Рабочая программа по русскому языку, 1класс
рабочая программа по русскому языку (1 класс)
Предварительный просмотр:
Администрация муниципального образования «Бичурский район» Республики Бурятия
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Мало-Куналейская средняя общеобразовательная школа»
РАССМОТРЕНА на заседании МО Протокол заседания ШМО №______ от ________ 2018 года ____________ /__Н.Г.Беляева __/ | «СОГЛАСОВАНО» Зам.директора по УВР Протокол заседания методсовета №______ от ________ 2018 года ____________ /Л.И.Некипелова/ | «УТВЕРЖДАЮ» Приказ директора ОО №______ от _____________ 2018 года ____________ /_Т.А.Смолина__/ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА
«Русский язык»
на 2018-19 учебный год
КЛАСС: 1
Составитель: Астрихинская Людмила Ивановна
Квалификация: учитель начальных классов
высшей категории
Малый Куналей, 2018
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Обучение грамоте» для 1 класса создана на основе следующих документов:
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10. 2009 г. № 373 « Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
- Авторской программы по русскому языку авторов В.В. Репкина, Е.В. Восторговой, Т.В. Некрасовой (система Д.Б.Эльконина – В.В. Давыдова);
- УМК авторов В. В. Репкина, Е. В. Восторговой, Т. В. Некрасовой (Сборник учебных программ для начальной школы, система Д. Б. Эльконина - В. В. Давыдова. - М., Вита- пресс, 2011 г.)
Программа разработана для учащихся 1 класса МБОУ «Мало-Куналейская СОШ» в целях конкретизации содержания образовательного стандарта по данной образовательной области с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников.
Изучение русского языка в первом классе начинается интегрированным курсом «Обучение грамоте»., который является составной частью учебного курса русского языка и занимает особое место в обучении младших школьников, так как в этот период первоклассники овладевают прежде всего технологией сложных действий первоначального чтения и письма, которые по мере автоматизации становятся ведущими учебными навыками, не только в области филологии, но и в других учебных дисциплинах. Курс разработан в логике теории учебной деятельности Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова. Его продолжительность определяется темпом обучаемости учеников, их индивидуальными особенностями и спецификой используемых учебных средств. Урок «Обучение грамоте» подразумевает 1 час, в рамках которого осуществляется и обучение письму, и обучение грамоте.
В «Обучении грамоте» различаются три периода: добукварный – подготовительный; букварный – основной, послебукварный – завершающий. Последовательность работы, характер упражнений на каждом из этапов обучения грамоте определяются закономерностями звукового аналитико- синтетического метода. Обучение письму идет параллельно с обучением чтению, с учетом принципа координации устной и письменной речи. Дети овладевают начертанием новой буквы, учатся соединять ее с ранее изученными буквами, упражняются в письме буквосочетаний в слогах, словах, предложениях, небольших текстах.
Основа элементарного графического навыка формируется наряду с речевыми умениями, обогащением и активизацией словаря, становлением и развитием фонематического слуха, а также грамматико-орфографической пропедевтикой.
Послебукварный период представляет собой систематизацию букварного материала. В программе отсутствует материал для повторения, располагающийся обычно в конце учебника. Его заменяет урок «Что же было самым главным?», рассчитан на то, чтобы помочь детям осознать эвристический характер их работы в течение года.
Основные цели обучения русскому языку в 1 классе:
- формирование полноценных лингвистических понятий, открытие общих закономерностей строения родного языка на основе звукового анализа, дать представление о слове как значащей форме;
- развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развитие интуиции и «чувства языка»;
- формирование у детей отношения к слову как к особому предмету работы – исходное условие сознательного овладения техникой чтения и письма; формирование навыков осмысленного чтения и письма (дидактическая цель);
- формирование качественной перестройки мышления и механизмов
учебной деятельности, дающую возможность осознанного
овладения необходимыми способами чтения и письма (развивающая
цель);
- формирование элементарного графического навыка;
- воспитание эмоционально-ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь.
Предметные задачи:
- научить выделить номинативное значение слов (способность называть предметы, их действия и признаки);
- научить воспринимать звучащее слово как последовательность звуков и различать функциональные характеристики звуков: гласные и согласные, согласные твердые и мягкие, звонкие и глухие;
- освоить способы чтения, ориентированные на гласную и способы письма, ориентированные на качество согласного звука;
- конкретизировать позиционный принцип русской графики (обозначение твердости-мягкости согласных звуков, обозначение звука [й]ۥ в разных позициях и т.п.);
- освоить способы письма и начать формировать орфографическое действие письма (решение орфографических задач, связанных с орфограммами);
- сконструировать алгоритм письма по заданному образцу (списывание);
- освоить разные формы моделей (знаково-символические, графические, звукобуквенные);
- систематизировать материал, изученный в процессе формирования действий чтения и письма;
- обогащение и активизация словаря;
- становление и развитие фонематического слуха;
Педагогические задачи:
- освоить различные формы учебного сотрудничества (обучение приёмам объект-субъектного взаимодействия и приёмам ведения устной дискуссии через умение работать в малых группах и парах);
- ввести критерии оценивания.
- начать формирование действий контроля и оценки: самоконтроль и самооценка, взаимоконтроль и взаимооценка; -сопоставление своей оценки с оценкой учителя;
- научить добывать недостающую информацию с помощью «умных» вопросов и разных источников;
- познакомить с работой в разных образовательных пространствах в тетради (черновик-чистовик) и в классе (использование стола заданий и стола-помощника для организации самостоятельной работы).
Планируемые личностные, метапредметные и предметные результаты освоения образовательной программы курса «русский язык»
Личностные:
- осознавать язык как основное средство человеческого общения;
- осознавать необходимость изучения родного языка;
- осознавать себя учеником, проявлять интерес к другим ученикам и учителям и следовать принятым нормам поведения в школе;
- осознавать и принимать такие человеческие ценности, как уважительное отношение к одноклассникам и учителям, дружелюбие, установка на совместную учебную работу в паре, группе.
Метапредметные:
- уметь оценивать свою работу по критериям, предложенным учителем или составленным в совместной работе; принимать оценку учителем и одноклассниками результата своей работы;
- уметь сравнивать результат своей работы с предложенным образцом, а также с результатами работ одноклассников (в паре, группе);
- уметь задавать вопросы с целью получения недостающей информации;
- уметь пользоваться различными знаками и символами для составления моделей и схем изучаемых объектов.
