Конспект урока "Ряд позиционно чередующихся звуков (фонема) как строительный материал для значимых частей (на примере приставки)
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Астрихинская Людмила Ивановна

Конспект разработан по программе РО Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_uroka_po_rusyaz._fonema_kak_str.docx23.62 КБ

Предварительный просмотр:

Урок  русского языка

3 класс

Тема: Ряд позиционно чередующихся звуков (фонема) как строительный материал для значимых частей (на примере приставки).

Цель: Открытие рядов позиционно чередующихся звуков («команд» звуков) как строительного материала значимой части слова (на примере приставок).

Результат: Учащиеся должны прийти  к выводу о том, что значимая часть слова (на примере приставки) строится не из отдельных звуков, а из рядов позиционно чередующихся звуков (из «команд» звуков).

Вводный комментарий: Это первый урок, на котором учащиеся должны обнаружить, что в значимой части слова функционируют ряды позиционно чередующихся звуков. С одной стороны, на этом уроке не вводится ничего принципиально нового. Третьеклассники в ходе повторения вспоминают о том, что слово строится из значимых частей, а также  о том, что в словах возможно позиционное чередование звуков. Восстанавливаются признаки сильных и слабых позиций для гласных и согласных звуков. С другой стороны, учащиеся рассматривают позиционное  чередование в несколько  новом ракурсе: в рамках одной, отдельно взятой морфемы (приставки). Но главная сложность этого урока состоит не в том, чтобы обнаружить позиционное чередование гласных и согласных звуков в приставке, а в том, чтобы зафиксировать принадлежность этих звуков к определенным рядам, «командам», которые как раз и являются строительным материалом морфем.

Ход урока:

Этапы

Содержание

Примечания

1.Организационный момент.

2. Создание «ситуации успеха».

3.Возникновение ситуации

«интеллектуального разрыва».  

4. Формулировка учебной задачи и ее решение.

.

6.Этап рефлексии.

8. Домашнее задание.

Запись даты  в тетради. Настрой на работу

У: Из чего состоят слова?

Д: Из значимых частей.  

У:  Покажите  на схеме, какие значимые части нам известны (на доске работает ученик).

У: Оцените работу. (Дети показывают «+» или «-». Обсуждение, если оценка разная.)

У: А из чего состоят эти значимые части?

Д:  Из букв, когда мы пишем. Из звуков, когда мы говорим.

У: Итак, в чём мы должны сейчас разобраться?                          Дети: Из чего же на самом деле состоят значимые части.

У.: Запишите слово объезд (гласную в приставке учитель диктует орфографически; орфограмма разделительные ь и ъ знаки уже изучена, и ребёнок объясняет её самостоятельно). Выделите значимые части.

(Далее ведётся обсуждение разбора слова и оценивание работы учащегося).

У: А есть ли ещё слова с такой же приставкой?

(Дети предлагают разные варианты).

У: Хорошо, давайте запишем некоторые из них:

Обмер,объезд, обход

У: Запишите эти слова в столбик друг под другом, но только по-особому: приставки запишите звуками, а всё остальное слово буквами.

У: Оцените работу.

(Дети показывают «+» или «-». Обсуждение, если оценка разная).

У: Одинаковы ли звуки в этих приставках?

Д: Нет.

У: Почему?

Д: Потому что у звуков разные позиции…Звук[о] не может работать без ударения, вместо него на работу выходит звук[а].

У: Давайте покажем это на схеме.

У: Как называются звуки, которые поочерёдно меняют позиции?

Д: Позиционно чередующиеся звуки.

У: Выпишите позиционно чередующиеся гласные звуки, обозначьте их позиции.

У: Может ли вместо звука  [о]  в слабой позиции появиться какой-либо другой звук, например звук [у]?  

Д: Нет…                                           Д: Да…

У: Почему?                                    У:  Давайте проверим.

Д: Получится другое слово… Звук[о] не может работать без ударения, вместо него на работу выходит звук[а]…Это позиционное чередование.

