Синонимы и антонимы
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
УМК, автор программы
Школа России, В. П. Канакина, В. Г. Горецкий
Цель урока
создать условия для организации и выполнения работы над ошибками
Задачи урока
-систематизации знаний о синонимах и антонимах, умения находить их в тексте, определения
признаков синонимов и антонимов, обобщения знаний об их роли в предложении.
- развития устной и письменной речи учащихся; развития орфографической зоркости, внимания, мышления, воображения; формирования навыков самоконтроля и познавательной активности. -воспитывать уважение к русскому слову, к предмету.
Формирование УУД:
Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями):
Знать: понятие лексическое значение слова; однозначные и многозначные слова;
Уметь: распознавать многозначные слова, слова в прямом и переносном значении;
а) регулятивные: умение определять и сохранять цель; принимать установленные правила в планировании и контроле; в сотрудничестве с учителем, классом находить разные способы решения учебной задачи.
б) познавательные: освоение способов работы с учебной книгой; умение анализировать, сравнивать, делать выводы;
в) коммуникативные: умение работать в парах
Личностные:
- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к занятиям русским языком, к школе;
- ориентация на понимание предложений и оценок учителя и товарищей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sinonimy_i_antonimy.docx | 20.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Предмет, класс | Русский язык, 3 класс |
УМК, автор программы | Школа России, В. П. Канакина, В. Г. Горецкий |
Учитель | Агаджан Е.А. |
Тема урока, № урока в рабочей программе | Синонимы и антонимы. №19 |
Тип урока | изучение нового материала |
Цель урока | создать условия для организации и выполнения работы над ошибками |
Задачи урока | -систематизации знаний о синонимах и антонимах, умения находить их в тексте, определения признаков синонимов и антонимов, обобщения знаний об их роли в предложении. - развития устной и письменной речи учащихся; развития орфографической зоркости, внимания, мышления, воображения; формирования навыков самоконтроля и познавательной активности. -воспитывать уважение к русскому слову, к предмету. |
Формирование УУД: | Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): Знать: понятие лексическое значение слова; однозначные и многозначные слова; Уметь: распознавать многозначные слова, слова в прямом и переносном значении; а) регулятивные: умение определять и сохранять цель; принимать установленные правила в планировании и контроле; в сотрудничестве с учителем, классом находить разные способы решения учебной задачи. б) познавательные: освоение способов работы с учебной книгой; умение анализировать, сравнивать, делать выводы; в) коммуникативные: умение работать в парах Личностные: - внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к занятиям русским языком, к школе; - ориентация на понимание предложений и оценок учителя и товарищей. |
Организационная структура (сценарий) урока
Этап урока | Содержание урока | |
Деятельность учителя | Деятельность ученика | |
І. Этап самоопределения к деятельности | -Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки, и думаю, что сегодняшний урок принесёт всем нам радость общения. Прозвенел уже звонок, Начинается урок. И на парте все в порядке Ручки, книжки и тетрадки. Ножки – вместе, Спинки – ровно И к уроку все готово! | Приветствуют учителя Настраиваются на урок |
II. Актуализация знаний и мотивация | ( На доске буквы: г у р щ д ц) Запишите букву, стоящую в алфавите пятой по счету. Эта буква обозначает непарный звонкий твердый согласный. Эта буква обозначает гласный звук. Эта буква обозначает парный звонкий твердый согласный. Какое слово у вас получилось? - Что вы можете сказать об этом слове? - Подберите родственные слова. - Докажите, что это родственные слова. - (запишите их в тетради) - А как вы понимаете лексическое значение слова друг? -Слово друг, произошло не от слова другой, а от слова дорога. Поэтому друг или подруга – это человек идущий с тобой одной дорогой, к общей цели, мечте... ( Показываю этимологический словарь поясняя откуда взяла толкование этого слова) - А какие пословицы вы знаете о дружбе | Друг. -Дружок, дружный, дружить, подруга, дружеский, дружище. -Родственные слова имеют один корень и одно лексическое значение. - Лексическое значение - это то, что обозначает слово. - Самостоятельные части речи. - Друг – это человек, с кем делишь и радость и горе. - Друг- это человек , к которому испытываешь симпатию. - Поддерживаешь в трудную минуту, доверяешь. Скажи, кто твой друг и я скажу кто ты. • Не имей сто рублей, а имей сто друзей. • Друг познается в беде. |
