Правописание безударных окончаний имён существительных в предложном падеже.
методическая разработка по русскому языку (4 класс)

Амелина Марина Игоревна

Цель: формировать навык правописания безударных окончаний имён существительных в предложном падеже.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл _urok_amelina.docx138.45 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка 4 класс

Тип урока: изучение нового материала.

 Цель урока: формировать навык правописания безударных окончаний имён существительных в предложном падеже.

 Задачи:

 Образовательные задачи урока:

  1. уточнить знания об особенностях предложного падежа;
  2. отрабатывать умение правильно определять безударные окончания;
  3. познакомить с падежными окончаниями имён существительных в предложном падеже, формировать навык правописания безударных окончаний имён существительных в предложном падеже, совершенствовать умение обосновывать написание безударных падежных окончаний имён существительных.
  4. формирование умения сравнивать с образцом;
  5. определять способ выполнения задания в паре, в группе

 Развивающие задачи урока:

  1. развивать устную и письменную речь учащихся, навыки самоконтроля и взаимоконтроля.
  2. развитие речи, внимания, мыслительных процессов

 Воспитательные задачи урока:

  1. расширять кругозор учащихся; воспитывать гражданско-патриотические качества личности.
  2. развитие межличностных отношений.

 Методы и приёмы: диалогические, исследовательские, алгоритмические, репродуктивные, наглядные, практические.

 Формы работы: фронтальная, парная, индивидуальная, групповая

1.Начнем работу на уроке  с орфографической минутки.  Прочитайте слова.

ХЛЕБОРОБ СЕМЕНА ПШЕНИЦА ОВЕС  УРОЖАЙ

Запишите по алфавиту. Проверка.

 Дополним группу еще одним словом.  Отгадайте загадку. (на доске)

На сметане мешен,

На окошке стужен,

Круглый бок, румяный бок.

Покатился он в лесок.

ответ КОЛОБОК

Что вам напомнило это слово? (Сказку)

- Оказывается колобок – это не только сказочный герой. Это слово существует очень давно. Выясним, что обозначает слово колобок.

Работа в группах по 4 человека.

  1. Собрать текст  про Колобок (Разрезан на предложения)

Колобок не случайно стал героем русской народной сказки. Большие и маленькие колобки издавна пекли на Руси. Маленький круглый хлеб удобно было брать в поле. Колобки часто брали с собой в дорогу. В северных деревнях до сих пор дети лакомятся колобками из ржаной муки.

  1. Определить род, склонение
  2. Просклонять слово колобок
  3. Работа со словарем (Было старинное слово  колоб - шар, башка. Отсюда колобок, те круглый бок.)

-С каким словом мы познакомились? А можно ли добавить его  в группу слов с непроверяемыми написаниями? Запишите в тетрадь.

2.Вспомним отрывок из известной сказки. 

Взяла старуха крылышко, по коробу поскребла ножом. Замесила  тесто из муки и молока.

Запишем  под диктовку по цепочке с объяснением в тетрадь. ( Текст закрыт на доске)

- Определите,  в каком падеже нет существительного? Запишите заглавную букву на полях. - нет П.п.

-А как вы определили?  Что нужно сделать чтобы определить падеж? Правило.

( По цепочке дети называют сущ+падеж)

-Сколько мы с вами изучили падежей? (5)

- Откройте учебники и прочитайте тему нашего урока. «Правописание безуд  окончаний им существ единственного числа в предложном падеже»

-Что мы должны вспомнить? (все о П п)

-Узнать? (окончания)

-Научиться? ( писать  окончания)

-А поможет вспомнить таблица «Склонение им сущ»

(На экране появляется таблица с ошибками)

Исправляют.

-Назовите вопросы П п.

-Почему падеж так назван?

-С какими предлогами употребляется?

-Выполняя эту работу, что повторили? (Все о П п)

- Что нам нужно узнать? Таблица.  ( Какие окончания имеет П п)

- Как найдем ответ на этот вопрос? (Правило в учебнике выучить)???

-Как  еще можно узнать? (слово-помощник)  

-Назовите  проверочные слова для существительных 1, 2 и 3 склонения.

-Запишите в таблицу данные им сущ в предложном  падеже.

Какое окончание в 1скл? Во 2? В 3?

 -Что общего у слов? (ударное окончание)

-В чем отличие? (в 1 и 2 скл=Е, в 3скл= И)

-Почему  у сущ ед числа в П.п. разные окончания? От чего это зависит? (от склонения)

Падежные окончания имен существительных единственного числа

 1, 2, 3 склонения

Падеж

1-е склонение

2-е склонение

3-е склонение

И.п.

