Синонимы и антонимы
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Агаджан Елена Алиджановна

УМК, автор программы

Школа России, В. П. Канакина, В. Г. Горецкий

Цель урока

создать условия для организации и выполнения работы над ошибками

Задачи урока

-систематизации  знаний  о синонимах и антонимах, умения находить их в тексте, определения

  признаков синонимов и антонимов, обобщения  знаний  об их роли  в предложении.

- развития  устной  и письменной  речи  учащихся; развития  орфографической  зоркости,   внимания,  мышления, воображения; формирования  навыков самоконтроля  и познавательной активности. -воспитывать уважение к русскому слову, к предмету.

Формирование УУД:

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями):

Знать: понятие лексическое значение слова; однозначные и многозначные слова;

Уметь: распознавать многозначные слова, слова в прямом и переносном значении;

а) регулятивные: умение определять и сохранять цель; принимать установленные правила в планировании и контроле; в сотрудничестве с учителем, классом находить разные способы решения учебной задачи.

б) познавательные: освоение способов работы с учебной книгой; умение анализировать, сравнивать, делать выводы;

в) коммуникативные: умение работать в парах

Личностные:

- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к занятиям русским языком, к школе;

- ориентация на понимание предложений и оценок учителя и товарищей.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sinonimy_i_antonimy.docx20.04 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Предмет, класс

Русский язык, 3 класс

УМК, автор программы

Школа России, В. П. Канакина, В. Г. Горецкий

Учитель

Агаджан Е.А.

Тема урока,

№ урока в рабочей программе

Синонимы и антонимы.

№19

Тип урока

изучение нового материала

Цель урока

создать условия для организации и выполнения работы над ошибками

Задачи урока

-систематизации  знаний  о синонимах и антонимах, умения находить их в тексте, определения

  признаков синонимов и антонимов, обобщения  знаний  об их роли  в предложении.

- развития  устной  и письменной  речи  учащихся; развития  орфографической  зоркости,   внимания,  мышления, воображения; формирования  навыков самоконтроля  и познавательной активности. -воспитывать уважение к русскому слову, к предмету.

Формирование УУД:

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): 

Знать: понятие лексическое значение слова; однозначные и многозначные слова;

Уметь: распознавать многозначные слова, слова в прямом и переносном значении;

а) регулятивные: умение определять и сохранять цель; принимать установленные правила в планировании и контроле; в сотрудничестве с учителем, классом находить разные способы решения учебной задачи.

б) познавательные: освоение способов работы с учебной книгой; умение анализировать, сравнивать, делать выводы;

в) коммуникативные: умение работать в парах

Личностные:

- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к занятиям русским языком, к школе;

- ориентация на понимание предложений и оценок учителя и товарищей.

Организационная структура (сценарий) урока

Этап урока

Содержание урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

І. Этап самоопределения к деятельности

-Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки, и  думаю, что сегодняшний урок принесёт всем нам радость общения.

Прозвенел уже звонок,

Начинается урок.

И на парте все в порядке

Ручки, книжки и тетрадки.

Ножки – вместе,

Спинки – ровно

И к уроку все готово!

Приветствуют учителя

Настраиваются на урок

II. Актуализация знаний и мотивация

( На доске буквы: г  у  р  щ д  ц)

Запишите букву, стоящую в алфавите пятой по счету.

Эта буква обозначает непарный звонкий твердый согласный.

Эта буква обозначает гласный звук.

Эта буква обозначает парный звонкий твердый согласный.

Какое слово у вас получилось?

- Что вы можете сказать об этом слове?

- Подберите родственные слова.

- Докажите, что это родственные слова.

- (запишите их в тетради)

 - А как вы понимаете лексическое значение слова друг?

-Слово друг, произошло не от слова другой, а от слова дорога. Поэтому друг или подруга – это человек идущий с тобой одной дорогой, к общей цели, мечте...

( Показываю этимологический словарь  поясняя откуда взяла толкование этого слова)

-  А какие пословицы вы знаете о дружбе

Друг.

-Дружок, дружный, дружить, подруга, дружеский, дружище.

 -Родственные слова имеют один корень и одно лексическое значение.

- Лексическое значение - это то, что обозначает слово.

- Самостоятельные части речи.

- Друг – это человек, с кем делишь и радость и горе.

  - Друг- это человек , к которому испытываешь симпатию.

- Поддерживаешь в трудную минуту, доверяешь.