III.Постановка проблемы урока. | - Подберите к слову друг слова близкие по значению. - Что общего у этих слов? - Такие слова называются …(синонимы.) Прочитайте стихотворение и найдите слова противоположные по значению. Далеко мой стук Слышится вокруг. Червякам я враг, А деревьям друг. - Что общего у этих слов? - Такие слова называются …( антонимы.) | Приятель, товарищ. - Они отвечают на один вопрос и относятся к одной части речи. - Слова близкие по значению. - Враг – друг. - Они отвечают на один вопрос и относятся к одной части речи. - Слова, противоположные по значению. |
IV.Введение в тему урока. | -Вы догадались какая тема нашего урока? - Для каких целей мы будем применять в своих работах синонимы и антонимы? | Вывод: Синонимы- это слова близкие по смыслу, одной и той же части речи отвечают на один и тот же вопрос, но звучат и пишутся по-разному. Антонимы -это противоположные по смыслу слова, относятся к одной и той же части речи. |
V.Изучение нового учебного материала. Работа с учебником Физкультминутка VI.Комментированный словарный диктант | – Откройте учебник на с. 43, найдите упр. 70. Прочитайте стихотворение И. Бардина. В каком значении (прямом или переносном) употреблено выделенное слово? – Назовите глаголы, которые автор употребил для изображения действий светофора как живого существа. – Такой прием в литературе называется «олицетворение». – Запишите названия трех цветов светофора Учитель называет слово и дает задание подобрать к нему антоним или синоним, устно объясняет написание слов: – Здравствуйте. – Скучно. – Говорить. – Сладкий. – Метель. – Тропка. – Идти | – Слово употреблено в переносном значении. – Не унывает, стоит, моргает, не обижается. – Красный, алый. Желтый, золотой, янтарный. Зеленый, травяной. Выполняют задание. – До свидания. – Весело. – Молчать. – Горький. – Вьюга. – Дорожка. – Ходить |
VII. Работа с учебником | - Прочитайте внимательно текст упражнения 72 с.44 Почему он так называется? А какое настроение вызывает вас осень? Найдите в тексте и выпишите из него все антонимы -Какой вывод можем сделать об антонимах? - Синонимы и антонимы могут встречаться как в разговорной , так и в литературной речи , могут быть как устаревшими , так и современными общеупотребительными словами | Выполняют задания по вариантам : Выписывает существительные; Прилагательные. Антонимы -это противоположные по смыслу слова, относятся к одной и той же части речи. |
VІІІ. Рефлексия деятельности Дом.задание | -А теперь оцениваем свою работу на уроке. У кого все правильно поднимите зелёный карандаш, у кого 1-2 ошибки желтый карандаш, у кого более 2 ошибок красный карандаш. Упр.73,74 с.42 | -Анализируют и оценивают свою работу на уроке. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок "Синонимы и антонимы".
Расширение активного словарного запаса детей, знакомство с понятиями «синонимы», «антонимы», формирование коммуникативных умений....
Урок русского языка "Синонимы и антонимы" 3 класс
"Русский язык" 3 класс Рамзаева Т.Г....
Урок русског языка "Синонимы и антонимы"
3 класс "Русский язык" Рамзаева Т.Г....
Введение в активный словарь учащихся синонимов и антонимов
Повышение качества и эффективности лексической работы на уроках русского языка в начальных классах (...
Практический материал для знакомства с понятиями:синонимы,омонимы, антонимы
В занимательной форме учащиеся лучше воспринимают материал. Данный материал можно использовать на уроке при работе со словом....
Проект урока русского языка с учётом требований системно-деятельностного подхода к обучению во 2 классе по программе «Школа России» Тема: "Синонимы, антонимы. Работа со словарями синонимов и антонимов",
Урок разработан в соответствии требований стандартов второго поколения. Содержит исследовательско- поисковую деятельность учащихся, игровые творческие задания, разноуровневый подход к выполнению...
Проект по русскому языку "Синонимы и антонимы. Работа со словарями синонимов и антонимов"
Проект урокам по русскому языку для 2 класса...