Предметные:
- уметь различать гласные и согласные звуки; типы согласных звуков (звонкие, глухие, твердые, мягкие), парные и непарные согласные по звонкости-глухости и твердости-мягкости;
- уметь правильно называть буквы русского алфавита и понимать их основные звуковые значения (зачем нужна каждая буква русского алфавита);
- владеть способами обозначения на письме твердости и мягкости согласных звуков, звука [й’], гласных звуков (в том числе после шипящих и ц);
- понимать, что такое орфограмма;
- использовать средства обозначения на письме границ высказывания (большая буква в начале и знаки в конце высказывания);
- применять правило употребления больших букв в именах собственных;
- применять правило переноса слов по слогам;
- определять количество слов в высказывании и различать самостоятельные слова (названия предметов, действий, признаков) и служебные слова (предлоги, союзы);
- определять фонетические характеристики слова при его восприятии на слух (выделить слоги, определить ударный слог, звуковой состав каждого слога);
- строить графическую модель слова, отображающую его звуковой состав, и составлять упрощенную фонетическую транскрипцию слова;
- записывать слова и высказывания в тетради с вспомогательной разлиновкой в соответствии с нормами графики;
- выделять в процессе записи слова (высказывания) изученные орфограммы;
- записывать под диктовку и списывать несложный по содержанию и синтаксической структуре текст (25 - 30 слов), написание слов в котором не расходится с произношением, обозначая непосредственно в процессе письма ударный слог в каждом слове;
- контролировать и оценивать правильность собственной и чужой записи слова (высказывания), аргументируя свою оценку;
- читать вслух незнакомый несложный текст целыми словами, ориентируясь на знаки ударения (темп чтения – 30-40 слов в минуту); отвечать на вопросы по содержанию прочитанного текста;
- строить полный (устный) ответ на вопрос учителя, аргументировать свое согласие (несогласие) с мнениями участников учебного диалога.
Содержание курса
Формирование начальных представлений о слове (24 ч.)
Введение слова как особого объекта и изучения (противопоставление вещи и слова). Номинативная функция слова (слово как название предмета, признака, действия). Слово и высказывание (предложение). Служебные слова (слова-«помощники» - на примере
предлогов и союзов).
Звуковой анализ слова (36 ч.)
Звуки речи как «строительный материал» слов в языке. Слог как минимальная произносительная единица. Гласные и согласные звуки. Ударение и способ его определения в слове. Установление связи между значением слова и его звуковой структурой (анализ слов, полученных путём замены одного из звуков). Смыслоразличительная функция гласных и согласных звуков. Согласные звонкие и глухие, твёрдые и мягкие.
Формирование действий письма и чтения (147 ч.)
Буква как знак звука. Буквы для обозначения гласных звуков ( я, ё, о, у, ы, э), их включение в звукобуквенную модель слова. Буквы для обозначения согласных звуков (л, м, н, р). Отсутствие специальных букв для обозначения мягких согласных. Обозначение твёрдости-мягкости согласных с помощью гласных букв (введение букв я, ё, ю, и, е), две «работы» гласных букв. Представление об орфограмме как элементе (части) буквенной записи, которая не может быть точно определена на основе произношения (большая буква, точка и вопросительный знак в конце предложения). Употребление больших букв в начале высказывания и в именах собственных (именах и фамилиях людей, кличках животных, названиях городов, рек и т. п.). Основное правило переноса слов. Отработка действий послогового чтения и письма ( в процессе введения букв, обозначающих согласные звуки, парные по звонкости-глухости и твёрдости-мягкости: г - к, в - ф, и т.д.).
Обозначение твёрдости-мягкости согласных в позиции не перед гласным звуком (буква ь). Обозначение звука й в разных позициях (буква й, буквы я, ё, ю, е, обозначающие сочетание звука й с последующим гласным). Обобщение сведений о «работе» гласных букв. Обозначение буквами звуков после согласных, непарных по твёрдости- мягкости (шипящих и ц): правописание сочетаний жи-ши, же-ше, ча-ща, чу-щу. Проблематичность употребления букв и-ы после ц, букв о-ё после шипящих (наблюдения). Правописание сочетаний чк, чн, щн.(наблюдения). Разделительные знаки ъ и ь (наблюдения)
Сопоставление звукового и буквенного состава слова. Простейшая транскрипция. Русский алфавит.
Послебукварный период – 50 часов
- Систематизация материала, изученного в букварный период.
Способы обозначения гласных звуков буквами. Способы обозначения твёрдости-мягкости согласных звуков буквами. Способы обозначения звука [й′] на письме в разных позициях. Алфавит (повторение). Орфограммы, изученные в период обучения грамоте. «Правила списывания» и их отработка (на высказываниях, написание слов в которых совпадает с произношением).
Дополнительный материал для факультативного изучения.
Небуквенное письмо. Замена твёрдых согласных мягкими при словообразовании типа мост-мостик (наблюдения). Исторические сведения об особенностях букв Ъ и Э. логическое ударение в высказывании (наблюдения).
- Развитие речи.
Высказывание (сообщение, вопрос). Выражение цели высказывания с помощью интонации и её обозначение на письме (знаки в конце высказывания). Смысловые части высказывания (предмет сообщения и сообщение о предмете).
Ожидаемые результаты и способы определения их
результативности
Личностные результаты:
- начальное осознание себя носителем родного языка, являющегося универсальным средством общения;
- познавательный интерес к родному языку;
- формирование уважительного отношения к иному мнению;
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
Метапредметные результаты:
- выделение и осознание общего (позиционного) принципа письма, что даёт широкие возможности для формирования основ учебной деятельности, т.е. для реализации деятельностного подхода;
- постоянное сопоставление звуков и букв, обсуждение функциональных возможностей каждой буквы и отражение их в звуко-буквенных моделях придаёт действиям письма и чтения характер осознанных рефлексивных действий;
- наличие чётких оснований выбора букв в слове на основе позиционного принципа даёт возможность более эффективно организовать оценочную деятельность на уроке, позволяют проявлять детям большую самостоятельность и при систематизации знаний –
опираясь на свои представления о «работе» букв в состоянии предложить собственные варианты заполнения «ленты» букв;
- начать освоение различных форм учебного сотрудничества (обучение приемам субъект-субъектного взаимодействия и приемам ведения устной дискуссии через умение работать в малых группах и парах);
- ввести критерии оценивания, начать формирование действий контроля и оценки: самоконтроль и самооценка, взаимоконтроль и взаимооценка; сопоставление своей оценки с оценкой учителя;
- начать учить добывать недостающую информацию с помощью «умных» вопросов и разных источников;
- начальное умение работать в разных образовательных пространствах
в тетради (черновик-чистовик) и в классе (использование стола заданий и стола-помощника для организации самостоятельной работы).
