Конспект урока «Правописание приставок, оканчивающихся на з-/с-».
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Астрихинская Людмила Ивановна

Проект открытого урока по русскому языку в 4 классе (программа развивающего обучения Эльконина Д.Б. – Давыдова В.В./ Репкина В.В.)

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_uroka_rus_yaz_4kl_pristavki_na_z-s-.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

Проект открытого урока по русскому языку

в 4 классе (программа развивающего обучения

                                                              Эльконина Д.Б. – Давыдова В.В./ Репкина В.В.)

Тема:           «Правописание приставок, оканчивающихся на з-/с-».

Задача:        Обнаружить необходимость применения специального правила для написания приставок, оканчивающихся на з-/с-.

Цель:           Установление правило выбора буквы для правописания приставок, оканчивающихся на з-/с.

Место урока в программе:   после повторения неморфемных (противоречащих закону письма) написаний в корнях слов: кас-/кос-.

.

Этапы урока

Содержание этапов урока

Примечание

1.Организационный момент

     Вчера вы вспоминали закон письма. Из предложенных слов выберите слова, в которых орфограмма обозначается по закону письма. Запишите в тетаради.  (з…мля, г…реть, большо…о, …гибать).

  • Как проверить эти слова?
  • Почему не взяли остальные слова?
  • В каких морфемах встретились орфограммы-«нарушители»?
  • Какие еще морфемы есть в словах?

 

2. Восстановление старого способа

     - Зная, что корнем и окончанием морфемный набор слова не ограничивается, какие предположения можно сделать? (какой «умный вопрос» можно поставить?).

     -  Могут ли нарушать закон письма буквы в других морфемах?

  • Проверим наше предположение. Начнем по-порядку с приставки.
  • Зафиксируйте проблему.
  • Для этого предлагаю поработать в парах.

  • Выполните задание: проверьте предположение, есть ли «нарушители» в приставках данных слов?
  • Как будем действовать?  

       Задание на листах звинтить, вскарабкаться); (безмерный, бесконечный); (известить, истолковать); (разложить, расписать).

     Ваша задача (для работы пользуйтесь алгоритмом):

  1. выделите приставку;
  2. определить какая фонема в конце приставки;
  3. какими буквами она обозначена;
  4. нарушается ли закон письма.
  • Как прочитаете алгоритм?
  • Обратите внимание на последнюю букву в приставке. В чем особенность этих приставок?

Обсуждение, фиксация решения.

  • Какой вопрос мы ставили в начале урока?
  • Какой ответ получили?
  • Выпишите приставки, которые нарушают закон письма.
  • Что общего в этих приставках?
  • Какая новая проблема перед нами встала?

   -    Как действовать в случае, если нарушается закон письма?

 

В парах или группах по желанию. Обсуждение способа фиксации проблемы.

Каждая пара получает лист с заданием.

Определить, какая фонема и какой буквой она обозначается?

Проговаривание алгоритма:

  • определить, какая фонема в конце приставки;
  • какой буквой она обозначена;
  • нарушается ли закон письма?

Работа в группах.

Работа на доске и в тетрадях.

3. Постановка задачи урока и её решение.

  • Чтобы решить возникшую проблему, понаблюдайте за словами, записанными в два столбика:

 Бездарный             бесконечный

 Избрать                  исправить

 Воздвигнуть          воспринять

 Избежать               истратить

 Разгромить           раскалить

    - Постарайтесь сформулировать правило правописания приставок, оканчивающихся на з-/с-.

Работа в парах

4.Моделирование.

    Фиксация вывода модели в тетради. Обобщение.

 Возможно, сможете свои мнения выразить не только словами, но и графически в виде схемы.

  • Как узнаете приставку-«нарушитель»?
  • По какому правилу будете выбирать букву для правописания приставки?
  • Относится ли к данному правилу приставка с-?

     - Сверим ваши мнения с выводами в справочнике (стр. 17, № 1. Работа по учебнику. Стр. 21, упр. 17.

Анализ ответов детей.

Схемы моделей сформулированного правила.

Нет. Объяснение.

6. Домашнее задание.

Правило. Учебник, стр. 20, упр. 18


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Правописание приставок.Зима в природе"

Урок русского языка преследуе цель: углубить знания учащихся о приставках, их роли в словах, дать понятие о единообразном написании приставок независимо от произношения. Зама в природе подразумевает р...

Тест "Правописание приставок оканчивающихся на -з, -с"

Тест содержит задания по теме "Приставки оканчивающиеся на -з, -с"...

Диктант с грамматическим заданием по теме«Правописание падежных окончаний имён существительных, правописание приставок, оканчивающихся на з-, с-.» 3 класс ПНШ

3класс Программа «Перспективная начальная школа»Диктант с грамматическим заданиемпо теме «Правописание падежных окончаний имён  существительных, правописание приставок, оканчивающихся на з-, с-.»...

Открытый урок русского языка в 4 классе по теме: «Знакомство с правописанием приставок, оканчивающихся на з- и с-»

Урок дает общее представление о правописании приставок, оканчивающихся на согласный. Разработан в соответствии с требованиями ФГОС...

План - конспект урока Правописание приставок

Урок был подготовлен к конкурсу "Всероссийский мастер-класс"...

Конспект урока: "Правописание приставок в глаголах"

Урок открытия нового знания. Начальная школа 21 века 4 класс...