Урок обучения грамоте. Тема: " «Сопоставление звуков [г] и [к] по звонкости-глухости».
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

Почекуева Галина Матвеевна

Урок обучения грамоте. Тема: " «Сопоставление звуков [г] и [к] по звонкости-глухости».

Цель урока: создание условий для формирования умений сопоставлять звуки [г] и [к] по звонкости-глухости.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 1_kl._sopostavlenie_zvukov_g_i_k_po_zvonkosti-gluhosti.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

УРОК ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ

 1 класс

Тема: «Сопоставление звуков [г] и [к] по звонкости-глухости».

Цель урока: создание условий для формирования умений сопоставлять звуки [г] и [к] по звонкости-глухости.

Формируемые УУД:

Предметные УУД: ознакомление с характеристикой согласных звуков по звонкости-глухости; отражение этой характеристики в модели слова (знак «звоночек» расположен над звонким звуком); чтение слов и предложений; сравнение первых звуков по твёрдости-мягкости, звонкости-глухости в именах детей: Кира, Коля, Гена, Галя.

Личностные УУД :  формирование мотивации к обучению, целенаправленной познавательной деятельности;  заинтересованность  в получении совета с целью улучшения учебных результатов; становление  добрых взаимоотношений между детьми в классе, воспитание уважения   к одноклассникам.

   Метапредметные УУД:

        Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; составлять план и последовательность работы; формировать умение оценивать  учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

*     Познавательные: ориентироваться в разнообразии рефлексии, способов и условий действий.

   Коммуникативные: формировать умение слушать и понимать других; использовать в речи языковые средства, соответствующие  цели и условию общения; стремиться к координации позиций в деловом сотрудничестве.     

Материально- техническое оснащение урока:

1. Букварь.  1 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений, 1 ч. – М.: 2. Мультимедийное приложение «Уроки Кирилла и Мефодия 1 класс»

3. Карточки

4. Звуковые модели

5. Условные обозначения

Ход урока

  1. Организационный момент.

Учитель: Вот и прозвенел звонок.

                  Начинается урок.

                  Вы друг к дружке повернитесь

                  И улыбкой поделитесь.

Ученики: Мы пришли сюда учиться,

                   Не лениться, а трудиться

Учитель: Чтобы знанья получить,

        Внимательными надо быть.

- Для развития внимания я предлагаю вам в парах поиграть в «Волшебные превращения».

2. Работа в парах. Введение в тему урока.

- Этот значок подскажет вам правила игры. (Составь слово и запиши его)

- Из данных слогов  составьте слова и запишите их. Все буквы в словах должны быть одинакового цвета.

        ко       го      гу        ни      ра        но         за       ги           ки      си         ря

Проверка : коза     кони    кино     гора       гиря      гуси 

(На доске появляются карточки с этими словами)

- Вот какие чудесные превращения произошли благодаря вашему старанию и вниманию. Кто же оказался самым внимательным и верно составил все слова? Нарисуйте на шкале оценки красный кружок. Кто допустил ошибки? (синий кружок) Кто из ребят не справился с заданием? (зелёный кружок) Ребята, что помогло вам  быстро справиться с таким сложным заданием? (работа в парах)

- Послушайте, какой полезный совет много лет назад дал своим читателям детский поэт С. В. Михалков:

Ты в дальнюю дорогу бери с собой друзей.

Они тебе помогут, и сними веселей.

-Учитесь помогать друг другу, и тогда любое дело будет по плечу.

- Подумайте, по какому признаку эти слова можно распределить  в 2 группы? (одушевлённые – неодушевлённые, в ед. числе -  во мн. числе, начинаются с буквы к или г).

- Охарактеризуйте звуки, которые могут обозначать буквы г и к. Чем похожи эти звуки? (согласные, могут быть твёрдыми и мягкими, парные) Чем они различаются? (глухие – звонкие)

-Откройте учебник на с. 84 и попробуйте догадаться, чем мы будем заниматься сегодня на уроке (сравнивать звуки [г] и [к], составлять звуковые модели слов, вставлять в слова буквы к и г, выполнять сложные задания)

3. Работа с учебником

- Как вы думаете, какое сложное задание предлагают вам выполнить авторы учебника? (Ученики высказывают предположение, пытаются сформулировать задание.)

-Рассмотрите пары картинок и сравните схемы слов. Что вы заметили? (В схеме появился новый значок – звоночек. Слова различаются только теми звуками, на которые указывает стрелка). Замените отмеченные звуки на парные им звонкие или глухие и назовите новое слово.

4. Фонетическая разминка.

- Молодцы! Справились с заданием. А теперь давайте поиграем. Если я называю слова, в которых слышатся звуки [к] или [к,] – хлопают в ладоши девочки, если слова со звуками [г] или [г,] – хлопают мальчики.

        Гриб, конфета, заяц, вилка, гитара, зеркало, санки, сапоги, игрушка, самолёт

5. Работа с учебником.

- В эту игру очень любят играть, ребята, с которыми вы познакомитесь на  с. 85 нашего учебника. Прочитайте, как их зовут. Сравним первые звуки в именах детей. Чем похожи звуки, чем они отличаются?(выполнение задания). 

Значок «Трудное задание»

- Дети живут в одном доме в 1, 2, 3 подъездах. Девочки живут в разных подъездах. Во 2 подъезде живёт мальчик, чьё имя начинается с твёрдого согласного звука. В первом подъезде живут дети, чьи имена начинаются с одинаковых букв. Кто где живёт? (1 – Гена, Галя; 2 – Коля; 3 – Кира)

6. Физкультминутка.