Предметные результаты:
умение: - определять звуковой состав слова с указанием гласности-согласности, мягкости-твёрдости звучания;
- делить слово на слоги. Ставить ударение;
- различать звучание слова и его звучание, звуковую и буквенную формы слова;
- определять две функции букв гласных после согласных, парных по мягкости-твёрдости (обозначение гласного звука и указание на мягкость или твёрдость предшествующего согласного);
- правильно обозначать мягкость согласных на письме ( с помощью букв и, е, ё, ю, я, и мягкого знака); гласные после согласных, непарных по мягкости-твёрдости (в сочетании жи-ши, ча-щу, чу-щу); звук й перед гласным (буквами е,ё, ю я и не перед гласным (буквой й);
- определять и соотносить звуковой и буквенный состав слов типа коньки, язык, вьюга;
- пользоваться правилами написания большой буквы (в именах людей, в начале предложения);
- правильно писать слова, написание которых не расходится с произношением; писать под диктовку небольшие предложения (из 3-5 слов) без пропусков и искажений букв; использовать заданный алгоритм соединения букв и уметь соединять две-три рядом стоящие в слове буквы;
- читать слитно-слоговым способом тексты со всеми буквами алфавита;
- ставить вопросы к словам-названиям, к словам названных действий;
- пользоваться способом определения количества слов в высказывании, составлять схему высказывания.
Знать/понимать:
- общий (позиционный) принцип письма, что даёт широкие возможности для формирования основ учебной деятельности, т.е. для реализации деятельностного подхода;
- что слова нужны людям, чтобы называть предметы;
- что такое модель слова, высказывание;
- иметь представление об орфограмме;
- что служебные слова ничего не называют;
- знать название всех букв;
- знать, что звук Й обозначается на письме в зависимости от позиции.
Календарно-тематический план
Букварный период
1 раздел:
Формирование начальных представлений о слове
(11 часов обучение грамоте / 13 часов обучение письму)
- Номинативная функция слова (слово как название предмета, признака, действия).
- Слово и высказывание (предложение). Служебные слова (слова – «помощники» - на примере предлогов и союзов).
Деятельность на уроке
- Выделение слова как особого объекта действия и изучения (противопоставление вещи и слова).
- Выделение слова из высказывания (с ориентировкой на возможность вставить перед каждым словом новое).
- Построение графических моделей, отображающих количество слов в высказывании.
№ п/п | № урока | Тема урока | Планируемые результаты | Основные виды учебной деятельности учащихся | Дата | |||
Обучение грамоте | Обучение письму | Предметные | Личностные | Метапредметные | ||||
1 | 1.1 | Предмет и слово. Слова как названия предметов. НРК: МИР вокруг нас | Ориентация в разлиновке в клетку. Введение значка настроение | Определять количество слов в высказывании и различать самостоятельные слова (названия предметов, действий, признаков) и служебные слова (предлоги, союзы). Общее представление о знаковой системе языка. | Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентация на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика». | П: Использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач. Р: Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. К: Использовать речь для регуляции своего действия. Задавать вопросы. Допускать возможность существования у людей различных точек зрения. | Выделение из высказы вания слова как особого объекта действия и изучения (противопоставление вещи и слова). Выделение слова из высказывания (с ориентировкой на возможность вставить перед каждым словом новое). Построение графических моделей, отображающих количество слов в высказывании. | |
2 | 1.2 | Введение модели слова. | Упражнения на разлиновке в клетку. Введение значка для обозначения погоды НРК: Погода в нашем селе | |||||
3 | 1.3 | Постановка вопросов к словам, называющим живые и неживые предметы. НРК: Слова РОДИНА, ОТЕЧЕСТВО, МАЛАЯ РОДИНА | Наклонные линии на разлиновке в клетку. Введение шкалы оценки НРК: Фомин Г. Ф. «Про Куналей» | |||||
4 | 1.4 | Слова, называющие предметы и слова, называющие действия. | Упражнения на разлиновке в клетку. Введение значка «самостоятельная работа» | |||||
5 | 1.5 | Упражнения на «сетке». Логический квадрат | ||||||
6 | 1.6 | Постановка вопросов к словам, называющим действия. | Деление стороны клетки на 2 и 3 части, центр клетки | |||||
7 | 1.7 | Слова, называющие признаки, и постановка вопросов к ним. | Упражнения на « сетке» | |||||
8 | 1.8 | Связь слов в высказывании. НРК: Моя семья | Упражнения на «сетке» - кружки, полуовалы, овалы. | |||||
9 | 1.9 | Способ определения количества слов в высказывании. | Печатные буквы Г и К | |||||
10 | 1.10 | Стартовая работа. | ||||||
11 | 1.11 | Служебные слова. | Печатные буквы И, Н, П. | |||||
12 | 1.12 | Способ определения количества слов в высказывании. | Печатные буквы М, К, Ж. | |||||
13 | 1.13 | Служебные слова НРК: Высказывания о родном селе | Упражнения на разлиновке с двумя вспомогательными и наклонными |
2 раздел:
Звуковой анализ слова (16ч/20ч)
- Звуки речи как «строительный материал» слов в языке.
- Слог как минимальная произносительная единица. Гласные и согласные звуки. Ударение и способ его определения в слове.
- Установление связи между значением слова и его звуковой структурой (анализ слов, полученных путём замены одного из звуков). Смыслоразличительная функция гласных и согласных звуков. Согласные звонкие и глухие, твёрдые и мягкие.
Деятельность на уроке
- Выделение и определение последовательности звуков в слове с ориентацией на заданную модель (посредством последовательного интонирования каждого звука в слове). Воспроизведение звуковой формы слова на основе его модели (в том числе деформированной).
- Выделение слогов в слове. Выделение гласных (слогообразующих) и согласных звуков. Определение ударного звука в слове, звонких и глухих, твёрдых и мягких согласных. Самостоятельное построение звуковой модели слова. Отображение смыслоразличительных качеств звуков в звуковой модели слова.
№ п/п | № урока | Тема урока | Планируемые результаты | Основные виды учебной деятельности учащихся | дата | |||
Обучение грамоте | Обучение письму | Предметные | Личностные | Метапредметные | ||||
14 | 2.1 | Звуки речи, как «строительный материал» языка. | Линии с закруглением внизу и вверху. | Уметь различать гласные и согласные звуки; типы согласных звуков (звонкие, глухие, твёрдые, мягкие), парные и непарные согласные по звонкости-глухости и твёрдости-мягкости. Построить графическую модель слова, отображающую его звуковой состав. Строить полный (устный) ответ на вопрос учителя, аргументировать своё согласие (несогласие) с мнениями участников учебного диалога. Определять количество слов в высказывании и различать самостоятельные слова (названия предметов, действий, признаков) и служебные слова (предлоги, союзы). | Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи. | П: Строить речевое высказывание в устной форме. Использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач. Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Р: Адекватно воспринимать оценку учителя. Принимать и сохранять учебную задачу.
