ЗНАКОМСТВО С УЧЕБНИКОМ «РУССКИЙ ЯЗЫК»
план-конспект занятия по русскому языку (3 класс)
знакомство с учебником «Русский язык»,
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ЗНАКОМСТВО С УЧЕБНИКОМ «РУССКИЙ ЯЗЫК» | 35.42 КБ |
urok_1._znakomstvo_s_uchebnikom.docx | 35.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок 1
ЗНАКОМСТВО С УЧЕБНИКОМ «РУССКИЙ ЯЗЫК»
Цель деятель- | Создать условия для ознакомления с учебником, его содержанием и структурой, для актуализации знаний учащихся о речи и ее значении в жизни человека, ознакомления с содержанием понятия «хорошая речь» |
Тип урока | Постановка и решение учебных задач |
Планируемые | Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): получат возможность научиться: понимать, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознавать единство и многообразие языкового и культурного пространства России, язык как основу национального самосознания; проявлять позитивное отношение к правильной устной и письменной речи как показателю общей культуры человека; научатся: писать без ошибок, применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания при записи предложенных текстов, проверять написанное, ориентироваться в целях, Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД): владеют способностями понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог, оценивают свои достижения на уроке; умеют вступать Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками |
Методы и формы обучения | Парная, фронтальная, индивидуальная |
Образовательные | 1. Русский язык. Рабочие программы. 1–4 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций / 2. Канакина В. П. Русский язык. 3 класс. Методическое пособие с поурочными разработками: пособие для учителей общеобразоват. организаций: в 2 ч. Ч. 1. М.: Просвещение, 2015. 3. Канакина В. П. Русский язык. 3 класс: учеб. для общеобразоват. организаций: в 2 ч. Ч. 1. М.: Просвещение, 2015. |
Окончание табл.
4. Канакина В. П. Русский язык. 3 класс: рабочая тетрадь: пособие для учащихся общеобразоват. организаций: 5. Канакина В. П. Работа с трудными словами. 1–4 классы. М.: Просвещение, 2012. | |
Оборудование | Интерактивная доска, проектор (по возможности) |
Наглядно- | Таблички со словарными словами (здравствуй, вместе), запись задач раздела, темы, пословиц по теме урока |
Основные понятия и термины | Учебник (учебное пособие), рабочая тетрадь, авторы учебных пособий, условные обозначения, справочный |
Организационная структура (сценарий) урока
Этапы | Обучающие и раз-вивающие компоненты, задания | Деятельность учителя | Деятельность | Формы | Формируемые | Проме- | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | |
I. Организационный момент | Эмоциональная, психологическая | Приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку, проводит работу по эмоциональной и психологической подготовке учащихся | Выражают Готовят рабочее место | Фрон-тальная. Индиви-дуальная | Р** – владеют | Провер-ка готовности | |
| и мотива-ционная | к уроку. | Л – владеют умением эмоционально и психологически настраиваться на урок | ||||
II. Знакомство | Беседа по теме «Что изучает предмет “Русский язык”» | – Перед вами лежит книга. Возьмите ее, рассмотрите, прочитайте название. Понравился ли вам сам учебник? Чем? Как называется книга? – У этой книги – особое назначение: она помогает учиться. Обратите внимание на оборотную сторону титула. Вы увидите, что эта книга – – Кто написал его для вас? Чтобы узнать это, откройте концевой титул и прочитайте имена, отчества и фамилии авторов учебника. – Рассмотрите условные обозначения. Найдите их на страницах учебника. – Откройте последние страницы учебника. – Ознакомьтесь с оглавлением книги. Какие | Рассматривают учебник. – «Русский язык». – Всеслав Гав-рилович Горецкий, Валентина Павловна – Справочный материал, – В 3 классе | Фрон-тальная. Индиви-дуальная | П – ориентируются на страницах учебника, состав-ляют произвольное речевое вы-сказывание Р – принимают | Правильное обращение | |
| Далее учитель акцентирует внимание учащихся на правилах обращения с учебным пособием – Еще одним помощником на уроке и дома у вас | ся знания, | К – умеют слушать, вести диа- лог, признавать возможность Л – проявляют эстетические | ||||
