Технологическая карта урока по русскому языку в 4 классе
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Тема: Изменение имён существительных по падежам

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_russkomu_yazyku.docx39.05 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока русского языка в 4Д классе

Дата: 17.11.2021г.

Класс: 4

Тема: Изменение имён        существительных по падежам.

Цель: создать условия для формирования представлений о склонении имён существительных, вспомнить с  учащимися названия падежей , наблюдение за употреблением в предложениях текста одного и того же слова в формах разных падежей: учить решать проблемные задачи.

Планируемые результаты:

Предметные: повторить понятие о склонении имён существительных, вспомнить, как существительные изменяются по падежам, правильное использование существительных определенного склонения в речи.

Личностные: формирование познавательного интереса, осознание роли языка и речи в жизни людей.

Метапредметные: умение осознанно использовать речевые средства для выражения мыслей и чувств, умение работать индивидуально и в группе, вести диалог со сверстниками и учителем, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Регулятивные:

  • определять и формулировать цель и задачи деятельности на уроке;
  • учиться высказывать свое предположение на основе работы с материалом учебника;
  • саморегуляция.

Познавательные:

  • формировать умение прогнозировать предстоящую работу;
  • ориентироваться в учебнике, в словаре, находить ответы на вопросы в тексте;

-формировать        умение        осуществлять        познавательную        и        личностную                                                           рефлексию;

  • делать выводы в результате совместной работы.

Коммуникативные:

  • развитие умения оформлять свои мысли в устной и письменной форме;
  • учиться работать в паре, группе;
  • развивать умение слушать и высказывать свое мнение.

Методы и приемы обучения и воспитания: эвристический метод, работа в группе, ИКТ-технология.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, таблицы, схема - алгоритм определения падежа у имён существительных, индивидуальные таблицы - памятки, индивидуальные карточки, карточки для работы в паре.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Планируемые результаты

(предметные, метапредмет

ные, личностные)

Организационный момент.

Добрый день, ребята! Садитесь. Открываем тетради.

Приветствуют учителя.

Р: Создание условий для положительного настроя на урок, включение в деятельность.

Актуализация знаний

Записываем сегодняшнее число Шестнадцатое ноября. Классная работа. Комментирование орфограмм начнет первый ряд.

Минута чистописания.

1.        Сегодня мы с вами пропишем буквы : Чщ Чч Щщ и дадим характеристику их звуков. (Дети продолжают комментировать характеристику звуков)

2.        Словарно-орфографическая работа. (Слайд 1) (ИКТ –технология)

Отгадайте загадки, отгадки запишите в тетрадь. То я в клетку, то в линейку, —

Написать по ним сумей-ка,

Можешь и нарисовать,

Называюсь я… (тетрадь)

В школьной сумке я лежу, Как ты учишься – скажу. (Дневник)

Зимою в школу он бежит, А летом в комнате лежит. Как только осень настаёт, Меня он за руку берёт. (Портфель)

Поставьте ударение в словах, подчеркните орфограммы.        (Проговаривают орфограммы, выделяют их)

Работа в группах. (Работа в группе)

Класс делится на 4 группы. Каждой группе дается лист формата А3 с заданием и одинаковым набором слов:

Родина

погода

ручка

малыши

солнце

карандаш

Илья

окно

Дружок

Каждая группа должна разделить все слова на две группы по определенному признаку:

  1. гр.: одушевлённые/неодушевлённые имена существительные.
  2. гр.:– собственные/нарицательные имена существительные.
  3. гр.: ед. или мн. число имён существительных.
  4. гр.:        разделить        слова        на        3        группы        в        зависимости        от        рода        имён существительных.

(После выполнения листы вывешиваются на доску.)

  • Догадайтесь, по какому признаку были разделены слова в каждой группе? (выслушиваются ответы детей)
  • Дайте общее название. (грамматические признаки имени существительного)
  • Какие грамматические признаки являются постоянными?  Непостоянными?

Дети комментируют орфограммы в записи даты и классной работы

Отгадывают загадки, отгадки записывают в тетрадь.

В записанных словах

Работают в группах.

Защищают свою работу в группе.