-а, -я

-□, -о, -е, -ё

-□

Р.п

-ы, -и

-а, -я

Д.п.

-у, -ю

В.п.

-у, -ю

неодушевленные, как в Р.п

одушевленные как в И.п

-□

Т.п.

-ой, -ою, -ей, -ею

-ом, -ем

П.п

Проверяем. Назвать слово + окончание.

- А теперь постарайтесь  сами сформулировать правило: какие буквами нужно обозначать безударные гласные в окончаниях имен существит  1,2, 3скл?

- Сравним наш вывод с правилом в учебнике. Один ученик читает вслух.

-Мы вспомнили все о П п, узнали какие безуд окончания пишутся у сущ П п.

-Чему  мы должны научиться? ( Как пользоваться новыми знаниями)

-Вспомним алгоритм. Работа в паре №1 и №2. Взаимопроверка.

№ 1.

1. Произношу слово и выясняю, есть ли ____________гласный в окончании имени существительного.

2. Определяю  __________________

3. Определяю ___________________

4. Вспоминаю или выясняю по таблице _______________

существительного

№ 2.

1. Произношу слово и выясняю, есть ли _________гласный в окончании имени существительного.

2. Определяю _________________

3. Подставляю в предложение _________слово того же склонения.

4. Пишу в слове такое окончание, как в ______________слове.

6. Тетрадь. Задание№25. прочитать текст. Вставить пропущенные окончания.  Группа 4 человека. Объяснение. Запись. Проверка. Легко было вставлять окончания? Почему?

Сказку «Аленький цветочек» записал известный русский писатель Сергей Тимофеевич Аксаков. Он услышал её в детств__ во время своей болезн__ . Писатель так рассказывает об этом в повест__ «Детские годы Багрова внука»: «Скорому выздоровлению моему мешала бессонница…  По

совету тётушки, позвали один раз ключницу Пелагею, которая была великая мастерица сказывать сказки. Пришла Пелагея, села у печк__ и начала говорить, немного нараспев: «В неким царств__ , в некиим государств__ ...»

Из вступительной статьи

к сказке «Аленький цветочек»

Помните, я вам загадывала в начале урока загадку?

На сметане мешен,

На окошке стужен,

Круглый бок, румяный бок.

Покатился он в лесок.

Фронтальная работа. -Найдите сущ с безударными окончаниями. Стереть окончания. Пользуясь алгоритмом, восстановите и запишите загадку. Проверка.

-О чем загадка? О колобке. В какой форме записали отгадку? А теперь посмотрим на экран.

8.  Работа с классификатором.

Прочитайте слова.  Компьютер уже разделил слова.

-О чем думал компьютер, когда делил слова?

 

1)На земле, на воде, в груди, в степи

В тетради,  на яблоне, в опасности, на вишне  (ударн и безуд окончания)

-Можем ли мы включить слово Колобок в группу? (Да, тк ударное окончание)

2) тетради,   в опасности,  в груди, в степи

на яблоне, на вишне,  на земле, на воде (окончание и предлоги)

-Можем ли мы включить слово Колобок в группу? нет

3)  в тетради,   в опасности,  в груди, в степи

на яблоне, на вишне,  на земле, на воде (1 и 3 скл)

-Можем ли мы включить слово Колобок в группу? нет

8. Итог урока. Что повторили? Что узнали?  Что поняли? Что понравилось? Что было трудным?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Правописание безударных окончаний имён существительных в предложном падеже"

Урок-путешествие к таинственному острову Сокровищ.Подробный конспект урока+ презентация.  Ребусы, кроссворды,карточки, перфокарты.Индивидуальная, групповая , работа в парах.....

План-конспект урока по русскому языку в 4 классе по теме: Правописание безударных окончаний имен существительных в предложном падеже"

Урок изучения новой темы, используется ИКТ. Цель: научить учащихся проверять безударные окончания в предложном падеже, воспитывать самостоятельность, коммуникативность....

урок русского языка в 4 классе."Правописание безударных окончаний имён существительных в предложном падеже".

Тип урока: Урок закрепления и совершенствования знаний, умений инавыков. Урок – путешествие на таинственный остров Сокровищ.Примененные педагогические технологии: технология игрового обучения, информа...

презентация к уроку русского языка в 4 классе. "Правописание безударных окончаний имён существительных в предложном падеже".

Тип урока: Урок закрепления и совершенствования знаний, умений инавыков. Урок – путешествие на таинственный остров Сокровищ.Примененные педагогические технологии: технология игрового обучения, информа...

Конспект урока на тему::Правописание безударных окончаний имён существительных в предложном падеже

Правописание безударных окончаний имён существительных в предложном падеже в 4 классе...