-Как и вы, эти ребята любят вместе собираться и дружно играть. Предлагаю и вам немного отдохнуть. (Уч-ся выполняют групповые движения, игра с мячом)

Отдых наш кончается,
Работа начинается.
7. Самостоятельная работа.

- Чтобы проверить свои знания, поработайте самостоятельно

(Значок – Впиши пропущенные буквы/слова)  

    ∆                                                                      ∆                  ∆

И _ ОЛ _ А       МАТРЁШ _ А            БЕРЛО _ А               _ АРМОШ _ А

           

ДОРО _ А                   ЁЛ _ А

Самопроверка (на слайде): иголка, матрёшка, берлога, гармошка, дорога, ёлка

- Оцените свою работу (красный, синий, зелёный кружки на оценочной шкале)

- Почему допустили ошибки?

- Из данных слов составьте рифмующиеся пары.

8. Работа в группах. Значок «Работа в группе»

- Поработайте в группах со словами: иголка – ёлка, матрёшка – гармошка, дорога – берлога. Используя эти рифмующиеся слова, попробуйте составить маленькие стихотворения.

С этой трудною задачей

Долго будешь мучиться.

Если ж рядом будет друг –

Сразу всё получится.

Проверка:  

1 группа: У зелёной ёлки колючие иголки (У    ёлки      колючие    иголки           зелёной)

2 группа: На пушистой ёлке мягкие иголки (На    ёлке  пушистой    иголки         мягкие)

3 группа: Красавицы матрёшки танцуют под гармошку (Танцуют под гармошку матрёшки красавицы)

4 группа: Разыгралась гармошка, закружилась матрёшка (Гармошка, разыгралась, закружилась, матрёшка)

5 группа: На опушке у дороги спит медведь в своей берлоге (На опушке спит у дороги медведь в своей берлоге)

6 группа: По просёлочной дороге шёл медведь к своей берлоге (Шёл медведь по просёлочной дороге к своей берлоге)

- Оцените работу своей группы (работали дружно, активно)

9. Закрепление ранее изученного материала. Моделирование.

- Из данных слов (на слайде) назовите то, в котором звуков больше, чем букв. Составьте звуковую модель слова ёлка. (Дети работают с моделями, 1 человек у доски)

- Какие буквы и в каких случаях обозначают 2 звука?

10. Работа с мультимедийным приложением «Уроки Кирилла и Мефодия 1 класс» (урок 4, задание 6)

Индивидуально у доски в паре: Соотнесите слова и схемы:

Иголка         к с к с с к

Берлога        з к с с к с к

Дорога         с к с к с к

Матрёшка    с к с з к с с к

Гармошка    с к с с к с с к   (с – синий квадрат, к – красный, з – зелёный)

Проверка

11. Итог урока

- Чем занимались на уроке?

- Что нового узнали на уроке?

- Что было самым трудным?

- Что было самым интересным?

- Кого бы вы хотели поблагодарить или похвалить за урок?

12. Рефлексия

- Оцените свою работу на уроке. У кого большая часть заданий выполнена без ошибок – нарисуйте на ладошке красный круг. Если вы допускали много ошибок и ещё не очень уверенно выполняете задания – синий кружок.

-Подумайте, что вам больше всего понравилось на уроке и приклейте к пальчикам ладошки соответствующие полоски:

        Розовую – выполнять трудные задания

        Жёлтую – работать вместе с друзьями

        Зелёную – заслужить похвалу учителя

        Оранжевую – узнавать что-то новое

Уч-ся размещают на доску разноцветные ладошки.

- Желаю вам, ребята, чтобы вас всегда окружали верные друзья, с которыми весело, интересно и легко.

Одному или одной

Трудно справиться с бедой.

Слово «мы»

Сильней, чем «я».

1 «б» – одна семья!

Дети исполняют песню «Когда мои друзья со мной»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок обучения грамоте.Тема:СОГЛАСНЫЙ ЗВУК [Ш], БУКВА «Ш». СТРОЧНАЯ БУКВА «Ш»

Интегрированный урок №51 согласный Звук [ш], буква «ш». Строчная  буква «ш» («Букварь», с. 82, Прописи№3, с. 26–27)Цели: познакомить с буквой «ш», звуком [ш], с его особенностью, формиро...

Урок обучения грамоте.Тема "Гласные звуки и буквы".УМК "Перспектива"

Тема урока:  «Гласные звуки и буквы».Это обобщающий урок «Узелки на память» после изучения 6 гласных звуков и букв, их обозначающих. Цель урока: установить степень усвоения учащимися т...

открытый урок по обучению грамоте на тему : "Сопоставление звуков [г] и [к] по звонкости-глухости ."

на данном уроке дети приходят к выводу о том, что звуки [г ] и [к ] являются парными по звонкости и глухости....

Урок обучения грамоте. Тема "Гласные звуки и их буквы". УМК "Гармония"

На этом уроке дети учатся находить в словах гласные звуки и обозначать их буквами гласных....

Урок обучения грамоте. Тема: Сопоставление звуков [г] и [к] по глухости-звонкости.

Презентация выполнена в программе Notebook 10 для интерактивной доски. 1 класс (УМК Начальная школа 21 век)....

Конспект проведения урока обучение грамоте. Тема: «Сопоставление звуков [з] и [с] по звонкости-глухости»

Тема: «Сопоставление звуков [з] и [с] по звонкости-глухости».Тип урока: ОНЗЦель: создание условий для формирования умений сопоставлять звуки [з] и [с] по звонкости-глухости.Задачи:Образова...