Анализ урока
учебно-методическое пособие по русскому языку (4 класс)

Михайличенко Ирина Александровна

Виды и структура анализа урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл analiz_uroka.docx18.74 КБ

Предварительный просмотр:

Самоанализ урока

Виды самоанализа урока: краткий, структурный, аспектный, системный.

Структура краткого анализа: свободная. Анализирующий оценивает сразу после урока выполнение поставленных целей и сопоставляет цели, полученный результат с прогнозируемым.

Структура структурного анализа: является основой для всех анализов. Он определяет логическую последовательность и взаимосвязь структурных элементов урока и выделяет доминирующие этапы урока.

Структура аспектного анализа: свободная. Осуществляется на основе структурного. Главное внимание уделяется анализу одного из аспектов урока:

1) реализации системно-деятельностного подхода,

2) личностно-ориентированного подхода,

3) формированию универсальных учебных действий,

4) реализации содержательной и деятельностной целей урока,

5) применяемым технологиям обучения,

6) психолого-педагогической характеристики урока.

Структура системного анализа: совокупность взаимосвязанных форм, методов, приёмов, средств, используемых для изучения урока, представляющего собой сложную целостную систему. Это методика: проектирования, конструирования, управления уроком.

Примеры системного анализа урока

Самоанализ урока № 1

Класс: 4 В;

Кол-во присутствующих: 29 чел;

Кол-во по списку: 33 чел.

Тема урока: «Наречие как часть речи. Признаки наречия.»

Тип урока: изучение нового материала.

Структура урока: 1. Организационный этап; 2. Актуализация знаний; 3. Постановка проблемы (самоопределение к деят-ти); 4. Открытие новых знаний; 5. Закрепление изученного материала; 6. Подведение итогов урока; 7. Рефлексия; 8. Домашнее задание.

 

1. Урок относится к разделу «Части речи» и он непосредственно связан с предыдущей темой «Что такое части речи?». Без изучения предыдущей темы дети не смогут усвоить данную.

2. Краткая психолого-педагогическая характеристика группы:

Присутствовали: 29 человек;

«Сильные»: 6 человек;

«Слабые»: 5-6 человек;

Активно работали на уроке 7 человек.

Организованность слабая;

Подготовленность к уроку среднего уровня.

3. Триединая дидактическая цель урока:

Образовательная: познакомить с наречиями, их основными признаками – неизменяемостью и примыканием к другим частям речи; выяснить роль наречий в предложении.

Развивающая: развивать орфографическую зоркость, умение правильно употреблять и писать наречия, систематизировать знания, выделять сущность объектов.

Воспитательная: воспитывать умение слушать и понимать других, выражать свои мысли.

Все цели и задачи урока достигнуты.

4. Формы организации учебной деятельности использованные на уроке: фронтальная, индивидуальная

Методы работы: беседа, работа с учебником

Главный этап- «Открытие новых знаний», на этом этапе происходит установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала.

5. Время на каждом этапе распределено рационально, связки между этапами логичны.

6. Ресурсы урока: Учебник: «Русский язык» 4 класс. Канакина, Горецкий 1 часть, презентация

7. Контроль усвоения знаний, умений и навыков учащихся организован в виде самостоятельной работы на этапе закрепления изученного материала.

8. Психологическая атмосфера на занятии положительная.

9. Все поставленные задачи урока удалось реализовать.

10. В перспективе я бы хотела разрабатывать более разнообразные уроки, с различными видами деятельности детей и формами работы. А так же четче и правильнее формулировать свои мысли.

Схема анализа урока по ФГОС № 3

Класс: 3 В

Предмет: Русский язык

Учитель: Башлыкова О.В.

Тема урока: «Наречие как часть речи. Признаки наречия.»

№ п/п

Критерий оценивания

Оценка

1

Прослеживаются основные цели урока: образовательная, развивающая, воспитательная.

2

2.

Соответствие урока требованиям ФГОС

2

2.1

Ориентация на новые образовательные стандарты

2

2.2

Нацеленность деятельности на формирование УУД

2

2.3

Использование современных технологий: проектная, исследовательская, ИКТ, др.

