Корень слова . Однокоренные слова
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Трофимова Светлана Викторовна

Тема: Корень слова. Однокоренные слова.

Цели:

Образовательные:

  • познакомить с понятиями «родственные слова», «корень слова» и «однокоренные слова»,
  • формировать умение использовать при анализе термин «корень слова» и его символическое изображение;
  • находить родственные слова на основе общей части – корня слова;
  • выделять корень слова.

Развивающие:

  • продолжить развитие умения слушать, воспринимать учебную информацию;
  • продолжить развитие умения сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, анализировать;
  • формулировать тему, цель урока.

Воспитательные:

  • расширение кругозора;
  • увеличение словарного запаса;
  • продолжение воспитания в умении работать в паре;

Планируемые результаты:

предметные: анализировать однокоренные слова, называть общее

лексическое значение корня, выделять корень в группе однокоренных

слов, исключать лишнее слово из группы слов с похожим корнем.

метапредметные:

познавательные: выявлять сущность, особенности объектов, на основе анализа объектов делать выводы;

регулятивные: определять цель предстоящей работы и составлять план

деятельности по ее достижению; оценивать свою работу по заданному образцу, осуществлять познавательную и личностную рефлексию;

коммуникативные: слушать и понимать других, оформлять свои мысли в устной форме, работать в паре и группе;

личностные: выказывать свое отношение, выражать свои эмоции.

Тип урока: урок изучения нового материала.

 

Оборудование: экран, мультимедиа-проектор, презентация « Однокоренные слова»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_v_2klasse.docx27.53 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 8

г. Аткарска.

Конспект открытого урока

по русскому языку

во 2 классе.

 Тема:

«Корень слова или однокоренные слова»

                                                                   Выполнила:

                                                                   учитель начальных классов

                                                                   Трофимова С.В.,

1. Организационный момент

- Здравствуйте, ребята!  Поздоровайтесь с нашими гостями!

- я прошу поднять руки тех, у кого сегодня хорошее настроение

- хлопните в ладоши, если вы готовы слушать друг друга и не перебивать,

- сядьте те, кто готов к открытиям новых знаний.

Я- вижу, вы серьёзно настроены .. Молодцы! Чтобы наш урок получился, я предлагаю всем раскрыть ладошки и сказать волшебную фразу «Я хочу много знать!»

Прежде чем мы начнем писать, вспомним наше правило

П - пишу

К - красиво

Ч - чисто

А - аккуратно

Г - грамотно

Записываем число. 19 октября. Классная работа.

Уделите внимание слову классная. Там удвоенная согласная

Самомассаж   

1.Большим пальцем поглаживаем пальцы от кончиков до основания сначала одной рукой, потом другой.

 2.При помощи карандаша трём ладони с внутренней стороны, затем - с тыльной.

 3.Заканчиваем массаж поглаживанием обеих рук.

        - Мы размяли пальчики рук. Как вы думаете, чем мы сейчас будем заниматься? (Минутка чистописания)                                                                                                                                      

         -  Послушайте четверостишие:    

Падают, падают листья

В нашем саду листопад...

Желтые, красные листья

По ветру. вьются, летят (звук (л))

    - Как вы думаете, какую букву будете сегодня писать? (букву Л л, она чаще всего встречается в четверостишии )     Букво-звуковой анализ

СЛАЙД

- Обратите внимание на наклон, высоту, ширину букв. Пропишите без соединения  заглавную и строчную букву Л(эль) Не забывайте о правилах посадки.

II. Актуализация ранее полученных знаний Слайд №      .

Работа с пословицей

Расположи слова в правильно порядке и объясни смысл получившийся пословицы Прочитайте запись на доске

                                  Ум да разум надоумят сразу.

-. Как вы понимаете смысл этой пословицы? (Сделаешь всё задуманное правильно с первой попытки. Человек грамотный и умный найдет ответ на любой вопрос и справится с любым заданием.)

-Запишите эту пословицу в тетради, соблюдая правила каллиграфии.

- Пусть эта пословица сегодня будет девизом нашего урока.

 -Как вы думаете, какой будет следующий этап нашей работы (Словарные слова)

Работать со словарными словами мы будем следующим образом. Я читаю загадку а вы записываете отгадку

С хозяином дружит, домик сторожит.

Живёт под крылечком, а хвостик колечком(Собака.)  

Само с кулачок, красный бочок.

Тронешь — гладко, откусишь — сладко. (Яблоко.)

Хозяин лесной - Просыпается весной,

А зимой под вьюжный вой- Спит в избушке снеговой. (Медведь.)

- Как вы считаете, какое слово здесь лишнее? (Яблоко - отвечает на вопрос что? неодушевленное)

2.Создание проблемной ситуации. СЛАЙД

-А сейчас я хочу вам рассказать сказку одного садовника Сказка "САД"

        Много лет назад появилось на свете слово «сад». Нашли его люди и думают, что же с ним делать. А слово говорит: «Посадите меня, я разрастусь в большое красивое дерево». Люди так и сделали. Стало это слово расти, сначала один росток пустило, потом другой, третий. Много родственников появилось, все они похожи. Вот какое выросло дерево. Посмотрели люди, сравнили и увидели, что есть у слов одна общая часть и решили назвать её корнем. И правильно сделали: от нее как от корня дерева образуются (растут) новые слова родственники. Корень как сердце в слове.