III. Постановка | Формулирование учебных задач | – Откройте учебник на стр. 5–6. Прочитайте – Что означают слова, составляющие название | – Название Ответы | Фрон-тальная. Индиви-дуальная | П – извлекают Р – ориентиру-ются в учебнике, осознают | ||
| – Проверим ваши предположения. Прочитайте – Итак, основные вопросы, которые рассмотрим • Речь, виды речи. • Значение речи в жизни человека. • Отличие языка и речи. • Почему надо знать русский язык. • Какой должна быть наша речь. – На какие вопросы вы можете дать ответы? | Выполняют Ответы уча- | и принимают К – обмениваются мнениями; Л – осознают границы своего знания и «незнания» | ||||
IV. Изучение нового мате- 1. Словарная работа | Работа по учебнику над упражнением. Работа над словами | – Откройте в учебнике с. 6. Найдите упр. 1. – Прочитайте второе задание к упражнению. Что значит определить тему и главную мысль текста? Определите тему и главную мысль данного текста. – Объясните значение выражения «звонок | Выполняют Ответы уча- Дают объяс- | Фрон-тальная. Индиви-дуальная | П – ориентируются в учебнике, Р – контролируют учебные дейст- | Запись | |
| и словосочетаний «к знаниям дорога», «праздник сентября». – Прочитайте слова, записанные на доске. – Прочитайте про себя первое слово. Чем произношение слова отличается от его написания? – Это орфограмма. Назовите ее. – Слово «праздник» – словарное. Необходимо – Запишите его в тетради. Проверьте написанное. Выделите в слове корень, поставьте ударение, подчеркните орфограмму, которую надо запомнить. Составьте и запишите предложение или словосочетание с этим словом. Аналогично проводится работа со словарным словом «вместе». – Дома заучите правильное написание слов | и словосоче- – Праздник, вместе. Ответы уча- – Непроизносимая согласная Выполняют | вия, замечают К – слушают, Л – принимают | ||||
2. Работа | Работа по учебнику над упражнением | – В учебнике на с. 6 найдите упр. 2. Какое условное обозначение дано слева рядом с номером упражнения? Что оно обозначает? – Обсудите вопросы, данные ниже, а затем | Работа в паре. Выполняют | Парная. Индиви-дуальная | П – ориентируются в учебнике, | Устные ответы | |
| актуализации зна-ний о речи, видах речи, значении Упражнения физкультми-нутки | – Чем связаны все эти вопросы? – Что такое речь? Какие виды речи вы знаете? – О каком виде речи вы впервые прочитали – Для чего человеку нужна устная речь? – Как вы думаете, какую речь называют хорошей? – Прочитайте пословицы, записанные на доске: • Хорошие речи приятно и слушать. • Говорит день до вечера, а слушать нечего. • По речи узнают человека. • Сначала подумай, потом говори. – В каких пословицах говорится о хорошей речи? Запишите одну из них в тетради. Проверьте написанное. Физкультминутка Упражнения для глаз 1. Горизонтальные движения глаз: направо- 2. Вертикальные движения глаз: вверх-вниз. | – Они о речи. – Устную, – О внутренней речи. Отвечают – Содержательную, логичную, правильную, точную, ясную, выразительную речь. Выполняют Выполняют движения согласно инструкции учителя | (из материалов учебника). Р – ориентируются в учебнике, К – обмениваются мнениями; Л – владеют на- | проверка написанного. Выполнение движений физкультминутки | ||
| 3. Круговые движения глазами: по часовой 4. Интенсивное сжимание и разжимание век 5. Движения глаз по диагонали: скосить глаза 6. Сведение глаз к носу: поставить палец к переносице, посмотреть на него. 7. Частое моргание глазами. 8. Работа глаз «на расстояние»: внимательно | лыми и сверст- | |||||
3. Работа | Работа над упражне- | – Откройте с. 8. Найдите упр. 5. Отгадайте – Объясните лексическое значение слова «язык». Учитель обращает внимание на многозначность слова (орган вкуса, находящийся во рту; способность человека говорить и понимать – Для чего нужен язык? – Человеческий язык – самое удивительное, | – Слово-отгад-ка – «язык». | Фрон-тальная. Индиви-дуальная | П – ориентируются на страницах учебника, извлекают информацию из разных источ-ников. Р – осознают | Устные ответы. Списывание, проверка написанного | |
