Тема "Местоимения" (1 класс)
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

Леоненкова Ангелина Максимовна

Конспект по русскому языку. 1 класс. Тема: "Местоимения"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mestoimeniya.doc101 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Дата: 28.01.2021

Школа: Трубчевская СОШ №1

Тип урока: открытие новых знаний

Учебный предмет: Русский язык

ОС: Школа России

Учитель: Левченкова Н. А.

Студент: Леоненкова Ангелина Максимовна

Класс: 1в 

Тема: Местоимения

Цели:

Содержательная: формировать представления о местоимениях

Деятельностная: знакомство с местоимениями, умение видеть и находить местоимения

Задачи:

Образовательные:

  1. Формировать умение у учащихся понятие о местоимениях, об их отличительных особенностях;
  2. Формировать умение распознавать слова, которые отвечают на вопрос («кто?», «что?», «что (с)делать?», «какой/ая/ие?»);
  3. Формировать умение выделять одушевленные и неодушевленные существительные.

Развивающие:

  1. Формировать умение строить рассуждение по теме урока (о роли местоимений в речи);
  2. Совершенствовать умение использовать источники информации для поиска ответов на вопросы;
  3. Развивать умение определять цели и задачи усвоения новых знаний; понимать и принимать учебную задачу;
  4. Развивать умение фиксировать в конце урока удовлетворенность, неудовлетворенность своей работы на уроке, объективно относиться к своим успехам, неуспехам;
  5. Развивать умение включаться в диалог и коллективное обсуждение проблем и вопросов, формулировать ответы на вопросы;
  6. Развивать умение осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Воспитательные:

  1. Создать условия для формирования внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе;
  2. Формировать положительное отношение к урокам русского языка;
  3. Создать условия для формирования интереса к языковой и речевой деятельности.

Планируемые результаты:

Предметные:

  1. Умение узнавать местоимение и его отличительные особенности;
  2. Умение распознавать слова, которые отвечают на вопрос («кто?», «что?», «что (с)делать?», «какой/ая/ие?»);
  3. Умение выделять одушевленные и неодушевленные существительные.

Личностные: 

  1. Формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе;
  2. Формирование положительного отношения к урокам русского языка;
  3. Формирование интереса к языковой и речевой деятельности.

Метапредметные:

Познавательные.

  1. Умение строить рассуждение по теме урока (о роли местоимений в речи);
  2. Умение использовать источники информации для поиска ответов на вопросы.

Регулятивные:

  1. Умение определять цели и задачи усвоения новых знаний; понимать и принимать учебную задачу;
  2. Умение фиксировать в конце урока удовлетворенность, неудовлетворенность своей работы на уроке, объективно относиться к своим успехам, неуспехам.

Коммуникативные:

  1. Умение включаться в диалог и коллективное обсуждение проблем и вопросов, формулировать ответы на вопросы;
  2. Умение осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Оборудование: презентация

План урока:

 1.Этап мотивации

1.1.Приветствие

1.2. Этический заряд

2.Этап актуализации и пробного учебного действия

 2.1. Пальчиковая гимнастика

2.2. Минутка чистописания

2.3. Повторение материала

3. Этап выявления места и причины затруднение

4. Этап построения проекта выхода из затруднения

4.1. Целеполагание

5. Этап реализации построенного проекта

5.1. Работа над темой урока

5.2. Физминутка.

5.3.Дидактическая игра « Найди лишнее слово»

5.4. Игра «Подбери пару»

6. Этап рефлексии учебной деятельности

 7.  Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

Игра «Замени местоимением»

8.  Этап включения в систему знаний и повторения

9.  Этап рефлексии учебной деятельности

Ход урока

Этапы урока, их задачи

Деятельность учителя

Деятель-ность учащихся

Формы контроля

Планиру-емые результаты

1. Этап мотивации

Задача: создание условий для возникновения у уч-ся  потребности включения в УД

  1. Приветствие

1.2. Этический заряд

- Ребята, меня зовут Ангелина Максимовна, сегодняшний урок русского языка проведу у вас я,  я очень рада видеть ваши добрые лучистые глазки. Давайте подарим частичку своего хорошего настроения друг другу. Улыбнитесь.         

Отвечают на вопросы.

Фронтальная

Л1,

Л2

2. Этап актуализации и пробного учебного действия

Задача: повторение изученного

материала, необходимого для

«открытия нового знания», и

выявление

затруднений

индивидуальной

деятельности

каждого учащегося

2.1. Пальчиковая гимнастика

Раз, два, три, четыре, пять

Вышли пальчики гулять (загибаем пальчики синхронно на обеих руках).

Этот пальчик в лес пошел (Разгибаем пальцы поочередно),

Этот пальчик гриб нашел,

Этот резал,

Этот ел,

Ну а этот лишь глядел.

2.2. Минутка чистописания

- Ребята, сейчас  предлагаю вам немного позаниматься чистописанием. Откройте свои тренажеры на странице 29-ой.