          Итак, посмотрите на слова, которые «выросли» на этом дереве. (Зоосад, садик , посадим). Как в сказке называются эти слова? (родственниками) т.е родственные слова  Близки ли по значению эти слова? Что общего у этих слов (общая часть – сад-)

(на доску понятия)

Как называется эта часть? (корнем). Поэтому у родственных слов есть другое название – однокоренные.

Упражнение на внимание. (Обсуждение в парах)

— Сейчас я прочитаю вам стихотворение. Вы его внимательно послушайте

и обсудите в парах, какие слова, по вашему мнению, будут однокоренными к слову САД.

Вот из сада вам рассада,

Вот еще посадка рядом,

А вот садовый цветок,

Садовник пересадил в горшок

.

- Какие однокоренные слова вы услышали в стихотворении? Добавим их на наше дерево. и  запишем.  Пишем с большой,  через запятую.               ( Дети делают запись ).

СЛАЙД

Выделим в них корень. Прочитайте только корень -сад-. Вам понятно значение этого слова?

- Попробуйте закрыть корень и прочитать оставшиеся части. Ясен ли смысл слов? Какой вывод отсюда следует?

Вывод: В корне заключен смысл слова. Это главная часть слова. От него “растут” другие слова.

4.Обьяснение нового материала

– Ребята, а где вы слышали такое слово «корень»?

 - Давайте узнаем подробнее лексическое значение этого слова? Где мы можем найти эту информацию? (в словаре) ТОЛКОВЫЙ

 Корень:

 1) подземная часть растения;

 2) часть волоса, зуба, ногтя;

 3) начало, источник чего-либо;

 4) часть слова.

 - Наше слово «корень» имеет несколько значений . А кто знает как называются такие слова, которые имеют много значений? (многозначные ).

 

 - Давайте еще раз закрепим это понятие, так что же такое «корень слова» ?  ( Общая часть родственных слов )

   -Какие слова называются  однокоренными (Слова, близкие по смыслу и с одинаковым корнем)

- Давайте подытожим, с какими новыми понятиями мы с вами познакомились. (НА ДОСКУ)

  • -родственные слова,
  • -корень слова,
  • -однокоренные слова

Кто из вас сможет назвать тему нашего урока

__________________________________________________

-А теперь посмотрим правило в учебнике на с.-------, как там сформулировано правило на тему нашего урока. ЧТЕНИЕ

 - Правильно мы все сформулировали правила? (Да). Значит мы молодцы.

 5. Физминутка .

            Представьте, что вы – деревья в лесу.

В лесу светило солнышко, и все деревья потянули к нему свои веточки.

Высоко-высоко тянутся, чтобы каждый согрелся                (дети поднимаются на носки, высоко поднимая руки, перебирая пальцами).

Но подул сильный ветер и стал раскачивать деревья в разные стороны.

Но крепко держатся корнями деревья, устойчиво стоят и только раскачиваются                                                              (дети раскачиваются в стороны, напрягая мышцы ног).

Ветер принёс дождевые тучи, и деревья почувствовали первые нежные капли дождя                                                   (дети лёгкими движениями пальцев касаются спины стоящего впереди товарища).

 Дождик стучит всё сильнее и сильнее                                         (дети усиливают движения пальцами).

Деревья стали жалеть друг друга, защищать от сильных ударов дождя своими ветвями                                                 (дети проводят ладошками по спинам товарищей).

Но вот вновь появилось солнышко.

Деревья обрадовались, стряхнули с листьев лишние капли дождя, оставили только необходимую влагу.

Деревья почувствовали внутри себя бодрость, свежесть и радость жизни.

- А вы почувствовали?  Я думаю, это пригодится нам при выполнении следующей работы

- Ребята, после того как вы узнали новые понятия, как вы думаете, какая учебная задача будет стоять перед нами на уроках? (Будем учиться находить однокоренные слова и определять корень.)

 6. Упражнения в распознавании однокоренных слов .

 а) Сейчас я предлагаю вам немного поиграть. ЭКРАН (корзина)  1ряд 2 ряд 3 ряд

б) Самостоятельная работа. Дифференцированная работа.

 - Теперь поработаем самостоятельно.

 Выполним упражнение № 87 из учебника на странице 61

( работу одного ученика проверить на ЭКРАНЕ "Мышка" )

Проверяем выполненное задание 1 ученика

Групповая работа.

- А теперь у нас групповая работа. Образуем 6 групп это ученики 2 а кл

У каждой группы свое дерево Есть общая часть (корень) Ваша задача подобрать и написать однокоренные слова.

