения грамоте.Тема:СОГЛАСНЫЙ ЗВУК [Ш], БУКВА «Ш». СТРОЧНАЯ БУКВА «Ш»
Интегрированный урок №51 согласный Звук [ш], буква «ш». Строчная буква «ш» («Букварь», с. 82, Прописи№3, с. 26–27)Цели: познакомить с буквой «ш», звуком [ш], с его особенностью, формиро...
Урок обучения грамоте. Тема:Согласные звуки [х], [х’], буква х. Слова-междометия
. Образовательная система "Школа 2100"...
Урок обучения грамоте.Тема "Гласные звуки и буквы".УМК "Перспектива"
Тема урока: «Гласные звуки и буквы».Это обобщающий урок «Узелки на память» после изучения 6 гласных звуков и букв, их обозначающих. Цель урока: установить степень усвоения учащимися т...
открытый урок по обучению грамоте на тему : "Сопоставление звуков [г] и [к] по звонкости-глухости ."
на данном уроке дети приходят к выводу о том, что звуки [г ] и [к ] являются парными по звонкости и глухости....
Урок обучения грамоте. Тема "Гласные звуки и их буквы". УМК "Гармония"
На этом уроке дети учатся находить в словах гласные звуки и обозначать их буквами гласных....
Урок обучения грамоте. Тема: Сопоставление звуков [г] и [к] по глухости-звонкости.
Презентация выполнена в программе Notebook 10 для интерактивной доски. 1 класс (УМК Начальная школа 21 век)....
Конспект проведения урока обучение грамоте. Тема: «Сопоставление звуков [з] и [с] по звонкости-глухости»
Тема: «Сопоставление звуков [з] и [с] по звонкости-глухости».Тип урока: ОНЗЦель: создание условий для формирования умений сопоставлять звуки [з] и [с] по звонкости-глухости.Задачи:Образова...
- Мне нравится (1)