Разработка методической темы "Словарь фантазий как способ запоминания слов с непроверяемыми гласными".
методическая разработка по русскому языку (4 класс) на тему

Перепелятникова Наталья Александровна

Практическая значимость состоит в том, что "Словарик" поможет любому педагогу с минимальными затратами времени на подготовку, интересно и с пользой организовать

повседневную словарную работу, создаст основу для последующей языковой практики учащихся, поможет разнообразить работу на уроке, обеспечит богатство переживаний школьника,

связынных с познанием самого слова, употреблением его в речи в разных значениях, что, в свою очередь, повысит внимание к слову.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_metodicheskoy_temy.docx871.71 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка методической темы

«Словарь фантазий как способ запоминания слов с непроверяемыми гласными»

 Учитель: Перепелятникова Наталья Александровна       2009-2010 уч. год                        

Словарная работа на уроке русского языка в начальной школе входит в структуру урока ежедневно. Словарная работа - это одно из средств развития речи младших школьников.

Младшие школьники должны запомнить большое количество слов с непроверяемыми орфограммами, и научить ребенка писать эти слова без ошибок - одна из важнейших задач, стоящих перед учителем. Длительная работа по запоминанию этих слов не всегда результативна. Дети запоминают слова, не осмысливая их, автоматически. Для семилетнего ребенка буква - это лишь набор элементов, она "неживая". "Ребенок мыслит образами" (К.Д.Ушинский). Значит, чтобы младшие школьники лучше запоминали слова, надо "оживить" букву.

Одним из способов, обеспечивающих осмысленность и тем самым повышающих правильность и прочность запоминания словарных слов, можно считать работу по составлению "Словаря фантазий". Составляя "Словарь фантазий", дети проявляют творчество. Работа с интересом позволяет мотивировать правописание непроверяемых гласных.

При составлении "Словаря фантазий" дети стремятся получить этимологическую справку о слове, информацию о происхождении слова, его первоначальном значении, что помогает "прояснить" исторический состав слова. По составленному "Словарю фантазий" дети с легкостью запоминают слова с непроверяемыми гласными.

Процесс запоминания словарных слов связан с процессом воображения, что позволяет "оживить" букву, и влияет на прочность знаний у младших школьников. Словари фантазий могут составляться на конкурсной основе, что вызывает творческую активность у детей и помогает запоминать слова с непроверяемыми гласными.

Современная интерпретация содержания словарной работы в начальной школе: от экстенсивного к интенсивному обучению

В настоящее время в обществе сложилось новое понимание основной цели образования. Учитель в первую очередь должен заботиться о формировании у ученика способности к саморазвитию, которая обеспечит интеграцию личности в национальную и мировую культуру. Во главу угла при обучении русскому языку ставится коммуникативно-речевая направленность процесса познания, а именно, обогащение школьников лексическими средствами как основными в коммуникативной деятельности.

Основными принципами, решающими современные образовательные задачи с учетом запросов будущего, становятся:

1. Принцип деятельности, включающий ребенка в учебно-познавательную деятельность. Само обучение называют деятельностным подходом.

2. Принцип целостного представления о мире в деятельностном подходе, тесно связанный с дидактическим принципом научности, но глубже по отношению к традиционной системе. Здесь речь идет о личностном отношении учащихся к полученным знаниям и умении применять их в своей практической деятельности.

3. Принцип непрерывности, означающий преемственность между всеми ступенями обучения на уровне методологии, содержания и методики.

4. Принцип минимакса заключающийся в следующем: учитель должен предложить ученику содержание образования по максимальному уровню, а ученик обязан усвоить это содержание по минимальному уровню.

5. Принцип вариативности, предполагающий развитие у детей вариативного мышления, то есть понимания возможности различных вариантов решения поставленной задачи и умения осуществлять систематический перебор вариантов. Этот принцип снимает страх перед ошибкой, учит воспринимать неудачу не как трагедию, а как сигнал для ее исправления.

6. Принцип творчества (креативности), предполагающий максимальную ориентацию на творческое начало в учебной деятельности ученика, приобретение им собственного опыта творческой деятельности.

Таким образом, для современного этапа развития школьного образования характерен переход от экстенсивного обучения к интенсивному. Актуальными становятся проблемы развития интуитивного, образного мышления, коммуникации, а также способности мыслить творчески. В практике обучения русскому языку в настоящее время привлекает огромный развивающий и образовательный потенциал словарной работы как один из этапов урока. Одной из узловых проблем методики преподавания русского языка в школе первой ступени является содержание и методика работы над непроверяемыми написаниями.

