Актуализация знаний
| Записываем сегодняшнее число Шестнадцатое ноября. Классная работа. Комментирование орфограмм начнет первый ряд. Минута чистописания. 1. Сегодня мы с вами пропишем буквы : Чщ Чч Щщ и дадим характеристику их звуков. (Дети продолжают комментировать характеристику звуков) 2. Словарно-орфографическая работа. (Слайд 1) (ИКТ –технология) Отгадайте загадки, отгадки запишите в тетрадь. То я в клетку, то в линейку, — Написать по ним сумей-ка, Можешь и нарисовать, Называюсь я… (тетрадь)
В школьной сумке я лежу, Как ты учишься – скажу. (Дневник)
Зимою в школу он бежит, А летом в комнате лежит. Как только осень настаёт, Меня он за руку берёт. (Портфель)
Поставьте ударение в словах, подчеркните орфограммы. (Проговаривают орфограммы, выделяют их)
Работа в группах. (Работа в группе) Класс делится на 4 группы. Каждой группе дается лист формата А3 с заданием и одинаковым набором слов: Родина | погода | ручка | малыши | солнце | карандаш | Илья | окно | Дружок |
Каждая группа должна разделить все слова на две группы по определенному признаку: - гр.: одушевлённые/неодушевлённые имена существительные.
- гр.:– собственные/нарицательные имена существительные.
- гр.: ед. или мн. число имён существительных.
- гр.: разделить слова на 3 группы в зависимости от рода имён существительных.
(После выполнения листы вывешиваются на доску.) - Догадайтесь, по какому признаку были разделены слова в каждой группе? (выслушиваются ответы детей)
- Дайте общее название. (грамматические признаки имени существительного)
- Какие грамматические признаки являются постоянными? Непостоянными?
| Дети комментируют орфограммы в записи даты и классной работы
Отгадывают загадки, отгадки записывают в тетрадь.
В записанных словах
Работают в группах.
Защищают свою работу в группе.
Ответы детей
| Предметные: - называть предметы и их действия; - уметь ставить ударение, опознавать орфограммы; регулятивные: - осуществлять самоконтроль; коммуникативные: - слушать и понимать речь учителя; - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; - овладевать умением прогнозировать; познавательные: - ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); - находить ответы на вопросы, используя информацию. Личностные: -оценивать усваиваемое содержание учебного материала (исходя из личностных ценностей); - определять общие для всех правила поведения.
|
Постановка целей и задач урока (Эвристический метод)
| На слайде слова (2 слайд): Водяной вода водичка водный водные | вода У воды водой О воде воды |
- Подумайте, что может объединять слова каждой группы?
- Чем различаются родственные слова?
- Хорошо, молодцы, а чем различаются формы одного и того же слова?
- Скажите, а какая часть слова служит для связи слов в предложениях и словосочетаниях?
- Для чего в русском языке разные формы одного и того же слова?
Как вы думаете, какая наша главная цель на сегодняшний урок? А теперь какие задачи нам нужно решить, чтобы добиться сегодняшней цели?
| Первая группа – однокоренные слова, вторая – формы одного и того же слова. Слова разных частей речи; образованы с помощью суффиксов и приставок. У них разные окончания. Окончание.
Для связи слов в предложении. Дети с помощью учителя формулируют цель. | Личностные: определять общие для всех правила поведения; - определять правила работы в группах ; Познавательные: развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; - строить речевое высказывание в устной и письменной форме; коммуникативные: - слушать и понимать речь других; - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ; - владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
|
Первичное усвоение новых знаний.
| Работа с деформированными предложениями. (Слайд 3) На партах карточки для парной работы:
- Прочитайте и подумайте, какое задание можно предложить к написанным пословицам?
- Как вы думаете, что вам помогло правильно выбрать форму имен существительных? Работа с учебником. С.81 упр.137,
- Читаем задание.
В тетради и на доске делаем следующую запись: что? парта чего? парты чему? парте что? парту чем? партой о чём? О парте - Почему изменялось слово «парта»? Дали полное склонение слова «парта». Работа с правилом -Что называется склонением?
Физкультурная минуткаИменительный подпрыгнул, А Родительный летал. Дательный полез на горку, А Винительный устал. Наш Творительный поплавал, А Предложный убежал. Падежи нам все нужны- И при этом все важны.
| Предлагают задание: «Изменить форму имён существительных в соответствии со смыслом предложения»). Работают в парах. Проверяется выполнение задания. Вопрос, который задавали к имени существительному.
