Тема «Словари».
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)
Тип урока: изучение нового материала.
Планируемые результаты
Предметные: ориентироваться в написании слов женского и мужского рода с шипящими на конце,понимать определение термина «обратный словарь»; понимать структуру словаря; ориентироваться в содержании; использовать словари в практической работе;
Метапредметные: знать о возможностях использования обратного словаря на уроках ,использовать словарь с целью поиска информации.
Личностные: осознавать значимость словаря как источника познания окружающей действительности.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Предмет: русский язык
Тема урока: Тема «Словари». «Слова женского и мужского рода с шипящими на конце»
Тип урока: изучение нового материала.
Планируемые результаты
Предметные: ориентироваться в написании слов женского и мужского рода с шипящими на конце,понимать определение термина «обратный словарь»; понимать структуру словаря; ориентироваться в содержании; использовать словари в практической работе;
Метапредметные: знать о возможностях использования обратного словаря на уроках ,использовать словарь с целью поиска информации.
Личностные: осознавать значимость словаря как источника познания окружающей действительности.
Ход урока
Организационный момент
Чистописание
Бб Рр
Бор,спор,ворона,корона
— Что интересного вы заметили в этих словах? (Они рифмуются.)
Молодцы! Сегодня на уроке мы узнаем, как можно быстро научиться рифмовать слова, и что нам сможет в этом помочь.
Актуализация знаний
Ребята ,на прошлом уроке мы познакомились с толковым словарем русского языка.Этот словарь нам помог узнать значение многих незнакомых для нас слов, так как чтобы быть грамотными и образованными, мы должны знать что обозначает то или иное слово Сегодня мы продолжим наше знакомство и с другими словарями, которые помогут вам научиться писать и говорить правильно
3 Работа по теме урока
Раздать карточки со словами, основа которых оканчивается на -ч и -чь, -ш и -шь, -щ и -щь, -ж и -жь — с тем, чтобы выявить закономерность. –
Откройте Обратный словарь на букву -Ч. Есть ли среди слов-названий предметов, основа которых оканчивается на -Ч, слова женского рода? Слова мужского рода? Какого рода все эти слова? Выпишите 5 любых слов, определите их род
-Откройте Обратный словарь на букву -Ь: найдите слова-названия предметов, основа которых оканчивается на -ЧЬ. Выпишите пять любых слов. Какого рода ВСЕ эти слова? Какой вывод вы можете сделать о работе Ь: а) Ь обозначает мягкость согласного; б) Ь показывает, что все слова— женского рода.
- Какой вывод вы сделали о написании слов мужского и женского рода, основа которых заканчивается на -Ч и -ЧЬ?»
- Существует утверждение, что только слова женского рода могут оканчиваться на -а. Давайте проверим.
-Откройте Обратный словарь на букву - А. Найдите слова, оканчивающиеся на - шка. Обратите внимание есть ли среди них слова мужского рода? (дедушка, трусишка, сынишка, братишка, зайчишка и т. д.). Изменилось ли ваше мнение теперь?
-Ребята, давайте проверим следующее мнение, что только у слов мужского рода бывают нулевые окончания.
- Найдите в Обратном словаре букву -Ь. Отыщите слова, оканчивающиеся на -ль. Вы соглашаетесь с тем, что у всех этих слов нулевое окончание? Просмотрите их. Есть ли среди них слова женского рода? (Дети обнаруживают слова боль, соль и т. д.)
- Посмотрите также слова, основа которых оканчивается на -нь. (Дети обнаруживают ПЕНЬ, ЛЕНЬ и т. д.) Какого они рода: только ли мужского? К какому выводу вы придёте? Вы теперь соглашаетесь с мнением, что только у слов мужского рода бывают нулевые окончания?
- Откройте Обратный словарь на букву К. Прочитайте первые 10 слов. Что можно сказать об этих словах? (Они рифмуются.)
А почему дом с ними никак не рифмуется, а крыльцо-яйцо-лицо - опять рифмуются?
В чем же дело? (Примерный ответ. Один и тот же звук должен быть под ударением, чтобы слова рифмовались: в первых трех словах это звук [а]. В четвертом слове звук [м] ни с чем не рифмуется, и в последних словах один и тот же звук [о]: .)
Давайте вернемся к словам на букву К. Какой же звук в них стоит под ударением?
Выполнение упражнения в тетради для самостоятельной работы №8 (с. 6).
(Выполнение в соответствии с заданиями.)
Подведение итогов урока
Чем мы занимались на уроке?
Какие трудности были?
Кто доволен своей работой на уроке?
Домашнее задание №11 стр 7
Спасибо за урок!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение педагогического опыта по теме: "Словари на уроках русского языка как средство развития речи учащихся."
Словари на уроках русского языка как средство развития речи учащихся....
Разработка методической темы "Словарь фантазий как способ запоминания слов с непроверяемыми гласными".
Практическая значимость состоит в том, что "Словарик" поможет любому педагогу с минимальными затратами времени на подготовку, интересно и с пользой организоватьповседневную словарную работу, создаст о...
Устный журнал к предметной неделе по русскому языку по теме: "Словарь - вселенная в алфавитном порядке..."
Проводимые в школах предметные недели ещё раз показывают значимость изучаемых предметов (русский язык, литература), их взаимосвязь между собой. Предметные недели способствуют раскрепощению лично...
Презентация к уроку русского языка во 2 классе по теме "Словарь происхождения слов".
Презентация к уроку русского языка во 2 классе по теме "Словарь происхождения слов"....
Конспект открытого урока на тему: "Роль имён существительных в предложении и в речи. Многозначные слова, синонимы, антонимы Знакомство с разными видами словарей, работа со словарями, чтение словарных статей".
На этом уроке русского языка обучающиеся познакомится с разными видами словарей : с толковым словарем, со словарями синонимов и антонимов, со словарем иностранных слов.Дети овладеют первичными н...
Тема: Словари, справочники, энциклопедии.
Представление о справочной литературе, цели обращения к словарям и энциклопедиям, обучение работе с ними.Первые энциклопедии «Что такое? Кто такой?» Структура энциклопедий. Расположение ма...
Проверочная работа по теме "Словари"
Материал содержит проверочную работу, цель которой - проверить умения второклассников пользоваться словарями учебника. Работа приводится в двух равноценных вариантах. Даны критерии оценки....