Анализ приемов словарной работы в начальной школе привел к выводу, что все ее многообразие в большинстве случаев сводится к отработке правописания конкретной языковой единицы, учителя делают акцент на орфографию, пренебрегая лексической стороной. Педагоги избегают употребления сложных лексических терминов и понятий, делая главной целью словарной работы на уроках русского языка - умение правильно писать и не делать ошибок в предложениях. Несмотря на бесспорную необходимость формирования орфографической грамотности учащихся, нельзя всю словарную работу превращать в словарно-орфографическую. Работа над правописанием учащихся приобретает смысл лишь в общем контексте развития их речи. А наиважнейший элемент развития речи - обогащение словарно-лексического запаса.

Анализ перечисленных выше проблем говорит о том, что в современной начальной школе отсутствует система в организации словарной работы на уроках русского языка.

Исходя из изложенных положений, мною были разработаны учебно-методические пособия под названием «Словарь фантазий. Словарные слова» (Приложение 1).

Языковой материал по каждой лексической единице, внесенной в «Словарик», включает в себя несколько разделов:

 Ребус: при разгадывании ребусов дети самостоятельно или с помощью учителя проводят звуковой анализ, а затем и синтез слова, что способствует более прочному запоминанию слов с непроверяемыми написаниями.

 Толкование лексемы и иллюстрация, помогающая лучше понять лексическое значение слова.

Этимологическая справка, содержащая информацию о происхождении слова, его первоначальном значении.

 Однокоренные слова, позволяющие провести наблюдение над единообразным написанием в них корня.

 Синонимические, антонимические и фразеологические отношения: работа с синонимами, антонимами и фразеологизмами предполагает образование у учащихся некоторых лексикологических представлений, формирование понятий, а также усвоение слов и оборотов речи.

 Практический материал: загадки, пословицы, поговорки, предложения и тексты, позволяющие вести наблюдение над функционированием слов в речи. (Приложение 2

Творческая деятельность учащихся в работе со «Словариком» состоит в следующем:

исследовательская деятельность - анализ значения слова и особенно оттенков значения слова;

различные виды моделирования лексических отношений и структур; исследование слова в тексте: его связей с другими словами, возникающих в тексте новых оттенков значения слова и переносных, иносказательных, обусловленных текстом значений;

выбор слова в процессе конструирования (составления) предложений и текста; критический анализ выбранных слов, поиск лучшего слова, замена неудачно выбранных слов;

творческие работы: рассказы и сочинения учащихся, их описания, зарисовки, шутки, юморески, загадки и пр.;

составление собственных словариков.

В процессе работы со «Словариком» у школьников формируется внимание к слову, к его значению и оттенкам значения, к его уместности в предложении и в тексте; вырабатывается быстрота выбора слова, точность выбора. Систематическое использование «Словарика» на уроках не только повышает орфографическую грамотность, обогащает и активизирует запас слов ребенка, но и постепенно формирует понятие о языке как функционирующей системе.

Практическая значимость состоит в том, что «Словарик» поможет любому педагогу с минимальными затратами времени на подготовку,  интересно и с пользой организовать повседневную словарную работу, создаст основу для последующей языковой практики учащихся, поможет разнообразить работу на уроке, обеспечит богатство переживаний школьника, связанных с познанием самого слова, употреблением его в речи в разных значениях, что, в свою очередь, повысит внимание к слову. А первоначальное ознакомление младших школьников с элементами лексикологии (синонимия, антонимия, фразеология) поможет учителю среднего звена проводить углубленную и систематическую работу над словом, как лексической единицей, обеспечит систему преемственности двух ступеней обучения.

Такой подход к работе над словарными словами повышает интерес к родному языку, обеспечивает наилучший развивающий эффект и мотивацию учения, снимает тормозящие факторы, о чем свидетельствуют следующие показатели:

 русский язык возглавил первую тройку любимых предметов, набрав 56%;

 речевой потенциал учащихся возрос на 50%;

 усложнилась фразовая организация высказываний:

увеличилась длина предложений (5-7 слов),

доминирует употребление фраз третьей и четвертой степени глубины;

 повысился показатель лексического разнообразия: вариативность составляет 0,775;

 средний показатель орфографической грамотности:

во втором классе - 83%,

в третьем классе - 92%,

Литература:

Бакулина Г.А. «Новый подход к словарно-орфографической работе на уроках русского языка» / Начальная школа № 3 2000 год.

Волина В.В. «Занимательная азбуковедение»./ Москва, «Просвещение», 1991 год.

Хованская В. «Занимательный словарь». / Начальная школа № 4, 2000 год. (газета)

Львов М.Р. и др. «Методика преподавания русского языка в начальных классах». Учебное пособие для студентов высших учебных заведений.» / Москва «Академия», 2000 год.

Приложение 1.

«Словарь фантазий. Словарные слова»

Руководитель проекта Перепелятникова Наталья Александровна

                                             классный руководитель

2009 - 2010 учебный год

4 класс Свинтицкая Вероника

Арбуз - сахарный, алый, жар.