Правила работы в группе нам знакомы! Повторим (Будем слушать, рассуждать и друг другу помогать!) Начинаем. Я рядом, я вместе с вами! Ждем отчет капитанов групп.

- Посмотрите , какие у нас чудесные деревья получились! А вот и мудрая Совушка появилась, которая живет в этом лесу. Она приготовил для вас еще интересное задание

8. Проверочное задание-тест.

 - У каждого из вас на столах есть карточка. Сейчас мы проверим, как вы усвоили тему нашего урока.

 Я буду читать вам группы родственных слов, а вы должны вычеркнуть лишнее слова и  Справитесь?

 Белка, беленький, белить,

 Водяной, вода, водить,

 Лист, лиса, лисенок,

 Горный, горка, городок,

 Пес, песочный, песок,

 Моряки, морской, моржи,

 Корень, корневой, коржи.

 9.Домашнее задание.

 -Ребята дома вам предстоит выполнить аналогичное задание ( упр.№ 83) -определить ,какие слова будут являться родственными и выделить у них корень. Я уверена , что с этим заданием дома вы справитесь легко.

 10. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности на уроке

 -Ребята, наш урок подходит к концу.

-Давайте еще раз закрепим наши знания, полученные на уроке

- что такое корень?

- назовите синоним к слову родственные?

- кто может сказать что уже понял что такое корень слова и однокоренные слова?

- кому нужно время чтобы разобраться в этой теме?

- Ребята , давайте исследуем пословицу, с которой начался наш урок. Можно ли сказать, что эти слова подходят к теме нашего урока?

( Трудились, узнавали новые понятия, искали ответы на вопросы.)

 - А какую еще связь с нашим уроком вы заметили?                                           ( в пословице есть однокоренные  слова).

  Назовите эти слова. Какой корень у этих слов? УМ

 - Как пишутся корни в однокоренных словах. (одинаково)

. -  Молодцы! Наш урок закончен. Всем спасибо за работу.

Белка, беленький, белить,

 Водяной, вода, водить,

 Лист, лиса, лисенок,

 Горный, горка, городок,

 Пес, песочный, песок,

 Моряки, морской, моржи,

 Корень, корневой, коржи.

Белка, беленький, белить,

 Водяной, вода, водить,

 Лист, лиса, лисенок,

 Горный, горка, городок,

 Пес, песочный, песок,

 Моряки, морской, моржи,

 Корень, корневой, коржи.

Белка, беленький, белить,

 Водяной, вода, водить,

 Лист, лиса, лисенок,

 Горный, горка, городок,

 Пес, песочный, песок,

 Моряки, морской, моржи,

 Корень, корневой, коржи.

Белка, беленький, белить,

 Водяной, вода, водить,

 Лист, лиса, лисенок,

 Горный, горка, городок,

 Пес, песочный, песок,

 Моряки, морской, моржи,

 Корень, корневой, коржи.

Белка, беленький, белить,

 Водяной, вода, водить,

 Лист, лиса, лисенок,

 Горный, горка, городок,

 Пес, песочный, песок,

 Моряки, морской, моржи,

 Корень, корневой, коржи.

Белка, беленький, белить,

 Водяной, вода, водить,

 Лист, лиса, лисенок,

 Горный, горка, городок,

 Пес, песочный, песок,

 Моряки, морской, моржи,

 Корень, корневой, коржи.

Белка, беленький, белить,

 Водяной, вода, водить,

 Лист, лиса, лисенок,

 Горный, горка, городок,

 Пес, песочный, песок,

 Моряки, морской, моржи,

 Корень, корневой, коржи.

Белка, беленький, белить,

 Водяной, вода, водить,

 Лист, лиса, лисенок,

 Горный, горка, городок,

 Пес, песочный, песок,

 Моряки, морской, моржи,

 Корень, корневой, коржи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Конспект урока русского языка Тема: « Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова».

Тема: « Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова». (2 класс) Проблема: 1. Какие слова называются родственными?2. Что такое корень слова?3. Какие слова называются однокоренными?Но...

Конспект по русскому языку для 2 класса. Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова.

Цель урока: формировать умение видеть и образовывать родственные слова, развивать речь, пополнять словарный запас учащихся....

Конспект по русскому языку для 2 класса. Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова.

Цель урока: формировать умение видеть и образовывать родственные слова, развивать речь, пополнять словарный запас учащихся....

Урок русского языка в 3 классе "Корень слова. Однокоренные слова. 1урок в разделе « Состав слова».

Тема урока: Корень слова. Однокоренные слова. 1урок в разделе « Состав слова».            Цель: формировать общее представление об однокоренных с...

План оценивания урока русского языка во 2 классе по УМК «Планета знаний» по теме «Слово и его значимые части» Тема урока: «Корень слова. Однокоренные слова»

Помогает отследить результаты проделанной работы, систематезировать и конкретизировать степень усвоения учащимися учебного материала....

Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова». (2 класс)

Русский язык Тема: « Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова».(2 класс)...