К: Использовать речь для регуляции своего действия. Задавать вопросы. | Выделение и определение последовательности звуков в слове с ориентацией на заданную модель (посредством последовательного интонирования каждого звука в слове). Воспроизведение звуковой формы слова на основе его модели (в том числе деформированной). Самостоятельное построение звуковой модели слова. Выделение слогов в слове. Выделение гласных (слогообразующих) и согласных звуков. Определение ударного звука в слове, звонких и глухих, твёрдых и мягких согласных. Самостоятельное построение звуковой модели слова. Отображение смыслоразличительных качеств звуков модели слова. | |
15 | 2.2 | Линии с закруглением внизу и вверху. | ||||||
16 | 2.3 | Различение звуков в потоке речи. | Печатные буквы Л, А, Д. | |||||
17 | 2.4 | Способ выделения звуков в слове. |
Печатные буквы У, Х. | |||||
18 | 2.5 | Способ выделения звуков в слове. | Печатные буквы О, Ю. Упражнения в написании элементов письменных буквю | |||||
19 | 2.6 | Слог как минимальная произносительная единица. | Печатные буквы Ь, Ъ, Ы | |||||
20 | 2.7 | Печатные буквы Б, В, З. | ||||||
21 | 2.8 | Гласные и согласные звуки. Слогообразующая роль гласных звуков. НРК: Моя мама | Печатные буквы Р, Ф, Я. Упражнения в написании элементов письменных букв. | |||||
22 | 2.9 | Гласные и согласные звуки. | Печатные буквы Ч, Е. | |||||
23 | 2.10 | Деление слов на слоги. Работа с неозвученными моделями слов. | Печатные буквы С, Э. | |||||
24 | 2.11 | Смысло-различительная роль гласных и согласных звуков. | Упражнения на разлиновке с одной вспомогательной. | |||||
25 | 2.12 | Упражнения в написании элементов письменных букв. | ||||||
26 | 2.13 | Ударение НРК: На каком языке мы говорим | Упражнения в написании элементов письменных букв. Звонкие и глухие согласные | |||||
27 | 2.14 | Смыслоразли-чительная роль ударения в слове. | Упражнения в написании элементов письменных букв | |||||
28 | 2.15 | Смыслоразличительная роль ударения в словах. | Письмо букв, элементов письменных букв | |||||
29 | 2.16 | Звонкие и глухие согласные звуки, их смыслоразличительная роль. | Упражнения в написании элементов письменных букв | |||||
30 | 2.17 | Упражнения в написании элементов письменных букв | ||||||
31 | 2.18 | Твердые и мягкие согласные звуки, их смыслоразличительная роль | Согласные парные и не-парные по глухости/ звон кости. Короткая и длинная прямые линии с закруглением. | |||||
32 | 2.19 | Твёрдые и мягкие согласные звуки, их смыслоразличительная роль. | Элементы букв на разлиновке. Обобщение | |||||
33 | 2.20 | Обобщение | Обобщение |
3 раздел: Формирование действий чтения и письма (65 ч / 82 ч)
- Буква как знак звука. Буквы для обозначения гласных звуков (а.о,у,ы.э), их включение в звукобуквенную модель слова. Буквы для обозначения согласных звуков (л,м,н,р). Отсутствие специальных букв для обозначения мягких согласных. Обозначение твёрдости-мягкости согласных с помощью гласных букв (введение букв я,е,ё,ю), две работы гласных букв.
- Представление об орфограмме как элементе (части) буквенной записи, которая не может быть точно определена на основе произношения (большая буква, точка и вопросительный знак в конце высказывания). Употребление больших букв в начале высказывания и в именах собственных (именах и фамилиях людей, кличках животных, названиях городов, рек ми т.д.) Основное правило переноса слов.
- Отработка действий послогового письма и чтения (в процессе введения букв, обозначающих согласные звуки, парные по звонкости-глухости и твёрдости-мягкости: г-к, в-ф и т.д.).
- Обозначение твёрдости-мягкости согласных в позиции не перед гласным звуком (буква ь). Обозначение звука [й]
в разных позициях (буква й, буквы я,ё,ю,е, обозначающие сочетание звука [й] с последующим гласным). Обобщение сведений о работе гласных букв.
- Обозначение буквами гласных звуков после согласных, непарных по твёрдости-мягкости (шипящих и ц); правописание сочетаний ЖИ-
- ШИ, ЖЕ-ШЕ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ. Проблематичность употребления букв И-Ы после Ц, букв О-Ё после шипящих (наблюдения). Правописание сочетаний ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН (наблюдения). Разделительные знаки ъ и ь (наблюдения).
- Сопоставления звукового и буквенного состава слова. Простейшая транскрипция.
- Русский алфавит.
Деятельность на уроке.
- Формирование способа послогового чтения слов с ориентацией на гласную букву и знак ударения (с предварительным выделением слогов в слове, подлежащем прочтению). Формирование навыка смыслового чтения (с ориентацией на тактовое ударение).
- Запись слов и простейших высказываний (под диктовку) с предварительным составлением модели, отображающей последовательность слов в высказывании и слоговую структуру каждого слова и их орфографические особенности.
- Составление простейших транскрипций, анализ соотношения звуковой и буквенной оболочек слова. Определение функций (работы) каж-дой буквы русского алфавита в записи слова. Определение и обоснование местоположения каждой изученной буквы в «ленте букв» в соответствии с её функциями (работами) в записанном слове.