| Язык состоит из множества слов, каждое | К – обмениваются мнениями; умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания. Л – осознают свою этническую и национальную принадлежность; имеют целостный, социально ориентирован-ный взгляд на мир в его единстве и разнообразии народов, культур | |||||
4. Работа | – Рассмотрите рисунок в учебнике на с. 8, упр. 7. Определите, на каком языке приветствуют ребята друг друга. Какие языки изучаете вы? Какой язык для вас родной? Почему? На каком языке общаются люди разных национальностей | Отвечают на вопросы | |||||
5. Работа | – На с. 8 найдите упр. 6. Прочитайте высказывание Л. Успенского о русском языке. Как вы – Прочитайте высказывание о русском языке – Спишите одно из высказываний в тетрадь. Проверьте написанное | Высказывают предполо- Выполняют | |||||
6. Работа | – Прочитайте отрывок из стихотворения | ||||||
V. Итоги урока. Рефлексия | Обобщение полученных на уроке сведений. Заключительная | – Подошел к концу первый урок русского языка. Что вы узнали на этом уроке? – Какие открытия сделали? – О чем бы вы хотели рассказать своим родителям, друзьям? – Чему бы хотели научиться на уроках русского языка? – С каким настроением вы уходите с урока? Домашнее задание: с. 4, упр. 5 (рабочая | Отвечают на вопросы, обосновывают свое мнение | Фрон-тальная | П – ориентируются в своей системе знаний – Р – оценивают собственную Л – проявляют интерес к предмету, стремятся |
Предварительный просмотр:
Урок 1
ЗНАКОМСТВО С УЧЕБНИКОМ «РУССКИЙ ЯЗЫК»
Цель деятель- | Создать условия для ознакомления с учебником, его содержанием и структурой, для актуализации знаний учащихся о речи и ее значении в жизни человека, ознакомления с содержанием понятия «хорошая речь» |
Тип урока | Постановка и решение учебных задач |
Планируемые | Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): получат возможность научиться: понимать, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознавать единство и многообразие языкового и культурного пространства России, язык как основу национального самосознания; проявлять позитивное отношение к правильной устной и письменной речи как показателю общей культуры человека; научатся: писать без ошибок, применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания при записи предложенных текстов, проверять написанное, ориентироваться в целях, Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД): владеют способностями понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог, оценивают свои достижения на уроке; умеют вступать Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками |
Методы и формы обучения | Парная, фронтальная, индивидуальная |
Образовательные | 1. Русский язык. Рабочие программы. 1–4 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций / 2. Канакина В. П. Русский язык. 3 класс. Методическое пособие с поурочными разработками: пособие для учителей общеобразоват. организаций: в 2 ч. Ч. 1. М.: Просвещение, 2015. 3. Канакина В. П. Русский язык. 3 класс: учеб. для общеобразоват. организаций: в 2 ч. Ч. 1. М.: Просвещение, 2015. |
Окончание табл.
4. Канакина В. П. Русский язык. 3 класс: рабочая тетрадь: пособие для учащихся общеобразоват. организаций: 5. Канакина В. П. Работа с трудными словами. 1–4 классы. М.: Просвещение, 2012. | |
Оборудование | Интерактивная доска, проектор (по возможности) |
Наглядно- | Таблички со словарными словами (здравствуй, вместе), запись задач раздела, темы, пословиц по теме урока |
Основные понятия и термины | Учебник (учебное пособие), рабочая тетрадь, авторы учебных пособий, условные обозначения, справочный |
Организационная структура (сценарий) урока
Этапы | Обучающие и раз-вивающие компоненты, задания | Деятельность учителя | Деятельность | Формы | Формируемые | Проме- | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | |
I. Организационный момент | Эмоциональная, психологическая | Приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку, проводит работу по эмоциональной и психологической подготовке учащихся | Выражают Готовят рабочее место | Фрон-тальная. Индиви-дуальная | Р** – владеют | Провер-ка готовности | |