-Элементы каких букв вы видите в первой строке? (у, л, м) Пропишите их, пожалуйста, не торопитесь, старайтесь выполнить все аккуратно.

- Что вы видите на второй строке, кто может мне сказать, посмотрите внимательно?

(заглавная буква в соединении со строчной)

- Пропишите, пожалуйста, вторую строку

- На 3 строке у нас находятся слова, прочитайте их про себя. Чем интересны эти слова

-Определите кол-во букв и звуков. Почему букв больше, чем звуков? (букв больше, чем звуков, потому что мягкий знак звука не обозначает).

- Пропишите, пожалуйста 3-ю строку.

- Теперь я вас попрошу обратить внимание на 4-ю строку, что вы видите на ней?

- Почему на ней все слова написаны с большой буквы? (это имена)

- А мы знаем, что все имена собственные пишутся с большой буквы.

- Хорошо, пропишите.

-Посмотрите на последнюю строку и прочитайте предложение, как вы понимаете его смысл.

(труднее всего начать что-то делать, а дальше продолжать работу будет легче)

-Пропишите, пожалуйста, это высказывание.

2.3. Повторение материала

- Поставьте вопросы к словам, которые вы видите на слайде (по цепочке)

Медведь, кот, олень, лиса, белка, тигр, заяц, лес, кенгуру.

- Какое слово лишнее и почему?

(слово лес, т.к. отвечает на вопрос «что?» и явл. неодушевленным)

- Ребята, подберите к этим словам слова обозначающие признаки, то есть помогают описать пример

(например, медведь косолапый)

- А теперь подберите слова обозначающие действия (например, медведь шатается)

- Какие из этих животных живут в лесу?

- Как называют животных живущих в лесу?

- Какое из этих животных является домашним?

-Что вы о нем знаете?

-Сейчас мы прочитаем о нем стихотворение

Отвечают на вопросы, вспоминают

Фронтальная

Л3,

Пр.2, Пр.3,

К1,

К2

3. Этап выявления места и причины затруднения

Задача: организация анализа уч-ся возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей.

ОН ходит следом за котом,

ОН за котом следит тайком.

Кот ляжет под забором в тень,

Коту пошевелиться лень.

А ОН коту щекочет нос:

— Вставай! Ты что, к земле прирос?

 Кот заберётся под кровать,

А ОН опять: «Хочу играть!»

Кот лапкой цап ЕГО; а ТОТ

И рад, что с ним играет кот.

Такой настырный — просто жуть:

Коту мешает отдохнуть.

Всю ночь, до самого утра

Игра идёт, идёт игра.

А кто же ОН? Ответ наш прост
(хвост)

Отвечают на вопросы.

Фронтальная

К1,

К2,

П2

4. Этап построения проекта выхода из затруднения

Задача: постановка

целей

учебной деятельности и на этой

основе – выбор способа и средств

их реализации.

4.1. Целеполагание

- Какие слова вам помогли понять, что речь идет о хвосте? (он)

- Да вы правы, на место слово «хвост» стало слово «он»

- Как же называются такие слова, которые встают в предложении на место другого? (местоимения)

- Как вы думаете, какова тема нашего урока? Слайд

- Какую цель мы поставим перед собой?

- А каковы задачи нашего урока?

Фронтальная

П2,

К1,

К2,

5. Этап реализации построенного проекта

Задача: построение учащимися

нового способа действий и

формирование

умений

его

применять как при решении

задачи, вызвавшей затруднение,

так и при решении задач такого

класса или типа вообще.

5.1. Работа над темой урока

- Посмотрите на экран и прочтите стихотворение:

… усатый, полосатый,

Лапки греет на солнышке.

И глазами хитрыми

… следит за мышкой.

Язычком … красненьким

Облизал свой носик,

Лапочкой-подушечкой

Умывает ротик.

- Какие слова пропущены? (он)

- Поставьте вопрос к этому слову. (кто?)

- Это слово обозначает предмет? (Нет)

Так давайте же сделаем с вами вывод: слово не называет предмет, но указывает на него (спросить учащихся для повторения)

- Вспомните, как называют такие слова. Слова , которые могут становиться на место другого (местоимения)

-К местоимениям относят следующие слова: я , ты, он, она, оно, мы, вы , они – местоимения. Слайд

-Я предлагаю записать их вам в тетради в качестве подсказки.

5.2. Физминутка.

Выше ноги! Стой, раз, два! (Ходьба на месте.)

Плечи выше поднимаем,

А потом их опускаем. (Поднимать и опускать плечи.)

Руки перед грудью ставим

И рывки мы выполняем. (Руки перед грудью, рывки руками.)

Десять раз подпрыгнуть нужно,

Скачем выше, скачем дружно! (Прыжки на месте.)

Мы колени поднимаем —

Шаг на месте выполняем. (Ходьба на месте.)