№ п/п /№ урока | Тема урока | Планируемые результаты | Основные виды учебной деятельности учащихся | дата | |||
Обучение грамоте | Обучение письму | Предметные | Личностные | Метапредметные | |||
34 3. 1 | Проверочная работа «Звуковой анализ слова». | Буква, как знак звука. | Уметь различать гласные и согласные звуки; типы согласных звуков (звонкие, глухие, твёрдые, мягкие), парные и непарные согласные по звонкости-глухости и твёрдости-мягкости. Построить графическую модель слова, отображающую его звуковой состав. Строить полный (устный) ответ на вопрос учителя, аргументировать своё согласие (несогласие) с мнениями участников учебного диалога. Уметь правильно называть буквы русского алфавита и понимать их основные звуковые значения (зачем нужна каждая буква русского алфавита). Владеть способами обозначения на письме твёрдости и мягкости согласных звуков, звука [Й’], гласных звуков (в том числе после шипящих и ц). Определять количество слов в высказывании и различать самостоятельные слова (названия предметов, действий, признаков) и служебные слова (предлоги, союзы). Определять фонетические характеристики сло-ва при его восприятии на слух (выделить слоги, оп-ределить ударный слог, звуковой состав каждого слога). Построить графическую модель слова, отобража-ющую его звуковой сос-тав, и составить упрощён-ную фонетическую транскрипцию слова. Записывать слова и выска зывания в тетради с вспо-могательной разлиновкой в соответствии с нормами графики. Строить полный (устный) ответ на вопрос учителя, аргументировать своё согласие (несогласие) с мнениями участников учебного диалога. | Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентация на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика». Развитие этических чувств - стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения. Широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы. Ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей. Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. | П: Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте. Устанавливать аналогии. Использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы в том числе для решения задач. Р: Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей. К: Формулировать собственное мнение и позицию. Строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет. Использовать речь для регуляции своего действия. | Использование буквы как знака звука. Выделение и определение последовательности звуков в слове. Воспроизведение звуковой формы слова на основе его модели (в том числе деформированной). Использование букв для обозначения гласных звуков (а.о,у,ы.э), их включение в звукобуквенную модель слова. Выделение слогов в слове. Определение ударного слога в слове, звонких и глухих, твердых и мягких согласных. Построение звуковой модели слова. Использование букв для обозначения согласных звуков (л,м,н,р). Послоговое чтение слов с ориентацией на глас-ную букву и знак уда-рения (с предваритель-ным выделением слогов в слове, подлежащем прочтению). Употребление больших букв в начале высказывания и в именах собственных (именах). Определение и обосно-вание местоположения каждой изученной бук-вы в «ленте букв» в соответствии с ее функ-циями («работами») в записанном слове. Запись слов (под дик-товку) с предваритель-ным составлением модели, отображающей слоговую структуру слова. Обозначение твёрдости-мягкости согласных с помощью гласных букв (введение букв я,е,ё,ю). Определение и обосно-вание местоположения каждой изученной бук-вы в «ленте букв» в соответствии с ее функ-циями («работами») в записанном слове. Определение порядка действий послогового письма и чтения (в процессе введения букв, обозначающих согласные звуки, парные по звонкости-глухости и твёрдости-мягкости: г-к, в-ф и т.д.). Послоговое чтение слов с ориентацией на глас-ную букву и знак уда-рения (с предваритель-ным выделением слогов в слове, подлежащем прочтению). Обозначение твёрдости-мягкости согласных с помощью гласных букв. Определение функций («работы») каждой буквы русского алфавита в записи слова. Отработка действий послогового письма и чтения (в процессе введения букв, обозначающих согласные звуки, парные по звонкости-глухости и твёрдости-мягкости: г-к, в-ф и т.д.). Обобщение сведений о работе гласных букв. Определение и обоснование местоположения каждой изученной буквы в «ленте букв» в соответствии с ее функциями («работами») в записанном слове. Сопоставления звукового и буквенного состава слова. Применение основного правила переноса слов Сопоставления звукового и буквенного состава слова. Запись слов и про-стейших высказываний (под диктовку) с предварительным со-ставлением модели, отображающей последовательность слов в высказывании, слоговую структуру каждого слова и их орфографические особенности. Сопоставления звукового и буквенного состава слова. Обобщение сведений о работе гласных букв. Запись слов и про-стейших высказываний (под диктовку) с предварительным со-ставлением модели, отображающей последовательность слов в высказывании, слоговую структуру каждого слова и их орфографические особенности. Сопоставления звукового и буквенного состава слова. Упражнения в выразительном чтении высказывания с логическим ударением. Определение функций («работы») каждой буквы русского алфавита в записи слова. Составление простейших транскрипций, анализ соотношения звуковой и буквенной оболочек слова. Определение и обоснование местоположения каждой изученной буквы в «ленте букв» в соответствии с ее функциями («работами») в записанном слове. Применение основного правила переноса слов. Обозначение твёрдости-мягкости согласных в позиции не перед гласным звуком (буква ь). Обозначение звука [й’] в разных позициях (буква й, буквы я,ё,ю,е, обозначающие сочетание звука [й’] с последующим гласным). Составление простейших транскрипций, анализ соотношения звуковой и буквенной оболочек слова. Практические упражнения в обозначении буквами гласных звуков после согласных, непарных по твёрдости-мягкости (шипящих и ц); правописание сочетаний ЖИ-ШИ, ЖЕ-ШЕ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ. Составление простейших транскрипций, анализ соотношения звуковой и буквенной оболочек слова. Практика написания слов с сочетаниями ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН. Наблюдения за употреблением букв И-Ы после Ц Отработка способов письма и чтения. Наблюдения за употреблением разделительных знаков ъ и ь. Заучивание названий букв русского алфавита. Упражнения в написании букв алфавита (заглавных и строчных). Самопроверка. | |
35 3.2 | Упражнения в написании элементов письменных букв | ||||||
36 3.3 | Буквы гласных А, О | Письменные буквы Аа, Оо, их «работа». | |||||
37 3.4 | Буквы гласных У, Ы | Письменные буквы Уу, ы, их «работа» | |||||
38 3.5 | Буква гласного Э | Письменные буквы Ээ, их «работа» | |||||
39 3.6 | Буквы согласных Л, М. Способы послогового письма и чтения. | Письменные буквы Лл, Мм. | |||||
40 3.7 | Закрепление | ||||||