Задавали разные вопросы.
Выполняют физ.минутку
| Личностные: - определять общие для всех правила поведения; Коммуникативные: - слушать и понимать речь других; - формировать умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; Познавательные: - ориентироваться в учебнике; - ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); - уметь находить и выделять необходимую информацию; - уметь сравнивать, называя критерий для сравнения; - делать обобщение; коммуникативные: - слушать и понимать речь других; - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ; - владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
|
Первичное осмысление
| - В русском языке шесть падежей. (Слайд 4) - Ребята послушайте сказку. Он еще не родился, а уже думали, какое ему дать имя, и решили назвать - Именительным. Родился- стал Родительным. Пока был малышом, ему давали, и он стал Дательным. Но он был и большим озорником, за всяческие проделки его винили, и он стал Винительным. Потом подрос, стал творить добрые дела и стал Творительным. Он всем предлагал свою помощь, о нем заговорили и назвали Предложным. - Ребята, какие названия падежей вы услышали? И.п. - от слова имя, то есть названия предмета. Р.п. - буквально означает «полученный с рождением». Такое название возникло потому, что родительный падеж без предлога при существительных очень часто обозначает лицо, являющееся родителем, создателем, владельцем (сын Ивана, дом отца, платье сестры). Д.п. - от слова дать. В.п. - назван так потому, что предмет, о котором идет речь, является причиной действия (читать книгу, шить платье). Т.п.- связан с глаголом творить, так как одним из основных его значений является значение орудия действия (резать ножом, рисовать карандашом). П.п - Название этому падежу дал М. Ломоносов, поскольку этот падеж употребляется только с предлогами. На доску вывешивается таблица падежей с вопросами. - Как вы думаете, в форме какого падежа имя существительное является подлежащим. - Скажите, какой падеж не употребляется без предлогов. - Давайте поразмысли, почему у каждого падежа по два вопроса? - Определить падеж имени существительного помогают не только вопросы, но и вспомогательные слова. (Слайд 5) Дети выдаются карточки со словами «помощниками»: падеж | вспомогате льное слово | вопрсы | Именительный | есть | кто? что? | Родительный | нет | кого? чего? | Дательный | рад | кому? чему? | Винительный | вижу | кого? что? | Творительный | доволен | кем? чем? | Предложный | думаю | о ком? о чём? |
Для того, чтобы было легче определить склонение, каждый Падеж нашел себе слово «помощника». Давайте мы с помощью этих слов и падежных вопросов просклоняем слово «стол».
Упражнение в определении падежа у имён существительных. Слайд 6) Падежи, вопросы и вспомогательные слова надо знать наизусть, чтобы безошибочно определять падеж у имени существительного. Перед вами небольшие тексты. Надо определить падеж у выделенных существительных. Как? |
Отвечают на вопрос
Именительный падеж Предложный падеж.
Один вопрос задаётся с одушевлённому имени существительному, другой – к неодушевлённому.
Работают вслух хором.
| Личностные: - определять общие для всех правила поведения; Регулятивные: - работать по предложенному плану; - отличать верно выполненное задание от неверного; - осуществлять самоконтроль; познавательные: - ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); коммуникативные: - слушать и понимать речь других; - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ; - владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;
Познавательные: - ориентироваться в учебнике; - ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); - уметь находить и выделять необходимую информацию; - уметь сравнивать, называя критерий для сравнения; - делать обобщение
|
Итог. Рефлексия
| Теперь немного отдохнем. Сейчас на слайде будут появляться вопросы, вы на них отвечаете. (Слайд 7) «Что нового и интересного вы узнали?», «Чему научились?», «Что на уроке было непонятно?», «Что ещё вам бы хотелось узнать?» Оцените себя, используя наши смайлики, если на уроке все было понятно и интересно – веселый смайлик, если вы думаете, что еще есть над чем работать, то обычный, ну а если вы совсем ничего не поняли, и вам было не интересно, то грустный. Домашнее задание: выполнить упр.139, выучить правило на стр.81 ; падежи, вопросы и слова «помощники» выучить наизусть. | Подводят итог урока.
Оценивают себя.
Записывают домашнее задание. | Личностные: - устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом. Регулятивные: - осуществлять самоконтроль; - давать оценку деятельности на уроке совместно с учителем и одноклассниками; - выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить; Коммуникативные: - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. |