От души мы потянулись, (Потягивания — руки вверх и в стороны.)

И на место вновь вернулись. (Дети садятся.)

5.3. Дидактическая игра « Найди лишнее слово»

Давайте поиграем в игру «найди лишнее слово»

(на слайде слова)

Мальчики, девочки, мы , учителя. Слайд

- Какое слово лишнее? Почему?

Анна Петровна, летчик, вы, генерал. Слайд

- Какое? Почему?

Миша, я, Света, библиотекарь. Слайд

- Какое? Почему?

Кукла, человек, ребенок, ты?

- Какое? Почему?

5.4. Игра «Подбери пару».

- А теперь, я предлагаю вам поиграть в другую игру, потому что с прошлой вы отлично справились.

- Вам нужно прочитать слова и подобрать к нему пару, чтобы это сделать нужно, поставить вопрос к слову.

- Какие вопросы, кто запомнил? (кто? или что?). Слайд

Он        Девочка

Она         Мяч

Оно         Кукла

        Яблоко

        Гриб

        Окно

- Итак, кто желает попробовать?

(называют по поднятию руки)

Фронтальная

Пр.1,

П1,

П2,

Р1,

Р2,

К1,

К2,

К3

6.  Этап первичного закрепления

с проговариванием во внешней

речи

Задача:

усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач.

 - Прочитайте стихотворение, которое вы видите на экране по цепочке. Одно предложение каждый

- Вставьте в это стихотворение недостающее слово, а затем я спрошу, почему именно это слово каждый из вас вставил.

О слоне

Дали туфельку слону.

Взял … туфельку одну

И сказал: - Нужны пошире,

И не две, а все четыре!

- Что за слово ты вставил/а? Почему? Кто считает так же, поднимите руки

Фронтальная

Пр.3, Л2, П1, К2

7.  Этап самостоятельной работы

с самопроверкой по эталону

Задача: интериоризация (переход

извне внутрь) нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная и индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия, применение нового знания в

типовых заданиях.

Игра «Замени местоимением»

- Давайте сейчас поиграем в игру «Замени местоимением»

- Я буду называть вам слово, а вы будете называть соответствующее ему местоимение и записывать его в тетрадь, сверяясь затем со слайдом презентации

- Первое слово

Медведь (он), Лиса (она), Заяц (он), Мышь (она), Солнце (оно), Ветер (он), Облако (оно).

Слайд по 1 слову

Фронтальная, индивидуальная

Пр.2, Пр.3, К1

8.  Этап включения в систему

знаний и повторения

Задача:

Повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса, выявление границы применимости нового знания и использование его в системе изученных ранее знаний, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности, включение нового способа действий в систему знаний.

– Ребята, мы с вами сегодня продуктивно поработали. Назовите мне местоимения, которые вы запомнили (я, ты, он, она, она, мы, вы, они)

- На какие вопросы отвечают местоимения? (на вопросы «кто? или что?»)

- Какое отношение они имеют к предметам? (они не называют их, а только указывают)

Фронтальная

К1, Р2, Л3

9.  Этап рефлексии учебной

деятельности

Задача: самооценка учащимися

Результатов своей учебной деятельности, осознание метода

построения и границ применения

нового способа действия.

- А сейчас обратить внимание на слайд. На нем есть несколько вопросов, кто желает ответить на какой-либо из них и поделиться своими мыслями и мнением?

- Кому понравился урок похлопайте в ладоши

- Спасибо большое за урок, вы прекрасно работали, до свидания!

Фронтальная

К2, Р4, Р5, Р6


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения в 3-4 классах по темам "Мари калык муро. Мыскара влак." (3 класс), "Мари калык муро. Такмаквлак." (4 класс)

Урок проводится в малокомплектной школе на марийском языке. Урок посвящен использованию культуры, обычаев, традиции марийского народа в учебно-воспитательной работе. Культурно- педагогическое наследие...

Мастер-класс по технологии. Изготовление поделки "Весёлая обезьянка". Мастер-класс предназначен для детей начальных классов

Мастер-класс по созданию поделки из разных материалов "Весёлая обезьянка" в форме презентации...

Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ

Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс) Тема урока: 1 класс Прописная буква З. 2 класс Проверяемые и не проверяемые гласные в корне слова

Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс). По теме: 1 класс Правописание буквы З. 2 класс Проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова. Поможет учителю при работе с двумя кл...

Примеры математических ребусов: 1 класс, 2 класс, 3 класс, 4 класс, в картинках, с ответами

Родина ребуса — Франция. Именно в этой стране в 16 веке был издан первый сборник ребусов, составленный Этьеном Туаро. В переводе с латинского rebus означает — «при помощи вещей». К настоящему времени ...

Технологическая карта изучения темы по математике "Разряды и классы. Класс единиц и класс тысяч" 3 класс

Технологическая карта изучения темы по математике "Разряды и классы. Класс единиц и класс тысяч" 3 класс...