Альбом - слайд, марка, краска.

Железо - крест, жесть, шест.

Автобус - касса, трасса, транспорт.

Ботинки -обувь, осень, дождь.

Декабрь - месяц, лёд, снег.

Победа - родина, воин, орден.

Коньки - спорт, острые, сборы.

Обед - борщ, плов, отдых.

Народ - страна, паспорт, нация.

Петух - песня, пение, перья.

Пальто - плащ, ткань, драп.

Морковь - овощ, сок, плод.

Космонавт - космос, опыт, орден.

Аллея - парк, сад, травка.

Аптека - вата, марля, градусник.

Библиотека - книга, список, шрифт.

Воскресенье - отдых, поезд, корт.

Медведь - зверь, мех, лес.

Животное - кит, тигр, сфинкс.

Корабль - море, кок, боцман.

Завод - мастер, план, ударник.

Посуда - столик, нож, мойка.

Концерт - ложа, домра, соло.

Картофель - "Астерикс", "Лаура", драники.

Концерт - хор, фокусы, рок, фолк.

Корабль - море, лодка, док.

Корова - поле, дойка, творог.

Ладонь - пальцы, ладушка, ласка

Лопата - лодырь, лопать, лопасть.

Мороз - холод, Новый год,

Молоко - соска, творог, кости.

Морковь - овощ, сок, кожа.

Машина - танк, масса, ралли.

Медведь - лес, пчёлы, мёд.

Народ - нация, раса, масса.

Облако - ненастье, прохлада, фантазия.

Одежда -мода, пояс, холод.

Песок - лето, берег, жёлтый, дети.

Путешествие - поездка, окрестность, поселок, деревня.

Петух - гребень, церковь, терем.

Погода - гром, дождь, облако, солнце.

Правительство - право, нация, Латвия.

Ребята - дети, бег, вместе.

Растение - сад, парк, кактус, радость.

Ракета - запуск, факел, магия.

Серебряный - лес, снег, блеск.

Столица - город, дом, Осло.

Собака - дог, сторож, дом.

Наталии Ковалевой    4 класс

Приложение 2

Кроссворд в загадках.

Через поле напрямик                                              4. Пушистая вата

Скачет белый воротник.                                             Плывет куда-то.

Если дождик,                                                               Чем вата ниже,

Мы не тужим –                                                            Тем дождик ближе.

Бойко шлепаем                                                        5.  Он в берлоге спит зимой

По лужам,                                                                      Под большущею сосной,

Будет солнышко                                                           А когда придет весна,

Сиять –                                                                          Просыпается от сна.

Нам под вешалкой                                                   6. Льется речка – мы лежим.

Стоять.                                                                          Лед на речке – мы бежим.

Он в мундире ярком,                                               7. Не снег и не лед,

Шпоры для красы.                                                       А серебром деревья уберет.

Днем он забияка,

Поутру – часы.

1

2

3

4

5

6

7

Ответы: 1. Заяц, 2. Сапоги, 3. Петух, 4. Облака, 5. Медведь, 6. Коньки, 7. Иней.

Слово: Запомни.

Игра: «Буквы рассыпались.»

Р А Д Ь Т Е Т                    

О Й Ф Е

О Б Е Й В О Р

Ф Е С П Р О С И Я

Л О Н Ь Д А

П З Е Й Ж А

/ Тетрадь, фойе, воробей, профессия, ладонь, пейзаж.

Ребусы.

40А

А

рок

  П

ад

                 

              100 К

                           

           

           РОНА

 

Ответы:  Сорока, подарок, запад, восток, ворона, вокруг.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мнемотехнические приемы запоминания слов с непроверяемыми написаниями

Яркое представление слов с непроверяемыми написаниями....

ПРИЁМЫ ЗАПОМИНАНИЯ ПРАВОПИСАНИЯ СЛОВ С НЕПРОВЕРЯЕМЫМИ ГЛАСНЫМИ.

О некоторых  приемах запоминания словарных слов...

Слова с непроверяемыми гласными в корне слова.Презентация.3 класс УМК Планета знаний

Презентация подходит к любому УМК Предложенная методика и памятки помогают учащимся легко запоминать слова с непроверяемыми гласными в корне слова....

Работа воспитателя по запоминанию слов с непроверяемыми гласными в корне слова.

В публикации освещены разные методыя, приёмы и средства для успешного формирования навыка правописания словарных слов....

Конспект урока русского языка "Слова с непроверяемыми гласными. Выделение трудной гласной в словах"

Тема урока: Слова с непроверяемыми гласными. Выделение трудной гласной в словах.  Урок проводился для детей с интеллектуальными нарушениями....