У: Давайте покажем, что это позиционное чередование.

У: Подумайте, что представляют собой гласные звуки в этой приставке? Это случайный набор отдельных звуков или это единая «команда» звуков?

Д: Команда.

У: Что это за «команда»? Давайте посмотрим, что об этой команде сообщает Дядюшка Ага. (Учебник с.8)

Прочитайте, пожалуйста:

В приставке работает не набор отдельных гласных звуков, а звуковая «команда» – ряд позиционно чередующихся гласных звуков.

У: Давайте покажем на схеме, что это команда, и что она работает в приставке. (Обводит скобками  гласные звуки и чертит значок приставки).

У: А как же работают в этой приставке согласные звуки?

Д: Так же… То же позиционно чередуются…

У: Давайте проверим (работа в парах).

Задание: Рядом с гласными звуками выпишите друг под другом все согласные звуки, которые работают в этой приставке. Обозначьте их позиции.

У: … и … покажут на доске, что у них получилось.

У: Оцените работу ребят.

Д: Показывают «+» или «-». Обсуждение, если оценка разная.

У: Почему в одной и той же приставке работают разные согласные звуки?

Д: Потому что здесь звуки позиционно чередуются…Разные позиции…

У: Может ли здесь появиться какой-либо другой согласный звук?

Д: Нет… [б] чередуется только с [п]… Получится другое слово. Это команда…

У: Давайте покажем на схеме, что это тоже команда позиционно чередующихся звуков. (Обводит скобками  согласные звуки и чертит значок чередования).

У: Кто же может теперь ответить на вопрос, который мы зафиксировали в начале урока: « Из чего состоит приставка?»

Д: Из «команд» позиционно чередующихся звуков.

У: А как вы думаете, а из чего состоят другие значимые части?

Д:    ?…   Может тоже  из «команд» позиционно чередующихся звуков?

У: Когда мы будем отвечать на этот вопрос?

Д.: Завтра, на уроке русского языка.

У: Запишите домашнее задание: Учебник с.20 упр.9

Фиксация на доске и в тетради.

Буквы? Звуки?

схема

              Объезд

[об]мер

[аб’] ъезд

      [ап]ход

       

     

       

[о]

 [а]

[о] // [а]

Работа с учебником

       

                     [о]

                 [а]

    команда                

                 

                   [о]       [б]

                  [а]      [п]

                                       [б’]

                                     

команда

     

                     [о]          [б]

                 [а]          [п]

  команда                                    

команда

           

     

               

                                     

                   

 [а]

                     [о]          [б]

                 [а]          [п]

                                     

команда


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по русскому языку в 3 классе по теме: Приставка - Значимая часть слова"

Конспект открытого урока русского языка в 3 классе по теме : "Приставка -  значимая часть слова".  Урок закрепления знаний....

Приставка - значимая часть слова

Презентация к уроку русского языка во 2 классе УМК " Гармония"...

Конспект урока по русскому языку на тему "Приставка - значимая часть слова" 2 класс "Перспектива"

Тип урока: изучение нового материалаЦели деятельности учителя: Познакомить с приставкой как значимой частью слова, стоящей перед корнем и служащей для образования новых слов.Планируемые результаты:·...

Конспект урока по русскому языку 2 класс. Тема: «Окончание как значимая часть слова». Система Эльконина - Давыдова

Цели деятельности учителя: формирование у учащихся представлений об окончании как значимой части слова и его роли в словообразовании.Планируемые результатыПредметные:Знать определение понятия окончани...

Конспект урока по русскому языку " Приставка - значимая часть слова"

Конспект урока русского языка " Приставка- значимая часть слова"...

Конспект урока русского языка в 3 классе "Правописание орфограмм в значимых частях слова"

На уроке ставится цель: Развитие умений находить орфограммы – безударные гласные, парные согласные, непроизносимые согласные, удвоенные согласные в приставках, корне, суффиксах, окончании, ...