Ответы детей

Предметные:

- называть предметы и их действия;

- уметь ставить ударение, опознавать орфограммы;

регулятивные:

- осуществлять самоконтроль;

коммуникативные:

- слушать и понимать речь учителя;

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

- овладевать умением прогнозировать;

познавательные:

- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

- находить ответы на вопросы, используя информацию.

Личностные: -оценивать усваиваемое содержание учебного материала (исходя из личностных ценностей);

- определять общие для всех правила поведения.

Постановка целей и задач урока (Эвристический метод)

На слайде слова (2 слайд):

Водяной

 вода

водичка

водный

водные

вода

У воды

водой

О воде

воды

  • Подумайте, что может объединять слова каждой группы?
  • Чем различаются родственные слова?
  • Хорошо, молодцы, а чем различаются формы одного и того же слова?

-        Скажите, а какая часть слова служит для связи слов в предложениях и словосочетаниях?

  • Для чего в русском языке разные формы одного и того же слова?

Как вы думаете, какая наша главная цель на сегодняшний урок?

А теперь какие задачи нам нужно решить, чтобы добиться сегодняшней цели?

Первая группа – однокоренные слова, вторая – формы одного и того же слова.

Слова разных частей речи; образованы с помощью суффиксов и приставок.

У них разные окончания.

Окончание.

Для связи слов в предложении. 

Дети с  помощью учителя формулируют цель.

Личностные: определять общие для всех правила поведения;

- определять правила работы в группах ;

Познавательные: развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

- строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ;

- владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Первичное усвоение новых знаний.

Работа с деформированными предложениями. (Слайд 3) На партах карточки для парной работы:

  • Прочитайте и подумайте, какое задание можно предложить к написанным пословицам?
  • Как вы думаете, что        вам        помогло        правильно        выбрать        форму        имен  существительных? Работа с учебником. С.81 упр.137,
  • Читаем задание.

В тетради и на доске делаем следующую запись:        

что? парта

чего? парты

чему? парте

что? парту

чем? партой

о чём? О парте

-        Почему изменялось слово «парта»? Дали полное склонение слова «парта».

Работа с правилом

-Что называется склонением?

Физкультурная минутка

Именительный подпрыгнул,

А Родительный летал.

Дательный полез на горку,

 А Винительный устал.

Наш Творительный поплавал,

 А Предложный убежал.

Падежи нам все нужны- И при этом все важны.

Предлагают задание: «Изменить форму имён существительных в соответствии со смыслом предложения»).

Работают в парах. Проверяется выполнение задания.

Вопрос, который задавали к имени существительному.

Задавали разные вопросы.

Выполняют физ.минутку

Личностные:

- определять общие для всех правила поведения;

Коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

- формировать умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

Познавательные: 

- ориентироваться в учебнике;

- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

- уметь находить и выделять необходимую информацию;

- уметь сравнивать, называя критерий для сравнения;

- делать обобщение;

коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ;

- владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Первичное осмысление

-        В русском языке шесть падежей. (Слайд 4)

-        Ребята послушайте сказку.

Он еще не родился, а уже думали, какое ему дать имя, и решили назвать - Именительным. Родился- стал Родительным. Пока был малышом, ему давали, и он стал Дательным. Но он был и большим озорником, за всяческие проделки его винили, и он стал Винительным. Потом подрос, стал творить добрые дела и стал Творительным. Он всем предлагал свою помощь, о нем заговорили и назвали Предложным.

-        Ребята, какие названия падежей вы услышали?

И.п. - от слова имя, то есть названия предмета.

Р.п. - буквально означает «полученный с рождением». Такое название возникло потому, что родительный падеж без предлога при существительных очень часто обозначает лицо, являющееся родителем, создателем, владельцем (сын Ивана, дом отца, платье сестры).

Д.п. - от слова дать.

В.п. - назван так потому, что предмет, о котором идет речь, является причиной действия (читать книгу, шить платье).

Т.п.- связан с глаголом творить, так как одним из основных его значений является значение орудия действия (резать ножом, рисовать карандашом).