41 3.8 | Буквы согласных Н, Р. Представление об орфограмме. | Письменные буквы Нн, Рр | |||||
42 3.9 | Буквы согласных Н, Р. Представление об орфограмме. | Орфограмма большая буква | |||||
43 3.10 | Обозначение твёрдости-мягкости согласных с помощью букв А-Я. | Письменные буквы Я, я | |||||
44 3.11 | Закрепление | ||||||
45 3.12 | Употребление букв Л, М, Н, Р для обозначения твёрдых и мягких согласных звуков. Конкретизация алгоритмов письма и чтения | Закрепление | |||||
46 3.13 | Обозначение твёрдости-мягкости согласных с помощью букв О-Ё | Письменные буквы Ё, ё | |||||
47 3.14 | Обозначение твёрдости-мягкости согласных с помощью букв Э-Е. | Письменные буквы Е, е | |||||
48 3.15 | Обозначение твёрдости-мягкости согласных с помощью букв О-Ё, Э-Е, Ы-И, У-Ю. | Письменные буквы И, и | |||||
49 3.16 | Письменные буквы Ю, ю | ||||||
50 3.17 | Буква Г, ее работа | Письменные буквы Г, г | |||||
51 3.18 | Буква Г, ее работа | Закрепление | |||||
52 3.19 | Буква К, ее работа | Письменные буквы К, к | |||||
5 3 3.20 | Буква К, ее работа | Закрепление | |||||
54 3.21 | Письменные буквы Д,д | ||||||
55 3.22 | Буквы Д, Т | Письменные буквы Т, т | |||||
56 3.23 | Буквы Д, Т | Закрепление. Диктант слов | |||||
57 3.24 | Буквы В, Ф | Письменные буквы В, в | |||||
58 3.25 | Буквы В, Ф | Письменные буквы Ф, ф | |||||
59 3.26 | Закрепление | ||||||
60 3.27 | Общее правило переноса. | Закрепление. Перенос слов | |||||
61 3.28 | Алгоритм записи высказывания | Алгоритм записи высказывания | |||||
62 3.29 | Алгоритм записи высказывания | Алгоритм записи высказывания НРК: Улан-Удэ – столица Бурятии | |||||
63 3.30 | Алгоритм записи высказывания | Закрепление | |||||
64 3.31 | Закрепление | ||||||
65 3.32 | Буквы З, С | Письменные буквы З, з | |||||
66 3.33 | Буквы З, С | Письменные буквы С, с | |||||
67 3.34 | Буквы З, С | Письменные буквы З,С | |||||
68 3.35 | Буквы З, С | Закрепление | |||||
69 3.36 | Закрепление | ||||||
70 3.37 | Буквы Б, П | Письменные буквы Б, б | |||||
71 3.38 | Буквы Б, П | Письменные буквы П, п | |||||
72 3.39 | Буквы Б, П НРК: Бурятские загадки о ветре, реке, воде | Закрепление | |||||
73 3.40 | Буква Х. НРК: Река Хилок | Письменные буквы Х, х | |||||
74 3.41 | Закрепление | ||||||
75 3.42 | Проверочная работа. | Диктант | |||||
76 3.43 | Обозначение мягкости согласных с помощью буквы Ь. | Письменная буква Ь. Обозначение мягкости согласного в конце слова | |||||
77 3.44 | Обозначение мягкости согласных с помощью буквы Ь. НРК: Национальные виды спорта: стрельба из лука, борьба. | Письмо слов с Ь. Обозначение мягкости согласного в середине слова НРК: Бурятские национальные традиции - резьба | |||||
78 3.45 | Обозначение звука [й'] с помощью буквы Й. | Письменные буквы Й, й. Обозначение звука [й'] | |||||
79 3.46 | Закрепление | ||||||
80 3.47 | Обозначение звука [й'] с помощью букв Я, Е, Ё, Ю. НРК: Новый год: национальные традиции нашего народа | Обозначение звука [й'] с помощью букв Я, Е, Ё, Ю. | |||||
81 3.48 | Обозначение звука [й'] с помощью букв Я, Е, Ё, Ю. НРК: Юрта – жилище бурят | Закрепление | |||||
82 3.49 | Обозначение звука [й'] с помощью букв Я, Е, Ё, Ю. | Закрепление | |||||
83 3.50 | Работа гласных букв (систематизация) | Работа гласных букв (систематизация) | |||||
84 3.51 | Работа гласных букв (систематизация) | ||||||
85 3.52 | Буквы Ж, Ш НРК: Казаки Бурятии | Буквы Ж, ж, Ш, ш | |||||
86 3.53 | Обозначение гласных звуков после букв Ж и Ш. Орфограмма ЖИ-ШИ. | Написание слов с ЖИ, ШИ | |||||
87 3.54 | Обозначение гласных звуков после букв Ж и Ш. Орфограмма ЖИ-ШИ. | Закрепление изученного | |||||
88 3.55 | Орфограмма ЖЕ-ШЕ. | Написание слов с ЖЕ, ШЕ | |||||
89 3.56 | Закрепление изученного | ||||||
90 3.57 | Буквы Ч, Щ | Письменные буквы Ч, ч, Щ, щ | |||||
91 3.58 | Обозначение гласных звуков после букв Ч и Щ. Орфограмма ЧА-ЩА. | Написание слов с ЧА-ЩА | |||||
92 3.59 | Орфограмма ЧУ-ЩУ. | Написание слов с ЧУ-ЩУ | |||||
93 3.60 | Обозначение гласных звуков после шипящих Ж, Ш, Ч, Щ. | Закрепление изученного | |||||
94 3.61 | Проверочная работа | ||||||
95 3.62 | Простейшая транскрипция | Две записи слова | |||||
96 3 3.63 | Правописание сочетаний ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН. | Обозначение мягкости согласного | |||||
97 3.64 | Правописание сочетаний ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН. Обозначение звука [л'] перед согласным звуком | Обозначение мягкости согласного | |||||
98 3.65 | Правописание сочетаний ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН. Обозначение звука [л'] перед согласным звуком | Упражнения в переводе звуковой записи слова в буквенную. | |||||
99 3.66 | Закрепление | ||||||
100 3.67 | Обозначение мягкости согласных звуков (систематизация) | Систематизация | |||||
101 3.68 | Выбор букв О-Ё после шипящих согласных | Систематизация | |||||
102 3./69 | Буква Ц НРК: Бурятские пословицы | Письменные буквы Ц, ц | |||||
103 3.70 | Обозначение гласных звуков после Ц. Выбор букв И-Ы после Ц. | Слова с ЦИ-ЦЫ НРК: Птицы нашего края | |||||
104 3./71 | Отработка способов письма и чтения | ||||||
105 3.72 | Обозначение гласных звуков после Ц. Выбор букв И-Ы после Ц. | Отработка способов письма и чтения | |||||
106 3.73 | Обозначение звука [й'] с помощью разделительно го Ь. | Способы обозначения звука [й'] | |||||
107 3.74 | Обозначение звука [й'] с помощью разделительного Ъ. | Способы обозначения звука [й']. Письменная буква Ъ | |||||
108 3.75 | Обозначение звука [й'] в разных позициях. | Способы обозначения звука [й'] НРК: Куналей, Куналейка, тайга | |||||
109 3.76 | Отработка способов письма | ||||||
110 3.77 | Русский алфавит. | Русский алфавит. | |||||
111 3.78 | Русский алфавит. | Систематизация НРК: В народе говорят (Бурятские поговорки) | |||||
112 3.79 | Русский алфавит | Систематизация | |||||
113 3.80 | Систематизация. | Обобщение способов письма и чтения. | |||||
114 3.81 | Диктант | ||||||
115 3.82 | Систематизация. | Работа над ошибками. Отработка действий чтения и письма. НРК: запись высказываний о своем селе . | |||||
Русский язык. Послебукварный период (50 ч)
- Систематизация материала, изученного в букварный период.
Способы обозначения гласных звуков буквами. Способы обозначения твёрдости-мягкости согласных звуков буквами. Способы обозначения звука [й′] на письме в разных позициях. Алфавит (повторение). Орфограммы, изученные в период обучения грамоте. «Правила списывания» и их отработка (на высказываниях, написание слов в которых совпадает с произношением).
Дополнительный материал для факультативного изучения.
Небуквенное письмо. Замена твёрдых согласных мягкими при словообразовании типа мост-мостик (наблюдения). Исторические сведения об особенностях букв Ъ и Э. логическое ударение в высказывании (наблюдения).
Деятельность на уроке.
Сопоставление количества гласных звуков и количества гласных букв, согласных звуков и согласных букв в русском языке. Составление таблицы обозначения звука [й′] на письме в разных позициях. Составление таблицы изученных и неизученных орфограмм (т.е. для которых нет пока правила).