1

3

Содержание урока:

3.1

Научная правильность освещения материала на уроке

2

3.2

Соответствие возрастным особенностям

2

3.3

Соответствие содержания урока требованиям программы

2

3.4

Связь теории с практикой

2

3.5

Использование жизненного опыта учеников с целью развития познавательной активности и самостоятельности

1

3.6

Связь изучаемого материала с ранее пройденным материалом

1

3.7

Межпредметные связи

1

4

Определение темы урока. Постановка целей и задач

4.1

Учитель сообщает тему. Этап целеполагания отсутствует

1

4.2

В процессе формулирования темы, определения цели и задач принимают участие обучающиеся

1

5

Планирование деятельности. Осуществление практической деятельности

5.1

Этап планирования отсутствует. Учащиеся выполняют ряд задач

1

5.2

Работа ведется по плану, предложенному учителем

0

5.3

Учебные действия осуществляются по намеченному плану

1

6

Форма взаимодействия в ходе урока

6.1

Применение диалоговых форм общения

2

6.2

Создание нестандартных ситуаций при использовании знаний учащихся

0

6.3

Осуществление обратной связи: ученик – учитель

2

6.4

Сочетание фронтальной, групповой и индивидуальной работы

0

6.5

Реализация дифференцированного обучения. Наличие заданий для детей разного уровня обученности

1

6.6

Обучающиеся самостоятельно формулируют возникшие затруднения и осуществляют их коррекцию

1

6.7

Использование наглядного материала: в качестве иллюстрирования, для эмоциональной поддержки, для решения обучающих задач

1

6.8

Формирование навыков самоконтроля и самооценки

2

7

Психологические основы урока

7.1

Реализация развивающей функции обучения. Развитие качеств: восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления, речи

1

7.2

Ритмичность урока: чередование материала разной степени трудности, разнообразие видов учебной деятельности

1

7.3

Наличие психологических пауз и разрядки эмоциональной сферы урока

1

7.4

Наличие физкультминутки

2

8

Домашнее задание

8.1

Оптимальный объем

2

8.2

Доступность инструктажа

2

8.3

Дифференциация, представление права выбора

1

9

Подведение итогов деятельности

9.1

Подведение итогов не осуществляется ни в каком виде

0

9.2

Учитель выясняет у обучающихся, что они узнали, запомнили

2

9.3

Учитель организует рефлексию

2

10

Наличие элементов нового в педагогической деятельности учителя (отсутствия шаблона)

0

Итого:

47

За каждый критерий ставятся баллы от 0 до 2:

0 – критерий отсутствует,

1 – проявляется частично,

2 – в полном объеме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на МО "Аспектный анализ урока как основной вид анализа современного урока"

Современный урок- это прежде всего урок, на котором учитель умело использует все возможности для развития личности ученика, ее активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, дл...

пояснительная записка к уроку и анализ урока

дан подробный самоанализ урока ОМ 4 класс по программе "ПНШ"...

Педагогический анализ воспитательного мероприятия. Воспитательный анализ урока.

Одним из важнейших средств повышения эффективности каждого воспитательного мероприятия является педагогический анализ. Помогая выявить причины различных недостатков, он служит основой для дальнейшего ...

Конспект урока математики по теме "Транспортир - прибор для измерения углов", общепедагогический анализ урока.

Конспект урока математики по теме "Транспортир - прибор для измерения углов" ( 3 класс, развивающая система Л.В.Занкова) + общепедагогический анализ урока....

КОНСПЕКТ УРОКА И АСПЕКТНЫЙ АНАЛИЗ УРОКА МАТЕМАТИКИ ПО ТЕМЕ «ОДНОЗНАЧНЫЕ ЧИСЛА» 1 КЛАСС ПНШ

Тема:  ОДНОЗНАЧНЫЕ ЧИСЛАЗадачи урока: - ввести понятие «однозначные числа»; закреплять знание состава изученных чисел; -совершенствовать навыки счета и навыки выполнения сложения вида  + 1,  + ...

План - конспект открытого урока по физической культуре в 4 классе, на тему: "Подвижные игры на развитие быстроты и ловкости". Анализ урока.

МКОУ «Александровская СОШ»Аннотация к разработке  урока по физической культуры в 4 классе. Дата: 20.01.2017г.Класс: 4Предмет: физическая культураРаздел урока: Подвижные игр...

Мониторинг применения УУД на уроке по результатам анализа урока

   Применение мониторинга УУД на уроке позволяет формировать правильную организацию деятельности учащихся, используя разные методы, формы, средства обучения. На каждом этапе урока обу...