| и мотива-ционная | к уроку. | Л – владеют умением эмоционально и психологически настраиваться на урок | ||||
II. Знакомство | Беседа по теме «Что изучает предмет “Русский язык”» | – Перед вами лежит книга. Возьмите ее, рассмотрите, прочитайте название. Понравился ли вам сам учебник? Чем? Как называется книга? – У этой книги – особое назначение: она помогает учиться. Обратите внимание на оборотную сторону титула. Вы увидите, что эта книга – – Кто написал его для вас? Чтобы узнать это, откройте концевой титул и прочитайте имена, отчества и фамилии авторов учебника. – Рассмотрите условные обозначения. Найдите их на страницах учебника. – Откройте последние страницы учебника. – Ознакомьтесь с оглавлением книги. Какие | Рассматривают учебник. – «Русский язык». – Всеслав Гав-рилович Горецкий, Валентина Павловна – Справочный материал, – В 3 классе | Фрон-тальная. Индиви-дуальная | П – ориентируются на страницах учебника, состав-ляют произвольное речевое вы-сказывание Р – принимают | Правильное обращение | |
| Далее учитель акцентирует внимание учащихся на правилах обращения с учебным пособием – Еще одним помощником на уроке и дома у вас | ся знания, | К – умеют слушать, вести диа- лог, признавать возможность Л – проявляют эстетические | ||||
III. Постановка | Формулирование учебных задач | – Откройте учебник на стр. 5–6. Прочитайте – Что означают слова, составляющие название | – Название Ответы | Фрон-тальная. Индиви-дуальная | П – извлекают Р – ориентиру-ются в учебнике, осознают | ||
| – Проверим ваши предположения. Прочитайте – Итак, основные вопросы, которые рассмотрим • Речь, виды речи. • Значение речи в жизни человека. • Отличие языка и речи. • Почему надо знать русский язык. • Какой должна быть наша речь. – На какие вопросы вы можете дать ответы? | Выполняют Ответы уча- | и принимают К – обмениваются мнениями; Л – осознают границы своего знания и «незнания» | ||||
IV. Изучение нового мате- 1. Словарная работа | Работа по учебнику над упражнением. Работа над словами | – Откройте в учебнике с. 6. Найдите упр. 1. – Прочитайте второе задание к упражнению. Что значит определить тему и главную мысль текста? Определите тему и главную мысль данного текста. – Объясните значение выражения «звонок | Выполняют Ответы уча- Дают объяс- | Фрон-тальная. Индиви-дуальная | П – ориентируются в учебнике, Р – контролируют учебные дейст- | Запись | |
| и словосочетаний «к знаниям дорога», «праздник сентября». – Прочитайте слова, записанные на доске. – Прочитайте про себя первое слово. Чем произношение слова отличается от его написания? – Это орфограмма. Назовите ее. – Слово «праздник» – словарное. Необходимо – Запишите его в тетради. Проверьте написанное. Выделите в слове корень, поставьте ударение, подчеркните орфограмму, которую надо запомнить. Составьте и запишите предложение или словосочетание с этим словом. Аналогично проводится работа со словарным словом «вместе». – Дома заучите правильное написание слов | и словосоче- – Праздник, вместе. Ответы уча- – Непроизносимая согласная Выполняют | вия, замечают К – слушают, Л – принимают | ||||
2. Работа | Работа по учебнику над упражнением | – В учебнике на с. 6 найдите упр. 2. Какое условное обозначение дано слева рядом с номером упражнения? Что оно обозначает? – Обсудите вопросы, данные ниже, а затем | Работа в паре. Выполняют | Парная. Индиви-дуальная | П – ориентируются в учебнике, | Устные ответы | |
| актуализации зна-ний о речи, видах речи, значении Упражнения физкультми-нутки | – Чем связаны все эти вопросы? – Что такое речь? Какие виды речи вы знаете? – О каком виде речи вы впервые прочитали – Для чего человеку нужна устная речь? – Как вы думаете, какую речь называют хорошей? – Прочитайте пословицы, записанные на доске: • Хорошие речи приятно и слушать. • Говорит день до вечера, а слушать нечего. • По речи узнают человека. • Сначала подумай, потом говори. – В каких пословицах говорится о хорошей речи? Запишите одну из них в тетради. Проверьте написанное. Физкультминутка Упражнения для глаз 1. Горизонтальные движения глаз: направо- 2. Вертикальные движения глаз: вверх-вниз. | – Они о речи. – Устную, – О внутренней речи. Отвечают – Содержательную, логичную, правильную, точную, ясную, выразительную речь. Выполняют Выполняют движения согласно инструкции учителя | (из материалов учебника). Р – ориентируются в учебнике, К – обмениваются мнениями; Л – владеют на- | проверка написанного. Выполнение движений физкультминутки | ||