Упражнения в чтении текстов с опорой на тактовое ударение. Упражнения в списывании текстов по алгоритму (на материале высказываний, где написание слов совпадает с их произношением).
- Развитие речи.
Высказывание (сообщение, вопрос). Выражение цели высказывания с помощью интонации и её обозначение на письме (знаки в конце высказывания). Смысловые части высказывания (предмет сообщения и сообщение о предмете).
Деятельность на уроке.
Различение и конструирование высказываний, различающихся по цели (сообщений и вопросов). Выделение смысловых частей высказывания. Отработка навыка смыслового чтения с опорой на выделенное тактовое ударение.
№ п/п | № урока | Тема урока | Планируемые результаты | Основные виды учебной деятельности учащихся | дата | |||||||||||||||
Предметные | Личностные | Метапредмеитные | ||||||||||||||||||
1. Чего больше: гласных звуков или гласных букв? (7 часов) | ||||||||||||||||||||
1 | 1.1 | Знакомство с учебником. Правила списывания. | Уметь различать гласные и согласные звуки. Уметь правильно называть буквы русского алфавита. | Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи. Ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности. | П: Использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач. Проводить сравнение по заданным критериям. Строить речевое высказывание в устной форме. Р: Принимать и сохранять учебную задачу. Адекватно воспринимать оценку учителя. К: Задавать вопросы. Формулировать собственное мнение и позицию. | Сопоставление количества гласных звуков и количества гласных букв в русском языке. Упражнения в списывании текстов по алгоритму (на материале высказываний, где написание слов совпадает с их произношением). | ||||||||||||||
2 | 1.2 | Постановка учебной задачи: «Чего больше: гласных звуков или гласных букв?» НРК: Любимые занятия - рыбалка | ||||||||||||||||||
3 | 1.3 | Гласные буквы для обозначения твёрдости и мягкости согласных. НРК: Игра: «Птицы, рыбы, звери нашего края» | ||||||||||||||||||
4 | 1.4 | Составление таблицы гласных букв. | ||||||||||||||||||
5 | 1.5 | Функция гласной буквы в разных позициях. | ||||||||||||||||||
6 | 1.6 | Проверочная работа «Обозначение твёрдости и мягкости согласных с помощью гласных букв» (диктант). | ||||||||||||||||||
7 | 1.7 | Небуквенное письмо. Анализ результатов проверочной работы. | ||||||||||||||||||
2. Чего больше: согласных звуков или согласных букв? (10 часов) | ||||||||||||||||||||
8 | 2.1 | Постановка УЗ: «Чего больше: согласных звуков или согласных букв?» | Уметь различать гласные и согласные звуки; типы согласных звуков (звонкие, глухие, мягкие, твёрдые), парные и непарные согласные по звонкости-глухости и твёрдости-мягкости. Уметь правильно называть буквы русского алфавита. Записывать слова и высказывания в тетради с вспомогательной разлиновкой в соответствии с нормами графики. Контролировать и оценивать правильность собственной и чужой записи слова (высказывания) , аргументируя свою оценку. | Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. Устойчивый познавательный интерес к родному языку. | П: Использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач. Проводить сравнение по заданным критериям. Строить речевое высказывание в устной форме. Р: Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане. К: Допускать возможность существования у людей различных точек зрения. Формулировать собственное мнение и позицию. | Сопоставление количества согласных звуков и согласных букв в русском языке. Упражнения в списывании текстов по алгоритму (на материале высказываний, где написание слов совпадает с их произношением). Упражнения в чтении текстов с опорой на тактовое ударении. | ||||||||||||||
9 | 2.2 | Обозначение пары согласных звуков по твёрдости/ мягкости одной буквой. | ||||||||||||||||||
10 | 2.3 | Согласные буквы, обозначающие парные и непарные согласные звуки. НРК: Редкие птицы Бурятии | ||||||||||||||||||
11 | 2.4 | Согласные буквы, обозначающие парные и непарные согласные звуки по глухости/ звонкости. | ||||||||||||||||||
12 | 2.5 | Проверочная работа (списывание). | ||||||||||||||||||
13 | 2.6 | Обозначение мягкости согласных с помощью буквы Ь. | ||||||||||||||||||
14 | 2.7 | РР: Рифма (наблюдение). | ||||||||||||||||||
15 | 2.8 | Систематизация знаний о работе согласных букв. | ||||||||||||||||||
16 | 2.9 | Замена твёрдых согласных мягкими при слово-образовании типа МОСТ-МОСТИК (наблюдения). | ||||||||||||||||||
17 | 2.10 | РР: Выражение цели высказывания с помощью интонации. | ||||||||||||||||||
3. Какими буквами обозначают звук [й′] ( 8 часов) | ||||||||||||||||||||
18 | 3.1 | Постановка УЗ: «Какими буквами обозначается звук [й']?» Разные способы обозначения звука [й']. | Владеть способами обозначения на письме звука[ й′ ]. Определять фонетические характеристики слова при его восприятии на слух (выделить слоги, определить ударный слог, звуковой состав каждого слова). | Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи. Устойчивый познавательный интерес к родному языку. | П: Использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач. Устанавливать аналогии. К: Умение вести диалог, слушать и слышать собеседника, стремление к более точному выражению своей позиции. Р: Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане. | Составление таблицы обозначения звука [й] на письме в разных позициях. Упражнения в списывании текстов по алгоритму (на материале высказываний, где написание слов совпадает с их произношением). Упражнения в чтении текстов с опорой на тактовое ударение. | ||||||||||||||
19 | 3.2 | Обозначение звука [й'] с помощью буквы Й и букв Я, Е, Ё, Ю. | ||||||||||||||||||
20 | 3.3 | Обозначение звука [й'] с помощью буквы Й и букв Ь и Я, Е, Ё, Ю. | ||||||||||||||||||
21 | 3.4 | Обозначение звука [й'] с помощью буквы Й и букв Ь,Ъ и Я, Е, Ё, Ю. | ||||||||||||||||||
22 | 3.5 | Систематизация знаний о способах обозначения звука [й′]. | ||||||||||||||||||
23 | 3.6 | Систематизация знаний о способах обозначения звука [й′]. | ||||||||||||||||||
24 | 3.7 | Проверочная работа «Фонетика и орфография». Исторические сведения об особенностях буквы Ъ. | ||||||||||||||||||
25 | 3.8 | Работа над ошибками. Упражнения в способах обозначения звука [й′] в словах. | ||||||||||||||||||
4. Что мы знаем об орфограммах? (15 часов) | ||||||||||||||||||||
