Конспект урока "Ряд позиционно чередующихся звуков (фонема) как строительный материал для значимых частей (на примере приставки)
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Конспект разработан по программе РО Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_uroka_po_rusyaz._fonema_kak_str.docx | 23.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка
3 класс
Тема: Ряд позиционно чередующихся звуков (фонема) как строительный материал для значимых частей (на примере приставки).
Цель: Открытие рядов позиционно чередующихся звуков («команд» звуков) как строительного материала значимой части слова (на примере приставок).
Результат: Учащиеся должны прийти к выводу о том, что значимая часть слова (на примере приставки) строится не из отдельных звуков, а из рядов позиционно чередующихся звуков (из «команд» звуков).
Вводный комментарий: Это первый урок, на котором учащиеся должны обнаружить, что в значимой части слова функционируют ряды позиционно чередующихся звуков. С одной стороны, на этом уроке не вводится ничего принципиально нового. Третьеклассники в ходе повторения вспоминают о том, что слово строится из значимых частей, а также о том, что в словах возможно позиционное чередование звуков. Восстанавливаются признаки сильных и слабых позиций для гласных и согласных звуков. С другой стороны, учащиеся рассматривают позиционное чередование в несколько новом ракурсе: в рамках одной, отдельно взятой морфемы (приставки). Но главная сложность этого урока состоит не в том, чтобы обнаружить позиционное чередование гласных и согласных звуков в приставке, а в том, чтобы зафиксировать принадлежность этих звуков к определенным рядам, «командам», которые как раз и являются строительным материалом морфем.
Ход урока:
Этапы | Содержание | Примечания |
1.Организационный момент. 2. Создание «ситуации успеха». 3.Возникновение ситуации «интеллектуального разрыва». 4. Формулировка учебной задачи и ее решение. . 6.Этап рефлексии. 8. Домашнее задание. | Запись даты в тетради. Настрой на работу У: Из чего состоят слова? Д: Из значимых частей. У: Покажите на схеме, какие значимые части нам известны (на доске работает ученик). У: Оцените работу. (Дети показывают «+» или «-». Обсуждение, если оценка разная.) У: А из чего состоят эти значимые части? Д: Из букв, когда мы пишем. Из звуков, когда мы говорим. У: Итак, в чём мы должны сейчас разобраться? Дети: Из чего же на самом деле состоят значимые части. У.: Запишите слово объезд (гласную в приставке учитель диктует орфографически; орфограмма разделительные ь и ъ знаки уже изучена, и ребёнок объясняет её самостоятельно). Выделите значимые части. (Далее ведётся обсуждение разбора слова и оценивание работы учащегося). У: А есть ли ещё слова с такой же приставкой? (Дети предлагают разные варианты). У: Хорошо, давайте запишем некоторые из них: Обмер,объезд, обход У: Запишите эти слова в столбик друг под другом, но только по-особому: приставки запишите звуками, а всё остальное слово буквами. У: Оцените работу. (Дети показывают «+» или «-». Обсуждение, если оценка разная). У: Одинаковы ли звуки в этих приставках?Д: Нет. У: Почему? Д: Потому что у звуков разные позиции…Звук[о] не может работать без ударения, вместо него на работу выходит звук[а]. У: Давайте покажем это на схеме. У: Как называются звуки, которые поочерёдно меняют позиции? Д: Позиционно чередующиеся звуки. У: Выпишите позиционно чередующиеся гласные звуки, обозначьте их позиции. У: Может ли вместо звука [о] в слабой позиции появиться какой-либо другой звук, например звук [у]? Д: Нет… Д: Да… У: Почему? У: Давайте проверим. Д: Получится другое слово… Звук[о] не может работать без ударения, вместо него на работу выходит звук[а]…Это позиционное чередование. У: Давайте покажем, что это позиционное чередование. У: Подумайте, что представляют собой гласные звуки в этой приставке? Это случайный набор отдельных звуков или это единая «команда» звуков? Д: Команда. У: Что это за «команда»? Давайте посмотрим, что об этой команде сообщает Дядюшка Ага. (Учебник с.8) Прочитайте, пожалуйста: В приставке работает не набор отдельных гласных звуков, а звуковая «команда» – ряд позиционно чередующихся гласных звуков. У: Давайте покажем на схеме, что это команда, и что она работает в приставке. (Обводит скобками гласные звуки и чертит значок приставки). У: А как же работают в этой приставке согласные звуки? Д: Так же… То же позиционно чередуются… У: Давайте проверим (работа в парах). Задание: Рядом с гласными звуками выпишите друг под другом все согласные звуки, которые работают в этой приставке. Обозначьте их позиции. У: … и … покажут на доске, что у них получилось. У: Оцените работу ребят. Д: Показывают «+» или «-». Обсуждение, если оценка разная. У: Почему в одной и той же приставке работают разные согласные звуки? Д: Потому что здесь звуки позиционно чередуются…Разные позиции… У: Может ли здесь появиться какой-либо другой согласный звук? Д: Нет… [б] чередуется только с [п]… Получится другое слово. Это команда… У: Давайте покажем на схеме, что это тоже команда позиционно чередующихся звуков. (Обводит скобками согласные звуки и чертит значок чередования). У: Кто же может теперь ответить на вопрос, который мы зафиксировали в начале урока: « Из чего состоит приставка?» Д: Из «команд» позиционно чередующихся звуков. У: А как вы думаете, а из чего состоят другие значимые части? Д: ?… Может тоже из «команд» позиционно чередующихся звуков? У: Когда мы будем отвечать на этот вопрос? Д.: Завтра, на уроке русского языка. У: Запишите домашнее задание: Учебник с.20 упр.9 | Фиксация на доске и в тетради. Буквы? Звуки? схема Объезд[об]мер [аб’] ъезд [ап]ход
[о] [а] [о] // [а] Работа с учебником
[о] [а] команда
[о] [б] [а] [п] [б’]
команда
[о] [б] [а] [п] команда команда
|
[а]
[о] [б]
[а] [п]
команда
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по русскому языку в 3 классе по теме: Приставка - Значимая часть слова"
Конспект открытого урока русского языка в 3 классе по теме : "Приставка - значимая часть слова". Урок закрепления знаний....
Приставка - значимая часть слова
Презентация к уроку русского языка во 2 классе УМК " Гармония"...
Конспект урока по русскому языку на тему "Приставка - значимая часть слова" 2 класс "Перспектива"
Тип урока: изучение нового материалаЦели деятельности учителя: Познакомить с приставкой как значимой частью слова, стоящей перед корнем и служащей для образования новых слов.Планируемые результаты:·...
Конспект урока по русскому языку 2 класс. Тема: «Окончание как значимая часть слова». Система Эльконина - Давыдова
Цели деятельности учителя: формирование у учащихся представлений об окончании как значимой части слова и его роли в словообразовании.Планируемые результатыПредметные:Знать определение понятия окончани...
Конспект урока по русскому языку " Приставка - значимая часть слова"
Конспект урока русского языка " Приставка- значимая часть слова"...
Конспект урока русского языка в 3 классе "Правописание орфограмм в значимых частях слова"
На уроке ставится цель: Развитие умений находить орфограммы – безударные гласные, парные согласные, непроизносимые согласные, удвоенные согласные в приставках, корне, суффиксах, окончании, ...