П.п -        Название этому падежу дал М. Ломоносов, поскольку этот падеж употребляется только с предлогами.

На доску вывешивается таблица падежей с вопросами.

-        Как вы думаете, в форме какого падежа имя существительное является подлежащим.

-        Скажите, какой падеж не употребляется без предлогов.

-        Давайте поразмысли, почему у каждого падежа по два вопроса?

-        Определить падеж имени существительного помогают не только вопросы, но и вспомогательные слова. (Слайд 5)

Дети выдаются карточки со словами «помощниками»:

падеж

вспомогате

льное слово

вопрсы

Именительный

есть

кто?

 что?

Родительный

нет

кого?

 чего?

Дательный

рад

кому?

чему?

Винительный

вижу

кого?

 что?

Творительный

доволен

кем?

чем?

Предложный

думаю

о ком?

о чём?

Для того, чтобы было легче определить склонение, каждый Падеж нашел себе слово «помощника». Давайте мы с помощью этих слов и падежных вопросов просклоняем слово «стол».

Упражнение в определении падежа у имён существительных. Слайд 6)

Падежи, вопросы и вспомогательные слова надо знать наизусть, чтобы безошибочно определять падеж у имени существительного. Перед вами небольшие тексты. Надо определить падеж у выделенных существительных. Как?

Отвечают на вопрос

Именительный падеж

Предложный падеж.

Один вопрос задаётся с одушевлённому имени существительному, другой – к неодушевлённому.

Работают вслух хором.

Личностные:

- определять общие для всех правила поведения;

Регулятивные:

- работать по предложенному плану;

- отличать верно выполненное задание от неверного;

- осуществлять самоконтроль;

познавательные:

- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ;

- владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;

Познавательные: 

- ориентироваться в учебнике;

- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

- уметь находить и выделять необходимую информацию;

- уметь сравнивать, называя критерий для сравнения;

- делать обобщение

Итог. Рефлексия

Теперь немного отдохнем. Сейчас на слайде будут появляться вопросы, вы на них отвечаете. (Слайд 7)

«Что нового и интересного вы узнали?»,

«Чему научились?»,

«Что на уроке было непонятно?»,

«Что ещё вам бы хотелось узнать?»

Оцените себя, используя наши смайлики, если на уроке все было понятно и интересно – веселый смайлик, если вы думаете, что еще есть над чем работать, то обычный, ну а если вы совсем ничего не поняли, и вам было не интересно, то грустный.

Домашнее задание: выполнить упр.139, выучить правило на стр.81 ; падежи, вопросы и слова «помощники» выучить наизусть.

Подводят итог урока.

Оценивают себя.

Записывают домашнее задание.

Личностные:

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

Регулятивные:

- осуществлять самоконтроль;

- давать оценку деятельности на уроке совместно с учителем и одноклассниками;

- выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить;

Коммуникативные:

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

" Классификация слов по способу образования"технологическая карта урока по русскому языку . 2 класс

УМК "Школа 21 век" Тема: "Классификация слов по способу образования"...

технологическая карта урока по русскому языку 3 класс по ФГОС

Технологическая карта урока позволяет учителю четко отслеживать как и на каком этапе урока развиваются различные  универсальные учебные действия. Подробно разьяснена деятельность учителя и деятел...

Технологическая карта урока по русскому языку 2 класс УМК "Начальная школа XXI век" ФГОС

Класс:  2 «Б» классПредмет:  Русский языкИспользуемое оборудование: мультимедийный проектор, экран, ПК Тема урока: Правописание суффиксов имён существительных: -ик-,...

Технологическая карта урока по русскому языку 3 класс ПНШ

Конспект урока составлен в соответствии с требованиями ФГОС. Четко прописаны результатаы, к которым должен стремиться педагог....

Технологическая карта урока по русскому языку 4г класс ФГОС Тема урока: Как отличить простое предложение от сложного.

Конспект урока русского языка для четвертого класса по теме: Как отличить простое предложение  от  сложного....

технологическая карта урока по русскому языку 3 класс по теме: "Сложные слова"

технологическая карта по русскому языку по теме: "Сложные слова" 3 класс...