26 | 4.1 | Постановка УЗ: «Что мы знаем об орфограмммах?» | Понимать, что такое орфограмма (элемент «места» в буквенной записи (слова), который не может быть точно определён по произношению). Использовать средства обозначения на письме границ высказывания (большая буква в начале и знаки в конце высказывания). Применять правило употребления больших букв в именах собственных. Применять правило переноса по слогам. Строить полный (устный) ответ на вопрос учителя, аргументировать своё согласие (несогласие) с мнениями участников учебного диалога. | Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи. Устойчивый познавательный интерес к родному языку. Ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности. | П: Использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач. Проводить сравнение по заданным критериям. Строить речевое высказывание в устной и письменной форме. Р: Принимать и сохранять учебную задачу. Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей. К: Договариваться и приходить к общему решению совместной деятельности. Умение вести диалог, слушать и слышать собеседника, стремление к более точному выражению своей позиции. | Составление таблицы изученных и неизученных орфограмм (т.е. для которых нет пока правила). Упражнения в списывании текстов по алгоритму (на материале высказываний, где написание слов совпадает с их произношением). Различение и конструирование высказываний, различающихся по цели (сообщений и вопросов). Выделение смысловых частей высказывания. Отработка навыка смыслового чтения с опорой на выделенное тактовое ударение. | ||||||||||||||
27 | 4.2 | Употребление гласных А,У, И ,Е после букв, обозначающих непарные по твердости-мягкости звуки. | ||||||||||||||||||
28 | 4.3 | Комплексная контрольная работа (за год). | ||||||||||||||||||
29 | 4.4 | Работа над ошибками в контрольной работе. Выбор букв И-Ы после Ц. | ||||||||||||||||||
/30 | 4.5 | Употребление буквы Ы после Ц в конце слова. | ||||||||||||||||||
31 | 4.6 | Правописание сочетаний ЧК, ЧН, ЧТ и ЩН. | ||||||||||||||||||
32 | 4.7 | Выбор букв О-Ё после букв шипящих. | ||||||||||||||||||
33 | 4.8 | Обозначение звука [й′] с помощью разделительных Ь и Ъ и гласных Я,Е,Ё,Ю,И. | ||||||||||||||||||
34 | 4.9 | Основное правило переноса слов. | ||||||||||||||||||
35 | 4.10 | Перенос слов в случае с одной гласной в слоге. | ||||||||||||||||||
36 | 4.11 | Перенос слов в случае с буквой Ь в середине слова. | ||||||||||||||||||
37 | 4.12 | Перенос слов в случае с буквой Й в середине слова. | ||||||||||||||||||
38 | 4.13 | Отработка различных случаев переноса слов. | ||||||||||||||||||
39 | 4.14 | Проверочная работа «Перенос слов». Систематизация орфограмм (составление таблицы). | ||||||||||||||||||
40 | 4.15 | Составление таблицы орфограмм. Исторические сведения об особенностях буквы Э. | ||||||||||||||||||
5. Как записать высказывание? (10 часов) | ||||||||||||||||||||
41 | 5.1 | Постановка УЗ: «Как записывать высказывание?» Орфограмма пробела. | Использовать средства обозначения на письме границ высказывания (большая буква в начале и знаки в конце высказывания). Выделять в процессе записи слова (высказывания) изученные орфограммы. Записывать под диктовку и списывать несложные по содержанию и синтаксической структуре текст (25-30 слов), написание слов в котором не расходится с произношением, обозначая непосредственно в процессе письма ударный слог в каждом слове. | Понимание необходимости соблюдения языковых и речевых норм в устном и письменном общении для более точной передачи его содержания. Устойчивый познавательный интерес к родному языку. | П: Строить речевое высказывание в устной и письменной форме. Р: Принимать и сохранять учебную задачу. Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей. К: Формулировать собственное мнение и позицию. Использовать речь для регуляции своего действия. | Упражнения в чтении текстов с опорой на тактовое ударение. Упражнения в списывании текстов по алгоритму (на материале высказываний, где написание слов совпадает с их произношением). | ||||||||||||||
42 | 5.2 | Оформление начала и конца высказывания на письме. | ||||||||||||||||||
43 | 5.3 | Орфограмма большой буквы в именах собственных. НРК: Наши питомцы | ||||||||||||||||||
44 | 5.4 | Оформление высказывания-сообщения и высказывания-вопроса на письме. | ||||||||||||||||||
45 | 5.5 | Систематизация знаний по теме «Фонетика и орфография». | ||||||||||||||||||
46 | 5.6 | Комплексная контрольная работа за год и ее анализ. | ||||||||||||||||||
47 | 5.7 | Работа над ошибками. РР: Смысловые части высказывания (наблюдения за предметом сообщения и сообщением о предмете). НРК: Весна в нашем крае | ||||||||||||||||||
48 | 5.8 | РР: Отработка навыка смыслового чтения с опорой на выделенное тактовое ударение. | ||||||||||||||||||
49 | 5.9 | РР: Логическое ударение (наблюдение). | ||||||||||||||||||
50 | 5.10 | Систематизация изученного, обобщение. |
Список литературы:
- 1. Репкин В.В., Восторгова Е.В., Левин В.А. Букварь: Учебник для 1 класса начальной школы (Система Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова). В 2-х частях. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2015.
- В.В. Репкин, Е.В. Восторгова. Русский язык: Учебник для 1 класса начальной школы (Система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова). - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2015.
- В.В. Репкин. Букваренок: Задания и упражнения к Букварю (Система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова). – М.: Вита – Пресс, 2015.
- Л. Г. Олисова. Тетрадь к букварю Репкина, 1 класс: Комплект из 3-х рабочих тетрадей (Система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова). - М.: Вита– Пресс, 2015.
- Е.В. Восторгова. Краткий методический комментарий к Букварю и учебнику русского языка для 1 класс (Система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова)/Программа В.В. Репкина и др.: Пособие для учителя четырехлетней начальной школы. - М.: Вита – Пресс, 2010.
- Л. Г. Олисова. Методические рекомендации к прописям для «Букваря» В.В. Репкина, Е.В. Восторговой, В.А. Левина: Пособие для учителя. (Система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова). - М.: Вита – Пресс, 2010.
- Л.И. Тимченко. Контрольные работы по русскому языку. 1 класс. (Система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова). – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2012.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку 1класс ОС "Школа 2100"
Рабочая программа по русскому языку для 1 класса ОС "Школа 2100" составлена в соответствии с требованиями ФГОС ....
Рабочая программа по русскому языку 1класс
Рабочая программа по русскому языку "Начальная школа XXI века" 1класс...
Рабочая программа по русскому языку 1класс УМК " Школа России"
Рабочая программа по русскому языку 1 класс...
Рабочая программа по русскому языку.1класс
Программа составлена в соответствии программы начального общего образования по курсу «Русский язык», УМК «Школа России», авторской программы В.Г.Горецкого, В.А.Кирюшкина,...
Рабочая программа по русскому языку 1класс ПНШ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 1 класс Планируемые личностные результаты освоения учебной программы:· самоопределение (связано с к...