Скажи, кто твой друг и я скажу кто ты.

•     Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

•      Друг познается в беде.

III.Постановка проблемы урока.

- Подберите к слову друг слова близкие по значению.

- Что общего у этих слов?

- Такие слова называются  …(синонимы.)

Прочитайте стихотворение и найдите слова противоположные по значению.

    Далеко мой стук

    Слышится вокруг.

    Червякам я враг,

     А деревьям друг.  

-  Что общего у этих слов?

- Такие слова называются …( антонимы.)

Приятель, товарищ.

- Они отвечают на один вопрос и относятся к одной части речи.

     - Слова близкие по значению.

- Враг – друг.

- Они отвечают на один вопрос и относятся к одной части речи.

- Слова, противоположные по значению.

IV.Введение в тему урока.

-Вы  догадались  какая тема  нашего урока?

-  Для  каких целей мы  будем применять  в своих работах синонимы и антонимы?

Вывод: Синонимы- это слова близкие по смыслу, одной и той же части речи отвечают на один и тот же вопрос, но звучат и пишутся по-разному.

Антонимы -это противоположные по смыслу слова, относятся к одной и той же части речи.

V.Изучение нового учебного материала.

Работа с учебником

Физкультминутка

VI.Комментированный словарный диктант

– Откройте учебник на с. 43, найдите упр. 70. Прочитайте стихотворение И. Бардина. В каком значении (прямом или переносном) употреблено выделенное слово?

– Назовите глаголы, которые автор употребил для изображения действий светофора как живого существа.

– Такой прием в литературе называется «олицетворение».

– Запишите названия трех цветов светофора
и подберите к ним синонимы. Можете воспользоваться словарем синонимов в учебнике  на с. 154. Обратите внимание, что слова в словаре даны в алфавитном порядке.

Учитель называет слово и дает задание подобрать к нему антоним или синоним, устно объясняет написание слов:

– Здравствуйте.

– Скучно.

– Говорить.

– Сладкий.

– Метель.

– Тропка.

– Идти

– Слово употреблено  в переносном значении.

– Не унывает, стоит, моргает, не обижается.

– Красный, алый. Желтый, золотой, янтарный. Зеленый, травяной.

Выполняют задание.

– До свидания.

– Весело.

– Молчать.

– Горький.

– Вьюга.

– Дорожка.

– Ходить

VII. Работа с учебником

- Прочитайте внимательно текст упражнения  72 с.44

Почему он так называется? А какое настроение вызывает  вас осень?

Найдите в тексте  и выпишите из  него  все антонимы

-Какой вывод можем сделать об антонимах?

- Синонимы  и антонимы  могут встречаться как в разговорной  , так и в литературной  речи , могут быть как устаревшими , так и современными общеупотребительными словами

Выполняют  задания  по вариантам :

Выписывает существительные;

Прилагательные.

 Антонимы -это противоположные по смыслу слова, относятся к одной и той же части речи.

VІІІ. Рефлексия деятельности

Дом.задание

-А теперь оцениваем свою работу на уроке.

У кого все правильно поднимите зелёный карандаш,

у кого 1-2 ошибки желтый карандаш,

у кого более 2 ошибок красный карандаш.

Упр.73,74 с.42

-Анализируют и оценивают свою работу на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок "Синонимы и антонимы".

Расширение активного словарного запаса детей, знакомство с понятиями «синонимы», «антонимы», формирование коммуникативных умений....

Урок русского языка "Синонимы и антонимы" 3 класс

"Русский язык" 3 класс Рамзаева Т.Г....

Урок русског языка "Синонимы и антонимы"

3 класс "Русский язык" Рамзаева Т.Г....

Введение в активный словарь учащихся синонимов и антонимов

Повышение качества и эффективности лексической работы на уроках русского языка в начальных классах  (...

Практический материал для знакомства с понятиями:синонимы,омонимы, антонимы

В занимательной форме учащиеся лучше воспринимают материал.   Данный материал можно использовать на уроке при работе со словом....

Проект урока русского языка с учётом требований системно-деятельностного подхода к обучению во 2 классе по программе «Школа России» Тема: "Синонимы, антонимы. Работа со словарями синонимов и антонимов",

Урок разработан в соответствии требований стандартов второго поколения. Содержит исследовательско- поисковую деятельность учащихся, игровые творческие задания, разноуровневый подход к  выполнению...