| 3. Круговые движения глазами: по часовой 4. Интенсивное сжимание и разжимание век 5. Движения глаз по диагонали: скосить глаза 6. Сведение глаз к носу: поставить палец к переносице, посмотреть на него. 7. Частое моргание глазами. 8. Работа глаз «на расстояние»: внимательно | лыми и сверст- | |||||
3. Работа | Работа над упражне- | – Откройте с. 8. Найдите упр. 5. Отгадайте – Объясните лексическое значение слова «язык». Учитель обращает внимание на многозначность слова (орган вкуса, находящийся во рту; способность человека говорить и понимать – Для чего нужен язык? – Человеческий язык – самое удивительное, | – Слово-отгад-ка – «язык». | Фрон-тальная. Индиви-дуальная | П – ориентируются на страницах учебника, извлекают информацию из разных источ-ников. Р – осознают | Устные ответы. Списывание, проверка написанного | |
| Язык состоит из множества слов, каждое | К – обмениваются мнениями; умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания. Л – осознают свою этническую и национальную принадлежность; имеют целостный, социально ориентирован-ный взгляд на мир в его единстве и разнообразии народов, культур | |||||
4. Работа | – Рассмотрите рисунок в учебнике на с. 8, упр. 7. Определите, на каком языке приветствуют ребята друг друга. Какие языки изучаете вы? Какой язык для вас родной? Почему? На каком языке общаются люди разных национальностей | Отвечают на вопросы | |||||
5. Работа | – На с. 8 найдите упр. 6. Прочитайте высказывание Л. Успенского о русском языке. Как вы – Прочитайте высказывание о русском языке – Спишите одно из высказываний в тетрадь. Проверьте написанное | Высказывают предполо- Выполняют | |||||
6. Работа | – Прочитайте отрывок из стихотворения | ||||||
V. Итоги урока. Рефлексия | Обобщение полученных на уроке сведений. Заключительная | – Подошел к концу первый урок русского языка. Что вы узнали на этом уроке? – Какие открытия сделали? – О чем бы вы хотели рассказать своим родителям, друзьям? – Чему бы хотели научиться на уроках русского языка? – С каким настроением вы уходите с урока? Домашнее задание: с. 4, упр. 5 (рабочая | Отвечают на вопросы, обосновывают свое мнение | Фрон-тальная | П – ориентируются в своей системе знаний – Р – оценивают собственную Л – проявляют интерес к предмету, стремятся |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по русскому языку для четвертого класса Тема: Знакомство с учебником «Русский язык». Наша речь и наш язык.
Знакомство с учебником русского языка. Развитие речи. Знакомство с мудрыми высказываниями о нашем языке....
Презентация "Знакомство с учебником "Русский язык. Что мы знаем о слове" 3 класс. УМК школа 2100
Вводный урок по учебнику Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык 3 класс, 1 часть....
Урок русского языка в 1 классе. Тема: Знакомство с учебником «Русский язык». Наша речь. Её значение в жизни людей.
Урок разработан по программе УМК "Школа России". Урок построен в соответствии с требованиями ФГОС. Цели урока: познакомить с учебником русского языка, его структурой; дать ...
Презентация к уроку русского языка в 1 классе. Тема: Знакомство с учебником «Русский язык». Наша речь. Её значение в жизни людей.
Урок разработан по программе УМК "Школа России". Урок построен в соответствии с требованиями ФГОС с применением ИКТ...
Знакомство с учебником "Русский язык". Язык и речь, их значение в жизни людей. 1 класс.
Технологическая карта урока и презентация. 1 класс. Школа России....
Знакомство с учебником «Русский язык». Наша речь и наш язык
Знакомство с учебником «Русский язык». Наша речь и наш язык...
Конспект урока по русскому языку в 1 классе «Знакомство с учебником «Русский язык». Наша речь. Её значение в жизни людей"
Конспект урока по русскому языку в 1 классе УМК «Школа России»Тема: Знакомство с учебником «Русский язык».Наша речь. Её значение в жизни людей...